–PAGE_BREAK–
Динамика численности персонала ЗАО «Казань Торгпром»
за 2008 — 2010 гг.
Как видим из таблицы, состав персонал в динамике лет изменялся несущественно. Среди руководителей изменений не было вообще, так как руководитель – это всегда необходимое звено в деятельности предприятия.
Количество остальных подгрупп сотрудников постепенно увеличивалось. Важно отметить различие между «служащими» и «рабочими». Главное отличие между должностями служащих и профессиями рабочих (помимо того, что служащие занимают должности, а рабочие выполняют работы по профессии) заключаются в характере труда: первые предполагают умственный (нефизический), а вторые — физический труд.
В нашем случае «служащие» — это мастера, торговые представители и т.д., а «рабочие» — это грузчики, швеи, продавцы – выполняющие возможно не тяжелую физическую работу, но монотонную, не требующую большой интеллектуальной работы, а больше мастерства в своем деле.
В ЗАО «Казань Торгпром» в настоящее время работает 130 работников, среди которых всего 7 мужчин, то есть коллектив в организации преимущественно женский. Возраст варьируется от 20 лет до пенсионного возраста, то есть разброс совершенно разный, соответственно отделу персонала приходится иметь очень гибкую политику, не ущемляющую интересы ни одного работника предприятия.
Все работники имеют соответствующее образование (среднее специальное по специальностям «швея», «выкройщик», высшее юридическое, экономическое (торговля, маркетинг) либо специальные курсы), в основном относящееся к сфере их полномочий, так как ЗАО «Казань Торгпром» важно иметь специалиста в своей отрасли, знающего все тонкости дела.
Руководство предприятия считает, что в целом, качественный и количественный состав работников предприятия подобран в соответствии с требованиями организации. Более того, необходимые сотрудники по мере надобности привлекаются по договорам подряда либо по аутсорсингу.
Важнейшим элементом системы управления персоналом ЗАО «Казань Торгпром» является определение заработной платы и социальных гарантий работников предприятия. Как сказано в уставе, «Работники Общества подлежат социальному страхованию и пенсионному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для работников в соответствии с действующим законодательством. Общество вносит взносы на социальное страхование и пенсионное обеспечение работников в порядке и размерах, установленных законодательством, гарантирует безопасные условия труда».
Средняя официальная заработная плата на предприятии 10000-12000 руб. У служащих и специалистов уровень заработной платы выше, а у низкоквалифицированных или малозанятых рабочих ниже.
В ЗАО «Казань Торгпром» применяются сдельно-премиальная и простая повременная формы оплаты труда.
При сдельно-премиальной системе работнику сверх заработка по прямым сдельным расценкам начисляется и выплачивается премия за количественные и качественные показатели работы. Эта система применяется к оплате труда работников цеха.
Простая повременная система оплаты труда предполагает, что величина заработной платы определяется на основе фактически отработанного времени и установленного оклада. По данной системе производится оплата труда менеджеров и руководства.
В ЗАО «Казань Торгпром» внимательно следят за рынком, изучают практику компаний, работающих на российском рынке в области оплаты труда; привлекают успешный опыт работы западных компаний; ориентируются на корпоративные программы самых крупных организаций в отрасли легкой промышленности. Всем сотрудникам компании в обязательном порядке предоставляются льготы, гарантированные законодательством Российской Федерации: обязательное медицинское, социальное страхование, предоставление оплачиваемых дней отпуска, оплата временной нетрудоспособности. Помимо этого за перевыполнение планов или по итогам отчетных периодов предприятие выплачивает рабочим премии.
Таким образом, в результате масштабного анализа было выявлено, что система экономики труда в ЗАО «Казань Торгпром» является не до конца эффективной, но в целом продуманной, и хотя есть направления, которые не разработаны до конца. Так как организация постоянно работает над расширением и улучшением условий для работников как на производстве, так и в офисе, эти недочеты постепенно устраняются. Сотрудники в ЗАО «Казань Торгпром» чувствуют себя достаточно защищенными и довольны условиями работы.
5. Управление маркетингом
Цель маркетинга для ЗАО «Казань Торгпром» — это составление портрета покупателя и выявление его географического нахождения, а также разработка системы мерчандайзинга (расположения товаров в магазине).
Постоянной работы по анализу рынка, проведению исследований, ведения и управления рекламной деятельностью и составления тактических маркетинговых планов не ведется, что безусловно негативно может отразиться на продажах предприятия. Для решения этой проблемы необходимо в штат ввести еще одного маркетолога, для того, чтобы один занимался исследованиями и стратегическим анализом, а другой вел отчетность, предоставлял краткосрочные планы относительно всех типов продукции и вел мониторинг магазинов розничной продажи, а также занимался размещением рекламы.
Так как средств на рекламирование продукции уделяется крайне мало, следует проанализировать, куда вкладывать данные средства и какие именно способы рекламирования выбрать, чтобы получить максимальную отдачу. В данный момент в качестве рекламы ЗАО «Казань Торгпром» имеются лишь растяжки на улицах. Рекламы на телевидении и радио нет вообще, хотя таким образом формируется 80% клиентской базы.
На этом можно сделать вывод, что предприятие ориентируется лишь на установленную лояльную клиентскую базу, которая может быть переманена конкурентами.
Отдельную работу отдел маркетинга должен вести с оптовыми клиентами по их поиску, выстраиваю специальных условий закупки с индивидуальным подходом.
После анализа маркетинговой среды ЗАО «Казань Торгпром» можно сделать вывод, что на предприятии ведется слабый анализ конъюнктуры рынка и используется минимум инструментов маркетинга, несмотря на заявленный список обязанностей службы маркетинга.
Также у предприятия есть свой официальный сайт (www.koyash.ru), на котором выложена информация о самой организации, информация для партнеров, каталог одежды по разделам с ценами, составом и фото моделей. Зайдя на сайт, можно сразу прочесть о достоинствах производимого ЗАО «Казань Торгпром» товара, найти адреса и телефоны магазинов и узнать о новых акциях.
Маркетингом в ЗАО «Казань Торгпром» занимается отдел маркетинга.
В функциональные обязанности отдела маркетинга ЗАО «Казань Торгпром» относится:
1. Анализ и прогнозирование основных конъюктурообразующих факторов потенциальных рынков сбыта выпускаемой продукции.
2. Исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворенности ими покупателей.
3. Выявление передовых тенденций в мировом производстве по профилю предприятия.
4. Выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж.
5. Анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями.
6. Определение географического размещения потенциальных потребителей.
7. Определение удельного веса продукции основных конкурентов в общем объеме сбыта на данном рынке.
8. Исследование структуры, состава и организация работ, сбытовой сети, обсуживающей данный рынок.
9. Организация обратной связи с потребителями: изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению выпускаемой продукции.
10. Анализ мотивов определенного отношения потребителей к предлагаемой им продукции.
11. Анализ сильных и слабых сторон конкурирующей продукции.
12. Разработка стратегии рекламы по каждому изделию и плана проведения рекламных мероприятий.
13. Организация рекламы при помощи средств массовой информации; организация и подготовка статей для журналов, газет, радио…
14. Организация выстовок-продаж, выставок на предприятии.
15. Анализ действенности рекламы, ее влияния на сбыт продукции, информированности потребителей о продукции предприятия; разработка предложений по совершенствованию рекламы.
16. Разработка предложений по созданию принципиально новой продукции.
17. Разработка предложений и рекомендаций по изменению характеристик, конструкции и технологии производства выпускаемой продукции с целью улучшения ее потребительских свойств.
Отдел маркетинга состоит из одного маркетолога с высшим профильным образованием и двух тайных покупателей, привлекаемых время от времени для проверки работы точек продаж. Все они подчиняются коммерческому директору, который координирует и контролирует их деятельность, а также является связующим звеном между службой маркетинга и директором организации.
Подробно внешняя среда ЗАО «Казань Торгпром» уже была рассмотрена в разделе 1. На рынке Республики Татарстан конкурентами ЗАО «Казань Торгпром» помимо крупных российских производителей являются такие производителя, как:
– ОАО «Казанский трикотаж»;
– «Камский трикотаж»;
– «Чебоксарский трикотаж»;
– «Crockid» и др.
В 2010 году ЗАО «Казань Торгпром» начал терять свои позиции на рынке, что связано с появлением новых конкурентов, например, «Crockid». Этот производитель позиционирует себя как производитель детской, яслевой одежды для малышей от 0 до 12 лет. До него в этой нише очень хорошие позиции держал бренд «Кояш» ЗАО «Казань Торгпром» и возникновение нового конкурента с более модными моделями, хоть и в более высокой ценовой категории, пошатнули позиции организации. Стратегия ЗАО «Казань Торгпром» касательно удерживания позиций на рынке – это очень выгодные потребителю низкие цены при хорошем качестве. Именно это преимущество пока сохраняет организацию в памяти клиентов и имеет хороший объем продаж, который, однако, продолжает снижаться.
Ценообразование в ЗАО «Казань Торгпром» осуществляется очень просто – в зависимости от цен конкурентов, так как стратегия у них – это отличные от конкурентов низкие цены. При этом учитывается прибыль, которую предприятие по итогам продаж планирует получить.
В таблице 3.1 приведена сравнительная характеристика цен ЗАО «Казань Торгпром» и конкурентов, согласно которой видно, всегда ли сохраняется ценовая стратегия предприятия.
Таблица 3.1.
Сравнительный анализ цен основных конкурентов на детскую продукцию, руб. за штуку.
Комп-лект (майка+трусы)
Пижамы
Трусы
Комп-лекты
Сарафаны
Брюки
Джем-пер с кор. рукавом
Платье
Чебоксар. Фабрика
49-127
86-226
36-59
90-265
86-151
84-233
60-178
90-275
Русь
Тривел
50-130
110-195
19-57
126-202
115-122
106-243
59-170
108-160
Ишти
63-75
84-280
17-57
78-355
–
78-129
60-142
85-150
Трикотажоптторг
–
122-138
37-72
–
69-90
89-154
71-110
60-119
Меладо
53-55
110-195
25-60
120-550
67-110
82-250
60-125
–
Машук
43-77
89-130
16-42
95-129
53-62
115
–
95-141
Рузтекс
48-72
110-250
22-29
70-175
–
82-168
70-170
60-110
Кояш
32-46
87-137
22-24
110-346
103-265
78-106
80-110
130-230
продолжение
–PAGE_BREAK–
Как видно из таблицы 3.1, лишь по двум наименованиям одежды ЗАО «Казань Торгпром» удается сохранять лидерство по цене, в остальных случаях другие производители превосходят его по выгодности в цене.
Товарно-ассортиментная направленность организации – это женская детская и яслевая одежда, преимущественно домашняя, белье (кроме женского белья, так как маркетинговая стратегия организации старается разделять женское белье от детских вещей, чтобы не перебивать клиентуру ни одного из данных направлений). Вся производимая одежда – с рисунками, однотонных вещей у ЗАО «Казань Торгпром» нет. Еще одна особенность их трикотажной одежды – это простота моделей. Для того, чтобы быть более конкурентоспособными, ЗАО «Казань Торгпром» выпустило новую коллекцию одежды, которая отличается по моде и фактуре, а также находится в более высокой ценовой категории.
Как уже было упомянуто, никакой активной рекламной деятельности ЗАО «Казань Торгпром» не ведет. Единственный способ рекламы, это наружная реклама (растяжки возле магазинов) и реклама на сайте предприятия.
Поставщик у ЗАО «Казань Торгпром» постоянный, в надежности которого предприятие уверено, а закупки производятся по мере исчерпания имеющихся ресурсов по четко установленному плану, который рассчитывается исходя из планируемого объема продаж. Служба маркетинга в ЗАО «Казань Торгпром» в выборе, оценке поставщиков и определении объема поставок не участвует.
Особой системы маркетинговой информации в ЗАО «Казань Торгпром» не наблюдается, вся работа службы маркетинга ведется путем переговоров и координации со стороны коммерческого директора, являющегося представителем высшего руководства. Так как маркетолог один, он сам разрабатывает и принимает маркетинговые решения, которые затем получают оценку руководства. При анализе же продаж или исследовании рынка информация черпается из отчетов и официальной статистики.
Как видно, у службы маркетинга в ЗАО «Казань Торгпром» достаточно много проблем, его потенциал реализуется не полностью.
Организации следует прописать собственную систему оценки эффективности маркетинговой деятельности, содержащую следующие основные пункты:
– качество, своевременность и глубину проведенных работ по анализу конъюнктуры рынка и, как следствие, точность разработанных прогнозов объема реализации по основным видам продукции и группам изделий на кратко-, средне- и долгосрочные периоды;
– осуществление поиска потребителей основных видов продукции предприятия и групп изделий, выявление основных причин отказа от заключения договоров на поставку, поиск новых видов и форм расчётов с потребителями и освоение новых рыночных ниш;
– качество и своевременность выполнения работ в сфере разработки предложений по планированию и/или совершенствованию ассортимента, организации товародвижения, рекламы, включая выставочную деятельность и формирование имиджа предприятия и программ по стимулированию сбыта в соответствии с утвержденными планами работ.
Если оценивать эффективность маркетинговой деятельности предприятия согласно данной методике, то можно сделать вывод, что маркетинговая деятельность в ЗАО «Казань Торгпром» недостаточно эффективна. Существуют проблемы и в области исследований рынка, и в области рекламы, и в области маркетингового планирования.
Расходы на маркетинг в ЗАО «Казань Торгпром» крайне малы, это:
– заработная плата сотрудникам службы маркетинга;
– расходы на обслуживание сайта;
– расходы на распечатывание наружной рекламы;
– расходы на участие в выставках.
При установлении перед отделом маркетинга четких более расширенных задач, увеличении штата, углубления действий в этой области и дополнительного инвестирования средств в маркетинг, Маркетинговая активность ЗАО «Казань Торгпром» возрастет, что приведет к большей узнаваемости бренда и организации, большему количеству клиентов и увеличению объема продаж и доли рынка по сравнению с конкурентами.
На основе данного раздела можно сделать выводы о том, что отдел маркетинга несовершенен по выполняемым функциональным задачам и количеству персонала. Эффективность маркетинга в организации низкая, а рекламная деятельность практически не ведется, т.е. не выбрана стратегия продвижения продукции, не до конца выстроен бренд и слабо осуществляется работа по сегментированию, определению целевой аудитории и позиционированию.
6. Информационные системы управления
Итак, информационная система управления предприятием (ИСУП) – это операционная среда, которая способна предоставить менеджерам и специалистам актуальную и достоверную информацию о всех бизнес-процессах предприятия, необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа. Другими словами, ИСУП — это система, несущая в себе описание полного рыночного цикла – от планирования бизнеса до анализа результатов деятельности предприятия.
Управление предприятиями в современных условиях требует все большей оперативности. Поэтому использование информационных систем управления предприятием (ИСУП) является одним из важнейших рычагов развития бизнеса.
Внедрение информационной системы управления предприятием, как и любое серьезное преобразование на предприятии, является сложным и зачастую болезненным процессом.
Именно поэтому особой системы документооборота в ЗАО «Казань Торгпром» не наблюдается, документооборот налажен между офисом и цехами и точками продаж. Обмен информацией в организации осуществляется путем телефонных переговоров, факсов и выездов на объекты, в цеха. Автоматизированных систем в организации не установлено.
Информационные технологии в ЗАО «Казань Торгпром» связаны разве что с решением задач бухгалтерского учета, накоплением информации по отдельным видам бизнес-процессов, созданием информационных баз данных по направленности деятельности фирмы и организации телекоммуникационной среды для связи пользователей между собой и с другими предприятиями и организациями.
Таким образом, основной инструмент для обмена информации в ЗАО «Казань Торгпром» — это бумажные носители, документы, собираемые в архив, электронные носители для перемещения оперативной информации и архивы с информацией в электронном виде, хранящейся на жестких дисках. Особой автоматизированной системы для учета клиентов, продукции, поставок ресурсов, контроля материальных запасов и т.д. не предусмотрено. В следующем разделе подробно проанализирована система бухгалтерского учета и финансового менеджмента организации.
7. Финансовый менеджмент
Вся экономическая деятельность в ЗАО «Казань Торгпром» осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением. Данное подразделение занимается учетом, обеспечивает обработку документов, ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе ― составление бухгалтерской отчетности.
Своевременное получение учетной информации из бухгалтерии о производственно-хозяйственной деятельности позволяет руководству компании оперативно влиять на ход производства, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей работы предприятия: производительности труда, прибыли, рентабельности и т.д.
Бухгалтерия должна обеспечить:
— своевременный и точный учет средств фабрики (денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов и др.), правильное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением этих средств;
— достоверный и своевременный учет издержек обращения и производства, исполнение смет расходов, выпуска продукции, объема реализации и прибыли, правильность и достоверность составления отчетных калькуляций себестоимости продукции;
— правильный и своевременный учет и осуществление всех финансовых, кредитных и расчетных операций;
— своевременное начисление и перечисление налогов, отчислений из прибыли и других платежей, а также средств амортизационного фонда на финансирование затрат по капитальным вложениям и капитальному ремонту, своевременное погашение кредитов банка;
— своевременное отчисление прибыли в фонды материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, в фонд развития производства;
— строгое соблюдение кассовой и расчетной дисциплины, порядка выписки чеков и хранение чековых книжек;
— проведение инвентаризаций, своевременное и правильное отражение результатов инвентаризаций;
— составление бухгалтерской отчетности на основе достоверных первичных документов и своевременное ее представление в установленные сроки;
— своевременное проведение документальных ревизий в цехах, отделах в соответствии с утвержденными планами;
— содержание бухгалтерского архива в установленном порядке и сохранность бухгалтерских документов.
Руководство бухгалтерией осуществляет Главный бухгалтер. Он обеспечивает контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций, представлением оперативной информации, составлением и предоставлением в установленные сроки бухгалтерской отчетности. На главного бухгалтера также возложена ответственность за соблюдение правил ведения бухгалтерского учета на предприятии.
Обязанности главного бухгалтера:
— обеспечение рациональной организации бухгалтерского учета и отчетности на основе максимальной централизации учета;
— организация своевременного и точного учета средств предприятия, правильного документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением этих средств;
— обеспечение достоверного учета издержек производства и обращения, исполнение смет расходов, выпуска продукции, объема реализации и прибыли, правильности и достоверности составления отчетных калькуляций себестоимости продукции;
— правильный и своевременный учет и осуществление всех кредитных, расчетных операций;
— контроль за обоснованностью и законностью списания с бухгалтерского баланса морально устаревших, изношенных и не пригодных для дальнейшего использования основных средств, инвентаря, а также за правильным и своевременным проведением и оформлением в установленном порядке переоценки основных фондов и товарно-материальных ценностей;
— своевременное исчисление и перечисление платежей в бюджет;
— обеспечение своевременных отчислений прибыли в фонды материального поощрения, социально-культурных мероприятий и др.;
— строгое соблюдение кассовой и расчетной дисциплины расходования средств полученных из банка;
— организация своевременного проведения документальных ревизий и инвентаризации на складах, цехах и службах предприятия;
— своевременное оформление материалов по недостачам, растратам, хищению денежных средств и товарно-материальных ценностей;
— осуществление экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления резервов и их реализации;
— контроль за исполнением утвержденных должностных инструкций работниками бухгалтерии.
Внутренняя отчетность предназначена для внутренних пользователей (администрации, различных служб предприятия).
Внешние пользователи: пользователи, не проявляющие прямой финансовый интерес (аудиторские фирмы, налоговые органы, различные регулирующие органы и т.д.).
Учетная политика ЗАО «Казань Торгпром» предполагает мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета. Учет на предприятии автоматизирован. Из бухгалтерских программ используются 1С седьмой и восьмой версии.
ЗАО «Казань Торгпром» применяет систему синтетических счетов и субсчетов в полном соответствии с Планом счетов. Организация ведения аналитического учета рассмотрена на примере счетов 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Счет 01 «Основные средства».Для учета основных средств используется классификация: здания; сооружения и передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; производственный и хозяйственный инвентарь; другие виды основных
Ежегодно проводится инвентаризация основных средств по состоянию на 1 ноября. По ее результатам составляется инвентаризационная опись. Ее данные сверяются с регистрами бухгалтерского учета.
Счет 10 «Материалы». Поступившие на склад материалы сопровождаются следующими документами поставщика (счет-фактура, товарно-транспортной накладной, платежным требованием-поручением). Затем проводится сверка данных, указанных в сопроводительных документах с фактическим наличием и состоянием материалов, после чего на сопроводительных документах делается отметка о полном или частичном акцепте. Далее документы передаются в бухгалтерию. Приобретение материалов подотчетными лицами за наличные деньги подтверждается товарным чеком или актом о продаже.
Расход материалов отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. В них указывают: вид операции; номер склада, отпускающего материалы; цех-получатель; шифр затрат; номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов; единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.
Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой ― складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.
Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, осуществляется по средней себестоимости.
В конце месяца все оприходованные на склад материалы отражаются в контрольной ведомости, в которой поступившие материалы учитываются как в количественном, так и в стоимостном выражении в разрезе субсчетов.
По движению материалов на складе составляется материальный отчет, в котором отражаются (в разрезе видов материалов):
— остатки на начало месяца;
— приход материалов;
— расход материалов (в разрезе подразделений);
— остатки на конец месяца.
Материальныйотчет составляется заведующим складом и бухгалтером материальной части.
Счет 43 «Готовая продукция». Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами.
Отпуск готовой продукции покупателям оформляется накладными. Основанием для выписки накладных являются распоряжения руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком).
Накладные выписываются на складе или в отделе сбыта в четырех экземплярах и передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.
Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта. Один экземпляр накладной передается кладовщику, второй служит основанием для выписки счет-фактуры, третий и четвертый передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении продукции.
Счета-фактуры выписываются в двух экземплярах: первый экземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции высылается или передается покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС.
Готовая продукция отражается в балансе по неполной фактической себестоимости. Аналитический учет готовой продукции производится по учетным ценам. В качестве учетной цены выступает плановая стоимость готовой продукции.
Счет 60 «Учет расчетов с поставщиками». Журнал учета расчетов с поставщиками заполняется на основании счетов-фактур и отгрузочных накладных, поступивших от поставщика. В конце месяца на компьютере формируется общий свод данных, где приводятся обороты по 60 счету в разрезе отдельных поставщиков. Далее данные обобщаются в разрезе корреспондирующих счетов и субсчетов. По данным журнала-ордера делается разноска по счетам Главной книги.
Аналитический учет расчетов с поставщиками на ЗАО «Казань Торгпром» ведется в разрезе отдельных поставщиков на основании первичной документации (складские приходные ордера, платежные документы поставщиков, выписки с расчетного счета и т.д.), а также составляется оборотная ведомость по счету 60. Он ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу.
В отделе снабжения ЗАО «Казань Торгпром», исходя из рассчитанной потребности в сырье, составляют справку по потребности в сырье, а отдел логистики, в свою очередь высчитывает эту потребность в стоимостном выражении.
Потребность определяется исходя из производственных мощностей, спроса населения, то есть на основе составленного производственного плана.
При поступлении материальных ценностей их оценка и отражение в учете производится по фактической себестоимости их приобретения, которая складывается из фактической стоимости (уплаченной поставщику при покупке) и транспортно-заготовительных расходов. Учет материалов в бухгалтерии ведется в количественно-суммовом выражении. Учет приобретения материальных ценностей производится с использованием счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», с последующим соотнесением на счет материалов.
Производственные запасы оцениваются в балансе по фактической себестоимости, а в текущем учете для отражения движения материальных ценностей применяются планово-учетные цены с выделением отклонений фактической себестоимости от этих цен.
Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, осуществляется по средней себестоимости. При этом она будет складываться из средней фактической себестоимости и отклонений фактических затрат на их приобретение. В настоящее время за планово-учетную цену берется покупная цена материалов, а все суммы, превышающие цену, ― выносятся на отклонения. В принципе такой порядок сохраняется и на будущее. Материальные ценности, на которые цена в течение года снизилась, если они морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации; если же она ниже первоначальной стоимости заготовления с отнесением разницы в ценах — на финансовые результаты.
Данные аналитического учета материалов объединяются в оборотную ведомость по счету 10 «Материалы», где отражаются наименования материалов, единицы измерения, цена, остаток на начало и конец месяца, дебетовые и кредитовые обороты.
Основными источниками поступления материальных ценностей на предприятии являются сторонние организации и предприятия, которых принято называть поставщиками. Основанием для получения материалов от них являются договор на поставку, заключенный между предприятием-покупателем и предприятием-поставщиком. В договоре предусматриваются объемы, ассортимент, цена, сроки поставок, санкции за нарушение. Поставщик выписывает накладную на покупаемое сырье, материалы и на ее основе счет-фактуру, по которой и производится оплата.
Для учета затрат на производство продукции в соответствии с планом счетов утвержденного на предприятии, используются следующие активные счета: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 97 «Расходы будущих периодов», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Общую схему учета затрат на производство можно представить в следующей последовательности:
На первом этапе все фактически произведенные затраты в течение отчетного периода на основании первичных документов по расходу материалов, начислению и распределению оплаты труда, начислению амортизации основных средств и нематериальных активов, по денежным расходам отражаются на производственных счетах:
Д 20 – К 10; 70; 69; 97 – прямые затраты на изготовление продукции основного производства;
Д 23 – К 02;10; 60; 69; 70; 71; 97 – затраты вспомогательного производства;
Д 25 – К 02; 10; 60; 69; 70; 97 – расходы на обслуживание и организацию производства;
Д 26 – К 02; 05; 10; 41; 60; 68; 69; 70; 71; 94; 97 и т.д. – расходы на общее обслуживание и организацию производства и управление организацией в целом.
Д 28 – К 10; 51; 60; 69; 70 – расходы по исправлению брака.
Д 97 – К 51; 60; 76 и т.д. – расходы, произведенные в отчетном периоде, но относятся к будущему периоду.
На втором этапе производится распределение затрат по назначению после окончания отчетного периода (месяц, год). Прежде всего распределяются затраты вспомогательных производств. Применяется следующий порядок списания расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и общепроизводственных расходов:
— расходы, собранные в течение отчетного периода на счетах бухгалтерского учета 25 «Общепроизводственные расходы» подлежат списанию в конце отчетного периода в дебет счета 20 «Основное производство»;
— расходы, собранные в течение отчетного периода на счете бухгалтерского учета 23 «Вспомогательное производство» подлежат списанию в конце отчетного периода в дебет счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Списание расходов, собранных на счете 23 «Вспомогательное производство», осуществляется пропорционально объему выполненных работ.
— расходы, собранные в течение отчетного периода на счете бухгалтерского 28 «Брак в производстве» списываются в дебет счета 20 «Основное производство». Распределение расходов по указанным счетам производится между объектами основных производств пропорционально объему выполненных работ;
— расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов. В состав расходов будущих периодов включаются следующие расходы: лицензия на грузовой транспорт; подписка на периодические издания; страхование имущества и от несчастных случаев, страхование гражданской ответственности; прочие расходы;
— затраты по обслуживающим производствам (ДК, спортзал, база отдыха, профком) формируются на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» с последующим списанием расходов за отчетный квартал на счет 91.60 и затраты по столовой и общежитиям с кредита 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» относятся по истечении месяца на счет 90.20.
Далее при наличии производственного брака на счете 28 выявляются окончательные потери от брака путем сопоставления себестоимости забракованной продукции и затрат по исправлению брака с суммами стоимости окончательного брака по цене возможного использования и удержанными с виновников брака возмещениями. Окончательные потери списываются с кредита счета 28 в дебет счета 20.
На третьем этапе следует отметить, что себестоимость изготовления изделий, производства работ, оказания услуг вспомогательными цехами оценивается по фактической себестоимости. Также расходы, собранные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» списываются в дебет счета 90 «Продажи». Затраты на ремонт основных средств относятся на издержки производства и реализации продукции по мере осуществления ремонта.
На четвертом этапе определяется фабрично-заводская себестоимость, которая определяется путем сложения прямых затрат, общехозяйственных расходов, общепроизводственных расходов, расходы на ремонт, содержание и эксплуатацию оборудования, потери от брака. Готовая продукция отражается в балансе по неполной фактической себестоимости. Аналитический учет готовой продукции производится по учетным ценам. В качестве учетной цены выступает плановая стоимость готовой продукции.
Учет процесса реализации продукции (работ, услуг) в бухгалтерском учете осуществляется на основе метода начисления (т.е. по отгрузке продукции и перехода права собственности), при котором определение выручки от реализации продукции, работ и услуг производится исходя из принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
При признании в бухгалтерском учете выручки от продажи продукции ее стоимость списывается со счета 43 в дебет счета 90 в порядке ее продажи в той оценке, в которой она учитывалась на счете 43. Одновременно показывается увеличение задолженности покупателей за продукцию (Д 62 – К 90).
При реализации услуг вспомогательных и других цехов на сторону, производится запись Д 90 – К 23; 25.
Если выручка от продажи готовой продукции не может быть признана в бухгалтерском учете определенное время, то при ее фактической отгрузке или передаче, производится списание продукции со счета 43 на счет 45 «Товары отгруженные».
Расходы, собранные на счете 44 «Расходы на продажу» списываются в дебет счета 90 «Продажи». Расходы по хранению товаров; оплата труда работников складов, сумма единого социального налога, амортизация, ремонт и содержание основных средств, используемых при хранении и перемещении товаров, и др. расходы, связанные с хранением и перемещением товаров учитываются в составе расходов на продажу.
Себестоимость проданной продукции, работ, услуг формируется на основе расходов организации на производство, уменьшенных на величину НЗП, остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных, но не проданных.
Расходы, собранные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» списываются в дебет счета 90 «Продажи». Готовая продукция отражается в балансе по неполной фактической себестоимости.
Всем категориям работников по решению генерального директора устанавливаются стимулирующие надбавки к тарифным ставкам (окладам) которые выплачиваются пропорционально отработанному времени. Премирование рабочих основных цехов производится при выполнении производственных заданий, отсутствии претензий по качеству выпускаемой продукции в размере до 25% оклада с надбавкой, согласно положению о премировании.
Для идентификации персонала работникам присваивается табельный номер по системе кодирования. Табельный номер работника указывается во всех документах, связанных с расчетами по оплате труда.
Учет расчетов по оплате труда в лицевых счетах ведется нарастающим итогом в течение года.
Учет начисления и выдачи зарплаты ведется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Порядок начисления зарплаты следующий – учет рабочего времени по подразделениям ведется табельщиком, который отражает в табеле учета времени фактическое проработанное время всего персонала подразделения, начиная от руководящих должностей цеха заканчивая рабочими. В табеле указана следующая информация: фамилия, оклад, количество отработанных дней, количество отработанных часов (количество отработанных дней * 8 часов). Также существуют табеля учета работы в праздничные дни, сверхурочно, в вечернее и ночное время. Работа в выходные дни оплачивается следующим образом: сдельная оплата (или повременная) * 2 + ординарный размер премии.
Кассовые операции осуществляются в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Центральным банком РФ 22.09. 1993. Кассовые операции на предприятии выполняет кассир. После издания приказа о назначении кассира на работу руководитель организации обязуется под расписку ознакомить кассира с порядком ведения кассовых операций в РФ. Затем с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности.
В обязанности кассира входит:
а) бережно относиться к переданных ему на хранение и использование материальных ценностей и принимать меры к предотвращению ущерба;
б) своевременно информировать администрацию обо всех обязательствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенных ему материальных ценностей;
в) вести учет, составлять и предоставлять в установленном порядке отчеты о движении и остатках вверенных ему материальных ценностей;
г) проводить инвентаризацию вверенных ему материальных ценностей;
д) прием и выдача наличных денег на основании правильно оформленного документа;
е) выдача заработной платы, пособий, премий производится по платежной или расчетно-платежной ведомости.
В кассу организации наличные деньги могут поступать с расчетного, валютного счетов в банке, от покупателей, а также в виде возвращенных авансов и неиспользованных сумм и т.п. С расчетного и валютного счетов деньги получает кассир организации по чеку, который представляет собой отрывной лист чековой книжки. Чековую книжку организация получает в обслуживающем его банке. На лицевой стороне чека на получение денег указывается требуемая сумма, а на оборотной — ее назначение (Оплата труда, хозяйственные расходы). Отрывная часть чека остается в банке, корешок чека с указанием полученной суммы – у организации в чековой книге.
Прием наличных денег кассой организации производится по приходным кассовым ордерам; выдача наличных денег – по расходным кассовым ордерам и на основании других документов (платежной ведомости, заявления на выдачу денег и др.); сдача наличных денег в банк – по объявлениям на взнос наличными.
О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера и кассира.
Выписка банка из расчетного счета является регистром аналитического учета. Проверенные и обработанные выписки являются основанием для записей на счета бухгалтерского учета.
Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51 «Расчетные счета».
Таким образом, из данного раздела можно сделать вывод, что бухгалтерская деятельность в ЗАО «Казань Торгпром» ведется правильно, учет по счетам, работа по предоставлению информации и взаимодействие с бюджетными и государственными организациями осуществляется достоверно и в сроки. Бухгалтерия – один из самых проработанных и больших отделов организации, так как эта область деятельности – одна из самых важных для любой организации и замечаний по данной сфере работы выявлено не было. Подробный анализ бухгалтерского баланса (формы №1) будет осуществлен в следующем разделе данного отчета.
Финансовая работа выполняется бухгалтерией, котораянепосредственно подчиняется главному бухгалтеру. Никакой специальной финансовой службы (отдела) в ЗАО «Казань Торгпром» не предусмотрено. Со стороны главного бухгалтера осуществляется контроль и наблюдение за законностью и экономической целесообразностью расчетов, взыскание дебиторской задолженности, возможных убытков и потерь. Главный бухгалтер участвует в вопросах о разумном вложении капитала, получении кредита, применения различных форм расчетов с покупателями и инвесторами. В компетенцию главного бухгалтера входят вопросы налогообложения, страхования.
Для планирования и прогнозирования прибыли бухгалтерия занимается статистической отчетностью, анализом работы предприятия, расчетом налогов, формированием отчетов, контролем за выполнением планов, составлением организационно-технического плана.
Используя форму отчетности за 3 последних года, находящуюся в Приложениях 4, 5 и 6, проведем анализ состава и структуры основных и оборотных средств организации.
Общая оценка активов организации
Таблица 7.1
Показатели
Начало периода (01.2008)
Конец периода (12.2010)
Отклонение
в тыс. руб.
Уд. вес в %
в тыс. руб.
Уд. Вес в %
в тыс. руб.
Уд. вес в %
Темпы роста в %
1. ВНА, в т.ч.
17344
43,17
29759
62,43
12415
19,26
71,58
ОС
17341
43,17
29759
62,43
12418
19,27
71,61
Незавершенное строительство
3
0,01
0,00
-3
-0,01
-100,00
Прочие
0,00
0,00
0,00
0,00
2. ОА, в т.ч.
22828
56,83
19864
41,67
-2964
-15,15
-12,98
Запасы
27
0,07
12
0,03
-15
-0,04
-55,56
НДС по приобретенным ценностям
111
0,28
32
0,07
-79
-0,21
-71,17
ДЗ
5458
13,59
5198
10,91
-260
-2,68
-4,76
ФВ кр.
71
0,18
769
1,61
698
1,44
983,10
Денежные средства
17161
42,72
12986
27,24
-4175
-15,47
-24,33
ИТОГО:
40172
100
47665
100
7493
25,75
продолжение
–PAGE_BREAK–