Общественность и общественное мнение в сфере управления общественными отношениями

ВведениеВоздействие наобщественность и общественное мнение, с целью управления общественнымиотношениями, является на сегодняшний день основной задачей многих предприятий,управленческих сфер, политиков и дипломатов. Управление общественнымиотношениями является искусством, а специалист, владеющий достаточными знаниямидля управления общественными отношениями, является незаменимым во многих сферахуправления.
В российских организациях началиактивно создаваться подразделения по связям с общественностью, в числе целейкоторых — формирование имиджа организации. Уважаемая фирма сможет мобилизоватьсвой капитал в области общественных отношений и управлять общественным мнениемнамного успешнее, чем компания, которая неизвестна. Поэтому специалисты посвязям с общественностью, рассматривают свою деятельность как процесспостроения непрерывных взаимоотношений с различными общественными группами.
Для управления отношениямиорганизации с окружающей средой используется процесс, известный как связь собщественностью («public relations»). Фирмы и организации понимают,что должны учитывать последствия своей деятельности под мощным влиянием общественногомнения. Это особенно верно в критических ситуациях, но и не менее важно дляосновных стратегических решений. При всем разнообразии многочисленныеопределения паблик рилейшнз (PR) сходятся в одном: конечной целью PRявляется влияние на общественное мнение.
Грамотное управление общественныммнением способно повилять на общественные отношения, и гарантировать достижениеконкретной цели, при этом очень важно грамотно продумать как и чем правильнеебудет воздействовать на  общественность,для достижения именно того результата, достижение которого ставится цельювоздействия на общественное мнение.
1 Общественное мнение1.1 Общее понятие
Общественноемнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаютсявсесторон­нему анализу и строгому определению. Только в отечественнойлитературе можно встретить около двух десятков определений об­щественногомнения. Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее:общественное мнение социальной общности есть специфический способ проявлениясостояния сознания этой общности, в котором опосредственно и обобщенноотражается отношение большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям вобъективной или субъективной действительности, вызвавшим их интереси дискуссий, и которое воплощается в оценочных суждениях или практическихдействиях членов данной общности.
Словосочетание «общественное мнение» давно у нас на слуху. Оноотносится к числу тех социальных явле­ний, которые не испытывают сегоднянедостатка внимания к се­бе. Его изучают и анализируют специалисты практическивсех об­ластей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за егосимпатиями ревниво следят политики, руководители раз­личных рангов.Общественное мнение изучают,   формируют,прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управ­ления, однимсловом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.
Столь заметный ростинтереса к общественному мнению имеет свое объяснение:
Во-первых, как своеобразное явление духовнойжизни, общест­венное мнение непосредственно связано с материальным носите­лем,который определяет реальную силу этого мнения, его чер­ты и свойства. При этом,чем более широкие слои выступают носителем общественного мнения, тем большимсоциальным автори­тетом и действенностью оно отличается, тем в большей степенизаставляет собой считаться.
Во-вторых,в каждом конкретном случае общественное мнение уходитсвоими корнями в те или иные потребности и интересы людей, заявляя самим фактомсвоего существования о важности их учета и удовлетворения.
В-третьих,общественное мнение каксоциально-психологический феномен является активным стимулятором социальныхдействий и поступков масс, способным придавать им широкий размах  и стабильность в течениеразличного, нередко довольно продол­жительного времени.
В-четвертых, все более расширяющаяся практикадействительных, неформальных выборов руководящих органов, хозяйственныхруководителей всех рангов вольно или невольно заставляет держать руку на пульсеобщественного мнения даже тех, кто пока недостаточно полно понимает важностьизучения и учета общест­венного мнения в повседневной практической работе.
Общественное мнение — специфическоепроявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной,  так  и  вписьменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение большихсоциальных групп (в первую очередь большинства народа) к  актуальным  проблемам действительности,  представляющим общественный интерес. 1.2Сущность, содержание общественного мнения
Еще одна очень важная сторонаанализируемого вопроса— сущность, содержание общественного мнения.По этому поводу можно высказать следующие предположения:
во-первых,рассматриваемый феномен есть конкретный выводопределенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итогмыслительной деятельности людей;
во-вторых,критериями отбора при формировании общественногомнения служат общественные интересы и по­требности. Только те явления или фактыобщественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание,вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;
в-третьих, массовые суждения людей обладаютраз­личной степенью объективности (истинности). Это объясняет­ся тем. чтомнения могут формироваться на основе как науч­ных знаний, так и ложных взглядови ошибочных представле­ний. В случае недостатка объективной информации люди ком­пенсируютее слухами, интуицией и т. д. Общественное мнение, не имеющее в своей основетвердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критикинередко заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественно мнение;
в-четвертых, этот феномен выступает в качествеспецифической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическуюдеятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, онотносится к актив­ной, т. е. овладевшей массами, части общественного сознания.Общественное мнение в этом случае не только отражает опре­деленный уровеньзнаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение кобъекту мнения, об­разуя подобие сплава рационального, эмоционального иволевого компонентов. Этот феномен существует в сознании людей; и выражаетсяпублично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство общественноговоздействия;
в-пятых,общественное мнение представляет собой специфическийпродукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных,измененных, образовав­ших новое качество, не сводимое к простой суммеиндивидуальных мнений.
Не любое групповое, коллективноемнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствуеткритериям — социальный интерес, дискуссионность, компе­тентность. А еговыразители — классы, социальные слои, со­дружество классов, народ. Значит,мнение можно классифици­ровать как индивидуальное; групповое, или общее; мнениеоб­щественности, или общественное.
 Общественное мнение не может существовать внесистемы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений.Оценочные суждения, содержащиеся в этом феноме­не, имеют социальный характер.Еще Г.В. Плеханов в «Очерках по истории материализма» писал, что «общественноемнение» имеет свои корни в социальной среде и в конечном счете в эконо­мическихотношениях; это не противоречит тому, что всякое дан­ное «общественное мнение»начинает стареть, как только начинает стареть вызывающий его способпроизводства».
1.3 Требования изучения общественногомнения
При подготовке и проведении изученияобщественного мнения не обходимо придерживаться следующихосновных требований:
1 ) Постановка целиисследования,
Должно быть четко сформулировано,какие сведения предполага­ется получить, как использовать и на что направитьобобщенные итоги.
2) Разработка инструмента (анкеты,вопросники). Вопросы должны формулироваться четко, быть краткими, не до­пускающимиразличных толкований. Следует избегать прямых, «ло­бовых» вопросов,особенно в тех случаях, если они по смыслу касаются оценок работыопрашиваемого, направлены на получение данных непосредственно о самом человеке,его взглядах. Для получения более объективной информации вводятся проверочныевопросы (по этой же теме, но в другой постановке, позволяющей получитькосвенное подтверждение ответа на основной вопрос). После набора возможныхвариантов ответов-подсказок обозна­чается место для Других вариантов, непредусмотренных анкетой.
З) Подготовка выборки (число и составопрашиваемых).
Припроведении исследований в городе,  районепо проблемам, касающимся всех социальных слоев оптимальное количество опра­шиваемыхдолжно составлять 1 — 1,5 процента от общей численнос­ти населения. Если жеопрос проводится среди отдельных групп, в крупных трудовых коллективах, учебныхзаведениях количество респондентов может достигать 10 процентов от списочногососта­ва. В небольших подразделениях по возможности опрос проводится среди всехего членов, либо какой-то его части по усмотрению исследователей.  При устных, телефонных, экспресс-опросах поте­кущим, не требующим глубокого анализа вопросам достаточно проинтервьюироватьнесколько десятков человек. Для получения на­иболее объективной информации вчисло опрашиваемых должны быть включены все категории населения — понациональности, возрасту, социальному положению, образованию и т.д.
4) Проведение анкетирования, опроса.
Как правило, его надо проводитьанонимно, что повышает дос­товерность информации. Многое зависит оторганизаторов этого дела, насколько умело они настроят, подготовят людейна откровенные высказывания своих взглядов, позиций, мнений.
5) Обработка анкет, подготовкавыводов, рекомендаций и пред­ложений, по преодолению развития нежелательныхпроцессов, прог­нозирование возможных результатов и последствий их реализации.
6) Принятие конкретных мер.
7) Последующие проверки правильностирешений и результатов принятия мер (отслеживание).
1.4 Этапы формирования общественногомнения
Здесь уместно было бы кратко изложитьмеханизм формирования общественного мнения.
Выделим следующие основные этапы:
1. Восприятие реформации(объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.
2. Выводы и оценки индивидуума — наоснове имеющихся знаний и опыта, умения анализировать, уровняинформированности.
3. Обмен имеющейся информацией,выводами, дискуссии с други­ми людьми.
4. На этой основе, формированиеопределенного мнения неболь­шой группы людей.
5. Обмен между небольшими группами иформирование мнения социального слоя.
6. Возникновение общенародногомнения.
Можно выделить основные стадииформирования и функционирова­ния общественного мнения:
1. Рождается
2. Достигает определенной степениразвития
3. «Умирает» или реализует себяв конкретных проявлениях жизни.
Практика показывает, что еслинеобходимые меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения илина начальном этапе формирования общественного мнения его значительно легчесориентировать в позитивном, нужном направлении либо локали­зовать, не датьперерасти в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующиедействия и проявления в жизни.
1.5 Функции общественногомнения
Функции общественного мненияразличаются в зависимости от характера взаимодействия мне­ния тех или иныхсоциальных институтов или отдельных лиц в первую очередь от характера влияния,воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его фор­мы.Для общественного мнения характерны следующие функ­ции: экспрессивная (в болееузком смысле контрольная); кон­сультативная; директивная.
Экспрессивнаяфункция — самая широкая по своемузначе­нию. Общественное мнение всегда занимает определенную по­зицию поотношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различныхинститутов, лидеров государ­ства. Эта особенность придает данному феноменухарактер си­лы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контро­лирующейдеятельность институтов и лидеров партий, госу­дарства.
Таким образом, объективным содержаниемдеятельности общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятсяв положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью,общественное мнение бывает весьма эф­фективно по своим результатам. Этот эффектбудет безусловно выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля состороны трудящихся.
Вторая функция — консультативная.Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иныхсоциальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственныхпроблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты властизаинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь к этим советам, «руководящиелидеры», группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.
И, наконец, директивнаяфункция общественного мнения — проявляется в том, что общественность выноситрешения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивныйхарактер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народв данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но ивысказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьмазначительное место.
В зависимости от содержания суждений,сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим,конструктивным и регулятивным. Оценочное мнение выражаетотношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чеманалитических выводов, умозаключений. Аналитическое и конструктивноеобщественное мнение тесно связаны между собой: принятие какого-либо решениятребует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементытеоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своемусодержанию аналитическое и инструктивное мнения не совпадают. Смысл регулятивногообщественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряетопределенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанныхзаконом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т. д. Обычно оно реализуеттот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп,коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивныхили негативных суждений.

2 Социальное и общественноенастроение
Не стоит забывать, что важнейшей,если не определяющей характеристикой реально функциони­рующего сознания, егодоминантой является феномен социального настрое­ния. Принципиально важноподчеркнуть, что оно одновременно является и реальной формой поведения, вернеевероятностной формой выражения общественного сознания в процессе превращенияего в общественную мнение. Говоря о феномене социального настроения, необходимоотметить ряд его сущностных черт.
Во-первых, социальное настроениеносит результирующий характер, вбирающий в себя одновременно влияние как объективныхусловий, так и субъективных факторов, образующих некий сплав эмоций, чувств,умонастроений, ценностных ориентации и установок, который не является ихмеханической суммой или неким условным объединением: это принципиально новоекачество общественного сознания, по которому можно говорить о нем с большейдолей достоверности и определенности.
Во-вторых, социальное настроениеболее определенно и более наглядно и специфически «отражает» предшествующийопыт, «переваривает» его, сопоставляя прошлое, и особенно уже происшедшее вобщественной и личной жизни, делая выводы и получая уроки на будущее. В этомслучае опыт выступает не как кладезь мудрости, созданный и хранимый на    . всякий случай, а как инструмент, прямовлияющий на характер, глубину социального настроения.
В-третьих, социальное настроение — это «неотложенное», актуализированное реальное сознание, которое управляетжизнью человека именно в данный момент времени. Несмотря на то, что настроениеможет иметь волнообразный характер выражения и в нем на первый; план могутвыходить те или иные проблемы, оно обладает в целом большей долговременностьюсвоего действия, чем общественное мнение, носящее часто быстро преходящийхарактер.
В-четвертых, социальное настроение — это тот элемент реально функционирующего сознания, который означаетпрактическую готовность к действию и является непосредственным предшественникоми даже компонентом поведения. Если при изучении общественного сознания мыпостоянно убеждаемся, что далеко не все его реальные элементы — информированность,знания, суждения, мнения – приобретают характер активного начала, то социальноенастроение — именно тот предшественник (а иногда участник) поведения человека,по которому непосредственно можно судить о действительных реальных намеренияхлюдей, их отношении к окружающему миру и процессам, происходящим в нем.
И, наконец, социальное настроение — это еще и фон, который «окрашивает» жизнь людей, показывает с высокой степеньювероятности направленность их поведения и помогает спрогнозировать возможностьусиления позитивных и ослабление негативных аспектов общественного сознания.
Принципиальных различий междусоциальным и общественным настроением нет, но общественное настроение — болееширокое понятие, характеризующее отношение людей к экономическому, политическому,социальному состоянию общества в определенный период времени. Но и социальноенастроение формируется под влиянием политичес­ких, экономических, социальных идуховных факторов. В этом отношении значительных различий между общественным исоциальным настроением мы не находим. Общественное настроение объединяет ипобуждает к действию определенные группы, слои населения и даже народы.
Первое отличие общественногонастроения от социального настроения состоит в том, что социальное настроение внастоящее время в значительной степени находится под воздействиемобщественно-политических процессов, и именно в политическом аспекте глубжезатрагивает социальные проблемы жизни общества. Оно может проявляться черезотдельные проблемы, даже детали этих проблем. Скажем, для человека не важно,каковы сегодня российско-американские политические отношения, но для него важно- что он конкретно будет иметь, чувствовать, если они улучшатся или ухудшатся.На его социальное настроение вряд ли сможет положительно повлиять информация отом, что в каком-то регионе полностью решена жилищная проблема, если он неимеет своей квартиры. Иными словами, на социальное настроение влияет не тольковся масса проблем, неразрешенных вопросов, но и отдельные их проявления. Этовторое отличие общественного настроения от социального настроения.
И, наконец, третье отличиеобщественного настроения от социального состоит в том, что общественноенастроение — это массовидное явление, способное быть движущей силой всегообщественного развития, тогда как социальное настроение большей частью — лишьотражение доминант общественного сознания и социальной практики людей,социальных групп и социальной организации общества. А так как все обществосоциально неоднородно, то и социальное настроение у различных слоев обществатоже может быть разным.
Социальное настроение может какобъединять, так и разъединять людей. Примером является современное состояниеобщества, когда небольшая часть, используя характерную для переходного периоданестабильность, экономический и правовой хаос, занялась не организациейпроизводства, а личным обогащением за счет обнищания других слоев. Различныепериоды жизни общества также могут отражаться в социальном настроении.2.1 Информация иобщественное настроение
Массово-коммуникационная деятельностьсовременного человека, связанная с потреблением, использованием и производствоммассовой информации, при тотальной распространенности и доступности информациястановится необходимым условием и средством осуществления практически любой социальнойдеятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и пр. Однакоэто происходит лишь тогда, когда содержание и форма массовой информацииизменяется в соответствии с информационными интересами и потребностями людей.Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать вчисло целей коммуникатора как цель-средство для достижения других,управленческих задач массового воздействия.
Информационные потребности следуетрассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы,которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнениясложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемныхситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальнойсредой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленнаяразумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационныхпотребностей и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностьючеловека.
Необходимо различать понятия «информационныепотребности» и «тематические интересы» аудитории.Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в первуюочередь содержанием, структурой повседневной деятельности индивида, в том числеобъективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности.Тематические же интересы являются субъективным отражением и выражениеминформационных потребностей. Они зависят от содержания предлагаемой информациии от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность,злободневность,  престижностьопределенных тем, лиц, явлений и др.). Далеко не все информационные потребностиосознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах икоммуникационном поведении; часть из них остается неосознанной и потомунереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недостаточностиисточников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д.
Природа и содержание информационныхпотребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Как и любыедругие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Еслиони не удовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, то аудитория либо ищетнужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого родаинформации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере.
Анализируя содержание информационныхпотребностей и их удовлетворение разными, в том числе и массовыми, средствамиобщения, следует учитывать образ жизни населения. Это позволяет объяснитьзакономерности формирования аудитории СМИ, а также причины неодинаковойэффективности использования отдельных каналов информации определенными группаминаселения. Так, например, если эффективность телевидения зависит от фактороввнетрудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам связано впервую очередь с характером их профессиональной деятельности, статусомличности, т.е. с его трудовой сферой.
Традиционно механизм развития,изменения такого сложного объекта как аудитория СМИ раскрывается системойпоказателей, создание которых опирается на выявление его целостности и четкоепредставление его структуры и функций. К первой группе характеристик аудиторииотносятся признаки внутренней структуры аудитории, относительно независимые отсистемы СМИ. Вторая специфическая группа характеризует аудиторию в еёнепосредственных взаимоотношениях со СМИ и описывает процесс потреблениямассовой информации. Третья группа связана с изучением воздействия сообщенийСМИ на сознание аудитории.
Современные массово-коммуникационные отношенияпредполагают взаимодействие двух субъектов – коммуникатора и коммуникантов(аудитории), в рамках которого каждый участник этого процесса, осуществляя своюспецифическую деятельность, предполагает активность также и в партнере. Лишь вэтом случае аудитория включена во всю систему общественных отношений.Коммуникатору же для установления диалоговых отношений или реализации целейсвоей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы,установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и рядспецифических, формируемых при прямом участии средств массовой информации.
В механизме функционированияобщественного настроения важное место занимает инфор­мация о социальном опытепрошлого и настоящего времени. Информация как случайные, так и отобранныесведения всегда имеет социальную окраску, поскольку отражает процессыматериальной и духовной жизни. Социальная информация — совокупность знаний,сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществеи используются индивидами, группами, организациями, различными социальнымиинститутами для регули­рования социального взаимодействия .
Согласно логике развития, каковасоциальная жизнь — такова и информация о ней. Все дело в том, что в обществеглавным информатором, разъясняющим и излагающим социальную информацию, являетсягосударство, которое не всегда заинтере­совано в распространении объективнойинформации. Например, той, которая содержит военную и государственную тайну,источники, несущие в себе потенциальную опасность, несоответствующие установкамгосподствующей идеологии и т.д. На информацию, разгла­шение которой можетпринести ущерб, государство, разумеется, имеет полное право налагать запрет. Вовсех других случаях замалчивание, а еще хуже, искажение информации, можетсерьезно подорвать политические, экономические устои государства, лишить верылюдей.
Предание гласности некоторыхматериалов о недавней истории, произошедшее после 1985 года, размыло ранеесформированное представление об истории страны, развенчало многиеидеологические стереотипы, посеяло у людей недоверие к официальной информации.Резкий переход от замалчивания к широкой гласности вызвал у людей, особенностаршего поколения, психологическое невосприятие заново прочитанных страницистории и недоверие к новым источникам информации.
Особо значительную роль в выработкетакого отношения к информации сыграли средства массовой информации.Положительную в том, что донесли до широкого читателя, зрителя более полныеисторические сведения; отрицательную в том, что многие публикации и передачиносили поверхностный характер и не отражали всю сложность происходящихпроцессов в далеком и не совсем далеком прошлом. Сознательное искажениеинформации нельзя считать случайным так же, как и невозмож­но считать причинойэтого явления неизбежность такого процесса. Искажение информации в той или иноймере присуще любому общественному устройству.

3 Управление
3.1 Понятие управления
Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначаяфункцию, присущую организованным системам (биологическим, техническим,социальным, военным и др.). Существует большое число определений этого понятия.В самом общем виде, управление – это функция биологических, социальных,технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение ихструктуры, поддерживает определенный режим деятельности.
С научной точки зрения управление –это направленная координация и организация объекта управления.  Данная сфера деятельности возникла в ходеразделения труда. С ее помощью человек воздействует на технологические,экономические и социальные процессы для достижения определенных целей [1].
Управление многообразно. Характеризуяокружающий мир, исследователи выделяют три компонента – неживую природу, живуюприроду и человеческое общество. На этом основывается укрупненная классификацияпроцессов управления по трем его основным классам:
–  процессыуправления в неживой природе (в технических системах) называют управлениемвещами, что является областью изучения преимущественно технических наук;
–  процессыуправления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами иявляются предметом изучения естественных наук;
–  процессыуправления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми илисоциальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук[1].
Социальное управление охватывает воздействие на деятельность людей,объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Оно воздействуетна общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики,совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, атакже необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Это наиболеесложная область управления. Возникновение управления как особого вида общественной деятельностиобусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда, котороеспециализировало труд производителей и коллективов.
Социальное управление включает два основных подкласса: управлениеиндивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностьюлюдей. Важнейшими видами социального управления являютсяадминистративно-государственное (политическое) управление, управлениесоциально-культурной сферой (духовным производством), управление материальнымпроизводством. Классификация видов социального управления соответствуетклассификации основных сфер организации общества: политическая – областьотношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп;культурная – область духовного производства, распределения и потреблениядуховных благ; экономическая – область материального производства,распределения и потребления материальных благ.
В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентамивыступают либо люди как члены различных организаций, либо организационныеподразделения в целом.  Индивиды,представленные в системе управленческих взаимоотношений, могут выступатьсубъектами и объектами управления.
Субъектом управления является источник управленческойактивности, направленной на определенный объект управления. Им может выступатькак отдельный индивид, так и социальная группа.
Объектом управления может быть часть объективнойдействительности, на которую направлено управленческое воздействие. Им так жеможет выступать как  отдельный индивид,так и социальная группа.
Между объектом и субъектом управления существует взаимодействие ивзаимовлияние. Важным условием эффективности управления является соответствиесубъекта управления его объекту. Таким образом, социальное управление — этонепрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) наорганизованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности(объект управления) по организации и координации их совместной деятельности длядостижения наилучших результатов. Управление представляет собой не что иное,как настраивание других людей на труд (Ли Якокка).
3.2 Менеджмент и социальное управление
Понятия менеджмент, администрирование, руководство относятся только кклассу социального управления и в этом смысле понятие менеджмент тождественнопонятию социальное управление. Понятие администрирование наиболее полносоответствует понятию власть, поскольку их основная функция состоит вопределении политики той или иной социальной системы, а понятия руководство именеджмент больше относятся к непосредственному управлению людьми, практическойорганизации объекта социального управления. Другими словами, понятияуправление, менеджмент, администрирование и руководство могут рассматриватьсякак в широком, так и в узком смысле [Таблица 1].
Основные понятия науки управления [Таблица 1].
Понятия
В широком смысле
В узком смысле.
Управление
Вся система классов, отношений и явлений управления в природе и обществе.
Технологическая организация объекта управления
Менеджмент
Всеобщий принцип социального управления; власть и искусство управления людьми
Управление производством, деятельность по организации достижения поставленных целей
Администрирование
Административно-государственное управление; социально-политический менеджмент
Разработка и постановка целей. Определение политики организации
Руководство
Иерархическая система институтов власти
Непосредственное управление людьми
Понятия менеджмент и социальное управление являются синонимами.Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля,необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.  Но управление выступает более широкимпонятием по отношению к руководству. Руководство – это частный случайуправления, это основная функция руководителя, связанная с управлением людьмипри достижении поставленной цели.  Егоосновные отличия в том, что руководство:
–  
–  
–  
3.3 Управлениекак искусство
Управление– древнейшее искусство и новейшая наука. Понятие об управлении как искусстве,т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилосьеще в древности, когда границы искусства и науки не осознавались отчетливо. Всовременном мире понимание менеджмента как искусства базируется на том, чтоорг