МосковскаяГосударственная Текстильная Академия им. А.Н.Косыгина
Кафедраполитологии и социологии
по дисциплине “Правоведение”
на тему:
“Правовые
системы
современности.
Мусульманское
право”
Исполнитель: студентка ФЭМ группы 51-96
СудникН.Р.
Руководитель: Куковякин Ю. А.
Москва
1999
Содержание:
стр.
1. Введение…………………………………………………………….…………………………………..3
2. Правовыесистемы современности …………………………………………………………………4
3. Мусульманскоеправо………………………………………………………………………………….8
3.1. Основы мусульманского права….……………………………………………………………….8
3.2. Приспособление мусульманскогоправа к современному миру ..………………………..11
3.3. Право мусульманских стран..………………………………………………………………….15
4. Заключение………………………………………………………………………………………………18
5. Список использованной литературы………………………………………………………………..20
1. ВВЕДЕНИЕ.
В современном мире каждое государствоимеет своё право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуютнесколько конкурирующих правовых систем. Своё право имеет и негосударственныеобщности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейскоеправо. Существует также международное право, призванное регулировать вовсемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.
От чего зависят и в чём выражаютсяразличия правовых систем?
В разных странах принимаются иприменяются разные нормы — это первое, что бросается в глаза, когда говорят оразличиях правовых систем. Например, право США и французское право отличаютсятем, что первое допускает судебный контроль за конституционностью законов, авторое — нет. В отличие от английского права, разрешающего развод, ирландскоеправо не разрешает его.[1]
И, тем не менее, различия не зависяттолько от входящих в состав права норм. Было бы поверхностным и неправильнымвидеть в праве только лишь совокупность норм. Конечно, в определённую эпоху, вопределённой стране право может принять именно такой вид. Однако право — этозначительно более сложное явление, выступающее как система. Понятие ‘правовой системы’ охватывает широкийкруг правовых явлений, включая нормативные, организационные,социально-культурные аспекты, стороны правового феномена.
Возникновение и история развитияправовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание идинамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия,философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большоевоздействие оказывает политика, политическая культура. Известно, что в ДревнемКитае, Индии, Египте, Римском государстве правовые системы были органически взаимосвязаныс религией; морально-этнические элементы культуры, правовые ценности выступалив религиозной форме, опирались на религию.
Правовые системы по сходству, единствуих элементов объединяются в группы, ‘правовыесемьи’. Понятию ‘правовая семья’ не соответствует какая-то биологическаяреальность, оно используется лишь в дидактических целях, чтобы выявить сходстваи различия систем действующего права. Группировка правовых систем в ‘правовыесемьи’ осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основуберутся источники права или частное или публичное право, другие юридическиекачества.[2]
Различные авторы по-разномуклассифицируют правовые системы. В даннойработе ограничимся тем, что кратко подчеркнём существенные признаки, которыепозволяют выделить в современном мире главные группы правовых систем:романо-германскую правовую семью, семью общего права, семью социалистическогоправа. А также рассмотрим иные правовые системы, среди которых более подробно —мусульманское право.
2. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.[3]
Право разных стран сформулировано наразных языках, использует различную технику и создано для общества с различнымиструктурами, нравами, верованиями. И хотя в современном мире существуетмножество правовых систем, они могут быть сведены в ограниченное число семей:
2.1. Романо-германскаяправовая семья. Эта семья сформировалась на территории Европыв латинских (Италия, Испания, Португалия) и германских странах (Германия,Франция, Швеция, Норвегия, Дания). Она сложилась в результате усилийевропейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века, на базе кодификации императора Юстинианаобщую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.
К романо-германской правовой семьеотносятся правовые системы государств континентальной Европы вся ЛатинскаяАмерика, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока. Влияние этойправовой семьи нашло выражение в правовых системах Японии, Индонезии, другихгосударств.
Основным признаком этой правовой семьиявляется её формирование на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права,которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливостии морали. Определить, какими же должны быть эти нормы, — вот основная задачаюридической науки; поглощённая этой задачей, доктрина в меньшей мереинтересуется вопросами управления, отправлением правосудия и применением права;этим занимаются юристы-практики.
В романо-германской семье, начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону, и встранах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы.
В силу исторических причин правовыступает здесь, прежде всего, как средство регулирования отношений междугражданами; другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менеесовершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остаётся основойюридической науки.
2.2. Семья общегоправа (common law). Эта семья включает право Англии и стран, последовавшихобразцу английского права. Общее правобыло создано королевскими судами, которые, начиная с XIII века,заседали в Вестминстере. Оно оказало решающее воздействие на развитие правовойсистемы США, которая в настоящее время во многом отличается от правовой системысовременной Англии, но входит вместе с ней в семью общего права. Общее правооказало большое влияние на формирование современных правовых систем Индии, Пакистана,ряда стран Африки.
Характерные черты этого права совсеминые, нежели право всех систем романо-германской семьи. Общее право былосоздано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами; эту печать своегопроисхождения данная правовая система несёт на себе до сего времени. Норма общего права менееабстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена нато, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правилоповедения на будущее. Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебногопроцесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристовэтих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся кматериальному праву; их основная забота — немедленное восстановлениестатус-кво, а не установление основ социального порядка.
2.3. Семьясоциалистического права. Правовыесистемы стран, входящих ныне в социалистический лагерь, ранее принадлежали кромано-германской правовой семье. Они сохранили ряд черт, которые были отмеченыпри описании романо-германской правовой семьи. Норма права там всегдарассматривается как общая норма поведения: сохранились в значительной степени исистема права, и терминология юридической науки, основанной трудом европейскихуниверситетов и восходящей к римскому праву.
Однако наряду с некоторым сходствомправовые системы социалистических стран имеют отличия по сравнению с правомромано-германской семьи. Руководители социалистических стран видят цель всоздании общества нового типа, в котором не будет государства и права. По этойпричине единственным источником социалистического права является революционноетворчество законодателя, которое выражает волю народа, руководимого коммунистическойпартией. В соответствии с доктриной марксизма-ленинизма, являющейсяофициальной, законодатель стремится, прежде всего, создать новый экономическийстрой. Средства производства обобществлены. Сфера отношений между гражданами вэтих условиях становится меньшей, чем она была ранее. Частное право уступаетгосподствующее место праву публичному.
После второй мировой войны эта семьяохватила страны Центральной Европы и балканские страны, попавшие под господствоСоветского Союза. В её сфере оказались Северная Корея и Вьетнам в Азии, Куба —в Америке. Правда, сейчас эта семья находится в глубоком кризисе. Лучезарноебудущее, которое руководители государств обещали своим народам, обернулосьвсеобщим разочарованием. Государства, которые по своей воле или вопреки ейоказались на пути, пролагаемом СССР, в конце 1989 года отказались следовать понему, считать себя социалистическими республиками или народными демократиями.
Трудно предсказать, как пойдуттрансформация правовых систем европейских стран, принадлежавших к социалистическойсемье, и реинтеграция этих стран в романо-германскую семью, из которой онивышли.
2.4. Мусульманское,индусское и иудейское право.В мусульманских странах внимание сконцентрировано на идеальной системе —мусульманском праве, связанным с религией ислама. Местные обычаи рассматриваютсяпри этом как чисто фактические явления, а законы и ордонансы властей — какуправленческие меры временного или местного значения, которые далеко не вполной мере достойны называться правом. Примерно то же самое можно сказать обиудейском праве. И в Индии, правда, в другом контексте, тщательно различаютдхарму — учение о справедливости — и арту — то, что обеспечивает богатство ивласть.
Право, связанное с религией или сопределённым мировоззрением, может не применяться судами, а индивидуумы необязательно следуют ему в своей деятельности. И тем не менее, такое правооказывает существенное влияние как на людей, так и на правоприменительныеорганы.
2.5. ДальнийВосток. Совершенно инаякартина открывается нам при взгляде на Дальний Восток, и особенно Китай. Здесьречь не идёт о том, чтобы уметь увидеть некое идеальное право, отличающееся отнорм, изданных законодателем, или других норм, применяемых на практике. Здесьпод сомнение поставлена сама ценность права.
В глазах китайцев право не простодалеко от того, чтобы быть фактором порядка и символом справедливости; оно —орудие произвола, фактор, нарушающий нормальный порядок вещей. Добропорядочныйгражданин не обязан уважать право и даже думать о нём; его образ жизни долженисключать любые правовые притязания и всякое обращение к правосудию. В своёмповедении человек долженруководствоваться не юридическими мотивами, а стремлением к гармонии и миру.Согласительные процедуры ценнее правосудия, и конфликты следует гасить путёмпосредничества, а не решать правовым путём. Конечно, могут существовать законыкак средство устрашения или как какая-то модель. Но они создаются не для того,чтобы применяться, и к тем, кто хочет строить свою жизнь, руководствуясь ими иигнорируя приличия и правила хорошего поведения, не испытывают ничего, кромепрезрения. Так же относятся и к тем, кто изучает или применяет право.
Весь Дальний Восток традиционно придерживаетсяименно такого взгляда, выразив его в формуле ‘право хорошо для варваров’.Коммунистический режим в Китае и вестернизация Японии не изменили существенноэтого взгляда, укоренившегося в сознании людей. Коммунистический режим в Китаесперва отказался от кодексов по западной модели, подготовленных после паденияимператорского строя, а позднее после недолгих колебаний — от советского пути иизбрал свой собственный, на котором праву отведено скромное место; был принятряд новых законов, но мало что изменилось в стиле их применения. В Японии действуюткодексы, созданные по европейской модели, но население, как правило, мало обращаетсяк ним, равно как и к правосудию. Сами же суды склоняют стороны к мировомусоглашению и разработали оригинальную технику применения права, а точнее,уклонения от его применения.
2.6. Чёрная Африкаи Мадагаскар. Всё, что сказано оДальнем Востоке, может быть распространено на Чёрную Африку и Мадагаскар. Вусловиях, где индивидуум занимает так мало места и на первый план выдвинуто единствообщественной группы, основное — это сохранение и восстановление гармонии, а неуважение к праву. Право западного образца, действующее здесь, — по большейчасти лишь орнамент. Большинство населения продолжает жить в соответствии страдициями (мало похожими на то, что на Западе понимают под правом), не обращаявнимания на искусственные своды правовых норм.
3. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО.
Романо-германская, социалистическая ианглосаксонская — это, без сомнения, три главные правовые семьи современногомира. Они охватывают всю Европу и всю Америку, почти все мощные, экономическиразвитые государства. Велико влияние этих правовых семей в Африке и Азии. Можносказать, что нет ни одной страны, которая в той или иной степени не воспринялабы принципы европейского права, идёт ли речь о праве английском, романском илисоветском.
Однако правовые семьи, которые былирассмотрены ранее, очень тесно связаны с развитием европейской цивилизации: ониотражают образ мышления и жизни, выражают идеи, содержат институты, сложившиесяв исторических и культурных условиях Европы. Их принятие не было проблемой дляАмерики — континента, где они не столкнулись с соперничеством местнойцивилизации. Здесь стояла только одна проблема — проблема приспособления правак другой географической среде.
Совсем иное положение в Азии, Африке ина Индостанском полуострове. В отличие от Америки, европейское вторжение былоне в малонаселённые места или такие, где население было готово согласиться севропейским превосходством. В Азии, например, существовало очень многочисленноенаселение, а также типы цивилизации, которые нельзя было считать менееразвитыми, чем цивилизации Запада. Эти типы местной цивилизации в большей частиАфрики и Азии были, в свою очередь, связаны с религиозными верованиями, которыепредставляли серьёзное препятствие для рецепции права и юридических понятийЗапада.
Как же происходил там этот конфликт,каким образом пытались и в какой степени удалось синтезировать традиционныепонятия и европейское право? Далее этот вопрос будет подробно рассмотрен напримере мусульманского права.
Важно подчеркнуть то, что прошли тевремена, когда можно было считать, что лишь западный образ мышления достоинвнимания; он не является ни господствующим, ни бесспорным в современном мире.
3.1. ОСНОВЫМУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА.
Наука мусульманского правасформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, что объясняетархаистический* характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствиесистематизации.
Главное — глубокая оригинальностьмусульманского права по самой его природе в сравнении с другими правовымисистемами, оно не является самостоятельной отраслью науки. Мусульманское праволишь одна из сторон религии ислама. Эта религия содержит, во-первых, теологию,которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить;во-вторых, шариат предписывает верующим, что они должны делать и чего недолжны. Шариат означает в переводе ‘путь следования’ и составляет то, чтоназывают мусульманским правом. Хотя шариат основан на идее обязанностей человека,в нём отведено место и для понятия права. Это достигается, с одной стороны,признанием определённых границ обязанностей (бог возлагает на каждого человекато, что он может нести), а с другой — уточнением объёма прав, признаваемых заиндивидами. Неуважение к этим правам влечёт санкции, налагаемые мусульманскимсудьёй.
Правовые системы мусульманских странимеют определённые различия, но все они сформировались и функционируют нарелигиозной основе ислама. Мусульманское право имеет четыре источника права:
v Основой мусульманского права, как и всеймусульманской цивилизации, является священная книга ислама — Коран, состоящий из высказываний Аллахапоследнему из его пророков и посланцев Магомету. Коран — бесспорно, первыйисточник мусульманского права. Между тем, очевидно, что содержащиеся в нёмположения юридического характера явно недостаточны для того, чтобырегламентировать все отношения, возникающие между мусульманами, отдельнымифундаментальными учреждениями ислама, которые в Коране даже не упоминаются.Юридические положения Корана находятся в определённом количестве его строф(мусульманские юристы называют их ‘правовыми строфами’).
Мусульманские авторы различают строфы, которые устанавливают личныйстатус (их 70), строфы, касающиеся ‘гражданского права’ (также 70), строфыуголовно-правового характера (в количестве 30), строфы, регламентирующиесудебную процедуру (13), ‘конституционные’ строфы (10), строфы, касающиесяэкономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к ‘международному праву'(25).
v Сунна рассказывает о бытии и поведении пророка,примером которого должны руководствоваться верующие. Сунна — это сборникадатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведённыхцелым рядом посредников.
Адатыразличают на аутентичные, хорошие и слабые. Только адаты, считающиеся аутентичными,могут служить основой для выработки правовых норм. Рассматриваемая как вторичныйисточник права после Корана, Сунна послужила восприятию норм обычного права,предшествовавших появлению ислама.
v Третий источник мусульманского права — иджма, то есть согласие, достигнутоевсем мусульманским сообществом об обязанностях правоверного. Иджма представляетсобой единогласное мнение знатоков ислама, учёных-правоведов, установивших принцип,норму мусульманского права на основе Корана и Сунны. Иджма может быть чётковыраженной или предполагаемой, но сила последней во много меньше.
Для того чтобы норма права былаоснована на иджме, необязательно, чтобы масса верующих признала её или чтобыэта норма соответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеетничего общего с ‘обычаем’. Требуемоеединство — это единство компетентных лиц. Их единогласное мнение придаёт правовомурешению силу закона.[4]
Как пишет Эдуард Ламбер: ‘ … иджма внастоящее время представляет собой единственную догматическую основумусульманского права. Коран и Сунна — это только его исторические основы.Современный судья ищет мотивы для решения не в Коране или сборнике традиций, ав книгах, в которых изложены решения, освящённые иджмой… иджма имеет исключительнобольшое практическое значение. Только будучи записанными в иджму, нормы праванезависимо от их происхождения подлежат применению’.[5]
v Четвёртым источником мусульманского права являетсякияс, то есть умозаключение поаналогии. Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне. Рассуждения поаналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права:мусульманское право основано на принципе авторитета. Допуская рассуждение поаналогии, создали возможность рационального толкования; но таким образом нельзясоздать фундаментальные нормы, сравнимые по своей природе с системойтрадиционных норм, созданной в Х веке. Мусульманские легисты в этом случаеотличны от юристов общего права, которые, используя технику различия, создают новыенормы.
Нормы, сформулированные мусульманскойправовой доктриной на основе иджмы и кияса, составляют вторую группу норммусульманского права, взаимосвязанных с первой — группой юридическихпредписаний Корана и Сунны.[6]
Теория источников мусульманскогоправа, которая была изложена выше, вызывает у меня ряд соображений.
Под мусульманским правом в широкомсмысле слова следует понимать комплекс социальных норм, фундаментом и главнойсоставной частью которого являются религиозные установления, предписания, такжеорганически связанные с ними, проникнутые религиозным духом ислама,нравственные и юридические нормы. Мусульманское право в узком смысле входит всоциально-нормативную систему ислама, санкционировано им, но в то же времявыступает как автономное явление.
Основанное на Коране (книгеоткровений) мусульманское право следует рассматривать как систему, совершеннонезависимую от всех других правовых систем, не имеющих того же источника.Сходство с другими системами, которое может наблюдаться в решениях по тому илииному вопросу, можно объяснить с мусульманской ортодоксальной точки зрениятолько простым совпадением. Ни в коем случае нельзя говорить о каких-то заимствованияхмусульманским правом иностранных идей и предложений. Влияние же мусульманскогоправа на европейские правовые системы столь незначительно, что можно импренебречь.
3.2. ПРИСПОСОБЛЕНИЕМУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА К СОВРЕМЕННОМУ МИРУ.
Всё, что было сказано, может создатьвпечатление, будто мусульманское право принадлежит прошлому. Однако это не так:мусульманское право продолжает быть одной из крупных систем современного мира ирегулировать отношения между более чем 800 миллионами мусульман.
Многие государства с мусульманскимнаселением продолжают заявлять в своих законах и часто даже в конституциях оверности принципам ислама. Подчинение государства этим принципам провозглашеноконституциями Марокко, Туниса, Алжира, Мавритании, Ирана, Пакистана.Гражданские кодексы Египта (1948 г.), Алжира (1975 г.), Ирака (1951 г.) предлагаютсудьям восполнять пробелы закона, следуя принципам мусульманского права. КонституцияИрана и законы Индонезии предусматривают процедуру, обеспечивающую их соответствиепринципам мусульманского права.[7]Однако все эти страны хотят модернизироваться и быстро модернизируются. Как жетакая эволюция, которая предполагает установление политических режимов новоготипа, а также смелые реформы в сфере частного права, может уживаться с неизменностьюмусульманского права?
Обращениек обычаю. Многочисленные мусульманскиеобщества, в которых признают в качестве одного из символов веры совершенство иавторитет мусульманского права, могли существовать веками и продолжают существовать,главным образом руководствуясь обычаями. Обычай не входит в мусульманское правои никогда не рассматривается как право, но это не означает, что он отвергаетсямусульманским правом. Оно занимает по отношению к обычаю позицию, сходную сотношением западного права к оговорке о полюбовной или мировой сделке, котораяв некоторых случаях признаётся судьёй. Заинтересованным лицам разрешено в рядеслучаев организовать свои отношения и регулировать свои разногласия безвмешательства права.
Ислам смог распространиться в миретолько потому, что сохранял такую либеральную позицию и не требовал пожертвоватьобразом жизни, священным обычаем. Само собой разумеется, что некоторые обычаимогут быть незаконными с точки зрения мусульманского права, но многие обычаимогут существовать, не вызывая упрёков. Таково положение обычаев, которыетолько дополняют мусульманское право в тех вопросах, которые оно не регулирует:обычаи, касающиеся сумм и способов выплаты приданого, обычаи, регулирующиеиспользование источников, протекающих между двумя земельными владениями. Мусульманскоеправо все поступки человека делит на пять категорий: обязательные, рекомендуемые,безразличные, порицаемые и запрещаемые. Обычай не может рекомендовать действия,которые право запрещает, или запрещать то, что право полагает порицаемым илилишь допускаемым.[8]
Использованиесоглашений. Мусульманское правосодержит очень мало императивных предложений и предоставляет широкиевозможности свободной инициативе. В результате соглашений можно, оставаясьверным исламу, внести очень существенные изменения в нормы, которые предлагаетмусульманское право, но которые не считаются обязательными.
В силу этого принципа судебнаяпрактика мусульманских стран допускает, например, при заключении бракаоговорку, что жена сможет впоследствии отказаться от брака (в принципе, это прерогатива мужа) или что она получиттакое право, если муж не сохранит единобрачия. Статус брака и семьи былсерьёзно изменён, особенно в Сирии, именно путём подобных соглашений. Широкаявозможность таких отступлений, по правде говоря, вызывает сомнения. В отличиеот мусульман шиитского толка, сунниты* не допускают, например, установления в этомвопросе ряда условий, таких как временный характер брака или режим общностиимущества супругов. Возможность развития мусульманского права путём частных соглашенийне утрачивает, тем не менее, своего значения. Нет ничего проще (и это классическаяформа), как приписать индивиду намерение заключить договор, даже если посуществу это является чистой фикцией. Судебная практика мусульманских страндействовала именно таким образом. Так, на Яве** религиозный судья мог допустить существованиеторгового общества, созданного супругами с целью обхода брачного режима,установленного правом, и применить в данной связи обычай.
Юридическиефикции. Наряду с обычаем исоглашением была и другая обходная возможность — применение юридических фикций***. Шариат формалистичен и требует скорее уважениябуквы, чем духа закона. В результате многие нормы мусульманского права могутбыть обойдены, лишь бы они не были нарушены в прямом смысле слова. Так,мусульманское право разрешает мужу полигамию и развод с женой. Однако действиесоответствующих норм можно существенно ослабить, дав женщине возможностьпотребовать возмещения ущерба, если муж развёлся с ней без достаточныхоснований или в полигамной семье обращались с ней не так, как с другими жёнами.Процентный заём запрещён мусульманским правом, но можно обойти это запрещение,прибегнув к двойной купле-продаже или же предоставив кредитору в качествеобеспечения пользование имуществом, дающим доход. Можно также считать, чтозапрещение процентного займа касается только частных лиц; банки, сберегательныекассы и общества не попадают под это запрещение. Аренда земли запрещена; можнообойти это запрещение, подставив на место аренды институт товарищества.[9]
Вмешательствоправителя. Очень распространённымсредством, используемым для приспособления мусульманского права к условиямсовременной жизни, является вмешательство господствующей в обществе власти.Суверен, идёт ли речь о монархе или о парламенте, является в исламистскомпонимании не господином, а служителем права. Он, таким образом, не можетзаконодательствовать. Однако если суверен не имеет законодательной власти, онруководит государственной политикой и должен, в частности, следить за правильнымотправлением правосудия. Мусульманское право признаёт законность регламентирующихмер, которые принимаются в данной связи властями.
Даже в рамках строгой ортодоксии* влияние правителей ощутимо. Например, они могутпредписать судьям, какой из толков следует применить к определённымобстоятельствам. Таким путём во многих странах женщине было предоставлено правона развод по суду по основаниям, предусмотренным различными толками. Благодарядействиям власти, запретившей судам признавать иск, основанный наобстоятельствах, имевших место свыше пятнадцати лет назад, в Турции появилосьпонятие погасительной давности, неизвестное мусульманскому праву.
Позднее египетский законодательустановил, что суды не должны рассматривать семейные споры, если брак не былзарегистрирован в актах гражданского состояния или одна из сторон не достиглабрачного возраста. Я считаю, что суды должны рассматривать все конфликтныеситуации, независимо от того, является ли брак законным или нет. Если люди добилисьобоюдного согласия в разрешении спора, то они не станут обращаться в суд. Еслиже хотя бы одну из сторон что-то не устраивает, то всё должно быть по закону.
Возможен и прямой выход заортодоксальные рамки. Наряду с мерами, принятыми в рамках религиозныхпредписаний, суверен может принимать также и другие меры, выходящие за рамкиполномочий, признаваемых религиозными принципами. Теологи, выступавшие потрадиции против безбожности гражданского общества, не выступали противправителей; их реакция была весьма сдержанной, хотя по-прежнему теоретическипризнавались совершенство и превосходство мусульманского права.[10]