СОДЕРЖАНИЕ
Влияние темперамента на организацию творчества
Прогнозирование развития творческого мышления путемкомплексного исследования различных свойств и операций мышления
Выводы
Список литературы
Влияние темпераментана организацию творчества
Термин «творчество»указывает и на деятельность личности, и на созданные ею ценности, которые изфактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры.
Научно-психологическомуанализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы,межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствамиискусства или в понятиях наук.
В «Гамлете», теорииатомного ядра и устройстве реактора «закодированы» способности, ценностныеориентации, интеллектуальные акты их создателей. Реализуются же эти способностисоответственно запросам материального и духовного производства. В силу этоговозникает основная коллизия психологии творчества – художественного,технического, научного: как соотнести изучение творческой личности, еедуховного потенциала, внутреннего мира и поведения с предметным бытиемкультуры?
В искусстве оседаютрезультаты процесса познания человека человеком, т.е. процесса, в которомпроявляются свойства характера, стиль поведения и мышления, пристрастия истрасти не только изображенных героев, но и автора их «словесных (живописных,музыкальных и т. п.) портретов».
Психолог имеет дело среальными людьми. Но не обогащается ли его знание о них изучением образовперсонажей, какими их запечатлел художник, черпающий материал в гуще подлинныхчеловеческих страстей и отношений? Разве Рембрандт и Достоевский рассказали опсихической реальности меньше, чем авторы научных трактатов? В особенности,если речь идет о личности и ее жизненном пути – тематике, освоение которойнаучным мышлением обратно пропорционально властным требованиям к психологии состороны практики. Давняя тоска по «интересной психологии» обращает взорынекоторых авторов к искусству, побуждая утверждать, что настало время«использования художественного образа как метода психологического исследования».
При этом ссылаются на Б.М.Теплова, некогда задававшегося вопросом о том, нельзя ли обогатить наборметодов психологии анализом художественной литературы. Не ограничившисьпостановкой вопроса, Теплов сам проверил свою версию на разборе несколькихпушкинских образов. Что же показала его проба? Он проследил, в частности,динамику поведения Татьяны, какой описал ее Пушкин в «Евгении Онегине», гделичность героини изображена в ее «лонгитюде» (в игнорировании которогосовременные исследователи видят главную слабость нынешних концепций, скованныхтисками «метода срезов»).
Каков же итог тепловскогоразбора? «Жизнь Татьяны,– писал он, подводя итог рассмотрения пушкинскогоромана глазами психолога,– это замечательная история овладения своимтемпераментом… история воспитания в себе характера». Иначе говоря,художественное отображение Теплов перевел на язык научной психологии, используяее традиционные термины: темперамент, характер. Пушкинский образ приобрел смыслне метода, а иллюстрации к традиционному психологическому описанию личности.
И художественный стиль инаучная парадигма в равной степени детерминированы факторами культуры. Какимобразом эти факторы ввели в действие интимные психологические механизмы,породившие творческий продукт, по облику последнего судить невозможно, как быпроницательно в него ни вглядываться. Ведь этот продукт воспроизводит (в формехудожественного образа или научного понятия) независимую от субъектадействительность, а не предметно-преобразующую ее духовную активностьконкретного субъекта, постичь которую призвана психология творчества.
Продукт творчества – это«текст», который может быть психологически осмыслен только при условии выходаза его пределы к «затекстовой» жизни автора. Каким же образом эта жизньпревращается в предмет научного исследования? Уровень познанности механизмов ипроцессов творчества зависит от общих объяснительных схем и исследовательскихпрограмм психологии.
Главный биограф Фрейда,его известный последователь в Англии Э. Джонс относит это за счет того, что смертьотца позволила Фрейду избавиться от комплекса, создаваемого, согласнопсихоаналитической версии, ролью отца в бессознательной жизни невротическойличности, и благодаря этому выдвинуть формулу об «Эдиповом комплексе», ставшуюосновной мифологемой психоанализа.
В качестве магистральногонаправления, сопряженного с разработкой проблематики творчества, выступилоизучение процессов продуктивного мышления как решения задач («головоломок»). Наэтом пути собран со времен Э. Клапареда, К. Дункера и О. Зельца обширный иплотный массив данных. В советской психологии сложился ряд подходов, общаясводка которых представлена в работе, где выделяются: поиск неизвестного спомощью механизма анализа через синтез, поиск неизвестного с помощью механизмавзаимодействия логического и интуитивного начал поиск неизвестного с помощьюассоциативного механизма, поиск неизвестного с помощью эвристических приемов иметодов. Работа, проделанная в этих направлениях, обогатила знание обумственных операциях субъекта при решении нетривиальных, нестандартных задач.Однако, как не без основания отмечает известный югославский ученый Мирко Грмек,«экспериментальный анализ решения проблем доказал свою полезность в отношениинекоторых элементарных процессов рассуждения, но мы все еще неспособны извлечьиз него определенные, полезные выводы, относящиеся к художественному илинаучному открытию. В лаборатории изучение творчества ограничено временем иприложено к простым проблемам: оно потому не имитирует реальных условийнаучного исследования».
Если в образах-схемахпредставлен предметно-логический параметр творчества, то в «собраниях людей» –его социальный параметр. Творчество – это изначально когнитивно-диалогическаяактивность субъекта. Между тем на нынешних представлениях о творческом акте лежитпечать индивидуализма. В нем усматривают нечто исходящее из глубин безголосого,немого сознания (или подсознания), тогда как в действительности он возможентолько, если применить бахтинскую метафору, в условиях «полифонии» – передачиодной и той же темы из. голоса в голос, каждый из которых равноправен.
Мысль в процессетворчества всегда сталкивается с другими, без которых она просто была бы иной.Так, концепция Сеченова сложилась в оппонентном круге его научного общения,представленном такими фигурами, как Ф. Бенеке, И.Г. Гербарт, В. Вундт, Г.Гельмгольц, Г. Спенсер и др. Это была незримая полемика в отличие отзахватившей широкие круги русской интеллигенции (включая Льва Толстого)знаменитой журнальной дискуссии И.М. Сеченова с Кавелиным. Концепции Выготскогоне было бы без его полемики с А.А. Потебней, К.Н. Корниловым, В. М. Бехтеревым,3. Фрейдом, Ж. Пиаже и др.
Творческое мышление –один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта иновообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Этиновообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческоемышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемыхрепродуктивным мышлением.
Творчество – психическийпроцесс создания новых ценностей и как бы продолжение и замена детской игры.Это деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовныхценностей.
Будучи, по сути,культурно-историческим явлением, творчество имеет и психологический аспект –личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей,мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийсяновизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личностивыявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентовумственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, враскрытии и расширении своих созидательных возможностей. В творчестве особоеместо занимает творческое воображение. Наряду с воображением творчество включаетв себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Нооно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.
Отечественные психологи ипедагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) доказали, что творческиевозможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский опроблеме творчества писал: «Творческой деятельностью мы называем такуюдеятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли этосозданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира илиизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только всамом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой являетсяне воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а созданиеновых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму родутворческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган,сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также органкомбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этогопрежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человекаограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом,обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему толькопостольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческаядеятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающимего и видоизменяющим свое настоящее».
Творческая активностьсубъекта скрыта за возникновением новых идей не только в физике, но и впсихологии. Между тем, ни Вертгеймер в своих работах по продуктивному мышлению,ни другие представители его школы не претендовали на то, чтобы использоватьвведенные ими термины (инсайт, фигура и фон и др.) применительно к появлению нанаучной сцене самого гештальтизма.
Это же можно сказать и обихевиоризме, идеологи которого никогда не связывали свой переход отсубъективного метода к объективному, свою формулу «стимул-реакция» спредположением, будто эта формула направляла их собственное исследовательскоеповедение. Иначе говоря, считая, что «инсайт», «катарсис», «пробы и ошибки»пригодны к изучению процессов творчества, возникновения новых идей и т. д.,приверженцы теорий, о которых идет речь, не применяли свои ключевые понятия кгенезису и разработке собственных теорий, т.е. к творчеству в психологии.
Творчество означаетсозидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования всознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от негопродукты 5. Такие термины, как сознание и поведение, действительно указывают назаконную долю психологии в междисциплинарном синтезе. Но за самими этимитерминами не стоят извечные архетипы знания. Их категориальный смысл меняетсяот эпохи к эпохе. Кризис механодетерминизма привел, как уже отмечалось, кновому стилю мышления в психологии.
Психические процессыстали рассматриваться с точки зрения поисков субъектом выхода из ситуации,ставшей для него из-за ограниченности его наличного опыта проблемной и потомутребующей реконструкции этого опыта и его приращения за счет собственныхинтеллектуальных усилий.
В нашей стране и зарубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии творчества, общихи специальных способностей. Изучены генетические предпосылки индивидуальныхразличий. Вместе с тем до сих пор не существует методик для комплекснойдиагностики общей и специфической одаренности. Недостаточно изученным остаетсяи дивергентное (творческое) мышление. Ученые пришли к выводу, что творческиеспособности не являются тождественными способностям к обучению и редкоотражаются в тестах, направленных на определение IQ. На данном этапе интересисследователей вызывает не столько личность ученого (осмотрительного, точного икритически мыслящего человека), сколько личность изобретателя (нестандартного,оригинального и остроумного человека). В результате экспериментальныхисследований среди способностей личности была выделена способность особого рода— порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстроразрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью(творческостью). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных иличностных качеств, определяющую способность к творчеству.
Прогнозированиеразвития творческого мышления путем комплексного исследования различных свойстви операций мышления
Итак, на развитие иуровень творческого мышления детей дошкольного возраста, по данным различныхисследований, влияет развитие других способностей – к примеру, развитиевербальных творческих способностей, образно-логического мышления и развитиеопераций мышления классификации и обобщения. Оценить действительное значениепроявленных в детстве признаков незаурядности и творчества чрезвычайно трудно.Необходимо учитывать качественное отличие творчества ребенка от творчествавзрослого человека. В этой связи интересен вопрос о том, насколько допустимоиспользование для определения творческого потенциала детей таких показателей,как новизна и социальная значимость продуктов творчества. Поскольку дети еще невключены в процесс общественно-полезной деятельности, продукты их творчества немогут оцениваться с позиции объективной значимости. Такие характеристики, какуникальность и полезность получаемого продукта, у ребенка иные, чем увзрослого. Следовательно, чтобы спрогнозировать последующие успехи в развитиитворческих способностей и уровень развития творческого мышления детейдошкольного возраста, необходимо проводить исследование творческого мышления вкомплексе с определением уровня развития дополнительных параметров, используярезультаты исследования вербального творческого мышления, образно-логическогомышления и различных операций мышления. Только комплексный подход к изучениютворческого мышления признан всеми научными концепциями при сохраняющейсядискуссионности вопроса о структуре и факторах развития творческих способностейи творческого мышления.
Однако само по себеуказание на процессуальность творчества, на наш взгляд, недостаточно, чтобыопределить предмет его психологического исследования. Понятие о процессеиздавна возникло в описаниях путей к открытию, разбитых самими творцами науки(начиная от А. Пуанкаре) на отрезки: подготовка, созревание замысла(инкубация), озарение, завершение (обоснование достоверности добытогорезультата, его критика, проверка и т.п.). В этой динамике выделяются, с однойстороны, сознательные и рациональные моменты (подготовка, завершение), с другой– бессознательные, интуитивные (инкубация, озарение), трактуемые какцентральное звено творчества. Феномены интуитивных догадок и решений,невербализуемых процессов, непредсказуемых сцеплений идей не являются фикциямииррационализма. Они – реальность, удостоверяемая прямым опытом творческойличности. Но научная психология не вправе превращать феномен в детерминанту,принимать акт интуиции или неосознанное движение мысли за конечную причинувозникшей в сознании модели, материализуемой в тексте или другом предметекультуры. Подсознание или интуиция должны из постулата стать проблемой,разработка которой требует адекватного категориального аппарата.
Темперамент – индивидуальныеконституционные паттерны реакций организма. Сюда входит общий уровеньэнергичности, эмоциональный склад и интенсивность эмоций, а также, жизненная энергия,способность к внутреннему подъему А так как темперамент у каждого разный, то ижизненная энергия, способности соответственны темпераменту.
Вместе с тем в силу того,что в произведении искусства получают отражение личностные коллизии героев, иххарактеры и эмоциональная жизнь, сложности межчеловеческих отношений и т.п.,это произведение может дать материал для научно-психологического анализауказанных феноменов. Однако такой анализ непременно требует сформулироватьпроблему на собственном языке научной психологии.
ВЫВОДЫ
Творчество – психическийпроцесс создания новых ценностей, это деятельность, результат которой –создание новых материальных и духовных ценностей.
В творчестве особое местозанимает творческое воображение, мышление и темперамент.
Сюда входит общий уровеньэнергичности, эмоциональный склад и интенсивность эмоций, а также, жизненная энергия,способность к внутреннему подъему. А так как темперамент у каждого разный, то ижизненная энергия, способности соответственны темпераменту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова К. А. Деятельность ипсихология личности. – М., 1990.
2. Выготский Л. С. Психологияискусства – М., 1988.
3. Мейлах Б. С. Психологияхудожественного творчества: предмет и пути исследования. – В кн.: Психологияпроцессов художественного творчества. Л., 1990.
4. Пономарев Я. А. Психологиятворчества. – М., 1976.
5. Матюшкин А. М. Проблемные ситуациив мышлении и обучении. – М., 1992.