Содержание
Введение… 2
Глава 1. Характеристика норм Конституции о государственномустройстве России 3
1.1 Общие положения о государстве – России в Конституции РФ1993 года 3
1.2 Характеристика суверенитета Российской Федерации… 7
1.3 Федерализм как основа государственного устройстваРоссии… 11
Глава 2. Характеристика государственного устройствасогласно Конституции РФ 1993 года… 20
2.1 Субъекты федерации… 20
2.2 Статус субъектов Российской Федерации… 24
2.3 Состав территории Российской Федерации… 27
Заключение… 30
Список источников… 31
Введение
Актуальность темы.Конституция устанавливаетнаиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовоерегулирование в различных формах. В ряде стран к конституции примыкают органическиезаконы, которые принимаются в развитие ее бланкетных предписаний. Конституциявсегда предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ееисключительность по сравнению с обычными законами.
В России действуетКонституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Наряду сэтой, федеральной Конституцией, действуют конституции республик, входящих всостав Российской Федерации. Это обычно для любого федеративного государства.Федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории Федерации, а этоозначает, что конституции республик, некоторые из которых приняты до принятияфедеральной Конституции, должны тем не менее соответствовать последней и непротиворечить ей.
Вэтом столетии Россия прошла через разные формы государственного устройства. Прицаре она была унитарным государством. При советской власти Россия провозглашенав январе 1918 г. федерацией, с 1922 года существовал Союз ССР, в 1991 г. онупразднен, и на территории бывшего когда-то единым государства возникло 15новых государств — самостоятельных субъектов международного права. Россияразвивается сегодня как федеративное государство, состоящее из республик(государств), национально-территориальных автономных единиц и территориальныхобразований.
Поэтому изучение современного конституционного учения о государственномустройстве и развитии Российской Федерации является актуальным и своевременным.
Глава 1. Характеристика норм Конституции огосударственном устройстве России1.1 Общие положения о государстве – России вКонституции РФ 1993 года
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканскойформой правления.
НаименованияРоссийская Федерация и Россия равнозначны.
Государствоможно определить как политико-территориальную суверенную организацию публичнойвласти населения, призванную обеспечить социальный компромисс и управлениеобществом.
Главное,определяющее в государстве — его сущность. Это то основополагающее начало,которое характеризует природу государства, его назначение и функции. Сущностьгосударства двуедина по своей природе. С момента возникновения и на протяжениидовольно длительного исторического времени государства (рабовладельческие,феодальные, раннебуржуазные) в основе своей деятельности имели насилие.Сущность современных государств — общесоциальный компромисс, управлениеобществом в целях его гармонии и всестороннего развития.
Сущностьгосударства определяет и его форму, которая показывает, как организована иосуществляется государственная власть, какие методы она использует в своейдеятельности, каково национально-территориальное устройство государства. Формагосударства включает в себя: форму правления, форму государственногоустройства, политический режим[1].
Формаправления — порядок образования и организация высших органов государственнойвласти, их взаимоотношения с нижестоящими государственными органами инаселением. По форме правления государства делятся на монархии, где верховная, какправило пожизненная, власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, и республики, в которых высшие органы государственной власти являютсявыборными. В зависимости от полноты власти главы государства, ролипредставительных органов и порядка формирования высших органов государственнойвласти различают президентские и парламентарные республики.
Формагосударственного устройства — это внутреннее строение государства, егонационально-территориальное устройство. Различают унитарную, федеративную иконфедеративную формы государственного устройства.
Унитарноегосударство — это цельное, единое государство, состоящее изадминистративно-территориальных единиц, не обладающих признаками суверенитета.Федеративное государство — это сложное государство, составные части которогообладают суверенитетом или являются государственноподобными образованиями, т.е.обладают тем или иным набором признаков суверенитета. Наряду собщефедеративными органами власти, общефедеративной правовой системой, в такомгосударстве существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации.Примером современной Федерации являются Россия, США, Бразилия и др. Федерациямив настоящее время являются 21 государство, в которых проживает почти одна третьнаселения земного шара[2].
Подконфедерацией понимается объединение государств, создаваемое для достиженияопределенных (как правило временных) целей.
Российская Федерация — Россия есть демократическоегосударство. Это проявляется в том, что в современном российской государствезакрепляется народовластие, поскольку единственным источником властиКонституция признает российский многонациональный народ. Свою власть он реализуетв двух формах демократии — представительной и непосредственной.
Россияявляется федеративным государством. В основе федеративного государственногостроя России лежат глубокие исторические, социально-экономические,геополитические и этнические корни.
Сущностьроссийского федерализма составляют государственная целостность, единствосистемы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочиймежду федеральными органами государственной власти и органами власти субъектовРоссийской Федерации, равноправие и самоопределение народов.
РоссийскаяФедерация включает три типа субъектов: национально-государственные(республики), административно-территориальные (края, области, городафедерального подчинения), национально-территориальные (автономная область,автономные округа). В составе Российской Федерации 89 субъектов: 21 республика,6 краев, 49 областей, два города федерального значения (Москва,Санкт-Петербург), одна автономная область, 10 автономных округов[3].
Россиякак федеративное государство построена по смешанномунационально-территориальному принципу. Республики, автономные области,автономные округа в основе своей имеют национальный принцип, края и области — территориальный. Однако и в некоторых национальных образованиях коренноенациональное население не составляет большинства (республики Алтай, Коми, Саха(Якутия) и др.).
Россияявляется асимметричной федерацией: правовое положение и полномочия ее субъектовне унифицированы и во многом не равнозначны. Республики находятся в более«привилегированном» положении, чем края и области. В частности,конституции республик и их договоры с Российской Федерации о разграничениипредметов ведения и взаимном делегировании полномочий устанавливают, например,их суверенитет, гражданство, предусматривают создание своего Конституционногосуда и даже фиксируют особое положение в составе Федерации (ассоциированноечленство Татарстана в составе Российской Федерации).
Несмотряна эти различия, всем субъектам Российской Федерации присущи общие черты:
– наличиеконституций, уставов, где фиксируется их правовое положение и закрепляетсякомпетенция;
– официальноепредставительство в федеральных органах государственной власти (по двапредставтеля в Совете Федерации: по одному от представительного иисполнительного органов государственной власти);
– самостоятельноеустановление системы органов государственной власти в соответствии с основамиконституционного строя Российской Федерации и общими принципами организациипредставительных и исполнительных органов государственной власти;
– собственноезаконодательство, бюджет;
– частичнаямеждународная правосубъектность;
– собственнаясимволика;
– право заключениядвусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти субъекта Федерации[4].
Основныеусловия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составенового субъекта Российской Федерации устанавливает Федеральный конституционныйзакон от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ «О порядке принятия в РоссийскуюФедерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»[5].
Определенноевлияние на государственное устройство России может оказать Указ ПрезидентаРоссии от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе ПрезидентаРоссийской Федерации в федеральном округе». Этим же Указом утвержденоПоложение о полномочном представителе в округе и перечень федеральных округов.Таких округов семь. Все субъекты Российской Федерации объединены в эти округа сединым центром — столицей округа. Создание федеральных округов вряд липоколебет федеративное устройство российского государства, но вполне можетустранить федеративную асимметрию, установив равноправие всех субъектовфедерации[6].
Россияесть правовое государство. В основе правового государства лежат следующиепринципы: 1) верховенство закона, примат права над государством; 2) разделениевластей на законодательную, исполнительную и судебную; 3) ответственностьгосударства перед своими гражданами; 4) равенство граждан перед законом, ихправовая защищенность. Россия стала на путь формирования правового государства,но таковым еще не стала. Правовое государство для нашей страны — цель, но покаеще не реальность.
Российскоегосударство по форме правления представляет собой республику. Это значит, чтовысшие органы власти (Президент, Федеральное Собрание) избираются населениемстраны и ответственны перед ним.
НаименованияРоссийская Федерация и Россия равнозначны. Это значит, что они в равной степенимогут употребляться в государственных, международных, правовых и иныхдокументах, а также в обыденном словоупотреблении для обозначения Российскогогосударства.1.2Характеристика суверенитета Российской Федерации
СуверенитетРоссийской Федерации как демократического федеративного правового государства,распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией РоссийскойФедерации в качестве одной из основ конституционного строя. В постановленииКонституционного Суда России от 7 июня 2000 г. по делу о проверкеконституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай иФедерального закона «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации» дано нормативное определение данногоконституционного понятия: суверенитет, предполагающий, по смыслу ст. 3, 4, 5,67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость исамостоятельность государственной власти, полноту законодательной,исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимостьв международном общении, представляет собой необходимый качественный признакРоссийской Федерации как государства, характеризующий ееконституционно-правовой статус.
Распространениесуверенитета Российской Федерации на всю ее территорию означает, чтогосударственная территория является пространственным пределом распространениягосударственной власти Российской Федерации. Территориальное верховенствогосударственной власти выражается в том, что в пределах территории РоссийскойФедерации не допускается иной власти, которая могла бы существовать наряду с неюили вне ее контроля.
Данноеположение означает также неделимость суверенитета Российской Федерации.Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителясуверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и,следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета,помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, всилу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровнейсуверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти,которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускаетсуверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. ИменноРоссийская Федерация выступает в качестве единого и единственного суверена,обладающего неотчуждаемым верховенством на всей территории РоссийскойФедерации, включающей в себя территории ее субъектов, внутренние воды итерриториальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерациятакже обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальномшельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Такимобразом, государственный суверенитет не делится между Российской Федерацией иее субъектами, в том числе претендующими на суверенный статус. КонституцияРоссийской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации, ееконституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовойстатус и полномочия республик не с их волеизъявлением в порядке договора, а сволеизъявлением многонационального российского народа — носителя иединственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуяпринцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденнуюсуверенную государственность России как исторически сложившееся государственноеединство в ее настоящем федеративном устройстве[7].
Содержащеесяв Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитетепредопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленноготем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, которыйизначально принадлежит Российской Федерации. Федеративное устройство России, содной стороны, служит сохранению многообразия различных регионов, включаянациональную государственность различных этносов, при безусловном характереобщефедерального единства, с другой — выступает способом рациональногораспределения компетенции и полномочий по вертикали — между федерацией и еесубъектами.
КонституцияРоссийской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета иисточника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, непредполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимосуверенитета Российской Федерации.
Содержащееся в Конституции Российской Федерации решениевопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства,исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладаютсуверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. Посмыслу преамбулы, статей 3, 4, 5, 15 (часть 1), 65 (часть 1), 66 и 71 (пункт«б») Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики(как и иные субъекты) не имеют статуса суверенного государства и решить этотвопрос иначе как в своих учредительных актах не могут, а потому не вправенаделить себя свойствами суверенного государства — даже при условии, что ихсуверенитет признавался бы ограниченным. Отсюда следует, что и РоссийскаяФедерация в лице ее органов государственной власти не вправе наделить субъектыРоссийской Федерации свойствами суверенных государств; Конституция непредусматривает самоограничения суверенитета Российской Федерации в ееотношениях с состоящими в ней субъектами[8].
Территориальноеверховенство Российской Федерации распространяется на всех физических лиц — граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также юридических лиц,находящихся на ее территории. В силу этого они подчиняются государственнойвласти России, ее законам, органам исполнительной и судебной власти (занекоторыми изъятиями, установленными для иностранных дипломатических иконсульских представительств и их сотрудников).
Изсуверенитета Российской Федерации вытекает и верховенство, простирающееся запределы ее территории, в отношении граждан Российской Федерации, которые и запределами России обладают предусмотренными Конституцией правами, несутобязанности и пользуются защитой и покровительством Российской Федерации вустановленных в международном общении формах.
Распространениесуверенитета Российской Федерации на всю ее территорию является основойнезависимости России в международных отношениях. Территориальное верховенствогосударства проявляется по отношению к остальным государствам и иным субъектаммеждународно-правовых отношений в пределах принадлежащей каждому суверенномугосударству сферы свободной деятельности. Международно-правовые акты, раскрываясодержание принципа «суверенного равенства, уважения прав, присущихсуверенитету», к числу присущих суверенитету и охватываемым им правамотносят право каждого государства на юридическое равенство, на территориальнуюцелостность, на свободу и политическую независимость. На государствах лежитобязанность уважать право друг друга свободно выбирать и развивать своиполитические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и правоустанавливать свои законы и административные правила[9].1.3Федерализм как основа государственного устройства России
Федерализм закреплен как одна из основ конституционногостроя России. Конституционный смысл понятия «федерализм» отражен впреамбуле Конституции Российской Федерации, в ст. 1, 4, 5, 11, 65, 68 и др.Конституционный строй, отражая сущностные признаки государственности, есть тотюридический каркас, без которого не может существовать правовое государство.
Принципфедерализма — это не просто один из принципов государственно-территориальногоустройства.
Федерализм- это конституционная основа исторически сложившегося государственного единстванародов Российской Федерации, на что специально указывает преамбулаКонституции, в которой выражено добровольное желание всех наций, народов,субъектов Российской Федерации, т.е. всего многонационального народа России,сохранить «исторически сложившееся государственное единство». Онвыступает как юридическая гарантия целостности территории России, составляющихее республик и территорий[10].
Конституция,закрепляя федерализм, одновременно устанавливает, как, на каких принципахустроена Российская Федерация. Российская Федерация учреждена Конституцией, ане договором, и потому носит конституционный характер. Известно, что договораоб образовании Российской Федерации никогда не существовало. В основу ееучреждения был положен не договор ее субъектов (как, например, в 1922 г. приобразовании СССР его конституционной основой явился Договор об образованииСоюза ССР), а акт высших органов государственной власти Российской Республики — Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая IIIВсероссийским съездом Советов 25 января 1918 г[11].
Следуетотметить, что такой договор отсутствует и ныне. Высказываемые мнения о том, чтоФедеративный договор от 31 марта 1992 г. явился правовой основой дляхарактеристики Российской Федерации как федерации конституционно-договорной, неимеют под собой ни конституционной, ни исторической, ни объективной основы.Прежде всего сам Федеративный договор есть совокупность трех договоров оразграничении предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти Российской Федерации и органами государственной власти трех типов еесубъектов (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий междуфедеральными органами государственной власти Российской Федерации и органамивласти суверенных республик в составе Российской Федерации — за исключениемРеспублики Татарстан и Чеченской Республики; Договор о разграничении предметовведения и полномочий между федеральными органами государственной властиРоссийской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы иСанкт-Петербурга Российской Федерации; Договор о разграничении предметовведения и полномочий между федеральными органами государственной властиРоссийской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов всоставе Российской Федерации, а также два протокола к первому и второму изперечисленных договоров, один из которых (ко второму договору) рассматриваетсякак неотъемлемая часть Федеративного договора. В этих документахконстатируется, что все субъекты признают свою ответственность за сохранениеисторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерациии целостности ее территории. Ни республики, ни территории не являлисьучредителями и не образовывали Федерацию[12].
Современнаяконституционная модель российского федерализма объединяет национальные итерриториальные начала — в этом ее своеобразие. Конституция исходит измногообразия субъектов Российской Федерации. К ним относятся республика, край,область, город федерального значения, автономная область и автономный округ,перечень которых дан в ст. 65 Конституции. Конституция употребляет термин«субъект Российской Федерации», ранее не применявшийся в советскихконституциях. Его появлению предшествовало применение данного термина внекоторых актах текущего законодательства, принятых в 1991 г., а затем — вПротоколе к Договору о разграничении предметов ведения и полномочий междуфедеральными органами государственной власти Российской Федерации и органамивласти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации.
Конституция,отражая реалии нынешнего этапа развития федеративных отношений в России,закрепила принцип равноправия субъектов, причем независимо от их вида,территории, численности населения, уровня экономического и социальногоразвития. Естественно, что по объективным показателям субъекты РоссийскойФедерации отличаются большим разнообразием и фактически неравны. Асимметрияфедерации — это результат ее исторического развития. Поэтому закреплениеравноправия субъектов Российской Федерации независимо от их фактическогонеравенства приобретает универсальный характер. В статье 5 Конституцииравноправие как принцип российского федерализма закреплено в трех значениях:равноправие субъектов Федерации, равноправие во взаимоотношениях субъектов сорганами государственной власти Федерации, равноправие народов РоссийскойФедерации. Речь идет о равенстве права субъектов независимо от ихгосударственно-правовой формы (республика, край, область или вид автономии ит.д.) и обладании всеми ими одинаковым конституционным статусом субъектаФедерации, а также идентичности компетенции.
Фактическисубъекты Федерации не могут в полной мере воспользоваться своимиконституционными полномочиями. Можно сказать, что де-факто их правовоеположение оказывается неодинаковым в силу разных социальных и экономическихусловий, размеров территории, численности населения и т.д.
В ч. 2 статьи 5 Конституции за словом«республика» следует в скобках слово «государство». Такая конституционнаяхарактеристика была зафиксирована еще в начале 90-х гг. В период разработкидействующей Конституции в вариантах, предлагаемых Конституционным Совещанием,республика определялась как суверенное государство в составе РоссийскойФедерации, а край, область, город федерального значения, автономная область иавтономный округ определялись как государственно-территориальное образование всоставе Российской Федерации. Однако на референдуме 12 декабря 1993 г. былапредложена иная формулировка ч. 2 ст. 5, в результате чего термины«суверенное» и «государственно-территориальное образование»в тексте статьи были опущены. В ряде же республиканских конституций сохраниласьправовая констатация их государственного суверенитета. Подобный конституционныйметод определения статуса республик, входящих в состав Федерации, неоднозначновоспринимается как в практике конституционного строительства, так и вконституционной теории[13].
Вусловиях конституционной федерации, каковой является Россия, любой суверенитет,в том числе и ограниченный, неприменим к ее субъектам. К тому же Конституция РФне предусматривает юридических механизмов для реализации республиками«своего государственного суверенитета»: у членов федерацииотсутствует право выхода из ее состава, не предусматривается возможностьобсуждения вопросов о рецепции федеральных законов, не установлено право ихнепризнания (нуллификации) со стороны субъектов Федерации. На это специальнообратил внимание Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 7 июня 2000,что признание за республиками суверенитета, при том что все другие субъектыРоссии им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов РФ,сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект РФ, необладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным ссуверенным государством. Следовательно, использование в статье 5 (часть 2)Конституции Российской Федерации применительно к установленному еюфедеративному устройству понятия «республика (государство)» неозначает признание государственного суверенитета этих субъектов РоссийскойФедерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правовогостатуса, связанные с факторами исторического, национального и иногохарактера”[14].
Конституция указывает, что республика имеет своюконституцию и законодательство, которое регулирует широкий круг общественных отношений,возникающих при решении вопросов, как отнесенных к предметам совместноговедения в Российской Федерацией, так и исключительного республиканскоговедения.
Принципиальнойособенностью российского федерализма является качественно иная конституционнаяхарактеристика края, области, города федерального значения. Придание последнимстатуса субъекта Федерации привело к тому, что они утратили статус обычныхадминистративно-территориальных единиц и приобрели определенные элементыгосударственности. Вышеназванные субъекты Федерации, а также автономная областьи автономный округ принимают свои уставы и издают законы; складываетсясобственное законодательство территориальных субъектов Федерации. В уставахрегулируется широкий круг общественных отношений: установление системы органоввласти субъекта Федерации, принципов их образования и формирования,собственности, бюджета, социально-экономические и другие вопросыжизнедеятельности региона[15].
В тоже время следует заметить, что в некоторых уставах изаконах субъектов Федерации содержатся нормы, не соответствующие федеральнойКонституции, что констатировано, в частности, в ряде постановленийКонституционного Суда Российской Федерации. В целом же система региональногозаконодательства субъектов Федерации находится на этапе становления исоответствует конституционным ориентирам федеральной Конституции.
В ч. 3 статьи 5 сформулированы принципы федеративногоустройства России, конкретизируемые в главе третьей Конституции.
Напервом месте среди принципов федеративного устройства Российской Федерацииконституционно признается государственная целостность Федерации. Этот принципотражает историческую преемственность геополитического развития Российскогогосударства, вытекает из суверенитета Российской Федерации, целостности инеприкосновенности ее территории.
Государственнаяцелостность Российской Федерации тесно связана с другим принципом еефедеративного устройства — единством системы государственной власти. Этоозначает, что власть Федерации распространяется на всю ее территорию,обеспечивает тесное функционирование всего государственного механизма разныхуровней. Источником государственной власти является многонациональный народРоссии, а в масштабе субъекта — совокупность его населения. Каждый субъектФедерации обладает полнотой государственной власти за исключением пределовведения самой Федерации, а также сферы совместного ведения Российской Федерациии ее субъектов. Субъектам Федерации предоставлено право самостоятельноустанавливать свою систему органов государственной власти. Единственныйкритерий при этом — соответствие основам конституционного строя РоссийскойФедерации.
Федеративноеустройство Российской Федерации основано на разграничении предметов ведения иполномочий между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти субъектов Российской Федерации. Эторазграничение основано на Конституции, Федеральном и иных договорах оразграничении предметов ведения и полномочий.
Равноправиенародов — один из важнейших принципов федеративного устройства РоссийскойФедерации. На территории России ныне проживает более 140 народов. Независимо отих численности, уровня социально-экономического, культурного развития, всенароды в равной мере обладают правовыми возможностями участвовать восуществлении власти всего многонационального народа России, имеют право насохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.Конституция обеспечивает возможность каждому независимо от его национальностипользоваться всеми правами и свободами. Особо гарантируются права различныхнациональных меньшинств, этнических групп, коренных малочисленных народов.Российское отраслевое законодательство в соответствии с ч. 4 ст. 15 КонституцииРоссийской Федерации учитывает основополагающие международно-правовые нормы,содержащие гарантии защиты прав национальных меньшинств, оговаривая льготныеусловия этих народов при пользовании природными ресурсами, землепользовании ит.д.
Равноправиенародов органически связано с самоопределением народов как конституционнымпринципом федеративного устройства Российской Федерации.
Принцип«самоопределения народов» не нужно противопоставлять вышеназваннымконституционным принципам государственного устройства Российской Федерации, егонельзя отрицать и не нужно абсолютизировать. Это согласуется с Декларацией опринципах международного права, касающихся дружественных отношений исотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятойГенеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г. В ней указано, что при реализацииправа равноправия и самоопределения народов ничто не должно толковаться как«санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленениюили частичному или полному нарушению территориальной целостности илиполитического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своихдействиях принцип равноправия и самоопределения народов: и, вследствие этого,имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания илицвета кожи весь народ, проживающий на данной территории»[16].
Всесубъекты Федерации без каких-либо изъятий во взаимоотношениях с федеральнымиорганами государственной власти между собой равноправны. Это конкретизируется вдоговорах о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемых органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной власти рядасубъектов Федерации.
Глава 2. Характеристика государственного устройствасогласно Конституции РФ 1993 года2.1 Субъекты федерации
Если в ст. 5 Конституции закреплены виды субъектовРоссийской Федерации, то в ч.1 ст. 65 назван ее именной состав. Всего субъектовФедерации — 89. В алфавитном порядке (на основе алфавита русского языка,являющегося государственным) дается перечень субъектов Федерации каждого вида.
В настоящее время в составе Российской Федерации 21республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономнаяобласть, 10 автономных округов.
Доподписания 31 марта 1992 г. Федеративного договора РСФСР не была федеративнымгосударством в общепризнанном смысле этого слова. Автономные республики,автономные области и автономные округа не были решающим фактором, определяющимфедеративный характер страны. Края и области, в которых проживало более 80%населения, субъектами Федерации не признавались — они оставались административно-территориальнымиединицами, и ни о каком разграничении предметов ведения и полномочий между нимии центром в советских конституциях не говорилось. Впрочем, и автономии всоставе России субъектами Федерации практически не были, ибо советский режимбыл основан на сверхцентрализации и монополизации государственной власти вруках центральных партийных и государственных органов[17].
Наволне демократизации советского общества автономные республики наряду ссоюзными республиками в 1990-1991 гг. провозгласили государственныйсуверенитет. Четыре автономные области (кроме одной — Еврейской) былипреобразованы в республики, а на территории Чечено-Ингушетии были образованыдве республики: Чеченская и Ингушская. Одна из них — Чеченская — провозгласиласвою независимость. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решениео переименовании автономных республик в «республики в составе Российской Федерации».
Крупныйшаг в реформировании российского федерализма был сделан 31 марта 1992 г.Подавляющим большинством регионов России (за исключением Татарстана и Чечни)был подписан Федеративный договор. Особенности положения в составе РоссийскойФедерации Республики Татарстан определены Договором «О разграничениипредметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властиРеспублики Татарстан», в соответствии с которым «Республика Татарстанобъединена с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации,Конституцией Республики Татарстан и договором»[18].
Наименованиясубъектов Федерации в Конституции Российской Федерации даны в том виде, как ониопределены ими самими, т.е. в конституциях республик, в уставах другихсубъектов Федерации или в иных нормативных актах, если отсутствуют конституцияили устав. Название республик, автономной области и автономных округовпроисходит от имени так называемых титульных наций и народов. Некоторыереспублики в соответствии с их конституциями имеют двойное название:«Наименования Республика Адыгея и Адыгея равнозначны» (ст. 1 КонституцииРеспублики Адыгея). Конституция Российской Федерации включает оба эти названия.
Изменениенаименования субъекта Российской Федерации — исключительное право его самого.Если субъектом Российской Федерации устанавливается его новое наименование, тооно включается в ст. 65 Конституции Российской Федерации указом ПрезидентаРоссийской Федерации о приведении наименования субъекта Федерации в текстеКонституции в соответствие с решением субъекта Федерации. При этом Президент необладает правом отклонения принятых поправок и изменений — он обязанобнародовать (промульгировать) их.
КонституциейРоссийской Федерации предусмотрена возможность изменения состава РоссийскойФедерации путем принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составенового субъекта. Таким образом, изменение состава Российской Федерации можетпроизойти путем: а) добровольного вхождения в Российскую Федерацию иностранногогосударства; б) образования на ее территории нового субъекта. Эти вопросы будутурегулированы федеральным конституционным законом, принятие которогопредусмотрено Конституцией. Такой закон пока не принят. Очевидно, что принятиев Российскую Федерацию нового субъекта может быть осуществлено лишь повзаимному согласию Российской Федерации и государства, пожелавшего войти всостав Российской Федерации. Процедура принятия, видимо, должна предусматриватьволеизъявление народа России и заключение международного договора междуРоссийской Федерацией и тем государством, которое пожелало войти в ее состав споследующей ратификацией этого договора парламентами обеих стран.
Образованиев составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено путем:а) объединения двух или более субъектов в один; б) разделения одного субъекта собразованием новых; в) выделения нового из состава одного субъекта илинескольких субъектов, граничащих между собой; г) вхождения одного субъекта всостав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъектаРоссийской Федерации[19].
Итак,в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан,Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия,Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-ЧеркесскаяРеспублика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл,Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика,Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;
Алтайскийкрай, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольскийкрай, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханскаяобласть, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область,Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановскаяобласть, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область,Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромскаяобласть, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкаяобласть, Магаданская область, Московская область, Мурманская область,Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область,Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область,Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область,Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленскаяобласть, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульскаяобласть, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинскаяобласть, Ярославская область;
Москва,Санкт-Петербург — города федерального значения;
Еврейскаяавтономная область;
АгинскийБурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякскийавтономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий)автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийскийавтономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ,Ямало-Ненецкий автономный округ.
2.2Статус субъектов Российской Федерации
Статусреспублики в соответствии с федеральной Конституцией характеризуется преждевсего тем, что она является государством. Особенности ееконституционно-правового положения заключаются в следующем. Как государство,она имеет свою конституцию и законодательство, государственные символы (герб,флаг, гимн), соответствующие названия органов власти (президент, парламент,правительство, министерства и т.п.). Республика вправе в соответствии со ст. 68Конституции Российской Федерации устанавливать свой государственный язык,который в органах государственной власти, органах местного самоуправления,государственных учреждениях республики употребляется наряду с государственнымязыком Российской Федерации. Некоторые республики ввели также республиканскоегражданство.
Конституцияреспублики имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведениюреспублики, прямое действие и применяется на всей территории республики. Вконституции республики ее статус развивается и конкретизируется[20].
Основной закон Республики Калмыкия называется неконституцией, а Степным уложением. Но оно, определяя конституционное положениереспублики в составе Российской Федерации, отличается лишь другимнаименованием.
Статус всех других, кроме республик, субъектовРоссийской Федерации характеризуется тем, что они не являются государствами. Ихстатус определяется Конституцией Российской Федерации и уставами, которыепринимаются ими самостоятельно, не утверждаются и не регистрируются каким-либофедеральным органом государственной власти. В федеральной Конституцииустановлено, что уставы принимаются законодательными (представительными)органами соответствующих субъектов Российской Федерации в отличие от республик,которые сами определяют способ принятия своих конституций.
Уставсубъекта Федерации по своему значению и роли аналогичен конституции республики.Некоторые из уставов именуются основным законом. Они имеют высшую юридическуюсилу по отношению к другим правовым актам субъектов Федерации.
Поструктуре и содержанию уставы существенно различаются. Так, Устав Нижегородскойобласти состоит из семи разделов, включающих 16 глав и 64 статьи. УставТамбовской области состоит из 12 разделов, включающих 60 глав и 125 статей.Однако предметы регулирования и одного, и другого по существу одинаковы[21].
Спецификастатуса автономных округов заключается в том, что все они, за исключениемЧукотского автономного округа, который непосредственно входит в составРоссийской Федерации, включены в состав края или области. Несмотря на это,автономный округ не утрачивает государственно-правовых атрибутов статусасамостоятельного субъекта Федерации.
И все же вхождение автономных округов в состав края иобласти не может не породить особых отношений между этими субъектами РоссийскойФедерации. Такие отношения должны быть отражены прежде всего в их учредительныхдокументах — уставах. Однако в принятых некоторыми автономными округамиуставах, например в Уставе Ямало-Ненецкого автономного округа, подобныеположения отсутствуют, что в конкретном случае было расценено органами властиТюменской области, в состав которой входит названный автономный округ, какстремление округа в одностороннем порядке изменить свой статус, что поКонституции Российской Федерации недопустимо.
Какотмечается в определении Конституционного Суда, взаимоотношения автономногоокруга и края (области), в состав которого он входит, отличаются от ихотношений с другими субъектами Федерации. Вхождение автономного округа в край(область) обязывает оба субъекта Федерации строить свои взаимоотношения сучетом исторически сложившихся на момент принятия Конституции РоссийскойФедерации и не противоречащих ей государственно-правовых реалий. Онопредполагает определенное распространение на основе взаимного согласия идоговоренностей юрисдикции органов государственной власти края (области) натерриторию автономного округа. Край (область) и входящий в него автономныйокруг обязаны в интересах населения поддерживать сложившиеся территориальные, экономические,политические, социальные, этнические и иные отношения посредством различныхформ взаимодействия, включая перераспределение предметов ведения и полномочий,их делегирование, совместное осуществление, не допуская односторонних, несогласованных друг с другом действий в сфере общих интересов края (области) иавтономного округа.
Часть5 статьи 66 предусматривает возможность изменения статуса субъекта РоссийскойФедерации. Это может быть осуществлено по взаимному согласию Федерации исубъекта, что означает невозможность изменения статуса субъектом Федерации водностороннем порядке. Процедуры изменения статуса субъекта Федерации будутустановлены федеральным конституционным законом, принятие которогопредусмотрено Конституцией.
Вопрособ изменении статуса субъекта Российской Федерации мог бы быть решен вследующем порядке. Орган законодательной власти субъекта Федерации, используяпринадлежащее ему право законодательной инициативы, вносит в соответствии спринятым им решением проект соответствующего закона в Государственную ДумуФедерального Собрания Российской Федерации. По вопросу об изменении статусасубъекта Федерации принимается в порядке, предусмотренном Конституцией,федеральный конституционный закон, а затем в ч. 1 ст. 65 Конституции вносятся изменения.
2.3 Состав территории Российской Федерации
Составтерритории Российской Федерации определяется ч. 1 статьи 67 и состоит из трехкатегорий пространств: сухопутного, водного и воздушного. Статус всейгосударственной территории Российской Федерации находится в ведении Федерации(ст. 71, п. «б»), которая обеспечивает целостность инеприкосновенность своей территории и, следовательно, изменить ее может толькосама.
Статустерритории субъектов Федерации определяется федеральной Конституцией иконституциями и уставами субъектов Федерации. В частности, в конституциях иуставах указывается, как правило, состав территории субъекта Федерации,перечислены административные районы, города республиканского, краевого,областного, окружного подчинения, специальный статус отдельных территорий.
Непосредственнов состав территории Российской Федерации входят и территории автономныхокругов, хотя они, за исключением Чукотского автономного округа, находятся всоставе края или области. Так, в Уставе Ханты-Мансийского автономного округауказывается, что «территория Ханты-Мансийского автономного округа являетсянеотъемлемой частью единой территории Российской Федерации» (ч. 1 ст. 4).
Своисуверенные права на территории субъектов Федерации Российская Федерацияосуществляет в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации.
СубъектыФедерации не вправе сами устанавливать особый статус своей территории, объявляяее, например, «свободной от производства, размещения, хранения,использования, испытания ядерного, химического, бактериологического и иныхвидов оружия массового поражения, их промышленных отходов» (ст. 6Конституции Республики Саха (Якутия).
Границымежду субъектами Федерации являются административными (не государственными).Сами субъекты Федерации не вправе устанавливать таможенных границ, пошлин,сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуги финансовых средств.
ТерриторияРоссийской Федерации включает также внутренние воды и территориальное море[22].
Внутренниеводы состоят из вод морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которыхпринадлежат Российской Федерации, а воды расположены в сторону берега от техисходных линий, от которых отсчитывается территориальное море, а также вод рек,озер, иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации.Внутренние воды находятся под полным суверенитетом Российской Федерации,которая вправе регламентировать их правовой режим.
Территориальноеморе составляет морской пояс шириной до 12 морских миль, примыкающий ксухопутной территории государства или к его внутренним морским водам. Ширинатерриториального моря России, как и многих других государств, составляет именно12 морских миль. В отдельных государствах принята меньшая норма — 3, 4, 6морских миль. При этом территориальное море есть составная частьгосударственной территории, поэтому его правовой режим определяется национальнымзаконодательством. Однако территориальное море имеет и важное значение длямеждународного морского судоходства, а его правовой режим затрагиваетсущественные интересы иностранных государств.
Воздушноепространство, являясь составной частью территории Российской Федерации,ограничивается государственными сухопутными и морскими границами. Онораспространяется над сухопутной и водной территорией, в том числе и надтерриториальными водами. Однако высотные пределы распространения суверенныхправ Российской Федерации, как и других государств, остаются в международномправе неурегулированными.
РоссийскаяФедерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию наконтинентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. В соответствии снормами морского права континентальный шельф прибрежного государства включаетповерхность и недра морского дна подводных районов, находящихся за пределамитерриториальных вод на всем протяжении естественного продолжения сухопутнойтерритории до внешней границы подводной окраины материка. В соответствии сфедеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации»от 30 ноября 1995 г. внешняя граница континентального шельфа РоссийскойФедерации находится на расстоянии 200 морских миль от исходной линии, от которойотсчитывается ширина территориального моря. Внутренней границейконтинентального шельфа является внешняя граница территориального моря.
Исключительнаяэкономическая зона определяется как район, находящийся за пределамитерриториального моря и прилежащий к нему. Она устанавливается в пределах 200морских миль от берега. Прибрежному государству предоставляются суверенныеправа в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов морского днаи его недр, живых ресурсов, юрисдикция в отношении регулирования морскихнаучных исследований, в отношении возведения и эксплуатации искусственныхостровов, установок и сооружений и т.п. В соответствии с международным правомконтинентальный шельф и исключительная экономическая зона в состав территориигосударства не входят. Все другие государства пользуются здесь в соответствии смеждународным правом свободой судоходства, полетов и т.д.
Заключение
Под конституцией понимается основной закон государства,выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев(групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественногостроя и государственной организации соответствующей страны. РоссийскаяФедерация — есть демократическое федеративное правовое государство среспубликанской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россияравнозначны.
Носителемсуверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации являетсяее многонациональный народ.
КонституцияРоссийской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территорииРоссийской Федерации.
РоссийскаяФедерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов — равноправныхсубъектов Российской Федерации.
Республика(государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, городфедерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав изаконодательство.
Федеративноеустройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности,единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения иполномочий между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии исамоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях сфедеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерациимежду собой равноправны.
Список источников
1. КонституцияРоссийской Федерации – М.: МТС, 2004 – 153с
2. Авакьян С.А.Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. — М.: РЮИД,«Сашко», 2000
3. Андронов В.А.Конституционное право России – М., МТС, 1999 – 264с.
4. Буганов В.И.Конституционное право — М.: Просвещение. 1998
5. Васильцов В.Ф.Конституционное право Российской Федерации – М.: издат. Полит. Книга, 2000. –322с.
6. Галаган П.С.Конституция РФ. Комментарий. – М., 2000 – 521с.
7. Дмитриев Ю.А.Правовое положение человека и гражданина в РФ — М.: МСТ, 1992 – 145с.
8. Историягосударства и права России: Учебник /под редакцией Титова Ю.П. – М., 2000. –544 с.
9. Карамзин Н.М.Конституционное право РФ т. 2-3 Тула. Приокское кн. Изд. 1999.
10. Кашанина Т. В.,Катании А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. идоп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. —800 с.
11. Козлова Е.И., Кутафин O.E.Конституционное право России: Учебник. — 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юристъ,1999. — 520 с.
12. Конституционное право Украины /Сост.:В. Д. Волков, Р.Ф. Гринюк, И.С. Щебетун. — Донецьк, 2000. – 351с.
13. Конституційне право України / За ред.проф. В. Ф. Погорілка. — К., 1999.
14. Кудрявцев К.С.Конституционное право РФ. – М.: Юриздат, 2000 – 340с.
15. Лившиц Р. 3. Государство и право всовременном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство иправо. — 1990. — № 1. – С.123-12616. Научно-практический комментарий кКонституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)- Система ГАРАНТ, 2003г.
17. Сергеев И.И.Конституционное право РФ. – М.: Знание, 2001 – 410с.
18. Титов Ю.П.Хрестоматия по истории государства и права России.—М.: «ПРОСПЕКТ», 1997.—472 с
19. Цыганков А.П.Современные политические режимы: структура, типология, динамика (учебноепособие). — М., 1995. 294 с.
20. Черданцев А.Ф. Теориягосударства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2000. — 432 с.