Куприн Александр Иванович
26.8(7.9).1870, г. Наровчат, ныне Пензенской области, – 25.8.1938, Ленинград
Русский писатель.
Родился в семье небогатого чиновника. 10 лет провЕл в закрытых военных учебных заведениях, 4 года служил в пехотном полку в Подольской губернии. В 1894 оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889). Ездил по стране, преимущественно по югу России, переменил множество профессий. С 1901 жил в Петербурге.
В 1899 познакомился с А. П. Чеховым, в 1902 – с М. Горьким и группой писателей-"знаньевцев" (см. "Знание"). В 1905 опубликовал в сборнике "Знание" лучшее своЕ произведение – роман "Поединок". В годы реакции, после поражения Революции 1905-07, пережил творческий спад. Осенью 1919 Куприн находился в Гатчине, отрезанной от Петрограда белогвардейскими войсками генерала Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу, где провЕл 17 лет (главным образом в Париже), испытывая постоянные материальные лишения и острую тоску по России. Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину.
Наиболее плодотворно творчество Куприна доэмигрантской поры, особенно в период общественного подъЕма до и во время Революции 1905-07. В историю отечественной литературы вошЕл как автор повестей и романов: "Молох" (1896), "Олеся" (1898), "Поединок" (1905), "Яма" (1 ч. 1909, 2 ч. 1914-15), а также как крупный мастер рассказа: "В цирке", "Болото" (оба – 1902), "Трус", "Конокрады" (оба – 1903), "Мирное житие", "Корь" (оба – 1904), "Штабс-капитан Рыбников" (1906), "Гамбринус", "Изумруд" (оба – 1907), "Суламифь" (1908), "Гранатовый браслет" (1911), "Листригоны" (1907-11), "ЧЕрная молния", "Анафема" (оба – 1913) и др.
В эмигрантский период написаны повести "Юнкера" (1928-32) и "Жанета" (1932-33), нескольких очерков и рассказов (последние – преимущественно по воспоминаниям). Куприн принадлежал к плеяде писателей критического реализма. Большинство его произведений острогражданственны и злободневны: "Молох" – резкое обличение буржуазного "прогресса"; "Поединок" разоблачает царскую армию; "Яма" – попытка помочь современному обществу изжить язву проституции.
В творчестве Куприна сказалось влияние Чехова, Горького и особенно Л. Н. Толстого. Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, Куприн обращался своим творчеством к широкой демократической аудитории; в центре его произведений обычно "средний" русский интеллигент – труженик, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями.
Важное место в произведениях Куприна занимают колоритные образы простых людей из народа. Писатель склонен к изображению психологии "групповой", "профессиональной", устоявшейся, часто встречающейся. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают Куприна одним из самых читаемых писателей и в наши дни.
Многие его произведения инсценированы и экранизированы; они переведены на ряд иностранных языков.