Денежно-бюджетная политика ЦБ России

Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) Кафедра «Экономика» ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Курсовая работа по дисциплине: «Макроэкономика»

Выполнила: студентка гр. 51А Герингер О.И. Руководитель: доцент кафедры «Экономика» Исаенко Н.Н. Омск 2012 Оглавление Введение 1. Общие концепции денежно-кредитной политики в России 1.1 Центральный Банк Российской Федерации: задачи и функции 1.2 Направление, цели и методы денежно-кредитной политики 2. Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ 2.1 Текущее состояние денежно-кредитного регулирования в

Российской Федерации 2.2 Регулирование обязательных резервов 2.3 Рефинансирование банков 3. Перспективы развития денежно-кредитной политики в России 3.1 Денежно-кредитная политика на 2012 г. 3.2 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Российской Федерации 3.3 Предварительные итоги и прогноз на будущее 24 Заключение 26 Список литературы 28 Введение Денежно-кредитная политика – одно из четырех направлений единой финансовой пол

итики государства, обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие в Российской Федерации достаточно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитная политики и актуальность данной темы. Основные направления единой государственной денежно кредитной политики, разрабатываемые Банком России в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России) “, содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно – кредитной политики, которыми Банк России будет руководствоваться в своей работе в следующем году. Банк России придает большое значение подготовке этого программного документа, поскольку, таким образом, он не только знакомит общественность со своими намерениями относительно одной из важнейших сфер деятельности, связанной

с конституционно закрепленной за Банком России функцией по защите и обеспечению устойчивости национальной денежной единицы, но и формирует позитивные ожидания в экономике. Повышая прозрачность своей работы, Центральный Банк способствует росту доверия к проводимой экономической и денежно кредитной политике. При проведении денежно кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить состав, сделав набор располагае

мых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. Однако возможность эффективного применения конкретных инструментов денежно кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики проведением необходимых инстит

уциональных преобразований. Цель данной курсовой работы – денежно – кредитная политика Банка России. В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть общие концепции денежно-кредитной политики в России, в частности основную роль Центрального Банка Российской Федерации; 2. проанализировать текущее состояние денежно-кредитного регулирования в России; 3. изучить перспективы развития денежно-кредитной политики в России. Особое внимание уделяется направлениям совершенствования денежно-кредитной полит
ики в России. Работа выполнена на материалах периодических изданий таких, как “Банковское дело”, “Деньги и кредит” и некоторых других периодических изданий и учебников. Вследствие исключительной важности проблем, решаемых денежно-кредитной политикой, средства массовой информации (радио, телевидение, пресса) уделяют ей большое внимание. Публикуется множество аналитических статей, статистических сводок, прогнозов изменения ситуации в ближайшее время и на долгосрочную перспективу. 1. Общие конце

пции денежно-кредитной политики в России 1.1 Центральный Банк Российской Федерации: задачи и функции Центральный Банк (или Банк России) – государственный банк, стоящий во главе всей банковской системы РФ, признан единственным эмиссионным центром, выполняющим функции государственного регулирования денежно-кредитных отношений, и находится в федеральной собственности, то есть принадлежит государству. ЦБ является юридическим лицом, имеет свой устав и осуществляет расход за счет своих доходов. Управлени

е ЦБ осуществляет Совет директоров в составе председателя и его заместителей, а также руководящих основными подразделениями. Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии и др. Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и

обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов. Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов нас
еления. В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4–5% в годовом выражении в 2014 году. Реализация денежно-кредитной политики будет проходить в условиях гибкого курсообразования. При этом Банк России сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной изменчивости валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской

финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса [1]. Уровень золотовалютных резервов и показатели, характеризующие состояние внешней торговли (например, такие, как динамика экспорта и импорта, уровень мировых цен на основные российские экспортные товары, общее изменение условий торговли) – важнейшие индикаторы, определяющие адекватность денежно-кредитной политики поставленным

целям и задачам. Традиционно перед центральным банком ставиться пять основных задач. Центральный банк призван быть: Эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот; Банком банков, т.е. совершать операции преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе; Банкиром правительства – поддержива

ть государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы; Главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов); Органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. При решении пяти задач центральный банк
выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую. К регулирующей функции относиться регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики. С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, пол

итики минимальных резервов. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедура допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, мож

ет оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.

Центральный банк России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам других стран. В качестве своей основной функции, ЦБ России формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства. Спектр деятельности Банка России весьма широк: от действия в качестве агента государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения необходимого количества денег. Банк России начал свое существование с принятием закона “О
Банке России” в декабре 1990 года. Он независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Он может быть распущен и ликвидирован только специальным законодательным актом. Банк России экономически самостоятелен, то есть осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. В соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (в ред. Федерального закона от 26.04.06 N 65-ФЗ) Банк России выполняет следующие функции: 1) во взаимодейств

ии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно – кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; 3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; 4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; 5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности дл

я банковской системы; 6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; 7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; 8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; 9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; 11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации; 12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской
Федерации; 13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно – кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные; 14) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. Конечно, главной функцией центрального банка является кредитное регулирование. Помимо административных методов (установления прямых огр

аничений на деятельность коммерческих банков, проведения инспекций и ревизий, издания инструкций, сбора и обобщения отчетности и т.д.), центральный банк располагает и экономическим инструментарием для регулирования банковской сферы. Его основными составляющими являются: политика минимальных резервов, открытого рынка и учетная политика. Детальный перечень функций Центрального банка Российской Федерации не противоречит международной практике работы центральных банков. Так же как и це

нтральные банки других стран, Центральный банк Российской Федерации, прежде всего, выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию. Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно – кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влиян

ие на ход экономического развития страны. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики. 1.2 Направление, цели и методы денежно-кредитной политики Высшая конечная задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занят
ости и росте реального объема производства. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятель

ность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая. Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить

экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. С 1992 года денежно-кредитная политика Банка России направлена на достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономик

е. В основе денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Банком России, лежит принцип количественных ограничений на прирост денежной массы. С 1996 года приоритеты политики в денежно-кредитной сфере сместились в направлении увеличения реального предложения денег в экономике при дальнейшем снижении среднемесячных темпов инфляции. Нужно отметить, что кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие
через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита). Инструментов денежно-кредитной политики довольно много, и они очень разнообразны. Их подразделяют на экономические и административные. Среди экономических методов классики выделяют обычно три метода это регулирование учетной ставки, норма обязательных резервов и операции на рынке ценных бумаг. Банк России, являясь органом, определяющим и проводящим денежно-кредитную политику в РФ, и

спользует следующие инструменты и методы: рефинансирование банков и предоставление кредитов. Термин “рефинансирование” означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило в виде векселей). В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ро

стом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам, т.е. изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Это и является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. В настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке.

Нормы данных резервов определяются именно ЦБ. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия. Минимальные резервы выполняют две основные функции: Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. К примеру, если коммерческий банк обанкротится, то именно эти резервы должны погасить вклады клиен
тов банка. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мн

ению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно – денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов. • Операции на открытом рынке Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефи

нансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке. Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот.

Центральный банк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяет интенсивность своих операций, их частоту. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе. Таким образом, операции на открытом рынке, этот метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущи
х. Главное отличие – это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческ

их банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, данный метод является прямым методом воздействия на деятельность банков. Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного р

оста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён. Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые

дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие
меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер. 2. Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ 2.1 Текущее состояние денежно-кредитного регулирования в Российской

Федерации Основными инструментами и методами денежно – кредитной политики Банка России в соответствие с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.04.06 N 65-ФЗ) являются: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов; 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование банков; 5) валютное регулирование; 6) установление ориентиров роста денежн

ой массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) выпуск от своего имени облигаций (п.8 введен Федеральным законом от 08.07.1999 N 139-ФЗ). Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно – кредитной политики. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки

. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и
могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования. Под операциями на открытом рынке понимаются купля – продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочи

х государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля – продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия

на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно – кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Бан

к России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики. Банк России в целях реализации денежно – кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директо
ров решения об очередном выпуске облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя статья 43.1 введена Федеральным законом от 08.07.1999 N 139-ФЗ) Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики на

предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год (в ред. Федерального закона от 20.06.2005 N 80-ФЗ). Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: ана

лиз состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации; основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно – кредитной политики. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год и принимает решение. 2.2 Регулирование обязательных резервов Норма обязательных резервов широко используется государством для увеличения или уменьшения свободной денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного резервирования влеч

ет за собой уменьшение свободной денежной массы. Для регулирования ликвидности банковской системы Банк России в числе других мер активно использовал такой инструмент денежно-кредитной политики, как обязательные резервы. В результате проведенных Банком России мероприятий, а также в связи с ростом привлеченных средств (обязательств) кредитных организаций, учитываемых при расчете размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России (которые с января по сентябрь
2005 года увеличились на 45,0%, в том числе в валюте Российской Федерации на 64,6% и в иностранной валюте на 23,0%), сумма обязательных резервов увеличилась по сравнению с началом года в 2,7 раза, в том числе по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации в 2,5 раза, по привлеченным средствам в иностранной валюте в 2,9 раза. При этом по состоянию на 1 октября 2005 года из общей суммы обязательных резервов

35,0% за депонировано Сбербанком России 65,0% другими кредитными организациями. По результатам регулирования на 1 октября 2005 года недовзнос средств в обязательные резервы по действующим кредитным организациям составил 6,6%к сумме, подлежащей депонированию, против 14,9% по результатам регулирования на 1 января 2005 года. С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются др

угие меры воздействия, предусмотренные статьями 74 и 75 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) “, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Этот мотив использования минимальных резервов существует и сегодня. Поддерживая ликвидность банков, центральный банк выполняет свою задачу “кредитора последне

й инстанции”. В настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депо
зитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия. Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральными банками используются различные структуры минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика на

числения процентов, условия, предоставляемые кредитным институтам при их рефинансировании. Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Рост резервной нормы увеличивает количество обязательных резервов, которые должны держать банки. Тут либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо они

сочтут свои резервы недостаточными, и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Сильное повышение резервной нормы может свести на нет способность банковской системы к созданию кредитов. Уменьшение резервной нормы действует на денежное предложение обратным образом. Оно переводит часть обязательных резервов в избыточные и, тем самым, увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования. В механизме расчета ставок, а также в критериях, по которым они диф

ференцируются, в разных странах наблюдаются существенные различия. Резервные обязательства ориентируются, как правило, по состоянию или росту определенной части обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые на активной стороне банковского баланса, величина которых должна согласовываться с величиной выданных кредитов (при соблюдении коэффициента ликвидности), составляют исключение. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских у
чреждений по пассивной стороне баланса. В некоторых случаях учету при определении величины минимальных резервов подлежат и межбанковские обязательства. Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность обхода своих требований со стороны кредитных институтов. Например, в обязательства, облагаемые минимальными резервами в Германии, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательны

е вклады сроком до четырех лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства – именные и на предъявителя – сроком до двух лет. Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблются по странам. Наивысшие ставки установлены в Италии и Испании. На противоположном полюсе находится Япония, где ставка по минимальным резервам обычно не превышает 2,5%. Банк

Англии, который практически не использует минимальные резервы как инструмент денежной политики, требует от кредитных институтов лишь 0,45% обязательств, подлежащих учету в минимальных резервах. Такую существенную разницу между ставками по минимальным резервам можно объяснить тем, что в странах, где установлена высокая резервная ставка, обязательства по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными. Во многих странах минимальные резервы практически уже не используются как инструмент ”

жесткого” регулирования, так как центральные банки предпочитают им более гибкую политику открытого рынка. В большинстве развитых стран в последние годы активность использования политики минимальных резервов в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций снизилась. В США ФРС уже давно отказалась от механизма изменения ставок минимальных резервов. Несколько слов об операциях на открытом рынке. В 20
06 году Банк России продолжал рассматривать операции на открытом рынке в качестве важного инструмента денежно кредитной политики. Учитывая накопленный в предкризисный период положительный опыт применения данного инструмента, предполагалось использовать для таких операций как правительственные ценные бумаги, так и облигации Банка России. Полномасштабному использованию операций с ценными бумагами в 2005 году препятствовали следующие факторы. Во-первых, была продлена до

II квартала 2005 года процедура новации по государственным ценным бумагам, что создавало неопределенность у участников рынка. Во-вторых, сложившийся уровень доходности после новации не соответствовал в полной мере ожиданиям участников рынка, в результате чего объемы операций сохранялись на невысоком уровне. В 2005 году Банк России активно проводил операции по покупке и продаже иностранной валюты на открытом рынке для предотвращения резких колебаний курса национальной валюты, противодействия спекулятивным настроениям

участников рынка. Поскольку, как уже было отмечено, валютный курс является основным инфляционнообразующим фактором, поддержка стабильности на валютном рынке оказывает положительное влияние на достижение целей по инфляции. 2.3 Рефинансирование банков Ставка рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ста

вки рефинансирования. Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) на графике отражают нестабильность российской экономики. Как известно, повышение учетной ставки влечет за собой “удорожание” кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной политики. В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов &qu
ot;овернайт” и ломбардных кредитов. Одним из инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской системе является рефинансирование Банком России банков, осуществляемое на рыночных условиях. Рефинансирование Банком России банков в настоящее время осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов “овернайт ”, а также ломбардных кредитов в соответствии с положениями Банка России от 13.03.05 №36 “О порядке предоставления

Банком России ломбардного кредита банкам ” (с учетом изменений и дополнений) и от 6.03.05 №19 П “О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг ” (с учетом изменений и дополнений). В целях совершенствования действующего порядка предоставления Банком России обеспеченных кредитов банкам в первом полугодии 2006 года в ломбардный список Банка России были включены государственные ценные бумаги, полученные в ходе новации, а также были установ

лены новые поправочные коэффициенты по государственным ценным бумагам, входящим в Ломбардный список Банка России. За январь-сентябрь 2011 года внутридневные кредиты были предоставлены 24 банкам на сумму 21,7 млрд. рублей, кредиты “овернайт ” 25 банкам на сумму 1,5 млрд. рублей. Все выданные кредиты погашены. В целях недопущения задержек в расчетах

20 банков постоянно держат в залоге у Центрального банка Российской Федерации ценные бумаги на сумму около 4 млрд. рублей. Процентная политика по операциям Банка России Важным инструментом денежно кредитной политики являются процентные ставки по операциям Банка России. В 2005 году действовали установленные в 2005 году ставки рефинансирования 60% годовых и по кредитам “овернайт ”
55%. В июне 2005 года по решению Совета директоров Банка России ставка рефинансирования была снижена на 5 процентных пунктов (с 60 до 55%). В это же время Комитет Банка России по денежно кредитной политике принял решение о снижении ставки по кредитам “овернайт ” с 55 до 50%. Депозиты привлекались по ставкам в размерах, устанавливаемых Банком России. Уровень процентных ставок в январе сентябре 20

05 года колебался от 0,6 до 28% годовых в зависимости от состояния межбанковского рынка и виде депозитных операций. Средневзвешенная процентная ставка по депозитам Банка России, привлеченным с 1 января 2005 года по 30 сентября 2005 года, составила 18,02% годовых. Минимальная сумма привлекаемого депозита составляла 20 млн. рублей. 3. Перспективы развития денежно-кредитной политики в России 3.1 Денежно-кредитная политика на 2012 г. Одной из ключевых задач Банка России на 2012–2014 годы является формирование необходимых условий д

ля повышения эффективности проводимой процентной политики. Для этого Банк России продолжит осуществление мер, направленных на повышение гибкости курсообразования, совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сглаживание влияния автономных факторов на динамику банковской ликвидности. Это будет способствовать постепенному усилению воздействия канала процентных ставок трансмиссионного механизма денежнокредитной политики надостижение конечной цели по инфляции. В частности, для повышен

ия действенности влияния процентной политики Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка предстоит принятие решений по оптимизации системы инструментов денежно-кредитного регулирования, совершенствованию механизмов проведения операций Банка России на основе прогнозов показателей ликвидности банковского сектора. По мере перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит движение в сторону дальнейшего сокращения вмешательства в процессы курсообразования,
постепенно отказываясь от управления валютным курсом. При этом в зависимости от развития ситуации под воздействием внешних и внутренних факторов Банк России может проводить операции на внутреннем валютном рынке, приводящие как к предоставлению, так и к изъятию ликвидности. В зависимости от реализации различных сценариев макроэкономического развития, оказывающих влияние на динамику денежно-кредитных показателей, Банк

России готов к активному применению инструментов предоставления денежных средств банковскому сектору или абсорбирования свободной ликвидности кредитных организаций для достижения целевых ориентиров денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе. В рамках всех вариантов прогноза, рассмотренных выше, ожидается рост чистого кредита банкам со стороны Банка России. При формировании дефицита банковской ликвидности Банк России обеспечит применение необходимого набора инструментов рефинансирования на основе

сочетания операций по предоставлению средств на аукционной основе и операций постоянного действия. В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям. Вместе с тем будет продолжена работа по созданию единого механизма рефинансирования банков

под обеспечение активов, входящих в «единый пул обеспечения». Предполагается, что в его состав будут входить такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также включенные в котировальные списки российских фондовых бирж, золото и иные виды активов. Обязательные резервы. Банк России в 2012 году продолжит работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования и его
нормативной базы. Для всех кредитных организаций унифицированы сроки представления расчета регулирования обязательных резервов и сроки проведения перерасчетов по обязательным резервам; уточнен порядок проведения регулирования размера обязательных резервов по тем кредитным организациям, которым подлежат возврату излишне перечисленные в обязательные резервы средства. В 2011 году Банк России принимал решения о повышении нормативов обязательных резервов с 1 февраля, 1 марта и 1 апреля. В сов

окупности нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами – нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте были повышены с 2,5 до 5,5%, а по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте – с 2,5 до 4,0%. В результате сумма средств, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в

Банке России, возросла со 188,4 млрд. рублей на 1.01.2011 до 347,0 млрд. рублей на 1.10.2011. Усредненная величина обязательных резервов на корреспондентских счетах кредитных организаций и субсчетах в Банке России в течение периода усреднения с 10 сентября по 10 октября 2011 года составила 455,0 млрд. рублей, увеличившись с начала года почти в два раза, или на 221,9 млрд. рублей. Процентная политика. Принимая во внимание сложившийся к началу текущего года высоки

й уровень инфляции, а также неустойчивую ситуацию на глобальных товарных и финансовых рынках, для противодействия формированию негативных инфляционных ожиданий Банк России в январе-мае текущего года осуществлял поэтапное повышение процентных ставок по своим операциям, а также увеличивал нормативы обязательных резервов. Во II квартале текущего года начали формироваться тенденции к замедлению темпов роста цен на отдельные виды потребительских товаров и приостановлению повышательного тренда инфляции. Кроме того, п
оявились предпосылки к постепенному ослаблению инфляционного давления со стороны денежного предложения. Анализ кратко- и среднесрочных рисков инфляции дал основания Банку России ожидать замедления роста цен во втором полугодии 2011 года. В связи с этим достигнутый к середине текущего года уровень рыночных процентных ставок рассматривался Банком России как приемлемый для обеспечения на ближайшие месяцы баланса между ограничением инфляционного давления и возможностью замедления экономического роста.

Поэтому Банк России в июне-августе оставил без изменения уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям. Существенное снижение уровня банковской ликвидности в январе-октябре 2011 года было связано со значительным абсорбированием средств по бюджетному каналу, а также со значительным оттоком капитала частного сектора, который обусловил уменьшение степени участия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке, а в сентябре-октябре – переход к нетто-продаже Банком России

иностранной валюты. Указанные факторы привели к усилению волатильности процентных ставок денежного рынка. В этих условиях для повышения действенности процентной политики Банком России были приняты решения о сужении интервала процентных ставок по основным операциям по предоставлению и абсорбированию ликвидности. В целом с начала года ставка рефинансирования, ставки по кредитам «овернайт» и сделкам «валютный своп» были повышены на 0,5 процентного пункта, процентные ставки по другим операциям рефинансирования, за исклю

чением фиксированных ставок по операциям прямого РЕПО и ломбардного кредитования, – на 0,25 процентного пункта, по депозитным операциям – на 0,75–1,0 процентного пункта. Изменение процентных ставок по операциям Банка России и сокращение объема свободных банковских резервов оказали влияние на рост краткосрочных ставок рынка межбанковских кредитов (МБК). Если в первые месяцы года в условиях сохранения значительного профицита ликвидности процентные ставки денежного рынка находились вблизи нижней границы процентного кори
дора по операциям Банка России, то по мере уменьшения объема ликвидных средств и активизации спроса кредитных организаций на рефинансирование произошел сдвиг рыночных процентных ставок к середине этого коридора. Средневзвешенная ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам в 2011 году повысилась с 2,7% годовых в январе до 4,5% годовых в сентябре, спред по отношению к фиксированным депозитным ставкам Банка России увеличился на 0,8 процентного пункта.

Повышение ставок сопровождалось ростом активности участников рынка: средний оборот рынка рублевых МБК по выборке MIACR возрос с 89,8 млрд. рублей в день в январе до 194,7 млрд. рублей в день в сентябре. Рисунок 1 Постепенное улучшение ситуации в реальном секторе экономики в 2011 году, а также пролонгированный эффект реализованного смягчения денежно-кредитной политики способствовали дальнейшему снижению стоимости кредитных ресурсов для нефинансовых организаций и физическ

их лиц. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года снизилась в августе 2011 года по сравнению с августом 2010 года на 2,1 процентного пункта, до 7,9% годовых. Это минимальное значение указанной ставки за всю историю наблюдений. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок свыше 1 года снизилась с 11,9% годовых в августе 2010 года до 10,3% годовых в августе 2011 года. Средневзвеше

нная процентная ставка по рублевым кредитам физическим лицам на срок до 1 года за аналогичный период уменьшилась с 27,1 до 22,9% годовых, на срок свыше 1 года – с 17,9 до 17,1% годовых соответственно. Неценовые условия банковского кредитования для нефинансовых организаций смягчались в меньшей степени, чем в предшествующем году. Банки по-прежнему придерживались достаточно жестких требований к финансовому положению этой категории заемщиков. Для крупных заемщиков эти требован
ия даже повышались. В сегменте кредитования населения банки продолжали смягчать требования к финансовому положению заемщика и обеспечению по кредиту, увеличивать максимальный срок и объем кредита. 3.3 Предварительные итоги и прогноз на будущее Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение роста мировой экономики в 2012 году и в перспективе до 2014 года. Темпы роста производства товаров и услуг в мире в 2012 году,

по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%. Тем не менее, неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность существенного снижения деловой активности в странах – торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем. Прогнозируется замедление в 2

012 году инфляции в большинстве стран – торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в России. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, одна

ко продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать улучшению ситуации с притоком капитала. Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2012–2014 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть. В рамках первого варианта Банк
России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до 75 долларов США за баррель. В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал – на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%. В основе второго варианта рассматривается прогноз

Правительства Российской Федерации, положенный в основу для разработки параметров федерального бюджета на 2012–2014 годы. Предполагается, что в 2012 году цена на российскую нефть может составить 100 долларов США за баррель. В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2012 году цены на нефть сорта «Юралс» до 125 долларов США за баррель. В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров в 2012 году ожидается повышение инвестиционной активности. Прирост инвестиций в основной капитал может составить 8,7

%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения – 5,2%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4,7%. В 2013–2014 годах увеличение объема ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5–4,8%.Базовый прогноз платежного баланса на 2012–2014 годы составлен исходя из предположения, что цена на нефть сорта «Юралс» будет оставаться относительно стабильной и находиться в пределах 97–

101 доллара США. В первом и третьем вариантах учитывается вероятность отклонения цен от указанного диапазона на 25% в большую и меньшую сторону. Заключение В заключение хотелось бы отметить, что перед Центральным банком России стоит грандиозная задача восстановления и оптимизации банковской системы, проведение денежно-кредитной политики, исключительная важность которой в настоящее время обусловлена инфляционными проблемами. Но не стоит забывать, что денежно-кредитная политика эффективна лишь в сочета
нии с другими составляющими единой финансовой политики государства и не способна обеспечить долгосрочный эффект экономического роста. Долгосрочного эффекта можно достичь лишь с помощью эффективной инвестиционной политики, для которой требуется создание комплекса благоприятных условий в краткосрочный период. Это и должны обеспечить денежно-кредитная и фискальная политика государства. В данной курсовой работе проведена попытка последовательного анализа деятельности ЦБ России в направлении осуществления денежно-кредитного рег

улирования начиная. Не претендуя на полноту (учитывая обширность вопроса), приведенного анализа по традиционным методам осуществления денежно-кредитного регулировании, и как следствие – изменений в экономике страны в общем, вышеизложенный материал позволяет выделить основные, характерные моменты текущего периода в рамках рассматриваемого вопроса: высокая степень взаимосвязи динамики по механизмам осуществления денежно-кредитного регулирования и динамики процессов в экономике РФ позволяет говорить об увеличивающейся дейс

твенностью мер принимаемых ЦБ в данной области; следует отметить более решительный переход в политике Банка России от административно-командных к рыночным методам регулирования; сочетание мер принимаемые ЦБ в области валютной политики и в области дисконтной политики по национальной валюте позволили добиться определенных успехов в процессе обеспечения устойчивости рубля, повышения размеров золотовалютных резервов; сложившаяся динамика макроэкономических показателей свидетельствует об адекватности денежно-кредитной полит

ики, способствующей достижению запланированного уровня инфляции при наиболее полной реализации потенциала экономического роста. Однако, следует отметить, что на фоне неопределенности ситуации на внешнем рынке с ценами на нефть и с реструктуризацией внешнего долга России дальнейшая динамика событий в этих областях, судя по всему, будет в будущем, определять действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования, и накладывать определенные ограничения в выборе им тех или иных механизмов действия. В рамка
х поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи: 1. рассмотрены общие концепции денежно-кредитной политики в России, в частности основная роль Центрального Банка Российской Федерации; 2. проанализировано текущее состояние денежно-кредитного регулирования в России; 3. изучены перспективы развития денежно-кредитной политики в России. Список литературы Сайт Центрального Банка Российской Федерации – [http://www.cbr.ru/today/publications_re

ports/on_2012(2013-2014).pdf] Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (с изменениями от 03.06.2006г) Налоговый Кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства РФ с изменениями от 26.10.2005г) Федеральный закон “О центральном банке Российской Федерации (Банке России)” в ред. Федеральных законов от 26.04.2005 N 65-ФЗ Банковское дело. Под ред.В.И. Колесникова, Л.

П. Кроливецкой. М “Финансы и статистика”, 2011 г 265с. Большой экономический словарь / под ред. Азрилияна А.Н 3-е изд. Стереотип М.: Институт новой экономики, 2001-864с. Бочаров В.В. Финансовый анализ: Учебное пособие СПб: Питер, 2010 240с. Долан Э. Дж Д.Е. Линдсей. Макроэкономика.

С-Пб, “Литера плюс”, 2011г 457с. Ковалева А.М. Финансы и кредит: Учебное пособие М.: Финансы и статистика, 2010 512с. Моисеев С.Р. Анализ эффективности валютных интервенций Банка России // Банковское дело. №11, 2005 г. Пономарев Ю.В. Российские банки в международном сообществе // Деньги и кредит. №8, 2010г. Тенденции экономического развития России в первом полугодии 2011 года // Деньги и кредит. №7, 2011 г. Финансы.

Денежное обращение. Кредит. Под ред. Дробозиной. М “Финансы”, издательское объединение “Юнити”, 2010 г 452с.