Роль логики в формировании культуры рассудочной деятельности

Московскийгосударственный
УниверситетМЭСИТверской филиал МЭСИКафедра гуманитарных и
социально-экономическихдисциплинКонтрольная работа
Попредмету «Логика»Тема: «Роль логики в формированиикультуры
рассудочнойдеятельности»
Работу выполнил: студент группы 38-МО-11
Аладьев И.Н.
Проверилпреподаватель: Буянова Н.В.
Тверь, 2008

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИЛОГИКИ
1.1… Познавательная функция.
1.2. Мировоззренческая функция.
1.3. Методологическая функция.
1.4. Идеологическая функция.
2. РОЛЬ ЛОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА.
3. МЫШЛЕНИЕ И ЛОГИКА
3.1. Абстрактное мышление.
3.1.1. Содержание мышления.
3.1.2… Форма мышления.
3.2. Истинность и правильностьмышления.
3.3. Закон мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Введение
С общей культурой всегообщества неразрывно связана культура отдельного человека. Это средства, способыи результаты той или иной его материальной или духовной деятельности,предполагающей определенные связи и отношения с другими людьми. Сюда входяткультура труда, досуга и общения, политическая культура, правовая инравственная культура (или культура поведения), эстетическая культура и т.д.
В каком отношении к этимэлементам находится логическая культура? Ее не следует рассматривать как еще одиниз элементов такого ряда. Она буквально пронизывает каждый из этих элементов,входя в них неотъемлемой составной частью. Аналогично тому, как никакаякультура невозможна без языка, так невозможна никакая материальная или духовнаядеятельность людей без мышления. Отсюда — особое значение логической культуры вжизни каждого культурного человека.
Что же такое логическаякультура? Это культура мышления, проявляющаяся в культуре письменной и устнойречи. Она включает:
а) определеннуюсовокупность знаний о средствах мыслительной деятельности, ее формах и законах;
б) умение использоватьэти знания в практике мышления — оперировать понятиями, правильно производитьте или иные логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать иопровергать;
в) навыки анализа мыслей— как своих собственных, так и чужих, с тем чтобы вырабатывать наиболеерациональные способы рассуждения, предотвращать логические ошибки, а если онидопущены, находить и устранять их. Разумеется, выработка логической культуры —дело долгое и трудное. И значение логики здесь, несомненно, велико. Говоря обэтом значении, важно избегать двух крайностей: как переоценки логики, гак и еенедооценки. С одной стороны, нельзя полагать, будто логика учит нас мыслить.Это было бы большим преувеличением. Логика не учит нас мыслить так же, какфизиология не учит переваривать пищу.

1. Социальное назначение и функции логики
Возникая изнасущных потребностей общества и развиваясь вместе с ним, логика, в своюочередь, оказывает на него обратное, и притом более или менее значительное,воздействие. Ее социальное назначение и роль в обществе определяются преждевсего ее природой и тем местом, которое она занимает в общей системе культуры.
Под культурой вообщепонимается совокупность ценностей, накопленных человечеством. При этом имеютсяв виду не только результаты материальной и духовной деятельности людей, но исредства этой деятельности, и способы ее осуществления. Логика, как этоочевидно, относится к духовному компоненту культуры и лишь через него так илииначе воплощается в тех или иных элементах материальной культуры. Но какое оназанимает здесь место? Будучи одной из наиболее старых и важных наук в историичеловечества, она входит неотъемлемой составной частью в систему наук, образующихинтеллектуальное ядро духовной культуры, и вместе с ними выполняетмногообразные и ответственные функции в обществе. В этих социальных функцияхлогики проявляется ее сущность и глубокая специфика как науки. Основными изтаких функций выступают следующие. 1.1… Познавательная функция
Как и всякая наукавообще, логика имеет дело с открытием и исследованием объективных законов, стой лишь существенной разницей, что это законы не внешнего мира, а мышления. Вэтом смысле, занимая важное место в общей системе познания мира, она выполняетпрежде всего общенаучную — познавательную функцию, т. е. объяснительную ипредсказательную. Она дает более или менее точное объяснение определеннойгруппы явлений и процессов мышления, а на этой основе — предсказание, при какихусловиях возможно достижение истинных знаний и каковы последствия неправильногохода рассуждения. 1.2. Мировоззренческая функция
Логика, какотмечалось выше, особая наука. Если в естественных и общественных наукахмышление служит лишь средством познания действительности, то в логике —непосредственной целью познания. Поэтому, раскрывая закономерности мышления какодной из важнейших сфер исследования наряду с природой и обществом, эта наукатем самым вносит свой, и притом весомый, вклад в то или иное решениефундаментальной философской проблемы — отношения мышления к бытию.Следовательно, она активно участвует в формировании мировоззрения людей — болееили менее стройной совокупности их обобщенных взглядов на мир в целом и наотношение человека к этому миру. Вот в каком смысле говорится о еемировоззренческой функции. 1.3. Методологическая функция
Как и любая теориявообще, логическая теория, будучи результатом предшествующего познания своегообъекта, становится средством, а следовательно, методом его дальнейшегопознания. Но как весьма широкая теория, которая исследует процесс мышления,проявляющийся во всех науках без исключения, логика обеспечивает и ихопределенным методом познания. Это справедливо уже по отношению к традиционнойформальной логике, основу которой составляет теория умозаключений идоказательств, обслуживающая науки методами получения выводного знания. Это ещеболее справедливо в отношении символической логики, разрабатывающей все новые,специальные математические методы решения мыслительных задач. И конечно, этоособенно справедливо относительно диалектической логики, требования которой иесть, по существу, требования наиболее общего, диалектического метода,используемого многими науками. 1.4. Идеологическая функция
Зарождаясь иразвиваясь в классовом обществе, логика никогда не была нейтральной видеологической борьбе. Она служила важным средством обоснования однойидеологии, орудием борьбы с другой. В ней самой всегда развертывалось идейноепротивоборство важнейших философских направлений — материализма и идеализма,диалектики и метафизики. Отсюда и ее идеологическая функция.
Свои важнейшие функциилогика выполняла всегда, на всех этапах своего развития, хотя проявлялись они вразное время по-разному. В современных условиях ее роль и значение особенновозрастают. Это обусловлено двумя основными обстоятельствами.
Одно из них — особенностисовременного этапа развития самого общества. Этот этап характеризуется всебольшим возрастанием роли наук в развитии всех сторон общественной жизни, еепроникновением во все поры социального организма. Соответственно этомуусиливается и значение логики, исследующей средства и закономерности научногопознания. Роль науки, а значит, и логики особенно велика в нашей стране — вусловиях перехода России к рыночной экономике, требующей осмысления новых,сложнейших и многообразных экономических и социальных процессов, протекающих вжизни общества.
Другое обстоятельство —потребности развития научно-технической революции. Эта революция означает, чтонаука и техника переходят на качественно новый и более высокий этап своегоразвития, когда усиливается значение абстрактного мышления. А в этой связи ивозрастает значение логики, исследующей его структуру, формы и законы.Потребность в логике, особенно символической, становится все более ощутимой вРоссии — в обстановке нового этапа развертывания научно-технической революции,связанного с широкой компьютеризацией производства, управления, обслуживания, вусловиях интенсивного развития информатики и других ее новейших направлений.
2. Роль логики в формировании логической культуры человека
Мышление — такой жеобъективный процесс, как и пищеварение. Само использование логики предполагаетналичие двух необходимых условий: во-первых, определенной способности кмышлению, а во-вторых, известной суммы знаний. Люди мыслили, и мыслили болееили менее правильно, задолго до появления логики. Она сама возникла лишь какобобщение практики мышления, и притом правильного мышления. Еще знаменитыйоратор древности Демосфен полагал, что мы от природы, до науки умеем излагать,как было дело, и доказывать то, что нам нужно, и опровергать. И в настоящее времямногие люди, не зная логики, мыслят и рассуждают довольно правильно.[1]
Означает ли это, что безнее можно обойтись? Нет. Это было бы другой крайностью: игнорированием илипреуменьшением ее значения, недооценкой. На самом деле без логики труднообходиться, если мы хотим, чтобы наша мысль протекала правильно не только впростых, обыденных, но и в сложных, теоретических рассуждениях. Изучение логикиоткрывает возможность надежно контролировать мышление со стороны его формы,структуры, строения, проверять его правильность, предупреждать логическиеошибки или обнаруживать и исправлять их. В этом отношении она сродниграмматике, освоение которой позволяет производить лингвистический анализписьменной или устной речи, предупреждать грамматические ошибки или быстронаходить их и исправлять.
Значение логикиобусловлено тем, что логические ошибки допускаются весьма часто — гораздо чаще,чем думают некоторые, полагая, будто культура мышления является прирожденным качествомкаждого человека. Нет, как и всякой культурой, ею нужно упорно овладевать.
Отсюда следует, что хотянаучиться мыслить с помощью логики невозможно, все же изучать ее необходимо. Ееглавное значение для нас состоит в том, что она усиливает наши мыслительныеспособности и делает мышление более рациональным. подобно тому как знаниефизиологии помогает нам правильно, рационально питаться.
Конечно, для разных людейс различным уровнем развития мышления логика имеет неодинаковое значение — каквысшая математика для дикаря и для современного инженера. Но тот, кто усердноизучает ее, в любом случае получает преимущество перед тем, кто ее не знает. Атот, кто осознает недостатки своего мышления, может значительно развить иупорядочить его с помощью логических упражнений. Это можно сравнить с тем, какДемосфен упорной тренировкой исправил дефекты своей речи и достигнул вершин вораторском искусстве, стал знаменитым оратором.
Именно на практическиеаспекты изучения логики обращали прежде всего внимание выдающиеся умы прошлого.Так, уже упомянутый выше средневековый философ и ученый Востока аль-Фараби —выдающийся комментатор трудов Аристотеля, заслуживший громкое имя “Второгоучителя”(после Аристотеля), специально подчеркивал: логика учит совокупностизаконов и правил, “способствующих совершенствованию интеллекта и наставляющихего на путь истины”, охраняющих его от ошибок и помогающих проверять нашимысли. Правила логики, их значение для проверки правильности наших знаний овещах он сравнивал с “весами и мерами, линейкой и циркулем”. Он отмечал“большую ценность” логики и раскрывал отрицательные последствия ее незнания.Если мы невежественны в логике, считал он, то не можем быть уверенными вправильности утверждений того, кто прав, и не будем знать ошибки того, ктозаблуждается, — словом, “колем дрова ночью”.
Г. Лейбниц вполнесправедливо полагал, что если бы ученые так же старательно занимались логикой,как музыканты музыкой, то они творили бы чудеса.
Дж. Ст. Милль считал, чтоединственной задачей логики выступает управление собственными мыслями.
В. Минто утверждал:“главной целью и назначением” логики является “предохранение ума от заблуждений“.
3. Мышление и логика 3.1. Абстрактное мышление
 
Абстрактное мышление –это процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях,умозаключениях, гипотезах теориях, позволяющих проникать в сущность, взакономерные связи действительности, творчески преобразовывать её сначала втеории, а затем на практике. 3.1.1.Содержание мышления
Как известно, всепредметы, явления и процессы имеют как содержание, так и форму. Наши мысли неявляются исключением из этого правила. Содержание мыслей человека бесконечноразнообразно: мы можем думать и рассуждать о политике и искусстве, о любви иненависти, о реформе политической системы и смысле жизни.[2]
В различных по содержаниюмыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Оно характеризуется неконкретным содержанием этих мыслей, а типичностью, схемой, способом построения.При этом всё содержательное многообразие укладывается в сравнительно небольшоечисло мыслительных форм. Дело в том, что логический строй мышления человекаобладает очень важным свойством – какую бы словесную оболочку ни принимали нашимысли, на каком бы языке не излагались, они обязательно должны принятьобщечеловеческие формы. Без этого невозможно осуществлять обмен мыслями людейразных поколений и профессий, а также взаимное понимание представителей стран инародов.3.1.2… Форма мышления
Многообразно понимаетсяи логическая форма. Наши мысли слагаются из некоторых содержательных частей.Способ их связи и представляет форму мысли.
Так, различные предметыотражаются в абстрактном мышлении одинаково – как определённая связь ихсущественных признаков, то есть в форме понятия. В форме суждения отражаютсяотношения между предметами и их свойствами. Изменение свойств предметов иотношений между ними отражается в форме умозаключения. Следовательно, каждая изосновных форм абстрактного мышления имеет нечто общее, что не зависит отконкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли –признаков в понятии, понятий и суждении и суждений в умозаключении. Обусловленноеэтими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определённыхлогических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, каждая из которыхимеет при этом свою специфическую структуру.
Таким образом, логическаяформа (или форма абстрактного мышления) – это способ связи элементов мысли, еёстроение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. 3.2. Истинность и правильность мышления
В реальном процессемышления содержание и форма существуют в неразрывном единстве. Нет чистого,лишённого формы содрежания, нет чистых, бессодержательных логических форм.Например, логическая форма суждения «Некоторые S есть P»имеет всё — таки некоторое содержание. Из неё мы узнаём, что у всякого предметамысли, обозначенного буквой S,есть признак, обозначаемый буквой Р. Причём слово «некоторые» показывает, чтопризнак Р принадлежит только части элементов, составляющих предмет мысли. Это иесть «формальное содержание».
Однако в целяхспециального анализа мы можем отвлекаться от конкретного содержания мысли,сделав предметом изучения её форму. Исследование логических формбезотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу наукилогики. Отсюда и название – формальная.
При этом следует иметь ввиду,что формальная логика, исследуя формы мышления, не игнорирует его содержания.Формы, как было уже отмечено, наполнены конкретным содержанием, связаны ссовершенно определённой, специфической, предметной областью. Форма всегдасодержательна, а содержание всегда офрмлено. С этими сторонами мышления исвязано различие его истинности и правильности. Истинность относится ксодержанию мыслей, а правильность к их форме.
Рассматривая истинностьмышления, формальная логика (двузначная) исходит из того, что под истинойпонимается такое содержание мысли, которое соответствует самойдействительности. Истинность мышления – это его коренное свойство,проявляющееся в способности воспроизводить действительность такой, такова онаесть, соответствовать ей по своему содержанию. А ложность – свойство мышленияискажать это содержание, извращать его.
Другой важнойхарактеристикой мышления является его правильность. Правильность мышления – этоего коренное свойство, которое также проявляется в отношении кдействительности. Оно означает способность мышления воспроизводить в структуремысли объективное строение бытия, соответствовать действительным отношениямприедметов и явлений. И наоборот, неправильность мышления означает егоспособность искажать структурные связи бытия.
Формальная логикаоткланяется от конкретного содержания мыслей, а не от содержания вообще.Поэтому она учитывает истинность или ложность исследуемых суждений. Однакоцентр тяжести она переносит на правильность мышления. Причём сами логическиеструктуры рассматриваются независимо от составляющего их логическогосодержания. Поскольку в задачу логики входит анализ именно правильногомышления, то оно по имени этой науки называется ещё логичным. Правильное(логичное) мышление имеет также признаки: непротиворечивость,последовательность и обоснованность. 3.3. Закон мышления
 
Закон мышления – этонеобходимая, существенная, устойчивая связь мыслей в процессе рассуждения.Данные законы одинаковы для всех людей, независимо от их социальной и национальнойпринадлежности. Логические законы действуют независимо от воли людей, несозданы по их желанию. Они являются отражением связей вещей объективного мира.При этом человек не просто включается в сферу действия определённогологического закона, не только пассивно подчиняется его регулирующему влиянию,но и вырабатывает сознательное отношение к объективно протекающим мыслительнымпроцессам. Познание законов логики, определение их объективной стороныпозволяет выдвинуть и сформулировать её принципы. Принципы формальной логики,как и в принципе любой науки, представляет собой единство объективного исубъективного. С одной стороны, они выражают объективное содержание законовлогики, с другой – выступают правилами мыслительной деятельности человека. Именночерез осознанное формулирование принципов законы логики становятся регуляторамимыслительной деятельности людей.
Заключение
Логика в той или инойстепени была нужна человеку в самые разные исторические эпохи. Но особеннонеобходима она в современную эпоху. Объясняется это в решающей степени тем, чточем выше уровень развития общества, тем большие требования предъявляются ксамому человеку, уровню его собственного развития, его общей и специальнойкультуре. Тем более высокой должна быть и его логическая культура. Все болеенастоятельной необходимостью для него становится умение масштабно мыслить ирассуждать, способность глубоко разбираться в происходящих процессахобщественной жизни. Соответственно этому усиливается роль и значение логики какнауки о мышлении. Такая тенденция особенно заметна в условиях экономическойреформы, осуществляемой в России, и демократизации страны. Эти кардинальныепроцессы захватывают все более широкие слои населения, требуют от них подъемаделовой и общественно-политической активности, а следовательно, и активностимышления. Эта тенденция органически связана с реформой народного образования вРоссии. Ее магистральное направление — все большее перемещение центра тяжести сузкопрофессиональной в сторону широкой фундаментальной подготовки специалиста,способного лучше ориентироваться в достижениях науки и техники, полнее отвечатьбыстро меняющимся потребностям общества, переходящего к рыночной экономике.
В этих условиях особуюзначимость приобретает такая фундаментальная наука, как логика. В силу своейпредельной общности и абстрактности она имеет отношение буквально ко всем,конкретным отраслям науки и техники. Ибо как бы ни были различны и своеобразныэти отрасли, все же законы и правила мышления, на которых они основываются,едины. Правда, также, как специалист по питанию может дать нам любуюинформацию, как питаться, но не может ни питаться за нас, ни переваривать пищу,так и логик может выдать богатейшую информацию о правильном мышлении, но неспособен помочь тем, кто не учится мыслить самостоятельно.

Литература
1.Гетманова А.Д. “Логика” — Москва,1995г.
2. Демидов И.В. Логика. Учебноепособие для юридических вузов М. 2000 г.
3. Ивлев Ю.В. Логика М. 1992 г.
4.В.И.Кириллов, А.А.Старченко“Логика” — Москва, 1982 г.
5. Кирилов В.И. Логика Учебник дляюридических вузов М., 1995 г.
6. Логика: пособие для учащихся.-М.: Просвещение.1996.-