Правовые основы государственного регулирования предпринимательства

Содержание
1. Методы оценки. Обязательнаяоценка. Объекты оценки. Субъекты оценочной деятельности
2.Правовое положение кредитных организаций, страховщиков, инвестиционных фондов
3.Понятие и виды финансирования предпринимательской деятельности. Правовые основыгосударственного финансирования
4.Процедуры банкротства
5.Защита информации и прав субъектов в области информационного обеспечения.Государственное регулирование информационных отношений
6.Права и обязанности аудиторов (аудиторских организаций) и аудируемых лиц.Аудиторское заключение
7. Реорганизация субъектовпредпринимательского права. Ликвидация субъектов предпринимательского права
8.Правовое регулирование формирование себестоимости выпускаемой продукции иформирования финансового результата
9.Правовое положение субъектов малого предпринимательства
10. Общие положения договораэнергоснабжения. Понятие и виды цен. Правовые основы государственногорегулирования цен

1.Методы оценки. Обязательная оценка. Объекты оценки. Субъекты оценочнойдеятельности
Методы оценки
В российской оценочнойдеятельности профессиональное суждение оценщика выражается в самостоятельномвыборе методов оценки при формировании заключения о стоимости объекта. Этопредусмотрено ст. 14 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Обоценочной деятельности в Российской Федерации.» В соответствии со ст. 15данного Закона оценщик обязан соблюдать в своей деятельности требованиянастоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативныхправовых актов РФ, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правилаоценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков,членом которой он является.
Методы оценки можнорассмотреть на примере оценки жилых помещений.
Исходяиз мировой и отечественной практики, применяется несколько подходов к оценкестоимости жилищной недвижимости.
Применяютсяследующие подходы к оценке стоимости жилья:
— затратный подход — совокупность методов оценки*(1) стоимости жилья, основанныхна определении затрат, необходимых для восстановления (замещения) объектаоценки, с учетом его естественного износа. Однако этот подход не учитываеттакие важные факторы, определяющие рыночную стоимость, как месторасположениездания, состояние окружающей среды, развитость сети социальной инфраструктуры,индивидуальные свойства оцениваемого жилого помещения (этажность, высота жилыхпомещений, площадь кухни и т.п.);
— сравнительный подход состоит из совокупности методов оценки стоимости жилогообъекта, основанных на его сравнении с аналогичными объектами, в отношениикоторых имеется информация о ценах сделок с ними;
— доходный подход состоит из совокупности методов оценки стоимости жилогообъекта, основанных на определении ожидаемых доходов от его использования.
Обязательнаяоценка
Федеральнымзаконом от 07.05.2009 г. N 91-ФЗ предусмотрена обязательная оценка земельныхучастков и иной недвижимости Федерального фонда содействия развитию жилищногостроительства в случае их продажи, передачи в аренду или в залог. Рыночнаястоимость объектов недвижимости Фонда устанавливается в том числе в случаепродажи земельных участков Фонда, на которых расположены находящиеся в частнойсобственности объекты инфраструктуры.
Дляускорения передачи в собственность Фонда находящихся в федеральной собственностиземельных участков (в том числе с расположенными на них недвижимыми объектами)исключена необходимость проведения оценки передаваемых объектов. В целяхразграничения государственной собственности на землю уточнено, что кфедеральной собственности относятся земельные участки, принадлежащиеорганизациям, созданным и (или) подведомственным государственным академиямнаук.
Всоответствии с Российским законодательством обязательная оценка проводится вследующих случаях:
•при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации,субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях ихприватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
•при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации,субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качествепредмета залога;
•при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих РоссийскойФедерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
Объектыоценки
Всоответствии со ст. 5 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской федерации»№ 135-ФЗ от 29 июля 1998 года к объектам оценки относятся:
отдельныематериальные объекты (вещи);
совокупностьвещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида(движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
правособственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из составаимущества;
праватребования, обязательства (долги);
работы,услуги, информация;
иныеобъекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РоссийскойФедерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
2. Правовое положение кредитныхорганизаций, страховщиков, инвестиционных фондов
Правовоеположение кредитных организаций
Правовыеосновы создания и деятельности кредитных организаций в РФ установленыФедеральным законом от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковскойдеятельности».
Кредитнойорганизацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли какосновной цели своей деятельности на основе специального разрешения (лицензии)Центрального банка РФ имеет право осуществлять предусмотренные законом о банкахбанковские операции. Кредитные организации могут образовываться на основе любойформы собственности как хозяйственное общество.
Закономпредусмотрено создание двух видов кредитных организаций: банков и небанковскихкредитных организаций.
Банк- это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять всовокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежныхсредств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своегоимени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие иведение банковских счетов физических и юридических лиц. В отличие от банка,небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельныебанковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются БанкомРоссии. К небанковским кредитным организациям, в частности, относятсяорганизации, созданные для осуществления расчетов на рынке ценных бумаг,клиринговые учреждения.
Кредитныеорганизации являются одним из элементов банковской системы РоссийскойФедерации, в которую входят также Банк России, филиалы и представительстваиностранных банков.
Правовоеположение страховщиков
Осуществлениестраховой деятельности является профессиональной функцией юридических лиц,которые занимаются исключительно организацией и ведением страхового дела.
Страховаяорганизация является специальным субъектом гражданско-правовых отношений, таккак законодатель установил особый правовой режим создания и деятельностистраховых организаций. Термин «страховая организация» являетсянарицательным, он присвоен законодателем тому участнику страховых отношений,который занимается исключительно организацией и ведением страхового дела. Вчастности, в ст. 4.1 Закона о страховом деле определено, что одним изучастников страховых отношений является страховая организация.
Вст. 938 ГК РФ страховщик определен как юридическое лицо, которое можетзаключать договоры страхования при наличии разрешения (лицензии) наосуществление страхования соответствующего вида. В ст. 6 Закона о страховомделе страховщик определен как юридическое лицо, созданное в соответствии сзаконодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимногострахования и получившее лицензию в установленном законом порядке.
Правовоеположение инвестиционных фондов
Правовоеположение инвестиционных фондов определяется Федеральным законом от 29 ноября2001 г. «Об инвестиционных фондах».
Субъектомпредпринимательской деятельности является акционерный инвестиционный фонд (вотличие от паевого инвестиционного фонда, представляющего собой объект права).Акционерный инвестиционный фонд — открытое акционерное общество, исключительнымпредметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценныебумаги и иные объекты, предусмотренные законом об акционерных обществах, ифирменное наименование которого содержат слова «акционерный инвестиционныйфонд» или «инвестиционный фонд». Акционерный инвестиционный фондне вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Своюдеятельность он ведет на основании лицензии.
3. Понятие и виды финансированияпредпринимательской деятельности. Правовые основы государственного финансирования
Понятиеи виды финансирования предпринимательской деятельности
Финансированиеи кредитование представляют собой способы обеспечения денежными средствамипредпринимательской деятельности.
Финансирование- это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разныхформах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности ибезвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающегопредоставление средств на условиях возвратности и возмездное(tm) (платности).
Правовойрежим инвестирования отличается от финансирования главным образом тем, чтоинвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности.При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежныесредства, не возникает. Кроме того, инвестициями могут быть любые материальныеи нематериальные ценности, финансирование же осуществляется денежнымисредствами. Можно проследить различия и по целям деятельности (инвестиционная,как правило, ориентирована на получение прибыли), по субъектам этойдеятельности.
Правовыеосновы государственного финансирования
Основнымпринципом финансового обеспечения хозяйственной деятельности в рыночныхусловиях является переход на все более полное самофинансирование организациями своихпотребностей.
Самофинансирование,как известно, осуществляется за счет таких источников, как прибыль организации,амортизационные отчисления, включение затрат в себестоимость выпускаемойпродукции.
Изучениенормативных правовых актов показывает, что в условиях рынка государство беретна себя обязанность финансового обеспечения приоритетных государственныхпрограмм развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Крометого, финансируются отрасли и предприятия, деятельность которых удовлетворяетсоциальные потребности, нужды населения. Однако в силу ряда причинхозяйствующие субъекты, осуществляющие такого рода деятельность, либо являютсязаведомо убыточными (например, организации агропромышленного комплекса), либогосударство считает необходимым их финансовую поддержку, обеспечивая тем самымсоблюдение публичных интересов общества. Так, как правило, из федеральногобюджета финансируется конверсия оборонных отраслей промышленности,осуществляется государственная поддержка атомной энергетики. В соответствии сост. 86 БК РФ, исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерациифинансируются следующие функциональные виды расходов:
— обеспечение реализации региональных целевых программ;
— формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
— осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РоссийскойФедерации;
— содержание и развитие организаций, находящихся в веденииорганов государственной власти субъектов Российской Федерации и др.
Источникамигосударственного финансирования служат средства федерального бюджета илибюджета субъекта Российской Федерации. Соответственно основными нормативнымиактами, определяющими порядок государственного финансирования, являютсяБюджетный кодекс РФ и законы о бюджете на соответствующий год.
Расходованиесредств не по целевому назначению следует рассматривать в качестве нарушенияобязательства со стороны получателя ассигнований и может служить основанием дляприменения мер ответственности.
Государственноефинансирование предпринимательской деятельности осуществляется в следующих основныхформах:
— предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемыхфизическими и юридическими лицами по государственным контрактам;
— предоставление дотаций, субсидий и субвенций физическим июридическимлицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

4.Процедуры банкротства
Законвыделяет следующие основные процедуры банкротства:
наблюдение;
финансовоеоздоровление;
внешнееуправление;
конкурсноепроизводство;
мировоесоглашение.
Наблюдение- процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранностиимущества должника, проведения анализа финансового состояния должника,составления реестра требований кредиторов и проведения первого собраниякредиторов.
Финансовоеоздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целяхвосстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всемикредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашениязадолженности.
Внешнееуправление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целяхвосстановления его платежеспособности. Эта процедура вводится арбитражным судомна основании решения собрания кредиторов в случае установления реальнойвозможности восстановления платежеспособности должника. Максимальный сроквнешнего управления также составляет 2 года.
Конкурсноепроизводство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанномубанкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсногопроизводства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, неболее чем на шесть месяцев.
Мировоесоглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрениядела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путемдостижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашениезаключается по решению собрания кредиторов между конкурсными кредиторами и уполномоченнымиорганами, с одной стороны, и должником — с другой, и представляет собойгражданско-правовую сделку, путем которой стороны на основе взаимных уступокопределяют размер подлежащих погашению денежных требований и сроки ихпогашения.
5.Защита информации и прав субъектов в области информационного обеспечения.Государственное регулирование информационных отношений
Защита информации иправ субъектов в области информационного обеспечения
Защите подлежит любаядокументированная информация, неправомерное обращение с которой может нанестиущерб ее собственнику, владельцу, пользователю, иному лицу. Режим защитыинформации устанавливается:
в отношении сведений,отнесенных к государственной тайне, — Законом РФ «О государственнойтайне»;
в отношении персональныхданных, информации о частной жизни граждан — Конституцией РФ и инымифедеральными законами. Например, согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997г. № 104 «Об актах гражданского состояния» сведения, ставшиеизвестными работнику органов записи актов 1ражданского состояния в связи сгосударственной регистрацией акта гражданского состояния, являютсяперсональными данными и, следовательно, не подлежат разглашению;
в отношениикоммерческой и служебной тайны — законодательными актами и локальными нормативнымиактами организации. Например, в соответствии со ст. 15 Закона РФ «Оконкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарныхрынках» сведения, составляющие коммерческую тайну, которые полученыфедеральным антимонопольным органом (территориальным органом), не подлежатразглашению. Получение, использование, разглашение хозяйствующими субъектами впроцессе предпринимательской деятельности коммерческой тайны без согласия еевладельца рассматривается в качестве одной из форм недобросовестнойконкуренции;
в отношении банковскойтайны — ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона «О банках и банковскойдеятельности». Сведения, составляющие банковскую тайну, могут бытьпредоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органами их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно вслучаях и в порядке, определенных законом.
Государственноерегулирование информационных отношений.
Правовой базисинститута государственной тайны составляет ин формационная правовая норма,содержащаяся в ст. 29 Конституции РФ: «4. Каждый имеет право свободноискать, получать, передавать производить и распространять информацию любымзаконным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну,определяется федеральным законом». Правовую основу этого институтасоставляют также законы РФ «О безопасности», «О государственнойтайне», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защитеинформации», указы и распоряжения Президента РФ, постановления ираспоряжения Правительства РФ, регулирующие отношения в области защитыгосударственной тайны.
В соответствии со ст.16 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационныхтехнологиях и о защите информации» Государственное регулирование отношенийв сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защитеинформации, а также ответственности за нарушение законодательства РоссийскойФедерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

6.Права и обязанности аудиторов (аудиторских организаций) и аудируемых лиц.Аудиторское заключение
Права и обязанностиаудиторов (аудиторских организаций) и аудируемых лиц.
Основные права иобязанности аудиторов, аудиторских организаций и проверяемых субъектовопределены Законом об аудите и могут быть конкретизированы при заключениидоговора. В соответствии со ст. 5 данного Закона индивидуальные аудиторы иаудиторские организации имеют, в частности, право:
а) самостоятельноопределять формы и методы аудита;
б) проверять уаудируемых лиц документацию о финансово-хозяйственной деятельности, получатьразъяснения и дополнительные сведения, необходимые для проверки;
в) отказаться отпроведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверностифинансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в следующихслучаях:
непредставленияаудируемым лицом всей необходимой документации;
выявления в ходепроверки обстоятельств, оказывающих или могущих оказать существенное влияние намнение о степени достоверности финансовой отчетности.
Данным правам аудиторови аудиторских организаций соответствуют обязанности проверяемого субъекта (ст.6 Закона об аудите), в частности:
а) создавать аудитору(аудиторской организации) условия для своевременного и полного проведенияаудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для еепроведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения вустной и письменной форме, запрашивать необходимые для проверки сведения утретьих лиц;
б) оперативно устранятьвыявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учетаи составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
в) не предприниматьдействий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению в процессепроведения аудиторской проверки;
г) заключать договорына проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в установленныезаконодательством РФ сроки;
д) своевременнооплачивать услуга аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) всоответствии с договором независимо от высказанного аудитором мнения, в томчисле в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от нихпричинам.
Аудиторское заключение.
Аудиторское заключение– официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской(финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленнойформе мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверностибухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Заключение аудиторскойорганизации по результатам проверки годовой отчетности является неотъемлемымэлементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, подлежащих всоответствии с действующим законодательством обязательному аудиту.
Аудиторское заключениесоставляется в соответствии с требованиями, сформулированными в правиле(стандарте) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторскогозаключения о бухгалтерской отчетности».

7.Реорганизация субъектов предпринимательского права. Ликвидация субъектовпредпринимательского права
Реорганизацияпредставляет собой прекращение организации с правопреемством, т.е. с переходомправ и обязанностей к другим лицам. Целью реорганизации является изменениеправового статуса юридического лица.
Порядокреорганизации субъектов определяется ст. 57-60 ГК РФ, а также Законом орегистрации.
Реорганизацияможет быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной реорганизациикоммерческой организации может быть принято ее учредителями (участниками) либоорганом организации, уполномоченным на то ее учредительными документами. Кромекак по воле юридического лица, реорганизация осуществляется по решениюуполномоченного государственного органа или по решению суда. Это возможно вслучаях, прямо указанных в законе. Например, в соответствии со ст. 19 Закона о конкуренции,Федеральная антимонопольная служба может принять решение о принудительномразделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующееположение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением.
Ликвидацияпредставляет собой прекращение субъекта предпринимательского права без переходаправ и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, чтоправа и обязанности ликвидированного субъекта к другим лицам не переходят.
Правовыеосновы осуществления ликвидации организаций и индивидуальнойпредпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, НК РФ, Законами Об АО, ОбООО, О производственных кооперативах, Об унитарных предприятиях.
Порядокгосударственной регистрации ликвидации юридического лица и прекращенияиндивидуальной предпринимательской деятельности определяется Законом орегистрации.
Ликвидацияможет быть добровольной и принудительной.
8.Правовое регулирование формирование себестоимости выпускаемой продукции иформирования финансового результата
Формирование издержекпроизводства и обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательскойдеятельности организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим внастоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местомбухгалтерского учета в системе управления организацией.
В соответствии с п.1Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовыхрезультатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденногоПостановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года ” 552 (далее –Положение о составе затрат), себестоимость продукции (работ, услуг)представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производствапродукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива,энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на еепроизводство и реализацию.
Необходимо отметить,что до принятия Министерством финансов РФ Приказа от 19 октября 1995 г. № 115 «Огодовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год» понятия «полнаясебестоимость» и «себестоимость реализованной продукции» невсегда совпадали. Так, у предприятий, определяющих выручку по реализациипродукции по оплаченным счетам, полная себестоимость представляла собойпроизводственную себестоимость плюс некоторые коммерческие расходы, включаемыев себестоимость конкретных видов продукции (работ, услуг) прямым путем:транспортные расходы и расходы на упаковку. В то же время на себестоимостьреализованной продукции относились все остальные коммерческие расходы, которыеподлежали отнесению на себестоимость продукции только в момент ее реализации,т.е. оплаты. Однако после того, как было установлено, что для всех целейбухгалтерской отчетности возникает в момент ее отгрузки (выполнения работ,оказания услуг), специальное выделение этих видов себестоимости потеряло смысл,поскольку понятия отгруженной и реализованной продукции стали совпадать.
Конечный финансовыйрезультат деятельности хозяйствующего субъекта — это та прибыль (убыток),которую получает предприниматель в результате реализации товаров (работ,услуг), имущественных прав, а также в результате осуществлениявнереализационных операций.
Конечный финансовыйрезультат (прибыль или убыток) слагается из доходов от обычных видовдеятельности организации, операционных и внереализационных доходов, уменьшенныхна сумму расходов по этим операциям.
Доходами от обычныхвидов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров,поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Величинапоступления определяется исходя из цены, установленной договором междуорганизацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации(по договору аренды).
Расходами по обычнымвидам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции,приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Для целейформирования организацией финансового результата от обычных видов деятельностиопределяется себестоимость товаров, работ, услуг.
Исчисленнаяхозяйствующими субъектами прибыль служит источником налогообложения при уплатеряда налогов. При этом законодательством устанавливаются специальные правилаопределения объекта налогообложения для уплаты различных налогов.
В целях налогообложенияпорядок формирования прибыли (убытка) определяется НК РФ и, в частности, главой25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Налоговоезаконодательство доходом признает экономическую выгоду в денежной илинатуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, вкакой такую выгоду можно оценить, и определяемую в соответствии с НК РФ.Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а вслучаях, предусмотренных НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные)налогоплательщиком
В соответствии со ст.253 НК РФ, расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
1.        расходы,связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров,выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров(работ, услуг, имущественных прав);
2.        расходына содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основныхсредств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном)состоянии;
3.        расходына освоение природных ресурсов;
4.        расходына научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
5.        расходына обязательное и добровольное страхование и др.
9.Правовое положение субъектов малого предпринимательства
Правовое положениесубъектов малого предпринимательства определяется Федеральным законом от 14июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства вРоссийской Федерации». Под субъектами малого предпринимательствапонимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участияРоссийской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций(объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля,принадлежащая одному Или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектамималого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численностьработников за отчетный период не превышает предельных уровней, установленныхдифференцированно по отраслям (напр., в промышленности — и человек, в розничнойторговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек). Численностьопределяется с учетом всех работников организации, в том числе работающих подоговорам гражданско-правового характера и по совместительству, а такжеработников представительств, филиалов и других обособленных подразделенийданного юридического лица. Под субъектами малого предпринимательства понимаютсятакже физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие нескольковидов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям тоговида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборотаили годовом объеме прибыли.
10.Общие положения договора энергоснабжения. Понятие и виды цен. Правовые основыгосударственного регулирования цен
Договор энергоснабженияотносится к числу широко распространенных по субъектному составу, так как всефизические и юридические лица в современном мире практически не могутобходиться без потребления электрической и тепловой энергии, газа.
Отношения, связанные сэнергопотреблением, опосредуются договором энергоснабжения.
Согласно статье 539 ГКРФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подаватьабоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуетсяоплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режимее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в еговедении энергетических сетей и исправность используемых им приборов иоборудования, связанных с потреблением энергии.
Из содержанияприведенной нормы видно, что договору энергоснабжения присущ ряд характерныхчерт, отсутствующих у значительного числа гражданско — правовых договоров. Ктаковым относятся необходимость иметь присоединенную к энергоснабжающейорганизации сеть, обязанность абонента соблюдать предусмотренный договоромрежим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся вего ведении сетей, исправность токоприемников и приборов учета.
Сущность договораэнергоснабжения заключается в том, что согласно ему осуществляется отпускэнергоснабжающей организацией абоненту (потребителю) материального блага,ценности, каковым является энергия, на возмездной основе.
Договоруэнергоснабжения присущи и черты, которые не являются характерными или вовсеотсутствуют у договора купли — продажи, в традиционном понимании этогоинститута.
Цена представляет собойденежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф — ценана оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе ценарассматривается как экономическая и правовая категория. В качестве юридическойкатегории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формированияналога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговыхнадбавок, а также имеет ряд других значений.
Можно выделитьследующие виды цен:
1. В зависимости отроли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми.Под свободной, или рыночной, ценой понимают цену, складывающуюся на товарномрынке без государственного воздействия на нее.
2. Различают ценыконтролируемые и неконтролируемые.
3. В зависимости отрынка цены делятся на оптовые и розничные. По оптовым ценам продукцияреализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям, по розничнымценам товары реализуются конечному потребителю — населению.
Оптовые и розничныецены различаются составляющими их элементами: наличием или отсутствием снабженческо-сбытовойи (или) торговой надбавки.
4. Цены можноклассифицировать на постоянные (когда в нормативном акте не содержится условияо периоде действия цены) и временные (с определением такого периода).
5. По территориидействия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые.Формирование и применение внутригосударственных цен осуществляется всоответствии с законодательством РФ. Мировые цены определяются на основе данныхбиржевых котировок (Лондонской биржи металлов и др.).
Правовые основысовременного, рыночного государственного регулирования цен были заложены УказомПрезидента РФ от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен». Внастоящее время они определяются следующими актами: Указом Президента РФ от 28февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственногорегулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства РФ от 7 марта1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулированияцен». В эти акты неоднократно вносились изменения и дополнения. Данными актамиопределена государственная ценовая политика. Она направлена на дальнейшуюлиберализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования ценв сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социальнозначимых товаров и услуг. Регулируемые государственные цены применяются всемиорганизациями, независимо от их организационно-правовых форм и формсобственности.

Библиографическийсписок
1.        КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
2.        Федеральныйзакон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РоссийскойФедерации»
3.        Федеральныйзакон от 7 мая 2009 г. N 91-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон»О содействии развитию жилищного строительства” и отдельные законодательныеакты Российской Федерации”.
4.        Федеральныйзакон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковскойдеятельности».
5.        Федеральныйзакон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
6.        Федеральныйзакон от 15 ноября 1997 г. № 104 «Об актах гражданского состояния»
7.        Федеральныйзакон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»
8.        ФЗот 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и озащите информации»
9.        Федеральныйзакон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
10.     Федеральныйзакон от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации»
11.     УказПрезидента РФ от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен»
12.     УказПрезидента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочениюгосударственного регулирования цен (тарифов)»
13.     ПостановлениемПравительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочениюгосударственного регулирования цен»
14.     Частьпервая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-Ф3.
15.     Бюджетныйкодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ
16.     Оценкаправ аренды недвижимости и земли//«Аудити налогообложение», N 6, июнь 2009 г.
17.     БрызгалинА.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. ” Профессиональный комментарий кПоложению о составе затрат. 2-е издание” Москва 2006 г.
18.     ВитрянскийВ.В. Вторая часть Гражданского кодекса о договорных обязательствах // ВестникВАС РФ. 2007. N 6. С. 122 — 123.
19.     ВитрянскийВ.В. Договор купли — продажи и его отдельные виды. М.: Статут, 2008. С. 167.
20.     ПостановлениеПравительства РФ от 5.08.92 г. № 552 «Об утверждении положения о составезатрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) включаемых всебестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовыхрезультатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (в редакциипоследующих Постановлений Правительства РФ
21.     «Составзатрат, включаемых в себестоимость продукции» Сост. Рябова Р.И. – 4-еиздание Москва 2007 г.
22.     ШнайдерманТ.А. «Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость» Москва 2007г.