ИНСТИТУТПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ
НАНБЕЛАРУСИ
Кафедрафилософии
Курсовая работа
РОЛЬРЕЛИГИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
магистрантка ГНУ «Институтфизико-органической химии НАН Беларуси»
Латышевич Ирина Александровна
Минск, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Рольрелигии в развитии общества
2. Религиознаяпатология
3. Функциирелигии
4. Мировоззренческаяфункция религии
5. Культуротранслирующаяфункция религии
6. Политическаяфункция религии
7. Нравственнаяфункция религии
Заключение
Списоклитературы
ВВЕДЕНИЕ
Религия является о/>собым типом общественного сознания, воли и бытия.Как общественное сознание она выступает в виде коллективного верования, веры всверхъестественное, прежде всего, в Бога (Богов). Как общественная воля онавыступает в виде тех или иных норм-правил поведения, частью моральных, частьюправовых, частью сугубо религиозных. Как форма общественного бытия онавыступает в виде системы обрядов и религиозных действий (молитв, крестногознамения, поста и т. д.).
Религия —первоначальная, синкретическая форма культуры, свойственная детствучеловечества. Начиная с античной эпохи, она постепенно теряла монополию наистину, красоту, добро, мудрость. На смену религии пришли специализированныеформы культуры — наука, искусство, философия… Сейчас религия в значительноймере утратила свои позиции в обществе, несмотря на отдельные всплески интересак ней. Ведь человечество волей-неволей взрослеет, мудреет [1].
1.РОЛЬ РЕЛИГИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
Сложно недооценить рольрелигии в жизни человечества. Более того, историю нашего с вами вида можнорассматривать как историю религии и отношения к ним людей, недаром жесуществует определение человека как «существа, поклоняющегося богам». И хотя в«моменты бури» это определение подвергается существенному сомнению, именно с такойпозиции я попытаюсь раскрыть тематику.
Сразу хотелось быограничить рассмотрение вопроса. В данной работе тема бога, исключительновопрос веры, будет рассмотрен крайне слабо, а религия, «реальный объект» нашегосоциума, станет центральной темой. Несмотря на кажущуюся ошибочность отрыварелигии от бога, я попробую обосновать такое сепарирование. В самом простомсмысле можно объяснить мою позицию так: Бог (Боги) как абсолют (ы) не могутэволюционировать, изменяются лишь взгляды (реакция) людей на него (них), что иявляется полем религии.
Невозможно однозначнооценить влияние религии на развитие общества, поскольку в любой момент времениможно выделить как положительные, так и отрицательные стороны религии какфеномена и религии как института.
К сожалению, в историичеловечества религия запомнилась не только положительными веяниями и деяниями,но и множеством преступлений. Поэтому важным для понимания места религии вистории человечества будет рассмотреть такое явление, как религиозная патология[2].
2.РЕЛИГИОЗНАЯ ПАТОЛОГИЯ
Греческое слово «патос»означает «болезнь». Под патологией понимается и учение о болезненных процессах,и сами эти болезненные процессы внутри живых организмов и общественных явлений.Религиозная патология – это болезненные процессы внутри религиозных конфессий. Пониманиероли религии включает в себя и понимание характера влияния религиозной патологиина самих верующих и на окружение, в котором они живут. Религиозная патологиянаходит свое проявление в религиозном фанатизме, религиозном экстремизме ирелигиозной преступности. А эти три явления взаимно связаны и взаимно переходятдруг в друга [3]. Именно религиозная патология во всех своих проявлениях истала основной причиной утраты религией своей роли, конечно появление наукитакже послужило важным фактором смещение религии. Но сосуществование религии инауки было возможно и без тех потрясений, которые испытало человечество. Такчто я склонна считать именно внутренние проблемы религии причиной падениярелигии в глазах общества. Причем падение не только в прошлом, неприятиесовременным западным обществом ислама происходит во многом из-за религиозных преступлений,совершаемых его приверженцами.
Религиозный экстремизм,как уже отмечалось, есть крайняя форма религиозного фанатизма. Суть любогоэкстремизма, в том числе и религиозного, — в применении насилия кинакомыслящим. Факты фанатизма (в том числе и экстремизма) имеют место вомногих религиях. Причем нельзя понимать как фанатизм поведение, которое необъяснимо с рациональных точек зрения, пусть даже это поведение и принимаетпричудливые формы. Фанатизм начинается там, когда к такому же поведениюстараются принудить инакомыслящих. Ярким примером фанатизма именно в такойтрактовке являются возмущения исламского мира по поводу карикатур на пророкаМохаммеда. Претензии сводились не к тому, что Мохаммеда оскорбили (карикатуры довольнобеззлобны), а к тому, что его в принципе нарисовали, что запрещено в исламе, ноэтот запрет пытаются транслировать на весь остальной мир.
Степень насилия тожеможет быть различной: от перегораживания проезжей части улицы в субботу донанесения побоев инакомыслящим и даже до их физического уничтожения. И здесьрелигиозный экстремизм перерастает в религиозную преступность. Религиознаяпреступность может проявляться и в относительно слабой мере, и в очень сильнойстепени. Религиозные преступления могут совершать отдельные лица, отдельныерелигиозные организации и даже целые государства. Вина за такие преступлениядолжна лежать на непосредственных заказчиках и исполнителях, но никак не нарядовых представителях конфессии. При обвинении человечество со свойственнойему инерцией сознания принимается ненавидеть всех, тем аккуратнее должен бытькаждый представитель конфессии в своем стремлении защитить веру, и к себе и ксвоим собратьям в вере.
В прошлом одним изярких проявлений религиозной преступности была так называемая «Варфоломеевскаяночь» в Париже (ночь на 24 августа 1572 года). Но и в конце ХХ века религиознаяпреступность иногда выражает себя в очень жестокой форме. Наиболее трагичныепоследствия принесла в жизнь Японии преступная деятельность религиозныхфанатиков из конфессии «АУМ Сенрике» [3]. А в случае с карикатурами былпроявлен крайний цинизм, когда художника по поведению и мере наказанияприравняли к одному из главных преступников современности. Иногда религиозноепреступление состоит не в действии, а в недеянии, которое противоречит догматамверы. Так католицизм закрывал глаза на работорговлю и занимал нейтральнуюпозицию во времена холокоста.
Проявлением религиознойпатологии, безусловно, является фанатизм внутри некоторых конфессий. Например,имели место случаи, когда в общинах пятидесятников процедура «изгнания бесов»превращалась в мучительные истязания несчастных людей. В ряде общин обрядыпревращались в истерические припадки, и отдельно верующие, находясь всумеречном состоянии сознания, совершали уголовные преступления [3].
Но может быть, то, чтоздесь названо религиозной патологией, не имеет никакого отношения к религии?Ведь религия, по определению, это синтез веры в сверхъестественное и обрядов ксверхъестественному. А где здесь вера или обряды? Но, во-первых, вера здесьприсутствует: ибо во всех случаях фанатиков (в том числе экстремистов ипреступников) на нецивилизованное, антигуманное поведение подталкивалосвоеобразное понимание веры в сверхъестественное, а именно трактовка текстовпочитаемых за священные. А во-вторых, религия по другому определению естьдеятельность, через которую выражается и реализуется вера в сверхъестественное.И, как показывают факты, вера в сверхъестественное может выражаться не толькочерез нецивилизованную, патологическую деятельность. Более того, именносверхъестественным и удобнее оправдывать свои действия: «так сказал Бог». Нокак верно «клеймит» большую часть таких бесед анекдот: когда ты говоришь сбогом – это молитва, а когда Бог с тобой – шизофрения.
Религиозная патология –это правило или исключение? Религиозная патология всегда имела место в историирелигии. Периодов развития, свободных от проявлений религиозной патологии,история не знает. И в этом смысле религиозная патология – правило. Опять же неустаю подчеркивать исключительно человеческую природу этой патологии. Каким быпротиворечивыми идеи или тексты ни были, без больного сознания все эти преступленияне увидели бы свет. Хотя конечно религию принципиально нельзя лишить и лишитьчеловеческого фактора, так как религия существует не для Бога, но для«нахождения человеком пути к Богу».
Но с другой стороны,патологические явления (даже в самом слабом их проявлении: как фанатизм безнасилия) никогда не характеризовали все религии и все в религиях.Цивилизованная форма существования религиозных идей всегда имела место врелигиозных движениях. Ее масштабы со временем все более и более расширялись. Ив наше время религиозная цивилизованность в огромной мере преобладает надрелигиозной патологией. И в этом смысле религиозная патология сталаисключением. Особенная надежда на излечение от патологий ложится напротиворечивый процесс, названный глобализацией.
Религиозная патологияесть не что иное, как религиозный фанатизм в разных формах и разной степени егопроявления. Как показало историческое прошлое религии и как показывает егонастоящее, религиозный фанатизм есть отрицательное явление в жизни общества.Все цивилизованные люди – и верующие, и неверующие – во имя счастьячеловечества, во имя собственного счастья, во имя счастья своих детей и внуков,должны бороться за преодоление религиозного фанатизма. Но как?
Поскольку религиозныйфанатизм есть всего лишь проявление фанатизма вообще, то, казалось бы.Необходимо решать эту проблему в самом общем случае, но здесь нельзя забывать,что в силу природы религии, этот вопрос становиться сложнее, чем любой другойвид фанатизма, который можно обсуждать с позиции разума. Религия, к сожалению(для решения данной проблемы), разуму подвластна лишь до определенной степени.И простым невмешательством и попытками не обижать инакомыслящего, добитьсяполного компромисса нельзя, ибо неизбежно возникнет ситуация, когда столкнетсядва противоречащих друг другу принципа различных религий. Такие ситуации можнорешить, лишь поступившись чем-то (а уступать до бесконечности нельзя, иначерискуешь лишиться своей культуры). Способна ли религия (в том числе иатеистическая) на такие серьезные решения? Не знаю. Наверное, решение проблемыпатологии придет к нам очень не скоро, современное человеческое сознание, намой взгляд, не готово к этому.
3.ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
Рассмотрев отклоненияот «нормы», стоит перейти к норме, то есть рассмотреть «функции» религии.Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Сколько урелигии функций и как они называются – это пока еще не предмет дискуссии. Япридерживаюсь одной из точек зрения, согласно которой существует четыреосновных функции религии. Они основные в том смысле, что их можно делить нафункции второго порядка. Функции религии отличаются друг от друга ответом навопрос, через что (или – как) они влияют на жизнь людей.
Мировоззренческаяфункция религии – это способ влияния религии на жизньлюдей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.
Политическаяфункция религии – это способ влияния религии на жизньлюдей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.
Культуротранслирующаяфункция религии – это способ влияния религии на жизньлюдей через отношение религиозных организаций к культуре.
Нравственнаяфункция религии – это способ влияния религии на жизньлюдей через пропаганду нравственных норм.
Честно говоря, этоделение довольно условно, так как одно и тоже деление или идея можеттрактоваться как отражающее две, а то и все сразу функции религии. Особенносложно различить в данном контексте мировоззренческую и нравственную функциирелигии, но попытка будет сделана.
Во всех случаях,функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательныерезультаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы [4].
4.МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РЕЛИГИИ
Мировоззрение – этосовокупность идей о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемахжизни [5]. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческойинформацией. Мировоззренческая информация отвечает на вопросы, существует лиБог, каковы Его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законыприроды, в чем смысл жизни, а соответственно и жизненные ориентиры (которыеимеют нравственную природу), существует ли загробная жизнь и другие. Еслиспециальная информация интересует только людей определенной профессии, то мировоззренческаяинформация интересует сразу всех. Мировоззренческая информация в огромной меревлияет на поведение людей. Это своеобразный командный пункт личности.
Сформировавшись на баземифологического воззрения на мир, религия приняла в себя мифологию и фактическипоглотила её. Неспособность человека осмыслить многие концепции формирующегосяинститута религий без наглядности, некой воплощаемости мировых порядков,вылилось в то, что все древние религии имеют мощную мифическую составляющую.Будь то дошедшие до наших дней буддизм или иудаизм, или почившие греческие илиегипетские верования. Каждая из ранних религий несла свой новый набор мифов,которые трактовали мир с определенных позиций, взаимосвязанность ивзаимоперекликаемость многих из них оставили то, что можно назвать протосюжетомили архисюжетом. И это не просто литературные операнды, на которых базируетсяискусство, нет именно эти сюжеты (а соответственно и мифобазы религий) прочновошли в человеческую память и начали формировать существующие понятия о добре,зле, самопожертвовании (здесь мне кажется невозможным разделитьмировоззренческую и нравственную функции религии). И в этом огромная заслугадревних религий, они не только выполняли организующую и миротолкующую системусвоего времени, но и, пройдя сквозь века, стали своеобразным фундаментом дляобщечеловеческого сознания. Сказкой для человечества, ведь не секрет, чтосказки так любимы детьми (и так нужны детям) не только за счет простоты формы исюжета, но и за четкую расцветку мира, черно-белый мир в самом лучшем своем двуцветии.Оттенки появились потом. Но нельзя рассматривать древние религии только какбазис, уже тогда были сделаны попытки ответить на важнейшие вопросы человека, инельзя сказать, что мы достигли прогресса с того времени, увеличения количестваиспещренной символами бумаги – да, увеличения количества взглядов – да, нопрогресса ли?
Заслуга религии вформировании современного мировоззрения и нравственность должны признавать нетолько люди верующие, но и убежденные атеисты, а попытки утверждать, что нашвид мог самостоятельно придти к современным общечеловеческим моральным нормам,подобны попыткам написать историю человечества в предположении обладания людьмидвух противопоставленных больших пальцев на каждой руке [6].
Но, несмотря на такоемощное влияние религиозных норм и воззрений, на человечество в современномлогизированном и масскультидеологизированном обществе западной религии тяжелеезанять те позиции, которые она занимала несколькими веками ранее. Опять жеследствие ошибок сделанных в прошлом.
Современная картина навостоке позволяет сделать некоторые умозаключения о положительном влияниимировоззренческой функции религии. Несмотря на то, что западные религии имелибольший исторический резонанс, но в глубинном мировоззренческом, фундирующемвсе срезы бытия человека, смысле восточные религии преуспели на порядок больше.Это связано еще и с тем, что восточные религии – это скорее философии, а именнофилософия всегда действует на манер поля, проникает в человеческое сознаниепостепенно, но зато внося необратимые изменения. То, что казалось непонятнымчеловеку позапрошлого века, теперь не удостаивается даже минимального внимания(например, концепция относительности). Также интерес вызывает сформировавшаясяроль человека в обществе, а точнее его практически безролие (и что возниклосначала – философия, утверждающая такое место, или картина жизни,сформировавшая такую философию – нам не узнать). То, что насильственно пыталисьсоздать коммунистические государства (и то, что сейчас может породитьмасскультура) уже существовало, но в отличие от современных попыток обезличениявосточные религии предлагают внутреннюю гармонию, которая для отдельно взятогочеловека чаще важнее, чем все достижения «прогресса». Возможно, эта гармония,тесно взаимосвязанная с «обезличиванием» в восточной религиозной традиции, и неявляется однозначным плюсом, но и назвать ее «минусом» также было бы ошибкой.
Еще одним из плюсоврелигиозной мировоззренческой информации в том, что религия помогает верующимлюдям преодолеть отрицательные эмоции. Или другими словами можно сказать так:плюс в том, что религии дает людям утешение. Люди нуждаются в преодоленииотрицательных эмоций, внезапных приступов экзистенциального ужаса. Еслиотрицательные эмоции продолжаются слишком долго и переживаются слишком глубоко,то человеческий организм «ломается». От переизбытка отрицательных эмоций людиили умирают, или сходят с ума. Религиозное утешение – это великий плюс. Этосвоеобразная форма психотерапии. Причем эта форма психотерапии являетсямассовой, дешевой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечествовыжило в историческом прошлом. Благодаря этому утешению многие люди продолжаютжить сейчас. Такое утешение спасает людей именно в часы перемен, невзгод. Ноздесь религию нужно контролировать, из-за вмешательства человеческого фактора.Ведь для привлечения верующих (паствы), недобросовестный «священник» можетпойти на искусственное создание ситуации, когда человеку необходимо утешение (инекоторые войны прошлого и конфликты настоящего используются именно для этойцели, которая называется властью). Вообще, религиозное утешение имеет не толькоположительный эффект, но и отрицательный. Ведь если человек начнет слишкомсильно полагаться на религию это расслабит его, может сделать слабее какличность. И в момент случайного разочарования в религии человек может получитьтравму еще более серьезную, чем та, от которой религия его спасла [7].
Другой плюс даннойфункции религии состоит в том, что она порождает и поддерживает общение у людейс общим для них мировоззрением. Общение – это важная потребность и высокаяценность в жизни людей. Отсутствие общения или его ограниченность заставляютстрадать людей. Особенно сильно испытывают недостаток общения многиепенсионеры. Но страдают от одиночества и люди среднего возраста, и определеннаячасть молодежи. При помощи религии эта отрицательная сторона жизнипреодолевается [3].
Некоторое время религиябыла единственным проводником человечества, поскольку за искусством идти глупо(чаще именно оно идет в арьергарде), философия не высовывалась нажизнеопределяющие роли, а науки попросту не было. Такое бесконкурентное местонесколько развратило религию (как институт) и вызвало последующее отторжение,как неизбежное следствие влияния человеческого фактора на попытку работать сабсолютами. Возможно, вера и не нуждается в полицейском диктате разума, норелигия нуждается, а разума у человечества всегда было чуть больше, чем веры.Именно потерей главенствующей роли в жизни людей и объясняется тот факт, что умировоззренческой функции религии начали обнаруживать минусы, естественно речьидет с точки зрения человека неверующего, но пытающегося реально осознать месторелигии в обществе.
С точки зрениясветского человека можно говорить о наличии двух минусов у мировоззренческойфункции религии. Первый минус – отчуждение людей друг от друга помировоззренческому признаку. Имеется в виду, что люди, принадлежащие к разнымрелигиозным конфессиям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично,как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно. Чем болеесильно пропагандируется в той или иной религии идея избранности, тем болеесильными является отчуждение между верующими разных конфессий. К сожалению,решение этой проблемы зависит от самих религиозных организаций, которые подчасспециально жестко трактуют верования для приобретения влияния и авторитета вмире (именно такой причиной, а не отстаиванием чистоты веры можно объяснитьдействие некоторых террористических организаций).
Однако этот минус неявляется абсолютным. Существует религия (бахаизм) моральный кодекс которой нетолько не практикует отчуждение по отношению к инакомыслящим, но, напротив,осуждает такое поведение, как нравственный порок. Руководство ряда религиозныхорганизаций учит своих последователей по-братски, по-товарищески относиться клюдям с иной мировоззренческой ориентацией. Во многих религиях (в православии,католицизме, исламе) наличие или отсутствие такого отчуждения или, по крайнеймере, его степень зависят от уровня культуры и уровня нравственного развитияверующих. Наиболее цивилизованные верующие, вопреки догматике, подталкивающей котчуждению, и в соответствии с нравственными нормами, призывающими к сближению,ведут себя по отношению к инакомыслящим дружелюбно [3]. Но, тем не менее, привсей толерантности и приятию взглядов других людей есть границы, которыеверующие не перейдут никогда, это полное принятие взглядов другой конфессии.Никаким образом нельзя доказать одному верующему, что его взгляды неправильны(или правильны), именно в силу принципиальной недоказуемости и иррациональностисверхъестественной составляющей веры. Эта нерушимая грань, возможно, никогдасущественно не скажется на развитии человечества, но может и помешать выходунашей цивилизации на новый виток.
Второй минусмировоззренческой функции – понижения уровня социальной активности верующихлюдей. Под социальной активностью понимается нерелигиозная деятельность,направленная на служение другим людям или обществу в целом. Это иобщественно-полезный труд и общественно-политическая деятельность, инаучно-культурная деятельность, и помощь нуждающимся. Религия через своюмировоззренческую функцию в основном мешают участию верующих вобщественно-политической деятельности (участие в выборах, митингах идемонстрациях, в разработке и обсуждении политических документов, вдеятельности профсоюзов, политических партий и т.д.). Каким образом? Иногдачерез прямые запреты на участие в общественно-политической деятельности, ночаще всего через выросшую на почве мировоззрения атмосферу морального одобрениялюдей, которые в структуре своего личного времени «львиную долю» отдают собственнорелигиозной деятельности (молитвам, другим обрядам, изучению религиознойлитературы, ее распространению и т.п.). В этой ситуации для деятельности наблаго «других» или совсем не остается времени, или его остается очень мало.Можно конечно, долго рассуждать о том, является ли для истинно верующегоучастие в других видах активности ценностью или, но часто талантливые людивыключаются из светской жизни, хотя могли бы нести свои идеи опосредственно,стать примером для людей, что с одной стороны поспособствовало быраспространению их верований, а с другой сделало людей «лучше».
Но ведь многие религиипризывают к благотворительности? Разве это не призыв к социальной активности?Да, конечно, это призыв к социальной активности, который заслуживает одобрениясо стороны общества. Но этот призыв порожден другой функцией религии:нравственной. К тому же благотворительность не есть единственная деятельность,заслуживающая внимания в этом мире, к тому же одновременно сила этого призыва вкакой-то мере гасится ее мировоззренческой функцией. С точки зрения историков, здесьсуществует реальное противоречие, в котором в зависимости от традиции конфессиии уровня цивилизованности верующих доминирует или социально-пассивная илисоциально-активная сторона. Есть остроумное высказывание мужчин о женщинах:женщины вдохновляют нас на великие дела, но не дают времени на их осуществление.То же самое можно сказать о некоторых религиозных конфессиях, причем обольшинстве, ведь любая религия требует времени на совершение некоторых«формальных» действий: молитва, действие культурного характера, формализациинекоторых сторон жизни. Тут же верующему нужно следить, чтобы вера неперетекала в ритуал и таким образом человек окажется потерянным и для светскогообщества и того, к которому он себя причисляет по инерции. Эта внутренняяформализация является одной из главных опасностей человека верующего.
Сказанное не означает,что верующие люди по уровню социальной активности уступают неверующим в целом.Почему? Потому что в жизни неверующих имеют место другие «тормоза», и частоболее сильные, чем религиозное мировоззрение. К ним относятся: низкий уровенькультуры, пьянство, наркомания, преступный образ жизни и др. По сравнению с кемже по уровню социальной активности проигрывают верующие? По сравнению с самимисобою, с теми, какими бы они могли стать. Но не только, ведь человек, которыйвоспитан в подобных нравственных нормах, может сделать больше за счет большегосвободного времени. Так что, не давая оценки времени отдаваемого в целяхкульта, надо заметить, что с точки зрения светской жизни участие верующего вобщественных процессах ниже, что является с моей точки зрения недостаткомрелигиозного мировоззрения.
Если еще раз посмотретьна выделенные «плюсы» и «минусы» мировоззренческой функции религии, можнозаметить, что на личностном уровне она играет скорее чаще положительную роль, ас точки зрения социума скорее отрицательную, как сепарирующий ипритормаживающий фактор, хотя это верно лишь для общества с различнымиверованиями. В уноконфессиальном обществе сепарации быть не может, а тормозящийфактор нерассматриваем изнутри точно так же, как невозможно внутри равномернодвижущегося объекта определить его движение. Это не призыв к принятию единойверы, но намек на возможность.
5.КУЛЬТУРОТРАНСЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ РЕЛИГИИ
Культура делиться наматериальную и духовную. Культуротранслирующая функция религии раскрываетотношение религии к духовной культуре. А под духовной культурой понимаетсясовокупность достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферахего деятельности. В духовную культуру включают такие структурные элементы какдеятельность музеев, библиотек, образование, наука, философия, искусство,нравственность… Особо важным, принципиальным является взаимодействие религии снравственностью. Нравственность в силу особой связи с религией вынесена вотдельный пункт [8].
На каждом этапеисторического развития в конкретных религиях осуществляют две противоположные тенденции:тенденция содействия развитию духовной культуры и тенденция противодействияразвитию духовной культуры. «Плюсы» и «минусы» в отношении религии к культуреособенно наглядно видны на примере отношения религии к искусству.
Первым «плюсом»является забота религиозных организаций о сохранении религиозного искусства.Религиозное искусство – это такая художественная деятельность и такие еерезультаты, которые способны поддерживать у верующих веру в сверхъестественное.В частности к религиозному искусству относятся: архитектура храмов, иконы,религиозная музыка, религиозна художественная литература. Интересно, чтопрактически каждая эпоха, до определенного момента, главным зданием, символомсвоим являла храм. А те эпохи, которые характеризуются не храмом, частоопределяются как упадочные (яркий пример – это Колизей как символ позднегоРима). Религиозное искусство, как и всякое искусство, несет в себеположительное эстетическое и гуманистическое содержание. Наличие внутри этихпроизведений религиозного материала делает для верующих данные художественныепроизведения продуктами повышенного спроса. Таким образом, через религиозноеискусство религия развивает и укрепляет у верующих художественное восприятие,приобщает их к миру искусства. Положительный гуманистический и эстетическийзаряд религиозное искусство дает в первую очередь верующим людям. В первуюочередь, но не только. В принципе потребителями этого вида искусства, как иискусства в целом, являются все представители цивилизованной частичеловечества. Хотя и с религиозным искусством нужно быть внимательным.Например, сатанинские верования, которые имеют некоторое влияние в мире,порождают культуру, огромную часть которой сложно трактовать как обогащениесокровищницы человеческих достижений: поскольку большая часть религии сводитсяк критике некоторых основ христианства [9]. Хотя, несомненно, и в культуресатанизма есть талантливые произведения искусства и интересные философскиеконцепции, но нужно помнить, что именно в силу паразитной природы сатанизма, к егоидеям и суждениям необходимо подходить очень осторожно.
Религия оказывает,несомненно, благотворное влияние и на светское искусство [6]. Религия даетхудожникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал.Без использования этого материала светское искусство было бы во много разбеднее по своей художественной выразительности [8]. Хотя и основные тенденциисветского искусства почерпываются и используются религиозными «художниками».При рассмотрении использования религиозных идей и сюжетов возникает множествоинтересных ситуаций. Можно привести два примера влияния нерелигиозных произведенийна мировую культуру. С одной стороны «сказка» «Властелин Колец». Безобиднаяистория на первый взгляд не имеющая отношения к нашему миру и его глубинныхпроблем. Но поскольку писалась она глубоко верующим человеком, идеи и сюжетыхристианства пронизывают её на сквозь, а объемный мир и великолепно написанноеповествование усиливает воздействие на читателя. Книга имела такой резонанс,что количество её поклонников на планете сейчас уступает лишь мировым религиям.И все эти люди оказались воспитанными в самых лучших христианских традициях,несмотря на то, что многие из них саму Библию (как символику религии) неприемлют. Для христианства как религии это может и не слишком хорошо, но для воспитаниягуманного человека (тавтология, но все же) такие произведения играютсущественную роль. С другой стороны можно рассмотреть «Код Да Винчи», которыйвопреки смешной аргументации своей сюжетной подоплеки произвел сенсацию ивызвал непонятное негодование верующих, заставив их сплотиться, тем самымподтверждая высказывание Ницше «все, что меня не убивает, делает меня сильнее».Кроме сплочения верующих, это произведение возбудило новый интерес к религии,что с одной стороны хорошо для собственно христианства, с другой способствовалодуховному обогащению читателя (поскольку саму книгу сложно назвать выдающимсяпроизведением). Более того, посредством искусства люди несли религиозные идеи взакрытые для этого общества. Тарковский, например, во всем мире почитается какрежиссер «несший Бога» в своих произведениях, и эти идеи посредством егофильмов доходили и до советского зрителя.
Интересен также пример«искусственных» религий, то есть тех, которые основываются на современныхмифах, не связанных со страхом перед сверхъестественным или попытками объяснитьмир. Например, вселенная «звездных войн» породила учение о «силе», котороеможно трактовать как философию, а можно как религию. Как философия онапредставляет собой смесь христианских и восточных нравственно-мировоззренческихидей (одной одной из центральных идей благого проявления силы являются осуществлениенесколько переработанного принципа «у-вэй»). Как и положено религии есть ипроявление сверхъестественного – сама «сила», которая не менее недоказуемая ине более опровергаемая, нежели концепции божественного в других религиях. Дажетот факт, что можно увидеть прямой источник этого учения, не являетсяопределяющим. Ведь многие учения также выписаны отдельными людьми, в такомслучае религия (например, даосизм) объясняют, что сама идея просто нашлачеловека (людей) через которых она выразилась. Чем «сила» хуже? С точки зренияприверженца «истинной» религии, такие верования абсурдны, но с точки зренияфилософа, если верование выдвигает гуманные идеи, чем оно хуже древних религий?Просто как факт, в Австралии около 100000 человек подали официальный запрос опризнании церкви «джедаев».
С другой стороны,многие конкретные религии выдвигают определенные препятствия для участия верующихв светской художественной деятельности, вплоть до самых жестоких мер. Одним изтаких препятствий являются прямые религиозные запреты на определенные стороныхудожественного творчества и художественного восприятия. Эти запреты есть исейчас, но особенно много их было в прошлом. Так, русская православная церковьсо времени своего возникновения преследовала народное искусство скоморохов и вХVII веке добилась его запрещения иуничтожения. А ислам в прошлом повсеместно запрещал мусульманам изображатьживые существа, а Аллах (и его пророк) и до сих пор. Запреты на некоторые видыискусства в отдельных странах сохранились и сейчас. Так, например, в главнойстране мусульманского мира – Саудовской Аравии – запрещены театр икинематограф, а в пуританской Америке простое воспевание любви становится водин ряд с самыми аморальными поступками [1]. Такие запреты с одной сторонысвидетельствуют о замкнутости (с точки зрения светского) людей их выставляющих,но в них просматривается и более глубокий смысл. Такая «защита» может бытьпризнаком слабости веры в таких сообществах, поскольку в малых социальныхгруппах, в которых и воспитывается сильнейший фанатизм в отношении веры, частонасилие (неважно моральное или физическое) становится инструментом посвящениячеловека в веру. С детства люди силой приучаются к вере, что, несомненно,недопустимо с точки зрения большинства современных религий. Причиной применениядавления и запретов является неуверенность в собственных силах, а иначе, зачемне давать истинно верующему подвергаться соблазнам? В современном обществепроблема закрытости постепенно решается, слишком неотвратим эффект глобализации.
Другим препятствием дляучастия верующих в светской художественной деятельности является созданная вомногих общинах атмосфера морального осуждения тех верующих, которые увлекаютсясветской культурой. Эта проблема, в принципе имеющая не только религиозныйхарактер («белых ворон» травят везде), также дала пищу творческим людям дляотображения различных проблем имеющих не только фактическую (запрет, к примеру,на танцы), но и общечеловеческую (суть запретов вообще, свобода воли) сути.
Но надо все жепризнать, что, несмотря на негативное отношение некоторых религий к искусству,большинство существующих творений человеческой культуры, так или иначе связанос религией.
6.ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РЕЛИГИИ
Политика – это,во-первых, отношения между партиями, классами, национальностями, народами,государствами, и это, во-вторых, отношение отдельных людей к партиям, классам,национальностям, народам, государствам. Политические идеи отражают этиотношения, а политические поступки выражают их. Политика бывает прогрессивной(эта та политика, которая содействует общественному прогрессу) и реакционной(эта та политика, которая противодействует общественному прогрессу).Политическая идеология и политическая деятельность возникли вместе свозникновением классов. С этого времени участие религиозных организаций вполитике стало неизбежным. Вопрос был только в том, какую политику они выбрали.И если религиозная организация устами своих руководителями заявляет, что она вполитической деятельности не участвует, то это означает только одно: она неучаствует в тех формах политической деятельности, которые предлагают государствои существующие в стране политические силы (партии, профсоюзы и др.). в то жевремя само неучастие в предлагаемых формах политической деятельности естьсвоеобразная политическая деятельность, суть которой – в политическом бойкотеобщепринятых форм политики. Иначе говоря, это политика социальной пассивности [3].
«Плюс» политическойфункции религии состоит в содействии религиозных организаций общественномупрогрессу. «Минус» этой функции соответственно состоит в противодействиирелигиозных организаций общественному прогрессу. Так, в XVIвеке лютеранская церковь вносила политический «плюс» в жизнь верующих иобщества тем, что содействовало развитию буржуазных отношений в Европе. В этотже период времени католическая церковь, защищая отжившие свое время феодальноеотношение, вносила в жизнь верующих и общества «политический минус».
Религия постояннослужила мотивом или прикрытием в политике, и наоборот. Многие войны, конфликты,законы продиктованы исключительно религиозными мотивами, какими бы непонятнымис точки зрения современного «человека мира» они не казались, поскольку, ксожалению, религия образования все-таки человеческое. Именем Бога делались,делаются, будут делаться такие вещи, которые ничьим другим именем и неприкроешь, как они бесчеловечны. Именно религиозными мотивами поддерживаетсясамый длительный из современных конфликтов: противостояние Израиля и странближнего Востока. Но нельзя говорить, что разногласия в религиозных взглядахявляются единственной причиной подобных конфликтов, некоторые страны используютэтот конфликт, для решения своих интересов. Например, содействием некоторомупотеплению отношений можно прикрыть непопулярные меры в отношении своего народаили других стран. Религия, для которой границ существовать не должно сталазаложницей (или инициатором) появления этих самых границ (Северная Корея содной стороны и упомянутый конфликт с другой).
Хотя этот пример (как итерроризм исламских экстремистов), все же не определяют лицо современнойцивилизации, в истории существования периода более сильного влияния религии нагосударственные границы, средневековая Европа тому лучшее подтверждение, тогдаименно религиозные организации, а точнее извращенные представления об ихучениях, служили поводом для войн и различных зверств. Сейчас тяжело понятьмотивированность крестовых походов или инквизиции. Хотя если взглянуть насовременную ситуацию несложно заметить, что возраст 12-14 веков для мировой религииявляется критическим, и неважно как перевести это действо «священная война» или«джихад». И лучше бы рыцари отправлялись на восток за «гробом Господним», чемза сильно видоизмененной флорой. Религия же, дискредитировав себя подобными действиями,поставила человечество в невыгодное положение, ведь как явление, не обладающеетаким признаком как человечность, наука не может в принципе играть ту роль,которую ей довелось неподъемным бременем нести с XVIIIвека и до последнего яркого агонизирующего всплеска в середине ХХ века. Я неуверена, что и религия справится, ведь у нее уже был шанс, но, по крайней мере,ей это удастся лучше, чем науке, ведь ошибки уже сделаны и теперь остаетсятолько не наступить на те же грабли. Только вот боюсь, не дадут второй попытки,слишком многое потеряно во влиянии на людей, даже ислам, который бурно развивается,не выдержит диспергирующего (рассеивающего) действия глобализации.
Кроме прямых очевидныхмер (войны, теракты, преследование людей с другими политическими взглядами),религиозные организации могут действовать тайно, через своих ставленников вполитике. Проследить такое влияние можно только на больших отрезках истории, нотакое сейчас подобное влияние невелико, или, по крайней мере, пока незаметно, ак большинству современных «теорий заговоров» следует относиться с улыбкой.
В современном мире,дабы окончательно не потерять своего влияния религии следует, на мой взгляд,заниматься каждым человеком в отдельности, а не разношерстными народами илиниями на карте их разделяющими. Только таким опосредованным образом и можетрелигия влиять на политику, поскольку время грубых мер прошло.
7.НРАВСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ РЕЛИГИИ
Положительное значениенравственной функции религии состоит в пропаганде и выработке позитивныхнравственных норм. «Минус» этой функции состоит в одновременной пропаганденекоторых негативных нравственных норм. Однако следует еще раз подчеркнуть, чтонравственную функцию религии считают противоречивой по своим результатам толькоисторики. Что касается Богословов, то, по их мнению, все нравственные нормы,которые пропагандирует религия, являются только позитивными. Свою точку зренияисторики иллюстрируют на примере христианства, поскольку именно его нормыявляются господствующими в современном мире, хотя надо отметить, что во многихрелигиях нормы отличаются от христианских [10].
Основным способомутверждения христианских нравственных норм явилось включение их в текст Библии.Нормы, включенные в Библию, обладают высочайшей значимостью для верующих, ибоих источником является, по мнению христиан, воля Божия. С точки зренияисториков, в этих нормах есть нечто негативное. В частности, к негативнымнормам они относят требования, изложенные в Евангелии от Матфея: подставлятьдругую щеку, любить своих врагов, не давать клятв, не заботиться о завтрашнемдне, никого не осуждать, прощать «до седмижды семидесяти раз», не разводиться.
Отрицательно оцениваютисторики и те места в Евангелиях, которые, на их взгляд, ориентируют верующихна отказ от общения инакомыслящими следует как вывод из толкования определенныхмест текста, то в Псалмах Давида этот призыв звучит прями и непосредственно:«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых…» (Пс., 1:1). Такими женастроениями по отношению к другим верующим пронизаны и многие другие религии.
Многие нравственныенормы религий с точки зрения современного человека нуждаются в пересмотре, чтов принципе достаточно тяжело, а иногда и невозможно. Например, неоднозначная (сточки зрения светского человека) проблема эвтаназии по христианским нормамвообще не является проблемой. С позиций некоторых восточных верований опыты надживотными недопустимы (поскольку нельзя вредить живым существам вообще), хотяблагодаря этим опытам выжило немало приверженцев этих верований. Вообще мирслишком разнообразен, чтобы пытаться его запихнуть в рамки каких угодно догм,но консерватизм религий часто не может справиться с динамикой и выступает кактормозящий фактор в выработке новых нравственных норм.
Однако, в Библииведущее, доминирующее место занимает позитивная мораль. Главная позитивнаянорма – это требование гуманного отношения к людям. В Евангелиях содержатся дверазные формулировки этой нормы. Первая звучит так: «Как хотите, чтобы с Вамипоступали люди, так поступайте и Вы с ними» (Матфей, 7:12). С небольшойперестановкой слов эта же нравственная норма повторяется в седьмой главеЕвангелия от Луки. Данную формулировку деятели культуры назвали в последствии«золотым правилом» нравственности. Она является одновременно и требованиемделать добро, и критерием нравственности, способом узнать, какой поступокявляется хорошим, а какой – плохим. Золотое правило нравственностисформулировано в некоторых более древних, чем Евангелия, документах прошлого(например, в записях рассуждений Конфуция). Однако миллионы людей узнали обэтом правиле только из Евангелия. Вторая формулировка требования гуманизмазвучит так: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф., 19:19 и др.).
В Евангелиях и другихкнигах Библии много и других позитивных нравственных норм: не убивай, непрелюбодействуй, не кради, не лги (точнее, не лжесвидетельствуй), почитай отцаи мать, накорми голодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрасно,мирись с теми, с кем поссорился, твори милостыню и не подчеркивай этого,замечай свои недостатки, оценивай людей не по их словам, а по их делам, неупивайся вином и др.
Между негативными ипозитивными нормами Библии нередко возникает состояние логическогопротиворечия, ибо в ее текстах встречаются поучения, своим содержаниемисключающие друг друга. Например, Библия одновременно учит верующих любить всехлюдей и не иметь общения с инакомыслящими. Но одно исключает другое. По нашимнаблюдениям, в таких случаях верующие выбирают только одну сторонупротиворечия, а о наличии другого, прямо противоположного указания временно«забывают». Наличие противоречий в Библии несколько принижает в глаза обществаоблагораживающее действие большинства норм христианства [3].
Что касается негативныхнорм Библии, то их «правильность» признается большинством христиан только насловах. Существует противоречие между негативными нормами морали и практическимповедением верующих. Это противоречие «хорошее», полезное для жизни верующих.Оценивая положительно все нормы, записанные в Библии, на практике и верующие, идаже служители культа нередко поступают не просто иначе, а прямопротивоположным образом, чем было сказано в Библейском поучении. Так, в пятойглаве Евангелия от Матфея от имени Иисуса Христа верующим дается следующаярекомендация: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою,обрати к нему и другую». Однако сами служители культа зачастую, например, даютотпор грабителям. А при совершении религиозного преступления «верующие» и вовсезабывают о своих идеалах.
Одним из важных средствсохранения и укрепления позитивной морали являются нравственные идеалы.Нравственный идеал – это образ исторической личности или литературного героя,моральные качества и поступки которого являются примером для подражания. Врелигиях в роли нравственных идеалов выступают религиозные персонажи, жизнь ипоступки которых описываются в религиозной литературе. Из них наиболееобщеизвестен Иисус Христос, в данном случае не будет рассматриваться егоприрода, а лишь его нравственная характеристика.
Христиане дают личностьХриста абсолютно нравственную оценку. По их мнению, это был совершенныйчеловек,, который не дал ни одной плохой рекомендации и не совершил ни одногодурного поступка. С точки зрения религиозной доктрины Христос не подлежалкритике. Примерно такую же позицию занимают мусульмане по отношению к пророкуМагомеду.
Историки, как иверующие, образ евангельского Христа считают воплощением нравственного идеала,правда, делая при этом одну существенную оговорку. Они исходят из того, что вжизни нравственный идеал – не тот, кто безупречен во всех отношениях (такихлюдей просто не бывает), а тот, кто, не смотря на отдельные ошибки инедостатки, больше других способствует утверждению добра в жизни общества.Выразителем именно такого жизненного нравственного идеала и является Христос –главный позитивный образец для верующего человека. Жизнь показала, чтоневерующие тоже нуждаются во Христе, но нуждаются не в Христе-Боге, а во Христе– литературном герое, который стал в мировом общественном мнении и мировом искусствесимволом высокого добра [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом религия всегдаиграла и играет стержневую роль в попытках найти опору, с помощью которой можноесли не перевернуть мир, то хотя бы не выпасть из него самого. Со своей личнойпозиции мне сложно судить, нужна ли религия в дальнейшем, ведь для того чтобытворить добро, не обязателен Бог. ДА, несомненно, на современное определение(скорее ощущение) добра сильно повлияла концепция Бога, но именно концепция (янадеюсь, что свобода воли, пропагандируемая господствующей мировой религией нефарс). И наше современное добро и зло, то, что человек мыслит как добро и злоне что иное, как основной вклад религии в наш мир, то, что не все этомуследуют, это совсем другая проблема, но прав был Вольтер. Ради того, чтосделано религией она имела право на ошибки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балашов,Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – М.: Идея-пресс, 2006. – 664 с.
2. Смирнов,И.Н., Титов, В.Ф. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений /И.Н. Смирнов, В.Ф. Титов. – М., 1998. – 288 с.
3. Вероучениярелигий мира. – Санкт Петербург: Химиздат, 2001. – 238 с.
4. Философия:учебник для высших учебных заведений / В.В. Миронов [и др.]; В.В. Смирнов. –М.: Норма, 2005. – 928 с.
5. Грачев,В.Д. История философии / В.Д. Грачев. – Мн.: Интерпрессервис, 2002. – 564 с.
6. Алексеев,П.В., Панин, А.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.:Проспект, 2005. – 608 с.
7. Философия.– Мн.: РИВШ, 2004. – 232 с.
8. Ильенков,Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. – М., 1991. – 548 с.
9. АнтуанЛаВэй Библия сатанизма.
10. Библия.