Анализ рентабельности предприятия НПРУП Экран 24

БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТИНФОРМАТИКИИ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедраменеджмента

РЕФЕРАТ
На тему:
АнализрентабельностипредприятияНПРУП “Экран”

МИНСК, 2009
Анализрентабельностипредприятиявключает:
— анализрентабельностипроизводства;
— анализрентабельностиреализации;
— анализрентабельностиважнейших видовпродукции;
— анализрентабельностипредприятия.
АНАЛИЗРЕНТАБЕЛЬНОСТИПРОИЗВОДСТВАПРОДУКЦИИ

Анализрентабельностипроизводствапродукции даетвозможностьустановитьтот уровеньрентабельности, с которым работалопредприятиев отчетном годупо выпускупродукции.
Рентабельностьпроизводствапродукции (Рпр)определяетсяпо формуле:

Рпр = (Птп/Стп)100%, (1)

где Птп –прибыль отпроизводстватоварной продукции;
Стп – себестоимостьтоварной продукции;

Птп = Втп– Стп, (2)

где Втп –объем товарнойпродукции воптовых ценахпредприятия.
Для анализарентабельностипроизводствасоставим табл.1.

Таблица 1
Рентабельностьпроизводствапродукции № п/п Наименование показателей Годы
Отклонение
(+, -)

2006 2007 2008 2007 к 2006 2008 к 2007 1. Товарная продукция предприятия в оптовых ценах, млн. р. 14136 20983 14546 847 -6437 2. Полная себестоимость, млн. руб. 11804 17739 13618 5935 -4121 3. Прибыль от производства товарной продукции, млн. р. 2332 3244 928 912 -2316 4. Рентабельность производства, % 19,8 18,3 6,8 -1,5 -11,5

Из данныхэтой таблицывидно, чтофактическийуровень рентабельностипроизводстваза исследуемыйпериод снизилсяна 13 % с 19,8 % в 2006 г. до6,8 % в 2007 г. Это объясняетсятем, что за отчетныйпериод произошлоснижение прибылии повышениезатрат на 1 рубльтоварной продукции.
Анализируяизменениепоказателярентабельностипроизводствапродукции за3 года мы видим, что наивысшийрезультатприходитсяна 2006 г., это являетсяследствиемболее быстрогороста прибылиот реализациипродукции посравнению споказателемформирующимзнаменатель(темп ростасебестоимости), а наименьшийрезультатприходитсяна 2008 г.
На рентабельностьреализованнойпродукции в2008 г. повлиялинепроизводительныепотери, в результатечего не дополучено186 млн. прибыли, в том числе:
— потери отпростоев составили– 161 млн. р.;
— потери отпорчи материальныхценностей прихранении наскладах – 2 млн.руб.;
— потери отбрака 7 млн. р.;
— прочиенепроизводственныерасходы – 16 млн.р.
Резервыповышенияуровня рентабельностипроизводствазаключаютсяв увеличенииприбыли отпроизводствапродукции засчет снижениясебестоимоститоварной продукции, путем примененияболее современныхи экономичныхтехнологий, замены дорогостоящегосырья на болеедешевое.
АНАЛИЗРЕНТАБЕЛЬНОСТИПРОДАЖ

По даннымотчета о прибыляхи убытках можнопроанализироватьдинамикурентабельностипродаж, а также влияниефакторов наизменение этогопоказателя(табл.2).

Таблица 2
Рентабельностьпродаж № п/п Наименование показателей Годы Отклонение (+, -)

2006 2007 2008 2007 к 2006 2008 к 2007 1 2 3 4 5 6 7 1. Выручка от реализации за вычетом НДС (В), млн. р. 12861 20391 14654 7530 -5737 2. Производственная себестоимость (С), млн. р. 7779 13483 10727 5704 -2756 3. Коммерческие расходы (КР), млн. р. 187 164 200 -23 36 4. Управленческие расходы (УР), млн. р. 1988 2665 2505 677 -160 5. Прибыль от реализации (Пр), млн. р. 2907 4079 1222 1172 -2857 6. Рентабельность продаж, % 22,6 20,0 8,3 -2,6 -11,7

Рентабельностьпродаж (Рп) –это отношениесуммы прибылиот продаж кобъему реализованнойпродукции:

Рп = (В – С – КР– УР)/В100% = Пр/В100%. (3)

Из этой факторноймодели следует, что на рентабельностьпродаж влияютте же факторы, что и на прибыльот продажи.Чтобы определить, как каждыйфактор повлиялна рентабельностьпродаж, необходимоосуществитьследующиерасчеты.
В приводимыхниже формулахиспользованыследующиеобозначения:
В1 и Во –отчетная ибазисная выручка;
С1 и Со –отчетная ибазиснаясебестоимость;
КР и КРо –отчетные ибазисные коммерческиерасходы;
УР и УРо –управленческиерасходы в отчетноми базисномпериодах.
Проводяфакторныйанализ проанализируем2007 и 2008 гг. по сравнениюс 2006 г., т.е. 2006 г. будетбазисным, а2007 и 2008 гг. будутотчетными.
Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:

DРпв= [(В1 – Со– КРо – УРо)/В1–
(Во – Со – КРо– УРо/Во)]100%. (4)

2007 год к 2006 году

DРпв= ;

2008 год к 2006 году

DРпв= .

В связи сростом выручкиот реализациив 2007 г. рентабельностьвыросла на 28,6%, а в 2008 г. по сравнениюс 2006 г. — на 9,5 %.
2. Влияниеизменениясебестоимостипродукции:

DРпс= [(В1 – С1– КРо – УРо)/В1–
(В1 – Со –КРо – УРо)/В1]100%. (5)

2007 год к 2006 году

DРпс= ;

2008 год к 2006 году

DРпс= .

Повышениесебестоимостипродукциипривело к снижениюрентабельностипродаж в 2007 г. на 28 %, а в 2008 г. по сравнениюс 2006 г. — на 20,1 %.
3. Влияниеизменениякоммерческихрасходов:

DРпкр= [(В1 – С1– КР1 – УРо)/В1–
(В1 – С1 –КРо – УРо)/В1]100%. (6)

2007 год к 2006 году

DРпкр= ;

2008 год к 2006 году

DРпкр= .

За счет ростаснижения коммерческихрасходов наединицу продукциив 2007 г. рентабельностьпродаж увеличиласьна 0,1 %, а в 2008 г. засчет ростакоммерческихрасходоврентабельностьпродаж снизиласьна 0,1 %.
4. Влияниеизмененияуправленческихрасходов:

DРпур= [(В1 – С1– КР1 – УР1)/В1–
(В1 – С1 –КР1 – УРо)/В1]100%. (7)

2007 год к 2006 году

DРпур= ;

2008 год к 2006 году

DРпур= .

В связи сростом управленческихрасходоврентабельностьпродаж снизиласьв 2007 г. на 3,3 %, а в 2008 г.по сравнениюс 2006 г. — на 3,6%.
Общее влияниевсех факторовсоставит:
2007 год к 2006 году

DРпобщ=;

2008 год к 2006 году
DРпобщ=.

В 2006 г. прослеживаетсяеще большееснижениерентабельности, которое связанов основном сростом себестоимостиреализованнойпродукции иуправленческихрасходов, которыеснизили рентабельностьна 20,1% на 3,6 % соответственно.Данное увеличениепротекало болеебыстрыми темпами, чем рост ценыизделия, т.е.выручки отреализации, которая увеличиларентабельностьтолько на 9,5 %. Вконечном счетеданное увеличениецены не позволилоперекрытьснижениерентабельностипродаж связанноес ростом затрат, в итоге предприятие снизило рентабельностьпродаж на 14,3 %.
Подводя итогопроделанногорасчета можносделать вывод, что в 2007 г. снижениерентабельностина 2,6 % связанов основном сростом себестоимостиреализованнойпродукции на28 % и управленческихрасходов на3,3 % более быстрымитемпами, чемрост цены изделия, т.е. выручки отреализации, которая увеличиларентабельностьна 28,6 %. Данноеувеличениецены не позволилоперекрытьснижениерентабельностипродаж связанноес ростом затрати в итоге предприятиеи снизилорентабельностьпродаж на 2,6 %.

АНАЛИЗРЕНТАБЕЛЬНОСТИПРЕДПРИЯТИЯ

По рассчитаннымвыше показателямрентабельностинельзя судитьоб эффективностииспользованияосновныхпроизводственныхфондов и оборотныхсредств. Поэтому, наряду с рассмотреннымипоказателямирентабельностинеобходимотакже проанализироватьуровень рентабельностив целом, а именно, общей и расчетной.
Показательобщей рентабельностирассчитываетсяпо формуле

РОБЩ. = ПБАЛ/ (ФОСН + ФОБ), где

ПБАЛ — балансоваяприбыль попредприятию, тыс. р.
ФОСН — среднегодоваястоимость ОФП, тыс. р.
ФОБ — среднегодоваястоимостьнормируемыхоборотныхсредств, тыс.р.
Проведяпреобразованиеформулы, можнопроанализироватьзависимостьуровня общейрентабельностиот:
— размераприбыли на 1 р.реализованнойпродукции(ПБАЛ\QР)
— фондоемкости(1 / QР) / ФОСН
— оборачиваемостиоборотныхсредств 1 / QР/ ФОБ

— РОБЩ. = ПБАЛ/ (ФОСН + ФОБ)100= (ПБАЛ\QР)/ [(ФОСН / QР)+ (ФОБ / QР)]100;

Для анализавлияния отдельныхфакторов науровень общейрентабельностинеобходимосоставитьследующую табл.3.

Таблица 3
Исходныеданные дляанализа общейрентабельностипредприятия № Наименование показателей Един. изм. Условное обозначение Годы
Отклонение
(+, -)

2006 2007 2008

2007 к
2006

2008к
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 Прибыль отчетного периода млн. р.
ПОП 3427 4146 1006 719 -3140 2 Объем реализованной продукции млн. р.
QP

12861

20391

14654 7530 -5737 3 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов млн. р.
ФОСН

26054

29235

20839 3181 -8396 4 Средние остатки основных оборотных средств млн. р.
ФОБ 5995 9102

11304 3108 2202 5 Фондоотдача основных производственных фондов Р. / р.
QP/ФОСН

0,494

0,697

0,703 0,20 0,01 6 Фондоемкость Р. / р.
ФОСН/QP 2,026 1,434 1,422 -0,59 -0,01 7 Количество оборотов нормируемых оборотных средств Число оборо-тов
QP/ФОБ

2,145

2,240

1,296 0,09 -0,94 8 Коэффициент закрепления оборотных средств Доли единиц
ФОБ/QP

0,466

0,446

0,771 -0,02 0,32 9 Прибыль на 1 руб. реализ продукции Р. / р.
ПОП/QP 0,266 0,203 0,069 -0,06 -0,13 10 Уровень общей рентабельности %
ПОП/(ФОСН+
ФОБ)*100

10,69

10,81 3,13 0,12 -7,68

Для удобствапроведенияанализа используемследующиеобозначения:

Р1 и Р0–общая рентабельностьотчетного ибазового периодов
П1 и П0–прибыль на 1 р.РП в отчетноми базовом периоде
Е1 и Е0–фондорентабельностьв отчетном ибазовом периоде
К1 и К0–коэффициентзакрепленияоборотныхсредств в отчетноми базовом периоде
Данные табл.2.15 показывают, что уровеньобщей рентабельностиизменился:

DРОБЩ= Р1 – Р0;

в 2007 году увеличилсяна 0,12 % (10,81-10,69), а в 2008 посравнению с2006 г. снизилсяна 7,56 % (3,13-10,69).
1. Определяемвлияние прибыльности:

DР1 =П1 / (Е0+ К0)100– Р0; (8)

2007 год к 2006 году

DР1 =

2008 год к 2006 году

DР1 =

В связи суменьшениемприбыли на 1 р.реализованнойпродукции общаярентабельностьснизилась в2007 г. на 2,54 %, а в 2008 г. посравнению с2006 г. на 7,92 %.
2. Определяемвлияниефондорентабельности:

DР2 =П1 / (Е1 + К0)100– П1 / (Е0+ К0)100; (29)

2007 год к 2006 году

DР2=

2008 год к 2006 году

DР2=

Уменьшениефондорентабельностипривело к ростуобщей рентабельностив 2007 г. на 2,54 %, а в 2008 г.на 0,86 %.
3. Определяемвлияние коэффициентазакрепленияоборотныхсредств

DР3 =П1 / (Е1 + К1)100– П1 / (Е1 + К0)100; (30)

2007 год к 2006 году

DР3=
2008 год к 2006 году

DР3=

За счет ускоренияоборачиваемостиоборотныхсредств общаярентабельностьв 2007 г. увеличиласьна 0,12 %, а в 2008 г. замедлениеоборачиваемостиоборотныхсредств снизилоуровень общейрентабельностина 0,5 %.
Общее влияниевсех факторовсоставит:
2007 год к 2006 году

DРОБЩ=

2008 год к 2006 году

DРОБЩ=

Проведенныерасчеты пообщей рентабельностипредприятияпоказали, чтов 2007 г. по сравнениюс 2006 г. наблюдаетсянезначительноеповышениерентабельностипредприятияна 0,12 % за счетроста оборачиваемостиоборотныхсредств и уменьшенияфондорентабельности, отрицательноповлияло наданный показательснижение прибыльностина 1 реализованнойпродукции.
А в 2008 г. по сравнениюс 2006 г. наблюдаетсязначительноеснижениерентабельностипредприятияна 7,56 % за счетрезкого сниженияприбыли на 1рубль реализованнойпродукции изамедленияоборачиваемостиоборотныхсредств инезначительногоуменьшенияфондорентабельности, что в общемитоге и привелок данному снижению.
В 2008г. по сравнениюс 2006г. наблюдаетсязначительноеснижение общейрентабельностипредприятияна 7.56% за счетрезкого сниженияприбыли на 1рубль реализованнойпродукции, замедленияоборачиваемостиоборотныхсредств инезначительногоуменьшенияфондорентабельности.
ЛИТЕРАТУРА

Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. В. И. Стражева. — Минск.: Вышэйшая школа, 2007. – 400 с.
Баканов, М. И. Теория экономического анализа: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 415 с.
Бланк, И. А. Управление прибылью. – К.: «Ника-Центр», 2008.- 544с. (Серия «Библиотека финансового менеджмента», Вып. 2)
Бука, Л. Совершенствование анализа прибыли, // Бухгалтерский учет и анализ. 2008, № 11, С.34-39.
Производственный отчеты НПРУП «Экран» 2006-2008гг.