Издательская себестоимость

Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И.М.Московский государственный университет печати1. Прибыль и себестоимость1.1. ПрибыльЭкономика издательского бизнеса складывается на основе единых для производителей товаров и услуг закономерностей и характеризуется общими для них понятиями. Основным для всякого рода предпринимательской деятельности является понятие прибыли.Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров.Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта издательской деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.Различают полную (общую) прибыль, называемую валовой (балансовой); чистую прибыль, а также бухгалтерскую и экономическую прибыль. В дальнейшем мы будем иметь в виду, как правило, полную и чистую прибыль.Полная (валовая, балансовая) прибыль – часть добавленной стоимости, которая остается у производителя (в нашем случае у издателя) после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов.В свою очередь, добавленная стоимость – часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно в данной фирме. Определяется она как разность между выручкой от продажи продукции и услуг, произведенных фирмой, и ее затратами на покупку материалов и полуфабрикатов.Чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты налогов, отчислений и обязательных платежей.1.2. СебестоимостьВ самом общем виде себестоимость – это совокупность затрат, выраженных в денежной форме, на производство продукции и ее реализацию.Это относится и к издательской себестоимости. Различают полную и общеиздательскую себестоимость. Полная себестоимость издательской продукции включает в себя затраты на производство издания (общеиздательскую себестоимость) и внепроизводственные (коммерческие) затраты на него. Соответственно общеиздательская себестоимость исключает коммерческие затраты.Специфика книжной продукции отражается в составе и структуре ее себестоимости.2. Структура себестоимости издательской продукции2.1. Состав себестоимости издательской продукцииВ состав себестоимости издательской продукции входят:расходы на авторский гонорар и художественно-графические работы;редакционные расходы (расходы на обработку и оформление авторских оригиналов, их подготовку к изданию);расходы на бумагу и переплетные материалы;расходы на типографские работы;общеиздательские расходы;коммерческие расходы.2.2. Средняя структура себестоимости издательской продукцииСредняя структура себестоимости издательской продукции, как примерное соотношение различных видов затрат в общей их сумме, может быть представлена следующим образом:авторский гонорар – 15%;редакционные расходы – 10%;расходы на типографские работы, бумагу и переплетные материалы – 55%;общеиздательские расходы – 15%;коммерческие расходы – 5%.И хотя понятие "средняя структура себестоимости" в достаточной мере условно, все же оно дает представление о месте отдельных видов затрат в издательской практике.3. Факторы, влияющие на себестоимость издательской продукции3.1. Объем и оформление изданияСуществует ряд характеристик изданий и условий их выпуска, которые являются важнейшими факторами воздействия на себестоимость книги. К ним относятся, в частности, объем и оформление изданий.Объем и оформление издания влияют на размер авторского гонорара, который может исчисляться различным образом:по проценту от продажной (отпускной) цены издательства;по фиксированной ставке за авторский лист.В первом случае автор фактически кредитует издательство, получая деньги после реализации книги. Это отложенные выплаты и автор определенным образом рискует, поэтому теоретически сумма гонорара при полистной оплате должна быть ниже, чем при оплате в процентах.Из самого механизма определения гонорара при полистной системе оплаты следует его зависимость от объема издания. Этот фактор влияет и на гонорар за графические работы, на редакционные и типографские расходы, если в основе их формирования лежит принцип оплаты за единицу объема – в авторских, издательских, печатных листах и пр. И при исчислении гонорара в процентах от реализации объем опосредованно влияет на сумму расходов, поскольку он является фактором трудоемкости и материалоемкости издания.Без изменения объема авторского текста объем издания может быть изменен приемами художественного и технического оформления с соответствующими последствиями для экономики издания.Число и вид иллюстраций также существенно влияют на себестоимость издания.3.2. Тираж изданияТираж, как характеристика объема производства, является важнейшим фактором в издательском бизнесе, поскольку отражает величину расходуемых ресурсов, затрат факторов производства, произведенного продукта, спроса и предложения. Кроме того тираж позволяет понять деление затрат на постоянные и переменные.Постоянные расходы остаются стабильными при изменении объема производства, соответственно их объем в себестоимости единицы издательской продукции изменяется.Переменные расходы – расходы, прямо относящиеся к каждой единице продукции, изменяются пропорционально объему и в себестоимости единицы продукции их значение не меняется.Постоянные расходы можно разделить на две части. Первая в основном определяется масштабами издательства. К ней относятся амортизационные отчисления, налог с имущества, заработная плата персонала с начислениями. Изменить эти расходы в короткий срок практически невозможно. Вторая часть расходов – расходы на рекламу, повышение квалификации сотрудников, исследования и иные подобные цели – при необходимости могут быть снижены.3.3. Маржинальный доходМожно использовать наряду с понятием «прибыль» понятие «маржинальный доход», который означает разность между выручкой и переменными расходами.Расчет прибыли через маржинальный доход можно представить в виде таблицы: ПоказательВариант изданияIIIIIIТираж, тыс. экз.51020Постоянные расходы, руб.20 00020 00020 000Переменные расходы на 1 экз./руб.101010Переменные расходы всего, руб.50 000100 000200 000Цена 1 экз., руб.151515Маржинальный доход на 1 экз./руб.555Маржинальный доход всего, руб.25 00050 000100 000Прибыль (покрытие маржинальным доходом постоянных расходов), руб.+ 5 000+ 30 000+ 80 000Таким путем можно получить информацию о реальной прибыли, получаемой после покрытия всех расходов издательства.