Инновация и новизна в педагогике

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНЕВЕРСИТЕТ»
Конспектирование научногосообщения по дисциплине
«Общая педагогика»
М.С. Бургин «Инновация иновизна в педагогике»
Новосибирск – 2009

Содержание
 
1. Понятие и сущностьинновационного процесса в образовании
2. Инновационнаянаправленность педагогической деятельности. Сущность инновационнойнаправленности педагогической деятельности
3. Классификацияинноваций
4. Характеристики икритерии оценки инноваций
5. Инновационные учебныезаведения

Кинновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом,многочисленные организационные преобразования в сфере народного образования,достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательныйпроцесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать какинновационный, т.к. его цель заключается в передачи учащимся новых для нихзнаний, формировании новых свойств личности. Если бы мы располагалиэффективными методами изучения и оценки инновационных процессов, то этопозволило бы их регулировать, усиливать практическую пользу и повышатьцеленаправленность.

1. Понятиеи сущность инновационного процесса в образовании
Кардинальныеизменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новыепотребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимостимодернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развитияэтой области являются инновации, т.е. управляемые процессы создания,восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касаетсясодержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации иуправления работы образовательных учреждений и т.д.
Что такое«инновация»
Термин«инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе означает«введение новаций» (новшеств).
В конце 50-хгодов в Германии, США и других странах стали создаваться центры по изучению иобобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические издания,посвященные нововведениям в области образования (например, «Information etinnovation en education», «Educational Innovation in the United States» и др.).
В нашейстране происходили те же самые процессы, однако назывались они иначе. Речь шлаоб избирательном внедрении, распространении педагогического опыта, готовности ивозможности перенять его практическими работниками, новизне предлагаемыхновшеств и способах их оценки.
Как правило,инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новымспособом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов,когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинствосовременных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом иимеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационныйпроцесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс посозданию, освоению, использованию и распространению современных (илиосовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных иадаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Оннаправлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, ипредполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позициинововведения.
В основеинновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемыпедагогики:
-проблемаизучения педагогического опыта;
-проблемадоведение до практики достижений психолого-педагогической науки.
Результатоминновационных процессов в образовании является использование новшеств, кактеоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыкетеории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введениенового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и формобучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующихпедагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ееразвитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеетпринципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновлениеобразования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели,содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования. В основе ихразвития находятся две группы факторов:
объективныефакторы — создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности иобеспечивающих принятие ее результатов;
субъективныефакторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью кинновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступаютученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельностьносит инновационную направленность.
В чем жесуть, каково содержание самого понятия «инновационная деятельность»?
 
2.Инновационная направленность педагогической деятельности
 
Сущностьинновационной направленности педагогической деятельности
Чаще всегоэто понятие трактуется как совокупная деятельность субъектов инновационногопроцесса: исследователей; разработчиков; производителей; специалистов,эксплуатирующих технику; специалистов, обеспечивающих оптимальные условия длясоздания и распространения инноваций. И пока речь идет о коллективнойдеятельности в рамках инновационного процесса, подобное определение вполнеоправданно. Но как только мы спускаемся на уровень отдельно взятого субъекта —требуется иной подход, а именно как деятельность отдельно взятого субъектаинновационного процесса. И в данном случае объектом инновационной деятельностиявляются другие виды деятельности, которые формировались в предшествующийпериод и приобрели к настоящему времени репродуктивный характер, а ее приемы,способы или средства для данного сообщества людей стали носить рутинныйхарактер.
Что жестимулирует инновационную направленность педагогической деятельности?
Ответ на этотвопрос обусловлен следующим: в первую очередь, конечно, темисоциально-экономическими преобразованиями, которые происходят в обществе и всамой системе образования, той обновленной образовательной политикой, котораязаявлена в Конституции РФ и Законе «Об образовании». Суть этой политикизаключается в усилении гуманитаризации содержания образования, непрерывномизменении объема, состава учебных дисциплин, введении новых учебных предметов;изменении характера отношений учителей к самому факту освоения педагогическихновшеств, проявлении ими избирательного, исследовательского характера кпоявлению и созданию педагогических новшеств, воплощении их в повседневнуюпрактическую работу с учениками. В школьной практике чаще всего встречаютсятакие пути обновления школы, как:
-развитиесвоего собственного опыта;
-заимствованиеопыта, созданного другими;
-освоениенаучных разработок;
-метод проб иошибок (на уровне осмысленном, целеустремленном);
-собственноэксперимент.
Этапыинновационной деятельности
От моментазарождения идеи до ее воплощения в практику проходит ряд этапов: обоснованноепредложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи; широкоеиспытание данной методики; ограниченная или массовая реализация; полноеосвоение. На этом процесс не кончается. Разработки и развитие инноваций идут дотех пор, пока не будет найден новый принципиальный подход к решению проблемы.Такой подход позволяет отслеживать развитие выдвинутых идей и предложений,судить об их практической эффективности, масштабах нововведения. Первоначальныйвариант нередко забывается, потом вновь возрождается, приобретает новые черты,соответствующие новым целям и требованиям времени. Для освоения новых формработы требуются определенное время, соответствующее научное обеспечение,подготовка учителей, адаптация коллектива к работе в новых условиях.
Характерприменения новшества в различных условиях зависит от квалификации учителей,уровня обученности и воспитанности школьников, образа жизни. При одинаковыхпсихолого-педагогических целях реализация идеи требует разных подходов,методов, нередко дополнительных исследований. Необходимо приспособить данноеновшество к конкретной среде, преодолеть известную инерционность существующихорганизационных структур. Особенно сложно реализовать инновации, затрагивающиевзаимоотношения между людьми. Возникает сопротивление, появляется стремлениесвести возможные изменения к минимуму. Мало шансов на успешное использование впрактике нововведений, которые существенно затрагивают сложившуюся системууправления наукой и народным образованием. Значительно большие перспективы утех, кто хочет лишь частично заменить старые методы и подходы,усовершенствовать отдельные стороны учебно-воспитательного процесса.
Следуетотметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционныеспособы решения проблемы не дают положительного эффекта вне зависимости отквалификации учителей. Проверенный опыт, дающий постоянные положительныерезультаты, надо сохранять, а не заменять на новый только потому, что он былранее известен.
 
3.Классификация инноваций
В зависимостиот специфики и места использования различают несколько видов нововведений.
Технологическиеинновации
Технологическиеинновации — это новые способы изготовления продуктов, новые технологии ихпроизводства. Они создают основу для развития промышленности и технологическогоперевооружения отрасли. Применительно к сфере образования такого рода новшествакасаются различных технических средств и оборудования, использованного вобучении. С позиций дидактики введение информационной среды и программного обеспечениявнесло огромное количество новых возможностей. Компьютерные технологии за счетсвоего быстродействия и больших резервов памяти представляют собойпринципиально новые средства обучения. Они позволяют реализовывать многиеварианты сред для проблемного обучения, личности, строить различные схемыдиалоговых режимов и индивидуальных подходов в преподавании и учении.
Методическиеинновации
Методическиеинновации — это инновации в области методики обучения и воспитания,преподавания и учения, организации учебно-воспитательного процесса. Онинаиболее распространенный и характерный тип новшеств в сфере образования,охватывающий процесс преподавания естественно-научных и гуманитарных дисциплинот дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовкикадров.
На практикеметодические инновации часто связаны с организационными нововведениями. Онивстречаются в образовательной ситуации, когда планируемая цель в общем ясна, нометоды и средства ее реализации требуют дополнительных исследований. Этот типинноваций доминирует в частных методиках, реже представлен в дидактике и теориивоспитания и практически не встречается в работах по истории педагогики.
Организационныенововведения
Они касаютсяосвоения новых форм и методов организации труда, а также инноваций,предполагающих изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и погоризонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц. Вчастности, вопросы комплектования различных классов и групп, способов работы вклассах, группах, школьных и внешкольных коллективах.
Так,например, в 2001 году принято решение о создании в общеобразовательных испециальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях так называемых«классов охраны зрения», в которых созданы условия для непрерывного обучения,воспитания и охраны зрения обучающихся, воспитанников с нарушением зрениямладшего и среднего школьного возраста. Наполняемость класса до 12 человек, длядетей со сложным дефектом — до 5 человек.
Другой пример— создание классов компенсирующего обучения, т.е. классов, которые создаются вобщеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации«Об образовании», на основе принципов гуманизации образовательного процесса,дифференциации и индивидуализации обучения. Цель организации компенсирующихклассов — создание для детей, испытывающих затруднения в обучении, общеобразовательныхпрограмм, адекватных их особенностям, позволяющих предупредить дезадаптацию вусловиях общеобразовательного учреждения.
Основнымпоказателем отбора детей в классы компенсирующего обучения являетсянедостаточная степень готовности к обучению в общеобразовательном учреждении,выражающаяся в низком уровне психологических (включая общую личностнуюнезрелость) и психофизиологических предпосылок, среди которых определяются,прежде всего, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабовыраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности(повышенная истощенность, несформированность произвольных форм деятельности,негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т.д.).
Управленческиенововведения
Онизатрагивают структуру, методы управления производством, организациями,ориентированы на замену элементов системы управления (или всей системы в целом)с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных задач. Примерыуправленческих инноваций мы находим в работах, касающихся совершенствованияуправления системой образования на федеральном и региональном уровнях.
Экономическиеинновации
Экономическиеинновации охватывают положительные изменения в финансовой, платежной,бухгалтерской областях, а также в планировании, мотивации и оплате труда иоценке результатов деятельности в образовании. Напрямую они не связаны спедагогикой, тем не менее их влияние сказывается на работе всей системыобразования, предоставляемых населению платных образовательных услугах.
Так, Указомправительства Российской Федерации № 505 от 5 июля 2001 г. утверждены Правилаоказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общегообразования. К платным образовательным услугам, предоставляемымгосударственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся:обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальныхкурсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучениюпредметов и другие услуги.
Социальныенововведения
Онипроявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки ивнедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональнойподготовки и повышение квалификации работников; системысоциально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системывознаграждения и оценки результатов труда. Это также улучшениесоциально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиенытруда, культурная деятельность, организация свободного времени. Для большинствапедагогических новшеств характерен социальный эффект. Он проявляется вповышении уровня образования, культуры, профессиональной подготовки молодежи,устранении негативных явлений в жизни общества, правонарушений, рационализацииумственного и физического труда, формировании полезных навыков и привычек,достижении более высокого уровня воспитанности.
Юридическиеинновации
Это новые иизмененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующиевсе виды деятельности образовательных учреждений. В последние годы издан рядзаконов и постановлений, связанных с аттестацией учащихся, введениемфедеральных и региональных образовательных стандартов, аккредитациейобразовательных учреждений, подготовкой и переподготовкой руководящих кадров идр.
Общийположительный эффект достигается за счет различных групп инноваций, учитывающихзапросы общества и решающих перспективные задачи в области воспитанияподрастающего поколения.
4.Характеристики и критерии оценки инноваций
По характерувклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические ипрактические.
Теоретическиеинновации
Ктеоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления,закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методикепреподавания, полученные в результате научно-исследовательской деятельности,положенные в основу инновационных процессов.
Практическиеинновации
Кпрактическим — новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации вобласти дидактики, теории воспитания, школоведения, технические средстваобучения, демонстрационная аппаратура, обучающие и контролирующие устройства,приборы и модели, натуральные объекты, аудиовизуальные средства.
Важноотличать новые знания от нововведений в области обучения и воспитания. В одномслучае происходит формирование новой идеи, нового знания, в другом —осуществляется процесс его применения.
Инновациихарактеризуются временными и качественными параметрами. Насколько онидолговечны и как быстро стареют? Можно ли считать новыми идеи, которые до сихпор не нашли достойной замены и остаются эффективными?
Бытуетмнение, будто сущность инновации не зависит от времени ее возникновения.Главный смысл идеи — установить, в какой степени она соответствует современнымтенденциям общественного развития, обеспечивает высокую эффективность икачество обучения при рациональных затратах труда педагога и учащихся. С этойточки зрения прогрессивные идеи прошлого и построенный на их основе опыт нельзярассматривать как устаревший.
Действительно,многие идеи, высказанные в прошлые годы учеными-педагогами, сохраняют своезначение и сегодня. Их большое влияние на развитие науки и практики никто неоспаривает, однако это не означает, что инновации, сформулированные десятилетияназад, следует считать новыми.
Наскольконовыми будут нововведения, в основе которых лежат известные в науке положения?Можно ли считать новаторами педагогов, сумевших внедрить эти идеи в практику?Нововведения должны оцениваться на момент их внедрения в практику внезависимости от времени обнародования исходной идеи. Сама идея может ужеустареть, в науке найдено новое решение, а нововведение только реализуется. Сэтой точки зрения следует считать новаторами педагогов, которым удалосьреализовать известные положения. Другое дело научная деятельность. На приоритетв науке может претендовать только тот, кто впервые получил новое знание,сформулировал его и обратил внимание общественности на эту проблему.
Понятия,характерные для техники, в определенной степени могут быть использованы прихарактеристике нововведений в области методики обучения или воспитания, когдадается общая оценка работы.
Нередкиситуации, когда идея известна, уже была внедрена в различных регионах, в разныхучебных заведениях и показала свою эффективность, однако в новых специфическихусловиях не рассматривалась. Речь идет о трудовом, эстетическом, экологическом,идейно-политическом воспитании и т.д. в различных регионах, старших и младшихклассах, на уроках литературы, истории, биологии и т.д. В какой степени здесьможно говорить о новизне инновации, если вопрос уже решен положительно в другомместе? Имеет ли право «местная» инновация на существование? Думается, да!Разница в социокультурных, экономических, организационных условиях в отдельныхрегионах, разнообразие возрастных групп учащихся и другие причины не позволяютмеханически копировать педагогические достижения.
Для оценкиновизны инновации в области образования более подходит классификация поуровням. Она отражает место полученных знаний в ряду известных и ихпреемственность.
Уровеньконкретизации
На этомуровне инновация конкретизирует отдельные теоретические или практическиеположения, касающиеся обучения и воспитания. Этот уровень в педагогическойнауке называют модификационным типом новизны (М.М. Поташник). Содержанием егоявляются усовершенствование, рационализация, видоизменение, модернизация того,что имеет аналог (программ, методики, структуры и т.д.). К модификации относитсяи перенос известной методики на новый (или другой) предмет. Примером этомуможет служить перенос метода укрупнения дидактических единиц, разработанного наматематическом материале П.М. Эрдниевым, в историю и другие учебные предметы.
Уровеньдополнения
Инновациярасширяет известные теоретические и практические положения в обучении ивоспитании. Полученное знание открывает новые грани проблемы, которые ранее небыли известны. В целом новшество не меняет картину, а дополняет ее. Примеромэтого же типа инновации в практической педагогической деятельности служитшироко известный опыт начальных классов средней школы № 109 г. Москвы Е.Н.Потаповой по созданию методики оптимизации обучения шести-семи-летних детейписьму (см. Е.Н. Потапова. Радость познания. М., 1990).

Уровеньпреобразования
Онхарактеризуется принципиально новыми идеями, подходами в области обучения ивоспитания, которых ранее не было в теории. Происходит принципиальная сменаточек зрения, выдвигается оригинальный подход, коренным образом отличающийся отизвестных представлений в данной области. В дидактике к этому уровню можноотнести исследования, которые обосновывают целостный подход к обучению. Образцыуникального новаторского и исследовательского педагогического опыта вобновлении школы продемонстрировали в своей работе такие педагоги и ученыеРоссии, как И.П. Волков, Г.И. Гончарова, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А.Караковский, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, П.М. Эрдниев, Е.А. Ямбург и другие.Их педагогические находки, результаты их педагогических новшеств уже сталидостоянием учительства всей страны.
Новые методы,которые предлагают наука и практика, должны обеспечивать высокийучебно-воспитательный эффект и стимулировать дальнейшее развитие школьников. Сэтой точки зрения далеко не все инновации оправдывают себя, хотя на отдельныхэтапах могут быть получены весьма обнадеживающие результаты.
Критериипрогрессивности педагогических инноваций могут выражаться в разных результатах.Например, разработаны новые варианты методик, которые частично или полностьюрешают определенную проблему. Выдвинуты новые концепции, идеи, классификации,охватывающие и объясняющие различные явления и факты в области обучения ивоспитания. Перспективны разработка и уточнение гипотез, позволяющих строитьновые проекты будущих воспитательных систем. Новые идеи и технологии открываютпути и направления для дальнейшего поиска, позволяют выдвинуть конструктивныепредложения, создавать актуальные исследовательские проекты и программы.
Предлагаемыенововведения должны быть теоретически или эмпирически обоснованы,соответствовать критериям обоснованности, к которым относятся:
-оптимальность,означающая затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения ожидаемыхрезультатов;
-результативность,выражающаяся в определенной устойчивости положительных результатов вдеятельности учителей;
-возможностьтворческого применения инноваций в массовом опыте.
Перечисленныекритерии позволяют отличать педагогические новации от педагогическогопрожектерства, научные и практические новшества в образовательных процессах.Они же — эти критерии — создают основу для педагогического творчества.
5.Инновационные учебные заведения
Новшествамогут применяться как к решению отдельных вопросов, так и к работеобразовательных учреждений в целом. Различают функционирующий(пассивно-приспособительный) и инновационный (развивающий) типы развитияучреждения, при котором управленческие решения принимаются на основе учетавозможных социально-педагогических изменений и осуществляющие опережающуюреакцию на них. Исходя из этого, одни образовательные учреждения работают врежиме функционирования, другие — в режиме развития. Именно последние относятсяк инновационным образовательным учреждениям, т.к. их педагогические системынаходятся в постоянном приближении к удовлетворению все возрастающих запросовличности и общества. В режиме развития работает большинство так называемыхавторских школ.
Авторскаяшкола
Этообразовательное учреждение, деятельность которого основана напсихолого-педагогической идее автора или авторского коллектива. Авторские школыразличаются по имени их создателей, а также философской илипсихолого-педагогической концепции, лежащей в их основе. Они могутреализовывать как старые (например, идея школы Л.Н. Толстого, идея школыМонтессори, идея вальдорфской школы, идея школы Френе, идея школы дальтон-план,идея самоценности детства (школа Корчака), так и новые идеи (например, идеяшколы диалога культур, идея школы-парка, идея школы-клуба, идея школы обучениядетей без отбора, идея школы свободы и сотрудничества, идея педагогическойподдержки, идея разновозрастного коллектива, идея Диалектического обучения идр.).
В настоящеевремя отдельными учеными или коллективами составлены авторские программы поразличным направлениям обучения и воспитания, например «школа диалога культур»(B.С. Библер, С.Ю. Курганова), «школа развивающего обучения (В.В. Давыдов),«школа самоопределения» (А.Н. Тубельский), разработка психолого-педагогическихоснов формирования здорового образа жизни Н.Т. Терехова, Центр «Дошкольноедетство им. А.В. Запорожца», программа обучения «Одаренный ребенок» Н.Б.Шумакова, интеграция детей-инвалидов в среде здоровых детей в совместнойучебной и досуговой деятельности Л.И. Солнцева и др.
Сущностьпедагогических поисков, экспериментальной работы в авторских школах может,например, состоять в поиске новых, отличных от существующей практики целейобразования; нового содержания образования при сохранении его традиционныхцелей и содержания; новых форм организации учебного процесса и воспитательногоколлектива и других направлений.
В процессеработы авторская концепция дополняется и нередко видоизменяется коллективомпедагогов, реализующих эту концепцию. Авторская школа является одним из типовэкспериментальной площадки, которая присваивается Министерством образования РФи органами народного образования после проведения всесторонней экспертизы.
Авторскихшкол в России — единицы. В перестроечный период появились школы с колоритныминазваниями: «Гимназия», «Академическая гимназия», «Школа-гимназия», «Казачийкупеческо-фермерский лицей», «Кадетский корпус», «Школа радости» и др. Средиэтого многообразия есть и такие школы, где инноваций нет. Но во многих школахинновации имеются. Таковыми в наши дни являются не только гимназии и лицеи, нои школы с углубленным изучением отдельных предметов, получившие аккредитациюпосле нескольких выпусков своих учеников.
Гимназия реализуетобщеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общегообразования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихсяпо предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательнуюпрограмму начального общего образования.
Лицей реализуетобщеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общегообразования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихсяпо предметам технического или естественно-научного профиля, и можетреализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.
Средняяобщеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов реализуетобщеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную)подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам.
Образовательныеучреждения, опыт которых имеет наибольший социальный эффект и заслуживаетраспространения, получают статус культурно-образовательной инициативы«Федеральная экспериментальная площадка» МО РФ, «Кандидаты ФЭП», «Кандидат нафедеральную экспериментальную площадку».
В наше времяв системе образования немало и негосударственных образовательных учреждений,среди которых встречаются и подлинно инновационные учебные заведения. Они невходят в систему государственных учреждений (муниципальные, частные, отобщественных и религиозных учреждений).