Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯНА УРОКАХ БИОЛОГИИ. Кокотко Людмила Ивановна, учитель биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 129»«Можно прививать правдолюбие, трудолюбие, честность, откровенность, но никто на свой лад не переделает ребенка. Он будет таким, какой он есть. Можно только будить то, что дремлет в детской душе, но ничего нового создать нельзя» Януш КорчакПотребность в познании – это одна из самых начальных потребностей человека. В отличие от способностей, которые необходимо развивать из задатков, с потребностью в познании человек рождается. Для обеспечения благоприятного развития потребности в познании необходимы, прежде всего, создание климата доверия к ребёнку, максимальное развитие его уверенности в себе, интересов и склонностей, обеспечение связи умственной деятельности с положительными эмоциями. Лишь на фоне умственной радости может развиваться познавательная потребность, а вслед за ней и способности ребёнка. В условиях школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьёзные изменения, ведущей целью обучения, становиться ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. Современному человеку не достаточно быть просто эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. При таком подходе к обучению изменяется его содержание, и на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблему, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторить поиск. Основное условие эффективности урока – обеспечить максимальную активность учащихся на всех этапах урока. Включить класс в активную работу необходимо с первых минут урока, т.е. с проверки знаний учащихся. Нужно проверить не только то, как они усвоили теоретические вопросы, но и знание самих объектов. Например, в 6 классе при изучении семейств растений учащиеся получают натуральные объекты и по карточке-определителю устанавливают род, вид, семейство данного растения. Такую работу можно проводить фронтально, что позволяет вовлечь учащихся всего класса в активную работу. Или во время ответа одного из учащихся, остальные сосредотачивают внимание на содержании рассказа товарища, чтобы в случае, если ответ окажется недостаточно полным, задать такие вопросы, которые помогли бы отвечающему дать полный и четкий ответ, показать, что материал ему известен. В этом случае обучающиеся учатся: чётко формулировать вопросы, удаётся выяснить, случайно ли опустил отвечающий тот или иной материал или действительно не усвоил его. Такая система работы помогает слабым ученикам здесь же на уроке восполнить пробелы в своих знаниях. Очень важно подготовить учащихся к активному восприятию нового материала. При этом надо использовать такие приёмы и средства, которые бы вызвали познавательный интерес, возбудили мыслительную деятельность учащихся. В 6 классе в теме: «Космическая роль зелёных растений» – создается проблемная ситуация. Рассказывается о том, что в 1898 г. знаменитый английский физик Томпсон, после целого ряда вычислений выступил с пророчеством: «Пройдёт каких-нибудь 400-500 лет и ни людям, ни животным нечем станет дышать, т. к. свободный кислород будет поглощён». Это пророчество учёного пронеслось по всему миру, люди были напуганы. И в это же самое время из далёкой России послышался голос Тимирязева К.А.: «Английский физик ошибся, никакого кислородного голода на земле не будет». Такое начало урока обеспечивает стойкий интерес и активное восприятие его учащимися. Интерес к новому материалу можно вызвать несколько необычным для учащихся вступлением. В 6 классе в теме: «Класс Моховидные», например, прочитать стихотворение Р. Рождественского «Мох»: Меж клюквы и морошки Среди лесных болот На кочке мох без ножки Куда ни глянь – растёт.^ Он снизу – беловатый,Повыше – зеленей Коль нужно будет ваты Нарви его скорей На кустиках поляны Подсушен в летний зной Он партизанам раны Лечил в глуши лесной. Это стихотворение заранее написано на доске и подчёркнуты некоторые словосочетания, которые характеризуют мох. О том, что мох обладает интересными свойствами, учащиеся могут убедиться сами при постановке опыта по впитыванию воды. Обращая внимание на текст стихотворения, написанного на доске задаются вопросы: «Как вы считаете, выражения: «без ножки», «снизу беловатый», «сверху зеленей», «лечил» и т. д. – это выдумка поэта, подбор слов для рифмы или эти строки имеют биологический смысл и научное объяснение?» Учащиеся не могут ответить на этот вопрос, возникает проблемная ситуация, способствующая активизации мыслительной деятельности. Постановка проблемы, поисковых вопросов перед проведением лабораторных работ, создание проблемных ситуаций в период её проведения заставляют учащихся сопоставлять факты и искать объяснение увиденному. Например, в теме: «Зависимость работы мышц от частоты ритма сокращений» в 8 классе перед классом ставятся вопросы: «Кто утомляется быстрее, человек, который идёт пешком несколько остановок или тот, который неподвижно стоит на остановке, в ожидании автобуса? Почему?» или «Почему у альпиниста после длительных переходов устают плечи, а не ноги?» Создание подобных проблемных ситуаций при постановке и демонстрации опытов и решение познавательных задач активизирует познавательную деятельность учащихся, приучает их к самостоятельному поиску знаний, вызывает интерес к изучаемому предмету. Активизировать мышление можно путём включения в урок игровых моментов и элементов занимательности. В 6 классе в теме: «Лист» используется рассказ: «Как-то заспорили листья с корнями, кто из них главнее? Листья говорят: «Мы красивы, нами все любуются, мы главнее!» А корни отвечают: «Мы воду из земли добываем, без нас дерево засохнет, мы главнее!» Шёл мимо человек, попросили его листья с корнями рассудить их спор. Вопрос к классу: «Как вы думаете, что сказал им человек?» В 6 и 7 классах по систематике растений и животных проводятся игры-упражнения. Игра «Найди родственников» вызванный ученик из набора карточек подбирает родственников по типу, классу, отряду или семейству растений или животных. Или «Кто здесь заблудился? Почему он лишний?» На уроках закрепления используется игра «Биологическое лото». Ученик берёт карточку, на которой изображено взрослое насекомое и оставлены 3или 4 пустые клетки. Отдельно на маленьких карточках нарисованы схемы, показывающие различные стадии развития насекомых. Отвечающий должен выбрать те изображения, которые относятся к данному насекомому и по рисункам рассказать о его биологических особенностях, значении в природе и народном хозяйстве. Игры и упражнения, возможно, использовать и при выполнении домашних заданий (подобрать поговорки, пословицы, шарады, ребусы, загадки и т.д.). Интересные уроки, требующие от учащихся самостоятельной умственной работы, проводят с использованием видеофильмов. В этом случае проблему перед классом поставить так, чтобы фильм давал материал для ответа, а окончательные выводы учащиеся должны сделать сами. В 7 классе теме «Ластоногие и китообразные» в фильме говориться о месте обитания, о численности, о повадках тех или иных животных, показывается их образ жизни. Проблемным вопросом к классу будет: «Как млекопитающие этого отряда приспособлены к жизни в воде?» Любая тема, которая изучается в школьном курсе, имеет то или иное практическое значение. Поэтому всегда нужно показывать значение вопроса, изучаемого на уроке биологии, и к каким последствиям приводит невежество в области биологических знаний. В 6 классе при изучении темы «Охрана растений» идёт разговор о роли человека в природе, как правильно охранять природу – и обучающиеся часто говорят о лесоразведении, об акклиматизации растений. Здесь приводится пример о водяном гиацинте-эйхорнии, которая принесла большой вред хозяйству США (попало это растение из Центральной Америки, один фермер привез для украшения – красивые зелёные листья на бутылкообразных черешках и крупные соцветия бледно-лиловых цветков. Водоёмы США полностью оккупированы этим растением и уже сотню лет идёт борьба с ним, а справиться никак не удаётся. Миллионы долларов тратятся на очистку водоёмов и завезли даже ломантин (морских травоядных коров), но ничего не помогает. Исчезли рыбы, мелкие животные, даже аллигаторы покинули водоёмы). Необходимо знакомить учащихся с работами выдающихся учёных – например, в 6 классе в теме «Злаки» – с героем Соцтруда Лукьяненко П.П., с нашими сибирскими учёными Т.С. Мальцев, Р.Гензе. Учащиеся сами ищут материал об их жизни и работе и выступают с небольшими сообщениями и т.д. Если вопрос учителя заставил думать, спорить, доказывать, значит, на уроке не остаётся равнодушных. На таких уроках использую чтение отрывков из книг, доклады и сообщения учащихся, работу со справочной литературой. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения. Вызывая чувство удовольствия и радости познания, он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность. Школьник, который учиться без познавательного интереса, воспринимает полученные знания как «мёртвый груз», а сам процесс обучения – как тяжёлую и бессмысленную повинность. Отсутствие интереса приводит также к тому, что учащийся не стремиться углубить свои знания. Волевых усилий школьника в этом случае хватает лишь на то, чтобы более или менее успешно освоить материал школьной программы, но далее познавательные потребности учащегося не распространяются. Прием эмоционального воздействия должен быть подчинен основной образовательной задаче урока. Для этого нужно вызвать эмоцию, способствующую активизации познавательной деятельности. Например, урок в 6 классе «Шляпочные грибы», перед объяснением звучит музыка П. И. Чайковского из «Времён года» и зачитываются стихи: Я навек за туманы и росы Полюбил у берёзки стан, И её золотистые косы, И холщёвый её сарафан….. Такое неожиданное эмоциональное начало урока позволяет включить ребят в разговор о том, в каких лесах осенью можно встретить грибы, растут ли они весной, почему названия грибов связывают с названием деревьев и т.д. Поиск ответов на поставленные вопросы подводит к необходимости решения целого ряда информационно-познавательных задач: как питаются грибы, как размножаются и т. д. В атмосфере раскрепощённости, созданной музыкой и стихами, легче решать учебно-воспитательные задачи. Использование отрицательных эмоций для достижения необходимой воспитательной задачи можно при изучении болезнетворных бактерий, червей-паразитов; негативное отношение к грязным рукам, непроверенным продуктам облегчает работу над формированием гигиенических навыков у учащихся. Сочетание слова учителя с чувственным восприятием учащимися изучаемого материала даёт свои плоды, как в обучении, так и воспитании. Ещё К. Д. Ушинский говорил, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли. Значит необходимо добиться того, чтобы деятельность учащихся на всех этапах урока была активной, познавательной. Литература: Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – Москва, «Знание», 1981 г. Дуфовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – Москва, 1996 г. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. – Москва, «Педагогика», 1996 г. Шевченко С.Д. Как научить каждого. – Москва, «Просвещение», 1991 г. Сухова Т.С. Технология развивающего обучения. – Москва, 2001 г.