Содержание
Введение
1. Понятие, сущностьи значение дивидендной политики
2. Методики выплатыдивидендов
2.1 Методикафиксированных дивидендных выплат
2.2 Методика выплатыгарантированного минимума и экстра-дивидендов
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Дивидендная политика предприятия оказывает большое влияниене только на структуру капитала, но и на инвестиционную привлекательностьсубъекта хозяйствования. Если дивидендные выплаты достаточно высокие, то этоодин из признаков того, что предприятие работает успешно и в него выгодновкладывать капитал. Но если при этом малая доля прибыли направляется наобновление и расширение производства, то ситуация может измениться. Одним изпоказателей, характеризующих дивидендную политику, является уровеньдивидендного выхода, т.е. удельный вес прибыли, направляемой на выплатудивидендов по обыкновенным акциям.
Существуют два различных подхода в теории дивиденднойполитики. Первый подход основывается на остаточном принципе: дивидендывыплачиваются после того, как использованы все возможности эффективногореинвестирования прибыли, что предполагает рост их в перспективе. Второй подходвытекает из принципа минимизации а, когда акционеры предпочитают невысокиедивиденды в текущий момент высоким в перспективе.
Источником выплаты дивидендов могут быть чистая прибыльотчетного периода, нераспределенная прибыль прошлых лет и специальные резервныефонды, созданные для выплаты дивидендов по привилегированным акциям на случай,если предприятие получит недостаточную сумму прибыли или окажется в убытке.Поэтому могут быть случаи, когда дивидендные выплаты превышают сумму полученнойприбыли. Принятие решения о размере дивидендов — непростая задача. С однойстороны, в условиях рынка всегда имеются возможности для участия в новыхинвестиционных проектах с целью получения дополнительной прибыли, а с другой — низкие дивиденды приводят к снижению курсовой стоимости акций, котораяопределяется как отношение суммы дивиденда на одну акцию к рыночной нормедохода (ставке банковского процента по депозитам), что нежелательно дляпредприятия. В мировой практике разработаны различные варианты дивидендных выплатпо обыкновенным акциям: постоянного процентного распределения прибыли; фиксированныхдивидендных выплат, независимо от дохода; выплаты гарантированного минимума иэкстра-дивидендов; выплаты дивидендов акциями.
1. Понятие, сущность и значение дивидендной политики
Дивидендная политика – это часть финансовой стратегиипредприятия, направленная на оптимизацию пропорций между потребляемой иреинвестируемой долями прибыли с целью увеличения его рыночной стоимости иблагосостояния собственников.
Вкладывая средства в акцию, долю, пай в капиталепредприятия, инвестор фактически становится его совладельцем и получает правона участие в распределении получаемых доходов. В общем случае реализацияданного права осуществляется в виде изъятия в пользу владельцев части прибыли вразличных формах. Для акционерных обществ реализация права на участие враспределении прибыли традиционно осуществляется в форме дивидендных выплат.
Дивиденд – это часть прибыли, распределяемая междусобственниками в соответствии с количеством приобретенных акций, долей, паев стой или иной периодичностью.
Право на получение дивидендов дают как привилегированные,так и обыкновенные акции. Согласно отечественному законодательству в уставеакционерного общества должен быть определен минимальный размер дивиденда попривилегированным акциям. Дивиденды по обыкновенным акциям выплачиваются толькопосле покрытия всех затрат, уплаты процентов по выпущенным облигациям, взятымкредитам, налогов и дивидендов по привилегированным акциям. Таким образом, прававладельцев обыкновенных акций на получение части дохода от деятельностиобщества удовлетворяются в последнюю очередь.
Одним из существующих источников финансирования предприятиясчитается нераспределенная прибыль, выплата дивидендов уменьшает величину прибылинаправленную на реинвестирование.
Решения о порядке и размере выплаты дивидендов являетсярешение о финансирование деятельности предприятия и влияет на размерпривлекаемых источников капитала.
Чем больше ожидаемые дивиденды и темпы их прироста, тем большетеоретическая стоимость акций и благосостояния акционеров в краткосрочнойперспективе.
Однако выплаты дивидендов уменьшает возможностьрефинансирования прибыли в долгосрочной перспективе, что может отрицательносказаться на доходах и благосостоянии собственников.
Важнейшей задачей дивидендной политики является нахождениеоптимального сочетания интереса акционеров с необходимость достаточногофинансирования развития предприятия.
Этапы формирования дивидендной политики:
1 этап. Оценка факторов, определяющих формированиедивидендной политики.
2 этап. Выбор типа дивидендной политики и методики выплатыдивидендов.
3 этап. Разработка механизма распределения прибыли, всоответствии с избранной методикой выплаты дивидендов.
4 этап. Определение уровня дивидендов на одну акцию.
5 этап. Оценка эффективности проводимой дивидендной
Согласнороссийскому законодательству источниками дивидендов могут выступать: чистаяприбыль отчетного периода, нераспределенная прибыль прошлых периодов испециальные фонды, созданные для этой цели (последние используются для выплатыдивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли илиубыточности общества). Поэтому теоретически предприятие может выплатить общуюсумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетного периода.Однако базовым является вариант распределения чистой прибыли текущего периода.
Величиначистой прибыли любого предприятия подвержена колебаниям; не исключена такжеситуация, когда предприятие может отработать с убытком. Принятие решения оразмере дивидендов в любом случае является непростой задачей. Во-первых, вусловиях рынка всегда имеются возможности для расширения производственныхмощностей или участия в новых инвестиционных проектах. Во-вторых,нестабильность выплаты дивидендов или резкое изменение их величины чреватыснижением курсовой стоимости акции. Именно поэтому в мировой практикеразработаны различные варианты дивидендных выплат
2. Методики выплаты дивидендов
2.1Методика фиксированных дивидендных выплат
Методика фиксированных дивидендных выплат (или стабильногоразмера дивидендных выплат) подразумевает регулярную выплату дивидендов на однуакцию в неизменном размёре, в течение продолжительного времени безотносительнок изменению курсовой стоимости акций. При высоких темпах инфляции суммадивидендных выплат корректируется на индекс инфляции. Если предприятиеразвивается успешно и сумма годовой прибыли превышает размер средств,необходимых для выплаты дивидендов на стабильном уровне, то показательфиксированных дивидендных выплат, на акцию может быть повышен. При проведениидивидендной политики с использованием этой методики предприятия такжеиспользуют показатель дивидендного выхода, служащий ориентиром при определенииразмера фиксированного дивиденда на перспективу.
Преимуществом этой методики является ощущение надежности,которое создает у акционеров чувство уверенности в неизменности размератекущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств и позволяет избежатьколебания курсовой стоимости акций на фондовом рынке (что характерно, например,для первой методики). Недостатком этой политики является слабая связь сфинансовыми результатами деятельности, поэтому в периоды Неблагоприятнойконъюнктуры и снижения величины прибыли текущего года у предприятия можетоказаться недостаточно собственных средств для инвестиционной, финансовой идаже основной деятельности. Для избежания негативных последствий фиксированныйразмер дивидендов устанавливается, как правило, относительно низком уровне,чтобы уменьшить риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-занедостаточных темпов прироста собственного капитала.
2.2 Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-
дивидендов
Методика выплаты гарантированного минимума иэкстра-дивидендов предусматривает регулярную выплату фиксированной суммыдивидендов. В случае благоприятной рыночной конъюнктуры и большой величиныприбыли текущего года акционерам выплачиваются экстра-дивиденды. Таким образом,текущий доход акционеров складывается из ежегодно получаемых фиксированных на минимальномуровне дивидендов и периодически выплачиваемых в зависимости от финансовыхрезультатов отчетного года экстра-дивидендов. Преимуществами данной методикиявляются стабильно гарантированная выплата дивидендов в минимальнопредусмотренном размере (аналогично методике фиксированных дивидендных выплат),высокая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющаяувеличивать размер дивидендов в благоприятные годы без снижения инвестиционнойактивности. При нестабильной экономической ситуации и существенных колебанияхразмера получаемой предприятием прибыли данная методика представляется наиболееэффективной. Основной ее недостаток состоит в том, что при продолжительнойвыплате минимальных фиксированных дивидендов (без надбавки в отдельные периоды)снижается инвестиционная привлекательность акций предприятия, а при регулярныхвыплатах экстра-дивидендов уменьшается их стимулирующее воздействие наакционеров и исчезает отличие этой политики от методики фиксированныхдивидендных выплат.
Выплата дивидендов: основные методикиНазвание методики Основной принцип Преимущества методики Недостатки методики Примечания 1.Методика фиксированных дивидендных выплат Соблюдение постоянства суммы дивиденда на акцию в течение длительного периода вне зависимости от динамики курса акций. Регулярность дивидендных выплат 1.Простота 2.Сглаживание колебаний курсовой стоимости акций Если прибыль сильно снижается, выплата фиксированных дивидендов подрывает ликвидность предприятия 2.Методика выплаты гарантированного минимума и «Экстра» дивидендов 1. Соблюдение постоянства регулярных выплат фиксированных сумм дивиденда 2.В зависимости от успешности работы предприятия — выплата чрезвычайного дивиденда («Экстра») как премии в дополнение к фиксированной сумме дивиденда Сглаживание колебаний курсовой стоимости акций
«Экстра» — дивиденд при слишком частой выплате
Становит я ожидаемым и перестает играть должную роль в поддержании курса акций «Экстра»-дивиденды недолжны выплачиваться слишком часто
Заключение
Сущностьдивидендной политики заключается в выборе оптимального соотношения между долейприбыли отвлекаемой из оборота, т.е. выплачиваемой в виде дивиденда, и долей,которая направляется на расширение бизнеса.
Дивиденднаяполитика должна рассматриваться в свете общей финансовой задачи компании,которая заключается в максимизации богатства акционеров. Это не всегда означаетвыплату максимальных дивидендов, так как может быть найдено более прибыльноеприменение для дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеетбольшое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансированиекомпании, а в случае с акционерными компаниями и наинформационную ценность.
Вмировой практике разработаны различные варианты дивидендных выплат;
Методикафиксированных дивидендных выплат
Этаполитика предусматривает регулярную выплату дивиденда на акцию в неизменномразмере в течение продолжительного времени, например 1,3 дол., безотносительнок изменению курсовой стоимости акций. Если фирма развивается успешно и в течениеряда лет доход на акцию стабильно превышает некоторый уровень, размер дивидендаможет быть повышен, т. е. имеется определенный лаг между двумя этимипоказателями. Определяя размер фиксированного дивиденда на некоторуюперспективу, компании в качестве ориентира нередко используют приемлемые дляних значения показателя «дивидендный выход». Данная методикапозволяет в определенной степени нивелировать влияние психологического фактораи избежать колебания курсовых цен акций, характерного для методики постоянногопроцентного распределения прибыли.
Методикавыплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов
Этаметодика является развитием предыдущей. Компания выплачивает регулярныефиксированные дивиденды, однако периодически (в случае успешной деятельности)акционерам выплачиваются экстра-дивиденды. Термин «экстра» означаетпремию, начисленную к регулярным дивидендам и имеющую разовый характер, т.е.получение ее в следующем году не обещается. Более того, здесь такжерекомендуется использовать психологическое воздействие премии — она не должнавыплачиваться слишком часто, поскольку в этом случае становится ожидаемой, асама методика выплаты экстра-дивидендов становится бесполезной. Данные о премиитакже публикуются в финансовой прессе. Например, если компания объявила овыплате дивиденда в размере 1,2 дол. и премии в размере 30 центов, информация впрессе может иметь вид: 1,2 + 0,3.
Список используемой литературы
1. Басовский Л.Е.Финансовый менеджмент М.: Инфра-М, 2007. — 240 с.
2. Берзон Н.И., ГазманВ.Д., Теплова Т.В., Тюгай Л.А., Горелый В.И. Финансовый менеджмент Изд. 5-е,стереотип.М.:Academia,2009. — 336 с.
3. Бригхем Ю.Ф. Энциклопедияфинансового менеджмента
4. Ковалев В.В. Введениев финансовый менеджмент. Финансы и статистика, 2009
5. Ковалев В.В. Практикумпо финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами. — М.: Финансы истатистика, 2008
6. Сироткин В.Б.Финансовый менеджмент. Учебное пособие для вузов М.: Высшая школа, 2008. — 320с.