Советская экономическая мысль: достижения, догмы, исторические судьбы

РЕФЕРАТ
по теме: «Советскаяэкономическая мысль: достижения, догмы, исторические судьбы»

1.Советская экономическая мысль 20-х гг.
Советскаяэкономическая мысль (СЭМ) явилась логическим продолжением социалистическойэкономической мысли и в своем зрелом виде была представлена как экономическаядоктрина марксизма-ленинизма с претензией на ее воплощение вконкретно-исторической практике стран мировой социалистической системы. Какнаучное направление СЭМ реал и завевалась под рубрикой «Марксистско-ленинскаяполитическая экономия – МЛПЭ» (наряду, например, с марксистско-ленинскойфилософией и т.п.). Ее главным разделом была политическая экономия социализма.
Позиции К.Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина наложили неизгладимый отпечаток наСЭМ, которая так и не смогла развить и трансформировать идеи в новых быстроменяющихся условиях XX века. Эта зависимость, а также культ личности Сталинапослужили причиной сильной догматизации советской политэкономии и какруководства в экономической политике, и как исследовательской парадигмы, и какпредмета, изучавшегося от кружков политграмоты до вузов. Идеологическоепроникновение МЛПЭ в сознание советского населения было чрезвычайно обширным идошло до ритуала, особенно в речах на официальных собраниях всех рангов, в текетах-цитатах монографий экономистов, во введениях диссертаций. Однако были уСЭМ и большие достижения, воспользоваться которыми правящая номенклатурнаяэлита так и не смогла или не поняла необходимости. Реформирование советскойхозяйственной системы осуществлялось по хронологическим рамкам смены партийноголидера страны. К тому же реформирование шло циклами «реформа-свертывание» вплотьдо последней советской «перестройки», когда рухнула система социализма.
Методическилогично изложить содержание истории СЭМ по десятилетним периодам. В 20-е годы,явственно различимы 2 этапа – военный коммунизм и НЭП. В этот период особенновидно влияние идей В.И. Ленина. В его обширном литературном наследии (45томов) можно выделить следующие блоки разработок по советской экономическойнауке:
созданиетеоретической платформы большевиков в революцию 1917 года. Здесь имелисьметодологические обоснования стадийности капитализма, обоснование законанеравномерности развития стран, доказательство достаточности субъективных иобъективных предпосылок взятия власти и условий для строительства социализма.Была сформирована экономическая программа первых послереволюционных действий поконфискации помещичьих земель, национализации промышленности, рабочемуконтролю, огосударствлению банковской системы, введению монополии внешнейторговли и, что самое существенное, – введению диктатуры пролетариата.
Учение опереходном периоде и его закономерностях, теория построения социализма.Последняя не носила характера догмы и часто, как у истинного диалектика,достраивалась по ходу исторического действия, вплоть до полной перемены точкизрения на социализм (при НЭПе). Здесь В.И. Ленин развил идеюсоотношения экономики и политики, выделил уклады и классы в переходнойэкономике, определил пути и формы использования госкапитализма, создал теорию«мирного существования», реставрировал в новых условиях теорию кооперированиямелкотоварного производства, был первым критиком антисоветизма (например, К. Каутского).
Положения опринципах и методах социалистического хозяйствования («учение о социализме»).Здесь обоснована роль планирования товарно-денежных отношений, материальногостимулирования и соцсоревнования, подчеркнута роль производительности труда,создана концепция материально-технической базы социализма (и активнопроводилась в жизнь, например, план ГОЭЛРО), выдвинут принцип участиятрудящихся в управлении производством и новой роли профсоюзов, продвинутамарксова теория воспроизводства и конкретизирована его идея о принципахраспределения при социализме (единство меры труда и меры потребления), выработкатеории сопровождается обоснованием методологических позиций. Здесь прежде всегоинтересны ленинские разработки диалектики, коммунистического способапроизводства, общего кризиса капитализма, построения социализма в ряде странАзии и Востока, минуя капитализм, необходимость экономического соревнования скапитализмом. Ленин развил метод конкретно-исторического подхода, диалектикуэкономических переходных форм, внес вклад в научную концепцию экономическихзаконов социализма, обогатил принцип историзма в обосновании периодизациисоциалистического общества, открыл неантагонистический характер противоречийпри социализме, показал необходимость в будущем процесса интеграции странсоциализма в мировую систему (отдавая первую роль Германии).
Приведенныйанализ позволил видеть, что В.И. Ленин как ученый-обществоведэволюционировал под воздействием факторов жизни, хотя может быть, – как редкокто в истории, – пытался преодолеть ее ход с помощью то партии, то диктатуры,то государства. Была и идея отмены денег, было и стремление к поголовномупривлечению всех трудящихся к управлению, был и синтез всех ветвей власти вСоветах, было и страстное ожидание (и подготавливание через Коминтерн) мировойреволюции. Во многом благодаря усилиям Сталина, выставившего себя как первогоученика Ленина, на Ленина легла тяжкая тень тоталитарного террора, а политика«Военного коммунизма» трактовалась недругами как политика на все времена.
Особаянелюбовь Ленина к служителям культа, профессуре и отчасти к интеллигенции вцелом, к «ренегатам» из своей среды была уравновешена его буквально ненавистьюи презрением к чванству, бюрократии, «российскому» разгильдяйству, И то, идругое мешало, по-видимому, его задаче строительства нового общества.
После смерти В.И. Ленина,борясь за социалистическое переустройство народного хозяйства,экономисты-марксисты продолжили ленинскую теорию. В решениях съездов, пленумовЦК, в трудах руководителей партии и советских ученых в 20-е годы обобщался опытстроительства нового общества, уточнялось марксистско-ленинское учение озакономерностях развития социализма. В результате этой работы сложиласьмарксистско-ленинская политическая экономия как раздел политэкономии в широкомсмысле. Это был плод коллективного творчества, плодотворных дискуссий.
Значение ипоследовательность постановки тех или иных проблем можно понять только с учетомсложных явлений хозяйственной жизни. Так, в условиях хозяйственной разрухи,голода, инфляции впервые годы советской власти усилия ученых были направлены насоизмерение сложности различных продуктов с помощью индексов (С. Струмилин,Е. Варга). После выхода из периода «военного коммунизма» встал вопрос обовладении рынком. Некоторые требовали закрыть предприятия, продукция которых неимела сбыта, перейти на капиталистические методы разрешения трудностей. Нобольшая часть рекомендовала пути планомерного овладения рынком, снижениясебестоимости товаров, регулирования цен и роста денежных доходов населения.Проведение в 1922–1924 гг. денежной реформы, обеспечивающей народноехозяйство устойчивой денежной единицей для соизмерения затрат и результатов,было большим достижением (Г. Сокольников, Л. Юровский и др.). Борьбапо конкретным экономическим вопросам сопровождалась острыми общетеоретическимидискуссиями. Ряд экономистов, в частности, Е. Преображенский, выступил стеорией «двух регуляторов» – закона первоначального социалистическогонакопления в обобществленном секторе и закона стоимости – в частном. Народноехозяйство механически разрывалось на две части, догматически копировалисьусловия возникновения капитализма, выдвигалась идея экспроприации мелкогокрестьянского хозяйства. Более умеренные теоретики исходили из того, чтоневозможны два не связанных между собою круга воспроизводства: промышленности исельского хозяйства. Их единство требовало планомерного регулированияэкономики. Был разработан балансовый метод планирования, что явилось крупнымоткрытием (Л.Н. Крицман, С. Струмилин, Л. Красин, Г. Кржижановскийи др.). Встала во весь рост проблема индустриализации. Между тем большоесопротивление оказывали представители буржуазной интеллигенции средиполитэкономов. Часть экономистов открыто возражала против командных методов, ивскоре они вынуждены были эмигрировать (П. Струве, Б. Бруцкус). Рядкрупных ученых-экономистов стремились сотрудничать с советской властью и внеслисвой вклад в разработку сложнейших вопросов (Н. Кондратьев, А. Чаянов,Н. Бо-голепов, П. Лященко и др.).
В эти же годырасширялся круг периодических изданий, освещавших экономические проблемы:журнал «Большевик» с 1924 г. (до 1991 г. «Коммунист», сейчас«Свободная мысль»), «Под знаменем марксизма» (1922–1944), «Вестник комакадемии»(1924–1935), «Плановое хозяйство» с 1922 г. (сейчас «Экономист»),«Экономическая газета» с 1918 г. Выходили учебники политической экономии: А. Леонтьева(1926), А.И. Богданова, И. Скворцова-Степанова (5 изданий), К. Островитяноваи И. Лапидуса (8 изданий) и других авторов. В этих учебниках проблемы ПЭСшли как итоговые параграфы по соответствующим главам или отдельной частью как«теория социалистического хозяйства» или «Курс экономической политики». Самоготермина «политэкономия социализма» еще не существовало.
Вэкономических изданиях тех лет, кроме вопросов о роли денег, о накоплении, охозяйственной перестройке, о судьбах ТДО, о методах планирования большоевнимание уделялось проблемам методологии:
обисторических границах политэкономии, о ее предмете, о проблемах
абстрактного труда. По первым двум проблемам состоялась дискуссия в 1925 году. Н. Бухарин,А. Богданов, А. Кон и другие обосновывали конец политэкономии,связывая ее предмет с капиталистическими производственными отношениями. Этотспор завершился в 1929 г. После опубликования замечаний В.И. Ленина(посмертно) на книгу Н. Бухарина «Экономика переходного периода», где В.И. Ленинпрямо указывал на политэкономию в широком и узком смысле и на то, что«например, отношение I и II будет при коммунизме». Эта дискуссия продолжалась в1928–1929 гг. и завершилась в начале 1930 г. статьей в журнале«Большевик», в которой призвали экономистов перенести центр тяжести на изучениепроблем социалистического строительства и проблем империализма.
Большуюработу по развитию теории социализма вели и такие большевики-ленинцы как,например, Ф.Э. Дзержинский, Л.Б. Красин, А.И. Рыков. Так, Ф.Э. Дзержинскийсделал свой вклад в разработку экономической политики партии, в планирование,хозрасчет, борьбу с бюрократизмом, подготовку кадров, стандартизацию. Известнаячасть его идей актуальна и поныне. Работы Л: Б – Красина сыграли видную роль вразвитии теории и практики советского планирования. А.И. Рыков вошел висторию, как выдающийся организатор предсовнаркома первых лет (после Ленина).
2.Основные направления развития политэкономии социализма
К началу 30-хгодов СССР подошел к индустриализации и коллективизации. На первый план вышливопросы планирования, хозрасчета, ценообразования и другие формысоциалистического хозяйствования, а также эффективность общественногопроизводства и управления, в частности, эффективность капиталовложений. В этотпериод углублялось понимание товарно-денежных категорий. Положение о том, чтоденьги сохранятся вплоть до полной победы коммунизма имело большое значение длясоветской экономической науки. Оно повлекло за собой вывод о том, что для всейэпохи социализма сохраняют свое значение хозрасчет, стимулирование, кредит,цены.
По проблемамэффективности решались как общие вопросы путей развития, воспроизводства, так ипоиски критерия эффективности, попытки измерить ее (Г. Абезгауз, П. Маслов).В основном в то время эффективность сводилась к росту производительности трудаи снижению себестоимости.
Значительноеместо в 30-е годы занимали проблема производительности и интенсивности труда,строительства материально-технической базы социализма. Большой вклад внесли вразработку этих вопросов С.Г Струм или М. Ноткин и др.
В 1931 г.Н. Вознесенский впервые обосновал термин «еще не написанной политическойэкономии социализма», Ему принадлежит особая роль в формировании политическойэкономии социализма (ПЭС). В 1940 г. вариант такого учебника был создан.
Победа СССР вВеликой Отечественной войне была и победой социалистической экономики,свидетельством мобилизационных преимуществ социализма, применения экономическихзаконов к военным условиям. ПЭС к этому времени накопила достаточнотеоретического материала по категориям, законам, фазам производственныхотношений (ПО), этапам становления способа производства. Требовалось осмыслитьсвязи между ними, дать систему категорий, адекватно отражающих реальнуюпрактику.
Большоезначение в этом отношении имела дискуссия в 1951 г., посвященная вопросуобъективных законов товарного производства, структуре учебника. В результате дискуссииполучила обоснование, объективность содержания (характера) экономическихзаконов. Были сформулированы Основной экономический закон социализма и законпланомерного пропорционального развития. В вышедшей в 1952 г. работе И.В. Сталина«Экономические проблемы социализма в СССР» формулировались два вышеупомянутыхзакона, положительно решался вопрос о признании действия закона стоимости присоциализме.
В 1954 г.первый марксистский учебник политической экономии с разделом «Социалистическийспособ производства» вышел в свет. Схема построения учебника надолгосохранилась в последующих изданиях, вплоть до середины 70-х годов. В этой схемебыла видна четкая методологическая позиция государственного социализма.
В конце 50-хгг. сложился новый этап в развитии экономики СССР. Успехи экономики нашейстраны, образование МСС позволили на XXI съезде сделать вывод, что социализм вСССР победил не только полностью, но и окончательно. Как тогда казалось,открылся путь к ускоренному развитию в направлении к коммунизму. Дальнейшееразвитие получила разработка проблем экономических законов. В эти годы вошло внауку деление законов на общие и специфические, была вскрыта ошибочность«потребительского» толкования ОЭЗС. Получила развитие теория товарно-денежныхотношений (ТДО), преодолено мнение об исключении средств производства из сферыдействия закона стоимости, а также, что товарно-денежная форма связипромышленности и сельского хозяйства (торговля) начинает тормозить движениеобщества к коммунизму и потому должна все более заменяться прямым продуктообменом.В ходе дискуссий в 1957–1958 гг. были сделаны важные выводы о характередействия закона стоимости, связавшие его действия с социалистическойсобственностью, с характером труда, отказ от учетной версии закона стоимостипозволил увязать величину стоимости с общественными потребностями. Значительнопродвинулись теория хозрасчета, планирование, воспроизводство рентныхотношений. Началось успешное развитие экономико-математического направления ибыл создан ЦЭМИ (B.C. Немчинов, Л.В. Канторович).
60-е годыначались с XXII съезда, принявшего новую Программу КПСС – план деятельности набольшой исторический срок. Курс на создание МТБ коммунизма исходит изопределяющей роли производства. В учебниках появляется раздел о закономерностяхперехода к коммунизму.
Но властьпоменялась и, как это становится традицией, началась подготовка экономическойреформы. С 1964 года был взят курс на развитие планирования, внедрение полногохозрасчета, реформирование цен. Углубилась разработка проблемы интересов и ихносителей, теории оптимального планирования и управления, хозяйственногомеханизма, стимулирования. Большое внимание уделялось разработке вопросоваграрной политики, аграрных и хозрасчетных отношений, социально-экономическихпроблем села.
В 1967 годувпервые в теоретических документах КПСС было отмечено построение в СССРразвитого социализма. Это послужило мощным толчком для появления крупныхтеоретических работ, ибо смена идеи коммунизма на этап развитого социализма всеже меньше отрывалась от жизни. В конце 60-х гг. в учебниках введены параграфыили разделы по критике антимарксистских теорий, стали проводиться конференции.
В 70-е годыПЭС все заметнее догматизировалась. Было заявлено о построении в СССР развитогосоциалистического общества (РСО) как нового этапа продвижения к коммунизму (насамом деле это было реальное отступление). Особенно богат теоретическимиразработками 1977 г. – год принятия новой Конституции и 60-летия ВОСР.Здесь сформированы выводы о едином народнохозяйственном комплексе, сложившемсяв СССР, о собственности как основе экономической системы, о принципиальноизменившейся роли коллективов ПО и НПО и т.д. Документы 1977 года окончательнораскрыли концепцию РСО, сделали ее международной.
Значительноеместо в работах экономистов этих лет уделено проблемам спроса, потребления,уровня и образа жизни, экономическим проблемам экологии, факторам роста,развития соцсоревнования. Продолжала разрабатываться проблема АПК иобобществления в промышленности. Больше, чем предыдущие годы, выходитметодологической литературы – по экономическим законам, по характерупроизводства, по системе ПО. Продолжала успешно разрабатываться проблемаматметодов в ПЭС. Больше, чем в другие годы, выпускается литературы по критикебуржуазных и оппортунистических теорий.
Однако вестиречь, даже на этом позитивном фоне, о создании научной системы ПЭС приходилосьосторожно и с оговорками. Мешал ряд нерешенных теоретических проблем: не быланайдена «клеточка» (исходное, основное отношение); отсутствовало научноеопределение собственности и ее места в системе ПО; спорным оставался характерсоциалистического производства; медленно развивалась теория хозяйственногомеханизма; не удавалось разработать систему показателей планирования адекватныхсистеме интересов участников производства; не были решены многие теоретическиевопросы распределительных отношений и т.д.
Существенноенегативное влияние не экономическую теорию в СССР оказал культ личностиСталина. В годы его правления ряд талантливых ученых были физически уничтоженыпо сфабрикованным обвинениям: Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, Н.А. Бухарин,В.А. Базаров, Л.Н. Юровский, Г.А. Фельдман, А.А. и Н.А. Вознесенскиеи многие другие. В конце 40-х гг. развернулась кампания по борьбе с«космополитизмом», когда остатки исследований в области экономической мыслиЗапада были свернуты. Большинство специалистов в области критики буржуазныхтеорий работали по нехитрой схеме: все расходившиеся с официальной советскойточкой зрения объявлялось либо ненаучным («вульгарным»), либо злономернойфальсификацией. Подобный подход не требовал ни углубления в истоки, низнакомства с действительным положением дел в дискутируемой сфере науки. Так,были пропущены маржинализм, кейнсианство, институционализм, теории конкуренции,теории трансформации, теории менеджмента и др. Советская экономическая наукаоказалась на обочине мировой экономической мысли.

3.Постсоветская экономическая мысль
Кпостсоветской экономической мысли можно отнести всю сумму концепций, теорий,программ (в том числе политических партий и движений), монографий, статей иучебной литературы по поводу развития экономики России в 90-е гг. XX в. – вначале XXI в.
Отражаяинтересы разных социальных групп и выявляя разное понимание путей и формпереходного развития, постсоветская мысль формировалась как дискуссионная,противоречивая и незавершенная.
В советскоевремя развитие академической науки (ее еще можно назвать фундаментальной, хотя,разумеется, имелись и прикладные исследования) концентрировалосьпреимущественно в институтах Академии наук (ИМЭМО, ИЭ, ЦЭМИ и др.). С начала 90-хгг. эта ветвь научных знаний развивалась в неблагоприятных условиях – резкосократились масштабы финансирования, уменьшились масштабы теоретическихисследований, происходил отток кадров, например, в частные исследовательскиеорганизации и фирмы, имела место и некоторая эмиграция (например, чтение лекцийв западных университетах). В среде академического научного сообществаопределился ряд тенденций на сложившуюся ситуацию. Во-первых, тенденция«государственности», отторгающая многие постулаты либерализма, за исключением,возможно, неокейнсианства. Эти ученые критикуют ход, экономические результаты,социальные последствия «ельцинско-гайдаровских реформ». К их числу можноотнести таких известных экономистов, как Л.И. Абалкин, Д.С. Львов,СЮ. Глазьев, Н.П. Шмелев, Ю.Я. Ольсевич, Ю.М. Осипов, Г.Х. Попов,С.М. Меньшиков.
Другиеэкономисты разрабатывают, в частности, теорию философии хозяйства (Ю. Осипов),проблемы административно-командной системы и ее реформирование (Г. Попов),закономерности российского варианта перехода к рынку (С. Меньшиков, Ю. Ольсевич).Эта группа оппонирует сторонникам либеральной экономики и соответственномонетаристским подходам. Лидером здесь является Е. Гайдар – один изглавных разработчиков «шокового» варианта перехода к рынку, последовательныйсторонник всемерной либерализации народного хозяйства, жесткой денежнойполитики. В 1992–1994 гг. занимал посты и.о. председателя правительства,вице-премьера, министра финансов.
Достаточноактивно развивается теория переходного периода, или «транзитология». Здесьособенно заметны учебник МГУ «Экономика переходного периода» под ред. В.В. Радаеваи А.В. Бузгалина, 1995; работы Ю. Ольсевича; А.И. Колганова идругих. В области общей экономической теории вызывают интерес концепция теориипостэкономического общества В. Иноземцева, развивающего свою позицию«постиндустриализма».
Российскаяэкономическая мысль постсоветского периода все более активно использует институциональнуютеорию (неоинституциализм, эволюционная экономика). Ведущие российские журналырегулярно публикуют статьи и обзоры по этому направлению таких авторов, какP.M. Нуреев, А. Олейник, А. Шаститко, А.Н. Нестеренко,
Учебникипереходного периода как одна из граней вузовской науки тоже весьма характерны.В первом поколении это были переводы Хейне (1991), Пиндайка и Рубинфельда(1992), Макконнелла и Брю (1992, как бы базовый), Фишера–Дорнбуша–Шмалснзи(1993), Самуэлсона (1994).
Затем сталипоявляться довольно массово учебные пособия российских авторов: «Экономика ибизнес» (МГТУ им. Баумана, под ред. В.Д. Камаева), «Макроэкономика»(СПбГУЭФ, под ред. Л.С. Тарасевича), курс «Микроэкономики» Р. Нурееваи «Микроэкономика» в 2 томах. В прикладной экономике устойчивые позиции занялишколы бизнеса или специализации в области менеджмента в различных вузах.
Такимобразом, можно считать, что:
во-первых,академическая, вузовская и «фирмовая» (куда отнесем и многочисленныесамостоятельные НИИ) ветви науки постепенно вырабатывают ряд положений, ведущихпостсоветскую мысль к некоторому консенсусу;
во-вторых,преодолевается ученическое отношение к западным теориям (и учебникам);
в-третьих,вырисовываются начала теории переходного периода и компаративной экономики;
в-четвертых,усиливается связь экономической науки с хозяйственной практикой;
в-пятых,усиливается «взаимодействие» экономической теории и экономических учебных(вузовских) дисциплин (учебников, программ, спецкурсов, стандартов, методикобучения).