КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Торгово-экономическиеотношения со странами СНГ (на примере Республики Казахстан)»
Научный руководитель:
Выполнил:
ОМСК 2004
Оглавление.
TOC o «1-3» h z u Введение.PAGEREF _Toc90485816 h 3
ГлаваI. Положениеэкономики Казахстана в зоне внешних торгово-экономических отношений России.PAGEREF _Toc90485817 h 5
1.1.Исторический аспект особенностей разделения экономик России и Казахстана врамках распада СССР и создания СНГ.PAGEREF _Toc90485818 h 5
1.2.Торгово-экономическое положение Казахстана в экономическом пространстве странСНГ.PAGEREF _Toc90485819 h 6
1.3.Обзор современной торгово-экономической ситуации в отношениях между Россией иКазахстаном.PAGEREF _Toc90485820 h 9
ГлаваII. Анализторгово-экономических отношений Казахстана и России.PAGEREF _Toc90485821 h 12
2.1.Процесс демократизации торгово-экономических отношений России и Казахстана.PAGEREF _Toc90485822 h 12
2.2.Правовое регулирование торгово-экономических отношений России и Казахстана. PAGEREF _Toc90485823 h 14
2.3.Анализ зоны свободной экономической торговли Казахстана и России.PAGEREF _Toc90485824 h 17
2.4.Проблемы торгово-экономических отношений России и Казахстана.PAGEREF _Toc90485825 h 19
2.5.Рекомендации по ускорению дальнейшей эффективной демократизацииторгово-экономических отношений между Россией и Казахстаном.PAGEREF _Toc90485826 h 23
Заключение.PAGEREF _Toc90485827 h 27
Списоклитературы… PAGEREF _Toc90485828 h 28Приложения.
Введение.
После распада СССР единоеэкономическое пространство в его бывших пределах продолжает существовать.Однако во многом сохранение экономических связей между бывшими республикамиСССР происходит по инерции. Вместе с тем вопросы экономического сотрудничествав рамках СНГ имеют жизненно важное значение для членов данного политическогообразования. Без развития торгово-экономических отношений между странами СНГ маловероятених хозяйственный рост (по крайней мере, в ближайшей перспективе).
Для России особую важность имеет развитие отношений в пределах постсоветскогопространства прежде всего с Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Первые две изназванных бывших советских республик — основные стратегические партнеры России.
Объективными предпосылками более тесной интеграции России, Украины и Белоруссии(экономической и, возможно, политической) являются общие корни, религия,культура, многовековая история (русские, украинцы и белорусы являютсяотдельными национальными группами-субэтносами одного народа-этноса) и основныеэкономические интересы (хозяйства славянских республик имеют схожуютерриториально-отраслевую структуру, что является основой для развития межреспубликанскойспециализации и кооперирования производства; важнейшие коммуникации в западномнаправлении, обеспечивающие внешнеэкономические связи России, проходят потерритории Украины и Белоруссии и т.д.).
Примерно в такой же степени обречены на интеграцию Россия и Казахстан попричине сложнейшего переплетения их коренных экономических и политическихинтересов. Почти половина граждан Казахстана — русскоязычное население. Потерритории Северного и Центрального Казахстана проходят жизненно важные дляРоссии коммуникации: железнодорожные (в том числе Главная Транссибирская)магистрали; автомагистрали; ЛЭП высокого напряжения; нефтепроводы инефтепродуктопроводы. Российские территориально-производственные комплексы,расположенные по периметру границ с Казахстаном, ориентированы на получениеказахстанского сырья и топлива. В свою очередь, развитие горнодобывающей итопливной промышленности Казахстана в наибольшей степени ориентировано на нуждыроссийской индустрии. Также многие российские и казахстанские машиностроительныепредприятия находятся в тесной кооперационной взаимозависимости.
Однако в последние годы в силу разных причин усиливается процесс дезинтеграцииэкономик стран СНГ, функционировавших многие десятилетия как составные частиединого хозяйственного комплекса. Это не может не иметь отрицательных (а в рядеслучаев — катастрофических) последствий для любой из них, в том числеотносительно законченных и в наибольшей степени автономных в рамках Содружествахозяйственных систем России и Казахстана.
Данная негативная тенденция в отношениях между странами проявляется как намакро -, так и на мезо- (то есть между отдельными административными единицамиРоссии и Казахстана) и на микротерриториальном (в пределах административныхрайонов двух стран, составляющих их общую приграничную зону) уровнях.
Ситуация в области экономических отношений России и Казахстана имеет ярковыраженную тенденцию к ухудшению. Правительством Казахстана осуществляетсяактивная политика по приватизации крупных государственных предприятий (горнодобывающих,цветной металлургии, топливно-энергетического комплекса, машиностроительных),которые в своей деятельности были в наибольшей степени ориентированы на связи сроссийской промышленностью. Российские фирмы очень вяло участвуют в процессе приватизациикрупных предприятий казахстанской промышленности, здесь инициативу прочнозахватили западноевропейские, американские, японские и южнокорейские компании.Управление тяжелой промышленностью Казахстана таким образом постепеннопереходит в руки владельцев из третьих стран, которые мало заинтересованы всохранении и развитии российско-казахстанских хозяйственных связей.
Экономические и политические позиции России в пределах постсоветскогопространства необходимо укреплять в настоящее время, на наш взгляд, именно вКазахстане.[1]
Уровень отношений между Россиейи Казахстаном остается одним из самых близких в СНГ. Идет значительный роствзаимной торговли, львиная доля экспорта казахстанской нефти идет на мировойрынок через территорию России, но вместе с тем существует тенденция ослаблениявлияния России в Казахстане и вообще в Средней Азии в последнее время (в связис созданием в регионе военных баз США).
Все последние годы в регионе существовалнегласный баланс влияния трех стран — США, России и Китая. Влияние Москвыстроилось на доминировании в военно-стратегических вопросах: только Москвамогла быть для стран региона гарантом безопасности от угроз терроризма.
Но сегодня страны Средней Азии в этом вопросе зависят уже не только от России,но и от США, поэтому происходит изменение роли России в регионе. Этот процессбудет происходить и дальше, хотя Казахстан заинтересован в сохранении близкихотношений с Россией.
В современных российско-казахстанских отношениях можно выделить 4 основныхнаправления: взаимодействие в решении общих политических, экономических,гуманитарных и экологических проблем. При этом в настоящее время сложилисьотносительно благоприятные предпосылки для развития наиболее актуального дляобеих сторон сотрудничества в экономической и экологической областях. Однакореализация возможностей укрепления российско-казахстанских связей в любой изсфер межгосударственного взаимодействия будет эффективно лишь на основе решенияобщих проблем в политической и гуманитарной областях.
Речь идет прежде всего о реальном выполнении договоренностей между Россией,Казахстаном и другими странами, входящими в ‘Союз пяти’, по созданиютаможенного союза с последующим переходом к его трансформации в общий рынок идалее в экономический союз, а также частичном или полном устранении причин,вызывающих массовую иммиграцию русскоязычного населения из Казахстана в Россию.
На наш взгляд, в межгосударственных отношениях России и Казахстана болееактивную роль должна играть российская сторона. Именно от России, по нашемумнению, должны исходить основные инициативы по развитию политического,экономического, гуманитарного и экологического сотрудничества между нашимистранами (поскольку для России эти проблемы более актуальны) на самом высокомгосударственном уровне, принимая во внимание степень централизации власти вКазахстане.
Актуальность исследований вобласти российско-казахстанских отношений и предопределила выбор темы даннойкурсовой работы.
Глава I. Положение экономики Казахстана в зоне внешнихторгово-экономических отношений России.1.1. Исторический аспектособенностей разделения экономик России и Казахстана в рамках распада СССР исоздания СНГ.
25 декабря1990 г. Верховный Совет Республики Казахстан принял Декларацию огосударственном суверенитете Казахской ССР. Обретение суверенитета в целомускорило течение демократических процессов в Казахстане, которые были тесновзаимосвязаны с событиями, происходившими в стране. Уже к середине 1991 г.Казахстан в числе других республик фактически составлял оппозицию центру. Поинициативе Казахстана были заключены двусторонние договоры с Белоруссией,Украиной, Россией и другими республиками, признающими суверенитет друг друга,сложившиеся границы, устанавливающие взаимовыгодные экономические связи. Вдекабре 1990 г. четыре республики — Россия, Украина, Беларусь и Казахстанвыступили с инициативой создания Союза суверенных государств. Началасьсовместная работа по выработке новоогаревского соглашения.[2]
Августовскиесобытия 1991 г. прервали эту работу, ускорили распад СССР и суверенизациюбывших союзных республик, в том числе Казахстан. Ушла с политической арены КПССи как часть ее КП Казахстана.
В этихсложных условиях назрела необходимость предоставления в рамках демократизацииказахстанской государственности достаточных полномочий Президенту Каз.ССР, какглаве высшей исполнительной и распорядительной власти в республике. Они былипредоставлены Законом Каз.ССР “О совершенствовании структуры государственнойвласти, и управление Каз.ССР и внесений изменений и дополнений в КонституциюКаз.ССР”, принятым парламентом республики 20 ноября 1991 г. 1 декабря 1991 г.состоялись всенародные выборы первого в истории Казахстана Президентареспублики. В результате демократического волеизъявления народа им сталН.А.Назарбаев.
10 декабря1991 г. вступил в должность первый всенародно избранный Президент, ВерховныйСовет республики принял решение о переименовании Каз.ССР в РеспубликуКазахстан, а 16 декабря 1991 г. Верховный Совет провозгласил государственнуюнезависимость РК — демократического государства, обладающего всей полнотойвласти, на своей территории, самостоятельно определяющего и внешнюю политику.[3]
Наашхабадской встречи лидеры республик Средней Азии и Казахстана проанализировалибеловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию вформировании нового содружества. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате на совещанииглав 11 независимых государств, входивших в состав бывшего Союза ССР, былподписан протокол соглашения о создании СНГ.
История такраспорядилась, что Казахстан в период распада биполярного мира оказался вэпицентре мировой политики. На месте сверхдержавы появились новые государства,и в их ряду особое внимание уделялось именно нашей стране. По капризу судьбыэто внимание было вызвано не только нашей огромной территорией, имеющейколоссальные природные богатства, не только пестрым этническим составомнаселения, но, в первую очередь, это было связано с тем, что именно здесьоказалась немалая доля ядерного потенциала бывшего СССР. [4]
1.2. Торгово-экономическоеположение Казахстана в экономическом пространстве стран СНГ.
С обретениемсуверенитета, вступлением в ООН и целый ряд международных организаций Казахстанстолкнулся с новыми для него проблемами собственной внешней политики, обороны инациональной безопасности, с проблемами самостоятельного вхождения в мировуюэкономику и мировое сообщество.
Оказавшись намеждународной арене, Казахстан окунулся в качественно иную среду, в которой еговнешнеполитический курс, как и у любого другого государства, развивается пособственной логике, диктуемой национально-государственными интересами. Но привсем этом внешняя политика Казахстана призвана нести в себе и общечеловеческийзаряд, что в будущем обеспечит его народам достойное место в мировомсообществе.
Спецификагеополитического положения и этно-демографического состава, уровень развитияэкономики и военного строительства Казахстана делают доминирующим в обеспеченииего безопасности не военные, а политические средства с опорой прежде всего насобственные силы и разумную, взвешенную дипломатию, особенно на нынешнем,драматичном отрезке становления государственности республик бывшего Союза.
В результатеразвала советской империи возник абсолютно новый геополитический расклад, вкотором Казахстан занимает выгодное во внешнеполитическом и стратегическомаспектах пространство, связующее Европу с Азиатско-тихоокеанским регионом, атакже Россию с южными странами.
Что жекасается конкретных внешнеполитических приоритетов, то для Казахстана одной изважнейших целей является интеграция постсоветского пространства. Этот процесспроходит как в рамках СНГ, так и путем развития двусторонних связей со странамиСодружества. Выдвинутая казахстанским Президентом идея Евразийского Союза какинтеграционного образования с действенным механизмом выполнения совместныхрешений нашла широкий отклик в политических кругах всех стран Содружества истала катализатором интеграционных процессов между новыми сувереннымигосударствами. Формирование Таможенного союза и образование общегоэкономического пространства в рамках Центрально-азиатского союза являютсянаглядным подтверждением верности выбранного Казахстаном курса.
Идеяреинтеграции, политической, научно-культурной, гуманитарной и, особенно,экономической на территориях бывшего Советского Союза получает все большеераспространение и поддержку. Интегрируясь, идя навстречу друг другу, страны — участники Содружества Независимых Государств могут успешно решать теэкономические проблемы, которые невозможно решить в одиночку.
Несмотря наразные подходы по отношению к будущему Содружества, большинство государств — членов едины во мнении о необходимости его серьезного совершенствования.Действительно, СНГ, как форма интеграции постсоветских республики, не решилопока всех политических, экономически и социальных проблем, стоящих передстранами — членами. Его договоренности остаются мало кого обязывающимидекларациями, созданные структуры подчас аморфны. В проекте “О формированииЕвразийского союза государств”, Президент РК Н. А. Назарбаев подчеркнул: “…существующая в настоящее время структура органов СНГ не позволяет реализоватьимеющийся интеграционный потенциал в полном объеме. На это обращает внимание нетолько руководители стран Содружества, но и большая часть населения этихгосударств”. Поэтому не случайно все большее число политиков склоняются кнеобходимости реформирования как Содружества в целом, так и его институтов.Существует необходимость разработки концепции интеграции на постсоветскомпространстве.[5]
Сегодня ни укого не возникает вопроса в необходимости экономической интеграции государств — членов СНГ.
Необходимоподчеркнуть, что именно экономика была и остается приоритетным направлением вдеятельности Содружества. Здесь в первую очередь основное значение имеютфакторы долговременного сотрудничества взаимозависимости народного хозяйства,сложного переплетения экономических связей.[6]Нельзя не видеть и то, что через экономическое сотрудничество страны-участникиСНГ укрепляют и политические отношения. Во многом благодаря Содружеству удалосьизбежать конфронтации, серьезного обострения отношений с какой бы то ни было избывших союзных республик, постепенно реализовать курс на сближение. К тому жесохранение Содружества снимает проблемы, решение которых возможно только вусловиях объединения государств. Государства, которые уже сегодня стремятся кболее тесному союзу, имеют возможность сделать это в рамках СНГ. Достаточно вкачестве пример привести объединение в Таможенный союз Беларуси, Казахстана иРоссии. Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан также реализовали такое намерение,подписав в июле 1994г. Договор о едином экономическом пространстве.
В этой связипредставляется, что политика Казахстана в отношении новых независимыхгосударств должна проводиться параллельно на двух уровнях. Во-первых, следуетразвивать связи на двусторонней основе, во-вторых, важно не снижать активностипо превращению СНГ в дееспособное объединение, способное решать крупные задачив целях повышения эффективности экономики государств — участников исовершенствования сотрудничества между ними.[7]
Что касаетсяпервой задачи, то за время, прошедшее после обретения независимости, наработанадостаточная правовая база двустороннего сотрудничества с большинствомстран-членов СНГ, определены приоритеты внешней политики на постсоветскомпространстве. Говоря о приоритетах необходимо отметить важное значениевзаимоотношений с Российской Федерацией. Равноправное и взаимовыгодноепартнерство с Россией имеет стратегический характер и оказывает серьезноевлияние на укрепление взаимовыгодного экономического, оборонного,информационного и гуманитарного пространства в рамках СНГ. Партнерству,добрососедству и сотрудничеству с Россией альтернативы не существует. Мы такжеисходим из фундаментальной посылки о том, что демократические развитие Россииявляется необходимым условием стабильного и безопасного развития Казахстана.Дружественные казахстанско-российские отношения — мощный фактор стабилизацииситуации на огромной части евразийского пространства, весомый вклад вглобальную стабильность и безопасность. Не стоит обходить такой аспектказахстанско-российских отношений, как проживание в Казахстане миллионовэтнических русский и возникающие в связи с этим псевдоконфликтные ситуации. Какбы то ни было, подписанные в Москве в январе 1995 года соглашения вэкономической, гуманитарной, внешнеполитической областях не только направленына решение сложившихся вопросов, связанных с выбором гражданства, но и стали,по признанию ряда политиков, шагом на пути к образованию общего пространства — в известной степени предтечи Евразийского союза. Историческая общность,взаимосвязь и взаимозависимость экономики двух стран составляют основуказахстанско-российских отношений.
Следуетисходить также из того, что Россия в настоящий момент и в перспективепредставляет собой наиболее широкий и надежный рынок для разнообразнойказахстанской продукции, и наоборот, источник получения необходимых для настоваров и технологий. Стабильное и динамичное развитие казахстанско-российскихсвязей в новых исторических условиях обеспечивается серьезнойдоговорно-правовой базой. Основу составляет Договор о дружбе, сотрудничестве ивзаимной помощи между РК и Российской Федерацией от 25 мая 1992г., а также — договоры и соглашения, подписанные в ходе первого официального визита в РоссиюПрезидента Н. А. Назарбаева в марте 1994 г. и его рабочей встречи с ПрезидентомБ. Н. Ельциным в январе 1995 г. 28 марта 1994 г. был подписан пакет из 22договоров и соглашений, в том числе 4 на уровне глав государств.
Прежде всего- это Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества иинтеграции, Договор о военном сотрудничестве, Соглашение об основных принципахиспользования космодрома Байконур и Меморандум по вопросам гражданства иправового статуса граждан двух стран. 20 января 1995 года президенты Н. А.Назарбаев и Б. Н. Ельцин скрепили своими подписями Договор между РК и РоссийскойФедерацией о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территорииРК и граждан РК, постоянно проживающих на территории РФ, а также Соглашениемежду РФ и РК об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами РФ,прибывающими для постоянного проживания в РК и гражданами РК, прибывающими, дляпостоянного проживания в РФ. Тогда же в Кремле были подписаны Соглашение междудвумя правительствами о едином порядке регулирования внешнеэкономическойдеятельности, Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий иограничений при объединении таможенных территорий РК и РФ, целый ряддвусторонних соглашений в области военного сотрудничества, в финансовой сфереи, наконец, трехстороннее Соглашение о Таможенном союзе между Казахстаном, Россиейи Беларусью.[8]
28 января1995 года на встрече глав правительств наших государств был подписан ряд трехстороннихдокументов, прежде всего Программа действий правительств РК, РФ и республикиБеларусь по реализации договоренностей о дальнейшем расширении и углублениивзаимного сотрудничества, предусматривающая не только конкретные мероприятия исроки их реализации по созданию Таможенного союза, но и дальнейшие меры погармонизации законодательства, развитию производств и предпринимательства, атакже в области финансов и платежных отношений между тремя странами. Такие шагихорошо согласуются с интеграционными усилиями наших государств в рамках СНГ.Положено начало созданию Экономического и Платежного союзов, в Москве началфункционировать Межгосударственный экономический комитет (МЭК), которыйявляется координирующим и исполнительным органом Экономического союза. Нашистраны выработали единый проект Концепции охраны внешних границ СНГ исогласованную пограничную политику.[9]
Сегодня можнос удовлетворением констатировать, что, несмотря на известную противоречивостьполитических и социально-экономических процессов, протекавших в 1991-1993 годахкак в России, так и в Казахстане, между нашими двумя государствами характердвусторонних отношений неизменно сохранялся добрососедским и дружественным. Всеэти годы продолжалось последовательное и планомерное наращивание сотрудничестваво всех сферах. Но в нашем двустороннем сотрудничестве ряд вопросов решаетсятрудно. До сих пор российская сторона не ратифицировала Договор о военномсотрудничестве и Соглашение о стратегических ядерных силах, временнорасположенных на территории Казахстана, подписанные в марте 1994 г. Нератифицированы пока и важные документы по гражданству. Вместе с тем, в Россииположительно оценивается активная поддержка Казахстаном проекта Концепцииохраны внешних границ СНГ и согласованная пограничная политика с Россией. Винтересах стимулирования двустороннего товарообмена подписаноказахстанско-российское Соглашение о единстве управления Таможенными службами.[10]
1.3. Обзор современнойторгово-экономической ситуации в отношениях между Россией и Казахстаном.
Россия и Казахстан с точкизрения юридических норм, зафиксированных в двусторонних и многостороннихдокументах, подписанных обеими сторонами, являются союзниками.[11]Россия и Казахстан входят в СНГ и не ставят под сомнение необходимость даннойрегиональной организации. Они – члены Евразийского экономического сообщества.Обе страны активно сотрудничают в сфере обороны и безопасности в рамкахДоговора о коллективной безопасности. Экономические отношения между странамистроятся на основе Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстаноб экономическом сотрудничестве на 1998-2007 гг., Программы экономическогосотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан и перечняМероприятий к Программе. Важнейшее значение для взаимодействия России иКазахстана в области ТЭК имеют следующие документы: Соглашение междуПравительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан осотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов от 25 декабря1993 года, Соглашение между Правительством Российской Федерации иПравительством Республики Казахстан о техническом и экономическомсотрудничестве и интеграции в нефтегазовых отраслях от 25 февраля 1997 года,Меморандумом между Правительством Российской Федерации и ПравительствомРеспублики Казахстан о сотрудничестве и развитии в областитопливно-энергетического комплекса от 9 октября 2000 года. План сотрудничествав этой сфере на 2001 г. прописан в протоколе к Соглашению между правительствомРФ и Правительством РК о сотрудничестве и развитии топливно-энергетическихкомплексов от 22 декабря 2000 года.
Среди республик бывшего СССР,вставших на путь самостоятельного развития, Казахстан играет особуюгеостратегическую роль. Он занимает второе после России место в СНГ по площади(5-е в мире) и запасам полезных ископаемых, имеет наиболее протяженную с нейграницу и располагается на перекрестке важнейших международных торговых путей,культур, традиций и верований и поэтому играет особую роль в системестратегических приоритетов России.
Казахстан остается самым крупнымпроизводителем металла в СНГ (уступая России только в производстве алюминия иникеля). Он занимает лидирующие позиции в мире по запасам цинка, свинца и меди.На его долю приходится 97% запасов и 95% производства хрома в СНГ исоответственно 35 и 61% свинца. В целом Казахстан добывает 32 видастратегически важных природных ресурсов, включая олово, алюминий, никель,молибден, кобальт, магний, висмут, кадмий, рений, бериллий, титан, марганец,уран, серебро и золото. Республика выступает крупным продуцентом ферросплавов.В Казахстане производятся также вольфрам, мышьяк, асбест, фосфаты. Вкоммерческих масштабах Казахстан обладает природными запасами 3-х черныхметаллов, 29 цветных, 2-х драгоценных, 84-х видов промышленных минералов.
С 1999 г. в Казахстаненаблюдается рост производства на предприятиях металлургического цикла.Горно-металлургический комплекс сегодня обеспечивает примерно четверть всегообъема промышленной продукции в стране. Черные и цветные металлы дает столькоже, сколько и нефть. Значительная часть продукции предназначена на экспорт.Так, 100% титановой губки, производимой Усть-Каменогорским титано-магниевымкомбинатом, продается за рубеж.
Производство в этой группесоставляет (1999 г.): глинозем – 1,152 млн. т, бокситы – 3,607 млн. т, бериллий– 221 т, висмут – 55 т., кадмий – 1.,061 тыс. т, хромит – 2,406 млн. т, кобальт– 300 т, медь (добыча) – 3,74 млн. т, золото (добыча) – 20 т, чугун – 3,438млн. т, феррохром – 732 тыс. т, сталь – 4,071 млн. т, свинец (добыча) – 34 тыс.т, магний – 9 тыс. т, молибден – 100 т, никель – 7 тыс. т, серебро (добыча) –904 т, титан – 12 т, ванадий – 1,0 млн. т, цинк (добыча) – 288 тыс. т, уран –1,4 т. [12]
Однако и здесь имеютсятрадиционные для стран СНГ проблемы. Так, более 90% от всех инвестицийнаправляется на добычу и лишь менее 10% – на разведку новых месторождений.Развитие этого сектора экономики осложняется и тем, что разведанная сырьеваябаза Казахстана в качественном отношении не всегда конкурентоспособна из-заболее низкого содержания полезных компонентов и наличия вредных примесей врудах.
По оценкам, запасов бокситов вКазахстане при современном уровне производства хватит на 90 лет. Крупнейшимиместорождениями бокситов являются Белинское, Коктальское, Краснооктябрьское,Туянсорское, Восточно-Аятское, на которых сосредоточено 76% всех казахстанскихзапасов бокситов.
Казахстан – крупный продуцентглинозема. Это сырье производится на Павлодарском заводе по выпускурафинированного глинозема (предприятие также выпускает большие партии попутноизвлекаемого галлия). В 1999 г. здесь выпущено 1,15 млн. т глинозема.Производство контролирует компания «Алюминий Казахстана», помимо завода ейпринадлежат «Краснооктябрьский» и «Тургайский» бокситные рудники. Большая частьглинозема идет на российские заводы.
Однако в планах компании –строительство собственного предприятия по выплавке алюминия мощностью 215 тыс.т. Завод предполагают построить в Павлодаре, непосредственно подключив кпредприятию по производству глинозема. Сейчас идут споры с экологами,настаиваюшими на строительстве завода за пределами города, что увеличиваетстоимость проекта на 100 млн. долл. Есть план строительства, разработанныйсанкт-петербургским Всероссийским институтом алюминия и магния по французскойтехнологии.
Необходимо отметить, что Казахстанэкспортирует практически весь объем выпускаемой меди и медных сплавов. Крупныеместорождения меди расположены в Джезказганском, Семипалатинском и Павлодарскомрегионах. Значительные запасы меди есть также в Рудноалтайском,Талдыкурганском, Джамбульском и Актюбинском регионах. Все продуценты в меднойпромышленности объединены в компанию «Kazakhmys», контролирующуюгорно-добывающие, обогатительные, плавильные и рафинировочные предприятия.Реальный контроль за казахстанской медью принадлежит корейской компании«Самсунг» (75% акций).
Крупнейшим месторождением свинцаявляется Шалкия (28% всех запасов), цинка – Джайрем (34% всех запасов).Началось освоение Малеевского месторождения, и планируется начало освоенияАртемьевского месторождения на востоке Казахстана. Пока экспорт цинка не достигобъемов дореформенного периода. Компания «Казцинк» контролирует крупныесвинцовые и цинковые горно-металлургические предприятия, Лениногорскийполиметалический завод, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый завод, Зыряновскийзавод по выплавке свинца, рудники в Восточно-Казахстанской области, Телекинскийкомбинат и Телекинскую электростанцию в Алма-Атинской области. 62,4% акцийкомпании принадлежат швейцарской компании «Glencore». Правительство Казахстанавладеет 15% акций компании «Казцинк».
Существуют планы строительствановых рудников и модернизации плавильных заводов. Ожидается, что в следующемгоду производство цинка повысится до 280 тыс. т, а свинца – до 130 тыс. т. Впрошлом году в Казахстане наблюдался резкий рост добычи железной руды.
Запасы урана в Казахстанеоцениваются в 439 тыс. т. Для сравнения: в России – 240 тыс. т, Австралии –662, Канаде – 331, ЮАР – 218, США – 110 тыс. т.
В настоящее время взаимодействиес Казахстаном обретает новое звучание, учитывая тот факт, что казахстанскаяэкономика получила дополнительный импульс благодаря благоприятной мировойконъюнктуре цен на нефть. В 2002 г. темпы прироста ВВП РК достигли почти 13%.Как отмечал во время встречи с представителями германского бизнеса министрэкономики и торговли РК Жаксыбек Кулекеев рост промышленности в 2002 г.составил более 15%, а в машиностроении более 50%
Согласно данным Международногоэнергетического агентства, добыча нефти в Казахстане в последние годы стабильновозрастала. В 1998 г. в день добывалось 476 тыс. барр., в 2001 г. – 534, в 2003г. – 599 тыс. барр. При этом если в первом квартале 2003 г. среднесуточнаядобыча равнялась 561 тыс. барр, то в четвертом – 658 тыс. барр.
Положительное сальдо торговогобаланса Казахстана в 2003 г. достигло 4 млрд. долл. Происходилопоследовательное снижение ставки рефинансирования Национального банка.Правительство проводило политику импортозамещения.
В 2003 г. удалось привлечьпрямых иностранных инвестиций на сумму 2,7 млрд. долл. В 2004 г. по итогампервого квартала бюджет был уточнен в сторону увеличения. Появились возможностидля снижения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Планируется с 1 июля2005 г. снизить ставку НДС с 20 до 16%, социального налога с 26 до 21%. В 2002г. предполагается ввести новый Налоговый кодекс, в разработке которогопринимают участие международные эксперты.
В основе бюджета 2005 г.прогнозируется 7-процентный рост. По мнению министра экономики Казахстана, впоследующие 5 лет этот показатель не будет снижаться ниже 5%.[13]
Глава II. Анализ торгово-экономических отношений Казахстана иРоссии.2.1. Процесс демократизацииторгово-экономических отношений России и Казахстана.