–PAGE_BREAK– продолжение
–PAGE_BREAK–1.3. Маркетинговая деятельность предприятия
ООО «Инжстрой-Сити Монолит» является, по своей сути, производственной организацией, у которой конечный результат ее производственного процесса – объект завершенного строительства. Он как товар не рассматривается, он выступает, в основном, в качестве имиджевого, рекламного элемента. В виде товара организация предлагает покупателю (заказчику) определенный комплекс производственных услуг, выступая на конкретном сегменте строительного рынка в качестве сервисного предприятия.
Основная цель службы маркетинга в организации — это создание постоянно действующей системы сбора, обработки и обмена объективной информации между всеми структурными подразделениями фирмы для обеспечения устойчивого, прогнозируемого и управляемого процесса сбыта комплекса строительных услуг.
Эффективность маркетингового управления целиком и полностью зависит от способности управленческого аппарата соединить понимание тенденций экономических процессов во всех подразделениях предприятия.
ООО «Инжстрой-Сити Монолит» с помощью тендера организует поиск Заказчиков с целью заключения взаимовыгодных договоров, с максимальной экономией времени и ресурсов. Тендер – особая форма заключения договоров на поставку товаров и подрядов на выполнение работ, которая предполагает наличие нескольких предложений от поставщиков или подрядчиков с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для заказчика.
Участие в торгах, где заказчиком выступает серьезная компания, располагающая ни одним потенциальным строительным объектом, независимо от их результата, предоставляет оференту возможность:
– приобрести опыт участия в торгах, подготовки конкурсных предложений;
– в ходе личного контакта с заказчиком, продемонстрировать и документально подтвердить свою квалификацию, видение и пути решения организационных, технологических и иных проблем по организации строительного процесса в целях создания положительного имиджа с перспективой на дальнейшее сотрудничество;
– получить информацию о победителях конкурса, осуществить сравнительный анализ и выделить слабые стороны своего предложения для их последующей корректировки и доработки;
– осуществить личный контакт с победителями торгов для рассмотрения возможности своего участия в данном, и иных проектах в качестве субподрядной строительной организации;
– получить дополнительную информацию о предприятиях-конкурентах.
Ценовая политика предприятия заключается в том, чтобы цена покрывала издержки и давала возможность получить нормальную прибыль. Важным изменением в ценовой политике руководителя является усиление ориентации на рыночные цены.
Конкурентной силой в организации выступает давление со стороны поставщиков. Оно заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая организацию снизить количество поставляемых услуг, а, следовательно, и прибыль. Альтернативно — слабые поставщики дают возможность снизить цены на их продукцию и требовать более высокого качества. Власть поставщиков низкая, это происходит из-за того, что на ООО «Инжстрой-Сити Монолит» существуют альтернативные поставщики, к которым можно обратиться, в случае, если основные поставщики не будут удовлетворять интересы предприятия.
Еще одной конкурентной силой можно назвать угрозу появления заменяющих услуг. Существование полностью заменяющих услуг составляет серьезную конкурентную угрозу, ограничивающую цены компании и ее прибыльность.
У работ, выполняемых ООО «Инжстрой-Сити Монолит» работы заменители на рынке отсутствуют.
Создание штатного маркетингового отдела в ООО «Инжстрой-Сити Монолит» не целесообразно. Наиболее рациональным является такой подход, при котором каждое структурное подразделение компании выполняет конкретные маркетинговые функции в части своих прямых функциональных обязанностей. В той или иной степени все подразделения фирмы занимаются маркетингом, порой, не осознавая этого. Объемы, периодичность и формы предоставления информации определяются коммерческим директором, в обязанности которого входит сбор, анализ, выработка решений и рекомендаций по вопросам организации и координации производственно-сбытовой деятельности предприятия. Задача руководителя – выработать единую концепцию организации маркетинговой деятельности предприятия и создать условия для ее реализации.
Выводы
В первой главе дипломного проекта была представлена полная характеристика ООО «Инжстрой-Сити Монолит». Общество с ограниченной ответственностью «Инжстрой-Сити Монолит» относительно молодая компания, на счету которой уже немало наград и результатов ее деятельности. Предприятие работает со многими поставщиками, использует современное оборудование, поставляемое из Германии. На предприятии для ведения всех операций горнопроходческого щита от разработки забоя, транспорта грунта и материалов по тоннелю до возведения железобетонного крепления тоннеля используется специализированный комплекс. Работы ведутся по цикличной схеме. Способ и приемы разработки забоя могут меняться в зависимости от горно-геологических условий. Основными технологическими процессами являются раскопка шахт, проходка микрощитом, устройство ж/б камер, демонтаж стройплощадки, строительство дождевых и тренажных канализаций.
Основная цель службы маркетинга в организации — это создание постоянно действующей системы сбора, обработки и обмена объективной информации между всеми структурными подразделениями фирмы для обеспечения устойчивого, прогнозируемого и управляемого процесса сбыта комплекса строительных услуг.
2. Анализ и совершенствование системы организации и управления
2.1. Производственная структура
Производственная структура предприятия – это совокупность его относительно самостоятельных частей, расположенных на территории предприятия и связанных отношениями производственной кооперации.
Она формируется путем расчленения производства на примерно равновеликие подсистемы, как бы «по горизонтали».
Деление может производиться сразу на n частей или по принципу дихотомической декомпозиции (пополам, затем каждая часть еще раз пополам и т.д.), на основе функционального, территориального, технического и других видов единства образующихся подсистем.
Производственная структура рассматриваемого предприятия представлена на рис. 2.1.1.
Рис. 2.1.1 Производственная структура ООО «Инжстрой-Сити Монолит»
В ООО «Инжстрой-Сити Монолит» деление производится на основе территориального принципа построения, т.к. участки производительных работ располагаются в различных районах г. Москвы и ближайшего Подмосковья и занимают по масштабу довольно большую территорию. Следуя из этого можно определить фактор влияния на производственную структуру. Им будет являться разбросанность.
Самый крупный объект – строительство 2-х километрового канализационного коллектора (диаметром 2м) от Устьинского моста до Центральной насосной станции р-на Таганский. Объект очень интересный, но и сложный по своему выполнению из-за крайне стесненных и сложных горно-геологических условий строительства. Тем не менее, часть этого коллектора комплексом AVN – 2000 уже построено. Так же ведется строительство 2км канализационного коллектора (диаметром 1500) в Химках-Ховрино и в Левобережном. Параллельно со строительством канализационного коллектора ведутся работы по строительству дождевых и тренажных канализаций.
ООО «Инжстрой-Сити Монолит» выполняет функции генерального подрядчика по строительству центрального ядра ММДЦ «Москва-Сити». Строительство этого объекта является уникальным. Это крупнейшая стройка в Москве. За период строительства с июня 1998 года по 31 декабря 2002 г. Выполнены следующие работы:
· Устройство ограждающей противофильтрационной стены (ОПФС) глубиной 26 п.м.
· Разработка грунта котлована 1960000 м3
· Производство монолитных бетонных работ 282712 м3
· Устройство гидроизоляции 104568 м2
В настоящее время выполнены работы по устройству периметрального коллектора для инженерных коммуникаций и приемных резервуаров для сточных и бытовых отходов, ведутся работы по устройству несущих конструкций Центрального ядра «ММДЦ «Москва-Сити»», сетей водостока и строительству периметральной транспортной эстакады.
2.2 Структура управления предприятием
2.2.1 Общие сведения об организационной структуре
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации, она устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений. Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.
2.2.2 Анализ существующей организационной структуры
Ниже представлена организационная структура ООО «Инжстрой-Сити Монолит» за 2005 год (рис. 2.2.1). Рассмотрим все звенья этой системы, их функции и связи между собой.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. К первым относят одноуровневые элементы. Так между блоками второго уровня существует горизонтальная связь. Ко вторым относят элементы, состоящие в подчинении, имеющие так называемую иерархичность. Так, в ООО «Инжстрой-Сити Монолит» вертикальные связи осуществляются по следующему принципу: элементы третьего и четвертого уровня подчиняются элементам второго (Заместителю генерального директора по экономике, Главному инженеру), которые уже непосредственно подчинены Генеральному директору предприятия, элементу первого уровня.
Так как на предприятии существует 4 уровня управления, систему принято называть многоуровневой.
В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. ООО «Инжстрой-Сити Монолит» имеет бюрократический тип управления, в основу которого входит четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов, иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим, наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей, дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей, осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.
ref SHAPE \* MERGEFORMAT
Рис. 2.2.1 Организационная структура ООО «Инжстрой-Сити Монолит»
Перейдем к рассмотрению типа организационной структуры и связей между подразделениями. Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними. В нашей структуре присутствуют все три вида связей между подразделениями: линейные, отражающие административное подчинения одного звена другому, функциональные, то есть связи одной сферы деятельности, без административного подчинения, и межфункциональные или кооперационные (связи одного уровня).
Рассматриваемое предприятие имеет линейную структуру управления. Во главе организации стоит генеральный директор, у которого в подчинении находятся Заместитель генерального директора по экономике, главный инженер, кадровая служба и секретариат. Генеральный директор наделен полномочиями и осуществляет единоличное руководство подчиненными ему подразделениями и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. В свою очередь главному инженеру подчинены 12 отделов: Участок производства поверхностных работ, участок производства подземных работ, строительный участок, общий отдел, отдел снабжения, диспетчерская служба, отдел главного механика, главного энергетика, главного маркшейдера, производственно-технический отдел, отдел по охране труда и хозяйственный отдел. В свою очередь отделу главного механика подчинена механическая база, а ей ремонтная служба. Заместителю генерального директора по экономике отданы в подчинение 2 отдела. Это отдел бухгалтерского учета и сметно-договорной отдел.
Так, каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.
Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.
Как видно из рис. 2.2.1, в нашей структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура характерна для небольших организаций, каковым ООО «Инжстрой-Сити Монолит» и является. Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний. Основными отрицательными моментами использования линейной организационной структуры являются: высокие требования руководителю и большая нагрузка на него, отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений, затруднительные связи между инстанциями.
продолжение
–PAGE_BREAK–На предприятии различают также функции управления, то есть совокупность действий однородных по некоторому признаку, обеспечивающих достижение частной цели и направленных на достижение общей цели управления: производственные, управление производством и управление управлением.
Производственные функции осуществляет производственный персонал (специалисты): рабочие, техники, инженеры, конструкторы, технологи, инспекторы, секретари, бухгалтеры. Управление производством осуществляют мастера участков, бригадиры, начальники участков, то есть те, у которых в подчинении специалисты (менеджеры). На рассматриваемом предприятии управлением производством занимаются начальники участков производства поверхностных и подземных работ, строительного участка, механической базы, общего и отдела снабжения, диспетчерской службы и хозяйственного отдела. Управление управлением осуществляют руководители, у которых в подчинении находятся менеджеры, руководители, занимающиеся стратегическим управлением, внешним представительством и консультационной деятельностью. Они направляют деятельность менеджеров в соответствии с целью и миссией организации. В нашем случае это заместитель генерального директора по экономике, главный инженер, начальник отдела кадров и секретарь.
Деятельность предприятия можно рассматривать как совокупность в различных функциональных областях. Деятельность этих областей отражается в функциональных процессах. В таблице 2.2.2 представлены функциональные области предприятия, выделенные по функциональному признаку и процессы, в них протекающие.
Таблица 2.2.2
Функциональные области управления и процессы
Проанализируем уровень и соотношение размеров заработной платы работников предприятия. Согласно ст. 129 ТКРФ оплата труда – это система взаимоотношений, связанных обеспечением, установлением и осуществлением работодателем выплат работникам за труд в соответствии с законами, коллективными договорами. Согласно этой же статье заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации (статья 143 ТКРФ). Тарификация работы – это отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Тарифный разряд – это величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника. Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Согласно статье 143 ТКРФ основой системы оплаты труда является тарифная система. Она включает тарифную ставку (оклад), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Сама тарифная система понимается как совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различной категории. Тарифная ставка – это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности в единицу времени.
Рассмотрим штатное расписание рассматриваемого предприятия за 2004 год.
Таблица 2.2.3
Штатное расписание
№ п/п
Структурное подразделение
Профессия (должность)
Кол-во штатных единиц
Оклад (тарифная ставка), руб.
1
2
3
4
5
1
Дирекция
Генеральный директор
1
6000
2
Главный инженер
1
5500
3
Заместитель генерального директора по экономике
1
5800
4
Отдел главного механика
Главный механик
4
4500
5
Механик
2
3000
1
2
3
4
5
6
Отдел главного энергетика
Главный энергетик
1
4500
7
Энергетик
4
3000
8
Производственно-технический отдел
Начальник
1
4500
9
Заместитель начальника отдела
1
4000
10
Ведущий инженер
1
3500
11
Старший инженер
1
3300
12
Инженер
10
3000
13
Отдел главного маркшейдера
Главный маркшейдер
1
5000
14
Маркшейдер участка
7
3000
15
Маркшейдер
9
3000
16
Отдел бухгалтерского учета
Главный бухгалтер
1
4500
17
Заместитель главного бухгалтера
1
3500
18
Старший бухгалтер
1
3000
19
Бухгалтер
5
2500
20
Кассир
3
2000
21
Сметно-договорной отдел
Начальник
1
4500
22
Инженер
4
3000
23
Секретариат
Секретарь руководителя
1
2500
24
Отдел по охране труда
Инженер по охране труда
1
3000
25
Отдел снабжения
Начальник
1
4500
26
Ведущий инженер
1
3500
27
Инженер
4
3000
28
Общий отдел
Менеджер
4
4000
29
Юрисконсульт
2
4000
30
Инженер по защите информации
2
3000
31
Отдел кадров
Начальник
1
4000
32
Инспектор по кадрам
4
3000
33
Табельщик
2
2500
34
Диспетчерская служба
Главный диспетчер
1
3000
35
Диспетчер
4
2000
36
Хозяйственный отдел
Комендант
1
3000
1
2
3
4
5
37
Водитель легкового автомобиля
6
2000
38
Уборщик производственных и служебных помещений
6
2000
39
Строительный участок
Начальник участка
1
4000
40
Ведущий мастер
1
3500
41
Мастер строительных и монтажных работ
6
3000
42
Мастер
8
3000
43
Механик
4
3000
44
Участок производства поверхностных работ
Начальник участка
1
4500
45
Ведущий мастер
1
3500
46
Мастер горный
10
3000
47
Мастер строительных и монтажных работ
7
3000
48
Мастер
6
3000
49
Механик
5
3000
50
Участок производства подземных работ
Начальник участка
1
4500
51
Ведущий мастер
1
3500
52
Мастер горный
13
3000
53
Механик
5
3000
54
Механическая база
Начальник
1
4000
55
Механик
3
3000
56
Мастер
4
3000
57
Заведующий материально-техническим складом
1
3000
Всего по ООО «Инжстрой-сити Монолит»
181
Чем ниже должность, тем ниже уровень заработной платы. Максимальный оклад имеет генеральный директор компании (6000 рублей согласно штатному расписанию), а минимальный – водитель, уборщик и диспетчер (2000 рублей у каждого). К сожалению, низкий уровень заработной платы на предприятии неблагоприятно влияет как на работу сотрудников, так и на текучесть кадров в целом по предприятию. Мотивация деятельности работников снижается, что приводит к снижению производительности труда на предприятии. Для обеспечения нормальной работы необходимо пересмотреть тарифные ставки работников и предложить оклад намного выше установленного.
Проанализировав имеющуюся на предприятии ООО «Инжстрой-Сити Монолит» организационную структуру можно сделать вывод о ее несовершенстве. Основным «узким местом» структуры является то, что главному инженеру подчинено слишком много отделов, вследствие чего он слишком перегружен работой. Для снятия с него обязанностей по управлению основным производством, необходимо ввести в структуру организации Заместителя генерального директора по производству и подчинить ему следующие отделы: Участок производства поверхностных работ, участок производства подземных работ, строительный участок, общий отдел, отдел снабжения диспетчерскую службу и хозяйственный отдел. Сам же Заместитель генерального директора по производству будет непосредственно подчинен генеральному директору.
Организационные изменения в организации требуют быстрых, сконцентрированных, но в то же время взвешенных мер. В результате должна быть сознана организационная структура, обеспечивающая эффективное управление хозяйственной деятельностью.
Организационная структура должна содействовать созданию такой совокупности управленческих воздействий, которая способна обеспечивать надежность организации на длительный период времени. Эффективной следует считать структуру, которая, не смотря на управленческие расходы и число уровней иерархии, обеспечивает возможность принимать ее в рамках эффективные управленческие решения.
Ниже представлен альтернативный вариант организационной структуры рассматриваемого предприятия (рис.2.2.4).
ref SHAPE \* MERGEFORMAT
Рис.2.2.4 Альтернативный вариант организационной структуры
2.3. Организация и управление основными технологическими процессами и производством в целом
2.3.1 Организация процесса во времени
Любой производственный процесс можно представить как совокупность работ различных видов. Чаще всего мы имеем дело с дискретными процессами, для которых характерны перерывы в работах: технологические (например, между сменами), организационные и случайные (простои).
Различают задачи организации процесса во времени и в пространстве. Первые являются универсальными.
Ниже представлен график организации комплекса работ во времени (рис.2.3.1).
Рис 2.3.1 График организации работ во времени
Виды работ:
1 – Проходка микрощитом AVN 1200, 1500, 2м;
2 – Освоение стройплощадки (огораживание, установки щита, мойки колес);
3 – Завоз оборудования для микрощита;
4 – Устройство ж/б камеры №27.
В течение периода Т= 3 года необходимо выполнить основную работу в объеме QТ=100% и определенный состав вспомогательных работ, часть которых задана только их содержанием и длительностью tj = 42 дня (ремонты, перестановки оборудования и т.д.).
Производительностью производственного процесса является его ритмичность, т.е. равные объемы за одинаковые промежутки времени.
Режим работы предприятия и отдельных производственных подразделений:
— нормальная продолжительность рабочего времени предприятия – 40 часов в неделю;
— для рабочих занятых на подземных работах — 36 часов в неделю.
— для работников устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями: суббота и воскресенье.
2.3.2 Организация управленческого труда
Условия труда на участке производительных работ и в офисе управления представляют собой совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность человека и его здоровья в процессе труда. Эти факторы подразделяются на следующие типы:
1. Санитарно-гигиенические, определяющие внешнюю производственную среду. Работникам производственного участка выдается спецформа, территория хорошо освещена, что соответствует нормальной работе.
2. Психофизиологические, обусловленные конкретным содержанием трудовой деятельности, характером данного вида труда. В пример возьмем работу ведущего мастера на производственном участке. Она является ответственной и состоит из постоянных перемещений по участку и частого общения с рабочими и начальством, физическая и нервная нагрузки велики. Для того, чтобы обеспечить высокую работоспособность нужен оптимальный режим труда и отдыха.
продолжение
–PAGE_BREAK–3. Эстетические, способствующие формированию положительных эмоций у работника. Стены в помещении офиса окрашены кремовым цветом, кабинеты хорошо освещены, управленцы и служащие оснащены специализированной оргтехникой, что способствует эмоциональному умиротворению и хорошей работоспособности.
2.3.3 Нормирование труда
Нормирование труда на предприятии представляет собой составную часть управления производством и включает в себя определение необходимых затрат труда на выполнение работ отдельными работниками, установление на этой основе норм труда.
При нормировании труда служащих применяются следующие виды норм труда: норматив численности, нормы обслуживания, нормы управляемости.
Норматив численности применяется для исчисления лимита численности рабочих и служащих. Так как нормативы численности не решают вопрос конкретной расстановки работников, используют нормы обслуживания и управляемости.
Нормы управляемости выражаются, как правило, численностью работников, непосредственно подчиненных руководителю.
При нормировании труда рабочих применяются следующие виды норм труда: норма времени, норма выработки, норма обслуживания.
В целях повышения эффективности труда повременщиков или устанавливаются нормативные задания на основе вышеуказанных видов норм труда.
Нормативное задание – это установленный объем работы, который работник или группа работников обязаны выполнять за время рабочей смены, рабочего месяца или за иную единицу рабочего времени.
Норма труда устанавливается на отдельную операцию или взаимосвязанную группу операций, законченный комплекс работ. Степень дифференциации норм определяется типом и масштабом производства, особенностями выпускаемой продукции, формами организации труда.
Нормы труда определяются по нормативным материалам для нормирования труда, утвержденными в централизованном порядке.
К нормативным материалам относятся: нормативы по труду, нормативы режимов работы оборудования, единые и типовые нормы.
Нормы труда на производство новой продукции разрабатываются одновременно с технологическими процессами в соответствии с запроектированными организационно-техническими условиями производства данной продукции и установленной проектной трудоемкости.
Введение новых норм труда и нормативных заданий, включая изменённые и пересмотренные, производится администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.
В случае выявления нарушений трудовой дисциплины, установленного порядка организации труда, недостоверности учета и отчетности по нормированию труда виновные привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности.
В качестве примера существующей организации труда можно привести баланс рабочего времени ведущего мастера на производительном участке (табл. 2.3.2).
Таблица 2.3.2
Баланс рабочего времени ведущего мастера на производственном участке
Благодаря координации деятельности рабочих со стороны мастера, в целом по производственному участку они успешно справляются с поставленными им нормами выработки.
Проектирование организации основных технологических процессов:
5. Демонтаж опор тельферной эстакады.
6. Раскопка шахт.
7. Проходка микрощитом AVN 1200, 1500, 2м шахт.
8. Устройство ж/б камер.
9. Восстановление опор тельферной эстакады.
10. Демонтаж стройплощадки.
11. Строительство дождевых и тренажных канализаций.
2.3.4 Технология управления
Технология управления – сущность процесса переработки информации
Основная задача технологии управления – в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения.
На предприятии используется программное обеспечение 1С: Бухгалтерия 7.7.
Это программное обеспечение позволяет объединить первичные данные, поступающие из разных отделов, в готовые, отвечающие современным требованиям, документы, кодирует и архивирует документы для удобного и быстрого поиска, позволяет оперативно вносить изменения в исходные данные, выводить на печать выходные документы в любом количестве.
Так же используется программное обеспечение «Смета 2000», которая способствует составлению смет.
Использование технологии управления на предприятии позволяет:
– контролировать производство на всех стадиях и получать, при этом, общую (объективную) картину;
– повысить скорость обработки информации;
– использование более сложных программ с более простым интерфейсом позволяет нанимать на работу менее квалифицированных работников;
– использование одного программного обеспечения на разных предприятиях позволяет унифицировать формы требуемых документов, а также быстро реагировать на изменения в российском законодательстве (в области требований к оформлению документов).
В конечном итоге, использование технологий управления ведет к повышению качества и производительности труда, снижению издержек производства и, как следствие, к снижению себестоимости и увеличению прибыли.
2.4 Структура управления персоналом и ее анализ
Анализ состояния кадрового менеджмента является одним из основных разделов анализа работы строительной организации. Только на основе глубокого и комплексного рассмотрения и изучения всех факторов можно дать оценку выполнения плана, оценить степень использования живого труда.
Персонал предприятия – это совокупность физических лиц, состоящих с фирмой как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. Он представляет собой коллектив работников с определенной структурой, соответствующей научно-техническому уровню производства, условиям обеспечения производства рабочей силой и установленным нормативно-правовым требованиям. Категория «персонал предприятия» характеризует кадровый потенциал, трудовые и человеческие ресурсы производства. Она отражает совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с неосновной деятельностью предприятия.
Основными характеристиками персонала организации являются: численность и его структура.
Численность персонала зависит от характера, масштаба сложности, трудоемкости производственных (или иных) и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации и компьютеризации. Эти факторы определяют ее нормативную величину. Более объективно персонал характеризуется списочной (фактической) численностью, т.е. числом сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент. В ООО «Инжстрой-Сити Монолит» списочная численность работников на конец 2005 года составляет 181 человек.
Структура персонала организации – это совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку. Она может быть статистической и аналитической.
Статистическая структура отражает распределение персонала и его движение в разрезе занятости по видам деятельности, а также категорий и групп должностей.
По признаку участия в производственном или управленческом процессе, т.е. по характеру трудовых функций, а, следовательно, занимаемой должности, персонал ООО «Инжстрой-Сити Монолит» подразделяется на следующие категории:
1. Руководители. Они осуществляют функции общего управления;
2. Специалисты. Они осуществляют экономические, инженерно-технические, юридические и другие функции;
3. Другие служащие (технические исполнители), осуществляющие подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание.
4. Рабочие, которые непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера.
Такое деление персонала организации на категории осуществляется в соответствии с нормативным документом – Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанным Институтом труда и утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21.08.98 №37.
Ниже приведена таблица классификации персонала по характеру трудовых функций на рассматриваемом предприятии.
Таблица 2.4.1
Классификация персонала по характеру трудовых функций
№ п/п
Категория работников
Состав
Кол-во человек
1
2
3
4
1
Руководители
Генеральный директор
Главный инженер
Заместитель генерального директора по экономике
Главный механик
Главный энергетик
Начальники отделов
Главный маркшейдер
Главный бухгалтер
Заместитель главного бухгалтера
Менеджеры
Главный диспетчер
Начальники участков
Мастер строительных и монтажных работ
Заведующий материально-техническим складом
90
2
Специалисты
Механики
Энергетики
Ведущий инженер
Старший инженер
Инженеры
Маркшейдеры
Старший бухгалтер
Бухгалтера
Инженер по охране труда
Юрисконсульт
Инженер по защите информации
Инспектора по кадрам
Диспетчер
55
1
2
3
4
3
Технические исполнители
Кассир
Секретарь руководителя
Табельщик
Комендант
Водитель легкового автомобиля
Уборщик производственных и служебных помещений
19
4
Рабочие
17
Составим диаграмму процентного соотношения работников разных категорий (рис. 2.4.2).
\s
Рис. 2.4.2 Диаграмма процентного соотношения работников различных категорий
Профессиональная структура персонала организации – это соотношение представителей различных профессий или специальностей, обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области. Наглядно такую структуру можно увидеть на рис. 4.3.6 в специальной части данного дипломного проекта.
Квалификационная структура персонала – это соотношение работников различного уровня квалификации, т.е. степени профессиональной подготовки, необходимого для выполнения определенных трудовых функций. В ООО «Инжстрой-Сити Монолит» все работники, включая руководителей, являются высококвалифицированными и дипломированными специалистами в своей области.
Структура персонала по полу и по возрасту представлена на рис. 4.3.2 и 4.3.3 в специальной части данного проекта соответственно, структура персонала по стажу представлена на рис. 4.3.7 и стажу работы в данной организации на рис. 4.3.8 также в четвертой главе.
Структура персонала по уровню образования (общего и специального) характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки – бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее, неполное среднее, начальное. Наглядно структуру персонала по уровню образования можно посмотреть на рис. 4.3.5 в четвертой главе данной дипломной работы.
Текучесть кадров на предприятии на конец 2004 года составляет 64,7%, что является неблагоприятным показателем состояния кадрового резерва предприятия. Однако по сравнению с прошлым годом эта цифра значительно выросла, что свидетельствует об ухудшении условий труда, необходимых для нормальной работы на предприятии, низкая трудовая дисциплина, недостатки в организации производства, труда и заработной платы, социально-бытовые причины, которые не решаются вовсе. Для решения проблемы высокого уровня текучести кадров ООО «Инжстрой-Сити Монолит» сотрудничает с Московским Государственным Горным Университетом, привлекая на работу молодых специалистов – выпускников ВУЗа.
По данным Отдела Охраны Труда уровень травматизма невысок и составляет 4%, что говорит о надежности оборудования, применяемого на участках работ, а также о соблюдении всех правил и техник безопасности.
Руководящий состав организации имеет высокий уровень профессионализма, высококвалифицированы, общий стаж работы на предприятии у них в среднем 5 лет.
Работа с персоналом на предприятии ведется непосредственно в Отделе кадров, который выполняет задачи найма, приема, отбора персонала. В организации плохо развита система повышения квалификации, однако имеет место быть. Так, для рабочих существует внутриорганизационное повышение квалификации. Это небольшое обучение, по итогам которого рабочие сдают экзамены. Социальные программы для работников, к сожалению, отсутствуют, не хватает средств для обеспечения им медицинского страхования, отдыхов, детских садов и школ. Профсоюзы также плохо развиты. Это сказывается на работе персонала. Нет стимулирования труда и мотивации деятельности персонала, а, следовательно, и низкая производительность.
Выводы
В результате анализа системы организации и управления можно сделать следующие выводы.
Производственная структура предприятия довольно разнообразна. Главным фактором, влияющим на нее, является разбросанность, т.е. объекты рассосредоточены по территории огромной площади. Деление происходит по территориальному признаку.
ООО «Инжстрой-Сити Монолит» выполняет функции генерального подрядчика по строительству центрального ядра ММДЦ «Москва-Сити», что является его основной деятельностью.
Организационная структура предприятия имеет линейную структуру и является многоуровневой. Основным недостатком представленной организационной структуры можно считать перегруженность работой главного инженера, что является основанием для ее совершенствования. Поэтому в работе представлен альтернативный вариант организационной структуры предприятия, в которой основные функции главных специалистов распределены более равномерно.
Проанализировав штатное расписание ООО «Инжстрой-Сити Монолит» можно сделать вывод о низком уровне заработной платы, что негативно сказывается на работе персонала, а, следовательно, и на производительности труда.
Условия труда, санитарно гигиенические, психофизиологические и эстетические, соответствуют нормам.
В ООО «Инжстрой-Сити Монолит» очень развито информационное обеспечение, все офисы оснащены компьютерами и необходимым программным обеспечением, что ведет к повышению качества и производительности труда, снижению издержек производства и, как следствие, к снижению себестоимости и увеличению прибыли.
Анализ кадрового состава предприятия показал обеспеченность предприятия человеческими ресурсами. В результате структура персонала была рассмотрена по различным признакам: по возрастному, по половому, по уровню образования, общему стажу и стажу работы в данной организации, были представлены диаграммы профессиональной структуры персонала и процентного соотношения работников разных категорий. Главным недостатком на данный момент является высокий уровень текучести кадров, который растет, что связано с неудовлетворительными условиями труда, а именно с низким уровнем заработной платы, а также на предприятии плохо ведется работа по закреплению рабочих кадров и укреплению трудовой дисциплины. Руководящий состав предприятия имеет большой опыт работы в данной организации, высококвалифицирован и имеет высокий уровень профессионализма. Работа с персоналом ведется непосредственно в отделе кадров.
3. Анализ и планирование производственно-финансовой деятельности предприятия.
3.1 Анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия.
3.1.1 Общие сведения об анализе финансовой деятельности предприятия.
Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность и др.
продолжение
–PAGE_BREAK–Назначение анализа финансовых показателей с позиции пользователя является рассмотрение и оценка информации, имеющейся в финансовой отчетности, для того, чтобы получить достоверные выводы о прошлом состоянии предприятия с целью предвидения его жизнеспособности в будущем. Финансовая деятельность предприятий всех видов характеризуется целым рядом показателей, которые позволяют оценить финансовое состояние предприятия на основе вычисления различных коэффициентов. Существует 3модели оценки финансового состояния предприятия:
· дескриптивный;
· придикативный;
· нормативные.
К дескриптивной модели относятся построение системы отчетных балансов (горизонтального и вертикального), анализ отчетности и построение сравнительно-аналитического баланса, система аналитических коэффициентов и аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.
Горизонтальный баланс позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей или статей отчета о прибыли и убытках.
В основе вертикального баланса лежит представление бухгалтерской отчетности в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей.
Ведущим элементом анализа финансового состояния предприятия является система аналитических финансовых коэффициентов, которые объединяются в следующие основные группы:
· коэффициенты, характеризующие ликвидность предприятия;
· коэффициенты, характеризующие структуру имущества предприятия;
· коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость предприятия;
· показатели, характеризующие деловую активность предприятия;
· показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности предприятия.
В приложении представлены бухгалтерский баланс (приложение 1) и отчет о прибылях и убытках (приложение 2) по предприятию за 2004 год.
3.1.2 Горизонтальный баланс предприятия
Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).
Таблица 3.2.1
Горизонтальный баланс за 2004 год
Из таблицы видно, что сумма финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия снизилась на 6,79%, за 2004 год произошло увеличение запасов на 236,42%, основные средства и прочие внеоборотные активы снизились на 5,44%, долгосрочных обязательств так и не появилось, кредиторская задолженность за год повысилась на 2,88%. Денежные средства предприятия резко сократились в пять раз.
3.1.3 Вертикальный баланс предприятия
Вертикальный анализ устанавливает структуру баланса и выявляет динамику ее изменения за анализируемый период. Сопоставляя отдельные виды активов с соответствующими видами пассивов, определяют ликвидность баланса предприятия. Вертикальный анализ – это представление бухгалтерской отчетности в виде относительных величин, которые характеризуют структуру итоговых показателей. Все статьи баланса при вертикальном анализе приводятся в процентах к итогу баланса.
Таблица 3.2.2
Вертикальный баланс
Вертикальный анализ баланса позволяет наглядно определить значимость активов и пассивов баланса. Оборотные активы занимают значительную часть всех средств (на начало года их доля составила 90,2%, а на конец – 90,04%), к концу 2004 года 40,9 % оборотных средств представлены запасами и 46,34 % дебиторской задолженностью, денежные средства составляют только 2,8 %.
Уставный и добавочный капитал занимает в источниках средств предприятия 90,5 % в начале года и 10,2 % к концу года. Заемный капитал представлен краткосрочной кредиторской задолженностью, которая в начале рассматриваемого периода составила 80,6 % и 88,9 % к концу периода.
Таким образом, наблюдаем уменьшение дебиторской задолженности и увеличение кредиторской.
3.1.4 Анализ прибыли предприятия
Ключевым показателем финансового состояния предприятия, характеризующим конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности является прибыль. Она представляет собой разность между доходами от деятельности предприятия и расходами на ее осуществление. На практике используется система показателей прибыли, существенно различающихся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой для всех расчетов служит балансовая прибыль, являющаяся основным финансовым показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Чистая прибыль – эта та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
Все показатели отчета о прибылях и убытках при проведении структурного анализа приводятся в процентах к объему выручки от реализации.
Таблица 3.2.3
Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках
продолжение
–PAGE_BREAK–В выручке от реализации полная себестоимость составила в конце 2004 года 98,32 %, а в начале она была равна 93,86, а следовательно произошло значительное увеличение себестоимости. Прибыль от реализации в составе выручки снизилась с 6,14% до 1,68% за год. Соответственно и снизилась чистая прибыль: в начале 2004 года она составляла 5,37% от всей выручки, а к концу года была равна всего 0,57%.
Влияние на величину балансовой прибыли результатов от разных сфер деятельности предприятия представлено в табл. 3.2.4.
Таблица 3.2.4
Анализ состава и структуры прибыли
Из таблицы видно, что в большей степени на величину прибыли за отчетный год влияет прибыль от реализации (112,5% и 238% соответственно), а также прочие операционные расходы в конце года (181,8%).
3.1.5 Оценка платежеспособности и ликвидности
На начальном этапе анализа бухгалтерской отчетности (чтение отчетности) пользователь может определить ликвидность баланса по существующим рациональным балансовым пропорциям, соблюдение которых способствует финансовой устойчивости предприятия. Ликвидность – способность отдельных видов имущественных ценностей обращаться в денежную форму без потерь своей балансовой стоимости. Такими пропорциями являются следующие:
-быстрореализуемые активы должны показывать наиболее срочные обязательства или превышать их;
-активы средней реализуемости должны покрывать краткосрочные обязательства или превышать их;
-медленно реализуемые активы должны покрывать долгосрочные обязательства или превышать их;
-труднореализуемые активы должны покрываться собственными средствами и не превышать их.
Таблица 3.2.5
Анализ ликвидности баланса
В результате сопоставления активов и пассивов по балансу можно сделать следующие выводы:
1. Можно наблюдать недостаток быстрореализуемых активов в конце 2004 года для оплаты срочной кредиторской задолженности, хотя в начале года быстрореализуемые активы намного превышали обязательства.
2. Активов средней реализуемости также не хватает для покрытия краткосрочной кредиторской задолженности как в начале, так и в конце 2004 года (14453
3. В третьей пропорции наблюдается платежный излишек (+2525) в начале года и платежный недостаток (-8508) в конце года.
4. Последняя пропорция свидетельствует о наличии у предприятия собственных оборотных средств (4339 тыс. руб. на начало года и 2304 тыс.руб. на конец года), что необходимо для соблюдения минимального условия его финансовой устойчивости.
Одно из условий финансовой устойчивости предприятия выражено в показателях платежеспособности и ликвидности. Показатели платежеспособности и ликвидности отражают способность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства легко реализуемыми средствами.
Финансовое положение предприятия характеризуется как устойчивое при достаточно высоком уровне платежеспособности предприятия. Низкое значение коэффициентов платежеспособности и ликвидности свидетельствует о возможности возникновения проблемы наличности на предприятии и о возможных затруднениях в дальнейшей операционной деятельности. В тоже время очень большое значение коэффициентов свидетельствует о невыгодном вложении средств в оборотные средства.
Устойчивость финансового положения предприятия – фактор его застрахованности от возможного банкротства. При анализе показателей платежеспособности и ликвидности важно проследить их динамику.
Платежеспособность предприятия – это способность своевременно и в полном объеме погашать свои финансовые обязательства.
Ликвидность – это способность отдельных видов имущественных ценностей обращаться в денежную форму без потерь своей балансовой стоимости.
Таблица 3.2.6
Группировка активов по уровню ликвидности.
Оценку уровня ликвидности активов можно произвести с помощью коэффициентов уровня ликвидности.
Таблица 3.2.7
Расчет показателей оценки платежеспособности и ликвидности.
Значение коэффициента текущей платежеспособности и ликвидности соответствовало рекомендованному как в начале, так и в конце отчетного периода, что свидетельствует о том, что предприятие располагает ликвидными активами для погашения своей краткосрочной задолженности. К концу года значение коэффициента снизилось, но предприятие продолжает оставаться платежеспособным, так как его ликвидные активы превышают размер краткосрочной задолженности.
Очень низкое значение коэффициента абсолютной ликвидности свидетельствует о недостаточности готовых средств платежа. Почти все ликвидные активы предприятия находятся в дебиторской задолженности и в запасах, что предполагает для обеспечения платежеспособности проведение эффективной работы по возврату долгов, а также необходимости такого количества запасов.
Предприятие располагает чистым оборотным капиталом, но наблюдается его уменьшение к концу года, что расценивается как отрицательная тенденция. Существует мнение, что чистый оборотный капитал должен покрывать не менее 30 % оборотных активов и не менее 50 % запасов. В данном случае размер чистого оборотного капитала недостаточен.
Платежеспособность предприятия зависит от ликвидности баланса предприятия. Если сумма всех оборотных средств не менее суммы всех краткосрочных обязательств, баланс считается ликвидным. В нашем примере баланс можно считать ликвидным как в начале, так и в конце 2004 года.
3.1.6 Рейтинговая экспресс-оценка финансового состояния предприятия
С целью оперативного определения финансового состояния предприятия и оценки предприятия как потенциального партнера в деловых отношения поводится сравнительная рейтинговая экспресс-оценка.
В данной методике используют 5 следующих коэффициентов:
1. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс):
, где
IIIpП – итог III раздела пассива баланса;
IpA и IIpA – итог I и II раздела актива баланса соответственно;
Стр.640,650 – строка пассива баланса «доходы будущих периодов» и строка пассива баланса «резервы предстоящих расходов и балансовых платежей» соответственно.
Этот коэффициент характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его устойчивости. Из приведенной формулы видно, что коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов. Нормативное значение коэффициента: .
2. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл):
или
Этот коэффициент дает общую оценку платежеспособности предприятия и характеризует степень общего покрытия всеми оборотными средствами предприятия суммы срочных обязательств. Данный коэффициент определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей. Нормативное значение коэффициента: .
3. Коэффициент интенсивности авансированного капитала (Ки):
, где
N – количество дней в рассматриваемом периоде;
Ф№2, стр. 010 – итог строки 010 формы номер 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
Ф№1, стр. (300н + 300к) – значения по строке 300актива баланса, соответствующие началу и концу исследуемого периода.
Коэффициент интенсивности оборота авансированного капитала характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на 1 рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. Нормативное значение коэффициента: .
4. Коэффициент менеджмента (Км):
Данный коэффициент характеризует степень эффективности управления предприятием. Нормативное значение коэффициента: , где
r – учетная ставка ЦБРФ (в период 15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г. ставка рефинансирования ЦБРФ составила 13%). Тогда
5. Коэффициент прибыльности (рентабельности) собственного капитала (Кпр):
Коэффициент прибыльности характеризует размер прибыли, приходящейся на 1 рубль собственного капитала. Нормативное значение коэффициента: .
Последовательность действий при определении комплексной рейтинговой экспресс-оценки финансового состояния предприятия следующая:
1) На основе данных баланса предприятия и отчета о прибылях и убытках вычисляются соответствующие финансовые коэффициенты.
2) Определяется рейтинговое число с использованием выражения:
, где
L – число показателей (финансовых коэффициентов), используемых для рейтинговой эксперсс-оценки;
Ni – нормативное значения для i-го финансового коэффициента;
Ki – значение i-го финансового коэффициента.
Для удобства расчета сведем все вычисления в одну таблицу (табл. 3.2.6)
Таблица 3.2.6
Рейтинговая экспресс-оценка финансового состояния предприятия
за 2004 год
По результатам полученных вычислений можно сделать следующие выводы:
1) На начало 2004 года финансовое состояние предприятие было удовлетворительное, так как .
2) На конец 2004 года состояние ухудшилось: рейтинговая экспресс-оценка снизилась и составила 0,551, что свидетельствует о неудовлетворительном состоянии предприятия в анализируем периоде.
3.1.7 Обобщенная оценка финансового состояния предприятия методом главных компонент
Для получения представления о финансовом состоянии предприятия методом главных компонент для начала необходимо вычислить следующие коэффициенты:
— коэффициент текущей ликвидности;
— коэффициент обеспеченности собственными средствами;
— коэффициент соотношения заемных и собственных средств;
— коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств;
— коэффициент рентабельности продукции.
Использование метода главных компонент позволяет в наибольшей мере учесть экономическое содержание частных коэффициентов, а также степень их перекрываемости, дублируемости.
Так как при расчете рейтинговой экспресс-оценки коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами уже были рассчитаны, нам необходимо вычислить оставшиеся.
1. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (Ксзс):
Коэффициент Ксзс характеризует роль привлекаемых предприятием заемных средств в его общей финансовой деятельности. Он определяется отношением всех краткосрочных и долгосрочных заемных средств к собственным средствам предприятия.
2. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств (Кд):
продолжение
–PAGE_BREAK–
Данный коэффициент показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет долгосрочных заемных средств. С помощью этого коэффициента оценивают, насколько интенсивно предприятие использует заемные средства для обновления и расширения производства. Если капитальные вложения, осуществляемые за счет этого источника, приводят к существенному росту прибыли, то использование долгосрочных кредитов целесообразно.
3. Рентабельность реализованной продукции (Кр):
, где
Прп – прибыль от реализации продукции;
Срп – полная себестоимость реализации продукции.
Рентабельность реализованной продукции показывает, сколько прибыли от реализации продукции приходится на 1 рубль полных затрат.
Формула обобщенной оценки финансового состояния (Кфс):
Сведем все расчеты в единую таблицу (табл.3.2.7).
Таблица 3.2.7
Оценка финансового состояния предприятия методом главных компонент
В результате проведенной оценки финансового состояния предприятия методом главных компонент можно сделать вывод о неудовлетворительном финансовом состоянии предприятия, как на начало, так и на конец 2004 года, причем в течение года состояние значительно ухудшилось.
Вывод
В третьей главе данного дипломного проекта был произведен анализ производственно-финансовой деятельности предприятия. Анализ технико-экономических показателей показал удовлетворительное состояние ООО «Инжстрой-Сити Монолит», поскольку по большинству показателей плановые выполнены, но по сравнению с прошлым годом по ряду показателей наблюдается отрицательная динамика.
Имеется экономия фонда заработной платы, рост производительности труда опережает рост средней зарплаты, но сохраняется высокая текучесть кадров. Необходимо продумать кадровую политику организации, систему оплаты и стимулирования труда для снижения текучести кадров и закреплению квалифицированных специалистов.
В этой главе представлены динамика среднесписочной численности работников и среднегодовой стоимости основных фондов. Показатели фондоотдачи и фондоемкости снизились по сравнению с предыдущим годом. Производительность труда также снизилась, что связано со снижением объема произведенной продукции в этот год.
Следует улучшить организацию труда на объектах, исключить необоснованные потери рабочего времени, улучшить качество работ, для снижения себестоимости, изыскивать возможность использования новых, более дешевых материалов.
В результате анализа горизонтального и вертикального баланса произведен анализ прибыли предприятия. Он показал снижение к концу 2004 года уровня чистой прибыли, на которую по большей части влияют прибыль от реализации и прочие операционные расходы. Значение коэффициента текущей платежеспособности и ликвидности соответствовало рекомендованному как в начале, так и в конце отчетного периода, что свидетельствует о том, что предприятие располагает ликвидными активами для погашения своей краткосрочной задолженности. К концу года значение коэффициента снизилось, но предприятие продолжает оставаться платежеспособным, так как его ликвидные активы превышают размер краткосрочной задолженности. Рейтинговая экспресс-оценка показала, что финансовое состояние предприятия с начала года к концу значительно ухудшилось. В итоге была произведена обобщенная оценка финансового состояния предприятия методом главных компонент, которая подтвердила вывод о неудовлетворительном финансовом состоянии предприятия, как на начало, так и на конец 2004 года.
4. Анализ основных технико-экономических показателей и разработка рекомендаций повышения эффективности работы предприятия
4.1. Основные технико-экономические показатели.
Таблица 4.1.1
Основные технико-экономические показатели за 2002-2004 гг.
№
Наименование показателя
2002 г.
2003 г.
2004 г.
план
факт
%
план
факт
%
план
факт
%
1
Объем строительно-монтажных работ (тыс. руб.)
112920
139657
123,7
43500
43552
100,1
71200
71350
100,2
— по объекту №1
92520
114678
123,9
41200
40782
98,9
48400
48350
99,8
— по объекту №2
20400
249979
122,4
2260
2770
122,6
22800
23000
100,9
2
Объем строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами (тыс. руб.)
1012
1379
136,1
1398
1617
115,7
2315
2856
123,4
3
Объем строительно-монтажных работ, выполненных субподрядными организациями (тыс. руб.)
111907
138278
123,5
42102
41935
99,6
68885
68494
99,4
4
Среднесписочная численность (чел.)
135
113
83,7
166
145
87,7
212
181
85,4
— руководители
35
33
94,2
56
56
100
89
90
101,1
— специалисты
51
49
96,1
57
54
94,7
65
55
84,6
— тех. исполнители
25
15
60
29
21
72,4
27
19
70,4
— рабочие
24
16
66,7
24
14
58,4
31
17
54,8
5
Фонд оплаты труда (тыс. руб.)
520,1
490,1
94,2
610,0
570,5
93,5
625,0
560,1
89,6
6
Среднемесячная зар. плата (руб.)
3437
2070
4072
7
Среднегодовая стоимость основных фондов (тыс. руб.)
70503
22333
20817
— основные
328
2192
2059
— оборотные
70175
20141
18741
8
Фондоотдача (тыс. руб.)
425,8
19,9
34,6
9
Оборачиваемость оборотных средств (дни)
177
165
94,5
10
Себестоимость (тыс. руб.)
137782
41674
71151
12
Прибыль (тыс. руб.)
1875
2724
1218
4.2. Анализ выполнения плана по объему подрядных работ.
В план подрядных строительно-монтажных работ включаются объекты, технологические этапы, комплексы и отдельные виды работ, обеспеченные проектно-сметной документацией, финансированием, материальными ресурсами и необходимым оборудованием. Общий объем строительно-монтажных работ служит основой для определения потребности в материально-технических ресурсах, фонда заработной платы и размера оборотных средств.
В процессе анализа устанавливается выполнение плана подрядных работ за анализируемый период по общему объему генерального подрядчика. Определяется степень выполнения плана строительно-монтажных работ собственными силами генподрядной организации и силами привлеченных организаций (субподрядчиков). Степень выполнения плана подрядных работ определяется сравнением фактически выполненного объема строительно-монтажных работ по сметной стоимости с плановыми показателями и показателями за предыдущий период.
При невыполнении планового объема строительно-монтажных работ устанавливают, по каким именно объектам имело место невыполнение, и выявляют причины, вызвавшие отклонение от плана. Невыполнение плана по отдельным объектам может иметь место даже при выполнении и перевыполнении плана по строительной организации в целом. Поэтому, анализируя выполнение производственной программы, следует сопоставить плановые и фактически выполненные объемы работ по отдельным объектам.
План по объему строительно-монтажных работ в целом за все годы выполнен: 2002 г. — 123,7 %, 2003 г. — 100,1%, 2004 г. — 100,2%, по объему работ, выполняемых собственными силами, по объему работ, выполненными субподрядными организациями за последний год имеем невыполнение плана: 2003 г. – 99,6%, 2004 г. – 99,4 % (табл. 4.1)
Общий объем подрядных работ в 2003 году значительно уменьшился по сравнению с 2002 годом, в 2004 году — увеличение генподрядных работ, но уровень 2002 года не достигнут.
Объем работ собственными силами увеличивался: 1379 т.руб. в 2002 году, 1617 т.руб. в 2003 году и 2856 т.руб. в 2004 году. План выполнялся в течение всех трех лет.
Объем работ, выполняемых субподрядными организациями выполнен только в 2002 году, далее наблюдается недовыполнение плана: 99,6% в 2003 году и 99,4 % в 2004 году. Недовыполнение плана субподрядных работ произошел за счет несоблюдения графика работ субподрядных организаций.
4.3. Анализ ритмичности работы организации.
Ритмичность означает равномерное выполнение объема строительно-монтажных работ в течение года, квартала, месяца, суток, смены. Ритмичное производство обеспечивает более полное использование трудовых ресурсов, производственных фондов, служит важным условием своевременного выполнения плана. Ритмичное выполнение плана предполагает строгую организацию работы по заранее разработанному графику производства работ.
Ритмичность производства строительно-монтажной организации характеризует работу строительной организации с качественной стороны и прежде всего уровень организации производства и труда, согласованность в работе всех подразделений, эффективность использования мощности. Неравномерная работа приводит к «штурмовщине», снижению качества строительно-монтажных работ, ухудшает технико-экономические показатели деятельности подрядной строительной организации.
Анализ ритмичности работы может проводится за любой промежуток времени.
Проанализируем ритмичность выполнения плана по кварталам по двум объектам (Участок строительства канализационного коллектора в р-не «Таганский» d=2 и участок строительства канализационного коллектора в районе «Коптево» d=1200) за 2003 год как показатель недовыполнения плана (табл. 4.3.1).
Таблица 4.3.1
Ритмичность выполнения плана
Квартал
План т. руб.
Факт т. руб.
% выполнения
% к году план
% к году факт
1 объект
1
10200
11008
107,9
24,7
26,9
2
10400
10560
101,5
25,3
25,9
3
10600
10250
96,7
25,7
25,3
4
10000
8964
89,6
24,3
21,9
Всего
41200
40782
98,9
100
100
2 объект
1
500
600
120
22,2
21,7
2
650
670
103,1
28,7
24,2
3
640
700
109,4
28,3
25,3
4
470
800
170
20,8
28,8
Всего
2260
2770
122,6
100
100
Годовой объем по кварталам распределен неравномерно. Средний квартальный объем работ в процентах к годовому составляет 25% (100/4).
Разная степень выполнения объема работ по кварталам свидетельствует об имеющихся резервах.
Отклонение объема строительно-монтажных работ от средне квартального объема определяем следующим образом.
Таблица 4.3.2
Отклонение от средне квартального объема
Квартал
План
Факт
1 объект
1
25-24,7=0,3
26,9-25=1,9
2
25,3-25=0,3
25,9-25=0,9
3
25,7-23=2,7
25,3-25=0,3
4
25-24,3=0,7
25-21,9=3,1
Итого
4,0
6,2
2 объект
1
25-22,2=2,8
25-21,7=3,3
2
28,7-25=3,7
25-24,2=0,8
3
28,3-25=3,3
25,3-25=0,3
4
25-20,8=4,2
28,8-25=3,8
Итого
10,4
8,2
Ритмичность работы строительной организации оценивается коэффициентом ритмичности, который рассчитывается по формуле:
R=(100 – nΣΔСi): 100
Где дельта Сi – отклонение объема строительно-монтажных работ в i-м промежутке времени от среднего, % n- число промежутков времени в рассматриваемом периоде.
1) Определим коэффициент ритмичности для 1 объекта:
Кпл=(100-4,0): 100=0,96
Кф=(100-6,2): 100=0,938
Коэффициент ритмичности для 1 объекта плановый, выше чем фактический.
Низкий коэффициент ритмичности способствовал недовыполнению плана по 1 объекту.
2) Определим коэффициент ритмичности для 2 объекта:
Кпл=(100-14,0): 100=0,86
Кф=(100-8,2): 100=0,918
На 2 объекте коэффициент ритмичности фактический выше планового. Это позволило перевыполнить годовой план.
При ритмичном производстве строительно-монтажных работ отклонений от среднего объема работ нет, сумма отклонений в этом случае равна нулю и коэффициент ритмичности имеет максимальное значение, равное 1.
Чем больше отклонений объемов работ за отдельные промежутки времени от средних значений, тем меньше коэффициент ритмичности и, следовательно, тем не равномернее выполняется работа.
Недовыполнение плана выполнения строительно-монтажных работ по 1 объекту произошло из-за несвоевременной поставки материалов на объект, неподготовленности к осенне-зимнему периоду. Поэтому рекомендуется более тщательный подбор поставщиков, обеспечение своевременного предоставления заявок на строительные материалы, а так же заблаговременная подготовка к осенне-зимнему периоду.
4.4. Анализ использования труда и заработной платы.
Анализ выполнения плана по труду и заработной платы является одним из основных разделов анализа работы строительной организации. Только на основе глубокого и комплексного рассмотрения и изучения всех факторов можно дать оценку выполнения плана, оценить степень использования живого труда.
Задачами анализа выполнения плана по труду и заработной платы являются: выполнение обеспеченности строительной организации работниками соответствующих категорий по видам производств и хозяйств, контроль текучести кадров, контроль выполнения плана производительности труда и эффективности использования фонда заработной платы, а также проверка использования рабочего времени и принятых в строительной организации мер по повышению квалификации рабочих.
4.4.1. Анализ численности.
Анализ выполнения плана по труду и заработной платы начинается с определения обеспеченности строительной организации рабочей силой как по группам персонала, так и по категориям работников.
Рассмотрим обеспеченность по категориям работников.
Таблица 4.4.1.1 Структура численности по категориям работников Наименование показателя
продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–По структуре затрат сметная стоимость делится на 3 группы: прямые затраты, накладные расходы и плановые накопления. На основе сметной стоимости производится планирование объемов строительно-монтажных работ и осуществляются расчеты за выполненные работы.
Сумма прямых затрат и накладных расходов образует себестоимость строительно-монтажных работ.
Таблица 4.6.1
Оценка выполнения плана по снижению себестоимости.
Показатели
План
Факт 2002
2003
2004
2002
2003
2004
1.Сметная стоимость СМР, тыс. руб.
112920
43500
71200
139657
43552
71350
2.Экономия от снижения себестоимости (3,5% смет. ст-ти)
3952,2
1522,5
2492
3.Плановые накопления (7,41% смет… ст-ти).
8367,4
3223,4
5275,9
4.Плановая себестоимость, тыс. руб.
100600,4
38754,1
63432,1
122618,8
41147,9
70027,9
5.Предельный уровень затрат на 1 рубль СМР, предусмотренный производственно-экономическим планом, коп.
89,09
89,09
89,09
87,8
94,48
97,9
Далее определяем экономию от снижения себестоимости в объеме фактически выполненных работ. Для этого рассчитаем сначала общую сумму снижения себестоимости как разницу:
2002 г. 139657-122618,8=17038,2 или 12,2%;
2003 г. 43552-41147,9=2404,1 или 5,52 %;
2004 г. 71350-70027,9=1322,1 или 2,1 %.
Из общей суммы исключаем плановые накопления
2002 г.(139657х7,41/100=10349);
2003 г. (43552х7,41/100=3227);
2004 г. (71350х7,41/100=5287)
и получаем экономию от снижения себестоимости на фактический объем работ
2002 г. 17038,2 – 10348,6=6689,6 или (12,2% — 7,41% = 4,79% сметной стоимости)
2003 г. 2404,1 – 3227,2= -823,1 или (5,52% — 7,41% = -1,89% сметной стоимости)
2004 г. 1322,1 – 5287 = -3964,9 или (2,1% — 7,41% = -5,31% сметной стоимости), т.е. экономии нет.
Сравнивая полученную экономию с заданием по снижению себестоимости получаем, что оно в 2002 году перевыполнено на 2737,1 т. руб. (3952,2-6689,6); недовыполнено в 2003 на 2375,6 т. руб. (1552,5-(-823,1), в 2004 году недовыполнено на 6456,9 т. руб.(2492-(-3964,9)).
Результат обобщаем в таблицу:
Таблица 4.6.2
Показатель По плану
По отчету
Отклонение
2002
2003
2004
2002
2003
2004
2002
2003
2004
Плановые накопления
8367,4
3223,4
5275,9
10348,6
3227,2
5287
+1981,2
+3,8
+11,1
Экономия от снижения себес-ти
3952,2
1522,5
2492
6689,6
-823,1
-3964,9
+2737,1
-2375,6
-6456,9
Итого:
12319,6
4745,9
7767,9
17038,2
2404,1
1322,1
+4718,3
-2371,8
-6445,8
Из таблицы видно, что только в 2002 году задание по снижению себестоимости перевыполнено на 4718,3 т.руб., а в 2003 году недовыполнено на 2371,8 т.руб., в 2004 году недовыполнено на 6445,8 т.руб.
Таким образом, перед предприятием стоит задача по снижению себестоимости строительно-монтажных работ.
Анализ себестоимости строительно-монтажных работ по статьям затрат.
Сметная стоимость строительно-монтажных работ подразделяется на прямые затраты и накладные расходы. В состав прямых затрат входят: основная зарплата рабочих, стоимость материалов и расходы по эксплуатации машин и механизмов. Распределение себестоимости строительно-монтажных работ по группам затрат с указанием их удельного веса в составе общей себестоимости, принимаемой за 100%, определяет структуру себестоимости.
Анализ себестоимости выполненных строительно-монтажных работ по статьям затрат производится путем сравнения фактической структуры себестоимости с запланированной.
Таблица 4.6.3
Структура себестоимости
2003 год
Статьи затрат
По плановой себестоимости на факт. объем
По фактической себестоимости
Отклонение от плановой себестоимости
Влияние каждой статьи на общее снижение %
Тыс.руб.
%
Тыс.руб.
%
Тыс.руб.
%
Материалы
20533
65,4
24326
73,06
+3793
-18,47
+12,08
Основная з/плата
4694
14,95
1901
5,71
-2793
-59,5
-8,89
Эксплуатация машин и механизмов
1529
4,87
1947
5,85
+418
+27,3
+1,33
Итого прямые затраты
26756
85,23
28174
84,62
+1418
+5,3
+4,52
Накладные расходы
4639,6
14,77
5123
15,38
+483,4
+10,4
+1,54
всего
31395,6
100
33297
100
+1901,4
+6,05
+6,05
2004 год
Статьи затрат
По плановой себестоимости на факт. объем
По фактической себестоимости
Отклонение от плановой себестоимости
Влияние каждой статьи на общее снижение %
Тыс.руб.
%
Тыс.руб.
%
Тыс.руб.
%
Материалы
31225
65,4
38874
74,1
+7649
+24,5
+16,0
Основная з/плата
7138
14,95
4604
8,8
-2534
-35,5
-5,3
Эксплуатация машин и механизмов
2325
4,87
1791
3,4
-534
-22,7
— 1,1
Итого прямые затраты
40688
85,23
45269
86,3
+4581
+11,3
+9,6
Накладные расходы
7057
14,77
7187
13,7
+130
+1,8
+0,3
всего
47745
100
52456
100
+4711
+9,9
+9,9
Анализ данных, представленных в таблицах свидетельствует об изменении структуры себестоимости строительно-монтажных работ по сравнению с запланированной.
Снижение затрат на заработную плату в 2003г. на 2793 т.руб. и в 2004 г. на 2534 т.руб. с одновременным ростом стоимости материалов на 3793 т.руб. в 2003 году и на 7649 т.руб. может свидетельствовать о снижении затрат живого труда на строительной площадке, об увеличении сборности строительства, а также о занижении заработной платы работников, увеличении материалоемкости строительства.
Увеличение удельного веса затрат на эксплуатацию машин и механизмов в общем объеме себестоимости в 2003 году с 4,87 до 5,85 тыс. руб. говорит об ухудшении организации производства работ на строительной площадке. В 2004 году произошло уменьшение по сравнению с плановыми затратами на эксплуатацию машин и механизмов.
Увеличение накладных расходов в 2003 году на 483,4 тыс. руб. и на 130 т.руб. в 2004году не может положительно характеризовать организацию работ в анализируемом периоде.
4.7. Анализ рентабельности.
Для оценки деятельности строительной организации, кроме абсолютного размера полученной прибыли, очень важен относительный показатель рентабельности, т.е. доходности.
Показатель общей рентабельности позволяет определить удельный вес прибыли в объеме выполненных работ и определяется уровнем рентабельности производства:
УР = П/Ссм х 100
УР 2002 г. 1875/ 139657 х 100 = 1,3%
УР 2003 г. 2724/ 43552 х 100 = 6,2%
УР 2004 г. 1218/ 71350 х 100 = 1,7%
Если бы строительная организация использовала в производстве только собственные фонды, уровень рентабельности определялся бы следующей формулой:
УР = П/Ф х100
Рентабельность продукции может определиться следующим образом:
УР = П от реализ. / Себест. Пр-ва
УР 2002г. = 1875/137782 = 5,0%
УР 2003г. = 2724 / 41674 = 6,5%
УР 2004г. = 1218/ 71151 = 1,7%
Рентабельность продаж определим по формуле:
УР=П от реализ. – налоги / выручка
УР 2002г. = 1875 – 562,5/144647 = 0,9%
УР 2003г. = 2724 – 817,2 / 44398 = 4,3%
УР 2004г. = 1218 – 97 /72369 = 1,5%
Рентабельность капитала:
УР = П баланс. – налоги / валюта баланса
УР 2002г. = 1875 – 562,5/70503 = 1,9%
УР 2003г. = 2724 – 817,2 /22333 = 8,5%
УР 2004г. = 1218 – 97 /20817 = 5,3%
По полученным расчетам видно, что уровень рентабельности повысился в 2003 году выше по сравнению с 2002 годом, но резко снизился в 2004 году, следовательно – можно сделать вывод, что снизилась эффективность использования материальных, трудовых и денежных средств, затраченных строительной организацией на производство работ.
4.8. Рекомендации повышения эффективности работы предприятия
Эффективность производства – важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства. Обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда.
Эффективность производства представляет собой комплексное отражение конечных результатов использования средств производства и рабочей силы за определенный промежуток времени (в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой для очерчивания результативности хозяйствование используют другой термин – производительность системы производства и обслуживания, под которой понимают эффективное использование ресурсов (труда, капитала, земли, материалов, энергии, информации) при производстве разнообразных товаров и услуг. Итак, эффективность производства и производительность системы – это по сути термины-синонимы, которые характеризуют одни и те же результативные процессы. При этом следует сознавать, что общая производительность системы является понятием намного более широким, чем производительность труда и прибыльность производства.
Процесс формирования результатов и эффективности производства (продуктивности системы) производится указанным выше способом.
В результате анализа экономического положения организации можно отметить отрицательную динамику по ряду показателей, высокая текучесть кадров, неликвидные денежные потоки. Утрачена практика планирования, управленческие структуры не адекватны рыночным требованиям. На основе этого можно наметить основные факторы повышения эффективности производства строительной организации.
Технология. Технологические нововведения, в особенности современные формы автоматизации и информационные технологии оказывают большое влияние на уровень и динамику эффективности производства.
Оборудование. Этому фактору принадлежит одно из ведущих мест в программе повышения эффективности производства. Повышению продуктивности действующего оборудования оказывает содействие надлежащая организация ремонтно-технического обслуживания, оптимальные сроки эксплуатации, обеспечение необходимой пропорциональности в пропускной возможности технологически связанных групп (единиц), четкое планирование загрузки во времени, повышение сменности работы, сокращение внутрисменных затрат рабочего времени и т.п.
Материалы и энергия. Проблема экономии и уменьшения потребления сырья, материалов, энергии должна быть под постоянным контролем соответствующих специалистов предприятий с материалоемким и энергоемким производством.
Изделия. Сами продукты (изделия), их качество и дизайн также являются важными факторами эффективности. Дизайн, должен коррелировать с так называемой полезной стоимостью, то есть той суммой, какую покупатель готовый заплатить за изделие соответствующего качества. Предприятие должно следить за тем, чтобы не возникало каких-либо организационных и экономических барьеров между производством и отдельными стадиями маркетинга.
Работники. Основным источником и определяющим фактором повышения эффективности производства (деятельности предприятия) являются работники – руководители, предприниматели, специалисты, рабочие. Производительность их труда во многом определяется методами, техникой, личным мастерством, знаниями, отношением к работе и способностью выполнять ту или иную работу. Производительность труда будет возрастать тогда, когда руководство предприятия материально и морально стимулирует использование творческих способностей всех категорий работников, проявляет интерес к их личным проблемам, оказывает содействие созданию и поддержанию благоприятного социального микроклимата, в границах своих полномочий и возможностей предприятия, осуществляет социальную защиту людей, гарантирует их занятость и т.п.
Организация и системы. Единство трудового коллектива, рациональность в делегировании ответственности и нормах управляемости относятся к принципам хорошей организации дел на предприятии, которые обеспечивают необходимую специализацию и координацию производственных и управленческих процессов и, таким образом, высший уровень эффективности (производительности) деятельности. Одной из причин недостаточной производительности предприятия как сложной производственно-экономической системы является слишком жесткая организационная структура, чрезмерное обособление подразделений по профессиональным группами или функциями. Поэтому система должна быть динамичной и гибкой, периодически реорганизованной в соответствии с новыми задачами, которые возникают перед предприятием при изменении ситуации.
Методы работы. Более совершенные методы работы в условиях преобладания трудоемких процессов становятся достаточно перспективными для повышения производительности.
Стиль управления. Значительный (по некоторым оценкам – преобладающий) вклад в повышение эффективности (производительности) производства может обеспечивать современная хорошо организованная система управления, под контролем которой находятся ресурсы и результаты деятельности предприятия.
Государственная политика. Осуществляемая государством (правительством) экономическая и социальная политика существенным образом влияет на эффективность общественного производства через: практическую деятельность правительственных учреждений и государственных структур; законодательную деятельность; финансовые мероприятия и стимулы (налоги, тарифы, финансовая поддержка больших научно-технических и производственных проектов, финансирование социальных программ, регулирование процентных ставок для кредитов); устанавливаемые и контролируемые экономические правила и нормативы (регулирование доходов и оплаты труда, контроль цен, лицензирование внешнеэкономической деятельности и т.п.); создание рыночной, производственной и социальной инфраструктуры; макроэкономические структурные изменения; программы разгосударствления собственности и приватизацию государственных предприятий; коммерциализацию организационных структур непроизводственной сферы и т.п.
Институционные механизмы. Поскольку эффективность производства, как уже отмечалось, зависит от многих факторов – внутренних и внешних (по отношению к предприятию), задачей государства является создание не только на национальном уровне, не только соответствующих экономических, социальных, политических и законодательных, но и организационных условий повышения производительности производственно-экономических систем. Такие условия в частности обеспечиваются путем учреждения и постоянного функционирования на национальном, региональном или отраслевом уровнях специальных институционных механизмов – организации (исследовательских и учебных центров, институтов, ассоциаций), деятельность которых ориентирована на: определение и решение основных проблем повышения эффективности (производительности) различных производственно-экономических систем и экономики в целом; практическую реализацию стратегии и тактики развития народного хозяйства, осуществляемых на соответствующих уровнях управления; подготовку (переподготовка, повышение квалификации менеджеров и других кадров) для рыночной экономики.