Cols=3 gutter=47> 1 Союзные республики накануне распада СССР

1) Союзные республики накануне распада СССР. Особенности Российской империи (СССР) как государства таковы: 1) Многонациональность. С древности русские княжества, в том числе Московское, формировались как славяно-финно-тюркская общ­ность. 2) Веротерпимость. В России присутствовали все мировые религии, при преобладании православия. 3) Территориальная экспансия. Вплоть до 40-х гг. XX в. государство Российское постоянно росло. 4) Высокая степень централизации управления. Россию объединяла мощная авторитарная власть. Россия всегда состояла из территорий, разнородных по уровню со­циально-экономического и культурного развития, по административно­му статусу, этнической принадлежности населения. Методы присоединения наложили отпечаток на отношение к рус­ским. Насильственное завоевание заложило традиции русо­фобии в Польше, на Северном Кавказе, в Прибалтике, Западной Украи­не, Туркмении и Узбекистане. Традиции благодарности России сложи­лись в Армении. В ст. 4 Конституции СССР 1924г. был заложен принцип самоопределения наций. В СССР существовали, центробежные силы. основу их составляли: 1) этнокультурная разнородность населения; 2) национально-территориальный принцип самоопределения народов; 3) произвол союзных властей в национально-государственном строительстве; 4) историческая память о былой независимости; 5) рост экономического потенциала и самостоятельности республик; 6) процесс формирования национальных политических элит; 7) “замороженные” этнополитические конфликты. Причиной недовольства русского населения служило также непро­порциональное формирование и распределение средств союзного бюд­жета в пользу среднеазиатских и Прибал­тийских республик. Национализм проявился прежде всего в идеологии. Демократиза­ция, политика гласности привели к появлению националистических настроений, которые проявились сначала – в виде критики национальной по­литики КПСС, затем – в образовании республиканских народных фронтов – “Руха” на Украине, “Саюдиса” – в Лит­ве, Партии национальной независимости Грузии, Комитета “Карабах” в Армении и т.д., поставивших себе целью борьбу за восстановление не­зависимости. В 1989 – 1990 гг. они пришли в власти в большинстве рес­публик. Лидером национальной оппозиции советской власти стала интеллигенция. Произошел взрыв бытового национализма в сочетании с русофоби­ей и антисоветизмом. Проявлением сепаратистских тенденций стала языковая революция 1989 – 1990 гг., когда одна за другой республики приняли законы о го­сударственном языке, которым были объявлены языки титульных наций. Шагом в сторону распада Союза стал переход на экономическую самостоятельность Прибалтийских республик по союзному закону 27 ноября 1989г. Важным фактором разрушения Союза стал “парад суверенитетов” 1989 – 1990 гг. Начал его Верховный Совет Литвы, приняв 26 мая 1989г. декларацию “О государственном суверенитете Литвы”. За ним последовали акты 11 марта 1990г. “О восстановлении Литовского госу­дарства” и “О восстановлении конституции 1938г.” В Латвии и Эстонии были приняты анало­гичные документы. Россия приняла декларацию о суве­ренитете 12 июня, Молдавия – 23 июня, Украина – 16 июля, Белорус­сия – 27 июля 1990г. Армения заявила о восстановлении независимости 23 августа 1990г. О восстановлении суверенитета Грузии объявлено в постановлениях Верховного Совета 9 марта и 20 июня 1990г. Акт о восстановлении независимости Грузии был принят 9 апреля 1991г. Туркменистан принял декларацию о суверенитете 22 августа, Таджики­стан – 22 августа, Казахстан – 25 октября, Киргизия – 15 декабря 1990г. Лишь Азербайджан и Узбекистан не сделали специальных заявлений о восстановлении суверенитета. Таким образом, к концу 1990г. стало ясно, что нарушены все прин­ципы федерации и союзный договор 1922г. не выполняется. Практиче­ски все республики заявили о верховенстве своих законов над союзны­ми на своей территории и об изменении своего статуса, все республики стали охранять свои экономические интересы и создали автономные системы распределения продовольственных товаров. Явочным поряд­ком начал меняться и единый социально-политический строй жизни. Этнополитические конфликты нарушили территориальное единство Азербайджана, Грузии и Молдавии. Однако существовали мощные силы, препятствовавшие разруше­нию СССР: 1) желание большинства советского народа жить в союзном госу­дарстве (на референдуме 17 марта 1991г. за сохранение СССР как об­новленной федерации проголосовали 76 % граждан, участвовавших в голосовании); 2) единство экономики; союзное руководство; 3) КПСС.^ 2) Провал Ново-Огаревского процесса. Встреча в Беловежской пуще лидеров трех союзных республик. Основным противником сохранения СССР были национальные политические элиты Прибалтийских, славянских, Закавказ­ских Республик и Молдавии. То, о чем не решались говорить официальные лица, открыто говорили интеллигенты. Главная линия противостояния легла между союзным руководством и лидерами РСФСР. После избрания Б.Н. Ельцина председателем Вер­ховного Совета на Съезде народных депутатов РСФСР 29 мая 1990г. российское руководство начало борьбу за осуществление суверенитета республики. Были созданы в течение лета 1990г. и в 1991г. необходимые высшие и цен­тральные органы управления – Центральный банк, Пенсионный фонд, Министерство обороны, КГБ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Генеральный прокурор, переподчинены им соответствующие службы и денежные средства. Необходимость пересмотра союзного договора 1922г. была очевид­на. Проекты, подготовленные Верховным Советом СССР, не устраивали республиканских политиков. С 23 апреля 1991г. в резиденции Горбачева в Ново-Огарево на­чались переговоры делегаций союзных республик и представителей союзного центра по договору о Союзе Суверенных Советских Респуб­лик. Новый договор предполагал существенное расширение полномо­чий республик, в том числе и суверенизацию автономных республик. В исключительном ведении Союза остались бы оборона, внешняя полити­ка и охрана границ, связь, информация, службы космическая, гидроме­теорологическая, стандартизации, геодезии и картографии, охрана об­щественного порядка. Собственность отошла бы к республикам. Договор 20 августа согласились подписать 9 респуб­лик из 15: РСФСР, УССР, БССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Узбекская ССР и Азербайджанская ССР. Проект нового союзного договора не устраивал ни республиканских лидеров, несмотря на их согласие подписать проект договора, ни кон­сервативных политиков в КПСС. Последние и предприняли попытку сохранить СССР путем военного переворота. Провал путча 19 – 22 августа 1991г. привел к резкому усилению позиций Б.Н. Ельцина, получившего контроль над союзными силовыми структурами. Путч также усилил центробежные тенденции и привел к фактической независимости ряда республик, которую признала Россия. Литва и Эстония заявили о выходе из СССР 20 августа, Латвия – 21 ав­густа, Украина – 24 августа, Беларусь – 25 августа, Молдова – 27 авгу­ста, Азербайджан – 30 августа, Кыргызстан, Узбекистан – 31 августа, Таджикистан – 9 сентября, Туркмения – 27 октября. Медлил до декабря только президент Казахстана Н.А. Назарбаев. Путч уничтожил коммунистическую партию. Деятельность ее была приостанов­лена 23 августа и запрещена 6 ноября 1991г. Собравшийся 2 сентября V съезд народных депутатов СССР самораспустился, приняв закон “Об органах государственной вла­сти и управления Союза ССР в переходный период”. Вместо правитель­ства действовал Межреспубликанский экономический комитет. Власть президента М.С. Горбачева была ограничена Госсоветом из глав 11 республик. С целью разработки Конституции Союза Суверенных Госу­дарств был избран новый Верховный Совет из депутатов съезда по 20 представителей от каждой республики. На съезд были посланы делега­ты от 7 республик. Резкую позицию стали занимать руководители некоторых союзных республик. Украина, например, отказалась принять проект конституции ССГ. 8 декабря в Беловежской пуще (Вискули) Шушкевич (Белоруссия), Ельцин (Россия) и Кравчук (Украина) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Стороны констатировали, что СССР как субъект меж­дународного права прекращает свое су­ществование, и образовали СНГ. Стороны декларировали, что Содру­жество создано с целью сотрудничества в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарных и иных областях. Стороны признали территориальную целостность друг друга, гарантировали открытость границ, свободу передвижения и информации в рамках Содружества. Сторонами предусматривались сохранение объединенного командова­ния стратегическими силами, гарантии международных обязательств СССР. Соглашение было открыто для присоединения других государств. Ожидаемый в Минске президент Казахстана Нурсултан Назарбаев за­держался в Москве. Б.Н. Ельцин инфор­мировал президента США Д. Буша, С. Шушкевич – Горбачева. Горбачев пытался сохра­нить Союз ССР. На встрече М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и Н.А. Назар­баева в Москве 9 декабря была достигнута договоренность, что проект об СНГ будет рассматриваться как вариант Союза наряду с проектом об ССГ в парламентах республик. В Белоруссии и на Украине 10 декабря ратифицировали Минское соглашение. 12 декабря Верховный Совет РСФСР также ратифицировал Соглашение об образовании СНГ и денонсировал договор 1922г. о соз­дании СССР.^ 3) Беловежские соглашения 1991г. и их последствия. 8 декабря в резиденции белорусского лидера Вискули руководители трех славянских республик Станислав Шушкевич (Белоруссия), Борис Ельцин (Россия) и Леонид Кравчук (Украина) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Стороны констатировали, что “Союз ССР как субъект меж­дународного права и геополитическая реальность прекращает свое су­ществование”, и образовали СНГ. Стороны декларировали, что Содру­жество создано с целью сотрудничества в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, пауки, торговли, в гуманитарных и иных областях. Стороны признали территориальную целостность друг друга, гарантировали открытость границ, свободу передвижения и информации в рамках Содружества. Сторонами предусматривались сохранение объединенного командова­ния стратегическими силами, гарантии международных обязательств СССР. Соглашение было открыто для присоединения других государств. Ожидаемый в Минске президент Казахстана Нурсултан Назарбаев за­держался в Москве. Участники той встречи гово­рят о спонтанности решения, но текст Соглашения свидетельствует о его продуманности, следовательно, заготовка у авторов была. Кравчук позднее отмечал, что о встрече славянских президентов в Минске договоренность была достигнута в середине ноября. Ельцин высказывал идею подобной договоренно­сти еще в начале 1991г. Понимали они и значение события, и его неле­гитимность. По союзной конституции отдельные республики имели право на выход из СССР, а не на его ликвидацию. Ельцин инфор­мировал президента США Д. Буша, Шушкевич – президента СССР Горбачева. Даже после Минского соглашения М.С. Горбачев пытался сохра­нить Союз ССР. На встрече М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и Н.А. Назар­баева в Москве 9 декабря была достигнута договоренность, что проект об СНГ будет рассматриваться как вариант Союза наряду с проектом об ССГ в парламентах республик. Однако Верховные Советы Белоруссии и Украины уже 10 декабря ратифицировали Минское соглашение. 12 декабря Верховный Совет РСФСР также ратифицировал Соглашение об образовании СНГ и денонсировал договор 1922г. о соз­дании СССР.^ 4) Алма-атинские договоренности 1991г. и их особенности. Окончательно судьбу СССР решила встреча президентов 11 новых независимых республик в Алма-Ате 21 декабря. Президенты Азербай­джанской Республики Муталибов, Республики Армения Тер-Петросян, председатель Верховного Совета Республики Беларусь Шушкевич, президенты Республики Казахстан На­зарбаев, Республики Кыргызстан Акаев, Республики Молдова Снегур, Российской Федерации Ельцин, Респуб­лики Таджикистан Набиев, Республики Туркменистан Ниязов, Республики Узбекистан Каримов, Украины Кравчук приняли декларацию об образовании Содружества Независи­мых Государств, прекращении существования СССР и протокол к Со­глашению о создании СНГ, подписанному 8 декабря Беларусью, Росси­ей и Украиной”. Алма-Атинская декларация невелика по объему. Независимые государства – Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина, заявили о следующем: Взаимодействие участников Содружества должно осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируе­мые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом со­глашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства. Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств – членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества. Подтверждалась приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков. С образованием Содружества Независимых Государств СССР прекращает свое существование. Государства – участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международ­ных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Государства – участники Содружества обязуются неукоснительно соблюдать принципы настоящей Декларации. В Декларации обращает на себя внимание стремление участников Содружества избежать любой формы зависимости или давления со сто­роны сильнейшего участника Соглашения – Российской Федерации, а также подчеркнутое нежелание иметь какую-либо надгосударственную структуру. Главы стран СНГ сразу же приняли ряд неотложных решений, ка­сающийся взаимных отношений и международного статуса своих стран. Особым решением они поддержали право Российской Федерации на преемственность места СССР в международных организациях и конста­тировали, что Беларусь, РСФСР и Украина окажут другим государствам Содружества помощь в решении вопросов их членства в ООН и других международных организациях. Тогда же было достигнуто Соглашение о координационных институтах СНГ. Ими стали Совет глав государств и Совет глав правительств.^ 5) Устав и статус СНГ в 1993г. Устав СНГ отразил состояние взаимоотношений стран Содружества в период наибольшего отталкивания, стремления новых независимых государств подчеркнуть обретенную суверенность прав. Устав состоит из преамбулы и девяти разделов. В преамбуле отме­чается, что причина объединения стран в СНГ – “историческая общ­ность своих народов и сложившиеся между ними связи”, что государст­ва объединяются в соответствии с нормами международного права для того, чтобы обеспечить общими усилиями “экономический и социаль­ный прогресс своих народов”. В первом разделе сформулированы цели и принципы Содружества, перечислены сферы деятельности. В ст. 1 подчеркивается суверенное равенство государств-членов Содружества и прямо указывается, что оно не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. СНГ определяется как межгосударственное международно-правовое региональное объединение. Целью Содружест­ва объявлено “осуществление сотрудничества в политической, эконо­мической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях” для обеспечения экономического и социального развития государств-членов в рамках общего экономического пространства и осуществления прав и свобод человека. Члены СНГ обязались строить взаимоотноше­ния на основе норм международного права, принципов уважения суверенитета, прав народов на самоопределение, нерушимости границ и территориальной целостности, неприменения силы и невмешательства во внутренние дела, обеспечения прав и основных свобод человека, уважения к культурной самобытности народов. Правовой базой межгосударственных отношений объявлены много­сторонние и двусторонние соглашения. Сотрудничество между страна­ми осуществляется в виде связей между государственными органами, общественными объединениями и экономическими структурами. Во втором разделе определяется членство в Содружестве. Различаются государства-учредители, подписавшие и ратифицировавшие минское соглашение 8 декабря 1991г. и алма-атинский протокол к нему от 21 декабря 1991г., и государства-члены, принявшие обязательства по Уставу СНГ в течение года. Членом Содружества могут стать также государства, принявшие обязательства соблюдать Устав и получившие согласие всех членов Содружества. Государства, участвующие в от­дельных видах деятельности Содружества, могут присоединиться к не­му на правах ассоциированных членов. На заседаниях могут присутст­вовать в качестве наблюдателей представители других государств. Вый­ти из Содружества государство-член может при извещении об этом за 12 месяцев. Меры к нарушителям устава применяются в соответствии с международным правом. В третьем разделе зафиксировано, что государства-члены СНГ про­водят согласованную политику в сфере безопасности, в том числе с по­мощью групп военных наблюдателей и сил по поддержанию мира. Пре­дусмотрены консультации и совместное применение вооруженных сил по решению СГГ. Раздел четвертый предусматривает мирное урегулирование взаим­ных конфликтов. Раздел пятый рассматривает сотрудничество в экономической, со­циальной и правовой областях. Здесь главным является сотрудничество и формировании общего экономического и информационного простран­ства, совместные проекты в гуманитарной сфере на основе многосто­ронних и двусторонних договоров. Предусмотрены консультации для решения споров. В шестом разделе определяются органы Содружества. По Уставу высшим органом является Совет глав государств (СГГ), который соби­рается 2 раза в год и решает принципиальные вопросы деятельности СНГ. Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти, собирается 4 раза в год. Решения СГГ и СГП принимаются на основе общего согласия. СГГ и СГП могут создавать рабо­чие и вспомогательные органы на постоянной и временной основе из полномочных представителей. Координационно-консультативный комитет (ККК) определен как постоянно действующий испол­нительный и координационный орган Содружества и состоит из двух полномочных представителей государств-членов. ККК возглавляется председателем, имеет Секретариат во главе с Координатором ККК – заместителем председателя. ККК должен был обеспечивать организаци­онно-техническую сторону работы СГГ, СГП и других органов Содру­жества. Местом пребывания органов Содружества, кроме СМО и СКПВ, был определен Минск. Рабочим языком Содружества признан русский. Раздел седьмой определял рамки межпарламентского сотрудничест­ва. Оно проводится Межпарламентской ассамблеей, состоя­щей из парламентских делегаций. Работу ассамблеи организует Совет. Процедурные вопросы ее регулируются регламентом. Местом пребыва­ния ассамблеи определен Санкт-Петербург. В разделе восьмом предусмотрено долевое финансирование органов Содружества и раздельное финансирование представителей, экспертов и консультантов. Одни статьи Устава устарели еще до его ратификации учредителями Содружества, другие получили наполнение с течением времени. Реаль­ная структура органов Содружества сейчас уже заметно отличается от уставной.^ 7) Формирование руководящих органов СНГ в начале 90-х гг. XX века. Формирование структуры органов СНГ началось в декабре 1991г. В Алма-Ате было заявлено о создании координацион­ных органов – Совета глав государств и Совета глав правительств, а также объединенного командования общего военно-стратегического пространства и передаче ре­шения о применении ядерного оружия президенту РСФСР. Вторым шагом по созданию координационных органов СНГ стало принятие Временного соглашения о Совете глав го­сударств и Совете глав правительств СНГ. Совет глав госу­дарств является высшим органом для обсуждения принципиаль­ных вопросов, связанных с координацией деятельности государств Со­дружества. Статья 2 определила равенство государств при решении вопросов взаимодействия и принцип принятия решений – консенсус. Необязательность вы­полнения решений сразу же превратила СГГ в дискуссионный клуб. Для организации работы СГГ и СГП 16 января 1992г. в Москве был подписан протокол для организационно-технической подготовки и проведения засе­даний СГГ и СГП Содружества, а также протокол об утверждении Ко­ординатора Рабочей группы. 8 февраля такая группа была создана решением СГП в Москве. Особым соглашением о вооруженных силах и пограничных войсках было подтверждено право государств на создание собственных Воору­женных Сил и постановлено решить вопрос о порядке упра­вления силами общего назначения. Особым соглашением участники Содружества признали необходи­мость объединенного командования стратегическими силами и опреде­лили их состав. Соглашение о совмест­ной деятельности по исследованию и использованию космического про­странства предусматривало образование Межгосударственного совета по космосу. В январе – марте были разработаны и заключены соглашения, определяющие органы управления Вооруженными Силами на переходный период до формирования собственных вооруженных сил странами – участниками СНГ. На заседании 14 февраля 1992г. в Минске было достигнуто соглашение о статусе страте­гических сил. Они должны были обеспечивать безопасность всех участ­ников Соглашения, находиться в совместной собственности, управлять­ся командующим стратегическими силами, который подчиняется СГГ и Главнокомандующему ОВС СНГ. Туркмения и Молдова не подписали этого документа, а Украина и Азербайджан обозначили конец 1994г. сроком выхода из Соглашения. 20 марта в Киеве был подписан ряд соглашений об управлении, которые определяли, что высшим органом Содружества по вопросам обороны является Совет глав государств. Он осуществляет военную политику, определяет кон­цепцию коллективной обороны, принимает военную доктрину и ядерную стратегию, устанавливает со­став и структуру Объединенных вооруженных сил, создает Главное ко­мандование, назначает Главнокомандующего и т.д. Реше­ния ССГ по вопросам обороны принимаются на основе консенсуса. Помимо Глав­ного командования Объединенных вооруженных сил, для координации военного строительства был образован Совет министров обороны. Со­глашение подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Рос­сия, Таджикистан, Узбекистан. Статус воен­ных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в СНГ, порядок их применения и обеспечения их действия были определены ташкентскими протоколами от 15 мая 1992г. На более тесное сотрудничество в области обороны пошли лишь Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Узбекистан, подписав в Ташкенте 15 мая 1992г. Договор о коллективной безопасности. Договор предусматривал коллективные действия в случае агрессии про­тив одной из стран его участников. Более широкую поддержку получили договора, направленные на поддержку ядерного щита и системы ПВО. Соглашение от 6 июля 1992г. закрепило сохранение единой системы ПРО, военно-космических сил и единого командования ими. Молдова эти договора не под­писала. Украина не вошла в систему ПВО. В течение 1992г. был упорядочен режим охраны границ и созданы соответствующие органы координации. В экономической и информационной сферах в 1992г. сотрудниче­ство стран СНГ было направлено на поддержание прежних хозяйствен­ных связей, на раздел имущества и ответственности. Вместо бывших союзных ведомств создавались межгосударст­венные координирующие специализированные советы. При всей своей неэффективности они ослабили удар от обвального распада союзных хозяйственных связей. В создании координирующих органов участвовали не все члены Содружества. Определенные усилия были предприняты и в сотрудничестве зако­нотворческих органов стран СНГ. 27 марта 1992г. в Алма-Ате было подписано соглашение о Межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ (Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и наблюдателей от Азербайджана и Молдовы). Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, пред­ставляющих взаимный интерес. Основная задача МПА – разработка модельных законов, сближающих законодательство стран. Была также создана Межпарламентская информационно-справочная служба. Результаты институализации отношений между странами СНГ были зафиксированы в Уставе, который был принят СГГ 22 января 1993г.^ 8) Организационная структура СНГ в 1994—2000 гг. СГГ и СГП сохранили свои функции и значение высших политиче­ских органов Содружества. Сохранился и сложившийся порядок их ра­боты, закрепленный Правилами процедуры, утвержденными 17 мая 1996г. СГГ. Порядок замещения места председателя СГГ предусматривает смену председателя через год. Однако Россия сохранила место председателя СГГ и после этого решения. СГП по-прежнему не играет самостоятельной роли в руководстве Содружеством, выполняя решения СГГ в части координации сотрудни­чества органов исполнительной власти в экономической, социальной и других сферах общих интересов. Возросла роль Межпарламентской ассамблеи, которая признана межгосударственным органом. МПА занимает­ся гармонизацией законодательных актов государств СНГ путем приня­тия модельных законов, синхронизацией ратификационных процедур, мирным урегулированием конфликтов, для чего образованы комиссии. В составе МПА работает 10 постоянных отраслевых комиссий по подготовке модельных законодательных актов. Техническую сторону работы МПА обеспечивает Секретариат во главе с Генеральным секре­тарем. Главой МПА является Председатель Государственной Думы Рос­сийской Федерации Г.Н. Селезнев. Из уставных координирующих институтов Содружества функцио­нируют также Экономический Суд, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными вой­сками. Упразднены Координационно-консультативный комитет, Глав­ное командование Объединенных вооруженных сил. Комиссия по пра­вам человека не имеет статуса координирующего органа. К неуставным координирующим органам сейчас относятся Совет коллективной безо­пасности, Экономический совет. Исполнительный комитет. Первым из уставных органов Содружества перестал существовать Главкомат ОВС после фактического распада Объединенных вооружен­ных сил Содружества. Было принято реше­ние о реорганизации Главкомата ОВС в Штаб по координации военного сотрудничества государств СНГ, который стал рабочим органом Совета министров обороны. Реальное военное сотрудничество протекает в рамках Договора о коллективной безопасности, вступившего в силу 20 апреля 1994г. и продленного в 1999г. на новый срок. Фактически это договор об оборо­нительном союзе. Из Договора вышли в 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Другим направлением военного сотрудничества является поддержа­ние мира, предотвращение и урегулирование конфликтов. Организую­щим это направление институтом остаются Коллективные силы по под­держанию мира. 24 сентября 1993 г. главами Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Тад­жикистана и Узбекистана был подписан Договор об Экономическом союзе государств, предусматривавший поэтапную интеграцию по об­разцу Европейского союза. В декабре к Экономическому союзу при­соединились Туркменистан и вошедшая в СНГ Грузия. В апреле 1994 г. к союзу присоединилась Украина в качестве ассоциированного члена. 21 октября 1994г. было подписано Соглашение о создании Межго­сударственного экономического комитета Экономического союза (МЭК). Од­новременно было подписано соглашение о Платежном союзе и созда­нии Валютного комитета. Отсутствие видимого прогресса в экономической интеграции вызвало критику руководства России со стороны других участников СНГ. 2 апреля 1999г. СГГ принял решение упразднить МЭК и Исполнитель­ный секретариат. Вместо них был образован Исполнительный комитет СНГ. Необходимость в специальным органе, координирующем экономиче­скую политику в СНГ, привела к образованию 25 января 2000 г. Эконо­мического совета Экономического союза. Он унаследовал структуру и функции МЭК. Его главной задачей является формирование зоны сво­бодной торговли. Экономический Суд СНГ призван обеспечить единообразие применения договоров и соглашений государств-участников СНГ и предназначен для решения экономических споров. Выросла роль Совета министров иностранных дел. Из совещательного органа он превратился исполни­тельный орган, принимающий решения в период между заседаниями СГГ и СГП. Кроме политических и координирующих органов, Уставом СНГ предусмотрено создание органов отраслевого сотрудничества. Их обра­зовано 70. Наиболее важные из них в про­мышленности; в сельском хозяйстве; в транспорте и связи; в области научно-технической полити­ки; в финансовой сфере. 21 октября 1994 г. СГП утвердил Общее положение о межгосударственных органах СНГ. Отраслевые органы сотрудничества часто реорганизуются, в 1999г. функции 9 из них были переданы Исполкому СНГ. Структура и функции органов Содружества будут и дальше менять­ся в зависимости от характера его эволюции.^ 10) Тенденции экономического развития стран СНГ в 90-е гг. XX в. Для стран постсоветскою пространства были характерны единые тенденции развития экономики в первые десять лет обретения незави­симости: 1) глубокий кризис производства; 2) финансовый кризис, ги­перинфляция, девальвация валют; 3) падение жизненного уровня, сни­жение качества жизни. Ни одна из бывших республик СССР еще не прошла период кризи­са. По особенностям экономической ситуации постсоветские государст­ва можно разделить на четыре группы. К первой относятся страны Бал­тии – Литва, Латвия и Эстония. Они, еще находясь в составе СССР, на­чали экономические реформы, связанные с отпуском цен, отказом от государственного регулирования рынка и производства, денационали­зацией промышленных, сельскохозяйственных, транспортных предпри­ятий, сферы услуг. Вместе с тем страны Бал­тии первыми начали и выход из кризиса. Сейчас их экономика восстановлена на две трети. Ко второй группе можно отнести Белоруссию, Киргизию, Казах­стан, Россию, Туркмению, Узбекистан. В этих странах реформы нача­лись позднее, чем в Прибалтике. Россия и Казахстан, после небольшого оживления в 1997г., пережили спад в 1998г., связанный с дефолтом российского рубля, и с 1999г. начали подъем. Наилучшим выглядит положение Узбекистана, практически восстановившего объем производства советского времени. К третьей группе стран относятся бывшие республики СССР, пора­женные длительными вооруженными конфликтами, возникшими в 1989 – 1990 гг. В них падение производства к середине 90-х гг. составило до 2/3 советского уровня, а в Грузии – 3/4. До сих пор экономика них государств пребывает в тяжелейшей депрессии. Молдавия и Грузия сохранили только около трети экономического потенциала. Особняком стоит Украина, больнее других переживавшая разрыв хозяйственных связей. Это без серьезных политических потрясений и воо­руженных конфликтов привело Украину к тому же экономическому краху, что и воюющие государства СНГ. Характерной чертой падения ВВП стран Содружества и Балтии яв­ляется в целом более глубокий кризис промышленности. Более других отраслей промышленности были сокращены техниче­ски сложные и наукоемкие отрасли производства под влиянием жесткой конкуренции и ограничительной политики на мировых рынках. Финансовый кризис выразился в разрушении единого рублевого пространства, гиперинфляции, девальвации национальных валют, де­фиците бюджета, росте внешней и внутренней задолженности всех стран постсоветского пространства. В большинстве стран постсоветского пространства вырос уровень не только абсолютной нищеты, но и относительной. Общей чертой экономического кризиса в странах СНГ является па­дение жизненного уровня. Падение жизненного уровня привело к снижению качества жизни, падению затрат на товары длительного пользования. Снизились также затраты населения на услуги, потребление электроэнергии. В большинстве стран СНГ и Балтии произошло сокращение про­должительности жизни, рост смертности населения, сокращение рождаемости, во всех странах, за исключением мусульманских, обозначилась депопуляция. Экономический кризис стал главной причиной социально-политической нестабильности стран постсоветского пространства и слабости интеграционных тенденций в экономической сфере.^ 11) Региональные экономические группировки на постсоветском пространстве в 1992— 1999 гг. Хронологически первой региональной организацией на постсовет­ском пространстве следует считать ^ Центрально-Азиатское сотрудниче­ство (ЦАС). 4 января 1993 г. руководители пяти центральноазиатских республик встретились в Ташкенте где было заявлено об общих экономических интересах стран региона. Новая коалиция получила на­звание “Центрально-Азиатское региональное содружество” (ЦАРС). В 1994г. к договору при­соединилась Киргизия. В том же году были созданы руководящие органы сообщества – Межгосударственный совет в составе президентов и пре­мьер-министров, его постоянно действующий орган – Межгосударствен­ный исполнительный комитет (МИК), Совет министров иностранных дел. Совет министров обороны, Центрально-Азиатский банк сотрудничества и развития. В 1996г. были образованы Совет премьер-министров, Ассо­циация предпринимателей. Статус наблюдателей в Межгосударственном совете имеют Россия, Грузия, Украина, Турция, Индия. В 1998г. к организации присоединяется Таджикистан, и она полу­чает название “Центрально-Азиатское экономическое сообщество” (ЦАЭС). Реальные результаты деятельности организации невелики и ограни­чиваются некоторыми успехами в области координации информацион­ной, транспортной сфер и в здравоохранении. Оживила взаимные военно-политические связи в рамках ЦАЭС уг­роза исламского терроризма. Профиль деятельности организации изме­нился, отражением чего стало изменение ее названия. В декабре 2001 г. ми встрече в Ташкенте президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана приняли решение дать организации назва­ние – “Центрально-Азиатское сотрудничество”. Вторым по времени образования является ^ Евразийское экономическое сообщество в составе России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана. Сообщество берет свое начало от Соглашения о Таможенном союзе между РФ и Республикой Беларусь. Интеграционные институты – Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентский комитет. Председателем Межгосударственного совета стал Назарбаев, штаб-квартира Интеграционного комитета находилась в Алма-Ате. Целью Соглашения о Таможенном союзе и Договора об углублении интеграции было создание единого экономического пространства. Поэтапно предполагалось образовать режим свободной торговли, единое тамож