Дипломная работа
Контроль знаний и уменийучащихся по математике в школеОглавлениеВведение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Систематизация накопленных сведений попроблеме контроля знаний учащихся.
§1. Цели контроля………………………………………..…………………. 5
§2. Функции контроля………………………………………………………. 6
п.2.1. Контролирующая функция……………………………………. 6
п.2.2. Обучающаяфункция………………………………………….. 6
п.2.3. Диагностическаяфункция……………………….……………. 6
п.2.4. Прогностическая функция……………………………………. 7
п.2.5. Развивающаяфункция………………………………………… 7
п.2.6. Ориентирующаяфункция…………………………………….. 7
п.2.7. Воспитывающаяфункция…………………………………….. 8
§3. Принципы контроля……………………………………………………. 9
§4. Типы контроля……………………………………………….…………. 10
п.4.1. Внешнийконтроль…………………………………………….. 10
п.4.1.1. Содержаниеконтроля……………….……………….. 11
п.4.1.2. Оценка иотметка…………………………………….. 11
п.4.1.3. Формыконтроля……………………………………… 12
п.4.2. Взаимныйконтроль…………………………………………… 13
п.4.3.Самоконтроль………………………………………………….. 15
§5. Методы контроля……………………………………………………….. 18
п.5.1. Устнаяпроверка……………………………………………….. 18
п.5.2. Проверка письменно – графическихработ………………….. 19
п.5.3. Проверка практическихработ………………………………… 20
§6. Средства осуществления контроля……………………………………. 21
п.6.1. Безмашинные средствапроверки……………………………. 21
п.6.1.1. Проверка домашнегозадания……………………….. 21
п.6.1.2. Математическийдиктант…………………………….. 23
п.6.1.3. Организациясамостоятельных работ……………….. 24
п.6.1.4. Организацияконтрольных работ…….……………… 24
п.6.2. Машинные средствапроверки……………………………….. 26
ГлаваII.Использованиеразличных форм контроляна уроках математики.
§1.Описание Зачетной системы при изложении темы: “Тела вращения”. 27
п.1. лекция “Телавращения”………………………………………… 28
п.2. Различные формыконтроля на уроках – практикумах……….. 33
п.2.1. Тема“Цилиндр”………………………………………… 33Урок 1. Тема “Цилиндр”……………………………….. 33Урок 2. Тема “Цилиндр”…………………35
п.2.2. Тема“Конус”…………………………………………… 37
Урок 1. Тема “Конус”…………………………………………. 37
Урок 2. Тема “Сечения конуса. Усеченныйконус”………… 39
Урок 3. Тема“Конус”………………………………….….. ….. 41
п.2.3. Тема: “Шар.Сфера”…………………………………………… 43
Урок 1. Тема “Сечение шара”………………………………… 43
Урок 2. Тема “Касания шара”…………………………………45
Урок 3. Тема “Вписанные и описанныемногогранники”……48
п.3. Урок – семинар по теме “Телавращения”……………………… 50
п.4. Подготовка и проведениезачета по теме “Тела вращения”……… 51
п.5. Контрольная работа по теме “Телавращения”…………………… 53Заключение……………………………………………………………………….. 57Литература…………………………………………………………………….… 58Введение
Контроль знаний учащихсяявляется составной частью процесса обучения. По определению контроль этосоотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его восновном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна даватьсведения не только о правильности или неправильности конечного результатавыполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действийданному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельностиучащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки,вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения.Все это в совокупности создает благоприятные условия для развитияпознавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы науроках математики.
Хорошо поставленный контрольпозволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимисяизучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Наша задача проверить не толькознания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися новогоматериала.
Поэтому нами введены новые элементы контроля:
1.
2.
3.
4.
Проблемаконтроля за учебной деятельностью учащихся не нова,и педагогический опыт накопленный в этой области богат иразносторонен. В этой работе систематизированы накопленные сведения по проблеме контроля знанийучащихся. Эта система сведений применена при изучении темы “ Тела вращения”.
Цель исследования:разработать и экспериментально проверить систему контроля знаний, умений,навыков учащихся.
Объект исследования:процессобучения в общеобразовательной школе.
Предмет исследования:Различныеформы контроля знаний учащихся по математике.
Без хорошоналаженной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говорить обэффективности обучения математике.
В ходе исследования выдвинутагипотеза:
«Еслиучитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контролязнаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучениипредмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения».
Задачамиданной работы являются:
1) Изучение литературы по проблеме контроля знаний учащихся.
2) Систематизирование накопленных сведений по проблемеконтроля знаний учащихся.
3)Разработка методики применения различных форм контроля в теме “ Тела вращения”.
Глава I.
Систематизация накопленных сведений по проблеме контроля знанийучащихся
§1. Цели контроля.
Основнаяцель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успеховучащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем,чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активнуютворческую деятельность.
Эта цель впервую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебногоматериала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренныхпрограммой по математике. Во – вторых, конкретизация основной цели контролясвязана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле ивзаимоконтроле.
В- третьих эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности,как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Еслиперечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можноговорить о том, что контроль выполняет следующие функции: Контролирующую
Обучающую (образовательную) Диагностическую Прогностическую Развивающую Ориентирующую Воспитывающую
§2. Функции контроля.
п.2.1. Контролирующая функция
Контролирующаяфункция состоит в выявлении состояниязнаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степениусвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебноготруда.
Припомощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладениязнаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения.Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливаетсяэффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.
п.2.2. Обучающая функция
Обучающаяфункция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, ихсистематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученныйматериал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания иумения в новой ситуации.
Проверкапомогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделатьпроверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует такжеобобщению и систематизации знаний.
п.2.3. Диагностическая функция
Сущностьдиагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетахи пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затрудненийучащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результатыдиагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методикуобучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержанияметодов и средств обучения.
п.2.4. Прогностическая функция
Прогностическаяфункция проверки служит получению опережающей информации обучебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания дляпрогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно лисформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порцииучебного материала (раздела, темы).
Результатыпрогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося,допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы всистеме приемов познавательной деятельности.
Прогнозпомогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществленияучебного процесса.
п.2.5. Развивающая функция
Развивающаяфункция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, вразвитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительнымивозможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь,память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказываетбольшое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы,потребности.
п.2.6. Ориентирующая функция
Сущностьориентирующей функции контроля — в получении информации о степени достиженияцели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и какглубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в ихзатруднениях и достижениях.
Вскрываяпробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения силпо совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнатьсамого себя, оценить свои знания и возможности.
п.2.7. Воспитывающая функция
Воспитывающаяфункция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения кучению, дисциплины, аккуратности, честности.
Проверкапобуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя привыполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли,настойчивости, привычки к регулярному труду.
Выделениефункции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. Вучебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различныхсочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль болееэффективным, а также эффективнейстановится и сам учебный процесс.
§3. Принципы контроля.
Контрольдолжен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным ииндивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее.
а)Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки.Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемыхформ, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы наследующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какиевыводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидаетсяэффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят изцелей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данномэтапе обучения.
б)Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений,которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательноезначение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди нихвыделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения,обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченностьметодами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованностьпроведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.
в) Подвсесторонностью контроля понимается охват большого по содержанию проверяемогоматериала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, иусвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиямкурса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий,закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При такомобилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е.предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектовпроверки.
г) Подрегулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается ссамим учебным процессом.
Индивидуальностьконтроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика.
§4. Типы контроля.
Взависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельностиучащихся, выделяют следующие три типа контроля:
Внешний(осуществляется учителем наддеятельностью ученика)
Взаимный(осуществляется учеником наддеятельностью товарища)
Самоконтроль(осуществляется учеником надсобственной деятельностью)
п.4.1. Внешний контроль
В процессе контроля учителемзнаний и умений учащихся выделяют следующие компоненты:
1. Уточнение целей изучения данного отрезка учебногоматериала и
установлениеконкретного содержания контроля.
2. Различные способы выражения результатов контроля:оценка и
отметка.
3. Выбор видов, форм, способов и средств контроля,
соответствующихпоставленным целям.
п.4.1.1. Содержание контроля
Установлениесодержания контроля зависит от целей изучения данного отрезка учебногоматериала. Существуют различные подходы к описанию целей и содержанию, чтобыони служили основой для разработки средств для контроля знаний и уменийучащихся.
Рассмотрим2 из них:
Первыйподход связан с указанием тех качеств, которые должны быть присущисформированным в результате обучения знаниям и умениям учащихся: полноте,глубине, обобщенности, осознанности.
Второйподход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим им видамдеятельности. Выделяют следующие уровни усвоения материала: узнавание,запоминание, воспроизведение.
п.4.1.2. Оценка и отметка
Процессконтроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следуетразличать эти понятия.[1]
Оценка– это процесс, действие(деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.
Отметкавыступает как результат этогопроцесса (результат действия), как его условно формальное выражение.
Существуютразличные способы оценивания в зависимости от того, с чем производитсясравнение действий ученика при оценке. Если сравниваются действия, производимыеучеником в настоящем, с аналогичными действиями, произведенными этим жеучеником в прошлом, то мы имеем личностный способ оценивания. Если сравнениепроисходит с установленной нормой (образцом) выполнения действий, то обращаемсяк нормативному способу. В случае сопоставительного способа оцениванияпроисходит сравнение действий ученика с аналогичными действиями другихучеников.
Втекущей учебной работе учитель, как правило, использует личностный способоценивания; при подведении итогов изучения темы, итогов четверти и т.д. – нормативный.
Оценкаи отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показал впроцессе контроля. Одним из показателей, по которому учитель имеет возможностьсудить об этих знаниях, умениях, служат погрешности, допущенные учащимися приработе со средствами контроля, предложенными учителем.
Погрешностиделят на ошибки и недочеты.
Ошибка– этопогрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями иумениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программойпо математике для средней школы.
Недочетомсчитаютпогрешность, указывающую либо на недостаточно полное, прочное усвоение основныхзнаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся косновным. К недочетам относят также неаккуратность при записи решения,небрежное выполнение чертежа при решении задачи и т.д.
Приведенноеделение погрешностей на ошибки и недочеты является условным. Размытость границымежду ошибкой и недочетом может быть одной из причин необъективной оценки знанийи умений ученика.[11, c.42-56]
п.4.1.3. Формы контроля
Всоответствии с формами обучения на практике выделяют 3 формы контроля:индивидуальная, групповая и фронтальная.[4]
1. Индивидуальный контроль.
Прииндивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он долженвыполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае,если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможностиотдельных учащихся.
Такаяформа контроля всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с какой цельюспросить и какие для этого использовать средства.
2. Групповой контроль.
Припроведении такого контроля класс временно делится на несколько групп (от 2 до10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от целиконтроля группам предлагают одинаковые или разные задания.[23]
Групповуюформу контроля применяют:
а) Приповторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.
б) Привыделении приемов и методов решения задач
в) Привыявлении наиболее рационального решения задач или доказательства теорем.
Иногдагрупповой контроль проводят в виде уплотненного опроса.
3. Фронтальный контроль.
Прифронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этогоконтроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала,вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты,пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремянаметить меры по их преодолению и устранению.
п.4.2. Взаимный контроль
Рольвзаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности школьниковтрудно переоценить.
Онсодействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость,коллективизм. Взаимный контроль помогает также учителю осуществлять проверкузнаний учащихся. В массовой школе сравнительно часто используется взаимнаяпроверка организационной готовности к уроку (констатирующей взаимоконтрольвыполнения домашнего задания) и частичная, эпизодическая взаимопроверка знанийучащихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ).Систематическая же взаимная проверка знаний, умений, навыков применяется весьмаредко. Остановимся на методике проведения этой проверки.[5]
Каждыйученик получает карточку с вопросом, ответ на который он должен знать хорошо;на обороте карточки записаны фамилии нескольких учащихся и даты, когда онибудут опрошены по этому вопросу. В каждый из указанных дней владелец карточкизадает свой вопрос одному из учеников, в то же время он и сам должен ответить навопрос, помещенный в карточке этого ученика. За день до проверки учащиесяпредупреждают друг друга, на какие вопросы им придется отвечать. Взаимопроверкапроводится обычно в последние три минуты каждого урока. За правильный ответпротив фамилии (на обороте карточки) ученик ставит знак плюс, за неверный ответили отказ отвечать – минус. Учитель периодически просматривает карточкивзаимопроверки. В тех случаях, когда оказывалось много минусов, проводиласьдополнительная взаимопроверка этих учеников во внеурочное время. В концечетверти проводится контрольный опрос всех учащихся, который позволяет выяснитьне только общий уровень их знаний, но и насколько справедливо и строго каждыйиз них спрашивал своих одноклассников.
Взаимопроверказнаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес кзнаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываютсяиндивидуальные особенности детей, их взаимоотношения с товарищами.
п.4.3. Самоконтроль
Нахорошем уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к формированиюэтих навыков и меняется в зависимости от темы урока. В одном случае она состоитв обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы,делать выводы.
Вдругом — в формировании критического отношения учащихся к результатам своейработы, требовательности к себе. Постоянного внимания учителя требует ипроблема воспитания у учащихся веры в свои способности. Известно, что многиеученики боятся приступать к решению задач, алгоритм решения которых имнеизвестен. Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолеватьих самостоятельно. Выход здесь только один – прививать учащимся умения и навыкисамоконтроля. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом ученики фактическиучаствуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает уних удовлетворенность своими занятиями,своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности,открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности. Укажем приемы формирования критического отношенияучеников к результатам своей работы. Учащимся предлагается рассмотреть решенияряда примеров и оценить их. Обычно эти решения содержат типичные ошибки,которые надо обнаружить. Иногда требуется выяснить, верен ли ответ к заданию.Навыки самоконтроля можно развивать и на занимательных задачах, основанных наобычной житейской смекалке. Их полезно рассматривать как в младших, так и встарших классах. Эти задачи привлекают внимание всех учащихся, даже тех,которые не имеют особых успехов в математике.
Трудноудержать интерес учащихся к предмету, если преследуется единственная цель:научить школьников выполнять действия по данному образцу. Поэтому наряду сизучением алгоритмов возникает необходимость учить осознанному, творческому ихприменению. Приведем один распространенный прием такого обучения. Сразу послетого, как учащиеся освоили все этапы алгоритма, им предлагается задача, которая решается по изученному алгоритму, ноне самым рациональным способом. Более красивое решение получается, если неследовать алгоритму, а просто проанализировать условие задачи и сделать верныевыводы.
Науроках геометрии иногда полезно “досочинить” задачу. Обычно для этого выбирают задачу из учебникана доказательство. Выписывают ее условие, а то, что надо доказать, придумываютсами.
Отметимеще несколько приемов работы учителя в формировании потребности всамоконтроле при обучении математике.
1. Давать определение иногда имеет смысл не вокончательном виде. Более
содержательныебеседы с классом получаются тогда, когда ученики предлагают свой вариантопределения, который затем уточняется.
2. Почти все упражнения, которые предлагаются ученикам,сформулированы
позитивно(доказать, найти). Появились также упражнения и другого типа (верно ли,проверить), но их очень мало. И совсем нет упражнений на опровержениеутверждений, в то время как они чрезвычайно полезны.
Упражнениятакого типа легко получить из задач позитивных, особенно на доказательство.
3. Если ученик дал письменное решение задачи (на доскеили в тетради) с
ошибкой, тов иных случаях не надо торопиться с выставлением оценки. Если есть возможностьдать ему время на нахождение собственной ошибки, то ее нужно использовать. Еслиошибка будет найдена, то оценку снижать не стоит.
4. Класс работает самостоятельно. Выборочно просматриваянекоторые
решения,учитель видит разнообразные ошибки, наиболее поучительные из них стоит показатьвсем учащимся класса.
5. На уроке предложена задача и сразу ответ к ней. Укого-то получился
другойответ. Не стоит спешить с помощью – окажем ее только тогда, когдасамостоятельные попытки найти ошибку ни к чему не привели.
6. Весьма рискованный, но заслуживающий внимания прием.
Учительберется с ходу решать достаточно сложную задачу, причем на доске. Если ее иудается решить, то вряд ли наилучшим способом. Ученики еще раз убеждаются, чтопервый вариант решения не всегда является наилучшим.
Врезультате проведения описанной работы у учащихся начинает формироватьсяпотребность в самоконтроле.
Обычнымспособом организации самоконтроля в процессе обучения математике являетсяуказание ответа (известного заранее или сообщаемого учениками друг другу).Некоторым учащимся в случае трудоемких заданий вполне достаточно свериться сокончательным результатом. Другим требуется дать промежуточные ответы. Этопомогает им самостоятельно выполнять учебные задания даже в тот момент, когда уних еще не выработаны прочные навыки.
Средиучебных заданий, стимулирующих самоконтроль в работе учащихся, определенноеместо занимают задания с программированным контролем. Такие задания позволяютувеличить интенсивность самостоятельной учебной работы учащихся, удобны дляорганизации фронтальной работы и коллективного обсуждения полученныхиндивидуальных результатов.
Последовательноработая над привитием умений, связанных с контролем и самоконтролем вматематической деятельности учащихся, можно добиться заметных результатов. Приэтом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответыстановятся более грамотными.
§5. Методы контроля.
Средиметодов контроля выделяют: устную проверку, проверку письменно-графических работ и проверку практических работ.
п.5.1. Устная проверка
Устнаяпроверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержанияпроверяемого материала. Среди целевых установок проверки можно выделитьследующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленностьучащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоенияновых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалупредшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса.
Методикаустной проверки включает в себя две основные части:
а)составление проверочных вопросов и их задавание
б) ответучащихся на поставленные вопросы
Составлениепроверочных вопросов и заданий — важный элемент устной проверки. Качествовопросов определяется их содержанием, характером выполняемых учащимися приответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой.
Присоставлении вопросов всегда исходят из того, что проверять следует те знания,которые являются основными в данном курсе или относительно трудно усваиваютсяучащимися или которые необходимы для успешного усвоения дальнейших разделов итем курса. На подбор вопросов оказывает влияние вид проверки: для уточнениясодержания вопросов для текущей проверки необходим анализ связей изучаемогоматериала с ранее пройденным, а для тематической и итоговой проверки — выделение ведущих знаний и способов оперирования ими. Причем устную проверкусчитают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятиязнаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельностьи творческую активность учащихся.
Качествовопросов определяется характером умственных действий, которые выполняютучащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяютвопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (насравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемныевопросы, которые заставляют применять полученные знания в практическойдеятельности.
Качествоустной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов,которые предлагаются, во первых каждыйвопрос должен быть целенаправленным и логически завершенным, а во вторых долженбыть предельно сжатым, лаконичным и точным.
Второйсоставной частью устной проверки является ответ учащегося на вопросы. Вдидактической литературе выделяются два условия качественного выявления знанийученика:
1) Ученику никто не мешает (учитель и класс комментируют ответ потом).
2) Создается обстановка, которая обеспечивает наилучшуюработу его
интеллектуальныхсил.
Прерыватьученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняетсяв сторону. При оценке ответа ученика обращают внимание на правильность иполноту ответа, последовательность изложения, качество речи.
Приемыустной проверки используются на различных этапах урока. Выбор тех или иныхприемов во многом предопределяется целью и логикой урока.
п.5.2. Проверка письменно – графических работ
Вторымшироко применяемым методом контроля в обучении математике является проверка письменно-графическихработ. Этот метод имеет свои качественные особенности: большая объективность посравнению с устной проверкой, охват нужного числа проверяемых, экономиявремени. Применение письменных работ используется для:
1) Проверки знания теоретического материала
2) Умения применять его к решению задач
3) Контроля сформированных навыков
Вметодике письменно – графических работ выделяют четыре основных этапа, которымнадо уделять внимание, это подготовка, организация, проведение, анализрезультатов.
Приподготовке нужно: вычленить цель проверки, отобрать содержание объектовпроверки, составить проверочные задания. Большую помощь при этом оказываютучебно – методические пособия “Книга для учителя”, “Дидактические материалы”,образцы проверочных работ в журнале “Математика в школе”.
Приорганизации проверочной работы учащимся сообщается – в каких тетрадях еевыполнять, какие задания им предназначены,как озаглавить работу, как оформить решение, время выполнения работы. При этомследить за сомостоятельностью выполнения работы каждым учеником.
Анализированиеответов учащихся эффективно тогда, когда оно проводится по определенным схемам(схемам поэлементного анализа). Тщательно проведенный анализ позволяет глубокоизучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки иосновные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути ихустранения.
п.5.3. Проверка прак
Контроль знаний и умений учащихся по математике в школе
Дипломная работа
Контроль знаний и уменийучащихся по математике в школеОглавлениеВведение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Систематизация накопленных сведений попроблеме контроля знаний учащихся.
§1. Цели контроля………………………………………..…………………. 5
§2. Функции контроля………………………………………………………. 6
п.2.1. Контролирующая функция……………………………………. 6
п.2.2. Обучающаяфункция………………………………………….. 6
п.2.3. Диагностическаяфункция……………………….……………. 6
п.2.4. Прогностическая функция……………………………………. 7
п.2.5. Развивающаяфункция………………………………………… 7
п.2.6. Ориентирующаяфункция…………………………………….. 7
п.2.7. Воспитывающаяфункция…………………………………….. 8
§3. Принципы контроля……………………………………………………. 9
§4. Типы контроля……………………………………………….…………. 10
п.4.1. Внешнийконтроль…………………………………………….. 10
п.4.1.1. Содержаниеконтроля……………….……………….. 11
п.4.1.2. Оценка иотметка…………………………………….. 11
п.4.1.3. Формыконтроля……………………………………… 12
п.4.2. Взаимныйконтроль…………………………………………… 13
п.4.3.Самоконтроль………………………………………………….. 15
§5. Методы контроля……………………………………………………….. 18
п.5.1. Устнаяпроверка……………………………………………….. 18
п.5.2. Проверка письменно – графическихработ………………….. 19
п.5.3. Проверка практическихработ………………………………… 20
§6. Средства осуществления контроля……………………………………. 21
п.6.1. Безмашинные средствапроверки……………………………. 21
п.6.1.1. Проверка домашнегозадания……………………….. 21
п.6.1.2. Математическийдиктант…………………………….. 23
п.6.1.3. Организациясамостоятельных работ……………….. 24
п.6.1.4. Организацияконтрольных работ…….……………… 24
п.6.2. Машинные средствапроверки……………………………….. 26
ГлаваII.Использованиеразличных форм контроляна уроках математики.
§1.Описание Зачетной системы при изложении темы: “Тела вращения”. 27
п.1. лекция “Телавращения”………………………………………… 28
п.2. Различные формыконтроля на уроках – практикумах……….. 33
п.2.1. Тема“Цилиндр”………………………………………… 33Урок 1. Тема “Цилиндр”……………………………….. 33Урок 2. Тема “Цилиндр”…………………35
п.2.2. Тема“Конус”…………………………………………… 37
Урок 1. Тема “Конус”…………………………………………. 37
Урок 2. Тема “Сечения конуса. Усеченныйконус”………… 39
Урок 3. Тема“Конус”………………………………….….. ….. 41
п.2.3. Тема: “Шар.Сфера”…………………………………………… 43
Урок 1. Тема “Сечение шара”………………………………… 43
Урок 2. Тема “Касания шара”…………………………………45
Урок 3. Тема “Вписанные и описанныемногогранники”……48
п.3. Урок – семинар по теме “Телавращения”……………………… 50
п.4. Подготовка и проведениезачета по теме “Тела вращения”……… 51
п.5. Контрольная работа по теме “Телавращения”…………………… 53Заключение……………………………………………………………………….. 57Литература…………………………………………………………………….… 58Введение
Контроль знаний учащихсяявляется составной частью процесса обучения. По определению контроль этосоотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его восновном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна даватьсведения не только о правильности или неправильности конечного результатавыполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действийданному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельностиучащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки,вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения.Все это в совокупности создает благоприятные условия для развитияпознавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы науроках математики.
Хорошо поставленный контрольпозволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимисяизучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Наша задача проверить не толькознания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися новогоматериала.
Поэтому нами введены новые элементы контроля:
1.
2.
3.
4.
Проблемаконтроля за учебной деятельностью учащихся не нова,и педагогический опыт накопленный в этой области богат иразносторонен. В этой работе систематизированы накопленные сведения по проблеме контроля знанийучащихся. Эта система сведений применена при изучении темы “ Тела вращения”.
Цель исследования:разработать и экспериментально проверить систему контроля знаний, умений,навыков учащихся.
Объект исследования:процессобучения в общеобразовательной школе.
Предмет исследования:Различныеформы контроля знаний учащихся по математике.
Без хорошоналаженной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говорить обэффективности обучения математике.
В ходе исследования выдвинутагипотеза:
«Еслиучитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контролязнаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучениипредмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения».
Задачамиданной работы являются:
1) Изучение литературы по проблеме контроля знаний учащихся.
2) Систематизирование накопленных сведений по проблемеконтроля знаний учащихся.
3)Разработка методики применения различных форм контроля в теме “ Тела вращения”.
Глава I.
Систематизация накопленных сведений по проблеме контроля знанийучащихся
§1. Цели контроля.
Основнаяцель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успеховучащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем,чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активнуютворческую деятельность.
Эта цель впервую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебногоматериала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренныхпрограммой по математике. Во – вторых, конкретизация основной цели контролясвязана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле ивзаимоконтроле.
В- третьих эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности,как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Еслиперечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можноговорить о том, что контроль выполняет следующие функции: Контролирующую
Обучающую (образовательную) Диагностическую Прогностическую Развивающую Ориентирующую Воспитывающую
§2. Функции контроля.
п.2.1. Контролирующая функция
Контролирующаяфункция состоит в выявлении состояниязнаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степениусвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебноготруда.
Припомощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладениязнаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения.Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливаетсяэффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.
п.2.2. Обучающая функция
Обучающаяфункция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, ихсистематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученныйматериал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания иумения в новой ситуации.
Проверкапомогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделатьпроверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует такжеобобщению и систематизации знаний.
п.2.3. Диагностическая функция
Сущностьдиагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетахи пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затрудненийучащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результатыдиагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методикуобучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержанияметодов и средств обучения.
п.2.4. Прогностическая функция
Прогностическаяфункция проверки служит получению опережающей информации обучебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания дляпрогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно лисформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порцииучебного материала (раздела, темы).
Результатыпрогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося,допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы всистеме приемов познавательной деятельности.
Прогнозпомогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществленияучебного процесса.
п.2.5. Развивающая функция
Развивающаяфункция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, вразвитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительнымивозможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь,память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказываетбольшое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы,потребности.
п.2.6. Ориентирующая функция
Сущностьориентирующей функции контроля — в получении информации о степени достиженияцели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и какглубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в ихзатруднениях и достижениях.
Вскрываяпробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения силпо совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнатьсамого себя, оценить свои знания и возможности.
п.2.7. Воспитывающая функция
Воспитывающаяфункция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения кучению, дисциплины, аккуратности, честности.
Проверкапобуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя привыполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли,настойчивости, привычки к регулярному труду.
Выделениефункции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. Вучебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различныхсочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль болееэффективным, а также эффективнейстановится и сам учебный процесс.
§3. Принципы контроля.
Контрольдолжен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным ииндивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее.
а)Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки.Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемыхформ, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы наследующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какиевыводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидаетсяэффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят изцелей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данномэтапе обучения.
б)Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений,которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательноезначение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди нихвыделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения,обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченностьметодами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованностьпроведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.
в) Подвсесторонностью контроля понимается охват большого по содержанию проверяемогоматериала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, иусвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиямкурса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий,закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При такомобилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е.предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектовпроверки.
г) Подрегулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается ссамим учебным процессом.
Индивидуальностьконтроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика.
§4. Типы контроля.
Взависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельностиучащихся, выделяют следующие три типа контроля:
Внешний(осуществляется учителем наддеятельностью ученика)
Взаимный(осуществляется учеником наддеятельностью товарища)
Самоконтроль(осуществляется учеником надсобственной деятельностью)
п.4.1. Внешний контроль
В процессе контроля учителемзнаний и умений учащихся выделяют следующие компоненты:
1. Уточнение целей изучения данного отрезка учебногоматериала и
установлениеконкретного содержания контроля.
2. Различные способы выражения результатов контроля:оценка и
отметка.
3. Выбор видов, форм, способов и средств контроля,
соответствующихпоставленным целям.
п.4.1.1. Содержание контроля
Установлениесодержания контроля зависит от целей изучения данного отрезка учебногоматериала. Существуют различные подходы к описанию целей и содержанию, чтобыони служили основой для разработки средств для контроля знаний и уменийучащихся.
Рассмотрим2 из них:
Первыйподход связан с указанием тех качеств, которые должны быть присущисформированным в результате обучения знаниям и умениям учащихся: полноте,глубине, обобщенности, осознанности.
Второйподход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим им видамдеятельности. Выделяют следующие уровни усвоения материала: узнавание,запоминание, воспроизведение.
п.4.1.2. Оценка и отметка
Процессконтроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следуетразличать эти понятия.[1]
Оценка– это процесс, действие(деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.
Отметкавыступает как результат этогопроцесса (результат действия), как его условно формальное выражение.
Существуютразличные способы оценивания в зависимости от того, с чем производитсясравнение действий ученика при оценке. Если сравниваются действия, производимыеучеником в настоящем, с аналогичными действиями, произведенными этим жеучеником в прошлом, то мы имеем личностный способ оценивания. Если сравнениепроисходит с установленной нормой (образцом) выполнения действий, то обращаемсяк нормативному способу. В случае сопоставительного способа оцениванияпроисходит сравнение действий ученика с аналогичными действиями другихучеников.
Втекущей учебной работе учитель, как правило, использует личностный способоценивания; при подведении итогов изучения темы, итогов четверти и т.д. – нормативный.
Оценкаи отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показал впроцессе контроля. Одним из показателей, по которому учитель имеет возможностьсудить об этих знаниях, умениях, служат погрешности, допущенные учащимися приработе со средствами контроля, предложенными учителем.
Погрешностиделят на ошибки и недочеты.
Ошибка– этопогрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями иумениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программойпо математике для средней школы.
Недочетомсчитаютпогрешность, указывающую либо на недостаточно полное, прочное усвоение основныхзнаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся косновным. К недочетам относят также неаккуратность при записи решения,небрежное выполнение чертежа при решении задачи и т.д.
Приведенноеделение погрешностей на ошибки и недочеты является условным. Размытость границымежду ошибкой и недочетом может быть одной из причин необъективной оценки знанийи умений ученика.[11, c.42-56]
п.4.1.3. Формы контроля
Всоответствии с формами обучения на практике выделяют 3 формы контроля:индивидуальная, групповая и фронтальная.[4]
1. Индивидуальный контроль.
Прииндивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он долженвыполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае,если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможностиотдельных учащихся.
Такаяформа контроля всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с какой цельюспросить и какие для этого использовать средства.
2. Групповой контроль.
Припроведении такого контроля класс временно делится на несколько групп (от 2 до10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от целиконтроля группам предлагают одинаковые или разные задания.[23]
Групповуюформу контроля применяют:
а) Приповторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.
б) Привыделении приемов и методов решения задач
в) Привыявлении наиболее рационального решения задач или доказательства теорем.
Иногдагрупповой контроль проводят в виде уплотненного опроса.
3. Фронтальный контроль.
Прифронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этогоконтроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала,вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты,пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремянаметить меры по их преодолению и устранению.
п.4.2. Взаимный контроль
Рольвзаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности школьниковтрудно переоценить.
Онсодействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость,коллективизм. Взаимный контроль помогает также учителю осуществлять проверкузнаний учащихся. В массовой школе сравнительно часто используется взаимнаяпроверка организационной готовности к уроку (констатирующей взаимоконтрольвыполнения домашнего задания) и частичная, эпизодическая взаимопроверка знанийучащихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ).Систематическая же взаимная проверка знаний, умений, навыков применяется весьмаредко. Остановимся на методике проведения этой проверки.[5]
Каждыйученик получает карточку с вопросом, ответ на который он должен знать хорошо;на обороте карточки записаны фамилии нескольких учащихся и даты, когда онибудут опрошены по этому вопросу. В каждый из указанных дней владелец карточкизадает свой вопрос одному из учеников, в то же время он и сам должен ответить навопрос, помещенный в карточке этого ученика. За день до проверки учащиесяпредупреждают друг друга, на какие вопросы им придется отвечать. Взаимопроверкапроводится обычно в последние три минуты каждого урока. За правильный ответпротив фамилии (на обороте карточки) ученик ставит знак плюс, за неверный ответили отказ отвечать – минус. Учитель периодически просматривает карточкивзаимопроверки. В тех случаях, когда оказывалось много минусов, проводиласьдополнительная взаимопроверка этих учеников во внеурочное время. В концечетверти проводится контрольный опрос всех учащихся, который позволяет выяснитьне только общий уровень их знаний, но и насколько справедливо и строго каждыйиз них спрашивал своих одноклассников.
Взаимопроверказнаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес кзнаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываютсяиндивидуальные особенности детей, их взаимоотношения с товарищами.
п.4.3. Самоконтроль
Нахорошем уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к формированиюэтих навыков и меняется в зависимости от темы урока. В одном случае она состоитв обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы,делать выводы.
Вдругом — в формировании критического отношения учащихся к результатам своейработы, требовательности к себе. Постоянного внимания учителя требует ипроблема воспитания у учащихся веры в свои способности. Известно, что многиеученики боятся приступать к решению задач, алгоритм решения которых имнеизвестен. Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолеватьих самостоятельно. Выход здесь только один – прививать учащимся умения и навыкисамоконтроля. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом ученики фактическиучаствуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает уних удовлетворенность своими занятиями,своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности,открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности. Укажем приемы формирования критического отношенияучеников к результатам своей работы. Учащимся предлагается рассмотреть решенияряда примеров и оценить их. Обычно эти решения содержат типичные ошибки,которые надо обнаружить. Иногда требуется выяснить, верен ли ответ к заданию.Навыки самоконтроля можно развивать и на занимательных задачах, основанных наобычной житейской смекалке. Их полезно рассматривать как в младших, так и встарших классах. Эти задачи привлекают внимание всех учащихся, даже тех,которые не имеют особых успехов в математике.
Трудноудержать интерес учащихся к предмету, если преследуется единственная цель:научить школьников выполнять действия по данному образцу. Поэтому наряду сизучением алгоритмов возникает необходимость учить осознанному, творческому ихприменению. Приведем один распространенный прием такого обучения. Сразу послетого, как учащиеся освоили все этапы алгоритма, им предлагается задача, которая решается по изученному алгоритму, ноне самым рациональным способом. Более красивое решение получается, если неследовать алгоритму, а просто проанализировать условие задачи и сделать верныевыводы.
Науроках геометрии иногда полезно “досочинить” задачу. Обычно для этого выбирают задачу из учебникана доказательство. Выписывают ее условие, а то, что надо доказать, придумываютсами.
Отметимеще несколько приемов работы учителя в формировании потребности всамоконтроле при обучении математике.
1. Давать определение иногда имеет смысл не вокончательном виде. Более
содержательныебеседы с классом получаются тогда, когда ученики предлагают свой вариантопределения, который затем уточняется.
2. Почти все упражнения, которые предлагаются ученикам,сформулированы
позитивно(доказать, найти). Появились также упражнения и другого типа (верно ли,проверить), но их очень мало. И совсем нет упражнений на опровержениеутверждений, в то время как они чрезвычайно полезны.
Упражнениятакого типа легко получить из задач позитивных, особенно на доказательство.
3. Если ученик дал письменное решение задачи (на доскеили в тетради) с
ошибкой, тов иных случаях не надо торопиться с выставлением оценки. Если есть возможностьдать ему время на нахождение собственной ошибки, то ее нужно использовать. Еслиошибка будет найдена, то оценку снижать не стоит.
4. Класс работает самостоятельно. Выборочно просматриваянекоторые
решения,учитель видит разнообразные ошибки, наиболее поучительные из них стоит показатьвсем учащимся класса.
5. На уроке предложена задача и сразу ответ к ней. Укого-то получился
другойответ. Не стоит спешить с помощью – окажем ее только тогда, когдасамостоятельные попытки найти ошибку ни к чему не привели.
6. Весьма рискованный, но заслуживающий внимания прием.
Учительберется с ходу решать достаточно сложную задачу, причем на доске. Если ее иудается решить, то вряд ли наилучшим способом. Ученики еще раз убеждаются, чтопервый вариант решения не всегда является наилучшим.
Врезультате проведения описанной работы у учащихся начинает формироватьсяпотребность в самоконтроле.
Обычнымспособом организации самоконтроля в процессе обучения математике являетсяуказание ответа (известного заранее или сообщаемого учениками друг другу).Некоторым учащимся в случае трудоемких заданий вполне достаточно свериться сокончательным результатом. Другим требуется дать промежуточные ответы. Этопомогает им самостоятельно выполнять учебные задания даже в тот момент, когда уних еще не выработаны прочные навыки.
Средиучебных заданий, стимулирующих самоконтроль в работе учащихся, определенноеместо занимают задания с программированным контролем. Такие задания позволяютувеличить интенсивность самостоятельной учебной работы учащихся, удобны дляорганизации фронтальной работы и коллективного обсуждения полученныхиндивидуальных результатов.
Последовательноработая над привитием умений, связанных с контролем и самоконтролем вматематической деятельности учащихся, можно добиться заметных результатов. Приэтом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответыстановятся более грамотными.
§5. Методы контроля.
Средиметодов контроля выделяют: устную проверку, проверку письменно-графических работ и проверку практических работ.
п.5.1. Устная проверка
Устнаяпроверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержанияпроверяемого материала. Среди целевых установок проверки можно выделитьследующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленностьучащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоенияновых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалупредшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса.
Методикаустной проверки включает в себя две основные части:
а)составление проверочных вопросов и их задавание
б) ответучащихся на поставленные вопросы
Составлениепроверочных вопросов и заданий — важный элемент устной проверки. Качествовопросов определяется их содержанием, характером выполняемых учащимися приответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой.
Присоставлении вопросов всегда исходят из того, что проверять следует те знания,которые являются основными в данном курсе или относительно трудно усваиваютсяучащимися или которые необходимы для успешного усвоения дальнейших разделов итем курса. На подбор вопросов оказывает влияние вид проверки: для уточнениясодержания вопросов для текущей проверки необходим анализ связей изучаемогоматериала с ранее пройденным, а для тематической и итоговой проверки — выделение ведущих знаний и способов оперирования ими. Причем устную проверкусчитают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятиязнаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельностьи творческую активность учащихся.
Качествовопросов определяется характером умственных действий, которые выполняютучащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяютвопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (насравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемныевопросы, которые заставляют применять полученные знания в практическойдеятельности.
Качествоустной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов,которые предлагаются, во первых каждыйвопрос должен быть целенаправленным и логически завершенным, а во вторых долженбыть предельно сжатым, лаконичным и точным.
Второйсоставной частью устной проверки является ответ учащегося на вопросы. Вдидактической литературе выделяются два условия качественного выявления знанийученика:
1) Ученику никто не мешает (учитель и класс комментируют ответ потом).
2) Создается обстановка, которая обеспечивает наилучшуюработу его
интеллектуальныхсил.
Прерыватьученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняетсяв сторону. При оценке ответа ученика обращают внимание на правильность иполноту ответа, последовательность изложения, качество речи.
Приемыустной проверки используются на различных этапах урока. Выбор тех или иныхприемов во многом предопределяется целью и логикой урока.
п.5.2. Проверка письменно – графических работ
Вторымшироко применяемым методом контроля в обучении математике является проверка письменно-графическихработ. Этот метод имеет свои качественные особенности: большая объективность посравнению с устной проверкой, охват нужного числа проверяемых, экономиявремени. Применение письменных работ используется для:
1) Проверки знания теоретического материала
2) Умения применять его к решению задач
3) Контроля сформированных навыков
Вметодике письменно – графических работ выделяют четыре основных этапа, которымнадо уделять внимание, это подготовка, организация, проведение, анализрезультатов.
Приподготовке нужно: вычленить цель проверки, отобрать содержание объектовпроверки, составить проверочные задания. Большую помощь при этом оказываютучебно – методические пособия “Книга для учителя”, “Дидактические материалы”,образцы проверочных работ в журнале “Математика в школе”.
Приорганизации проверочной работы учащимся сообщается – в каких тетрадях еевыполнять, какие задания им предназначены,как озаглавить работу, как оформить решение, время выполнения работы. При этомследить за сомостоятельностью выполнения работы каждым учеником.
Анализированиеответов учащихся эффективно тогда, когда оно проводится по определенным схемам(схемам поэлементного анализа). Тщательно проведенный анализ позволяет глубокоизучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки иосновные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути ихустранения.
п.5.3. Проверка прак