Юридические меры защиты в контексте правовой ответственности

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие, функции и классификация мер защиты
1.1Понятие мер защиты
1.2Функции мер защиты
1.3Виды мер защиты
Глава 2. Отличие мер защиты от мер юридическойответственности
Заключение
Списоклитературы

ВВЕДЕНИЕ
Юридическиемеры защиты исследовались в тесной связи с правовой ответственностью, котораяявляется не единственным средством, обеспечивающим стабильность общественныхотношений, охрану правопорядка. В правовом арсенале существует специальныйкомплекс юридических средств — мер защиты, не относящихся к мерам юридическойответственности. Одновременно следует учитывать, что юридические меры защиты — одна из составляющих более широкой категории — «защиты права».Защита прававключает в себя все правовые средства, направленные на защиту права в целом,прав и свобод, субъективных прав и законных интересов. Она, кроме юридическихмер защиты, включает в себя юридическую ответственность, процессуальнуюдеятельность и иные составляющие.
Мерыюридической защиты — это охранительные правовые средства (одна изразновидностей государственного принуждения), применяемые в случае совершенияправонарушения или наступления иных юридических фактов, преследующие целипредупреждения, пресечения, регулирования, восстановления, а также обеспечениябезопасности.
Мерызащиты обладают следующими признаками: основаны на государственном принуждении,обеспечиваются или гарантированы государством; могут быть закреплены как всанкции, так и в диспозиции нормы права; реализуются как в процессуальной, таки в непроцессуальной форме; основанием их применения выступают разнообразныеюридические факты, которые могут быть как правомерными, так и противоправными;осуществляются в рамках охранительных правоотношений.
Меры защиты заключаютсяв том, что лицо принуждается к исполнению лежащей на нем обязанности, которуюоно ранее должно было исполнить, но по каким-либо причинам не исполнило.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ,ФУНКЦИИ И ВИДЫ МЕР ЗАЩИТЫ
 
1.1ПОНЯТИЕ МЕР ЗАЩИТЫ
Защита- совокупность правовых приемов, с помощью которых субъект достигаетопределенной цели — возможности беспрепятственно реализовывать права и законныеинтересы, либо устранить препятствия для обеспечения такой возможности.Поскольку защита представляет собой деятельность по устранению препятствий внормальном функционировании правоотношений, то она будет иметь место толькотогда, когда ее будет вправе (будет обязан) осуществлять управомоченныйсубъект.
Суть мер защиты заключается в том, что в указанных взаконе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановлениянарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя кответственности. Например, принудительное изъятие имущества из чужогонезаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов насодержание детей и т.д. И хотя принуждение направлено на правонарушителя(например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели наказаниявиновного отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридическихнорм, а в их диспозициях.
Мерызащиты — это охранительные правовые средства (одна из разновидностейгосударственного принуждения), применяемые в случае совершения правонарушенияили наступления иных юридических фактов, преследующие цели предупреждения,пресечения регулирования, восстановления, а также обеспечения безопасности.Основным признаком, который отличает меры защиты от мер юридическойответственности, является отсутствие у них карательной функции.
Мерызащиты предусмотрены в нормах права. Защита права невозможна без правовойнормы, т.к. именно в ней закрепляются меры защиты. Без существования нормыправа немыслима реализация этих мер. Как правило, в диспозициях правовых нормформулируются превентивные меры. Указывая, что меры защиты могут бытьзакреплены как в диспозиции, так и в санкции правовой нормы, мы выступаемпротив «превращения» диспозиции в санкцию, и наоборот. Меры защиты могут бытьзакреплены или в диспозиции, или в санкции правовых норм, а применениепринуждения, закрепленного в императивной норме, не всегда означает, что длясубъекта наступают неблагоприятные последствия, несмотря на то, что они могутносить правоограничивающий характер.
Основноеназначение норм, закрепляющих меры защиты, состоит в поддержании нормальногофункционирования комплекса регулятивных предписаний, содержащихся в иных нормахправа. Иными словами, они обеспечивают их действие, а в некоторых случаяхнаправлены на восстановление нормального функционирования. Этим обусловлено то,что они облечены в юридическую форму. Причем применение мер защиты влечетправовые последствия. Данное свойство норм, закрепляющих меры защиты, следуетиз теории юридических средств. Так, А.В. Малько и К.В. Шундиков понимают подюридическими средствами «совокупность правовых установлений (инструментов), спомощью которых удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечиваетсядостижение социально полезных целей». Как правило, нормы, в которыхзакрепляются меры защиты, отражают императивный срез правового регулирования,входя в структуру императивного метода. Однако есть и исключения. Некоторыеразновидности мер защиты, например самозащита в гражданском праве, необходимая оборонав уголовном праве, применяются по усмотрению субъекта и характеризуютдиспозитивный метод правового регулирования общественных отношений.
Идеюо том, что меры защиты являются особой санкцией, высказывал еще С.С. Алексеев,который отмечал, что в санкции правовой нормы могут быть закреплены как мерыюридической ответственности, так и меры защиты. В некоторых случаях мера защитыдействительно закреплена в санкции правовой нормы. Например, приостановлениедействия незаконного нормативно-правового акта. В указанном случае мера защитызакреплена в санкции правовой нормы. Однако мера защиты может быть закрепленане только в санкции, но и в диспозиции, которую могут реализоватьуполномоченные субъекты в случае наступления соответствующих юридических фактов.В частности, меры пресечения, применяемые к правонарушителю, закреплены не всанкции, а в диспозиции правовой нормы. Так же, как и превентивные меры(досмотр, проверка документов, ограничение движения транспортных средств,закрытие территории и т.п.) закрепляются не в санкции, а в диспозиции нормыправа.
Понятие«меры защиты» раскрывается в литературе по-разному.
С.С.Алексеев считает, что защита права — это государственно-принудительнаядеятельность, направленная на восстановление нарушенного права, обеспечениеисполнения юридической обязанности.[1]Такое понимание мер защиты мало чем отличается от понятия юридическойответственности, обязательным признаком которой считается использованиегосударственно-принудительного механизма. A.C. Мордовец включает в понятие«меры защиты» и восстановление нарушенного права, и меры процессуальногопринуждения.[2]О.Э.Лейст полагает, что данное понятие, если из мер защиты исключить мерыпресечения, по существу тождественно понятию «право-восстановительные санкции».[3]В.Д. Ардашкинк мерам защиты в административном праве относит все меры пресечения, причемадминистративные меры пресечения направлены не собственно на восстановление, ана прекращение неправомерных действий.[4]
Подмерами защиты в гражданском праве или под мерами оперативного воздействияпонимаются такие юридические средства правоохранительного характера, которыеприменяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей непосредственноуправомоченным лицом как стороной в гражданском правоотношении без обращения зазащитой права к компетентным государственным органам или общественным органам.Эти меры называются оперативными потому, что они являются одностороннимидействиями управомоченного лица.
Мерызащиты в семейном праве направлены только на защиту интересов потерпевшего,применяются независимо от вины. Семейное законодательство не дает перечняспособов защиты семейного права, они могут выражаться и в прекращенииправоотношений, в принуждении нарушителя к исполнению обязанности в том жеобъеме, в котором она не была исполнена добровольно, и др.
1.2ФУНКЦИИ МЕР ЗАЩИТЫ
Функцииюридических мер защиты — это направления правового воздействия на общественныеотношения, поведение субъектов, раскрывающие их сущность, роль и социальноепредназначение и преследующие достижение определенных целей. В содержаниефункций мер защиты входит: нормативное и фактическое основание; объекты, ирезультаты воздействия; способы и субъекты воздействия. Фактическим основаниеммогут являться несколько групп юридических фактов: различные видыправонарушений; объективно; противоправные деяния; события; угрожающиебезопасности населения, жизни и здоровью граждан; различные опасные состояниядля жизни, здоровья т безопасности.
Объектамифункций юридических мер защиты являются несколько групп, общественныхотношений: отношения, которые подвергаются угрозе со стороны нарушителейправовых норм; отношения, которые понесли негативные изменения: в результатесовершения правонарушения, объективно-противоправного деяния, а также иныхдействий и. событий, и требуют восстановления; наиболее важные социальныеотношения, охраняемые не только при помощи мер ответственности, но и мерзащиты; конфликтные общественные отношения, которые необходимо прекратить(пресечь). Меры защиты являются многофункциональными правовыми средствами,поэтому классифицировать функции мер защиты можно по различным основаниям:отраслевой принадлежности; в зависимости от связи с функциями права, видовойхарактеристики мер защиты; характера воздействия; целей воздействия; субъектовосуществления, но основными являются регулятивная, восстановительная,превентивная и функция обеспечения безопасности. Существование регулятивнойфункции юридических мер защиты обусловлено основным инструментальнымпредназначением права. Регулятивная функция юридических мер защиты — этонаправление правового воздействия, заключающееся в упорядочивании и развитиидинамики правоотношений, возникающих в связи с применением мер защиты.Способами осуществления регулятивной функции мер защиты выступают: закреплениев правовых нормах прав и обязанностей субъектов, связанных с применением мерзащиты; определение их правового статуса; определение составов правомерногоповедения.
Восстановительнаяфункция мер защиты осуществляется при помощи следующих способов: реализациигражданами субъективных прав на самозащиту; принуждения к исполнениюневыполненной обязанности; реализации санкции правовой нормы, предусматривающеймеры защиты; приостановления или прекращения действия нормативно-правовыхактов; совершения обязанным субъектом действий, направленных на восстановлениеобщественных отношений. Основное предназначение восстановительной функции — нормализовать общественные отношения, восстановить правопорядок, нарушенныеправа, принудить к исполнению обязанности. Восстановительная функция влияет наповедение субъектов, их интересы, субъективные права, но в итоге в прежнеесостояние приводятся общественные отношения, которые и необходимо рассматриватькак основной объект восстановительной функции мер защиты.
Превентивнаяфункция юридических мер защиты заключается в упреждении отклоняющегося от нормыварианта поведения. Как правило, она направлена на отношения, не являющиесяконфликтными, с целью упреждения развития их отклонений. Однако в ряде случаевона направлена на конфликтные общественные отношения с целью их прекращения инедопущения развития вредных последствий правонарушения илиобъективно-противоправного деяния. В таких случаях она характеризуетсянепосредственным физическим воздействием или применением специальных средств.Например, пресечение с помощью специальных средств незаконной демонстрации,массовых беспорядков. Функция обеспечения безопасности юридических мер защитызаключается в упреждении, нейтрализации или ликвидации негативных факторовэкологического или техногенного воздействия, а также создания состояниязащищенности для субъектов уголовного процесса и (или) правоохранительных,судебных и контролирующих органов.  В зависимости от субъектов и объектовфункцию обеспечения безопасности можно разделить на две подфункции: подфункцию,направленную на обеспечение безопасности от экологических и техногенныхкатастроф; подфункцию, направленную на обеспечение безопасности участников уголовногосудопроизводства, а также лиц, осуществляющих правоохранительную, судебную иконтролирующую деятельность. В уголовном процессе ее основное предназначениесостоит в обеспечении безопасности участников процесса. С этой целью вотношении них осуществляются меры физической защиты, может быть выдано оружие,изменены документы, удостоверяющие личность, место жительство и т.д.
1.3ВИДЫ МЕР ЗАЩИТЫ
Взависимости от способа защиты нарушенных прав различаются: меры защиты,восстанавливающие прежнее правовое положение (восстановительные меры), мерызащиты, направленные на принудительное исполнение невыполненных обязанностей,меры защиты, отменяющие неправомерные акты, меры пресечения.
Любаяотрасль права имеет в качестве своих правовых средств меры защиты. В уголовномправе — это принудительные меры медицинского характера, необходимая оборона,крайняя необходимость, причинение вреда при задержании преступника,обоснованный риск.
Вконституционном праве к мерам защиты можно отнести временное отселение жителей вбезопасные районы; введение карантина; проведениесанитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий (ст. 13 ФКЗРФ «О чрезвычайном положении»); решения Конституционного Суда РФ о признаниинормативно-правового акта не соответствующим Конституции; право вето,применяемое Президентом РФ; отказ в регистрации кандидата; отмена регистрациикандидата (списка кандидатов); признание выборов недействительными; отказ вутверждении актов государственной регистрации; отмена итогов голосования; расформированияизбирательных комиссий; признание не соответствующими Конституции федеральногозаконодательства, нормативного акта Президента РФ, нормативного актаПравительства РФ, договора, актов органов государственной власти субъектов РФ идр.
Вуголовно-исполнительном праве к мерам защиты относятся обыск и досмотр какосужденных, так и помещений, в которых они проживают (ст.82 УИК РФ), применениек ним мер физического воздействия (в случаях нарушения режима, буйства и т.п.),временные ограничения, вводимые в связи с режимом особых условий, и т.д.
Вгражданско-процессуальном праве к мерам защиты относятся отказ в принятииискового заявления (ст. 134 ГПК); оставление заявления без рассмотрения (ст.222 ГПК); рассмотрение дела в порядке заочного производства; принудительныйпривод свидетеля (ст. 168 ГПК); признание доказательств не имеющими юридическойсилы и др. В гражданском праве можно выделить следующие разновидности мерзащиты: признание сделки недействительной; признание недействительными актовгосударственных органов; запрещение деятельности, создающей опасность вбудущем; признание права; истребование вещи у недобросовестного приобретателя;самозащита гражданских прав; принуждение к исполнению обязанности; реституцию,виндикцию, кондикцию, которые направлены на восстановление субъективного права втом виде, каким оно было до нарушения и др.
Защитагражданских прав имеет три формы (применительно к мерам защиты в узком смыслеслова):
1)восстановление положения, существовавшего до нарушения (в чистом виде) попередаче вещи (денег), выполнении работы, оказании услуги, возникшей изправоотношения или в силу закона для восстановления правового положения лица — присуждение к исполнению обязанности в натуре; опровержение сведений, порочащихчесть, достоинство, деловую репутацию лица и др.;
2)пресечения действий, нарушающих право (или создающих угрозуего нарушения) — запрещение выпуска в свет контрафактныхпроизведений науки, литературы,искусства; запрещениедеятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем(статья 1065 ГК РФ) и другие.
3)признание оспоримой или ничтожнойсделкинедействительной, признаниенедействительнымактагосударственногоорганаили органа местного самоуправления.
Дляпервой формы характерно восстановление правового положения, существовавшего донарушения, например, при принудительном исполнения обязанности нарушителем,которую он добровольно не исполнил в силу имеющегося между сторонамидоговорного обязательства. Здесь поведение нарушителя характеризуетсяпассивностью, бездействием по отношению к обязанности.
Особенностьювторой формы, в отличие от первой, является то, что лицо ведет себя активно,нарушение носит длящийся характер, и лицо добровольно не прекращает этидействия. Следовательно, необходимы специальные меры, которые принудительноустраняют, «приостанавливают» незаконные действия лица.
Необходимостьв мерах третьей формы возникает при наличии неопределенности в принадлежностисубъективного гражданского права определенному лицу или в констатации наличияили отсутствия какого-либо факта, имеющего юридическое значение, а именно:недействительность сделки, противозаконность актов государственных или иныхорганов, факт принятия наследства. Тем самым происходит защита оспариваемогоправа.
Вадминистративном праве к мерам защиты можно отнести административноезадержание; временный запрет деятельности; арест товаров, транспортных средстви иных вещей; медицинское освидетельствование состояния опьянения; помещение впсихиатрический стационар лица, страдающего психическим заболеванием, и т.д.
Семейноеправо содержит следующие меры защиты: признание брака недействительным; отменаусыновления, опеки и попечительства; ограничение родительских прав; досрочноерасторжение договора о передаче ребенка в приемную семью; лишение права одногоиз супругов на равную часть при разделе совместно нажитого имущества и т.д.
Анализсовременного трудового законодательства позволяет выделить следующиевосстановительные меры защиты: признание недействительными условий трудовогодоговора, локальных нормативных актов, коллективных договоров, ухудшающихположение работников по сравнению с трудовым законодательством; восстановлениена работе; допущение к работе незаконно отстраненных от нее работников;признание неправильной или не соответствующей действующему законодательствуформулировки причины увольнения работника; отмена приказов работодателя,нарушающих трудовые права работников или иным образом противоречащих трудовомузаконодательству и др. Кроме того, главой 59 ТК РФ предусмотрена самозащитаработниками трудовых прав. В финансовом праве к мерам защиты следует отнестивозврат налоговых (таможенных и иных) платежей, излишне взысканных налоговым(таможенным) органом; возврат налоговых (таможенных и иных) платежей, излишнеуплаченных предпринимателем; истребование предпринимателем каких-либо платежей,произведенных им по требованию государственных органов, в связи с признаниемтакого требования незаконным; истребование предпринимателем имущества, накоторое наложен арест и которое изъято из его владения; взыскание предпринимателембюджетных средств для покрытия расходов, понесенных им при реализации прав ильгот, предусмотренных законодательными актами РФ для отдельных категорийграждан.
юридическая мера защита правоответственность

ГЛАВА2. ОТЛИЧИЕ МЕР ЗАЩИТЫ ОТ МЕР ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Разграничениемер защиты и мер юридической ответственности имеет практическое значение,прежде всего, для деятельности правотворческих органов. С целью адекватногоправового регулирования общественных отношений требуется четко определить, закакое поведение следует устанавливать меры защиты, за какое — мерыответственности, в каких случаях возможно применение и тех и других.
Мерызащиты отличаются от юридической ответственности тем, что они наступают заправонарушение, обладающее часто минимальной степенью общественной опасности,или деяние, представляющую собой «правовую аномалию», незначительные отклоненияот нормального правопорядка, не приобретающие характер правонарушений.
Меры защиты заключаются в том, что лицо принуждается к исполнению лежащей нанем обязанности, которую оно ранее должно было исполнить, но не исполнило.Дополнительных лишений (помимо исполнения обязанности) в этом случае для лицане наступает.
Вотличие от юридической ответственности, меры защиты, как пишут Р.Л.Хачатуров иР.Г.Ягутян, предусматривают принуждение не в связи с правонарушением и в рамкахправоохранительных отношений, а в связи с правоохранительной деятельностьюгосударственных органов и в рамках регулятивных отношений. Если основанием юридическойответственности является правонарушение, то ряд мер защиты применяется дляпредотвращения правонарушений. Отсутствие отрицательных последствий игосударственного осуждения отличает меры защиты от юридической ответственности:меры защиты направлены на обеспечение неприкосновенности прав, а правоваяответственность, кроме того, на предупреждение правонарушений и наказаниевиновных[5].
ПоС.С.Алексееву, для применения мер защиты достаточно объективно противоправногодействия (правовая аномалия). Вина не входит в фактическое основание мерзащиты; это основание ограничивается фактом нарушения права, интересауправомоченного лица.[6]
О.А. Красавчиковотмечает, что для возложения мер ответственности на правонарушителя необходимо,чтобы его поведение с субъективной стороны характеризовалось виной. Чтокасается мер защиты, то их возложение не связывается субъективным моментом.[7]
А.С.Пиголкин, С.А. Комаров, А.В. Малько отмечают, что юридическая ответственностьсвязана с возложением новой, дополнительной, юридической обязанности, а мерызащиты — с выполнением «старой» обязанности, той, которая былавозложена на данного субъекта ранее. Цель мер защиты — не карать, а лишьвосстановить нарушенное право без привлечения нарушителя к ответственности.[8]
М.Д.Шиндяпина отмечает также, что меры защиты могут выступать в качестве первичныхправоохранительных средств, они могут быть направлены на предотвращениеправонарушений. В зависимости от решения вопроса по установлению составаправонарушения лицо, к которому были применены меры защиты, может бытьподвергнуто юридической ответственности или освобождено от нее. При применениимер защиты оказывается вполне достаточным только принуждение к исполнениююридических обязанностей. Соотношение мер ответственности и мер защитырассматривается ею как различные уровни познания совершенного или возможногосовершения в будущем правонарушения. Применение мер защиты или мер юридическойответственности зависит от объема и содержания информации, которой обладаетправоприменитель.[9]
В.М.Ведяхин, делая общие выводы, отмечает, что общеобязательные признаки,характерные именно для всех мер защиты, вывести невозможно. Необходимость жевыделения мер защиты существует потому, что нельзя защищать свои права, право вцелом только мерами юридической ответственности.[10]
Меры защиты иногда отождествляются смерами юридической ответственности. Определенные основания для этого есть — ведь меры защиты могут применяться и в качестве реакции на совершенноеправонарушение вместо мер юридической ответственности (например, взысканиеденежных сумм с должника вследствие неисполнения договора займа, т. е. загражданский проступок). Однако меры защиты применяются за правонарушения,обладающие минимальной степенью общественной опасности, а также в отдельныхслучаях и при отсутствии противоправных деяний (например, возмещение вреда, понесенногопри спасании имущества государственных и общественных организаций).
Отличиемер защиты от мер ответственности в гражданском праве.
Мерызащиты (восстановительные меры) — это разновидность мер государственногопринуждения, применяемых для восстановления нормального состоянияправоотношений путем побуждения субъектов права к исполнению возложенных на нихобязанностей. К мерам защиты относятся: признание сделки недействительной свозвращением сторон в первоначальное имущественное положение; взыскание долга;возмещение вреда, понесенного при спасании имущества государственных иобщественных организаций; взыскание алиментов; восстановление на работе лиц,уволенных незаконно; удержание ошибочно выплаченных работнику сумм; взысканиеналогов; отмена незаконного нормативно-правового или правоприменительного акта.
Мерызащиты иногда отождествляются с мерами юридической ответственности.Определенные основания для этого есть: ведь меры защиты могут применяться и вкачестве реакции на совершенное правонарушение вместо мер юридическойответственности (например, взыскание денежных сумм с должника вследствиенеисполнения договора займа, т. е. за гражданский проступок). Однако мерызащиты применяются за правонарушения, обладающие минимальной степеньюобщественной опасности, а также в отдельных случаях и при отсутствиипротивоправных деяний (например, возмещение вреда, понесенного при спасанииимущества государственных и общественных организаций).
Мерызащиты заключаются в том, что лицо принуждается к исполнению лежащей на немобязанности, которую ранее оно должно было исполнить, но не исполнило.Дополнительных лишений помимо исполнения обязанности в этом случае для лица ненаступает (например, при взыскании алиментов удерживаются суммы, которые лицодолжно было выплатить добровольно). А юридическая ответственность связана свозложением на правонарушителя обязанности, не существовавшей доправонарушения. По своей основной направленности меры юридическойответственности обращены, прежде всего, к правонарушителю, их главная функция — карательная. Меры защиты направлены не столько на правонарушителя, сколько наобеспечение, восстановление интересов управомоченного лица, их основная функция- защита соответствующих субъективных прав.
Разграничениемер защиты и мер юридической ответственности имеет практическое значение,прежде всего для деятельности правотворческих органов. С целью адекватногоправового регулирования общественных отношений требуется четко определить, закакое поведение следует устанавливать меры защиты, за какое — мерыответственности, в каких случаях возможно применение и тех и других.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Меры защиты служат основным видом государственногопринуждения, применяемым за совершение объективно противоправного деяния, иприменяются в целях восстановления нарушенных прав в отношении обязанных лиц.Их назначение — прекратить нарушение правопорядка, восстановить нормальныесвязи и отношения.
Цельприменения мер защиты, выполняемые ими функции, вызывают свой способвоздействия. Меры защиты действуют прямо на поведение лица, нарушившегоправовую установку. Применяя их, государство через свои органы своей властью иавторитетом заставляет лицо выполнять лежащую на нем обязанность,непосредственно предлагает конкретный вариант поведения.
Юридическиемеры защиты выступают многофункциональными правовыми средствами и выполняютрегулятивную, превентивную и восстановительную функции.
Классификацияфункций юридических мер защиты, проводимая с учетом характера и целейвоздействия, на регулятивную, предупредительную, пресекательную,восстановительную и обеспечения безопасности является сущностной, т.к. основанана двух важнейших признаках функций и показывает их действительное, а такжеосновное социальное предназначение.
Разграничениемер зашиты и ответственности имеет немалое значение и для теорииправа, и дляправоприменительной практики, так как отождествление различных по характерусанкций обуславливает искажение содержания нормативного акта и делает егоприменение противоречащим целям законодателя.
Признаниемер зашиты самостоятельной категорией обусловливает совместное их применение смерами ответственности, что обеспечивает наибольшую эффективность мерпринуждения.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодексРоссийской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
2. Гражданский кодексРоссийской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ.
3. Гражданскийпроцессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ.
4. Трудовой кодексРоссийской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
5.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 №1-ФЗ.
6. Федеральныйконституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайномположении» (с изменениями и дополнениями).
7. Алексеев С.С. Общаятеория права: Курс в двух томах. — М.: Юрид. лит. Т. 1, 2009.
8. Алексеев С.С.Проблемы теории права. В 2-х томах. Т. 1. Свердловск, 1994;
9. Ардашкин, В.Д.Мерызащиты (пресечения) в советском административном праве. Томск, 1968
10. Ведяхин В.М. Мерызащиты как правовая категория / Право и политика. №5. 2005.
11. Кашанина Т.В.,Кашанин А.В. Основы российского права / Учеб.для вузов. М., 2009.
12. Красавчиков О.А.Ответственность, меры защиты и санкции в советском гражданском праве / Сборникученых трудов. Свердловск, № 27. 1973.
13. Комаров С.А.,Малько А.В. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Подобщ.ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. М., 2004.
14. ЛейстО.Э. Санкцииответственность по советскому праву. М., 1981.
15. МордовецА.С.Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / Подред. Н. И. Матузова. М., 2006.
16. Мусаткина А.А. Квопросу о понятии мер защиты / Вектор науки ТГУ. №1(11). 2010.
17. Общая теория праваи государства Учебник / Под ред. Лазарева. 3-е изд. М., 2001.
18. Хачатуров Р.Л.,Ягутян Р.Г. Юридическая ответственность. Тольятти, 1995.
19. Шиндяпина М.Д.Стадии юридической ответственности. М., 1998.
/>