Содержание
Введение. 3
1. Понятие бизнес-инкубатора. 4
2. Нормативные основыдеятельности бизнес-инкубаторов. 8
3. Особенности и проблемы… 15
Заключение. 20
Список использованныхисточников. 21
Введение
Стратегическиориентированная политика содействия развитию экономики на муниципальном ирегиональном уровне характеризуется целенаправленным учетом различных целевыхгрупп. В конечном итоге речь идет о разработке и реализации инструментария
• для поддержки ужедействующих предприятий,
• для привлечения новыхинвесторов вне региона,
• а также для оказаниясодействия молодым предприятиям и лицам, желающим открыть свое дело.
Именно последняя группатребует особого внимания, поскольку во многих муниципалитетах уже сегодня малыеи средние предприятия обеспечивают большую часть налоговых поступлений вместные бюджеты и формируют костяк будущего развития.
Во многих муниципалитетахуже существуют бизнес-центры, которые, прежде всего, заботятся о начинающихпредпринимателях. В этом отношении создание бизнес-инкубаторов представляетсобой следующий логический шаг в этом направлении.
1.Понятие бизнес-инкубатора
Бизнес-инкубаторыявляются инструментом регионального содействия развитию экономики, направленнымна эффективную поддержку только что созданных или молодых предприятий наначальной стадии.
В центре вниманиянаходится сдача предпринимателям внаем офисных и производственных помещений, ачастично и технического оборудования на выгодных условиях, а такжепредоставление соответствующих сервисных услуг (консультации, сопровождение иинфраструктура). Бизнес-инкубаторы создают хорошие исходные предпосылки длямолодых предпринимателей во время трудных первых лет работы.
При этом по своемупрофилю бизнес-инкубаторы могут существенно различаться. В зависимости отместных условий и постановки цели акцент может быть сделан в большей степени напроизводстве товаров или на оказании услуг (или на том и другом одновременно).В наукоградах, например, бизнес-инкубаторы могут носить скорее характертехнопарка или инновационного центра, в то время как в других городах вкачестве участников могут приглашаться либо исключительно лица, основывающиесобственное дело, либо частично и уже созданные предприятия. Несмотря на этиразличия в деталях, общий принцип функционирования, тем не менее, единый ишироко применимый. Во всем мире в основу деятельности всех бизнес-инкубаторовзаложен этот принцип. Однако ориентированность на местные условия приводит квозникновению самых различных вариантов.
Ниже еще раз обобщеныважнейшие составные части концепции функционирования бизнес-инкубаторов.
Использование зданийи помещений
Здание должно находитьсяв собственности муниципалитета и требовать лишь незначительного ремонта.Концепция должна предусматривать наличие зон для коммуникации (общения), такихкак: единая приемная, совместные комната для переговоров и помещение, гдерасполагается техника, общая кухня и т.д.
Правовое оформление
В принципе здесь возможныразличные варианты организационно-правового оформления функционированиябизнес-инкубатора. В то же время следует обратить внимание на два важныхобстоятельства:
1) бизнес-инкубатор непреследует цели извлечения прибыли, т.е. не является коммерческим предприятием,и с этой точки зрения должна избираться одна из организационно-правовых формнекоммерческих организаций (фонд, некоммерческое партнерство и др.);
2) муниципальноеобразование должно выступать в качестве учредителя или одного из основныхсоучредителей бизнес-инкубатора.
Правовое обеспечениесоздания и деятельности бизнес-инкубатора обеспечивается уставом и / илиучредительным договором, а также внутренними документами, регламентирующимиполномочия и регламент работы отдельных органов и должностных лиц (еслипредусматривается принятие таких положений), правила внутреннего распорядка,договорами аренды помещений. Что касается органов управления, то наряду с директороми собранием учредителей, особое значение придается Попечительскому совету.
Кадры
Наряду с директоромперсонал главным образом состоит из секретаря и одного бухгалтера, которыеработают для всех предпринимателей.
Финансирование
Первоначальные (стартовые)расходы на подготовку здания и закупку техники для совместного использованиядолжны взять на себя учредители. Текущие эксплуатационные расходы (оплатаперсонала, расходный материал, канцелярия и т.д.) в полной мере должныпокрываться за счет арендной платы. В России это должно быть возможно в томслучае, если общая площадь помещений составляет не менее 500 кв. м.
Профиль и концепциявыбора претендентов
Выбор претендентов,который должен осуществляться в соответствии с условиями конкурса и быть открытыми прозрачным, определяет профиль бизнес-инкубатора. Преимущество должно бытьоказано производящим предприятиям и фирмам, предоставляющим услугипредпринимателям. Такие виды деятельности, как торговля и предоставлениеперсональных услуг (напр., парикмахер, массажист и т.п. – прим, перев.), являютсянетипичными для бизнес-инкубатора.
Выбранные предприятияпроходят строгую проверку, они должны не конкурировать между собой, а скореедополнять друг друга.
Консультационные исервисные услуги
Консультационные услуги,предоставляемые директором, можно четко дифференцировать: консультирование попроизводственно-экономическим вопросам, опосредование контактов, информационнаяподдержка, мероприятия по обучению и т.д. Однако эти, как правило, бесплатныесервисные услуги не должны замыкаться на инкубируемых предприятиях, они должныпредлагаться всем молодым предпринимателям региона.
При учреждении истановлении бизнес-инкубаторов администрация преследует множественные цели:
• Укреплениеэкономической мощи муниципалитета за счет целенаправленной поддержки начинающихпредпринимателей и лиц, создающих свое дело, а также малых и среднихпредприятий в целом.
• Быстрое предоставлениепромышленных площадей, требующих сравнительно незначительных инвестиционныхмероприятий, за счет использования имеющейся и простаивающей в данный моментнедвижимости.
• Демонстрациядоброжелательного отношения к предпринимателям в муниципалитете, благодаря чемуинвестиционный климат в целом будет улучшен, и будут привлекаться капиталы иизвне.
Гибкая система арендыпомещений и, частично, оборудования, совместно используемые сервисные услуги,поддержка при получении информации, установлении контактов и освоении рынка, атакже пространственная близость к другим таким же активным и динамичным молодымпредпринимателям являются надежной опорой для преодоления обычных трудностейначального этапа.
При достаточном спросе напредлагаемые производственные площади можно преследовать и другие цели.Например, при высокой концентрации инновационных и высокотехнологичныхпредприятий в центре может быть сделан акцент на содействие развитию инновацийв качестве самостоятельного направления.
Однако бизнес-инкубаторне представляет из себя «детскую площадку для предпринимателей». Он преследуетцель внедрить плодотворные идеи и концепции в продуктивные предприятия. Дляэтого требуется долговременное и доверительное сотрудничество между начинающимипредпринимателями, с одной стороны, и руководителем бизнес-инкубатора иадминистрацией – с другой.
В целом, бизнес-инкубатордолжен превратиться в привлекательный для предпринимательства центр. В немпредприниматели находят не только подходящие промышленные площади и интереснуюинфраструктуру, но и целый ряд иных полезных услуг. Прежде всего, там имеетсявзаимное плодотворное соседство и поддержка при возникновении первых проблем.Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторах приносят полнаяконцентрация на предпринимательских задачах и минимизация расходов науправленческий аппарат.
Бизнес-инкубатор с егоофициальным муниципальным характером предоставляет всем предпринимателям общее «прикрытие»,гарантирует безопасность, придает вес, а также создает совместный положительныйимидж по отношению к клиентам и потенциальным деловым партнерам вне инкубатора.
2.Нормативные основы деятельности бизнес-инкубаторов
Впостановлении Правительства РФ от 22.04.2005 г. №249 «Об условиях ипорядке предоставления в 2006 г. средств бюджета, предусмотренных нагосударственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские(фермерские) хозяйства»*(55) отдельная глава посвящена предоставлению субсидийна создание и развитие бизнес-инкубаторов.
Названное постановлениеопределяет бизнес-инкубаторы как организации, созданные для поддержкипредпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в арендупомещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг (п. 14).
Субсидии,предоставленные на реализацию мероприятий по созданию и развитиюбизнес-инкубаторов, направляются на следующие цели:
строительствоздания (части здания) бизнес-инкубатора;
реконструкция,расширение и техническое перевооружение здания (части здания)бизнес-инкубатора;
капитальныйремонт здания (части здания) бизнес-инкубатора;
организационноетехническое обеспечение доступа к системам тепло-, газо-, энерго- иводоснабжения, водоотведения, подземным инженерным коммуникациям;
обеспечениесвязи;
приобретениеофисной мебели, электронно-вычислительной техники (иного оборудования дляобработки информации), программного обеспечения, периферийных устройств,копировально-множительного оборудования.
Формаподдержки предпринимательства с помощью бизнес-инкубаторов давно и успешноприменяется на Западе. В России первые бизнес-инкубаторы возникли в начале 1990-хгодов как организации и структуры с ограниченным персоналом, развивающие малоепредпринимательство. Бизнес-инкубаторы облегчают начальный этапфункционирования новых малых предприятий, представляют помещения и оборудованиена основе совместного пользования, обеспечивают доступ к большому набору услуг,новейшим инновационным технологиям и методикам и комплексу программ деловойподдержки. Бизнес-инкубаторы оказывают помощь в совершенствовании управлениямалыми предприятиями, организации финансирования, реализации специализированныхпрограмм обучения персонала современным методам управления, в созданиипространства информационного обмена, где субъекты малого и среднегопредпринимательства могли бы делиться опытом и совместно решать накопившиесяпроблемы и др. Как правило, нахождение субъектов малого и среднегопредпринимательства в бизнес-инкубаторе рассчитано на первые 2–3 года жизнималого предприятия, чтобы обеспечить его становление для дальнейшейсамостоятельной деятельности. При этом зачастую спустя несколько лет такойсубъект может продолжать участвовать в работе тех же самых инкубаторов, но ужев роли консультанта, специалиста, на собственном опыте знающего, каким образомнужно развивать бизнес и что полезного можно почерпнуть в «инкубаторе».
Созданиебизнес-инкубаторов в конце прошлого века осуществлялось успешно, и уже в 1997 г.по инициативе 22 действующих бизнес-инкубаторов и организаций, оказывающихподдержку малому предпринимательству, было учреждено «Национальное содружествобизнес-инкубаторов». Его цель – координация и управление процессом становлениябизнес-инкубаторов в регионах России. В настоящее время в различных регионахстраны действует более 60 бизнес-инкубаторов*(56).
Проведенноев рамках «Национального содружества бизнес-инкубаторов исследование показало,что 43% бизнес-инкубаторов осуществляют сервисное обслуживание малыхпредприятий; 24% оказывают учебно-методическую помощь; 17% – финансовуюподдержку и 16% – психологическую поддержку. Среди клиентов бизнес-инкубаторов38% составляют производственные малые предприятия; 23% – предприятия сферыуслуг; 15 – научно-технические организации; 14 торговые предприятия; 3 – строительныеорганизации и 7% – другие. Характерно, что 72,7% опрошенных малых предприятийпоказали, что устанавливается предельный срок нахождения в бизнес-инкубаторе,причем 45% опрошенных заявили, что ограничение срока пребывания обеспечиваетсяпутем увеличения размера арендных платежей.
Какуже было отмечено выше в целях обеспечения равного доступа субъектов малого исреднего предпринимательства к получению имущественной поддержки предоставлениенежилых помещений в Бизнес-инкубаторе в аренду, как правило, осуществляется наконкурсной основе.
Более подробно одеятельности технопарков и бизнес-инкубаторов см. в комментарии к ст. 18 Федеральногозакона от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднегопредпринимательства
в Российской Федерации»
ВРоссии бизнес-инкубаторы начали создаваться в начале 90х годов. Сначала былосоздано 13 бизнес-инкубаторов в рамках Морозовского проекта, идеологом которыхбыла Академия менеджмента и рынка, и несколько бизнес-инкубаторов – на грантыСША и Канады. По данным Российского центра малого предпринимательства сейчас вРоссии создано более 60 технопарков и 100 бизнес-инкубаторов.
С2005 года Правительством РФ выделяются субсидии субъектам РФ на строительство,реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение зданий бизнес-инкубаторов. Тольков 2008 г. на развитие региональных бизнес-инкубаторов из федеральногобюджета было выделено 667,95 млн. рублей, из региональных бюджетов – 374,53млн. рублей. По словам министра экономического развития России Э.С. Набиуллиной,бизнес-инкубаторы позволяют значительно повысить выживаемость начинающихкомпаний с 15% до 85%.
Длясоздания наилучшей системы условий, касающихся инкубационной среды и услуг, вкоторой будет обеспечиваться поддержка динамичного развития начинающих иразвивающихся предприятий, бизнес инкубаторам необходимо обладать стратегиейинкубации, которая учитывает потребности клиентов, а также цели и задачиинкубатора, политикой приема и выпуска клиентов. Кроме этого, руководящаяинкубатором группа должна иметь предпринимательский опыт, осуществлятьдоверительные отношения с клиентами, использовать предпринимательский подход инавыки коммуникации. Основой успеха любого инкубатора также является деловоенаставничество и постоянный мониторинг и оценка эффективности деятельностиинкубатора. Для выхода бизнес-инкубатора на уровень самоокупаемости через 3–5лет важно обеспечить его специальным программным обеспечением, организоватьтренинги для менеджеров бизнес-инкубатора, создать сети бизнес-ангелов всехуровней и проч.
Основнымипоказателями эффективности бизнес-инкубатора, по мнению заместителяпредседателя координационного совета Национального содружества бизнес-инкубаторовО. Лаптевой, могут считаться не только привлеченные инвесторы и объеминвестиций, но и число «выращенных» предприятий. Необходимо соблюдать балансмежду стремлением получить прибыть и вырастить новый бизнес.
ВУральском федеральном округе еще в 2003 году решением расширенного заседанияЭкспертно-консультативного совета по развитию малого и среднего бизнеса приполномочном представителе президента РФ в УрФО на тему «О приоритетныхнаправлениях и задачах развития малого предпринимательства в Уральскомфедеральном округе и опыте Челябинской области по реализации государственнойполитики поддержки и развития малого предпринимательства» органам властиТюменской, Курганской, Свердловской, Челябинской областей, ХМАО и ЯНАО былиданы рекомендации совместно с органами местного самоуправления провести анализэффективности использования производственных площадей и помещенийгосударственными и муниципальными унитарными предприятиями. Создать на базевременно свободных производственных площадей государственных и муниципальныхунитарных предприятий «бизнес-инкубаторы» для субъектов малогопредпринимательства. Таким образом, была оказана поддержка действующимбизнес-инкубаторам и дан старт созданию новых.
Деятельностьбизнес-инкубаторов в России не регулируется отдельным законом, поэтому каждыйиз бизнес-инкубаторов уникален. Действующие на территории УрФОбизнес-инкубаторы различны по организационно-правовой форме, составуучредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимателям.
Кпримеру, в Челябинском бизнес-инкубаторе, работающем более 3х лет, основнымивидами услуг является информационно-консультационная и образовательнаяподдержка, поиск инвесторов для проектов.
ВКургане первый бизнес-инкубатор открылся 1 сентября с.г., право на управлениеим выиграл Курганский госуниверситет. Инкубатор будет предоставлять рабочиеместа начинающим предпринимателям на конкурсной основе, оказыватьконсультационную финансовую, правовую и маркетинговую поддержку.
ВСвердловском областном бизнес-инкубаторе (СОБИ), который был открыт в мае 2007года, общая площадь составила около 1000 кв. м. СОБИ предоставляетпредпринимателям офисные помещения (85 рабочих мест, оборудованных оргтехникойи офисной мебелью), энергоснабжение, коммунальное обслуживание, уборку и охрануздания, секретарские услуги, доступ к локальной компьютерной сети.Предприниматели оплачивают услуги бизнес-инкубатора из расчета 543 рубля вмесяц на 1 кв. м. При этом ежемесячная компенсация затрат от областного Фондаподдержки малого предпринимательства составляет 326 рублей. Во 2 и 3 год работыв здании бизнес-инкубатора предпринимателям компенсируется соответственно 40 и20 процентов расходов на оплату услуг. Кроме базового комплекса услуг, вбизнес-инкубаторе организовано предоставление ряда дополнительных возмездныхуслуг – от информационных до бухгалтерских, что существенно облегчает развитиебизнеса начинающих предпринимателей.
ВХМАО бизнес-инкубаторы существуют более 5 лет при Окружном фонде поддержкипредпринимательства и развития конкуренции и его филиалах.
20августа с.г. Минэкономразвития РФ выделило ЯНАО на созданиебизнес-инкубатора в г. Муравленко 13 млн. 620 тыс., еще 15 млн. руб.выделено из регионального бюджета. В том числе планируется созданиебизнес-инкубатора в г. Лабытнанги, в котором действует чуть болееполутысячи предпринимателей, а бюджет является высокодотационным.
ВТюменской области также ведется работа органами власти по созданию сетиинкубаторов. В настоящее время для создания бизнес-инкубаторов в Тюмени, Ишимеи Тобольске уже выбраны помещения, государственные контракты по приобретениюнежилых помещений подписаны в Департаменте имущественных отношений Тюменскойобласти, идет процедура государственной регистрации помещений.
Пословам заместителя губернатора Тюменской области А.В. Моора, «цельсоздания бизнес-инкубаторов в Тюменской области – образование новых организацийв приоритетных сферах развития малого предпринимательства путем формированияматериально-технической, экономической, информационной и социальной базы длястановления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности субъектовмалого бизнеса. …Нежилые помещения, в которых будут располагатьсябизнес-инкубаторы, станут государственной собственностью Тюменской области. Доконца этого года планируется провести все подготовительные мероприятия,необходимые для начала их функционирования (ремонт, приобретение и установкаоборудования, мебели). Для управления бизнес-инкубаторами будет созданоавтономное учреждение Тюменской области «Областной бизнес-инкубатор».
Предположительнов январе 2009 года откроются первые три бизнес-инкубатора в Тюмени, Ишиме иТобольске. В Ялуторовске и Заводоуковске конкурсы по выбору управляющейкомпании для организации деятельности бизнес-инкубаторов в этих городах иотбору субъектов малого предпринимательства на получение государственнойподдержки в форме предоставления нежилых помещений на льготных условиях пока непроведены.
Врезультате создания и организации деятельности сети бизнес-инкубаторов открытьсвое дело смогут одновременно не менее двух сотен начинающих предпринимателей спостоянной ежегодной ротацией до трети их численности.
Пословам директора Департамента инвестиционной политики и государственнойподдержки предпринимательства Тюменской области В.М. Шумкова, предпринимателиполучат в аренду на льготных условиях оборудование, необходимое им для работы.Кроме того, все бизнес-инкубаторы будут проводить обучение и давать бесплатныеконсультации по правовым и финансовым вопросам. По его словам, Департаментпродолжает активную работу со всеми муниципальными образованиями области, чтобыподдержка бизнеса оказывалась на всех уровнях, а предпринимателям за решениемсвоих проблем не приходилось ехать в областную столицу: «Бизнес-инкубаторы врайонах будут ориентированы на наиболее перспективные отрасли промышленности.Так, в Тобольске с 2011 года откроется комплекс Тобольск-Полимер, который будетпроизводить 500 тыс. т полимерных гранул в год. Эту продукцию можноэкспортировать, но для нас лучше создать к этому времени условия для малых исредних предприятий, которые будут на месте перерабатывать эти гранулы. Крометого, в Тобольске очень перспективная сфера бизнеса – это туризм. Местныйбизнес-инкубатор будет ориентировать предпринимателей на создание фирм повъездному туризму, а в Ишиме малые предприятия будут ориентироваться надеревообрабатывающее производство компании IKEA».
Однако,существуют проблемы, сдерживающие развитие структур поддержки начинающихпредпринимателей. Прежде всего, это отсутствие нормативно-правовой базы. Во многихрегионах имеется успешный опыт сотрудничества с администрацией, но такиевзаимоотношения следует закрепить законодательно. В России начинаетнакапливаться опыт развития бизнес-инкубаторов, управления ими на муниципальноми региональном уровнях.3.Особенности и проблемы
Именно в Россииприменение такого инструмента, как создание бизнес-инкубаторов, обещает успех.Во многих городах и районах имеются пустые, неиспользуемые производственныепомещения, частично технически оснащенные. Вместо того, чтобы осваивать новыепромышленные зоны, требующие значительных инвестиционных затрат, представляетсявозможность загрузить прежде всего имеющиеся и пока вполне подходящие для этихцелей производственные мощности.
Проблемы заключаются,прежде всего, в вопросах собственности. Во многих случаях сегодня, как и ранее,государственные предприятия являются собственниками своей недвижимости, имуниципалитеты не могут использовать пригодные для соответствующих целей ипростаивающие здания.
Решающим фактором дляуспеха прежде всего является адаптация к местным условиям, в первую очередь к:
• возможностям имеющегосяздания;
• структуре экономики иособенному потенциалу конкретного муниципалитета;
• спросу со стороныпредпринимателей;
• уже имеющейсяинфраструктуре для предпринимателей.
Однако, помимо этого,есть некоторые особые моменты, которые являются решающими для успеха вспецифических российских отношениях. При этом создание муниципальныхбизнес-инкубаторов в России может, в принципе, рассматриваться в качествеотносительно несложной задачи, если налицо три существенных предпосылки:
• имеется здание,находящееся в распоряжении муниципалитета, которое, помимо прочего, не требуетособенно значительных затрат на ремонт: если такой недвижимости нет, либо еслиона продается или сдается по дорогой цене, реализация проекта вряд лиреалистична по финансовым причинам;
• имеется кандидатурапрогрессивного и квалифицированного человека на должность директора, которыйодновременно должен уметь удовлетворить разнообразные запросы предпринимателей;этот человек либо уже однозначно определен и берет на себя, помимо прочего, иподготовительные мероприятия, либо такая кандидатура может быть найдена путемпроведения конкурса;
• имеется спрос состороны начинающих предпринимателей, которые должны быть своевременнопроинформированы и включены в процесс. При наличии этих предпосылок реализацияпроекта по созданию бизнес-инкубатора и в России может быть возможна безбольших проблем.
Мировая практикапоказала, что бизнес-инкубатор – это наиболее эффективный инструмент,поддерживающий начинающие и перспективные малые и средние предприятия,создающий для них наиболее благоприятные условия, за счет предоставления нальготных условиях офисных и производственных помещений, офисного обслуживания,обучения и консалтинга. Под бизнес-инкубатором понимается объект инфраструктурыподдержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержкупредпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в арендунежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических ипрочих услуг.
В 2002 году на территорииХанты-Мансийского автономного округа-Югры был создан ООО «ОкружнойБизнес-Инкубатор» смешанного типа, учредителем которого выступил Фонд поддержкипредпринимательства Югры.
В настоящее времясформирован комплекс услуг БИНа, и его основные виды деятельности:
– предоставление варенду нежилых помещений, при этом для начинающих субъектов малого бизнесапредоставляются льготные условия арендной платы;
– осуществлениетехнической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора;
– почтово-секретарскиеуслуги;
– предоставление варенду конференц-зала для проведения переговоров, деловых встреч, и т.д.;
– предоставлениеконсультаций по вопросам ведения бизнеса, бухгалтерского учета,налогообложения, юриспруденции;
– оказание услугаутсорсинга;
– проведениесеминаров, тренингов, курсов повышения квалификации, в том числе
посредством реализациитаких проектов, как молодежный бизнес-инкубатор и «школа сервиса»
Предпринимателю дляведения бизнеса помещение нужно всегда. Лучше (рентабельнее), конечно еговыкупить, но изъять из оборота солидную сумму индивидуальному предпринимателюне только рискованно, но и не всегда возможно: у начинающего предпринимателянет таких средств. Поэтому, чаще всего, обращаются к обычному варианту –аренде. В настоящее время существует несколько возможностей аренды нежилыхпомещений под офис. Один из них – это аренда помещения в бизнес-инкубаторе.
Общая площадь нежилыхпомещений бизнес-инкубатора, предназначенных для сдачи в аренду составляет 6013,41 кв. м, которые расположены в гг. Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск,Белоярский, Нягань, пгт. Игрим и гп. Приобье. При этом, субъекты малогопредпринимательства (далее СМП) занимают 5 363,53 кв. м., что составляет 89,2%от полезной площади бизнес-инкубатора, а оставшаяся часть площади используетсяпод офисные помещения.
60% полезной площадибизнес-инкубатора, предназначенной для сдачи в аренду оборудовано оргтехникой имебелью. Также бизнес-инкубатор располагает двумя оборудованными (мебель,доска, мультимедийное оборудование) залами для проведения переговоров, лекций,семинаров и других обучающих занятий в г. Ханты-Мансийске площадью 50 м.кв.и в г. Сургуте площадью 53 м.кв.
В сентябре 2008 годавводится в эксплуатацию объект бизнес-инкубатора в г. Нижневартовске,полезной площадью до 700,0 кв. м., на которой предполагается разместить неменее 150 субъектов малого предпринимательства.
Предоставляемые услугибизнес-инкубатором, позволят арендаторам снизить свои затраты, переложиврешение значительного числа вопросов сопровождения бизнеса на соответствующиеотделы бизнес-инкубатора.
Долгосрочныеположительные результаты, связанные с деятельностью по бизнес-инкубированию:увеличение помещений, соответствующих требованиям для инкубирования малыхпредприятий; повышение уровня занятости населения; сохранение и развитиенаучно-технического потенциала и отечественного производства; повышение объемовпродукции отечественного производителя в общем объеме продукции потребляемойнаселением Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Такие результатыпроведенных мероприятий будут выражаться в количественных показателях,характеризующих величину положительного социального эффекта. А реализация намеченныхпланов поможет в полной мере осуществить квалифицированную поддержкупредставителям малого и среднего бизнеса большинства муниципальных образованийХанты-Мансийского автономного округа-Югры.
На данный момент, опытработы ООО «Окружной Бизнес-Инкуботор» показал, что положительныерезультаты есть, и реальная помощь представителям малого и среднего бизнесаосуществляется.
Заключение
Реализация идеибизнес-инкубаторов имеет тройную пользу:
• во-первых,непосредственную пользу для отдельных предпринимателей, которые получают прямуювыгоду в виде льготной арендной платы и дополнительных консультационных услуг,
• во-вторых, выигрываютвсе молодые предприниматели и лица, открывающие собственный бизнес в регионе,так как консультационные услуги в принципе должны оказываться всем фирмам, а нетолько тем, которые размещены в бизнес-инкубаторе,
• в-третьих, выигрываетмуниципалитет в целом, поскольку созданием бизнес-инкубатора он приобретаетзримое и ощутимое доказательство своей благожелательной политики по отношению кпредпринимателям.
Очевидно, что именноимидж региона будет в перспективе решающим фактором в конкуренции междумуниципалитетами и регионами за будущих инвесторов.
Важнейшая пользазаключается в имидже, который создает себе администрация путем инициированиятакой структуры, как бизнес-инкубатор. В противоположность многим другиммероприятиям бизнес-инкубатор видим, осязаем и одновременно ощутим. Постоянновозникают возможности для активной работы с прессой в связи с бизнес-инкубатором,что способствует улучшению репутации муниципалитета. А в этом заключаетсяважнейшая предпосылка для победы в соревновании между регионами за привлечениеинвесторов.
Подводя итог, следуетотметить, что бизнес-инкубаторы представляют собой очень эффективный ипрактический инструмент содействия развитию муниципальной экономики сдостаточно простой системой функционирования, которая и в России уженеоднократно доказала свои преимущества.
Списокиспользованных источников
1. Недвижимость для бизнеса. – Режимдоступа: www.businessrealty.ru/
2. Окружной бизнес-инкубаторХанты-Мансийского автономного округа. – Режим доступа: www.hmaobin.ru/
3. Путевка в бизнес. – Режим доступа:www.unibiztv.ru/
4. Российское агентство поддержкималого и среднего бизнеса. – Режим доступа: www.siora.ru/ru/
5. Система ГАРАНТ – законодательствос комментариями. – Режим доступа: www.garant.ru/