Реклама туристических фирм в региональном сегменте сети Интернет

Федеральное агентство по образованию и науки Российской Федерации
Саратовский Государственный Технический Университет
Институт Бизнеса и Делового Администрирования
Кафедра ММЛ
Курсовая работа
 
По дисциплине информационные технологии:
«Реклама туристических фирм в региональном сегменте сетиИнтернет»
Выполнил:
Студент 4-го курса
Группы скс 48
Сергиенко
Илья Сергеевич
Проверила к.э.н:
Шеховцева И.Ю.
Саратов 2006

Содержание
Ведение1. Текущее состояние туристскогосектора Интернета в России
1.1 Состав аудитории российскогоИнтернета.1.2 Географияпользователей 1.3 Потребительские характеристики
2. Существующие туристские интернет-проекты.
2.1 Сайты и порталы общего назначенияс туристическими разделами2.2 Рекламная компания в регионах 2.3Специализированные туристическиепорталы и сайты 2.4 Сайты туроператоров и ихклассификация2.5 Сайты туристических агентств
3. Перспективы развития туристическихинтернет-проектов
4. Электронные каналы маркетинга итуризма в Интернет.
 

Ведение
На мой взгляд тема данной курсовой работы является достаточно актуальнойтак как на России туристическом рынке Интернет уже перестал быть«диковинной вещью в себе», каждая уважающая себя фирма обзавеласьвыходом в сеть, почтовым ящиком, у многих есть свои странички в сети. Сейчас,по данным крупнейшей базы по турфирмам сервера «100 Дорог»www.tours.ru, сайты в России имеют более 1200 туркомпаний. Общая суммазатрат на создание этих страниц в сети колеблется в районе $200 – 300 тысяч.
Некоторые дальновидные руководители начали рассматривать Интернет каксредство привлечения клиентов уже давно. Если в 1997 – 1998 годах этихэнтузиастов были единицы, в сезоне 1999 года в сети рекламировались 3 – 4десятка компаний, то в 2000 году количество рекламодателей на основныхтуристических порталах перевалило за две сотни. По оценкам экспертов, в летнемсезоне-2000 на рекламу в Интернете российские туристические агентства суммарнотратили примерно $15 – 20 тысяч ежемесячно (это без учета расходов на созданиеи поддержание собственных сайтов). По итогам 2001 года сумма удвоилась, а вэтом году уже перед началом летнего сезона 2006 года эта цифра возросла на 180процентов. По сравнению с общим объемом туристической рекламы в обычных СМИ этацифра невелика, но тенденция прослеживается довольно четко.
Активно развиваются корпоративные системы бронирования через Интернет.Ведущие российские туроператоры, лидеры рынка, такие как «Нева»,«Натали-тур», «Тез-тур» и другие, уже не первый годиспользуют так называемые Busines-to-busines (В2В) системы взаимодействиятуроператор – турагент.
Из туристических агентств наиболее успешным оказался интернет-проектфирмы «Магазин Горящих путевок» – www.tournews.ru, набравшийобороты в 1998 – 1999 годах. Удачное название фирмы, стильный дизайн, умелаяраскрутка в сети позволили этому сайту и фирме выбиться в лидеры средироссийского турбизнеса. Это был первый пример, когда турагентство сделало всвоем бизнесе ставку на Интернет и добилось успеха.
Таким образом, следует определить основные цели данной работы:рассмотреть текущее состояние туристического сектора Интернета в России,рассмотреть работу таких популярных систем бронирования как GDS – Amadeus,Galileo, Wordspan, рассмотреть перспективы развития туристических Интернетпроектов. А также главной задачей в данной работе является рассмотрение региональныхпользователей сети Интернет по степени вхождения на сайты туристической направленности.
 

1.Текучие состояние туристического сектора Интернета в России
 
1.1 Состав аудитории российского Интернета
Сектор туризма в Интернете является одним из наиболее развитых и«плотно заселенных» отраслевых секторов. Здесь идет жесткая конкуренциямежду игроками с использованием самых разнообразных средств борьбы, начиная сагрессивной рекламы и заканчивая обычной накруткой (искусственным завышениемпосещаемости ресурса). В целом же сектор туризма имеет регулярную аудиторию(ядро) более чем в триста тысяч человек, что сравнимо с ядром сектораэлектронной коммерции. Чуть больше трети пользователей, входящих в ядро, входяттакже и в недельную активную аудиторию, то есть заходят на любой из сайтовгруппы чаще трех раз в неделю.
Аудитория внутри исследуемой группы сайтов распределяется неравномерно, взависимости от тематики и типа сайта. Так, наибольший объем внимания аудиториипривлекает к себе группа сервисов, к которой относятся также и сайты спредложениями горящих путевок. На долю туристических порталов приходится 55%всех сессий, совершенных пользователями на туристических сайтах заисследованный период. Еще 31% сессий совершаются непосредственно на сайтахтуристических фирм. Оставшиеся 13% посещений дают сайты-сервисы,предоставляющие справочную информацию об авиарейсах, расписаниях движенияпоездов и т.п.1.2 Географияпользователей
Подавляющее большинство пользователей сети живут в больших индустриальныхгородах. Например, на Москву приходится примерно 60%, на Санкт-Петербург – 6%,на Екатеринбург, Краснодар и Новосибирск – по 1,5 – 2% всех имеющих доступ кИнтернету. По доле количества пользователей Интернета на душу населения вРоссии лидируют Москва, Тюмень, Сургут и Нижневартовск. Вообще по темпам«интернетизации» Западная Сибирь и другие нефтедобывающие регионыдалеко обходят центральные районы России.
На сайтах туристической направленности более 20% посетителей – иностранцы(из них не менее 10% – из стран дальнего зарубежья). посетители хиты Россия 77,24 77,78 Москва 58,73 62,17 Петербург 6,22 5,37 другие города 12,29 10,24 Украина 5,39 5,21 США 4,87 5,57 Германия 1,66 1,40 Великобритания (UK) 1,10 0,89 Казахстан 0,93 0,82 1.3 Потребительскиехарактеристики
В отношении российского Интернета ходит несколько распространенныхлегенд, которые на практике не подтверждаются серьезными социологическимиисследованиями. Почему-то считается, что Интернет заполнен студентами,маньяками и хакерами, которые пишут вирусы, грабят банки и смотрят фривольныесайты. Это неправда.
Согласно данным службы Гэллопа, исследованиям КОМКОН-2 и службы Мониторинг.Ру большинство российскихпользователей сети – это работающие люди, сотрудники фирм, имеющие доступ ксети на работе. Этот факт подтверждается повременным анализом посещаемостисети: меньше всего в Интернет заходят в выходные и праздничные дни и ночью, ачаще всего в рабочие дни с 14 до 17 часов.
Средний пользователь сети имеет высшее (60%) и н.высшее (20%) образованиемужчина (60%) в возрасте от 20 до 44 лет (55%), имеет семью и детей (65%), иимеет доход свыше 80$-100$ в месяц на члена семьи (38%). 55% процентовпользователей сети готовы платить больше за хорошее качество, 30% пользователейсети совершали зарубежные поездки в этом году. Получается портрет человека,принадлежащего к классическому «среднему классу».
Если сравнивать, например, аудиторию московского Интернета со среднеймосковской семьей, которая получает в свой почтовый ящик многочисленные газетырекламных объявлений, то получится следующая картина:
В Интернет в 4 раза больше людей, которые считают себя богатыми, чем всреднем по Москве. В 2,5 раза больше руководителей и в 2 раза большевысококвалифицированных специалистов. «Интернетчиков» – владельцев иномарок в2,5 раза больше, чем в среднем по Москве. Средний пользователь сети в 4 разачаще среднего москвича пользуется сотовой связью. Процент имеющих банковскиекарточки в Интернет в 3 больше, чем в среднем по Москве.
Если рассматривать регионального пользователя Интернет, то тамнаблюдается еще больший разрыв в благосостоянии и потребительских качествах«интернетчиков» и обычных граждан.

2. Существующиетуристские интернет-проекты.
По уровню представления в сети он-лайновые туристские ресурсы Рунетаможно подразделить следующим образом:
· сайты общегоназначения, в которых есть туристические разделы
· специализированныетуристические порталы и сайты
· глобальныесистемы бронирования
· сайтыфирм-туроператоров
· сайтытуристических агентств
· сайты гостиниц
· личные страницыпутешественников2.1Сайты и порталы общего назначения с туристическими разделами
Наиболее часто туристические разделы встречаются в каталогах ресурсов –больших систематизированных сборниках ссылок.
Наиболее полным собранием туристических сайтов является, безусловно,раздел «Вокруг света» каталога «Майл.Ру»list.mail.ru/catalog/10894.html. Здесь собраны ссылки более чем на 4000страниц, посвященных туризму, путешествиям, странам, курортам, турфирмам,причем они сгруппированы в несколько десятков подкатегорий, что иногдазначительно облегчает поиск нужного ресурса.
Однако наиболее посещаемым потенциальными туристами является раздел«Путешествия» рейтинга-классификатора Rambler – counter.rambler.ru/top100/Travel/Здесь все страницы, а их около 800, отсортированы в порядке популярности, т.е. чембольше сегодня посмотрело людей ту или иную страничку на сайте, тем она выше врейтинге, тем ее, соответственно, легче найти.
Заслуживают также упоминания каталоги www.pingwin.ru, www.ru, weblist.ru– в них собрано большое количество ссылок по туризму. Однако следует отметить,что они по удобству поиска, классификатору и количеству информации, особеннодва последних, значительно уступают Майл.Ру.
Кроме каталогов туристические разделы встречаются на сайтахразвлекательной тематики, на мегапорталах, претендующих на всеохватностьтематики, например, на www.gala.net, www.estart.ru, www.emax.ru, www.km.ru. Ноинформация, представленная в таких разделах, значительно уступает по объему икачеству специализированным туристическим сайтам. Исключение составляет туристическийраздел мегапортала «Кирилла и Мефодия», который можно уверенноотнести к специализированным туристическим порталам.
 
2.2 Рекламные кампании в регионах
Эффективность определяется особенностями рынка, т.е.практическая эффективность кампаний различна для разных регионов.
 С одной стороны, национальные рекламные кампании производятширокомасштабное воздействие на потребителя практически по всей территориистраны и, если не брать во внимание затраты, приносят вполне впечатляющийкоммерческий эффект.
 С другой, в региональных кампаниях возможна очень высокаяэффективность за счет более «точечного» использования различных видоврекламы, что, в числе прочего, позволяет уменьшить количество рекламоносителей,тем самым ощутимо снижая затраты.Макро и микро
Два типа рекламных кампаний, национальная и региональная, — два рекламных инструмента макро- и микроуровня. Их можно использовать, как поотдельности, так и в сочетании друг с другом.
 Если для предприятий «малого и среднего бизнеса»бесспорная предпочтительность региональных кампаний обусловлена, в первуюочередь, соображениями экономии,
 то для крупных компаний и корпораций региональные кампанииспособны стать еще одним инструментом, направленным на решение большинстватактических задач на том или ином локальном рынке, особенно там, где важенучет региональной специфики. Государство регионов
Любое государство неоднородно. Многонациональная,многоязыкая Россия — одно из самых своеобразных. Восприятие одной и той жерекламы потребителем в разных регионах различно и может быть даже диаметральнопротивоположным. Примеров тому множество.
Региональные особенности восприятия обусловленымножеством факторов, и не только из области экономической географии(расположение, природные ресурсы, преобладающие отрасли производства и т. п.).В первую очередь это историко-культурное наследие, а в некоторыхрегионах и языковые различия.Так что же эффективнее?
Представим себе, что для продвижения того или иноготовара проводится комплекс региональных рекламных кампаний, охватывающий всюстрану, притом, что для каждого региона проводится своя сугубо индивидуальнаякампания. Такой вариант был бы идеальным решением вопроса. Но, несмотря надостаточно высокую эффективность региональных кампаний (особенно дляпредприятий «малого и среднего бизнеса»), проектирование и реализацияих комплекса для всей страны чересчур трудоемки по сравнению с проведениемодной национальной кампании.
Поэтому региональная рекламная кампания — это илиточечный удар или дополнение к кампании общенациональной.
Разработка региональной рекламной кампании — дело тонкое,ведь региональная кампания отличается от национальной не только масштабом.Главное в ее проведении — учет региональной специфики.
И тут врятли обойдись без людей знающих. Опыт и профессионализмспециалистов РА «СТАРЫЙ ГОРОД» в этом непростом деле может статьнезаменимым.2.3 Специализированныетуристические порталы и сайты
Туристические порталы можно рассматривать в качестве он-лайновыхрекламных площадок, призванных способствовать продажам услуг рекламодателей –туроператоров и турагентств. Источником доходов порталов могут быть какбаннерная реклама и платное размещение информации о турфирмах и ихпредложениях, так и комиссионные, полученные от турфирмы за факт заказа ссервера.
Каждый туристический портал имеет собственных клиентов. В целом они, какправило, открыты для сотрудничества, и некоторые из них имеют довольно обширныебазы турфирм.
Оправдывая универсальность самого названия «портал», подобныересурсы предоставляют пользователям достаточно много информации туристическойтематики: страноведческую информацию, сводки погоды, расписания авиарейсов ипоездов, информацию о визах, паспортах, ссылки на другие турресурсы, полезныесоветы и т.д.          
Таким образом, будучи посредниками, порталы предоставляют турфирмамвозможность заявить о себе и своих турах, а конечному пользователю узнать отурфирмах и предлагаемых услугах, не затрачивая на поиски нужного тура илинужной информации в Интернете большого количества времени. Эта многогранность иопределила наибольшую популярность именно туристических порталов среди прочихтуристических ресурсов. Такой «универсальный» проект работаетэффективнее, нежели отдельно взятый веб-сайт турфирмы.

 
Туристическая фирма Ювента-Тур
/>
/>
Почтовый адрес: 410002, Саратов ул. Волжская, д. 1
Телефон: +7 (8452) 239090
Web-адрес: 239090.8452.ru Деловые поездки за рубеж и по России.
Одна из саратовских фирм, которая оставляет информацию на региональномпортале
На порталах можно забронировать тур через специально разработанную форму(feedback) или заказать информацию о подходящем предложении по электронной почте.Обычно такие предложения выглядят в виде строчек с указанием фирмы-продавца,курорта, категории отеля, вида транспорта, дополнительных услуг в туре,минимальной или максимальной цены и т.п. Примечательно то, что сотрудниктурфирмы сам может в режиме реального времени заносить и изменять свои туры.Если не идет, например, Австрия, начать рекламировать туры в Египет. Внекоторых ресурсах реализован механизм он-лайн заказа тура, возможностьвставлять прайс-листы или программы туров, писать развернутые комментарии ит.п. Причем фирмам-рекламодателям в этом случае необязательно иметь своюстраничку в сети, а достаточно указать свой e-mail или телефон.
Можно не только заказать турпоездку, но и подобрать себе компаньона:одноместный номер в отелях обходится дороже, чем место в двухместном. Желающиесэкономить туристы подыскивают себе приемлемого соседа по номеру. Подобныестраницы пользуются большой популярностью.
Не меньшим успехом пользуются и он-лайновые туристические конференции(форумы) на туристических сайтах. В них любой пользователь сети может высказатьсвое мнение о работе той или иной турфирмы, посоветовать другим, где лучшеотдохнуть, спросить у аудитории, как ему лучше поступить в той или инойситуации при выборе путевки, курорта, турфирмы и т.п.
На многих порталах собраны большие коллекции различных рассказов туристово своих поездках и впечатлениях. Особенно в этом плане хочется отметить«Архив путешественника» arhive.travel.ru и «Рассказытуристов» www.tours.ru/story. В этих разделах содержатся сотни рассказов опоездках, из которых можно почерпнуть немало полезной для себя информации.
Наиболее известные и популярные туристические порталы насегодня:
«100 Дорог» – www.tours.ru – существует с 1996 года, создатель«АримСофт». Средняя посещаемость 100 – 120 тысяч чел./мес.
TRAVEL.RU – сервер о туризме и путешествиях. Существует с 1997 года, основатель исовладелец – Анастасия Патрышева совместно с Порт.Ру. Средняя посещаемость 90 –150 тыс./мес.
Time2Travel – www.km.ru/tourism активно продвигается с 1998 годаизвестным производителем мультимедийных программ – фирмой «Кирилл иМефодий». Средняя посещаемость 30 тыс./мес.
Turizm.ru – Сайт администрирует «Бюро интернет – маркетинга». Существуетс 1998 года. Средняя посещаемость 30 – 60 тыс./мес.
Туристический маяк – www.mayakinfo.ru – рекламно-информационный сервер. Вcети c 1998 года. Средняя посещаемость 40 – 70 тыс.чел./мес.
РБК-Туризм – tour.rbc.ru – туристический портал от известного холдингаРосБизнесКонсалтинг. В сети с 2001 года. Средняя посещаемость 80 – 100тыс.чел./мес.2.4 Сайтытуроператоров и их классификация
Подавляющее большинство российских туроператоров в той или иной мерепредставлено в сети. Описывать каждый из них не представляется возможным.Отметим основные группы туроператорских сайтов:
· Визитная карточка
· Веб-витрина
· Система«Туроператор – турагент»
Визитная карточка – самый простой способ представления фирмы. Обычно такойсайт имеет всего несколько страниц: «О фирме», «Как наснайти», «Основные направления деятельности». Достоинства такогосайта ограничиваются его низкой ценой создания и отсутствием необходимостипостоянного обновления.
Веб-витрина – наиболее распространенный сегодня способ предоставлениятуристических фирм в сети. Представляет собой набор веб-страниц с описаниямистран, курортов, отелей, которые предлагает данный туроператор. На таких сайтахведутся новостные разделы, с той или иной степенью регулярности появляютсяспециальные предложения и горящие путевки. Для агентств предусмотренавозможность отправки заявки на электронную почту. Довольно часто встречаетсяформа для подписки на лист рассылки спецпредложений. Если такой сайт регулярнообновляется, сделан квалифицированным дизайнером, то это реальный инструментдля ведения бизнеса.
Достоинства Веб-витрины – относительно невысокая стоимость изготовления (врайоне $800 – 2000). Для такого заказа достаточно легко найти исполнителя, нетребуется специальных знаний по интернет-программированию, невысокие требованияк хостингу, т.е. такой сайт можно размещать практически у любого провайдера.
Недостатки: необходимость содержать сотрудника, ответственного за сайт,большие витрины довольно трудно администрировать и обновлять на них информацию.
К классическим, добротно сделанным веб-витринам можно отнести сайты такихтурфирм, как «Русибер», «Интраст-тур»,«Пак-Групп», «Чайка-тур», «Креста-туризм» и др.
Система «Туроператор – турагент» – большая редкость в Рунете.
Наиболее крупные и продвинутые туроператоры стали применятьвнутрикорпоративные системы бронирования своих туров с использованием сетиИнтернет. Турагент из базы туров, размещенной в Интернете, выбирает одно изпредложений, заносит свои реквизиты, данные на туристов, которые попадают вовнутреннюю базу туроператора. Система автоматически в реальном режиме временипересчитывает изменения в ценах на турпакеты, учитывает нестандартныеразмещения и выполняет другие функции. При этом агентство в реальном времениможет проследить этапы прохождения заказа, оценить загрузку отелей, рейсов ит.п.
Преимущества таких систем очевидны: практически полная автоматизациявсех бизнес-процессов, минимизация влияния негативных последствий«человеческого фактора» (забыл заявку подтвердить, факс не отправил ит.п.), оперативная поставка информации, необходимой агентствам (цены,stop-sale, загрузка отелей и т.п.).
Недостатки: высокая начальная стоимость разработки, отсутствиеустоявшихся бизнес-процессов, требующее периодического «доведения»системы, наличие компьютеров, подключенных к Интернету.
Сейчас довольно много турфирм декларирует у себя наличие реальноработающей B2B-системы, но, по отзывам агентств, реально бронируют с большимиобъемами «Натали-Турс», «Нева» и «Тез-тур». 2.5 Сайтытуристических агентств
Сегодня в России несколько сотен турагентств имеют свои страницы вИнтернете, но реальную отдачу имеют лишь немногие из них.
Если попытаться классифицировать сайты турагентств, то иерархия будетпохожа на сайты туроператоров:
· Визитная карточка
· Веб-витрина
· Туристическийэлектронный магазин
Первые две категории аналогичны и у туроператоров, и у турагентов,единственное отличие – в направленности на различные аудитории.
Агентские сайты нуждаютсяв большей рекламе,
направленной на конечногопотребителя.
Туристический электронный магазин – такой вид агентских сайтов тольконачинает вырисовываться на современном он-лайновом туристическом рынке. Вкачестве реально работающего электронного магазина можно привести сервер«Сети магазинов горящих путевок». Главная особенность такого сайта– детализированное описание каждого тура, каждого отеля, на каждую дату ссоответствующими ценами есть возможность заказать конкретный турпакет.Естественно, предоставление подобного объема информации невозможно безиспользования он-лайн базы данных по турам. Неразвитая система интернет-платежейеще не позволяет сегодня совершать покупки тура через Интернет, но определитьсяс туром, с конкретным отелем, произвести предварительный заказ вполне реально.
Преимущества электронного магазина – благоприятное воздействие напотенциального покупателя. Электронный магазин в значительной мере помогаетразрушить элементы недоверия к неизвестной фирме и создать ей имидж надежнойкомпании. Кроме того, большинство клиентов к моменту прихода в офис ужеопределились с выбором тура, что значительно снижает нагрузку на менеджеров вофисе. Если в программном обеспечении предусмотрена связь с внутриофиснойпрограммой автоматизации турфирмы, то, например, к моменту прихода туриста вофис ему уже могут быть выписаны необходимые документы, сделано предварительноебронирование этого тура у оператора и т.п.
Недостатки таких систем: необходимость ведения большой базы данных по турам,наличие в штате турфирмы специального администратора магазина, использованиесложного программного обеспечения.
Кроме «Магазина горящих путевок» близко подошли к созданиюсобственных электронных магазинов такие фирмы, как «Куда.Ру»,«GreenEx», «Флагман», «Лемек»,«TRAVELONE».
 

3. Перспективы развития туристических интернет-проектов
2000 год оказался переломным для руководителей турбизнеса в их отношениик Интернету. Туристические фирмы начали уделять должное внимание Интернету исвоему сайту. Доходы от интернет-бизнеса для наиболее дальновидных из них сталивполне ощутимыми.
На сегодняшний день наиболее популярным направлением он-лайновоготуристического бизнеса является реклама туристических услуг, если говорить отуристических порталах, которые предоставляют клиенту максимум информации,необходимой для принятия решения. В дальнейшем способы влияния на клиентастанут более изощренными. Уже сейчас существует возможность практическидосконально исследовать привычки, любимые сайты, график их посещения конкретнымпользователем сети. Маркетологам остается только подбрасывать клиенту нужнуюинформацию для принятия решения о покупке в наиболее благоприятный моментвремени и на любимом сайте.
Если оценивать ситуацию в целом по отрасли, то в ближайшей перспективе основнымнаправлением он-лайнового турбизнеса будет продажа/бронирование билетов, атакже продажа отдельных сегментов тура корпоративному клиенту для организацииделовой или индивидуальной поездки. В первую очередь это относится к такимсоставляющим тура, как размещение в отеле, аренда автомобиля, получениемедицинской страховки.
Если рассматривать ситуацию в секторе B2B, то здесь можно прогнозироватьдальнейшее развитие систем бронирования туроператор – турагент. Причемнамечается тенденция использования таких систем не только в качестветехнологических средств совершенствования бизнес-процессов, но и в качествемощного маркетингового инструмента формирования агентской сети.
При таком подходе турагентство будет привязываться к тому или иномуоператору при помощи совместного использования соответствующего программногообеспечения, и переход к другому оператору будет сопровождаться довольно мучительнойперестройкой работы внутри самого агентства.

4. Электронные каналы маркетинга и туризма в Интернет.
 
Концепция маркетинга за многие годы своего существования претерпела рядизменений. Сегодня наибольшую популярность приобрела модель «маркетингового управления»,то есть долгосрочного планирования и прогнозирования, опирающаяся наисследования рынка, поведения и привычек покупателя, использование комплексныхметодов формирования спроса и стимулирования посредников, удовлетворениепотребностей конкретных целевых групп покупателей. В центре современнойконцепцииимаркетинга находится потребитель. И если до последнего временивозможность получения его «рентгеновского снимка» представлялась практическинереализуемой, то со становлением интерактивных каналов связи мечты о«прозрачном» покупателе стали приобретать реальные формы.
Отличительной особенностью Internet как новой инфраструктуры маркетинга исбыта является тот факт/ что здесь пока не действует основной принцип рыночнойэкономики: спрос рождает предложение. Опыт многих стран свидетельствует, что непотребитель определяет объем цифровых услуг. Напротив, поставщики ипроизводители приходят к выводу о необходимости вспрыгнуть на подножкуотходящего экспресса «Internet». И объясняется это не только вопросамипрестижа, но и опасением/ что лучшие места на этом перспективном рынкерасхватают другие. Кроме того, производители товаров и прямые поставщики услугнадеются с помощью нового канала дистрибуции избавиться от сонма посредников,которые заполонили дорогу к розничному торговцу и потребителю. В докладе «Отпосредника к ПО промежуточного слоя» исследовательской компании Meta Groupпрогнозируется, что благодаря виртуальному каналу многие из них и в первуюочередь дистрибуторы, страховые агенты и вторичные распространителитуристических услуг потеряют источник дохода. Еще один довод в пользуприсутствия в электронной среде высказал Рагнал Нильссон, директоринформационного отдела одного из крупнейших торговых домов в ФРГ Karstadt: егоруководство опасается, что в перспективе новоиспеченные маклеры, обосновавшисьв Internet и других компьютерных сетях, смогут вытеснить традиционных торговцев,установив прямые взаимоотношения потребителей с производителями. Этуперспективу предсказывает и фирма Andersen Consulting. По ее прогнозу, в самомначале следующего века до 50% универмагов прекратят свое существование. Им насмену придут так называемые Consumer Response Center — что-то типа электронныхстолов заказов, которые будут располагать значительно большим ассортиментомтоваров по сравнению с современными супермаркетами.
Не менее важным преимуществом электронных каналов является более тесныйконтакт с покупателем. «В сети клиенты сообщают о себе многие данные, которыемы можем использовать в своем бизнесе», — рассказывает Нильссон. Он мечтает отом времени, когда однажды купившему горные лыжи можно будет сообщать (пофаксу, электронной или обычной почте) о поступлении товаров, соответствующихэтой же целевой группе, например альбомов на CD-ROM с описанием горнолыжных курортов.
Интерактивный контакт с потребителем обеспечивает также более теснуюпривязку их к фирме. Нильссон не сомневается в том, что в век глобальнойэлектронной торговли внимательное отношение к покупателю станет решающимфактором в конкурентной борьбе, поскольку соперник будет находиться нарасстоянии одного щелчка мышью. Стремясь как можно раньше обозначить своеприсутствие в киберпространстве, многие фирмы забывают,«а некоторые и неподозревают, что электронные каналы требуют новой маркетинговой стратегии,рассчитанной на получение отдачи через определенное (иногда измеряемое годами)время. Ошибаются те, кто ждет увеличения сбыта и прибыли после несколькихдесятков или сотен обращений к своему серверу.
Виртуальные каналы в первую очередь могут быть использованы компаниями, чьяпродукция ориентирована на конечного пользователя. К продвижению по электроннымканалам пригодны любые товары, которые нужны широкому кругу потребителей, нодалеко не всегда имеются в магазине за углом. К этой категории относятся итуристические путевки.
Сегодня в Европе, Америке и Азии насчитывается более 50 млн.пользователей сети. Internet. В нашей стране количество пользователейэлектронной почты не превышает 650 тыс./ а «Всемирной паутины» — 80 тыс.человек. Однако не следует забывать, что в России и странах СНГ темпы развитияуслуг Интернет в 1999 г. стали опережать соответствующие американскиепоказатели. Только в Москве рост числа пользователей Сети за минувший годсоставил 400%. За тот же период число русскоязычных серверов во всем миреувеличилось почти в 30 раз.
Значение этих фактов лучше всего понимают профессионалы’ в областимаркетинга и рекламы. Сейчас они ищут возможность охвата новыхинформационно-рекламных рынков. И одним из самых привлекательных считаетсярынок русский.
Русский — наиболее распространенный язык в Европе: его понимает 35%европейского населения, составляющего 555 млн. человек. Западныепрофессиональные маркетологи знают это прекрасно. Более того, по оценкам БиллаДанлопа из Ассоциации евромаркетинга, русскоязычное информационное пространство— одно из самых перспективных для воплощения новых информационных проектов. Онтакже считает, что Интернет в Европе будет развиваться в ближайшие годыпреимущественно как многоязычное образование, ибо 72% европейского населенияпопросту не понимает английского языка.
Распространенный язык — это перспективное информационно-рекламноепространство. И оно не ограничивается Европой. Ведь есть еще и русскоговорящаяАзия, есть обширная русская диаспора в США… Это гигантский рынок, где совниманием отнесутся к товару или услуге, рекламируемым на родном и понятномязыке.
Портрет «среднего» пользователя Internet — это мужчина от 20 до 40 лет,обычно представитель среднего класса, с достатком выше среднего, принимающийрешения в семье и на работе. Нельзя, однако/ упускать из виду тот факт, чтостопроцентные потребители электронного рынка, которых в России, как указывалосьвыше, не более полумиллиона, имеют родственников и друзей, в большинстве своемеще не познавших возможностей кибернетического мира, но являющихся егокосвенными потребителями. Наверное, каждый пользователь Internet сможетприпомнить не один случай, когда он делился со своими знакомыми информацией,полученной в электронных каналах, в том числе и по их заказу.
Электронный канал маркетинга и сбыта — слишком общее понятие. В сетяхприсутствует целый ряд служб, позволяющих его реализовать. Одна из них — WWW(World Wide Web — «Всемирная паутина») — стремительно завоевывает популярностьво всем мире. Главное преимущество WWW заключается в высокой скоростираспространения информации любого вида (текстовой, графической, аудио, видео) иотсутствии дополнительных расходов на изготовление печатной продукции и оплатумеждугородных* и международных почтовых или транспортных тарифов. Важнымсвойством Web-публикаций является возможность внесения в них в любое времяизменений. Все это побуждает компании во всем мире использовать «Всемирнуюпаутину» в качестве канала маркетинга и получения заказов на свою продукцию наэлектронном рынке.
Стремительное развитие Internet постепенно меняет отношение туристическихфирм к рекламе. Так, например, некоторые европейские агентства стали сокращатьобъемы публикуемой газетной рекламы, отдавая предпочтение размещению своейинформации в Internet. Вместо больших рекламных объявлений, в газетах теперь
часто можно встретить маленькие блоки с указанием адреса информационнойстраницы агентства в Internet.
(Образцы Web-страниц некоторых турагентств помещены в Приложении

Список использованных источников
 
1. В.Г.Гуляев. Организация туристской деятельности. –
М.: Нолидж-199б.
2. И.Пещажжая экономика информационного общества. //РЭЖ. -№5-6/1996,-С. 103
3. Зарубежный опыт рынка «малых гостиниц». // Пять звезд.№0’95. -с. 14
4. Широкова информационные технологии в управлении туристскимбизнесом //Вестник СПГУ. Сер. 5, 1995, вып.З (№ 19)
5.Калашников. Как автоматизироватьработу туристического агенства.// Туринфо. №10.-1997. С.6
6.Авлин как преуспеть в делах спомощью интернет? // PCWEEK.- №14.-97 р. 30)
У.Алексей Днепровой. «весьтуристский санкт-петербург» в сети internet //Туринфо. №17.-1996. С. 15
8.И.Калашников туристический рынок И internetIIТуринфо. NQ10.-1996. -с.12
9. Е.Евдокименко электронные каналы маркетинга и дистрибуции //Computer Week — Moscow.-№ 36,-1996.