Функции управления производством

1.Основные функции управления
Изучение процесса управления с точки зрения егофункций позволяет установить объемы работ по каждой из функций, опре­делить потребностьв трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системыуправления. Каждая управлен­ческая функция наполнена характерным для нееобъемом и содер­жанием работ и имеет специфическую структуру, в рамках кото­ройона реализуется. Функция управления подчиняется логическо­му алгоритму, четкойпоследовательности регламентированных действий.
Функции управления весьма многогранны: организацияпроизводства, планирование (прогнозирование, моделирование,программирование), координация, мотивация, контроль и учет выполненияпоставленных задач и, наконец, маркетинг, выделен­ный недавно всамостоятельную функцию управления (рис. 7)./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Функции управления   /> /> /> /> /> /> /> /> />
Организация  
Планирование  
Мотивация  
Контроль  
Маркетинг    

Рис. 1. Функции управления
Существует и более детализированная классификацияфун­кций управления.
Действительно, можно выделить как самостоя­тельныемногие производственные функции, такие, как бухгал­терский учет,научно-исследовательские и опытно-конструктор­ские работы,материально-техническое снабжение, управление кадрами и качеством продукции,распорядительство (командова­ние), руководство, коммуникация, исследование,оценка, приня­тие управленческого решения, представительство, ведение пе­реговоров,заключение сделок. Любая классификация не являет­ся абсолютной, всегда в неймогут существовать смыкающиеся и даже перекрывающие друг друга элементы.Рассматриваемая классификация управленческих функций является наиболее об­щей иотражает важнейшие этапы организации управленческого процесса.
Понятие функции управления появилось еще в эпохустанов­ления основ научного менеджмента.
Французский ученый Анри Файоль выделял следующиеосновные функции менеджмента: пред­видение (прогнозирование), организация,распорядительская дея­тельность (администрирование), координация (согласование)и конт­роль.
Важно, что функции управления определяютдеятельность, направленную на организацию выполнения мероприятий по уп­равлениюобъектом (в соответствии с происхождением самого тер­мина от латинского functio — исполнение,деятельность, соверше­ние). Существенно и то, что логическая последовательностьвы­полнения работ, определяемая функциональной структурой управ­ленческогопроцесса, составляет сущность технологии управления.
Основная цель, содержание любой управленческойфункции состоит из двух компонентов:
1) анализа состояния системы, контроля ееосновных пара­метров, количественного определения тех факторов, которые вы­водятсистему из состояния равновесия, и причин их появления;
2) определения состава мероприятий, направленныхна опти­мизацию процесса управления.
Весьма просто эта задача решается в системахавтоматиче­ского регулирования и управления, когда датчики четко фикси­руютмалейшие отклонения от заданных параметров и с помощью обратной связи передаютинформацию управляющим органам. Но как сложны эти процессы, если элементамисистемы управления являются не послушные воле человека машины, а сами люди!
2.Организация управления
Организация — обеспечивающая функция управления,направ­ленная на создание необходимых условий для достижения целей. Основныезадачи организации: сформирование структуры органи­зации и обеспечение еедеятельности финансами, оборудованием, сырьем, материалами и трудовымиресурсами. При изменении ус­ловий внешней среды зачастую приходитсяперестраивать органи­зационную структуру, чтобы улучшить ее соответствиепотребно­стям гибкого производства, упростить ее или, наоборот, ввести новыеструктурные элементы. Основной показатель высокой орга­низации управления — еебыстрая реакция на изменения внешней среды, особенная чувствительность кдостижениям научно-технического прогресса, к рыночной конъюнктуре.
Термин «организация» (от лат. organize — придаю стройный вид,устраиваю) имеет двоякий смысл. Организация как функция управления обеспечиваетупорядочение технической, экономичес­кой, социально-психологической и правовойсторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях. В тоже время другое значение этого слова — некое объединение, кол­лектив, усилиякоторого направлены на достижение конкретных, общих для всех членов этогоколлектива целей. Но любая органи­зация должна располагать такими важнымиресурсами, как капитал, информация, материалы, оборудование и технология. Неменьшую роль для успешной деятельности организации играет и наличие устойчивыхсвязей между членами коллектива, общих для всех правил и культуры поведения.Успех функционирования организации зависит от сложных, переменных фактороввнешней среды: экономических условий, применяемых техники и техноло­гии,конкурирующих организаций, связи с потребителями, действующей системымаркетинга, правительственных и правовых актов и т.д.
Управленческая деятельность человека во многомзависит от организационных начал, самый мудрый приказ будет лишь фик­цией, еслине организовано его исполнение, исполнителю не ясна его цель и он не подкрепленмотивацией. Вспомним ответ Екатери­ны II на вопрос, почему дворянство так безоговорочновыполняет ее решения: «Потому, что я велю им лишь то, чего они сами хо­тят».
В общем случае задачу организации управления налюбом уровне можно определить как обеспечение перехода из имеюще­гося состоянияв желаемое. Если в n-мерном пространстве обозна­чить какие-либо желаемые экономическиеили другие показатели и их значения векторами (а1 а2,…an), то задачей организацииуправления является определение способов, с помощью которых можно перевести снаименьшими затратами и в минимальные сро­ки имеющиеся в действительностипоказатели (b1 b2… bn)в плани­руемое состояние. Теоретическимфундаментом научных вопросов организации и управления производством являютсяметоды кибер­нетики, теории систем, системотехники, праксеологии и бионики.Весьма плодотворным с теоретической и практической точек зре­ния явилосьпредложение известных американских специалистов в области менеджмента Т.Питерса и Р. Уотермана [101] рассматри­вать организацию как единство семиосновных переменных: струк­туры (structure), стратегии (strategy), системы и процедуруправ­ления (systems), совместных, т.е. разделяемых всеми, ценностных установок (shared values), совокупностиприобретенных навыков, умения (skills), стиля управления (style) и состава работников,т.е. системы кадров (staff).
/> /> /> /> /> /> /> /> />

Рис. 8. Схема 7-С компании«Маккинси»
На рис. 8 приведена известная схема 7-С, или, какее шутливо окрестили, «счастливый атом», позволяющая наглядно пред­ставитьосновные компоненты и проблемы организации.
В мировой экономике и науке управления весьмавелик диа­пазон взглядов и образцов организации деятельности коллективов ипредприятий (вплоть до государства в целом). Разработаны и практическиреализованы множество методов организации управ­ления при различных подходах квопросам собственности и разной степени демократизации общества. С историческойточки зрения совсем недавно, всего лишь около ста лет назад, владельцы соб­ственностираспоряжались ею единовластно и были вправе вво­дить любые формы управления, несчитаясь при этом с мнением общества. Владелец мог продать свое предприятие илиего часть, закрыть его, изменить его ориентацию на выпуск другой продук­ции,внедрить новую технологию, средства механизации и автома­тизации, уволив приэтом сотни рабочих. Судьба целых регионов и даже стран зависела от воливладельца (как было, например, с Аляской).
Сегодня владелец собственности, будь это одинхозяин или группа лиц, при реализации принципиальных, стратегических пла­нов обязансчитаться с интересами коллектива своего предприятия и обеспечивать такуюорганизацию работ, которая отвечала бы правовым положениям, действующим встране, решениям проф­союзов или других общественных организаций. Участиеколлекти­ва в организации управления принимает самые различные формы (концепция«народного капитализма», при которой каждый работ­ник являетсяакционером предприятия и все его члены имеют об­щие интересы; шведская идея«участия в собственности», когда часть прибыли компании переводится вфонды, подконтрольные профсоюзным организациям; японский метод перевода частиакци­онерного капитала в пенсионный фонд, принадлежащий рабочим, и т.д.).Современная концепция организации управления подразу­мевает решающую рольколлектива в принятии стратегических управленческих решений, а коллегиальныйстиль управления дает предприятию значительные преимущества.
Член коллектива имеет право знать финансовоесостояние, цели предприятия и контролировать методы реализации этих це­лей.
Не следует строить иллюзии, что участиекомпетентных, активных и профессионально подготовленных членов коллективаоказывает решающее воздействие на принятие управленческих решений, все-таки этопрерогатива высшего руководящего звена. Но специалисты оказывают существенноевлияние на процессы стратегического управления, они вносят свои предложения,дебатируют все за и против различных альтернатив, оценивают проекты и варианты,выявляя таким образом наилучшие решения. Известный социолог Мишель Поль в книге«Участие работни­ков в промышленности» предлагает модель организациипроизвод­ства, которая описывается системой уравнений, учитывающей сле­дующиеключевые независимые переменные:
Р= f(L, U),
L = f(E, T),
 U = f(P,L, G, I),
где Р — участие рабочих в организациипроизводства и контроле, L — скрытая власть (неформальное лидерство,общественное мне­ние, так называемая «власть подчиненных» и другиефакторы), U— оценки деятельности со стороны администрации и коллекти­ва, Е,Т — технологические факторы; G — правительственные акты и действия, I— более общие идеологии.Анализ разработанной Полем системы уравнений показывает важную роль участия кол­лективав организации производства, его сознательного, творчес­кого отношения к задачаморганизации.
Современное общественное производство Россииощутимо страдает из-за слаборазвитой системы самоуправления, из-за не­достаточногововлечения в управление производством и обществом широких демократических сил,хотя важность принципов демок­ратии проповедуется со всех трибун.
3.Планирование
Не будет преувеличением утверждение, чтопланирование является основой всех жизненных процессов. Генетическая основавсего живого есть план, программа, алгоритм этапов развития организма, четкаяпрограмма заложена в семени, и именно она определит тип растения, чудо егопоявления на свет, цветение, плодоношение и умирание.
Планирование является важнейшим этапом процессауп­равления, определяющим цели (предприятия, коллектива, лично­сти), наиболееэффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и системупоказателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач.
Наиболее ответственной задачей планированияявляется прогнозирование или, как часто называют его американские специа­листы,стратегическое планирование (кстати, слово стратегия происходит от греческого strategos — «искусствогенералов», стра­тегов). Прогнозирование должно обеспечить решениепоставлен­ной стратегической задачи, добиться определенной цели с помо­щьюнаучного предвидения на основе анализа внутренних и вне­шних связейорганизации, изучения экономических тенденций. Вот что говорят об этомклассики: «Предвидеть — значит управлять» (Блез Паскаль);«Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять» (Огюст Конт).Никколо Макиавелли утверждал, что управлять — это заставить верить, и видел вэтом одну из важ­нейших задач руководителя.
Прогнозирование является важнейшим инструментомприня­тия стратегических управленческих решений на основе анализа системыпоказателей: качественных (их часто называют ориенти­рами) и количественных(заданий). Основная задача стратегического планирования — определение путей иметодов достижения по­ставленных целей.
Другой составляющей научного планированияявляется моделирование состояния управляемой системы, которое служитсвоеобразным аналогом эксперимента в естественных науках. Основной задачейнаучного программирования в планировании является раз­работка алгоритмареализации функций управляемой системы.
Традиционно планирование состояло из несколькихстадий: скрупулезная и объективная оценка состояния дел в организации иопределение ее возможностей; определение цели (основной и промежуточных,второстепенных) и способов ее достижения и, нако­нец, выбор методовоперативного контроля. Такова принципиаль­ная модель планирования для любых масштабовдеятельности — от государственного до семейного.
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Перспективы   /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Выполнение по проектам   /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Оперативный контроль   />
Стратегический контроль    

Рис. 9. Схема стратегического планирования [29]
Кажется, что составление плана — ясная и дажерутинная работа. В любой семье, которая располагает определенной месяч­нойсуммой доходов, всегда продумываются статьи неизбежных расходов, т.е.составляется месячный, а иногда и перспективный финансовый план. Вдоперестроечное время процедура планирова­ния тоже была достаточно ясной ичетко регламентированной. В конце календарного года все предприятия отраслиполучали кон­трольные цифры плана и плановики составляли годовой план споквартальной и месячной разбивкой. Цель, т.е. контрольные циф­ры, определялась«наверху», в главке или министерстве, а руко­водитель предприятия могтолько ритуально стенать, уверяя всех, что план завышен, и проситьдополнительный фонд зарплаты и материальные ресурсы. Основная характерная чертапланирова­ния при командно-административной системе — директивность — былаинструментом реализации единой плановой системы, показа­тели которой должныбыли выполняться «любой ценой» для беспе­ребойной работы всегонародного хозяйства страны.
В конкурентной среде предприниматели современнойРоссии должны иначе подходить к формированию производственного плана итщательно изучать опыт европейского, американского и японс­кого менеджмента.Теперь нет команд сверху, нет и контрольных цифр и ответ на вопросы, что, как икогда следует производить, должно дать само предприятие. Сейчасконкурентоспособность предприятия определяют не только товар и экономичностьего производства, но и система планирования, методы достижения целей истратегического прогнозирования. Показателен опыт изве­стной корпорации«Ксерокс», которая еще в 1981 г. смело заявила, что основнойстратегической целью ее деятельности является ав­томатизация рутинногоконторского труда, хотя тогда 95% ее продаж приходилось лишь на обычныекопировальные машины.
Таким образом, планирование на современномпредприятии осуществляется, в несколько этапов: 1-й этап — определить ры­ночныйспрос на продукцию, т.е. включаются механизмы марке­тинга, системыпрогнозирования спроса и изготовления продукции на основе этого прогноза.Какова ситуация во внешней конкурент­ной среде, на какой товар есть спрос,каковы ожидания потреби­телей? Итак, ориентир на потребности рынка и в итоге ¾ опреде­ление целей икомплекса задач, которые необходимо решить для достижения этих целей. 2-й этап— провести тщательный анализ номенклатуры выпускаемых предприятием изделий,внести необ­ходимые корректировки в номенклатурный план, определить готовностьпроизводства к освоению новых изделий. Вновь ориента­ция на спрос. 3-й этап —принять решения об освоении новых или усовершенствовании старых задач ипрограмм, привести в соответствие с рыночным спросом объем производства играфик вы­пуска изделий, т.е. опять используются данные маркетинга.
В результате планирования определяются задачи,которые нужно решать для наиболее эффективного функционирования предприятия,ориентированного на сбыт, на потребителя. Фирма гама, без руководящих указанийсверху, осуществляет маркетинг и определяет стратегию управления производством.Американский менеджмент требует обязательного участия в процессе формиро­ванияпроизводственного плана работников служб оперативного управления, т.е. тех, ктобудет отвечать за практическую реали­зацию плана.
Несомненна сложность, многовариантностьреализации любо­го этапа планирования. При этом необходимая точность, оптималь­ностьрасчетов чаще всего зависят от искусства применения методов алгоритмизации,программного обеспечения и масштабности использования средств компьютернойтехники. Хорошо сбаланси­рованный план, к разработке и оценке которогожелательно привлекать возможно большее количество компетентных специалистов,дает великолепные результаты немедленно, еще до его вне­дрения. Сразу жевырисовываются истинные возможности органи­зации, ее резервы и слабые места,этапы предстоящего пути и сама цель, стратегия коллектива. Обоснованносоставленный план является мотивированным стимулом труда коллектива, создаетуверенность в сопричастности к достижению целей у большинства работников (обэтом мы еще будем говорить, рассматривая особен­ности организации работ ведущихфирм Японии).
Основная деятельность коллектива направлена нареализацию поставленных задач, и опытные сотрудники, не входящие в выс­шеезвено управления, далеко не всегда рискнут ревизовать стра­тегическую программуорганизации, кроме особых, экстремаль­ных ситуаций. Новобранец часто пытаетсяоценить дислокацию и направление удара противника, но старый солдат спокойно вы­полняетсвои привычные обязанности, проверяет наличие боепри­пасов, чистит, проверяетсвое оружие и готовится добросовестно выполнить свой воинский долг.
Однако любой, даже самый лучший стратегическийплан — не догма, жизнь может и будет вносить в него неожиданные кор­рективы(например, при необходимости реорганизации предприя­тия, при угрожающемсокращении жизненного цикла товара, не­ожиданных демаршах конкурентов и т.д.).
Коснемся немного подробнее разработки основныхэтапов планирования, требующих опыта и искусства управления. Основой любоговида планирования, а тем более стратегического является объективный анализсостояния и возможностей организации. Этот анализ затрагивает буквально всестороны деятельности органи­зации: ход производства, систему управления,финансовое поло­жение, состояние рынка и сбытовую деятельность и т.д. Цель ана­лиза— выявление потенциальных возможностей, имеющихся ре­зервов, причин неудач. Помногим причинам результаты подобно­го анализа имеют устойчивую тенденцию кзавышению результа­тов и затушевыванию негативных сторон деятельностипредприятия. Цель должна быть определена четко, конкретно; должны бытьустановлены цифры, сроки и исполнители. Совершенно недопус­тима подмена конкретныхцифр призывами «усилить, улучшить, обратить особое внимание», чтобыло так характерно для советс­кой управленческой фразеологии (хотя японскийменеджмент так­же склонен к общим формулировкам). Психологически важно ори­ентироватьколлектив на высокие цели и на крупномасштабные задачи. Служение высоким целями идеалам способствует росту самоуважения и развитию корпоративности, тем болеечто прак­тика показывает, что во многих случаях цели недопустимо зани­жаются.
Если центральной задачей планирования являетсяудовлетво­рение спроса на выпускаемую предприятием продукцию при ми­нимизациииздержек производства, то эта цель может быть дос­тигнута различными способами— в зависимости от стратегии пред­приятия на плановый период. В тех случаях,когда объем выпуска­емой продукции стабилен и спрос на продукцию имеетнебольшую амплитуду колебаний, численность рабочей силы, структура уп­равленияи плановые показатели остаются постоянными. Увы, пе­риоды такой «райскойжизни» бывают редки, значительно чаще нестабильный рынок диктует своитребования и приходится изме­нять объемы выпускаемой продукции по значительнойчасти но­менклатуры, стараясь сохранить численность рабочей силы посто­янной.Сделать это удается не всегда, и часто при изменении объе­мов выпускаемойпродукции приходится изменять и численность производственного персонала путеморганизации сверхурочной работы, предоставления отгулов или привлечениясубподрядчиков. Такая стратегия характерна для трудоемких процессов, не требу­ющихквалифицированного труда, и при сезонных работах.
Как добиться достижения поставленных целей? Каксокра­тить сроки и уменьшить финансовые, материальные и трудовые затраты? Наэтом этапе и определяется талант руководителя, его умение побудить коллективмыслить творчески, искать нестандар­тные пути решения возникающих проблем.
В выборе лучшего среди множества альтернативныхвариан­тов надежной основой должна служить компьютерная техника и действующаянормативно-информационная база данных. Не мень­шую роль играет и искусствообщения, стимулирование коллек­тивного творчества, умение не только говорить,убеждать, но и слушать.
Судьба реализации долгосрочного планирования ипрогнози­рования находится в руках специалистов оперативного управле­ния иконтроля, которые осуществляют непрерывную коррекцию и выдают информацию оботклонениях фактического производства от плановых показателей.
Основоположник научного менеджмента Тейлорпридавал осо­бое значение функции планирования: «Завод должен управлятьсяне столько директором-распорядителем, управляющим или началь­ником мастерской,сколько плановым отделом. Ежедневная работа» всего завода должнанаправляться различными функциональными лицами отдела так, чтобы, по крайнеймере, в теории завод мог работать беспрепятственно даже в том случае, если быдиректор-распорядитель, управляющий и его помощники, не входящие в плановыйотдел, все сразу отсутствовали в течение месяца”. И сегодня зачастую намногих производственных предприятиях и фирмах начальник планового отдела —ключевая фигура в орга­низации оптимального режима работы и достижении высокойэф­фективности труда.
В последнее время, явно под влиянием заокеанскихколлег, дополнительно к традиционным плановым документам стал разрабатываться бизнес-план.Если комплекс плановых документов предназначен для внутреннего пользованияи некоторые его разделы носят конфиденциальный характер, то бизнес-планявляется ско­рее визитной карточкой фирмы и адресован в основном инвесто­рам,возможным партнерам и банкам. Главная задача бизнес-пла­на не только отразитьстратегию деятельности фирмы на какой-либо плановый период, но и показатьфинансовую надежность, основательность, солидность предприятия.
Бизнес-план открывается краткой характеристикойпроизвод­ственно-экономической деятельности фирмы, описывает ее воз­можности,актуальность и качество выпускаемой продукции, ран­жирует основные цели постепени их важности, ее научный и финансовый потенциал, совместную деятельностьс партнерами и т.п.
Далее приводятся некоторые данные маркетинговойпрограм­мы (не являющиеся коммерческой тайной): тактика выхода на ры­нок,деятельность каналов распределения, политика цен, конку­рентоспособностьтовара, рекламные мероприятия, прогнозы объе­мов продаж и т.д. Этот разделвесьма важен, так как он демонст­рирует не только цели предприятия, но испособы их реализации.
В разделе «Производственный план»рассматриваются про­блемы обеспечения производства необходимыми ресурсами(сырье, комплектующие изделия и их поставка, энергоносители), техно­логияизготовления товара, экологичность производства. Здесь же отражаются вопросыуправления и организации производства (иног­да эти вопросы являютсясамостоятельным разделом): организаци­онная структура управления, действующиетехнические средства управления и оргтехника, мотивация и стимулирование труда.
И, наконец, анализируются юридические аспектыдеятельно­сти предприятия, правовая защищенность и некоторые данные финансовогоплана. Бизнес-план завершает краткое резюме, где подчеркиваются основныедостоинства, гарантии высокоэффектив­ной деятельности фирмы и получения еюприбыли.
4.Мотивация и стимулирование труда
Мотивация — комплекс мероприятий постимулированию деятельности человека или коллектива, направленный на достиже­ниеиндивидуальных или общих целей организации. При всей про­стоте и ясности этогоопределения теория и практика мотивации весьма непросты, так как истинныепобуждения, которые застав­ляют человека отдавать работе максимум усилий,весьма неопре­деленны и сложны. Знаменитый метод кнута и пряника, принципматериальной заинтересованности или социалистическая система моральных (впервую очередь!) и материальных стимулов не все­гда давали ожидаемыерезультаты. Эффективная работа предпри­ятия зависит от того, насколько надежнои добросовестно каждый сотрудник исполняет свои обязанности и зачастуюприлагает дополнительные усилия, проявляет инициативу. Все это возможно присоздании здорового психологического климата в организации, когда люди довольнысвоей работой, понимают важность постав­ленных целей, когда обеспечиваетсяпостоянное повышение про­фессиональной квалификации работающих. В начале XIX в., проводя свойзнаменитый эксперимент на текстильной фабрике в Нью-Ленарке, Роберт Оуэнпоявился в цехе с лентами трех различных цветов и молча прикреплял красныеленты к станкам лучших рабочих, зеленые — к станкам рабочих со среднимипоказателями, а желтые — к не выполняющим нор­му. Через два месяца, неприбавляя рабочим зарплату, не прибе­гая к угрозам и не вводя никакихтехнических усовершенствова­ний, Оуэн достиг желаемого: на всех станкахкрасовались только красные ленты, т.е. нормы выполнялись всеми рабочими.
Опытные руководители знают, что каждый членгруппы, по­лучившей конкретное задание, будет реагировать на него по-сво­ему,иногда и непредсказуемым образом. Поступки людей зависят не только отнеобходимости или их явных желаний, но и от скрытых в подсознании илиприобретенных в результате воспитания многих сложных субъективных факторов. Уодних людей заметна власть привычки, традиции, целой системы предрассудков исте­реотипов поведения, другие поступают так, а не иначе, под вли­яниемнравственных принципов, социальных или политических идеалов. Человек реагируетна внешние события чаще всего им­пульсивно, без глубокого анализа причин иследствий. Образова­ние, воспитание, возраст, опыт и многие другие факторыопреде­ляют реакции личности на среду. Поступки молодежи чаще фор­мируются подвоздействием моды, принятых в данной среде ма­нер поведения. Люди старшеговозраста более ориентированы на организацию быта, семейной жизни, материальноеблагополучие, моральные принципы, эстетические впечатления. Руководитель должензнать сложность мотивационных тенденций личности и не удивляться неадекватностиреакции людей на управляющие воз­действия.
Эффективность деятельности человека зависит отмногих слож­ных факторов, среди которых основную роль играют: четкое пони­маниецели своей работы, вероятность достижения этой цели и система материальных иморальных стимулов, определяющих за­интересованность работника в его труде. Этузависимость эффек­тивности труда (Е) от перечисленных факторов можновыразить следующей функцией:
Е = f(CVS)
где С — цель деятельности личности,важность и значимость достижения поставленной задачи;
V — вероятность достиженияцели;
S— ожидаемое вознаграждениепри достижении цели.
Формула убедительно доказывает важностьпредварительной информированности работника об актуальности поставленной пе­редним задачи, о степени сложности достижения цели и о вознаг­раждении, котороебудет итогом его деятельности.
Если расширить рассмотренные зависимости доуровня пред­приятия, коллектива, то его деятельность можно наглядно пред­ставитьв виде следующей схемы (рис. 10)./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Методы управления  
Система мотивации  
Подбор кадров   /> /> /> /> /> />
Эффективность деятельности организации  

Рис. 10. Эффективность деятельности организации
Для эффективного стимулирования деятельностинеобходимо знать желания человека, его надежды, опасения. Если руководи­тель незнает потребностей, то его попытка обеспечить мотива­цию деятельности человека a priori обречена на провал. Приэтом важно понимать, что человеком движет не одна изолированная потребность, аих сочетание и приоритеты потребностей могут ме­няться (об этом подробнее — приизучении известной пирамиды потребностей Абрахама Маслоу). Влияние внешнихфакторов, по­требностей, ценностей, устремлений на трудовую мотивацию че­ловекарассматривается многими мотивационными теориями (тео­рии ожидания, равенства,двух факторов Герцберга и т.п.), но ни одна из них не может дать исчерпывающихобъяснений поведению личности в трудовом процессе и служить основанием дляразра­ботки практических рекомендаций — слишком сложен внутренний мир человека!
Любой человек нуждается в понимании исамоутверждении, редко можно встретить человека, недовольного своим интеллек­том.Жизненный успех воспринимается нами как безусловное под­тверждение значимостисобственного «Я», а большинство неудач мы объясняем несовершенствомокружающей нас жизни, ошибка­ми или противодействием системы. Каждый поступокчем-то и как-то мотивирован и нуждается в оценке самого человека и окружа­ющихего людей. Причем отрицательная оценка поступка, особен­но применениекаких-либо санкций, вызывает часто непредсказуемую, неуправляемую реакцию.Наказание редко дает воспитательный эффект, обычно человек лишь учится, какизбежать в дальнейшем ответственности за свой поступок. Положительная оцен­капоступка, особенно безотлагательная, не только формирует поведение, но иудовлетворяет нашу естественную потребность в повышении самооценки.
Хрестоматийный пример важности немедленнойположитель­ной оценки приводится из истории американской компании«Фоксборо», когда в кабинет президента пришел разработчик с прекрас­нымопытным образцом изделия и президент, не зная, как отбла­годарить ученого,протянул ему банан. С тех пор значок в виде золотого банана стал высшимотличием компании. Опыт работы одной американской промышленной компаниипоказывает [32], что наряду с крупными денежными премиями практикуется награж­дениепочетным значком или помещение портрета особо отличившихся сотрудников в Залеславы или в вестибюле компании (напрасно так осмеивались Доски Почета напредприятиях СССР!). Иногда с успехом применяется и такой простой методповышения производительности и стимулирования труда: если при норме пла­новогозадания, скажем, равной 9 деталям в день, объявить, что работник, изготовивший10 деталей, свободен и может раньше уйти с работы. Практика показывает, чтобольшинство рабочих охотно соглашаются с этими условиями.
Социологи различных стран с тревогой констатируютувели­чение числа людей, которые вообще не имеют мотивации к обще­ственнополезной деятельности или избегают различными способа­ми любого вида работы.Это не только «панки», «бомжи» и нищен­ствующие по различнымидеологическим мотивам, но и дети обес­печенных родителей, имеющие возможностьжить за их счет. В книге немецкого психолога Петера Вайлера «Кто же телюди, которые хотят меньше работать?» дается их характеристика: неподвержены мотивации 27% из общего числа жителей, из них 75% моложе 35 лет;самый низкий уровень образования; томимые ску­кой, они находятся в постоянномпоиске новых соблазнов; подвер­жены идеологии разного толка; тяга к творчествуотсутствует; представляют опасность для общества. На основании этих данныхнемецкий консультант по менеджменту и предпринимательству М. Биркенбиль даетследующую рекомендацию: «Какой же вывод можно сделать для руководителейпредприятий? По моему мне­нию, он таков: не подверженные мотивации должны быть»отфиль­трованы”, так как предприятие — не благотворительное обще­ство”.Сурово, весьма спорно и жестко, но увеличение числа де­морализованных идействительно опасных для общества людей, особенно среди молодежи, —непреложный факт, и думать над этой проблемой обязано все общество.
Каждый член коллектива имеет право получитьвозможность не только обеспечить свое материальное благополучие, но и реа­лизоватьсвои профессиональные знания, полностью проявить свои индивидуальныеспособности. Реализация этого права является лучшей формой социальноймотивации.
Управление коллективом будет наиболееэффективным, если ожидания, надежды его членов будут осуществляться и они небудут разочарованы результатами своей работы. Опытный руково­дитель всегдабывает и тонким психологом, он прекрасно разбира­ется в истинных мотивах ипотребностях своих столь разных сотрудников.
Одни действительно увлечены своей работой,старают­ся выполнять свои функции добросовестно, оптимально; другие ждут отсвоего труда в основном лишь хорошего вознаграждения и относятся к своимслужебным обязанностям с некоторым равно­душием; иные, чаще всего женщины изобеспеченных семей, на­деются вырваться из рутины домашних, однообразных дел,войти и новый круг интересных знакомых, получить новые впечатления. Чаще всегов коллективе формируются небольшие группы с одно­родным отношением к работе иблизким по мотивации поведением.
Абсолютного удовлетворения потребностей каждогочлена коллек­тива достичь практически невозможно, однако управляющий обя­зануделять мотивации своих сотрудников постоянное и должное внимание.
Традиционно мотивация деятельности изучалась каксредство повышения производительности труда.
Не пора ли выдвинуть для цивилизованного обществановый постулат: работа должна быть организована так, чтобы она приносилачеловеку радость и удов­летворение. И лишь как следствие реализации этогопостулата будет достигнута высокая производительность труда, эффективностьдеятельности и рост доходов предприятия.
Искусство руководителя особенно нагляднопроявляется в умении стимулировать участие работников в принятии деловыхрешений, что в итоге может увеличить интеллектуальный потенциал организации иудовлетворить глубокую потребность личности в самовыражении и в признаниирезультатов своего труда.
К проблемам мотивации деятельности человека мывновь вер­немся в гл. 13, когда будут рассматриваться приоритеты потребностейличности.
5.Контроль и учет
Процесс управления протекает в условиях постоянноизменяющейся внешней среды и характеризуется различной степенью неопределенности.Достигло ли управляющее воздействие постав­ленных целей? Нуждаются лиуправленческие решения в коррек­тировке? На эти вопросы дает ответ контроль,который осуществ­ляется в системе управления с помощью обратных связей иобеспечивает количественную и качественную оценку труда и учет ре­зультатовдеятельности организации. Эффективно организованный контроль прежде всегоориентирован на решение стратегических задач, на конечные результаты работы идолжен быть прост, на­гляден и убедителен для каждого исполнителя.
В условиях производства контроль выполнения планаработ, сроков выполнения и особенно качества продукции должен осуще­ствлятьсяна ранних стадиях технологического процесса:
Контроль на ранних стадиях производственногопроцесса дает существенный экономический эффект, так как в намеченный дляпроизводства продукт еще не вложены большие трудовые затра­ты и его суммарнаястоимость еще находится на наименьшем уровне. Производительность любогодействия представляет объем произ­водства, разделенный на труд, которыйнеобходимо затратить на это действие. Это же принципиальное положениераспространя­ется на любой управленческий процесс — чем раньше будет выяв­ленаошибка в системе управления, тем меньшие негативные по­следствия она будетиметь.
За годы советской власти накоплен большой опытобеспечения контрольных функций — одного из основных рычагов воздействия наобщество. Сотни тысяч людей осуществляли проверки, реви­зии, контролировали ходвыполнения программ и планов, сопос­тавляли данные отчетов, т.е. обеспечиваликонтроль во всех сфе­рах жизни общества — от перлюстрации корреспонденции и про­слушиваниятелефонных разговоров до составления аналитичес­ких отчетов ЦСУ по всемотраслям народного хозяйства. Именно контроль и система жестких репрессивныхмер обеспечили столь длительную живучесть советского строя, несмотря на все егоприн­ципиальные недостатки.
Традиционно контроль вышестоящих органов задеятельнос­тью управляемой системы осуществлялся со скрупулезной жест­костью,поскольку централизация управления для обеспечения и оправдания существованияэтих органов требует именно такого контроля. Бюрократический аппарат подпредлогом важности за­дания мог держать под оперативным контролем график ходаработ, количество выпускаемой продукции, выполнение плана по основномуассортименту и т.д., хотя далеко не всегда необходимо контролировать этипоказатели. Централизация чаще всего опре­деляет карательный характер контроля,цель которого в этом слу­чае — утверждение авторитета власти.
Современная теория управления выработала четкиетребова­ния к контролю: он должен быть оперативным, гласным и объек­тивным. Сдругой стороны, контроль, если говорить о его психоло­гических аспектах, недолжен выполнять только карательные функции, а должен быть формой проявлениявнимания к труду работника, фактором мотивации его трудовой деятельности. Ина­конец,контроль должен быть экономически целесообразным: «За­чем, — спрашивает К.Киллен, — тратить 25 долларов на то, чтобы поймать клерка, укравшего 1доллар?» Хотя этот пример мо­жет встретить и принципиальные возражения,если требования к безусловной, скрупулезной честности и неотвратимостьнаказания подвести в абсолют. Сегодня большинство крупнейших корпораций мираглубоко изучают японские методы управления производством, где в основе работытехнологических линий стоит не контроль, а бездефектная работа: усилияспециалистов направлены на ликви­дацию самой возможности появления брака, ивозможные дефек­ты устраняются еще на промежуточных производственных эта­пах, ане при контроле качества готового изделия.
Пожалуй, не будет преувеличением утверждать, чтодеятель­ность любой управляемой системы просто невозможна, если не будеторганизован четкий, скрупулезный учет. Традиционно учет ведется вколичественных или стоимостных показателях, так как задачи этого класса легкоподдаются формализации, алгоритми­зации и программированию. Труд учетныхработников значитель­но облегчила компьютерная обработка информации, наиболеепо­пулярна компьютерная версия бухгалтерской задачи «Учет движе­нияматериальных ценностей в стоимостном и натуральном выражении».
Учет должен выполняться по всем подразделениямпредприя­тия и отражать динамику учетных показателей, что позволит при­менитьинструмент анализа тенденций развития производства. Осо­бое внимание постоянноуделяется контролю финансовой деятель­ности предприятия. Директор и главныйбухгалтер, даже уверен­ные в точности и правдивости своей финансовойотчетности, всегда с тревогой ожидали такие проверки, особенно если ихпроводило контрольно-ревизионное управление (КРУ) вышестоящей органи­зации.Сейчас широко применяются аудиторские проверки — ре­визия финансовойдеятельности, которую выполняет компетент­ная и независимая (внешняя)аудиторская организация, имеющая соответствующую лицензию. Основной целью такойпроверки яв­ляется определение правильности указанных финансовых отчет­ныхпоказателей, их соответствие фактическому состоянию дел и ход выплатыустановленных налогов и отчислений, а также оказа­ние консультативной помощи.Аудит является объективным и наи­более действенным методом контроля, так какимеет возможность дать общую, развернутую картину состояния дел, а не толькоанализировать одну из сторон деятельности предприятия.
Цель аудиторской проверки деятельностипредприятия:
— определить результаты усилий коллектива,направленные на достижение поставленных целей, т.е. определить разницу меж­дунамеченным и фактически достигнутым;
— дать оценку соответствия деятельностипредприятия существующим нормативно-правовым актам;
— оценить перспективность поставленныхстратегических це­лей и степень риска отдельных направлений деятельности, датьрекомендации по ликвидации намечающихся негативных тен­денций.
В настоящее время арсенал методов контроляпополнился еще одним эффективным средством — системой контроллинга, позво­ляющейопределять ход выполнения оперативных и долгосрочных планов. Контроллингявляется детищем основных видов современ­ного менеджмента: стратегического,инновационного и финансово­го и нашел широкую сферу практического применения,особенно в крупных фирмах.
Расширяя функции привычного контроля, контроллингна ос­нове анализа данных внутреннего производственного учета дол­женопределять ход достижения поставленных стратегических це­лей и определятьпричины отклонений от заданных параметров. Благодаря деятельности системыконтроллинга своевременно вно­сятся необходимые коррективы в оперативные планыпредприя­тия и таким образом он охватывает не только подсистему контро­ля иучета, но и технико-экономического планирования. Все су­щественные изменения вовнешней конкурентной среде находятся под постоянным прицелом системыконтроллинга, что обеспечива­ет выживаемость предприятия.
Следует отметить, что с каждым годом расширяетсяотечествен­ная база программных продуктов контроллинга (например, систе­мы«Стадия», «Эвриста»), которые по своим качественным пока­зателямне уступают зарубежным, но значительно дешевле их.
Наука и искусство управления должны обеспечиватьцеленаправленное воздействие на управляемый объект для достиже­ния поставленныхцелей и обязаны учитывать логические причин­но-следственные связи междуэлементами системы, высокую слож­ность, динамичность системы и уметь определитьтот центральный параметр, воздействуя на который можно влиять на контролируе­мыйпроцесс.
6.Маркетинг как функция управления
Помимо перечисленных основных функций управленияпред­приятие должно решать еще значительный комплекс взаимосвя­занных задач:управление финансовой деятельностью, кадровой политикой, обучением и повышениемквалификации персонала, решением научно-исследовательских и конструкторскихпроблем и т.п. Особое место среди функций управления производством за­нимаетмаркетинг, призванный обеспечивать приспособление про­изводства к требованиям испросу рынка, т.е.решать новые для российского предпринимательствазадачи. С методологической точки зрения изучение функций управления должноориентироваться на изменения в содержании управленческих концепций, отражаю­щиеглубинные процессы, происходящие в экономике России. Проблемы маркетинга особенноактуальны в настоящее время не только в силу своей новизны для большинстваруководителей, но и из-за особо сложной конкурентной ситуации на отечественномрынке, куда хлынули новые и в основном высококачественные импортные товары.Особая роль теперь отводится потребителю, выдвигающему свои требования ктовару, к его технико-экономи­ческим характеристикам, возрастает значениеконкуренции, борьбы за покупателя. Все это дает основания для рассмотренияпроблем маркетинга как одной из важнейших функций управления в от­дельнойглаве.