Содержание.
Введение.
1. Детство и юность.
2. Формирование революционных взглядов
3. Знакомства, повлиявшие на дальнейшие взгляды.
4. Плеханов и «Казанская» демонстрация.
5. Период эмиграции.
6. Создание группы «Освобождение труда».
Заключение.
Введение.
Книга о формировании марксистскихвзглядов Г.В. Плеханова выходит в необычное время. Пересматриваютсяполитические и духовные ценности, подвергаются критике революционные этапынашей истории. Прежде всего, это относится к важнейшему для нас событию –Октябрьской революции 1917 г., к тем политическим силам, которые действовалитогда, к тем альтернативным возможностям, которые открывались перед Россиейпосле Февральской революции.
Поэтому когда заслуги в осуществленииОктябрьской революции 1917 г. И вину за построение того «реального социализма»,который получил теперь название «бесправной командно-административнойгосударственной системы», стараются приписать вообще марксизму, то на этопозволительно привести слова Маркса, обращённые к некоторым истолкователям егоучения: «Это было бы одновременно и слишком лестно и слишком постыдно дляменя». В 1917 г. в России были такиемарксисты, которые вполне точно смогли предсказать результаты октябрьскогоэксперимента. Плеханов с самого начала указывал на то, что попытка утвердитьсоциализм в России при отсутствии демократических традиций и культуры вусловиях хозяйственной разрухи и войны методом насильственных действийреволюционной партии не может привести ни к чему иному, как к торжествутоталитарной системы.
1. Детство июность.
Георгий Валентинович Плехановпроисходил из семьи потомственных дворян Тамбовской губернии. Он родился 11декабря (29 ноября по старому стилю) 1856 г. В имении отца – д. Гудаловке,Бутырской волости Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Грязинский район Липецкой области). Наформировании его характера сказалось влияние его отца и матери. От отца,Валентина Петровича, он перенял твёрдость, усидчивость и трудолюбие, от матери,Марии Фёдоровны, (урождённой Белынской) – женщины чрезвычайно чуткой, доброй исострадательной к людям, он унаследовал живой интерес к простому народу игорячее желание помочь ему в его нуждах и бедах.
В юности на выработку его взглядов,вкусов и привычек оказал влияние брат Митрофан – третий сын Валентина Петровичаот первого брака. Военная выправка, принципиальность, упорство в достижениицели и великодушие брата, в 26 лет окончившего академию Генерального штаба,всегда служили Георгию примером для подражания.
Следует сказать также о Софье Валентиновне,по мужу Вячеславовой –второй дочери Валентина Петровича от первого брака. КогдаПлеханова, после провала первой типографии «Чёрного Передела» в январе 1880 г., разыскивали народине, квартира Софьи Валентиновны находилась под непосредственным наблюдениемполиции, а она сама подозревалась в «неблагонадёжности».
В 1868-1873 гг. Плеханов учился вВоронежской военной гимназии. Учитель гимназии известный педагог Н.Ф. Бунаковпривил ему любовь к русской литературе. Увлекался Георгий также эволюционнойтеорией Ч. Дарвина, что способствовало формированию атеистических взглядов.
В младших классах гимназии Плехановпрекрасно учился, получал награды. Но в старших классах увлечение чтением, атакже тяга в естественным наукам заставляли его меньше вгимания обращать нашкльные предметы. Гимназию он окончил хоть и по первому разряду, дававшемуправо на поступление военные училища безэкзаменов, но только десятым по успеваемости выпускником. В детстве егопрельщала мысль стать выдающимся полководцем и другом солдат. Но уже в гимназииего начал мучить вопрос, который был изложен им следующим образом: «Русскийвоенный присягает служить царю и отечеству… Но как поступить военному в томслучае, когда интересы царя расходятся с интересами отечества? Подобный случайне предусмотрен формулой присяги, но самый простой здравый смысл говорит, чтокогда он имеет место, честь обязывает представителей военного сословия идтипротив царя на защиту отечества». Ответ на поставленный здесь вопрос был дан имнесколько позже, в ноябре 1873 г., когда он покинул Константинопольское военное училищеи вообще расстался с военной карьерой. К такому решению он был подготовлен всемходом своего умственного развития за время пребывания в Воронежской военнойгимназии.
В 1873 г. началось массовое«хождение в народ». Л.Г. Дейч отмечал, что непосредственной причиной разрыва своенной карьерой стали многочисленные аресты, происходившие в то время. Принадлежак «военному сословию», Плеханов осознавал, что не может выполнить того, чтопадает на долю армии.
К концу 1873 г. он – в Гудаловке,где усиленно готовится к вступительным экзаменам. Сначала он собиралсяпоступать в Медико-хирургическую академию, но затем изменил свои планы и 22августа 1874 г.подал прошение в Петербургский горный институт. Первый год пребывания в горноминституте прошёл в напряжённой учебе, приносившей, по-видимому, удовлетворениемолодому студенту. Он уверенно и легко сдавал переходные экзамены и «своимиответами нередко изумлял профессоров». По итогам учебного года ему быланазначена Екатерининская стипендия.
С осени 1875 г. Плеханов начинаетвтягиваться в революционную работу. Хотя занятия в горном институте не былипрекращены, Плеханов уделял им меньше внимания. В весеннюю сессию 1876 г. он не сдал все экзамены,из-за чего не был переведён на IIIкурс.
С конца 1875 г. можно проследитьпроцесс формирования революционных взглядов Плеханова, приведший его на позициибунтарства и бакунизма. Ещё со школьной скамьи он находился под влияниемпроизведений Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Некрасова. Увлекали еготакже идеи Писарева, что в известной мере сказалось на выборе профессии. Ввоенной гимназии ему вначале больше нравилась литература, затем заинтересовалиестественные науки, особенно теория Дарвина, наконец, в горном институте еголюбимым предметом стала химия. Помимо этого на первом году обучения в институтеон пережил некоторое увлечение нигилизмом, что нашло отражение в «протестахпротив щегольства», о чём известно из воспоминаний его младшей сестры К.В.Плехановой. Глухо упоминание об этом периоде можно найти в его произведениях.
2. Формированиереволюционных взглядов.
Для понимания его настроений было быинтересно знать, принимал ли Плеханов участие в студенческих волнениях 1874 и1875 гг., охвативших ряд учебных заведений Петербурга, в том числе и горныйинститут? Если даже и нет, как полагают некоторые исследователи на основаниихарактеристики, выданной из горного института в 1876 г., то и тогда нельзясбрасывать со счетов их влияние на рост его революционных настроений.
2 ноября 1874 г., как сообщал В.М.Гаршин в письме к матери, состоялась сходка студентов в связи с исключением ихинститута около десяти человек за неуплату денег за учёбу. Они выработали рядтребований. Для успокоения студентов явился сам министр внутренних дел Валуев.4 ноября сходка повторилась с более серьёзными последствиями. Были закрытывторое отделение Iкурса, IIи IIIкурсы, исключеноболее 200 человек, выслано по этапу 180 человек. Только 27 ноября возобновилисьзанятия на опальных курсах. Гаршин писал матери, что обошлось благополучно,только десять человек исключили безвозвратно.
Под бдительным наблюдением начальствастуденты находились и в 1875 г. Гаршин пишет: «В институте новые подением начальства студенты находились и вё875 г. олько десять человек исключ волненияхх”рядки: дают правилаи заставляют подписываться в исполнении их… 7 параграф правил гласит: «всякоекорпоративное движение студентов безусловно запрещено», а в письме от 16сентября 1876 г.сообщает: «У нас в институте строгости. Наблюдают за посещением лекций и томуподобное». Впрочем, в это время Плеханов уже прекратил занятия в институте.
Оказало влияние на Плеханова, какотмечено выше, «хождение в народ», продолжавшееся и в 1874 г. Если вначале оноявилось ля молодого юнкера важным звеном в цепи причин, заставивших порвать своенной карьерой, то постепенно его заинтересовала идейная сторона движения. Вэтой особой связи особый интерес представляет указание на то, что в начале посвоим воззрениям он принадлежал к лавристам. Действительно, изучение периодаего жизни начиная с поступления в Константинопольское военное училище и кончаяосенью 1875 г.позволяет считать это утверждение не лишённым основания.
Известны слова Плеханова, обращённые кП. Л. Лаврову в 1881 г.: «С тех самых пор,как во мне начала пробуждаться критическая мысль, Вы, Маркс и Чернышевский былилюбимейшими моими авторами, воспитывавшими и развивавшими мой ум во всехотношениях». Л.Г. Дейч объяснял эти слова влиянием особенного настроения,вызванного чувством признательности и благодарности П.Л. Лаврову за его заботуи участие во время пребывания Плеханова в Париже в 1880 – 1881 гг.
Напротив, Б.Н, Козьмин, хотя и соговорками, считал, что Плеханов «был вполне искренен, когда писал это письмо,но связывал слова Плеханова со временем его идейной близости к Лаврову», т.е. сконцом 1881 – началом 1882 г.Вопрос, однако, к какому времени следует отнести начало пробуждения«критической мысли» Плеханова? Ясно, чтоего нельзя датировать 1881 – 1882 гг., как это делает Козьмин. В это времязаканчивалась выработка марксистского мировоззрения Плеханова. Нельзя егоприурочивать также к землевольческому периоду, и Козьмин пишет об этом, так какхорошо известно, что отношение Плеханова-землевольца к лавристам было резкоотрицательным, следовательно влияние Лаврова ( а точнее его произведений) наПлеханова могло иметь место во время выбора революционного пути.
Для того чтобы примкнуть к станулавристов, а тем более разделять их взгляды, можно было, не зная народа,запастись только социалистическими идеалами: бакунисту же требовалось хотя бы поверхностное знание крестьянства, егообычаев, верований и т.д. Бакунистами поэтому становились прежде всего практики,люди, побывавшие в народе, лавристами же – люди, воодушевлённые идеей служениянароду, прочитавшие социалистическую книгу, слышавшие пропагандистскую речь вкружке и т.д. Если южан практика сделала бунтарями, то северяне пришли к томуже через «хождение в народ». Г. В. Плеханов, как известно, в «народ» не ходил инесмотря на то, что вырос в деревне, по его собственному признанию,крестьянства не знал. Поэтому тем, кто знал тогда Плеханова, его первыевыступления в студенческой среде, а до этого среди юнкеров и даже слушателейакадемии Генерального штаба, где учился его старший брат Митрофан, вполне моглидать основание считать его лавристом.
С осени 1875 г. Плеханов поселилсяна квартире у «добродушной чухонки», описанной им в воспоминаниях «Русскийрабочий в революционном движении». В этой квартире (Кронверкский проспект,д.67, кв. 8), по данным Е. Карпова, он проживал с ноября 1875 г., по данным Э.Корольчук, – с 20 января 1876 г. по 1 июня того жегода. В квартире, состоявшей, как пишет Дейч их трёх комнат, кроме Плехановажили вначале студенты Е.П. Карпов, М.А. Гриценко и студентка-медичка Н.А.Смирнова, ставшая потом женой Плеханова. Затем вместо Карпова и Гриценко, повсей вероятности, с середины зимы в квартире поселился В.И. Успенский – студент-медик.Через Успенского, своего товарища по гимназии, с Плехановым в начале 1876 г. познакомился О. В.Аптекман.
С этого времени Плехановстановится участником многочисленных тогда студенческих сходок, на которыхобсуждались волновавшие молодежь вопросы: о «знании и революции», «хождении внарод», пропаганде, агитации и т. п. Определяются его взгляды: он не только симпатизируетбунтарям, но и сам становится бакунистом. Однако, по-видимому, ко времени егознакомства с рабочим С. Митрофановым (конец 1875 г.) процесс становленияне закончился полностью. На это наводит мысль о том, что, если бы сам Плехановбыл убежденным бакунистом, Митрофанову незачем было бы энергичноотстаивать бунтарство в первом же разговоре с ним. Но уже после известной сходки рабочих на егоквартире 12 февраля 1876 г.описывая впечатление, оставленное знакомством с рабочим Г. (А. Е.Городничий),тянувшимся к книге, Плеханов определенно указывает, что «был сильно проникнуттогда бунтарскими взглядами, а у бунтарей излишнее пристрастие к книге считалосьнедостатком».
3. Знакомства, повлиявшие надальнейшие взгляды.
К осени и зиме того года Дейчотносит знакомство Плеханова с уцелевшими после разгрома 1874—1875 гг. революционерами.У Плеханова завязываются знакомства с кружком М. А. Натансона, в котором тогдабыли А; П. Боголюбов (А. С. Емельянов), А. А. Квятковский; М. Р. Попов, А.А. Хотинский, В. А. Осинский, А. Д. Михайловой др., близко к кружку стоялиизвестные на юге И.Ф. Фесенко и Дмитрий Лизогуб.
Существует две версии того, как ичерез кого познакомился Плеханов с кружком М.А. Натансона. В своё время П. Б. Аксельродписал, что, остановившись как-то зимой; 1875—1876 гг. на квартире, где жилПлеханов, он обратил внимание народниковна студента горного института увлекавшегося химией и желавшегоусовершенствоваться в ней за границей. Аксельрод усиленно рекомендовалПлеханову заняться революционной деятельностью и представил кружку Натансона.Независимо от Аксельрода такого же взгляда придерживался О. В. Аптекман,который по этому поводу писал: «Толкнул его на этот путь (сближения снародниками и петербургскими рабочими) активно П. Б. Аксельрод; ночевавший унего во время пребывания его в Петербурге зимою 75—76 гг. Плеханов сампродиктовал мне следующую характеристику Аксельрода: «Он поразил меня своеюбеззаветною преданностью революции.»
Другой точки зрения придерживалсяЛ. Г. Дейч. Ссылаясь на воспоминания самого Плеханова, он отмечал, чтосближение с кружком Натансона произошло у Плеханова через рабочих и студентов,в частности, через студентов Медико-хирургической академии братьевВоскресенских и рабочего С. Митрофанова, с которым первые познакомили Плеханова.
Посуществу, разногласия сводились не к отрицанию фактов, действительно имевших место,а к различию в трактовке идейного» развития юноши Плеханова. Первая точка зренияисходит из того, что влияние Аксельрода было решающим, явилось переворотом всудьбе «Плеханова, вторая предполагает известную эволюцию его взглядов.
Нужнозаметить, что Плеханов „легко не отказывался от своих убеждений, даже еслиначинал замечать их несостоятельность.Влияние отдельных лиц могло иметь место в выборе революционного пути, на оно небыло решающим. Каким бы ни считать воздействие Аксельрода, к тому времени уже известногои влиятельного среди молодежи бакуниста, Плеханов, как сказано выше, был ужеподготовлен к восприятию взглядов «апостола анархии» самостоятельно. Тот факт,что Аксельрод попал на квартиру Плеханова, говорит о том, что натансоновцывполне ему доверяли его незачем было представлять Аксельроду.
Всвою очередь Дейч подчеркивал большое влияние, оказанное на Плеханова ИваномФедоровичем Фесенко. Надо иметь в виду, что Аксельрод в то время производилвпечатление на молодежь, с которой встречался, «не своим развитием,начитанностью, которые были у него довольно скромных размеров, а почтиисключительно своей глубокой фанатической верой в близкое торжество, добра,справедливости и т.п. добродетелей». Фесенко же наоборот, в отличие от многихбунтарей-бакунистов был довольно начитан, основательно ознакомился с«Капиталом» К. Маркса и даже по словам Дейча, «непочтительно относился кавторитету Бакунина». Его влияние на развитие Плеханова должно было бытьбольшим, чем Аксельрода. Дейч писал: «Несомненно, что, главным образом,Фесенко, восторженно отзывавшийся мне и другим о дарованиях Плеханова, возбудилу него интерес к политической экономии вообще и к «Капиталу» Маркса — вчастности; он же привлек Георгия Валентиновича к занятиям с рабочими».
Еслиуж говорить о влиянии отдельных представителей революционного народничества наПлеханова, то первым пропагандистом, о котором имеются сведения в, литературе,как об оказавшем влияние на юношу Плеханова, был А. И. Прозоровский. Повоспоминаниям сестры Плеханова Клавдии Валентиновны, их мать считала, чтоПрозоровский «познакомил» ее сына «с революционными идеями», когда тот по пути вПетербург осенью 1874г. заезжал к сестре в Тамбов. Здесь нужно отметить, что вовторой половине июня того года Тамбов по пути в Саратов посетил Д. М.Рогачев,который оставил кружку тамбовской молодежи, группировавшейся вокруг Н. С.Никифорова, нелегальную литературу для народа, полученную им из типографии И. Н.Мышкина в Москве. К кружку Никифорова принадлежал и Прозоровский. Поэтомувозможно, что знакомство с революционными идеями, котором упоминала мать,заключалось в ознакомлении Плеханова с книжками для народа, полученными отРогачева. Правда, О. В. Аптекман отрицал возможность этакого влияния, но этоможет говорить о том, что ко времени знакомства Аптекмана с Прозоровским (конец1876 – начало 1877 г.)последний начал отходить от революционного движения. Однако и после 1879 г. Прозоровскийнаходился под наблюдением полиции и даже в начале 1880 т. был арестован.
Сходка рабочих на квартире Плеханова 12 февраля 1876 г. не осталась незамеченной III отделением… В марте Плеханов, вместе с В. И. Успенским былпервый раз арестован. В квартире, где он проживал, был произведен обыск. В справкеIII отделения, составленной по этому поводу говорилось что «у них обоих был недавно обыск,взяты были под арест и после опроса освобождены. После того оба присмирели, исобрания у них прекратились».
Рабочим пришлось перенести свои сходки вдругое место – на Васильевский остров, а с наступлением тепла – и за город. Стех пор Плеханов не прекращал посещать их, приняв только меры предосторожности.В воспоминаниях С. К. Волкова, активного участника, рабочего движения 70-х гг., говорится, вчастности, о большой сходке рабочих, состоявшейся на острове Финского залива,где он впервые познакомился с Плехановым.
Такимобразом, конец 1875 и начало 1876 г. были переломными в судьбе Плеханова. Он начинаетпринимать активное участие в революционном движении и прежде всего включается впропаганду среди петербургских рабочих. Позже он вспоминал: «Видя, какзаинтересовало меня «рабочее дело», бунтари приняли меня в свой кружок, так что«занятия с рабочими» стали с тех пор моей революционной обязанностью».
Вчисле первых рабочих, которыми занимался Плеханов, был известный П. А. Моисеенко,один из организаторов Морозовской стачки 1885 г., впоследствии большевик. Его воспоминанияпоказывают, какое большое влияние оказывал молодой 19-летний студент нарабочих: «Придя однажды к Плеханову, я ему изложил своё мнение насчет чтения.Он вполне одобрил и предложил мне совместно читать «Податной вопрос» Шелгунова.Тов. Плеханов разъяснял непонятные места и так увлекательно, что мы за весьвечер прочли всего лишь одну-две страницы. Но для меня это было открытие: яначал читать и мыслить совсем не так, как прежде».
Веснаи лето 1876 г.в Петербурге были отмечены ростом революционных настроений среди молодежи истуденчества, вызванных возмущением многочисленными арестами и подготовкой кбольшому процессу «по делу о преступной пропаганде в империи». Сотни и тысячиматерей оплакивали своих детей, попавших в казематы III отделения. Настроения обострялисьфактами жестокого обращения с заключенными, заполнившими дом предварительногозаключения. 3 марта во время похорон замученного там длительным тюремным заключениемстудента П. Чернышёва состоялась внушительная демонстрация с участием более 2тыс. человек. Демонстрация произвела большое впечатление, Плеханов писал о
многочисленных революционныхсходках, происходивших с того времени вПетербурге. В этой обстановке у рабочихи ведших среди них пропаганду студентов созрела идея подготовить и провести демонстрацию,которая стала известна позже как Казанская политическая демонстрация.
В это время, в конце лета 1876 г., состоялся последнийприезд Плеханова на родину. Из-за активного участия в подготовке демонстрации,которой, по его словам рабочие «бредили» с весны 1876 г., он не смог приехатьраньше. Кроме того, его студенческим билетом, дававшим право на льготный проездпо железной дороге, воспользовался Л. Г. Дейч, нелегально останавливавшийся унего на квартире в мае 1876 г.Билет был возвращен им через М.Ф. Фроленко только к концу лета.
В Липецк Плеханов приехал вместе сН. А. Смирновой, ставшей уже его женой, и приятелем медиком К. П. Солярским 31.О последнем приезде брата домой К В. Плеханова вспоминала, что он с приятелемсовершал длительные прогулки по окрестностям Липецка, любуясь красивыми видами
Каменного лога,долины реки Воронеж, городскими парками и садами. На прогулки часто брали братаи младших сестер, которым Жорж рассказывал интересные истории и при случаеэкзаменовал. В Липецке его привлекали рабочие, с которыми он встречался, вГудаловке, куда выезжала семья, крестьяне, с которыми он работал на полях, икоторым помогал в тушении деревенских пожаров.
Мария Федоровна видела перемены,происшедшие в сыне. В этот раз его меньше интересовали книги, а когда ему пришлосьчитать Евангелие, он читал его так, словно подготавливал мать к той дороге,которую выбрал. Материнское сердце догадывалось, о чем идет речь. МарияФедоровна пыталась отговаривать сына, но понимала, что это бесполезно.
Больше уже на родине – в Гудаловке и Липецке – Плеханову бывать недовелось. После Казанской демонстрации он переходит на нелегальное положение ипоявляться в местах, где его знали, было опасно. Но на всю жизнь емузапомнились родные места, где он появился на свет, провел свое детство, гдевпервые зародились в его душе прекрасные юношеские мечты.
4. Плеханов и «Казанская»демонстрация.
Особое место в революционной биографииПлеханова занимает демонстрация у Казанского собора 6 декабря 1876 г. Слова Плеханова отом, что «Казанская, демонстрация была первой попыткой практического применениенаших понятий об агитации относятся прежде всего к нему самому как одному изактивных организаторов и участников демонстрации. Она выявила в первойпубличной речи его ораторские способности заставила его окончательно «сжечь за собойкорабли» — перейти на нелегальное положение – и тем самым толкнула к более активнойреволюционной деятельности.
В демонстрации предполагалосьучастие большого количества рабочих (две-три тысячи человек). Она должна былапоказать правительству, что за интересы народа выступают не только студенты инаиболее передовая часть общества, но и сами трудящиеся, в частности рабочие.Вместе с тем накануне демонстрации было принято решение действовать и в томслучае, если бы у собора собралось хоть несколько сот человек.
Далее план демонстрации, данным,был приблизительно следующим. На площади перед собором предполагалосьпроизнести речь, обращенную к народу, с призывом продолжать дело, за котороеотдали жизнь лучшие сыны России. В последний момент было принято, решение вконце речи поднять над головами красное знамя с вышитыми на нем слова ми:«Земля и воля». 3атем собравшиеся должны были мимо памятника Кутузовунаправиться на Невский проспект и, если удастся, выйти на Дворцовую площадь,«чтобы требовать освобождения политических арестантов из тюрем». «Вообще, этой манифестации,писал Е. Серебряков, придавалось огромное агитационное значение, как длярабочих, так для молодёжи и для общества».
Осуществить план, как известно, неудалось. Прежде всего, к Казанскому собору пришло, по данным Плеханова, всего 200—250рабочих, по другим еще меньше. Основная масса оказалась студенческая, и рабочийэлемент потонул в ней.
Плеханову удалось произнестикороткую речь, в которой он |напомнил ососланном в Сибирь Н. Г. Чернышевском и других мучениках за народное дело ивыразил с ними полную солидарность. При словах: «наше, знамя — их знамя. На немнаписано: земля и воля крестьянину и работнику!» молодой рабочий Яков Потаповразвернул и поднял на руках красное полотнище. Не успел еще Плеханов закончитьречи, как начала действовать полиция. На помощь ей пришли дворники и некоторыеиз «публики», как выражаются полицейские документы. Собравшиеся были окружены,побиты и рассеяны, по существу, не выйдя на Невский проспект, а 31 человек был арестован.Правда, как отмечал Плеханов, до поголовного избиения «было очень далеко», иэтим он, в частности, объяснял то, «что ни один из выдающихся землевольцев,бывших на Казанской площади и отражавших полицейское нападение, не быларестован».
Наконец, критике подвергались инекоторые моральные аспекты данного события. Дело в том, что средиарестованных, а затем преданных суду, не было действительных организаторовдемонстрации. Судили лиц, имевших или довольно отдаленное отношение к ееорганизации (за исключением А. П.Боголюбова-Емельянова, на демонстрации, однако не присутствовавшего, и рабочегоВ. Я. Савельева-Иванова) или даже посторонних. Организаторам демонстрации, в ихчисле и Плеханову, удалось избежать ареста. В результате получилось, что дляширокой публики «цель демонстраций так и осталась невыясненной» так как в целомреволюционная интеллигенция в неё не была посвящена, а на суде это не удалось.
Всё это вместе взятое и давалоповод части революционного лагеря квалифицировать Казанскую демонстрацию какнеудачную. Разумеется, если не знать, что демонстрация готовилась по инициативерабочих и при их активном |участии и что она мыслилась прежде всего как рабочаядемонстрация, дать правильную оценку ей невозможно. А это как раз и было скрытоот многих современников. Даже в 1922 г. в письме к Дейчу А. И Зунделевич писал: «От тебя впервыеслышу, что возникла эта (Казанская) демонстрация отчасти по инициативерабочих групп; Я всегда слышал и был уверен, что это так – об исключительной инициативев этом деле кружка Натансона, на который сыпались с разных сторон обвинения заэту инициативу.
5. Период эмиграции.
Весной 1882 г. в окрестностиКларана переехали Дейч и Засулич и почти ежедневно встречались с Плехановым.«Плеханов, по обыкновению усиленно предавался умственным занятиям, больше изприсущих ему научных интересов, чем ввиду литературного заработка: к последнемуон тогда не чувствовал особенного влечения».
Материальное положение семьизначительно улучшилось по сравнению с парижским периодом. Плеханов получилгонорар за первые две части статьи о Родбертусе, помещенные в пятом и шестомномерах «Отечественных записок», продолжал давать уроки русской литературы втом же семействе.
Кроме того, весной 1882 г. к нему за границуприехала сестра Александра и привезла ему небольшую долю наследства, оставшуюсяот продажи дома семьи Плехановых в Липецке. Приезд сестры воскресил в его душедорогие воспоминания о годах, проведенных на родине — в Гудаловке и Липецке. В концемарта 1882 г.в Женеве поселилась молодая чета Русановых. Н. С. Русанов занимался тогдаизучением произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, Е. Дюринга, других социалистов иэкономистов и склонялся к признанию капиталистического развития экономикиРоссии. Он сотрудничал в журнале «Дело», где вел полемику по этому вопросу сТихомировым, выступавшим под псевдонимом «Кольцов». Экономические взглядыПлеханова и Русанова во многом сходились, что обусловливало их влечение друг кдругу.
Вхороших отношениях находились и их семьи. Нередко Плеханов с дочерью Лидочкой вколяске или на руках, отправляясь за покупками, заходил к Николаю Сергеевичу,чтобы обменяться мнениями по поводу только что прочитанной статьи, обсудитьинтересовавший его вопрос. Нередко между Плехановым и Русановым возникалидискуссии. В этом случае на несколько часов они оба обо всем забывали. Шелпроцесс выяснения истины.
Вкруг хороших знакомых Георгия Валентиновича и его семьи в то время входилиЭлизе Реклю, известный революционер и географ, братья Лев и Илья Мечниковы. Нопоскольку интересы Плеханова сосредоточивались, как мы уже отмечали, преждевсего на изучении произведении Маркса и Энгельса, а трое его знакомыхсклонности к марксизму не проявляли, между ними и Плехановым не было такойблизости, как у Плеханова с Русановым.
Кконцу апреля — началу мая относитсязнакомство Плеханова с Г. Фольмаром, редактировавшим в 1879 – 1880 гг. в Цюрихе, центральный орган Германскойсоциал-демократической партии газету «Социал-демократ» и считавшимся тогда«левым». Познакомились они в один из приездов Фольмара в Женеву.
Летом1882 г.,когда Лидочке пошел второй год, Розалия Марковна решила продолжить своемедицинское образование, чтобы взять на себя хотя бы часть забот по содержаниюсемьи. Ее отец, два года посылавший ей на жизнь небольшие суммы денег, отказалей в материальной помощи и вообще порвал с ней отношения, узнав, что она вышлазамуж за русского.
Онарассчитывала из Женевы отправиться в Берн и поступить там па соответствующийкурс медицинского факультета университета с зачетом экзаменов, сданных ею вРоссии. В начале августа, чтобы снять жилье для Розалии Марковны с ребенком иТ. В. Полляк, в Берн поехал Георгий Валентинович, а затем туда приехали членыего семьи.
В Берне жила хорошая знакомаяДейча и Засулич по революционной работе в России А. М. Макаревич-Кулешова (Розенштейн),которая помогла Плехановым устроиться.
Надежды Розалии Марковны не оправдались.Ей не удалось продолжить изучение медицины в Берне, так как сданные в Россииэкзамены и зачеты не были зачтены, и ей предложили снова поступить на первыйкурс. Между тем, как потом выяснилось, в Женевском университете их моглизачесть после прохождения коллоквиумов по пройденным дисциплинам. Пришлосьснова перебираться в Женеву. В Берне семья Плехановых похоронила умершую отчахотки Т. В. Полляк, которой так многим была обязана.
Повозвращению из Берна Плеханов с семьей поселился в небольшом городке Кларане,близ Женевы. Здесь Плеханов заканчивал две последние части большой статьи оРодбертусе, озаглавленной «Экономическая теория Карла Родбертуса-Ягецова»,которые потом были опубликованы в девятом и десятом номерах Отечественныхзаписок» за 1883 год.
6. Создание группы «Освобождение труда».
Свозвращением Плеханова из Берна начинается заключительный этап переговоровбывших чернопередельцев с народовольцами, длившийся до разрыва с ними и создания группы «Освобождениетруда». Говоря об этом периоде, необходимо отметить, что переговоры бывшихчернопередельцев о вхождении в «Народную волю» и выявившиеся при этомразногласия об условиях их участия в издательстве «Вестника Народной воли» неимели непосредственного отношения к формированию марксистских взглядовПлеханова и его товарищей. Поэтому факт ведения Плехановым переговоров снародовольцами нельзя объяснять, как это иногда делается тем «что вплоть до 1883 г. он разделял взглядынародничества, да