КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Коммерческаяконцессия»
Введение
В экономикеРоссии стали появляться и развиваться методы и способы веденияпредпринимательской деятельности, ранее возникшие и успешно практикующиеся виностранных государствах. Одним из таких способов является коммерческаяконцессия.
Коммерческаяконцессия представляет собой уникальную возможность становления и развитияпредпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса, который являетсяосновой экономики в развитых государствах. Таким образом, развитие коммерческойконцессии в Российской Федерации может способствовать укреплению российскойэкономики в целом.
Такимобразом, актуальность темы определяется высокой эффективностью коммерческойконцессии как способа осуществления предпринимательской деятельности и егозначением для развития экономики государства в целом. Это, в свою очередь,обусловливает необходимость становления, развития данного способа впредпринимательской практике в России и его поддержку со стороны государства.
Теманастоящей работы ранее поднималась в научных исследованиях. Наибольшее вниманиев них было уделено изучению договора коммерческой концессии. В частности,вопросам правового регулирования договора коммерческой концессии посвящены научныетруды таких видных российских цивилистов, как М.И. Брагинский, В.В. Витрянский,А.П. Сергеев, Е.А. Суханов, Б.И. Пугинский.
Цель работысостоит в даче правового определения и содержания договора коммерческойконцессии, как нового института гражданского права.
Работасостоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения,библиографии, а также приложения.
1.Сущность договора коммерческой концессии
1.1Понятие и элементы договора коммерческой концессии
Договоркоммерческой концессии получает на практике все большее распространение. Привлекательностьтакого договора можно объяснить двумя основными причинами:
– во-первых, объемностьюпредмета договора (широтой комплекса передаваемых прав);
– во-вторых, своего рода даньюмоде в деловом мире, поскольку коммерческая концессия представляется аналогомшироко распространенных в международной практике отношений с установившимсяназванием «франчайзинг».[1]
Франчайзинг – это формамаркетинга или распределения товаров, при котором «родительская» компанияобычно предоставляет индивидуальному или компании право или привилегию делатьбизнес в предписанной форме в течение определенного периода времени вопределенном месте.[2] Также подфранчайзингом понимают – предоставление крупной компании кому-нибудьлицензии (франшизы) на производство товаров или услуг под фирменной маркой этойкомпании.[3] Например,франчайзинг применялся и применяется в настоящее время в индустрии бутылочныхбезалкогольных напитков компаниями «Кока-Кола» (Coca-Cola),«Пепси» (Pepsi), «Севен-Ап» (7-UP). Благодаря франшизе подобныекомпании получили возможность производить концентрированный сиропцентрализованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся всобственности и управляемым дилером, которые в итоге становились управляющимиместных розничных продаж.
Согласно ст. 25Федерального закона «О введении в действие части четвертой гражданскогокодекса» (в ред. ФЗ от 24.07.2007 №202-ФЗ, от 30.12.08 №296-ФЗ) от 18 декабря 2006 года были внесены изменения в понятие договоракоммерческой концессии, а именно: по договору коммерческой концессииодна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне(пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока правоиспользовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекспринадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарныйзнак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договоромобъекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секретпроизводства (ноу-хау).[4]
Наиболеечастой проблемой, встречающейся на практике, является необходимость отграничитьлицензионный договор от договора коммерческой концессии и наоборот.
Частьчетвертая ГК РФ делает единственным отличием договора коммерческой концессии отлицензионного договора объект договора. В договоре коммерческой концессииобъект – это комплекс исключительных прав, а в лицензионном договоре – правопользования объектом интеллектуальной собственности.[5]
Объектыдоговора коммерческой концессии в зависимости от правового значенияделят на две категории: обязательные и факультативные.[6]Предоставление по договору права пользования обязательными объектамисоставляет существо договора; без их передачи договор не можетсчитаться заключенным. Это комплекс исключительных прав, закрепленныхза правообладателем и индивидуализирующих его. Кроме того,к обязательным объектам относится охраняемая коммерческая информация,обычно составляющая его коммерческую тайну («ноу-хау») (ст. 139 ГК).
К факультативнымобъектам договора, при непредоставлении которых договор будет считатьсязаключенным, относятся товарный знак, знак обслуживания и др. (п. 1 ст. 1027 ГК предусматриваетпримерный открытый перечень таких исключительных прав).
Коммерческаяконцессия помогает избежать материальных и временных затрат при разработкемеханизма производства, налаживании межструктурных отношений, ведении рекламнойкампании, а также способствует расширению бизнеса, поскольку при нейотсутствует необходимость открывать множество филиалов и предприятий наудаленных территориях.[7]
Заключение Договора дает возможность правообладателю получать прибыль отплатежей пользователя (франчайзи). При этом правообладатель сохраняетдостаточно сильный контроль над пользователями, поскольку пользователь зависитот исключительных прав правообладателя и принимает на себя обязательствапридерживаться в своей деятельности стандартов и качества не нижеправообладателя.
Пользователю Договор позволяет вести предпринимательскую деятельность подименем и по технологии известной на рынке компании, что не требует значительныхинтеллектуальных затрат на организацию нового дела, снижает предпринимательскийриск, ускоряет окупаемость капиталовложений. Пользователь находится подпокровительством правообладателя, одновременно сохраняя формальнуюнезависимость от него. Использование известного имени дает возможностьпользователю экономить и на затратах по рекламе своей продукции.[8]
Цель коммерческой концессии – содействоватьпродвижению на рынке определенных товаров, в частности, высокотехническогооборудования, которое, как правило, является средством производства другихтоваров, выполнения работ или оказания услуг[9].
Пользователь, в качестве покупателя товаров (оборудования), которые уже широкоразрекламированы получает права на использование средств их индивидуализации,при этом избегая расходов на рекламу со своей стороны. В свою очередь,правообладатель, увеличивает свой сбыт, путем продажи пользователю новых партийтоваров (оборудования), тем самым обеспечивает себе доход и бесплатную рекламу.
Договор коммерческой концессии является консенсуальным (слатинского «consensus» – соглашение), т. к.договор считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения повсем существенным условиям (предмет и цена договора).
Договор также является и возмездным, т.е. основанием исполненияобязательств по передаче исключительных прав, является встречное удовлетворениев виде вознаграждения.
Помимо консенсуальности и возмездности, договор коммерческой концессииявляется взаимным, т. к. у обеих сторон этого договора права иобязанности одинаковы.
К элементам договора коммерческой концессии относят стороныдоговора, предмет, цена, срок, содержание и форма.
Сторонами договора коммерческой концессии являютсяправообладатель и пользователь. Согласно п. 3 ст. 1027 Гражданскогокодекса РФ сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческиеорганизации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальныхпредпринимателей.
Правообладатель – это лицо, которомупринадлежат комплекс исключительных прав, которые он передает для ихдальнейшего использования, пользователю.
Пользователь – это лицо, получившее возможностьиспользовать исключительные права.
Предмет договора коммерческойконцессии сформулирован в определении этого договора. Согласно определениюдоговора, предметом его выступает комплекс исключительных прав,принадлежащих правообладателю.
К этим правамотнесены: права на фирменное наименование, коммерческое обозначение, на охраняемуюкоммерческую информацию, право на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Пункт2 ст. 1027 ГК РФ дополняет предмет договора возможностью использованияделовой репутации и коммерческого опыта правообладателя. Иными словами, предметдоговора могут составлять как охраняемые законодательством результатыинтеллектуальной деятельности лица, так и неохраняемые (например, коммерческийопыт, гражданско-правовая охрана которого возможна только в режиме коммерческойтайны).
Согласностатьям 128 и 138 ГК РФ под исключительными правами следует понимать права нарезультаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность)гражданина и юридического лица и приравненные к ним средства индивидуализацииюридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг(фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).
В определениидоговора коммерческой концессии комплекс исключительных прав, составляющихпредмет договора, описан не полностью. Следовательно, в этот комплекс помимоперечисленных прав могут входить и исключительные права на изобретения,полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, топологииинтегральных микросхем, селекционные достижения, а также на произведениялитературы, искусства. Права на все эти результаты интеллектуальнойдеятельности по законодательству являются также исключительными правами(интеллектуальной собственностью) и могут по определению входить в предметдоговора коммерческой концессии, если они используются в бизнесе.[10]
Правообладатель,передавая по договору комплекс исключительных прав, индивидуализирующих егобизнес, фактически разрешает использовать свою деловую репутацию. Однако она подоговору не отчуждается, так как неразрывно связана с правообладателем и обычноучитывается при согласовании цены договора. Репутация – приобретеннаяобщественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах инедостатках.[11]
Согласно п. 1Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.08.92 №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинстваграждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» деловая репутацияюридических лиц – одно из условий их успешной деятельности.[12]По законодательству предметом договора коммерческой концессии может бытькомплекс исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности,имеющие устоявшееся определение в законодательстве.
Такимобразом, договор коммерческой концессии имеет комплексный предмет, позволяющийпользователю с помощью средств индивидуализации сразу же включиться вхозяйственную деятельность и полноценно действовать на рынке. Этоподтверждается как самой сутью коммерческой концессии, так и рядом статейГражданского кодекса (1028, 1029, 1031–1033, 1038–1040).[13]
Цена(вознаграждение) – ее указание необходимо из особого характера предметадоговора коммерческой концессии. Согласно ст. 424 ГК РФ ценаустанавливается по соглашению сторон. Статья 1030 ГК РФ приводитнекоторые возможные формы оплаты, однако оставляет сторонам свободу выбора.
Установлены следующий порядок и формы вознаграждения по договорукоммерческой концессии:
– в форме фиксированных разовых платежей (поокончании срока договора либо в порядке предоплаты);
– в форме фиксированных периодических платежей, в этом случаестороны определяют размер вознаграждения, а также суммы и срок очередногоплатежа;
– в форме отчислений от выручки: в этом случаеСтороны определяют часть выручки (в процентном отношении), а такжепериодичность отчислений;
– в форме наценки на оптовую цену товара,передаваемых правообладателем пользователю для перепродажи;
– в иных формах, предусмотренных в Договоре(скидки к оптовой цене правообладателя, премии от отдельных сделок, бонусы ит.д.).
Срок же не относится ксущественным условиям договора коммерческой концессии. Этот вывод вытекает изп. 1 ст. 1027 ГК РФ, согласно которому данный договор, может бытьзаключен на срок или без указания срока. Договор, заключенный без указаниясрока, длиться до тех пор, пока одна из сторон по своему желанию не расторгнетего, с учетом требований, предусмотренных п. 1 ст. 1037 ГК РФ. Приэтом при расторжении договора одна из сторон должна уведомить другуюсторону за шесть месяцев, если Договором не предусмотрен более продолжительныйсрок (п. 1 ст. 1037 ГК РФ).
Форма исодержание (права и обязанности сторон) договора коммерческой концессии мырассмотрим подробнее в дальнейшем.
Такимобразом, можно сделать вывод, что договор коммерческой концессии являетсясамостоятельным гражданско-правовым договором, применяемым только впредпринимательской деятельности.
Франчайзингиграет существенно важную роль в экономике и может вскоре стать преобладающейформой розничной торговли.[14]
1.2 Форма и регистрация договора
Договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдениеписьменной формы влечет недействительность Договора (ст. 1028 ГК РФ).Договор должен быть заключён путём составления одного документа, подписанногообеими сторонами. Несоблюдение данных правил влечёт ничтожность Договора. Представляется,что такиетребования связаны со сложностью данной сделки, многообразием ее условий,закрепить которые иначе, как в письменной форме, не представляется возможным.
Договор должен быть зарегистрирован органом, зарегистрировавшимправообладателя. Если правообладатель зарегистрирован в иностранномгосударстве, то регистрацию осуществляет орган, зарегистрировавший пользователя.
Согласно п. 1 ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо подлежитгосударственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке,определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.
Действительность договора коммерческой концессии не связана с егорегистрацией. Этот вывод можно сделать исходя из абзаца 3 и 4 п. 2 ст. 1028ГК РФ. Лишь в отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческойконцессии вправе ссылаться на договор с момента его регистрации. В свою очередьв отношениях между правообладателем и пользователем договор имеет силу и безрегистрации.
Незарегистрированный договор, однако, определенным образом связываетстороны: если сделка, требующая государственной регистрации, совершена внадлежащей форме (здесь – в письменной), но одна из сторон уклоняется от еерегистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение орегистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется по решению суда (п. 3ст. 165 ГК РФ).
В том случае, когда по Договору передается объект, охраняемый всоответствии с патентным законодательством, Договор подлежит также регистрациив федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков(п. 2 ст. 1028 ГК РФ).
Согласно ст. 1349 части 4 Гражданского кодекса РФ от 18.12.2006 г.№230-ФЗ объектамипатентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности внаучно-технической сфере, отвечающие требованиям к изобретениям и полезныммоделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественногоконструирования, отвечающие ч. 4 ГК РФ требованиям к промышленнымобразцам.[15]
/>При несоблюдении этого требования Договорсчитается ничтожным.
Необходимость регистрации связана с тем, что главной составляющейпредмета договора коммерческой концессии являются права на фирменноенаименование, товарный знак и прочие, при помощи которых производитсяиндивидуализация предпринимателя и продаваемых им товаров. Отдавая права вконцессию другому лицу, предприниматель ограничивает тем самым себя. Такиеограничения должны быть известны публике.
Регистрация договоракоммерческой концессии является
необходимой процедурой, поскольку в рамках регистрации проверяется
правосубъектность сторон, принадлежность правообладателю объектов
исключительных прав, права на использование которых передаются по
договору коммерческой концессии[16].
Рассмотревпервую главу работы можно сделать вывод, что договор коммерческой концессииявляется консенсуальным, возмездным и взаимным. Цель договора – содействиепродвижению на рынке определенных товаров. Договор заключается между двумясторонами: правообладателем и пользователем, как правило, в письменной форме иподлежащий регистрации.
Предметомдоговора является комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю.
2.Содержание и особенности договора коммерческой концессии
2.1 Праваи обязанности сторон
Содержаниедоговора коммерческой концессии включает в себя права и обязанности сторон.Поскольку в двухсторонних договорах правам корреспондируют обязанности,рассмотрим только обязанности сторон.
Обязанностиправообладателя делятся на императивные и диспозитивные.[17]Императивные обязанности, это те обязанности, которые не могут быть изменены поволе сторон. Содержание диспозитивных обязанностей стороны вправе изменять илидаже вовсе отказываться от них.
Основнаяобязанность правообладателя по договору коммерческой концессии –передать комплекс исключительных прав в предусмотренном договором объеме.Этой обязанности соответствует право использовать данный комплексисключительных прав и одновременно обязанность не входитьза пределы пользования, установленные договором.[18]
Согласно ст. 1031ГК РФ правообладатель обязан:
– передатьпользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить инуюинформацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленныхему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователяи его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
– выдатьпользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление вустановленном порядке.
Помимо лицензий, предусмотренных договором, которые правообладательвыдает пользователю, пользователю могут понадобиться и такие лицензии(разрешения), которые он должен оформить самостоятельно в соответствующихорганах власти (лицензия на право торговли, лицензия на строительство и т.п.).
Еслидоговором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан:
– обеспечитьрегистрацию договора коммерческой концессии (пункт 2 статьи 1028ГК РФ);
– оказыватьпользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействиев обучении и повышении квалификации работников;
– контролироватькачество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых)пользователем на основании договора коммерческой концессии.
Необходимоустановить обязанность правообладателя по раскрытию
перед потенциальными пользователями до подписания договора
коммерческой концессии определенной информации и закрепить перечень
такой информации в правовом акте. В условиях, когда законом не закрепленыобязанности правообладателя по предоставлению потенциальным пользователяминформации, пользователю желательно самостоятельно до заключения договоракоммерческой концессии затребовать такие сведения от правообладателя с цельюпринятия взвешенного решения о целесообразности заключения договора коммерческойконцессии.
С учетомхарактера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договорукоммерческой концессии, пользователь обязан:
– использоватьпри осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименованиеи (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;
– обеспечиватьсоответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемыхработ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг,производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
– соблюдатьинструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствияхарактера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому,как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнегои внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем приосуществлении предоставленных ему по договору прав;
– оказыватьпокупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бырассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно управообладателя;
– неразглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от негоконфиденциальную коммерческую информацию;
– предоставитьоговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотренадоговором;
– информироватьпокупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что ониспользует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак,знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договоракоммерческой концессии.
С цельюобеспечения охраны коммерческой информации правообладателя, права наиспользование которой передаются пользователю, представляется целесообразнымпредусматривать в договоре коммерческой концессии, и закрепить взаконодательстве:
– обязательствопользователя по включению в трудовые договоры со всеми своими сотрудниками условийо неразглашении охраняемой коммерческой информации;
– положенияо неустойке в конкретном размере за незаконное разглашение такой информации по винепользователя (в связи с проблематичностью доказывания размера ущерба,причиненного незаконным разглашением информации).
Гражданскийкодекс в отношении договора коммерческой концессии предусматривает в ст. 1033ГК РФ ограничения прав сторон по настоящему договору. В частности могутбыть предусмотрены:
– обязательствоправообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексыисключительных прав для их использования на закрепленной за пользователемтерритории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этойтерритории;
– обязательствопользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которуюраспространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательскойдеятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащихправообладателю исключительных прав;
– отказпользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных праву конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;
– обязательствопользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческихпомещений, используемых при осуществлении предоставленных по договоруисключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.
Ограничительныеусловия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольногооргана или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояниясоответствующего рынка и экономического положения сторон противоречатантимонопольному законодательству.
Помимо этого,являются ничтожными такие условия, ограничивающие права сторон по договорукоммерческой концессии, в силу которых:
– правообладательвправе определять цену продажи товара пользователем или цену работ (услуг),выполняемых (оказываемых) пользователем, либо устанавливать верхний или нижнийпредел этих цен;
– пользовательвправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительноопределенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям(заказчикам), имеющим место нахождения (место жительства) на определенной вдоговоре территории.
Запользователем, по договору коммерческой концессии, предусмотрено правопо истечении срока договора на заключение договора на новый срок на тех жеусловиях, при условии, что пользователь, надлежащим образом исполняет своиобязанности.
Данноеправо является необоснованным ущемлением интересов правообладателя. Более справедливымпредставляется предусмотреть, что пользователь (при условии надлежащегоисполнения им своих обязательств по предыдущему договору) имеет при прочихравных условиях преимущественное перед другими лицами по окончании срокадействия договора коммерческой концессии заключить договор на новый срок.
В своюочередь, согласно ч. 2 ст. 1035 ГК РФ, правообладатель вправеотказать в заключении договора коммерческой концессии на новый срок приусловии, что в течение трех лет со дня истечения срока данного договора он небудет заключать с другими лицами аналогичные договоры коммерческой концессии исоглашаться на заключение аналогичных договоров коммерческой субконцессии,действие которых будет распространяться на ту же территорию, на которойдействовал прекратившийся договор. В случае, если до истечения трехлетнегосрока правообладатель пожелает предоставить кому-либо те же права, какие былипредоставлены пользователю по прекратившемуся договору, он обязан предложитьпользователю заключить новый договор либо возместить понесенные им убытки. Призаключении нового договора его условия должны быть не менее благоприятны дляпользователя, чем условия прекратившегося договора.
2.2Ответственность за нарушение договора
Стороныдоговора коммерческой концессии несут друг перед другом ответственностьнезависимо от вины, а именно, по правилам ответственности по обязательствам приосуществлении предпринимательской деятельности. А именно, лицо, не исполнившееили ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлениипредпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, чтонадлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы(чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) (п. 3ст. 401 ГК РФ).
По договорукоммерческой концессии, передаваемые исключительные права используются в целяхрасширения сбыта товаров, выполнения работ или оказания услуг. Качество этихтоваров, производимых пользователем, должно быть не ниже, чем управообладателя. Правообладатель обязан контролировать качество товаровпроизводимых пользователем, если договором не предусмотрено иное. В данныхобстоятельствах логично установление особой ответственности правообладателяперед третьими лицами за ненадлежащее качество товаров. Ответственностьможет быть как субсидиарной, так и солидарной.
Согласно абз.1 ст. 1034 ГК РФ правообладатель несет субсидиарную ответственностьпо предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров,продаваемых пользователем по договору коммерческой концессии.
Потребованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукцииправообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем(абз. 2 ст. 10 34 ГК РФ).
Различия встрогости ответственности правообладателя – субсидиарной или солидарной –связаны с тем, что пользователь, являющийся изготовителем продукции, болеезависим от инструкций (указаний) правообладателя в отношении качества.Солидарная ответственность, должна, по мысли законодателя, сильнеестимулировать правообладателя к тому, чтобы добиваться необходимого качества.
Необходимопредусмотреть и закрепить в законодательстве, что ответственность правообладателя потребованиям, предъявляемым к пользователю (субсидиарная, либосолидарная), может наступать только в случае предъявления таких требованийсо стороны потребителей (т.е. граждан, приобретающих товары, работы, услуги дляличных нужд, не связанных с осуществлением ими предпринимательскойдеятельности).
Такженеобходимо закрепить право правообладателя на предъявление регрессныхтребований к пользователю в случае удовлетворения обоснованных претензийпотребителей товаров (работ, услуг) пользователя.
2.3Изменение и прекращение договора
Договоркоммерческой концессии предусматривает изменение и прекращение договора,которое закреплено в ст. 1036–1037 ГК РФ.
Договоркоммерческой концессии может быть изменен в соответствии с правилами,предусмотренными главой 29 ГК РФ. Изменить его водностороннем порядке можно лишь в случаях существенного нарушения условийданного Договора другой стороной (п. 2 ст. 450 ГК РФ), в связи ссущественным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), а также в иныхслучаях прямо предусмотренных в самом договоре коммерческой концессии либо взаконе.
В отношенияхс третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться наизменение договора лишь с момента регистрации этого изменения в порядке,установленном пунктом 2 статьи 1028 ГК РФ, если не докажут, что третье лицознало или должно было знать об изменении договора ранее.
Каждая изсторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, вправево всякое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторонуза шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.
Досрочноерасторжение договора коммерческой концессии, заключенного с указанием срока, атакже расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежатрегистрации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 1028ГК РФ.
В случаепрекращения принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование икоммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами договоркоммерческой концессии прекращается.
Приобъявлении правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом) договоркоммерческой концессии прекращается.
Необходимоотметить, что согласно ст. 1038 ГК РФ переход к другому лицукакого-либо исключительного права, входящего в предоставленный пользователюкомплекс исключительных прав, не является основанием для изменения илирасторжения договора коммерческой концессии. Новый правообладатель становитсястороной этого договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшемуисключительному праву.
В случаесмерти правообладателя его права и обязанности по договору коммерческойконцессии переходят к наследнику при условии, что он зарегистрирован или втечение шести месяцев со дня открытия наследства зарегистрируется в качествеиндивидуального предпринимателя. В противном случае договор прекращается.
Осуществлениеправ и исполнение обязанностей умершего правообладателя до принятия наследникомэтих прав и обязанностей или до регистрации наследника в качествеиндивидуального предпринимателя осуществляются управляющим, назначаемымнотариусом.
В случае измененияправообладателем своего фирменного наименования или коммерческогообозначения, права на использование которых входят в комплекс исключительныхправ, договор коммерческой концессии действует в отношении нового фирменногонаименования или коммерческого обозначения правообладателя, если пользовательне потребует расторжения договора и возмещения убытков. В случае продолжениядействия договора пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшенияпричитающегося правообладателю вознаграждения.
Согласно ст. 1040ГК РФ если в период действия договора коммерческой концессии истек срокдействия исключительного права, пользование которым предоставлено по этомудоговору, либо такое право прекратилось по иному основанию, договор коммерческойконцессии продолжает действовать, за исключением положений, относящихся кпрекратившемуся праву, а пользователь, если иное не предусмотрено договором,вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателювознаграждения.
В случаепрекращения принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование иликоммерческое обозначение наступают последствия, предусмотренные ст. 1039ГК РФ, т.е. договор коммерческой концессии продолжает действовать в отношениинового фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя,если пользователь не потребует расторжения договора и возмещения убытков.
Такимобразом, можно сделать вывод, что договор коммерческойконцессии может быть изменён по общему правилу с согласия обеих сторон (п. 1ст. 450 ГК РФ). Изменить его в одностороннем порядке можно лишь в случаяхсущественного нарушения условий данного Договора другой стороной (п. 2 ст. 450ГК РФ), в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), атакже в иных случаях прямо предусмотренных в самом договоре коммерческойконцессии либо в законе.
2.4Договор коммерческой субконцессии
Стороны договора коммерческой концессии могут предусмотреть право (илиобязанность) пользователя разрешать другим лицам (вторичным пользователям)использовать комплекс исключительных прав или его части (ст. 1029 ГК РФ).
Таким образом, субконцессия – это договор, в соответствии скоторым пользователь обязуется передать субпользователю весь комплексполученных им права или их часть.
Если Договором это право пользователя не предусмотрено, то он не можетпредоставлять субконцессии третьим лицам без согласия правообладателя.
По договору субконцессии пользователь выступает в роли вторичногоправообладателя, а другая сторона – в роли вторичного пользователя.Предоставленные на основе субконцессии исключительные права производны от прав,полученных пользователем по основному договору. Их объём не может выходить запределы прав пользователя (п. 2 ст. 1027 ГК РФ). Превышение этихпределов может рассматриваться как нарушение пользователем его обязанностей подоговору концессии.
Договор коммерческой субконцессии не может быть заключён на болеедлительный срок, чем договор концессии, на основании которого он заключается.Если договор коммерческой концессии является недействительным, недействительныи заключённые на его основании договоры коммерческой субконцессии.
К договору коммерческой субконцессии применяются правила о коммерческойконцессии, в частности относительно оформления и регистрации договора, а такжедругих прав и обязанностей сторон.
Для того чтобы вторичные пользователи не находились в зависимости отсудьбы первичного Договора, законодатель установил, что при досрочномпрекращении Договора договор коммерческой субконцессии не прекращается, а праваи обязанности вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии(пользователя по Договору) переходят к первичному правообладателю. С другойстороны, пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненныйправообладателю действиями вторичных пользователей (пункты 3, 4 ст. 1029ГК РФ). Указанные нормы диспозитивны, т.е. стороны вправе установить и другиеусловия.
Рассмотрев вторую главу работы, хотелось бы отметить не толькообязанности сторон (содержание договора), но и их ответственность, котораяможет быть субсидиарной и солидарной. Правообладатель несет субсидиарнуюответственность по предъявляемым к пользователю требованиям онесоответствии качества товаров, продаваемых пользователем по договорукоммерческой концессии.
Потребованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукцииправообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.
Данныйдоговор может быть изменен в одностороннем порядке лишь в случаяхсущественного нарушения условий данного Договора другой стороной, в связи ссущественным изменением обстоятельств, а также в иных случаях прямопредусмотренных в самом договоре коммерческой концессии либо в законе.
Особенностью договора коммерческой концессии является заключение договоракоммерческой субконцессии, т.е. право пользователя разрешать другим лицамиспользовать комплекс исключительных прав или его части. В данном договорепользователь выступает в роли вторичного правообладателя. Срок действия и правасторон не должны выходит за пределы договора концессии.
Заключение
В российском гражданскомправе сформировался новый самостоятельный институт коммерческой концессии.Появление в российском гражданском законодательстве норм, посвященныхспециальному правовому регулированию коммерческой концессии в целом можнооценивать положительно (гл. 54 ГК РФ). Однако есть смысл принять специальныйфедеральный закон, детально регламентирующий передачу комплекса исключительныхправ.
В связи стем, что предмет, объект и цель договора коммерческой концессии образуют собойсочетание, характерное только для данного договора, договор коммерческойконцессии следует рассматривать как самостоятельный вид гражданско-правовыхдоговоров.
Данныйдоговор заключается между двумя сторонами: правообладателем и пользователем,как правило, в письменной форме и подлежащий регистрации. Главной особенностьюявляется возможность заключения договора коммерческой субконцессии, т.е. правопользователя разрешать другим лицам использовать комплекс исключительных правили его части.
Из содержанияданной работы можно сделать вывод об экономической сущности коммерческойконцессии как способа осуществления предпринимательской деятельности, которуюможно определить следующим образом. Правообладатель, который разработал иуспешно испробовал на практике определенную технологию осуществленияпредпринимательской деятельности и является обладателем исключительных прав нахорошо известные потребителям средства индивидуализации субъектов гражданскогооборота и производимых ими товаров (работ, услуг), предоставляет указанныетехнологию и права пользователю. Таким образом, правообладатель, по сути,делится с пользователем своим коммерческим опытом и деловой репутацией.Пользователь в обмен на это выплачивает правообладателю определенную долю от доходов,извлеченных от использования полученной технологии и исключительных прав.
Регистрацияданного договора позволяет предотвратить заключение договоров коммерческойконцессии ненадлежащими субъектами, введение потребителей в заблуждение идругие подобные нарушения.
Библиографическийсписок
I. Нормативные акты иофициальные документы
1.1. Гражданский кодексРоссийской Федерации. Ч. 2. от 01 мар. 96 г. // Собраниезаконодательства Российской Федерации. – 1996. – №5. – Ст. 410.
1.2. Часть4 Гражданского кодекса РФ от 18.12.2006 г. №230-ФЗ // Российскаягазета от 22 декабря 2006 г.
1.3. Федеральный закон «Овведении в действие части четвертой гражданского кодекса РФ от 18 декабря 2006 года №231-ФЗ // Российская газета от 22 декабря 2006 года.
1.4. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 18 авг. 1992 г. №11 «О некоторых вопросах,возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, атакже деловой репутации граждан и юридических лиц» // СборникПостановлений Пленумов по гражданским делам. – М.: Спарк, 1993. – С. 422.
II. Книги (монографии,учебники, учебные пособия)
2.1. Большойэкономический словарь. М., 1994. С. 454.
2.2. Брагинский М.И.,Витрянский В.В. Договорное право. Книга Третья: Договорыо выполнении работ и оказании услуг. – М.: «Статут», 2004. С. 990.
2.3. Гражданское право.Учебник. Часть 2 / Под ред. А.П. Сергееве, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект,1998. – 778 с.
2.4 Гражданское право:Учеб.: В 3 т. Т. 2. – 4 изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина,И.В. Елисеев, и др.; Отв. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. –ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 746.
2.5. Комментарий к части2 Гражданского кодекса РФ для предпринимателей / Под общей ред. М.И. Брагинского.– М.: Фонд «Правовая культура», 2004. – 448 с.
2.6. Ожогов С.И. Словарьрусского языка. М., 1998. – 934 с.
2.7. Романец Ю.В., Яковлев В.ФСистема договоров в гражданском праве России. – М.; Юристъ, 2001. – 496 с.
2.8. Франчайзинг ифранчайзинговый договор: Учебно-практическое пособие / Цират А.В. – Киев;Истина, 2002. – 240 с.
III. Статьи, периодическиеиздания
3.1. Бобков С.А. Коммерческаяконцессия как институт в российском гражданском праве // Журналроссийского права, – 2002, – №10. – С. 32.
3.2. Бородина Ж.Н. Коммерческаяконцессия // Вестник ТИСБИ. – 2004. №1.
3.3. Дьяченко Д.Фатальный успех концессии. // «Бизнес-адвокат» No. 5, 2000 г.
3.4. Зуйкова Л.П. Коммерческая концессия //Журнал «Экономическо-правовой бюллетень» №4, 2007 г.
3.5. Панфилова В.В. Франчайзинг //Журнал «В курсе дела» №14, июль 2006 г.
3.6. Рыкова И. Франчайзинг //Журнал «ИС. Промышленная собственность», 2002, №12.
3.7. Смирнов С.Регистрация договоров коммерческой концессии. // Журнал «Корпоративныйюрист», апрель 2006 г.
3.8. Черничкина Г.Н.О предмете договора коммерческой концессии // Законность. – 2004. – №9. – С. 36.