Учение о праве Фомы Аквинского

Содержание
Фома Аквинский и философско-правовые концепциисредневековья
Учения о праве Фомы Аквинского
Общее благо как категория права
Либертарно-юридическая концепцияобщего блага
Социальное равенство и «уравниловка»: соотношениепонятий
Список использованной литературы
Фома Аквинский и философско-правовые концепциисредневековья
ФомаАквинский предпринял попытку систематизировать христианские идеи, свести их вединое непротиворечивое целое, его философско-правовые воззрения изложены втрактатах «Сумма теологии», «О правлении государей», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.
Основныеположения права и закона трактуются Аквинским в контексте христианскихпредставлений о месте и назначении человека в божественном миропорядке1. В егоконцепции соотношения закона и права под законом в самом общем виде имеется ввиду известное правило и мерило действий, которым кто-либо побуждается кдействию или воздерживается от него. Более конкретно он определяет законследующим образом: «Закон есть известное установление разума для общегоблага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе» Аквинскийдает следующую классификацию законов:
1) вечныйзакон (lex aeterna),
2) естественныйзакон (lex naturalis),
3) человеческийзакон (lex humana) и 4) божественный закон (lex divina).
Вечныйзакон, представляет собой всеобщий закон миропорядка, выражающий божественныйразум в качестве верховного общемирового направляющего начала, абсолютного правилаи принципа, который управляет всеобщей связью явлений в мироздании (включаяестественные и общественные процессы) и обеспечивает их целенаправленноеразвитие. Вечный закон как закон всеобщий является источником всех другихзаконов, носящих более частный характер.
Естественныйзакон, согласно которому вся богосотворенная природа и природные существа (втом числе и человек), в силу прирожденно присущих им свойств, движутся креализации целей, предопределенных и обусловленных правилами (т.е. законом) ихприроды. Смысл естественного закона для человека как особого существа,одаренного богом душой и разумом (прирожденным, естественным светом разумения ипознания), состоит в том, что человек по самой своей природе наделенспособностью различать добро и зло, причастен к добру, и склонен к действиям ипоступкам свободной воли, направленной к осуществлению добра как цели. Этоозначает, что в сфере практического поведения человека (в области практическогоразума, требующего делать добро и избегать зла) действуют правила и веления,естественно определяющие порядок человеческих взаимоотношений в силуприрожденных влечений, инстинктов и склонностей человека (к самосохранению,браку и деторождению, к общежитию, богопознанию, уважению достоинства каждогочеловека и т.д.).
Человеческийзакон — это положительный закон, снабженный принудительной санкцией против егонарушений. Совершенные и добродетельные люди, замечает он, могут обходиться ибез человеческого закона, для них достаточно и естественного закона. Но чтобыобезвредить людей порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям,необходимы страх наказания и принуждение. Человеческим (положительным) законом,согласно учению Аквинского, являются только те человеческие установления,которые соответствуют естественному закону (велениям физической и нравственнойприроды человека), иначе эти установления — не закон, а лишь искажение закона иотклонение от него. С этим связано отличие справедливого человеческого(позитивного) закона от несправедливого.
Аквинскийразличает два вида несправедливых законов: Несправедливые законы первого вида(в них отсутствуют те или иные обязательные признаки закона, например, вместообщего блага имеют место частное благо законодателя, превышение им своихправомочий и т.д.), хотя и не обязательны для подданных, но их соблюдение незапрещается в видах общего спокойствия и нежелательности культивироватьпривычку не соблюдать закон.
Ко второмувиду несправедливых законов относятся те, что противоречат естественному ибожественному законам. Такие законы не только не обязательны, но и не должнысоблюдаться и исполняться.
Божественныйзакон — закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении (вВетхом и Новом завете).Учения о праве Фомы Аквинского
/>
2(ius)- это, согласно Фоме, действие справедливости (iustitia) в божественном порядкечеловеческого общежития — одна из этических добродетелей, которая состоит ввоздаянии каждому своего, ему принадлежащего. Аквинский, следуя Ульпиану,характеризует справедливость как неизменную и постоянную волю предоставлятькаждому свое. Разделяет он и учение Аристотеля о двух видах справедливости — уравнивающейи распределяющей. В соответствии с этим право (понимаемое также как праведное исправедливое) характеризуется Аквинским как известное действие, уравненное вотношении к другому человеку в силу определенного способа уравнения.
Приуравнении по природе вещей речь идет о естественном праве (ius naturae), приуравнении по человеческому волеустановлению — о цивильном, позитивном праве(ius civile). Право, устанавливаемое человеческой волей (или человеческимзаконом), Аквинский называет также человеческим правом (ius humanum). В целом,согласно трактовке Аквинского, получается, что человеческий закон, только соответствуяестественному закону и божественному закону, а также требованиям естественногоправа, может выступить в качестве надлежащего (закономерного и правомерного) источникапозитивного (человеческого, цивильного) права.Общее благо как категория права
Естественно-правоваяконцепция общего блага
Понятие «общегоблага» относится к числу фундаментальных идей и принципов всей европейскойсоциальной, политической и правовой культуры. Сам термин «bonum commune»(общее благо), утвердившийся в средние века, встречается впервые у римскогостоика Сенеки, однако данное понятие по существу разрабатывалось с естественно-правовыхпозиций уже древнегреческими авторами (Демокрит, Платон, Аристотель и др.), азатем Цицероном и римскими юристами. Большое внимание идее общего блага уделялимыслители Средневековья и Нового времени (Фома Аквинский, Гроций и др.).
Рядсодержательных положений, сыгравших важную роль в формированииестественно-правовой концепции «общее благо», был разработандревнегреческими мыслителями, особенно Аристотелем. Так, в своем учении ополитике Аристотель отмечал, что политика — наука о высшем благе человека игосударства-полиса. При этом под «высшим благом» в телеологическомподходе Аристотеля по существу имеется в виду во многом то же самое, что вдальнейшем стали называть «общим благом». Государство (полис), поАристотелю, — высшая форма общения, и в этой политической форме общения иорганизации жизни людей все остальные формы общения (семья, селение) достигаютсвоего завершения. В государстве (политической форме общения) завершаетсягенезис политической природы человека, и человек, согласно Аристотелю,достигает своей высшей цели (благой жизни). Государство (полис) ипредставленные в нем высшее благо являются выражениями политической природычеловека и тем самым носят естественно-правовой характер. «Общее благо»у римских авторов (у Цицерона, Сенеки, римских юристов, стоиков), как и «высшееблаго» у Аристотеля, коренится в естественном праве и является выражением естественно-правовойсправедливости.
Реальныйисточник «общего блага» (или «высшего блага») и егоестественно-правового характера — объективная природа человека, посколькучеловек по природе своей — существо политическое (Аристотель), социальное(римские авторы). Причем эти характеристики природы человека как политическойили социальной в данном контексте имеют идентичный смысл, поскольку в обоихслучаях речь идет о справедливом способе (с позиций естественного права) выраженияи защиты блага всех членов социума (сообщества) в условиях его политической(государственной) формы организации. С позиций естественно-правовой трактовкиобщее благо, государство и законы — это необходимые формы выражения объективнойприроды человека как существа социального (политического) и разумного. Здесьсоциальность, политичность и разумность человека по существу совпадают. Разумнопонятая социальность (политичность) человека — это общее благо, государство изаконы, соответствующие требованиям естественного права.
Общаясоциальность (политичность) и разумность людей, лежащая в основе концепцииобщего блага, предполагает свободу и равенство людей как членов данногосоциального (и политического) целого, как субъектов этого «общегоправопорядка». При этом античная концепция общего блага исходит из делениялюдей на свободных и несвободных. Несвободные находились вне пределов общегоблага, членов данной социально-политической общности, граждан государства,субъектов «общего правопорядка» и субъектов права вообще. Христианствокак религия свободы сыграло всемирно-историческую роль в преодолении этогокоренного порока античной теории и практики и в утверждении всеобщей свободы иравенства людей. Это принципиальное обстоятельство нашло свое отражение и всоответствующих христианских доктринах естественного права, общего блага,справедливости, государства.Либертарно-юридическая концепция общего блага
/>
Общее благо,согласно юридическому либертаризму, это правовая форма признания и реализации,индивидуальных благ по принципу формального равенства. В концепции общего благапредставлена правовая модель выявления, согласования, признания и защитыразличных, во многом противоречащих друг другу интересов, притязаний, вольчленов данного сообщества в качестве их блага, возможного и допустимого с точкизрения всеобщей меры равенства, единой и равной для всех правовой нормы. Понятие«благо» (индивидуальное и общее) включает в себя, таким образом,различные интересы, притязания, воли различных субъектов (физических июридических лиц) лишь в той мере, в какой они соответствуют общей правовойнорме, отвечают единым критериям правовых запретов и дозволений, возможны идопустимы в рамках общего правопорядка.
В этомсмысле можно сказать, что понятие «благо» — это юридически квалифицированныйинтерес (притязание, воля и т.д.). Согласно либертарной концепции общего блага,в многообразии сталкивающихся между собой различных целей, интересов,притязаний, воль членов данного сообщества правовой путь к общему согласиюсостоит в нахождении, утверждении и действии соответствующей регулируемойситуации всеобщей и общеобязательной правовой нормы — конкретизации принципаформального равенства, т.е. равной для всех меры свободы и справедливости.
/>Всеобщее правовое начало, представленное в общем благе, — этоформальное единство различий, то общее, что объединяет различия, т.е. тавсеобщая правовая форма и норма, тот всеобщий масштаб, в которых выражена самавозможность сосуществования этих различий по общей для всех них (и их носителей- субъектов) норме равной свободы. ля всех внешнего проявления этих различий.
/>Общий интерес и общая воля носителей различных частныхинтересов и воль — если они хотят быть свободными — состоят в формировании,утверждении и действии всеобщей правовой нормы, общеобязательного для всехправа. Чтобы частные воли были свободны, нужна общая норма о равных и одинаковосправедливых условиях их свободы — в этом по существу и состоит смысл такназываемой «общей воли», если ее понимать с позиций концепции общегоблага. В данной концепции выражено то принципиальное обстоятельство, что право- это минимально необходимое всеобщее нормативное условие для максимальновозможной свободы.
При этомимеется в виду свобода (свобода воли) для всех участников отношений,подпадающих под действие соответствующей правовой нормы, — независимо от того,идет ли речь о сфере действия внутреннего или международного права. Общее благовыражает объективно необходимые всеобщие условия для возможного совместногобытия и согласованного сосуществования всех членов данного сообщества вкачестве свободных и равных субъектов и тем самым одновременно — всеобщиеусловия для выражения и защиты блага каждого. В данной концепции общее благо неотделено и не противопоставлено благу каждого. Подлинными носителями общегоблага исходно и постоянно являются сами члены данного сообщества (каждый вотдельности и все вместе), организующие соответствующие государственно-правовыеформы своей жизни на началах равенства, свободы и справедливости. Круг свободныхи равных лиц, охватываемых концепцией общего блага, исторически изменялся (отдревности до современности), но в любом своем варианте данная концепцияпредполагает общий для всех членов этого круга принцип правового равенства,общеобязательный правовой закон, общий правопорядок.
/>Общее благо — это смысл и искомый результат правового типаорганизации социально-политического сообщества людей как свободных иравноправных субъектов. Исторический опыт и теория свидетельствуют, что толькотакой тип организации сообщества людей и согласования интересов сообщества иего членов, целого и части, частного и публичного, индивидов и власти,совместим со свободами и правами людей, с признанием достоинства и ценностичеловеческой личности. Речь по существу идет об организации социума, частных ипубличных отношений людей на основе и в соответствии с требованиями правовогопринципа равенства, свободы и справедливости. Все остальные (не правовые) типыорганизации жизни людей по сути своей основаны на несвободе и бесправии людей,на насилии и произволе. Право (и соответствующее правовое государство) — это иесть принцип и порядок человеческого блага, индивидуального и общего.
Социальное равенство и «уравниловка»: соотношениепонятий
Социальноеравенство — состояние общества, которое характеризуется отсутствиемсущественных социальных различий. Одна из гуманистических общечеловеческихценностей. Первоначально идея социального равенства носила религиозный характер.Согласно христианству и некоторым другим религиям, все люди равны от рождения. Этотак называемая идея онтологического равенства людей. В смысле равенствавозможностей понятие социального равенства использовалось в качестве одного изтрех основных принципов буржуазных революций (свобода, равенство, братство) ибуржуазного права. Уравнительное распределение благ «уравниловка» — древнейшийпринцип человеческого общежития. В обществах, основанных по принципу семьи,каждый имеет равное право на пищу. В самом чистом виде это отражено впервобытных обществах. Смысл марксистско-социалистической уравниловкиобусловлен тем, что, согласно марксизму, формальное равенство — это буржуазноеправо, буржуазное «равное право» (оно, согласно марксизму, на первойступени коммунизма преодолено по отношению к обобществленным средствампроизводства, но сохраняется для распределения предметов индивидуальногопотребления «по труду»), а искомое «фактическое равенство»- это удовлетворение потребительских нужд каждого «по потребностям». Развитиеот низшей фазы коммунизма (т.е. социализма) к его высшей фазе (полномукоммунизму), по такой логике, означает движение «дальше от формальногоравенства к фактическому, т.е. к осуществлению правила: „каждый поспособностям, каждому по потребностям1“ Везде, где действует уравниловка,неизбежны дифференциация и различие социальных ролей, статусов и функций,уравнивающих и уравниваемых со всеми вытекающими отсюда последствиями. Среди „равных“выделяются номенклатурно „более равные“ и „равнейшие“.
Привилегииуравниловки как раз выражают и поддерживают реально возможный способ ееосуществления в жизни. В целом социалистическая уравниловка была призвана спомощью властно-распределительных норм нивелировать допускаемые при социализмеразличия в сфере потребления и удержать эти различия в рамках требованийпринципа отрицания частной собственности.
Список использованной литературы
1. Кузнецов В.Э. Философия права в России.М., 1989
2. Нерсесянц В.С. Философия права.М., 2007
3. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права.М., 1998