–PAGE_BREAK–Целью данного исследования с помощью этой методики является а) измерение степени сплоченности—разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии—антипатии, где на крайних полюсах оказываются ”лидер” группы и ”отвергнутый”; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Социометрическая процедура
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем: после постановки задач исследования и выбора объектов измерений, формируется основная гипотеза и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов группы. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтению их по сравнению с другими, симпатий или наоборот, антипатий.
В исследовании мы применяли параметрическую процедуру с ограниченным количеством выборов, чтобы снизить вероятность случайного выбора. С психологической точки зрения, социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам.
Составление социоматрицы.
Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
Взаимные выборы обводятся кружком. Количество полученных выборов (30) – социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11*9) = 99.
Существует и такой социометрический параметр, как ”индекс групповой сплоченности”. Показатель хорошей групповой сплоченности – 0,6 – 0,7
Социограмма.
На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы – ”мишени”
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
I. Внутренний круг — это так называемая ”зона звезд”, в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
II. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок и коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
Интерпретация результатов.
а) Проводя обработку данных, используя социометрический параметр – ”индекс групповой сплоченности” мы определили, что:
С гр. – индекс групповой сплоченности
Сумма взаимных выборов
С гр. ____________________________________ = = 0,30 Общее число возможных выборов в группе
А так как показатель хорошей групповой сплоченности – 0,6 – 0,7, то, следовательно, группа по своей сплоченности находится на среднем уровне развития.
б) Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточную информацию по выявлению ”социометрических позиций, а именно:
– лидерами, набравшими максимальное количество выборов (от 6-13), в первом замере стали испытуемые под № 1, 5, 6, 11, 13, 15, 21, 22; во втором замере под № 4, 5, 6, 9, 11, 15, 18, 22;
– испытуемые, набравшие среднее количество выборов (от 3-5) вошли в зону предпочитаемых, первый замер – это № 4, 8, 9, 12, 14, 16, 18,19; второй замер — № 1,8, 12, 14, 16, 20, 21;
– в зоне пренебрегаемых оказались испытуемые, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя (от 1-2), первый замер – это № 2; второй замере — № 2, 19;
– в зоне изолированных, в первом замере – никого нет; во втором замере — №7, 17;
– в зоне отвергнутых (набравшие только отрицательные выборы), в первом замере — № 7, 10, 17, 20; во втором замере — № 3, 10, 13;
в) Социограмма позволила произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе:
– наиболее влиятельные члены группы, в первом замере под № 5, 11, 22; во втором замере № 5, 9, 11, 22;
– взаимные пары, в первом замере под № 1-6, 5-11, 5-15, 5-22, 8-14, 8-19, 9-11, 16-21, 22-11; во втором замере под № 1-6, 5-9, 5-15, 5-20, 5-22, 9-15, 16-21, 18-22;
– группировки от № 5, 15, 22.
На практике гипотеза о прямопропорциональной зависимости самооценки и статуса подтвердилась частично. Высокой и выше средней самооценкой обладали лидеры. Люди со средней самооценкой оказались предпочитаемыми. Низкой самооценкой обладали пренебрегаемые и отвергаемые учащиеся,
2) Тестовая методика «Самооценка эмоциональных состояний»А. Уэссмана и Д. Рикса. Для измерения уровня самооценки.
Тест «Самооцека» определяет уровни самооценки испытуемых оптимальную и неоптимальную, т. к. под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний.
Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.
Инструкция:
Этап 1
1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III,
2. Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.
3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.
Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:
I.
Межличностные отношения, общение.
1. Вежливость– соблюдение правил приличия, учтивость.
2. Заботливость– мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
3. Искренность– выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
4. Коллективизм– способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
5. Отзывчивость– готовность отозваться на чужие нужды.
6. Радушие– сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
7. Сочувствие– отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
8. Тактичность– чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.
10.Чуткость– отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
11.Доброжелательность– желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
12.Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.
13.Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.
14.Общительность – способность легко входить в общение.
15.Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.
16.Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
17.Откровенность – открытость, доступность для людей.
18.Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.
19.Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
20.Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
II.
Поведение.
1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
2. Гордость – чувство собственного достоинства.
3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.
4. Порядочность– честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
5. Смелость– способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
6. Твердость– умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
8. Честность– прямота, искренность в отношениях и поступках.
9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.
10.Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
11.Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.
12.Инициативность – стремление к новым формам деятельности.
13.Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.
14.Настойчивость – упорство в достижении целей.
15.Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения.
16.Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
17.Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
18.Самостоятельность– способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
19.Уравновешенность– ровный, спокойный характер, поведение.
20.Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.
III.
Деятельность.
1. Вдумчивость– глубокое проникновение в суть дела.
2. Деловитость– знание дела, предприимчивость, толковость.
3. Мастерство –высокое искусство в какой-либо области.
4. Понятливость– умение понять смысл, сообразительность.
5. Скорость– стремительность поступков и действий быстрота.
6. Собранность– сосредоточенность, подтянутость.
7. Точность– умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
8. Трудолюбие– любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
9. Увлеченность– умение целиком отдаваться какому-либо делу.
10.Усидчивость– усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
11.Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
12.Внимательность– сосредоточенность на выполняемой деятельности.
13.Дальновидность– прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
14.Дисциплинированность– привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
15.Исполнительность– старательность, хорошее исполнение заданий.
16.Любознательность– пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
17.Находчивость– способность быстро находить выход из затруднительных положений.
18.Последовательность– умение выполнять задания., действия в строгом порядке, логически стройно.
19.Работоспособность– способность много и продуктивно работать.
20.Скрупулезность– точность до мелочей, особая тщательность.
IV.
Переживания, чувства.
1. Бодрость– ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
2. Бесстрашие –отсутствие страха, храбрость.
3. Веселость– беззаботно-радостное состояние.
4. Душевность– искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
5. Милосердие– готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
6. Нежность– проявление любви, ласки.
7. Свободолюбие– любовь и стремление к свободе, независимости.
8. Сердечность– задушевность, искренность в отношениях.
9. Страстность– способность целиком отдаваться увлечению.
10.Стыдливость– способность испытывать чувство стыда.
11.Взволнованность– мера переживания, душевное беспокойство.
12.Восторженность– большой подъем чувств, восторг, восхищение.
13.Жалостливость– склонность к чувству жалости, состраданию.
14.Жизнерадостность– постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
15.Любвеобильность– способность сильно и многих любить.
16.Оптимистичность– жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
17.Сдержанность– способность удержать себя от проявления чувств.
18.Удовлетворенность– ощущение удовольствия от исполнения желаний.
19.Хладнокровность– способность сохранять спокойствие и выдержку.
20.Чувствительность– легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям.
Этап
II
Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.
Обработка.
1. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).
2. Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение:
С =Р*100%
И
Результаты сопоставьте с оценочной шкалой
Психодиагностическая шкала
Уровни самооценки
Неадек-
ватно
низкий
Низкий
Ниже
среднего
Средний
Выше
среднего
Высокий
Неадек-
ватно
высокий
Мальчики
0-10
11-34
35-45
46-54
55-63
64-66
67
Девочки
0-15
16-37
38-46
47-56
57-65
66-68
69
продолжение
–PAGE_BREAK–
Математическая обработка результатов тестирования
Если сравнить «на глаз» результаты первого и второго тестирования «Самооценка» то они немного отличаются один от другого. Однако такого сравнения для определения надежности недостаточно. Она должна быть численно выражена. Для этого необходимо рассчитать коэффициент корреляции, который дает характеристику того, насколько взаимосвязаны результаты первого и второго замеров. Для вычисления коэффициента корреляции можно воспользоваться приводимой ниже формулой (формула Пирсона):
∑ xiyi −
( ) /n
(1093 -45950
57435 -1
Где Xi– результаты первого замера;
Yi– результаты второго замера;
N– количество испытуемых в выборке
Всякий коэффициент корреляции применяется в пределах от -1 до+1.
Рассчитав коэффициент корреляции, я получила результат -1, это говорит о том, что результаты имеют очень большую вероятность расхождений, а значит гипотеза того, что под влиянием самооценки меняется статус личности можно с большей вероятностью доказывать, ведь проведенная коррекционная работа по формированию адекватной самооценки оказалась эффективной, т. к. гипотеза подтвердилась (но частично).
Рекомендации.
Согласно подтверждаемой нами гипотезе, что существует прямопропорциональная зависимость самооценки и статуса у детей подросткового возраста. Мы разработали коррекционную работу с учащимися в виде проведения тренинговых занятий про проблеме межличностного общения с учащимися 9 «В». ( См.приложение 1)
Заключение.
Функционируя и вращаясь в малой группе, каждый человек в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимает неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в системе внутренних отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль». Понятие «социометрический статус» ввел Я. Морено, понимая под ним положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделяя из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус — положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.
Доказав гипотезу прямопропорциональной зависимости самооценки и статуса, мы выявили, что между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно также взаимное безразличие. Предполагалось, что высокая самооценка личности выведет человека на высокий социометрический статус, так как самооценка (оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостаткови места среди других людей) является важным фактором регуляции поведения человека. Исследования проводились на одной группе старшего школьного возраста (14-15лет). В данном возрасте самооценка у большинства стабильна, устойчива, бесконфликтна. Проанализировав экспериментальные и теоретические данные можно сделать вывод по выделенным задачам исследования, а именно, что:
Высокая самооценка делает жизнь ее обладателя насыщеннее и полноценнее, однако нельзя говорить о самооценке, как главенствующем факторе в процессе принятия группой личности;
Ведь людьми с высокой самооценкой интересуются, в среднем, больше чем с низкой самооценкой, и поэтому необходимо с раннего детства формировать устойчивое положительное отношение ребенка к себе.
Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза подтвердилась частично (т.к. тест «Самооценка» не надежен).
И мы рекомендуем по формированию положительной самооценки следующее:
В школе должно быть становление правильной, адекватной самооценки школьника, проведение в связи с этим разъяснительной работы с родителями и педагогами.
Следует разъяснять, что существуют слова и выражения, способные постепенно повышать или понижать самооценку человека, с которыми мы общаемся. К числу тех, которые следует исключить из употребления относятся: «О чем ты только думаешь», «Неужели тебе трудно запомнить, что…», «Сколько раз надо повторять…», «Неужели ты не видишь, что…», «Все люди…, а ты…», «Что ты ко мне пристала» и проч. И наоборот, полезно говорить: «Посоветуй мне, пожалуйста…», «Какие у тебя замечательные друзья», «Общаясь с тобой, можно многому научиться…»3. Совершенно необходимо учить детей говорить комплименты, так как не только другие люди влияют на наше представление о себе, но и мы влияем на их представление о них самих[1, с. 209].
Кроме того, можно рекомендовать повышать свою самооценку внешними факторами, то есть идти по пути от внешнего к внутреннему. Карнеги Дейл, например, советует надевать ту одежду, которая нравится, в которой чувствуешь себя уверенным и полным сил.[10, с. 230].
И хотелось бы отметить, что изучение данной темы курсовой работы будет полезна не только педагогам ОУ и родителям учащихся, но и студентам педагогических ВУЗ, как средство самопознания, самооценки и самосовершенствования.
Т. к. мы определили зависимость самооценки личности подростка от его социометрического статуса в группе, провели диагностику этой зависимости с учащимися 9 «А» класса, составили программу коррекционной работы на основе результатов тестирования и реализовали ее, то мы считаем, что с поставленными задачами в нашей курсовой работе справились в полном объеме.
Список используемой литературы.
1. Аронсон Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме — М: Олма-Пресс, 2004 — 558 с
2. Анциферова Л.И. Социальная психология. – М., 1996. – 328 с.
3. Бодалев А. А. Личность и общение — М: Прогресс, 2000 — 325 с
4. Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи — СПб: Питер, 2003 — 507 с
5.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. –СПб., 1999.-297с.
6 Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. //Психология личности. Тексты. – М.: 1982.
7.Вучков Ю. Искусство жить — М.: Политиздат, 1989 — 288 с
8.Колесов Д. В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка.- М., 1986.-80 с
9.Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности – М., 2003 – 633 с
10. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. — М.: Оникс, 1994 — 246 с
11. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день — М.: Новая шк., 1994 — 213 с
12. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий под редакцией Кузьмина Е. С. И Семенова В. Е. — 141 с
13. Лисина М. И. Общение, личность и психология ребенка. — Воронеж: Модэк, 1997 — 383 с
14 Мясищев В.Н. Психология отношений. – Воронеж, 1995. – 355 с.
15. Немов Р. С. Психология. Книга 1 — 687 с
16. Психологические тесты под редакцией А. А. Карелина — М.: Владос, 1999 — 340 с
17. Психологические тесты -М.: Прогресс, 1990 — 318 с
18.Психология: Словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1998. – 494 с.
19. Роббер М. А. Психология индивида и группы — М.: Прогресс, 1988 -374с
20. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти – М., 2005 – 396 с
21. Столяренко Л.Д. «Основы психологии. Практикум» -Ростов-на-Дону, 2006- 347с
22. Сизанов А. Н. Познай себя — СПб: Питер, 2000 — 496 с
23. Теоретическая и прикладная социальная психология под ред. Уледова А.К., Журавлева В. В., Котельникова С. А. — М.: Мысль, 1988 — 335с
24. Тернер Дж. Социальное влияние — СПб: Питер,2003 — 256 с
25. Шибутани Т Социальная психология — М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999 — 539 с
26.Юнг К. Психологические типы. // Психология индивидуальных различий. Тексты-М.: 1982.
27.Консультант- Плюс
November 2001 – ref №71
Приложение 1
Коррекционная программа «Формирование адекватной самооценки в сфере межличностного общения»
Цель данной программы:Программа данного тренинга направлена на развитие у учащихся адекватной самооценки, недостающих ему навыков общения, на обсуждение с ними проблем отношений с людьми, как со взрослыми, так и сверстниками, проблем конфликтов.
Используемые средства: При проведении занятий используются разные формы работы: групповые дискуссии, минилекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах и тройках и т.д.
Форма проведения: Данная программа состоит из трех занятий, каждое из которых длится 1,5 часа. Встречи проводятся один раз в неделю. Помещение для проведения занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу.
Занятие 1
Цель занятия:Создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении; знакомство учащихся друг с другом; установление правил работы в группе; предложение программы занятий.
План занятия: Введение имени. Рассказ участника о своем имени. Руководитель тренинговой группы просит участников группы рассказать (показать, как-то выразить для группы) некоторую историю – быль или небыль, которая связана с его именем, так чтобы его было всем легко запомнить. Помощь руководителя заключается в том, что он предлагает вводить имя действенно и эмоционально. После знакомства ведущий рассказывает о целях программы. Кратко перечисляются темы занятий. Акцент делается на помощи в решении проблем учащихся, развитии навыков общения, уверенности в себе.
Вопрос к участникам: О чем вы бы хотели поговорить на занятиях?
Ведущий ведет запись ответов.
Упражнение на «интенсивное физическое взаимодействие», например «Меняются те, кто…»:
Группа сидит на стульях в кружок. Руководитель группы (или доброволец) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он-водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «меняются местами те, кто будет в черных ботинках». Все обладающие указанным свойством должны честно встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей. Водящий во время обмена местами должен успеть занять чье-то временно освободившееся место. Тот участник, который остался без стула становится водящим.
Эта игра создает общий настрой, атмосферу.
Представление: Группа разбивается на пары, где каждый рассказывает о себе своему партнеру. Задача – подготовиться к представлению своего партнера всей группе. При этом главное – подметить индивидуальности партнера, рассказать о нем так, чтобы остальные участники о нем запомнили.
Затем все участники садятся в круг и представление начинается.
Ритуал завершения занятия: все встают в тесный круг, кладут друг другу руки на плечи и говорят: «До свидания, мы».
Занятие2
Цель занятия:Продолжение знакомства с участниками, повышение групповой сплоченности, научиться снимать барьер на проявление чувств и эмоций.
Приветствие: Каждый по очереди произнести свое имя, но с разной интонацией, задача «не повториться».
Проверка запоминания имен: Доброволец встает в центр круга. Руководитель просит всех участников встать и повернуться спиной к добровольцу.
Задание: Надо узнать участников тренинга со спины, подойти к тем, чьи имена добровольцу известны, положить им руку на плечо и сказать: «Здравствуй, ты…» Если имя названо верно, то последний должен повернуться к отгадывающему лицом, улыбнуться ему и сесть на стул.
После этого проводится нацеленная помощь тем, кто не запомнил все имена.
Игра «Слепой и поводырь». Группа разбивается на пары: один слепой (он закрывает глаза), другой – поводырь. Задача поводыря провести слепого по зданию, где проводится тренинг (оберегая своего подопечного, предупреждая о поворотах, лестницах и т.п.), предложить объекты для отгадывания – «что это такое».
Затем участники меняются ролями.
При обсуждении спросить, не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько легко они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого, каковы их ощущении при тактильной форме знакомства с предметами.
Обсуждение с участниками, что им мешает быть искренними с другими людьми. Что, по их мнению, способствует открытости в общении с другими людьми.
УПРАЖНЕНИЕ «ПРОСЬБА»
Спросить участников, когда они просили кого-то о чем-то, то какие возникли при этом сложности, почему?
Задание: Выбрать партнера и попросить его одолжить, что-нибудь на время. Кто наберет больше предметов?
При обсуждении опросить наиболее успешных игроков, как им это удалось, продемонстрировать. Обратить внимание группы на использование комплиментов, оригинальность, находчивость и т. п. Спросить, как участники оценивают собственную общительность, открыли ли они что-то новое для себя на этом занятии?
Занятие 3
Цель занятия:Знакомство с понятием уверенности в себе, неуверенности и агрессивности, различение демонстрируемого другими агрессивного, неуверенного и уверенного поведения; выделение ситуации, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе. Попытки изобразить уверенное в себе поведение.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗМИНКИ «ЛОВЛЯ МОЛИ»
Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку», которая пригласила нас в гости. У нее в доме развилось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли. Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 шт. моли», и демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопанье по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т.п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии.
УПРАЖНЕНИЕ «ГОСТИ» («ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»)
Каждому из гостей вручается билетики, в котором указано, как себя вести в этой игре. Содержание билетика хранится в тайне до конца игры, и лишь потом, во время обсуждения можно признаться, что кому было сказано делать.
Среди всех ролей есть неуверенный в себе человек, агрессивно настроенный, уверенный в себе человек.
Обсуждение упражнения: Группа оценивает, какие типы поведения были продемонстрированы.
Групповая дискуссия: Приходилось ли вам испытывать неуверенность в себе? В каких ситуациях? Что такое уверенность в себе?
УПРАЖНЕНИЕ «НАЧАЛЬНИК-СОТРУДНИК-ПОДЧИНЕННЫЙ»
Участники работают в парах. Задача обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные способы поведения:
-более уверенно, ставя себя выше;
-уступая собеседнику, как бы подчиняясь;
-с чувством собственного достоинства, но без вызова.
Каждый участник должен попробовать себя во всех вариантах.
Завершение занятий:
УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТ»
Каждый участник говорит группе и своему соседу слева комплимент, хорошее слово и т.п.
Приложение 2
Иностранный источник
November 2001 — Ref N71
The costs and causes of low self-esteem
There is a widespread view that low self-esteem is a risk factor for a broad range of psychological and behavioural problems. However, neither public discussion nor decisions to invest in prevention and treatment have been strongly informed or guided by hard evidence, either about the effects or the causes of low self-esteem. This review of the available research evidence, by Nicholas Emler (LondonSchool of Economics) aimed to fill this gap.
The review found that:
There is not perfect agreement among researchers about the nature of self-esteem. The most significant division is between the view that self-esteem is a generalised feeling about the self, and the view that it is the sum of a set of judgements about one’s value, worthiness, and competence in various domains. Despite imperfect agreement about its nature, levels of self-esteem can be reliably and easily measured. The design of much, perhaps most, published research means it cannot show whether self-esteem has a causal influence on behaviour patterns. The most informative evidence comes from longitudinal studies, following the same individuals over time. This shows that:
— relatively low self-esteem is not a risk factor for delinquency, violence towards others (including child and partner abuse), drug use, alcohol abuse, educational under-attainment or racism;
— relatively low self-esteem is a risk factor for suicide, suicide attempts and depression, for teenage pregnancy, and for victimisation by others. In each case, however, this risk factor is one of several and probably interacts with others;
— there are indications that childhood self-esteem is associated with adolescent eating disorders and with economic outcomes — earnings, continuity of employment — in early adulthood, but the causal mechanisms involved remain unclear.
Low self-esteem in an absolute sense is rare. Most of the comparative research contrasts the consequences of very high self esteem with more moderate levels. The strongest influences upon self-esteem are the individual’s parents. Parenting style, physical and particularly sexual abuse play a significant role, as do genetic factors. Planned interventions can raise self-esteem but knowledge of why particular interventions work, or whether their effects are more than short term, is very limited.
Background
In recent times low self-esteem has been one of the most popular and frequently invoked psychological explanations for behavioural and social problems. Taking their cue from social commentators and media opinion leaders, people have been willing to accept that a limited sense of self-worth lies behind just about every social and personal ill from drug abuse and delinquency to poverty and business failures. The result has been a huge market for self-help manuals and educational programmes.
The emerging climate has also had its effect on public policy. For example, the converging notions that high self-esteem is both an asset to society and an individual right has had distinct effects in education. Observers have noted a growing disinclination among teachers to criticise or to set high performance standards, through fear that more objective feedback will damage the self-esteem of pupils. At the same time, there has been pressure on educational authorities to bring in programmes of personal development specifically aimed at enhancing and strengthening self-esteem. In the US, the state of California has invested significant public funds in projects to raise the self-esteem of its citizens.
However, despite an extensive body of research which can inform policy and practice, such initiatives — and the public perceptions that lie behind them — have not been securely rooted in evidence. The aim of this study was therefore to determine what is known from research about three key questions:
what are the consequences of low self-esteem? what factors and conditions determine a person’s level of self-esteem? can self-esteem be raised through planned interventions?
Scientific study of self-esteem
As with many psychological phenomena, scientific progress in understanding self-esteem has two key requirements. The first is clarity of definition: what is self-esteem? The second is the availability of procedures to measure self-esteem. There is also, of course, a mutual dependence between these two requirements.
There is not perfect unanimity within the scientific community as to exactly what self-esteem is, but the major options currently boil down to two. Either self-esteem is primarily an emotional response: it is a generalised feeling about the self that is more or less positive. Or self-esteem is primarily the cumulative result of a set of judgements. These are judgements about one’s adequacy across a range of dimensions — intellectual competence, social skills, appearance, physical co-ordination, and so on. According to the first view these judgements are substantially shaped — indeed biased — by the generalised feeling people have towards themselves. According to the second, the generalised feeling is the net result or effect of these more specific judgements.
These alternatives have practical consequences for how self-esteem is measured and there are well-established and widely used procedures based on each of them. There are, moreover, advantages to each kind of procedure. However, the simpler procedures derived from the more emotion-based definition have generally proved more useful and more informative.
The consequences of differing levels of self-esteem
A difficulty in deciding whether low self-esteem does in reality have consequences for behaviour is not the absence of evidence but its highly variable quality. The most informative research is longitudinal. It follows the same individuals over time, preferably a period of several years, and in such a way as to detect changes in both self-esteem and the behaviour of interest over that period. It should also control for the effects of other factors; most problem behaviours have multiple causes and multiple risk factors. This review gave most weight to research that meets these requirements.
The review focused upon the following outcomes: crime and delinquency (including violent crime), racial prejudice, abuse of illegal drugs, illegal (under-age) tobacco use, alcohol abuse, risky sexual behaviour and teenage pregnancy, child maltreatment, educational underachievement, economic circumstances, eating disorders, suicide and suicide attempts.
It is more difficult to prove, unequivocally, the absence than the presence of a link. Nonetheless, in several cases the evidence was about as clear as it could be in ruling out a causal influence of low self-esteem. These cases are crime/delinquency (including violent crime), racial prejudice, teenage smoking, and child maltreatment. What make some of these cases particularly clear is that high, not low self-esteem, is the more plausible risk factor.
A second category covers cases in which the influence of low self-esteem is not proven (these may merit further attention) or very slight. These include educational under-achievement, alcohol abuse and drug abuse.
One commonly voiced assumption is that low self-esteem increases the risk of behaviour damaging to health among young people — notably drug and alcohol abuse and smoking — because it increases vulnerability to negative peer group pressure. In fact, very low self-esteem if anything reduces sensitivity to conformity pressures. It also appears that engaging in physically risky pursuits, such as driving too fast or under the influence of alcohol is associated with high, not low self-esteem.
Finally, with respect to four cases, low self-esteem does appear to be a risk factor: teenage pregnancy, eating disorders, suicide attempts and suicidal thoughts, and (for males only) lower earnings and more extended periods of unemployment in early adulthood.
In each case, however, it is unclear precisely why low self-esteem increases the risk. Moreover, the increased risk is typically small and low self-esteem is only one of a number of risk factors. Nonetheless, these are the strongest cases for further inquiry.
Causes
A few factors — ethnicity or race, social background and gender — could not possibly be consequences of low self-esteem — but are they among its causes?
Belonging to a minority ethnic community, particularly one that has experienced a history of persecution and discrimination by the majority population, would seem to pose a threat to any individual’s sense of their own worth. If anything, however, quite the contrary is the case. Notably, black Americans enjoy higher self-esteem than their white counterparts.
It is just possible that black Americans are a special case but research points to the same conclusion about all manner of stigmatised groups: being an object of prejudice does not damage self-esteem.
Social class position in adulthood is modestly related to self-esteem, but adolescent and childhood levels of self-esteem are unrelated to the socio-economic status of parents. There is indication, however, of some ‘hidden injuries’, albeit minor, of social class including father’s level of education and whether the father is unemployed.
Gender is also only very modestly related to self-esteem. Females on average have slightly lower self-esteem than males, the gap being widest in the late teens. The many explanations that have been advanced for females’ lower self-esteem therefore seem to over-explain the difference.
Among factors that appear to have a clearer effect on self-esteem are successes and failures. Most attention has been given to the effect of academic achievement. The effect is undeniable but it is not large. The same goes for successes and failures of other kinds — in finding work or holding on to employment, for example, and for such public attacks on a person’s worth as being diagnosed an alcoholic, referred to a drug abuse rehabilitation programme or convicted of child abuse.
Much attention has been given to the impact of appearance upon self-esteem and strong claims have been made about its effects among adolescents. The evidence, however, does not unequivocally support these claims. It does show clearly that self-esteem is related to beliefs about appearance. It does not rule out the plausible conclusion that these beliefs are themselves substantially determined by self-esteem.
As to what are the most important influences on self-esteem, the simple answer is: parents. Part of this influence is attributable to parenting style. The key qualities contributing to positive self-esteem appear to be approval and acceptance. Among the most damaging things parents can do is to abuse their children, physically or sexually. Family conflict and breakdown are likewise sources of damage.
Biological parents also exercise a genetic influence; a part of the difference between the self-esteem of one individual and the next is inherited. This source of influence is significant and substantial — it is the single most important source of variations in self-esteem so far identified. But it still leaves most of the differences between people to be produced by events after they are born.
Finally, close and loving relationships with others later in life do contribute positively to self-esteem. But the likelihood of forming and sustaining successful relationships of these kinds is itself higher when self-esteem is higher in the first place.
Planned interventions to raise self-esteem: what works?
Raising self-esteem has become big, and profitable, business. But the products being sold are in serious need of evaluation. We need to know not just whether they work, but how well (do they produce substantial and long-lasting gains?), how cost-effectively, and why they work.
Most of these questions remain for the present unanswered. Undeniably some interventions do work. Moreover, those work best that are grounded in relevant theory and evidence, that are intended specifically to raise self-esteem rather than to produce some other change, and that are targeted at those identified with a relevant problem. But very few evaluations of effects have so far considered long-term outcomes. And next to nothing is known about either cost-effectiveness or why interventions work when they do.
Conclusions/Implications for policy
Policy-makers in California became interested in self-esteem because they believed it could explain a range of social problems. If they were right to believe this they would have had a strong case for investing public resources to promote higher levels of self-esteem in the population. But if money and human effort is to be devoted to such ends one needs to be very sure of two things. First, does low self-esteem have negative consequences and what are they? Second, is it practical to reverse these effects by raising self-esteem?
As for the large social problems, those with significant costs for the community and the public purse such as juvenile crime, alcohol abuse, and racism, this research suggests that there is no warrant for the view that low self-esteem plays a significant part. Its clearest effects relate to more private troubles — depression, suicide attempts, being bullied, eating disorders.
Teenage pregnancy is an intermediate case. It is a matter of growing public concern and in the long term it can carry significant public costs. Its incidence, however, remains relatively low. And more effective prevention may well lie in better sex education than in raising self-esteem.
Risk of sexually transmitted infections is similarly a matter of public concern. But findings on the role of self-esteem in moderating this risk are mixed, actually pointing in both directions. If there is a case for further research into the effects of self-esteem, there is one here. This is also true for the repercussions of childhood self-esteem upon economic circumstances in adulthood.
As to what can be done to raise or protect self-esteem, measures to improve parenting skills and remove risks of child abuse would appear to offer the best prospects. Self-esteem can be raised through planned interventions. But the case for doing so, and more particularly for diverting public resources into such efforts, has yet to be made.
About the project
Most of the research examined for the review has been published in scientific journals, with the merit of having passed through a peer refereeing process. Unpublished evidence, which has not been subject to this level of scrutiny and quality control, was therefore used, and interpreted, more cautiously. This includes the large volume of research submitted as doctoral theses.
On the other hand, particular weight was given to published ‘meta analyses’ of research findings, where these were available. Such analyses are now widely regarded as a more secure basis for deciding what the accumulated scientific evidence actually shows. Rather than simply counting the number of studies reporting a particular result they combine results from all available sources according to strict mathematical criteria. Whereas in the past reviews typically concluded that a relationship, for example between self-esteem and gender, exists or does not exist, this newer procedure allows an estimation of the strength of the relationship. This kind of analysis therefore has particular value for informing policy.
продолжение
–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–