Лекция по педагогической психологии
(Ставропольский государственный университет, факультетпсихологии)Тема: «Образованиекак объект педагогической психологии»
План
1. Образованиев общекультурном контексте.
2. Образованиекак система.
3. Учебно-воспитательныйпроцесс.
4. Педагогическиепринципы учебно-воспитательной деятельности.
5. Основныетенденции современного образования.
Литература
1. ЗимняяИ.А… Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.
2. Основыпедагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.
3. Психолого-педагогическийсловарь / Сост. Межериков, под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов н/Д.: Феникс.
4. СмирновС.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. –М., 1995.
5. СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
6. ТалызинаН.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.
7. ЯкунинВ.А. Педагогическая психология. – М., 1998.
1. Образование вобщекультурном контексте
Образование рассматривается как социальный институт, как одна изсоциальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояниеобщества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время – этопереход от индустриального общества к постиндустриальному или информационному.Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиямисуществования общества: экономическими, политическими, социальными, культурнымии другими. Связь образования и культуры является наиболее тесной.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некуюзавершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью.Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опытапоколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.
Обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению ксамому человеку силы: кто-то его воспитывает, кто-то образовывает, кто-тообучает. Эти факторы как бы надличностные. Но ведь сам человек активен уже срождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда«сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творитьчто-то новое. Поэтому важными факторами развития человека являются такжесамовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение»педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способностьсамостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание, образование, обучение– лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. В результатевзаимодействия внешних и внутренних факторов происходит развитие человека,формируется личность.
Как отмечает И.А. Зимняя, образование, являясь по сути управляемымизвне самообразованием, т.е. построением образа «Я» по образу культуры и еевоспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах:
– как образовательная система;
– как образовательный процесс;
– как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат этогопроцесса, когда имеют в виду современное образование молодежи или образованиеконкретного человека, его образованность.2. Образование каксистема
Образование как воспроизведение культуры выступает как определеннаясистема, внутри которой дифференцируются (в зависимости от возрастаобучающихся, цели обучения, отношения к церкви, к государству) разныеподсистемы. Педагогическая психология специально не рассматривает данныепроблемы – это предмет других наук, но она изучает деятельность обучающегося(обучаемого) и обучающего внутри этой системы в контексте тех условий, которыев ней создаются. Поэтому прежде чем обратиться к самим действующим в нейсубъектам – учителю (преподавателю) и ученику (студенту), необходимо отметитьосновные характеристики образовательной системы.
Образование как система включает в себя понятие педагогическойсистемы (по Н.В. Кузьминой). Педагогическая система может рассматриваться каксоотносимая с образовательным процессом подсистема в общей системе образования.Она, в свою очередь, имеет свои подсистемы, в целом характеризуясь пятьюструктурными элементами (цель, учебная информация, средства коммуникации,учащиеся и педагоги).
Образование как система может рассматриваться в трех измерениях,в качестве которых выступают:
1) социальныймасштаб рассмотрения, т.е. образование в мире, определенной стране, обществе,регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного,общественного, светского, клерикального и т.д. образования;
2) ступеньобразования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную,неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями:углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учрежденияповышения квалификации; аспирантура, докторантура);
3) профильобразования: общее, специальное (математическое, гуманитарное,естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное.
С этих позиций образование как систему в целом, можнохарактеризовать следующим образом:
– образование как система может быть светским или клерикальным,государственным, частным, муниципальным или федеральным;
– образование как система характеризуется уровневостью,ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий. Однаково всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование,затем школьное с тремя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формамимогут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, университеты,академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения – урок,лекция, семинар и т.д. и специфические формы контроля – опрос, зачет, экзамен ит.д.;
– образование как система может характеризоваться преемственностьюуровней, управляемостью, эффективностью, направленностью;
– образовательная система имеет качественную и количественнуюхарактеристику, специфику для своих подсистем;
– образование как система определяется одновременнофункционированием и развитием согласно принципу дуальности (в терминах А.И.Субетто, Н.А. Селезневой).
Все эти показатели, будучи социально-экономическими иобщепедагогическими, одновременно имеют и собственно психолого-педагогическиеаспекты.
Образовательные системы в последние десятилетия все большеосуществляют свое действие в пространстве, переходя от контактного типаобучения к дистанционному обучению, где основную роль играют телекоммуникационныесредства.3.Учебно-воспитательный процесс
Образовательная система функционирует и развивается вобразовательном процессе обучения и воспитания человека, конкретнее, – вучебно-воспитательном процессе. Еще в конце ХIХ в. П. Ф. Каптерев отметил, что«образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он неесть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, покоторой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно.… Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается всаморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучениестаршим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса,закрывающая самое существо его». По сути, в этом определении образовательногопроцесса подчеркивается, что на всем его протяжении основной задачей образованияявляется развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения.Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека.Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывностьобразования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону,выступает в качестве основной черты.
Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-первых,разграничение двух его сторон: обучения и научения (учения). Во-вторых, состороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно илиневольно единство обучения и воспитания. В-третьих, сам процесс воспитывающегообучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практическиедействия, выполнение учебных исследовательских, преобразующих, познавательныхзадач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует еговсестороннему развитию.
Развитие человека в процессе образования в значительной мереобусловлено тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется.П.Ф. Каптерев приводит три вида формального развития:
1) рефлектирующее –подготовка к исследованию субъективного мира (человеческого духа),
2) объективное –подготовка к исследованию объективного мира (природы)
3) систематизирующее– подготовка к установлению логического порядка во всякой области фактов.
Этим трем видам формального развития соответствуютгуманитарно-научное, естественнонаучное и математическое образование.
Все последующее образование осознанно или интуитивно основывается наприродной разнице этих видов образования. Соответственно складываются двекультуры – гуманитарная и естественно-научная (технократическая), стоящие вотрыве друг от друга. Этот разрыв может быть преодолен разработкой новогонаправления образования, основанного на формировании проектного способавзаимодействия с миром (Дж. К. Джонс, В.Ф. Сидоренко, Г.Л. Ильин и др.). Этопроектное образование есть способ формирования нового типа культуры – проектнойкультуры.4. Педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности
Принципы – основные исходные положения какой-либо теории, науки вцелом; основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы –это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигатьпоставленных педагогических целей.
Рассмотрим основные педагогические принципы формированиявоспитательных отношений.
Принцип природосообразности – один из старейшихпедагогических принципов.
Правила осуществления принципа природосообразности:
– педагогический процесс строить согласно возрастным ииндивидуальным особенностям учащихся;
– знать зоны ближайшего развития, определяющие возможностиучащихся, опираться на них при организации воспитательных отношений;
– направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания,самообразования, самообучения учащихся.
Принцип гуманизации может быть рассмотрен как принципсоциальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношенийучащихся с педагогами и между собой, когда педагогический процесс строится наполном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.
Принцип целостности, упорядоченности означает достижениеединства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса.
Принцип демократизации означает предоставление участникампедагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции исамоопределения, самообучения и самовоспитания.
Принцип культуросообразности предполагает максимальноеиспользование в воспитании и образовании культуры той среды, в которойнаходится конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, региона).
Принцип единства и непротиворечивости действий учебногозаведения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексногопедагогического процесса, установление связей между всеми сферамижизнедеятельности учащихся, обеспечение взаимной компенсации, взаимодополнениевсех сфер жизнедеятельности.
Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отборсодержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетомособенностей выбранной специальности, с целью формирования профессиональноважных качеств, знаний и умений.
Принцип политехнизма направлен на подготовку специалистов ирабочих широкого профиля на основе выявления и изучения инвариантной научнойосновы, общей для различных наук, технических дисциплин, технологийпроизводства, что позволит учащимся переносить знания и умения из одной областив другую.
Все группы принципов тесно связаны между собой, но в то же времякаждый принцип имеет свою зону наиболее полного осуществления, например, длязанятий по гуманитарным дисциплинам принцип профессиональной целесообразностинеприменим.
5.Основные тенденции современного образования
Один из ведущих исследователей проблем психологии высшегообразования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в современномобразовании.
Первая тенденция – осознание каждого уровня образования какорганической составной части системы непрерывного народного образования. Этатенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школойи вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов,– между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в своюочередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентовпроизводственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения– знаково-контекстного (по А.А. Вербицкому).
Вторая тенденция – индустриализация обучения, т.е. егокомпьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенноусилить интеллектуальную деятельность современного общества.
Третья тенденция – переход от преимущественно информационных форм кактивным методам и формам обучения с включением элементов проблемности,научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работыобучающихся или, по выражению А.А. Вербицкого, тенденция перехода от «школывоспроизведения» к «школе понимания» и «школе мышления».
Четвертая тенденция соотносится, по А.А. Вербицкому, с поискомпсихолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированныхконтролирующих, алгоритмизированных способов организации учебного процесса иуправления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим,игровым. Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой,самостоятельной деятельности обучающихся.
Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействияобучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения какколлективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится собучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.
Тенденции изменения общей ситуации образования совпадают с общимипринципами его реформирования в мире и в России:
– интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единствошколы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающихпоколений;
– гуманизация – усиление внимания к личности каждого ребенка каквысшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина свысокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
– дифференциация и индивидуализация, создание условий для полногопроявления и развития способностей каждого школьника;
– демократизация, создание предпосылок для развития активности,инициативы и творчества учащихся и педагогов, за интересованное взаимодействиеучителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.
Реализация этих принципов предполагает изменение самого обликаобразовательной системы, ее содержания и организационных форм, что нашлонаиболее полное отражение в проекте развития национальной школы.
Вопросы поматериалам лекции
1. Каксоотносятся внешние и внутренние факторы в процессе образования человека?
2. Как триизмерения характеризуют образование как систему?
3. Какие пятьструктурных элементов входят в педагогическую систему?
4. В чемзаключается сущность образования как процесса?
5. Назовитеосновные педагогические принципы.
6. Назовитеосновные тенденции развития образования в современном мире.