Правовое государство и гражданское общество

Министерство образования и науки Республики Казахстан Казахский институт правоведения и международных отношений Павлодарский филиал. Кафедра Социально – исторических и общегуманитарных наук. Номер зачётной книжки студента 2665 Курсовая работа По дисциплине Теория государства и права На тему Правовое государство и гражданское общество

Выполнил студент гр. ЮП 12-С Научный руководитель д.к. Абдрахманов Р.С. Павлодар 2005 г. Содержание. Введение стр. 1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве стр. 2. Понятие, признаки и принципы правового государства стр. 3. Разделение властей в правовом государстве стр.

4. Понятие и структура гражданского общества стр. 31 Заключение стр. 39 Список использованных источников и литературы стр. 41 Введение. Проблемы соотношения гражданского общества и правового государства принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, всегда волновавших передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Эта проблема появилась с возникновением государства.

С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. Эта проблема актуальна и сейчас. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии

вспомним наглядный пример – в нашей стране в течение долгих десятилетий действовала однопартийная система, а государственной идеологией был марксизм-ленинизм . В настоящее время в Казахстане процесс формирования гражданского общества, основанного на принципах свободы и защищенности граждан еще не завершён, и главная роль государства в настоящий период времени – это обеспечение защиты человека, его прав и свобод, а также развитие политической и правовой культуры,
как отдельного индивида, так и отдельных социумов в целом. Гражданское общество – это спутник правового государства, так как одной из его основ является наличие не просто общества людей, а гражданского общества. Выбранная мною тема весьма актуальна, особенно для нашей страны, вряд ли в этом у кого-нибудь возникнут сомнения. Но, тем не менее, в современной юриспруденции нет единого мнения по этому вопросу.

Несмотря на общеупотребимый характер самих понятий гражданское общество и правовое государство , в современной политической науке до сих пор существует достаточно большое число разнообразных трактовок их конкретного содержания. В разных источниках гражданское общество и правовое государство рассматривается по-разному. Учёные расходятся в своих оценках этого феномена. Целью данной работы я поставил 1 исследовать историографию возникновения и развития учений о правовом

государстве и гражданском обществе. 2 тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества и правового государства 3 исследовать тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы. 4 узнать каким образом право может ограничить государство, если само государство это право и создает Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом.

Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества Полис 1996 6 С. 1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Основная идея правового государства – это идея об ограниченности власти государства правом.
Можно предположить, что эта идея зародилась вместе с возникновением государства, так как еще в условиях догосударственного строя все органы первобытной, а затем и военной демократии формировались и функционировали в рамках определённое нормативной системы – обычаев и табу, освящались религиозными ритуалами. Можно сказать, что идея ограничения власти, противостояние узурпаторам власти присуща любому свободолюбивому народу. С возникновением государства и права эта идея получает философское, религиозное и правовое обоснование

и выражение Теория о правовом государстве зародилась более 2-х тысячелетий назад в Древней Греции. Именно античные мыслители – Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель впервые определили важнёйший принцип правового государства – принцип господства закона над всеми, в том числе и над правителями. Древнегреческий философ Платон писал Мы признаём, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идёт

не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях . Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей либо властью. Там же где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства, и все блага, какие только могут даровать государствам боги . Платон. Соч. в 3 т. М . 1972. Т. 3. Ч.2. С. 188 – 189.

Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались также в работах ученика и критика Платона, величайшего мыслителя древности , как назвал его Маркс, Аристотеля. Именно ему, стоявшему на позициях защитника права индивида, частной собственности как проявления в каждом человеке естественной любви к самому себе и развивавшего в противоположность Платону взгляд на государство как на продукт естественного развития, как на высшую форму человеческого
общения, охватывающую собой все другие его формы в виде семьи, селения и др принадлежат крылатые слова о том, что Платон мне друг, но больший друг – истина . Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель проводил мысль о том, что там, где отсутствует власть закона нет места и какой – либо форме государственного строя, что закон должен властвовать над всеми .

Римский философ, политик и блестящий оратор Цицерон I в. до н.э. говорил о государстве как о деле народа и общем правопорядке своё понимание о правовом общении он высказал так Народ – не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов . Цицерон. Диалоги. М . 1966. С.20. Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии, с которым

любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, законосообразности , к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам. Римский Император Юстиниан в VI в.н.э. в своей конституции О составлении Дигест писал, что нельзя найти среди всех дел ничего столь важного, как власть законов,

которая изгоняет всяческую несправедливость . Древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени, несомненно, стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства. Только государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, является справедливой государственностью, имеющей будущее.
Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей. Символическим выражением подобных представлений стал образ

Богини Правосудия с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия , олицетворяющей единение силы и права охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой государственности вообще справедливой организации власти в человеческом

обществе . В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политическом власти и ее формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных аппаратов, соответствующей новому отношению социально-классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных, и в публично-политических отношениях.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложил прогрессивный мыслитель того времени Н. Макиавелли. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения
безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Другой великий мыслитель того времени Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе

в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. В период буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад

внесли такие мыслители как Ж.Ж.Руссо, Дж.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, Т.Джефферсон, и др. Французский философ XVIII века Ж.Ж. Руссо в трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права разработал теорию общественного договора, согласно которой государство и гражданин строят свои отношения соответственно нормам неписанного договора держава обязуется обеспечить

свободу и уважение его личности, создаёт условия для реализации его возможностей, а гражданин обязуется уважать и защищать державу. Свобода по мнению Ж.Ж. Руссо это добровольное сознательное повиновение разумным законам гражданского общества. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе человека, поэтому он выдвинул требования
нового права, отвечающего законам разума . Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав ее, народ обязан повиноваться правителям.

Однако в своём труде О праве Войны и Мира Гуго Гроций приводит более десяти случаев, когда народ имеет право оказывать сопротивление властям, в том числе в случае узурпации власти, нарушения монархом закона, и др. Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократического государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину

не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов , и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных. В трактовке Д. Локка, идея господства права воплощается в государстве, где верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством права он противопоставляет деспотизму.

Свобода людей, находящихся под властью правительства отмечал он заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем это – свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека . Обоснованный здесь Локком правовой принцип индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится
с последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой разрешено все, что не запрещено законом . Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти – законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству. Необходимость разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, как основной принцип правового государства, Монтескье обосновывает следующим образом Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы

не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода гражданина окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность

стать угнетателем. Ш.Монтескье Избранные произведения. М . 1998. С. 490. Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику. Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года. Она практически воплощает идею правового государства на американском континенте.
Автор Декларации Независимости США Джефферсон подвергает критике монархическую форму правления с позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Независимости провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественных прав человека, превратившихся в субъективные права отдельных индивидов по отношению

к государству в целом. Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе развили дальше идею о разграничении гражданского общества и государства у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое . Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно истинный очаг и арена всей истории .

Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Примечательным является утверждение Маркса, в котором он выразил идею правового государства Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу

подчиненный. Нравственная основа правового государства заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Правовое государство отличается от неправового качеством законов они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. Правовое государство – это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа,
наций и народностей, населяющих его территорию . Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете . Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества, и, наконец, осуществлять правосудие. В послереволюционный период в нашей стране в условиях социалистических преобразований идеи правового

государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из правовой науки и практики, поскольку противоречили руководящей и направляющей роли коммунистической партии. С распадом СССР идея развития гражданского общества и правового государства была воспринята практически всеми государствами постсоветского пространства, не исключением в этом является и Казахстан. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических

и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности. В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В настоящее время, на мой взгляд, принято достаточное количество законодательных актов, создающих основы

для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это, прежде всего Конституция Республики Казахстан, Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс – перечислять можно довольно долго, но не в этом суть. Главное, на мой взгляд это создание условий и действенных механизмов для нормального функционирования принятых законов. В Казахстане проблема формирования и развития правового государства и гражданского
общества занимает особую роль в задачах государственного строительства т.к. Казахстан в своей Конституции провозгласил высшей ценностью человека его права и свободы. На пути формирования гражданского общества и правового государства возникает множество проблем решение которых зависит от государства, и общества, и в конечном итоге от каждого человека. 2. Понятие, признаки и принципы правового государства.

Правовое государство- это такое государство, которое основной своёй целью ставит правовую защищённость личности, ее прав и свобод, прав и свобод общества. Правовое государство – представляет собой многостороннее, развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития.

Тем не менее, общим началом любого правового государства является его связанность правом. Обобщая теоретические знания о государстве и праве и практику государственного строительства, можно выделить следующие признаки правового государства Верховенство закона является первым признаком правового государства. Этот признак имеет три аспекта. Первый аспект – государство провозглашает и на практике признает, что оно само, все его органы и должностные лица связаны правом, т. е. действует строго на

основе и во исполнении законов. В обществе должно господствовать право. Легко сказать, но как это сделать? Под флагом господства закона можно построить и авторитарное и тоталитарное государство. Право в шкале социальных ценностей занимает далеко не первое место. Выше права стоят истина, совесть, свобода, равенство, честность, справедливость и другие. Право и закон должны выражать эти ценности и способствовать проведению их в жизнь.
Попытки поставить право и закон выше других социальных ценностей весьма опасны. Верховенство закона, его господство во всех сферах жизни общества – один из самых существенных признаков правового государства. Но каков он этот закон которому принадлежит верховенство? Ведь по своему содержанию положения закона могут быть прогрессивными и отсталыми, логичными и противоречивыми, справедливыми и несправедливыми. Закон никогда не может быть субъектом власти и управления.

В обществе всегда правят, правили и будут править только люди. Бюрократия имеет богатую практику приспосабливать законы под свои интересы. Поэтому признак верховенства закона имеет значение в том случае, если созданы институты и нормы права не под идею правления закона , а под реальную практику правления людей, с которых демократическая общественность всегда могла бы спросить за качество закона и его исполнение.

Необходимо лишить государство собственности на право, монополии на издание законов. Проводимая в стране правовая реформа способна обеспечить членам общества широкие возможности участвовать посредством демократических процедур в законотворческом процессе. Второй аспект верховенства закона состоит в том, что наиболее важные общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, должны регулироваться законом.

До недавнего времени многие общественные отношения у нас регулировались актами правительства и его ведомств, а не законами. Пренебрежение, недооценка законодательного регулирования общественных отношений ничего доброго не дают. Для бюрократа закон – обуза. Аристотель писал, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя, закон должен властвовать над всем Но нельзя бросаться и в противоположную сторону.
В бывшем СССР, наряду с правовым нигилизмом, спокойно уживался и правовой фетишизм, когда верят, что приняв закон автоматически решатся все проблемы. Сколько и каких должно быть законов? У права тоже есть объективные границы роста и оптимальные пределы и направления его действия, переход за эти пределы приводит к обесцениванию и падению эффективности права. Третий аспект верховенства закона – строгая иерархия нормативно – правовых актов.

Ни один орган государства не может своими актами дополнять и изменять закон, а закон не может дополнять и изменять действующую Конституцию страны. Это является прерогативой законодательных органов. Вторым признаком правового государства является правовой характер взаимоотношений личности, общества и государства. Правовое государство должно признать, что субъекты права граждане, предприятия, организации обладают неотъемлемыми правами и свободами и гарантировать их, прежде всего, от нарушений со стороны

государства, охранять и защищать от произвола частного случая. Поэтому действующее право должно найти четкое выражение в тексте основного закона – Конституции. Основой правовых взаимоотношений гражданина с обществом и государством должно быть признание равенства, равноправия граждан, речь идет не о фактическом, а о юридическом равенстве. Таким образом, права человека, прежде всего, должны быть закреплены в

Конституции. Кроме этого норма права должна иметь санкцию против любого ее нарушителя. Третьим признаком является – взаимная ответственность государства и личности. Не только граждане, предприятия и организации несут ответственность за свои обязанности перед государством, но и государство, его органы и должностные лица должны отвечать перед гражданами, предприятиями, организациями. На первый взгляд может показаться, что достаточно в нашей стране обеспечить на уровне международных
стандартов юридические и другие гарантии основных прав человека, как будет достигнуто состояние правового государства. При анализе понятия правового государства из поля зрения выпадает вопрос о легитимности власти. Между тем, если власть не легитимна в своей основе, или в каких – то элементах политической государственной структуры, то законность будет однобокой Четвёртым признаком правового государства является наличие в государстве конституционно – правового

контроля. К сожалению, на практике строгой системы контроля за соответствием законов – Конституции РК, других нормативно-правовых актов – законам добиться сложно. Ясно, что такой контроль не может принадлежать ни законодательной, ни исполнительной власти, поскольку их акты как раз и должны быть объектом конституционно-правового контроля, который должен осуществляться Конституционным судом РК. В этой связи немаловажное значение имеет реальное обеспечение независимости

суда от любых давлений и влияний. Пятый признак правового государства – это наличие гражданского общества. Этот признак должен обеспечивать защищённость и обеспечение прав и свобод граждан. Для этого должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности, последовательно проводится в жизнь модель оптимального сочетания прав и свобод граждан с их обязанностями. Характеристика понятия правовое государство будет далеко не полной, если обойти принципы правового

государства. Принципы – это основополагающие идеи требования определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию модель государства, которое могло бы назваться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов составляющих совокупный интеллект данной общественной системы нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым и
правовым существующего государственного устройства наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов, степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях им самим ограниченной. Принцип приоритета права. Этот принцип характеризуется следующими основными моментами Первый момент право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения

и гарантия нормального образа жизни Второй момент государство не единственный источник формирования права во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму требования или волеизъявления всего народа, выраженное через референдум Третий момент право возникло из необходимости организационно – властной, силовой поддержки установлений в обществе в целях его нормального функционирования. Надо понять, что государство само себя никогда не ограничит, ограничить власть может только другая

власть, т. е. власть государства можно прежде всего ограничить правами человека и гражданина, которые выступают своеобразным проявлением личности, волей гражданского общества и составляют главную часть права вообще. Итак, приоритет права означает а рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона б соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей в необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов г наличие в

государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Этот принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями. Абсолютность этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством должны строиться только на правовой основе.
Только сознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культуры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности над правами государства. Для принципа правовой защищенности характерны следующие признаки а равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина б особые тип правового регулирования и форма правоотношений в стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его существования.

Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно – правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должно пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих

беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. Центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой – подзаконность

исполнительной и судебной властей. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет
в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается

соответствие законов действующей Конституции. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение

правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей. Итак, исходя из вышеизложенного я представляю правовое государство как демократическое, действующее в рамках права, и связанное им, признающее в качестве основной ценности достоинство личности, ее права и свободы, а также гарантирующее их исполнение. 3.
Разделение властей в правовом государстве. Разделение властей – это одна из основных черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого права стал зарождаться с древнейших времен. Уже и в Афинской и в Римской республиках граждане стремились не допустить концентрации власти в одних руках. Так в Греции существовало несколько политических институтов, которые не должны были позволить сосредоточения власти в одних руках. Таким образом после реформ

Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в стране образовались следующие взаимодействующие друг с другом органы. Народное собрание, обладающее законодательной инициативой. За ним следил суд Гелиэя, который к тому же обладал правом толкования законов. Исполнительную власть делили совет 500 и две коллегии – стратегов и архонотов. Контроль за всеми органами власти осуществляло так называемое особое народное собрание, которое собиралось

раз в месяц и занималось проверкой деятельности властей и была ли эта деятельность правильной. В Римской республике положение было очень схоже с Афинской. Главным государственным органом в Риме были сенат, обладающий правом толковать законы, а также накладывать вето на некоторые решения народного собрания. Ко всему прочему из числа сенаторов выбирались народным собранием лица, которые должны были занимать

государственные должности консулы, преторы, наместники, эдилы и т.д Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. Второй по значимости государственный орган в Римской республике – это народное собрание. Перед народным собранием отвечали все государственные служащие кроме диктаторов . Народные собрания избирали коллегии, которые осуществляли правительственную власть.
Народное собрание обладало правом принятия законов. Особое положение занимали плебейские народные трибуны. Они имели право запрещать исполнение любых приказов за исключением приказов диктаторов . Они могли налагать вето на постановления сената. Помимо того, трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу. Судебные функции в

Риме были возложены на восьмерых преторов, избираемых сенатом. Помимо трибун каждые пять лет из бывших консулов избирались два цензора сроком на 18 месяцев. Они занимались проверкой списка сената и исключали из него недостойных. Идеи о разделении властей выдвинутая еще античными мыслителями Аристотель, Платон , была развита в эпоху буржуазных революций в противовес абсолютизму и феодальному

произволу. Однако авторство принадлежит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени провозвестниками революционных перемен в своих странах англичанину Джону Локку 1632-1704 и французу Шарлю Монтескье 1689-1755 . Первой научной работой, в которой говорилось о разделение властей можно считать работу Дж. Локка 1632-1704 . Локк в своих взглядах во многом придерживался позиции

Гоббса, сторонника теории общественного договора. Однако, выражая симпатии монархии, Дж. Локк считает, что она все же должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Главная угроза свободы, считает Дж. Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.

Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать мерам правительства констатирует Дж. Локк. Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены . На первое место Дж. Локк выдвигает законодательную власть. Именно она и образует первую ветвь власти . Развил до современного понимания теорию разделения властей
французский мыслитель Ш Л. Монтескье 1689-1755 . Еще в 1721 году в своих Персидских письмах он в сатирической форме осуждал неограниченную монархию во Франции и писал о необходимости ее ограничения. В 1748 году Ш Л. Монтескье публикует свой знаменитый труд О духе законов работа над которым шла около 20 лет , в которой помимо критики абсолютизма он противопоставляет ему республиканское государственное устройство

с разделением властей. Таким образом он выдвигает теорию, которая в дальнейшем заняла своё место на практике и стала основой структуризации власти во многих государствах современности. Он делит власть на три ветви законодательную, исполнительную, судебную. По теории Монтескье все три власти должны были, уравновешивать друг-друга, не давать отдельной ветвивласти осуществлять бесконтрольные действия в рамках своей компетенции.

Что бы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг-друга . Монтескье считает недопустимым объединением хотя бы двух ветвей власти в одни руках Дж. Локк считал, что в обязательном порядке отделена должна быть только законодательная власть . Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, т.к. можно опасаться, что монарх или сенат будет создавать тиранические

законы для того, чтобы так же тиранически применять их . Не будет свободы , если судебная не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем Ш.Монтескье Избранные произведения.
М . 1998. С. 490 Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Монтескье, неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы. В настоящее время многие государства мира приходят к принципу разделения властей, то есть большинство стран мира поняли, что настоящее правовое государство может быть создано только при условии юридического и фактического разделении властей, а если нет этого принципа, то это государство в большинстве случаев

не правовое. В большинстве государств, не придерживающихся данной позиции, нарушаются права и свободы граждан. Разделение властей так же, как и само их функционирование основывается на Конституции, как на основном законе государства и первоисточнике законодательства страны. Реализация и сохранение принципа разделения властей на практике чрезвычайно важна для Казахстана, выбравшего путь демократического развития общества и государства.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан от 1995 года в Казахстане реализовывается принцип разделение властей п. 4 ст. 3 Конституции РК гласит Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием

системы сдержек и противовесов. Разделение властей – это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти правового демократического государства. Законодательная власть. Законодательная власть представительная. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных
органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве. Как отмечал Дж. Локк, законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей . Верховенство – не означает и не должно означать полновластия законодательных органов. Имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти.

Сущностные ограничения вытекают из ее делегированности только народ обладает всей полнотой государственной власти , определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, дабы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции, иначе органы конституционного надзора могут признать его недействительным.

Законодательная власть – это делегированная коллегиальная власть. Название данной ветви законодательная не означает, что, кроме законодательной деятельности, представительные органы не выполняют никакой другой функции. Не менее существенной функцией законодательной власти является финансовая, реализуемая в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны. Есть и определенные распорядительные функции, связанные с формированием высших исполнительных и судебных

органов. Немаловажную роль в деятельности законодательных органов играет осуществляемый ими контроль за работой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти. В отличие от судебной, законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности импичмент . Таким образом, законодательная власть – это делеированная народом своим представителям государственная
власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть реализуется избираемым иногда частично назначаемым парламентом- высшим представительным органом государства. Парламент обычно включает в себя две палаты верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура, как уже говорилось, предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты.

Как правило, во многих государствах мира срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных непрямых выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты. Руководство парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы президиумы крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями,

голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов и т.д. Парламент и каждая палата на весь срок своих полномочий образуют комиссии постоянные, временные, смешанные . Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача – выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом

государственного управления. Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества издавать законы самостоятельно или совместно с главой государства . Он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определенные судебные функции привлекать президента, членов правительства к судебной ответственности импичмент .
Порядок работы парламента определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование. Исполнительная власть В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная административная власть имеет по своей сути вторичный, производный характер.

Это, кстати, вытекает из этимологии понятия администрация ad-minis rare – служить для minis rare – глагол, производный от ministris – слуга . Это свидетельствует о том, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит власть. Задачи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов.

Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название – исполнительные органы. Существенные признаки исполнительной власти – это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде,

на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти
находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, органах охраны правопорядка. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям армии, органам безопасности, милиции полиции . Указанные признаки, и особенно предметный, силовой характер исполнительной власти, составляют объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов, эффективные рычаги политической

ответственности как со стороны законодательной власти через развитое законодательство – правовые законы , так и со стороны судебной власти через судебный контроль и конституционный надзор . Исходя из этого, можно сделать вывод, что исполнительная власть – это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется государством через

правительство президента и его органы на местах. Правительство президент осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица в президентских республиках или коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий президента.

Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство президент назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении
находится административный аппарат. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентарных актов. Помимо собственно регламентарной власти правительство может иметь право на издание актов делегированного законодательства. Правительства премьер-министры большинства стран обладают правом законодательной инициативы и могут оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу к его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство в целях уравновешивания властей может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента нижней палаты и проведению

внеочередных всеобщих выборов. Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его члена к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты парламента. Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов

исполнительной власти местной администрации , либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому представителю центральной власти – акиму, губернатору, мэру. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае когда управление реализуется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по отношению к центральным органам исполнительной власти.
Система местного самоуправления, или муниципальная система, включает как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную, или муниципальную, администрацию, содержание которой обеспечивается за счет местного бюджета. Судебная власть Органы отправляющие правосудие – третья ветвь государственной власти, которая, как уже говорилось играет особую роль как в механизме государственной власти, так и

в системе сдержек и противовесов. Судебная власть независима и неподотчётна от законодательной и исполнительной власти. В этом гарантии и независимости суда, защиты прав и свобод граждан и государственности в целом. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества чего не было в советское время . Тем самым суд выступает в качестве сдержки и противовеса по отношению к двум другим ветвям власти.

Причем суд является инструментом исполнения законодательных инициатив приведения правопорядка в соответствие с требованиями жизни. Суд, обращаясь к толкованию конституции и права, может использовать аналогию закона и аналогию права, т.е. принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Речь идет прежде всего об экстремальных, исключительных ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс двух других ветвей власти, которые в конечном счете гарантировали

бы господство права и справедливости в обществе. Существенная особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре методах осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б. Н. Чичерин, держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор . Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность,
независимость, коллегиальность. Судебная власть, таким образом специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, уголовной, гражданской, хозяйственной, административной и других юрисдикции. Принцип разделения властей не абсолютен, государственно-правовые формы его реализации зависят от национальных традиций в широком смысле, от конкретной социально-экономической и политической ситуации. Подводя итог принципа разделения властей, можно сформулировать следующие организационно-правовые черты 1

единая суверенная власть принадлежит народу 2 отсутствует орган, в котором концентрировалась бы вся полнота государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной 3 независимость трех ветвей государственной власти и реализующих ее государственных органов относительна 4 система сдержек и противовесов ограничивает власть каждого органа государства и препятствует сосредоточению власти в рамках какой-либо ветви власти в ущерб двум другим ветвям. 4. Понятие и структура гражданского общества.

Многочисленные трактовки гражданского общества выделяют два подхода, две концепции. Сторонники одного подхода рассматривают гражданское общество как своего рода социальную универсалию, как весь исторический комплекс общественных отношений, противопоставленных государству в любой его форме, т.е. как всё, что не есть собственно государство, власть. администрация. Второй подход заключается в рассмотрении гражданского общества как конкретного феномена, т.е. как формы
существования рыночно-демократичного общества. Существует так же точка зрения, связывающая возникновение гражданского общества с возникновением гражданина, наделённого определёнными правами и обязанностями Ильин М. Коваль В. Две стороны одной медали гражданское общество и правовое государство Полис 1992- 1-2. Другими словами – нет единой точки зрения по поводу института гражданского общества, но, анализируя современную научную и учебную литературу, можно сделать следующие выводы.

Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами свободы, права, долга, морали, собственности и др Признаками особенностями гражданского общества являются 1 высокое сознание людей 2 высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью 3 широкие

связи между членами общества 4 наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители – всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества 5 децентрализация власти 6 передача части власти органам самоуправления 7 согласование позиций вместо конфликтов 8 развитое чувство коллективности но не стадной , обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации 9 личность гражданского общества

– это человек, ориентированный на созидание, духовность и саморазвитие. 10 наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования.
Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности семья, клан, класс, нация не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства,

т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя например, через суд . Гражданское общество – открытое социальное образование.

В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия

с аналогичными образованиями в планетарном масштабе. Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов профсоюзы, партии, объединения предпринимателей,
общества потребителей, клубы и т.п. позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах в экономической – это многообразие форм собственности частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной в социальной и политической – наличие широкой и развитой сети общественных

образований, в которых индивид может проявить и защитить себя в духовной – обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам. Гражданское общество – это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие

общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг,

гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества. Гражданское общество – правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных
ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает условия для его нормального функционирования и развития. В таком взаимодействии содержится гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного

поступательного развития общества. Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные давить на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу. Структура – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную

и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями и элементами структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения между ними. Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная
и информационная системы. Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. Прежде всего, здесь следует отметить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей.

Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе. Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах. Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей группами, слоями, классами, нациями, расами . Экономическая система представляет собой совокупность экономических

институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. В Республике Казахстан признаются и защищаются равным образом частная, государственная, коммунальная,

общественная, и иные формы собственности. Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более опосредованный и абстрактный характер носят производственные отношения, которые в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания конкретного человека.
Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан. Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в определенной степени функционируют и в рамках другой системы – социальной. Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы – государство, политические

партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые охватывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны это отношения между государством и иными структурными элементами,

между государственными органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой выступает всегда политическая государственная власть. Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан,

функционирования форм непосредственной демократии и др. Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений образовательных, научных, культурных, религиозных , через которые реализуются эти отношения. Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием.
Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом. Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их

воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, государственные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения,

осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества. Суммируя все изложенное и учитывая высказанные в литературе мнения, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных , образующих особую сферу специфических интересов

свободных индивидов-собственников и их объединений, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Внегосударственные и внеполитические отношения в данном случае следует понимать как относительно самостоятельные, автономные, застрахованные от произвольного вмешательства государства. Это такие отношения, которые могут существовать и развиваться в известной независимости от властных
структур. Заключение. В совершении своей курсовой работы хотелось бы высказать свои выводы и выразит свою точку зрения по данной теме. На протяжении многих столетий с момента зарождения государственной формы устройства и организации жизни общества человечество всегда стремилось найти оптимальные варианты взаимоотношений между интересами личности, общества и власти. Мировая история богата примерами, свидетельствующими о многочисленных неудачах и трагедиях, связанных

с игнорированием объективных правовых начал рациональной и разумной организации государственного устройства. Власть, формирующая свои взаимоотношения с обществом преимущественно только на принуждении, силе, жестокости рано или поздно обречена на вымирание и гибель. Идеи гражданского общества и правового государства пережили длительную теоретическую и практическую эволюцию в политической истории, и при этом они практически всегда воспринималось как нечто взаимосвязанное. Гражданское общество и правовое государство логически

предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство – не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство – форма организации общества, и уже поэтому

они неразрывно связаны между собой. Правовое государство не следует понимать как, законченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией истинного и должного, идеалом, преобразующим действительность. Что касается нашей страны, можно сделать некоторые выводы, а именно то, что в настоящее время многие грани казахстанского гражданского общества находятся в стадии формирования.
На сегодняшний день необходимо интенсифицировать этот процесс, в связи с выходом общества к цивилизованным рыночным отношениям. Конституцией были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечило недопущение произвола во власти.

Но для воплощения в жизнь всего, что написано в Конституции необходим высокий уровень правосознания всех граждан, который, к сожалению, в нашей стране еще достаточно низок, чтобы говорить о полноценном гражданском обществе и правовом государстве. Но все же современный Казахстан в последние годы делает важнейшие и серьезные шаги по пути к созданию полноценного правового государства. Поэтому я, как и большинство моих соотечественников, надеемся на успех в достижении этой

цели. Список использованных источников и литературы 1. Конституция Республики Казахстан. Алматы ТОО Толеу – 2002.40 с. 2. Теория государства и права Учебно -методическое пособие. Алматы Оркениет , 2000 200 С. 3. Теория государства и права Учебник для вузов М. Юрайт -М , 2001 432 С. 4. Общая теория государства и права

Учебное пособие. Под ред. проф. В.А. Кучинского. -Мн. Амалфея 2004 688 С. 5. Теория государства и права. Курс лекций Под ред. М.Н. Марченко М. Зерцало , ТЕИС,1996 6. Ильин М. Коваль В. Две стороны одной медали гражданское общество и правовое государство. М Полис .1992. 356 С. 7. Козлихин И.Ю. Идея правового государства истоки и современность.

Изд. Спбгу Спб. 1993 8. Ш.Монтескье Избранные произведения. М . 1998. С. 490 9. Платон. Собрание сочинений. В 3 т. М. Аванта 1997 Т. 3. С. 456. 10. Цицерон. Диалоги. М . 1966. С.250. 11. Локк Дж. Сочинения в трех томах. М. 1988. Т.3. С. 372. 12. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества
Полис 1996 6 С. 29. 13. Арато А. Концепция гражданского общества восхождение и упадок Полис 1995 – 3