Общие и различные качества в работе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в Украине

Введение
Дляхарактеристики правового статуса личности имеют значение не только закрепленныйза человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, принципы, наоснове которых осуществляется их использование. Их воздействие на правовойстатус личности многогранно, Они показывают, обеспечивается ли в государстверавенство прав и свобод человека и гражданина, активна ли деятельностьгосударства по соблюдению и охране этих прав и свобод, признает ли государствов полной мере и полном объеме те права, которые соответствуют достигнутомуобществом уровню материально-технического развития, существуют ли какие-либограницы в использовании прав и свобод, допускаются ли их ограничения, имеютсяли у человека законные механизмы для защиты своих прав и свобод.
Этифакторы зависят от принципов, на базе которых реализуются права и свободы.
Принципыправового статуса личности есть те признаваемые и охраняемые правом,государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав исвобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.
Вобеспечении гарантийправ и свобод человека и гражданина важную и своеобразную роль Призван игратьУполномоченный по правам человека в Российской Федерации и в Украине.
Появлениедолгожданного правозащитного института Уполномоченного по правам человека, кудакаждый может обратиться за защитой своих нарушенных прав, где его обращенияизучаются с особым вниманием и желанием восстановить нарушенные права, сталоначалом перемен в морально-психологическом и правовом климате Украины. С этоговремени простой человек не будет чувствовать себя одиноким в борьбе за своиправа, к нему возвращается надежда, есть к кому обратиться со своей болью,жалобой на равнодушного чиновника.
Закороткое время существования института приходилось отстаивать правачернобыльцев, шахтеров, детей-сирот, ветеранов войны, инвалидов, пенсионеров,заключенных, спасать за границей наших моряков-заложников и освобождатьпроданных в рабство украинских женщин.
Поэтомупредставляется целесообразным и своевременным изучение вопросов, связанных сдеятельностью органов, функцией которых является защита прав и свобод человека.
Цельданной работы — выявление общих и различных качеств в работе Уполномоченного поправам человека в Российской Федерации и в Украине. Для раскрытия этой целибудут использованы Конституция Украины и Конституция РФ, Законы обеих стран обэтом органе, научные и теоретические разработки российских правоведов – Е.Козлова, О. Кутафина, Е. Ковешникова, Ю. Тихомирова, украинских правоведов – В.Копейчикова, Ю. Тодыки, О. Фрицкого. Очень интересной является работа НиныКарпачевой – Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека«Состояние соблюдения и защиты прав и свобод человека в Украине», другиенаучные статьи.

1.Историко – правовые аспектыстановления прав человека в мире и в Украине
 
1.1 Генезисправ человека
Правачеловека — сложное,многомерное явление. В разные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясьполитико-правовой, приобретала религиозно-этическое, философское звучание.
Человечествово имя утверждения прав и свобод человека прошло тернистый путь, шаг за шагомограничивая всевластие государства, распространяя принцип равноправия на всебольший круг лиц и отношений между ними.
Явление,которое со временем стали называть правами человека, берет свое начало сдревнейших времен человеческой истории. Идеи о ценности и неприкосновенностижизни, о равенстве людей перед высшими силами содержались еще в древних мифах иверованиях.
Общимиусилиями многих поколений накапливался интеллектуальный материал, создаваласьнравственно-философская основа для утверждения в будущем всепобеждающей идеиправ человека.
Но назаконодательном уровне эта идея начала реализовываться много позже. Принятая в1215 г. в Англии Великая хартия вольностей традиционно считается первымправовым документом, в котором заложены основы концепции прав человека, созданыпредпосылки для дальнейшего утверждения свободы и господства закона в жизниобщества.
В 1689г. в Англии был принятБилль о правах, «который стал юридической основой конституционной парламентскоймонархии»[1]. Он гарантировал правоподданных обращаться с петицией к королю, ограничивал размер судебных взысканийи штрафов, провозглашал свободу выборов в парламент, свободу слова и мнений в егостенах.
Параллельнос этим под влиянием Просвещения все большую силу набирают идеи свободы,естественных прав человека, общественного договора, разделения власти.Неоценимым правовым документом, который развил и конкретизировал эти положения,стала Декларация независимости США 1776 г. С опорой на естественно-правовуюдоктрину прав человека в Декларации провозглашено, что «все люди созданыравными и наделены их Творцом определенными неотъемлемыми правами, к которымотносятся жизнь, свобода и стремление к счастью». В этом документе и в КонституцииСША 1787 г. были заложены не только фундамент американского конституционализма,но и основы либеральной концепции прав человека.
Вместе стем поворотным пунктом в истории человечества в его борьбе за утверждение правчеловека, без сомнения, стала Великая французская революция, которая создала,без преувеличения, документ исторический значимости — Декларацию прав человека игражданина 1789 г. Декларация впервые на законодательном уровне закрепилапринцип формального равенства всех граждан перед законом, заложила основыуниверсальной концепции прав человека. Были провозглашены свобода совести,свобода слова, презумпция невиновности, неприкосновенность личности и ееимущества, а также устанавливались обязанность государства обеспечивать игарантировать права и свободы человека и право граждан на сопротивлениеугнетению. При этом свобода понималась как возможность делать все, что невредит другому. Впервые в мировой практике в Декларации был закрепленобщеразрешительный принцип регулирования правовых отношений: «Разрешено все,что прямо не запрещено законом».
Дальнейшееформирование стандартов в области прав человека активизировалось после Второймировой войны. Именно тогда вопрос зашиты прав человека вышел заузконациональные рамки и стал объектом регулирования международного права. В 1948г. Организацией Объединенных Наций была принята Всеобщая декларация правчеловека — первый документ универсального характера, который на международномуровне провозгласил основные гражданские, политические, социально-экономическиеи культурные права и тем самым установил стандарты и идеалы, которым и сегоднястремятся следовать все страны мира. Приведенные положения дают общеепредставление о развитии концепции прав человека в разных странах в разныеисторические эпохи. При всей общности их черт утверждение этих прав в каждойстране происходило своими, отличными от других путями, с учетом национальныхправовых, культурных традиций. Можно сказать, что современные общепризнанныестандарты в области прав человека отражают многовековой опыт всех народов мира,являются общим достоянием всего человечества.
Говоря огенезисе прав и свобод человека на землях Украины, их объеме, уровнеобеспеченности и защищенности со стороны государства, следует хотя бы беглообратиться в отечественному прошлому, из глубин которого возникли нашегосударство и его могучий свободолюбивый народ. «Такой исторически-правовойэкскурс свидетельствует, что украинский народ сделал свой достойный вклад встановление прогрессивных представлений о правах человека, создал ряд яркихобразцов утонченной правовой мысли и нормотворчества, которые и по сей деньпоражают исследователей»[2].
В ХХ в Украинаактивно участвовала в подготовке и принятии международно-правовых документов вобласти прав и свобод человека. Так, конкретные предложения украинской стороныбыли учтены и нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека,Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации,Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте обэкономических, социальных и культурных правах. Международной конвенции опредотвращении преступлений апартеида и наказании за него и др.
Проблемареальности, защищенности и обеспеченности прав и свобод человека и гражданинанепосредственно связана с конкретными историческими особенностями развитияконкретного государства, формой организации государственной власти исоциально-экономическим строем, который царит в ней, развитием политическихинститутов, политическим сознанием и активностью народных масс и другимиусловиями, существующими в каждом обществе. Вместе с тем «важнейшим условиемсуществования любого государства и любого общества являются независимость исуверенность государства, готовность и жизненная потребность общества ихзащищать и отстаивать»[3].
Провозглашение24 августа 1991 г. независимости Украины открыло новую страницу истории нашегогосударства и его народа, позволило расширить права и свободы граждан,наполнить их новым содержанием и значением.
ВДекларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. и вобращении Верховной Рады Украины «К парламентам и народам мира» 5 декабря 1991 г. подчеркивалось, что в семьюцивилизованных стран желает войти новое, демократическое, правовое государство,которое ставит своей целью, в частности, реально обеспечить права, свободычеловека и гражданина и обязуется строго придерживаться общепризнанныхпринципов и норм международного права и международных стандартов в области прави свобод чеяовека»[4].
Принятие9 ноября 1995 г. Украины в члены Совета Европы существенно повлияло на дальнейшее развитие прав исвобод человека и гражданина. Украина присоединилась к большому количествумногосторонних европейских конвенций в области прав и свобод человека и взялана себя конкретные обязательства относительно имплементации их норм внациональное законодательство. Кроме того, членство в Совете Европыстимулировало процесс подготовки и принятия Конституции — Основного Законанового демократического государства.
КонституцияУкраины 1996 г. являетсяв определенной мере образцом современного конституционализма в вопросах прав исвобод человека и гражданина. «Она определила качественно новый, современныйстатус человека и гражданина в Украине, осуществив фактически «гуманитарнуюреволюцию»[5].
Человек,его жизнь, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаны вКонституции (ст. 3) наивысшей социальной ценностью»[6]. Права и свободы человека и ихгарантии определяют содержание и направленность деятельности государства.Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение иобеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.Исходя из этой концепции, в действующей Конституции Украины правам, свободам и обязанностям человека и гражданинапосвящен специальный раздел II.Этот раздел является одним из важнейших в Конституции и содержит около трети еестатей.
КонституцияУкраины имплементировала все основные положения международно-правовых актов оправах человека и прежде всего Всеобщей декларации прав человека,Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пактаоб экономических, социальных и культурных правах, которые являются одним изнаиболее значительных достижений человечества XX в. в гуманитарной сфере, настоящим «человеческимизмерением», мерой человеческого достоинства.
КонституцияУкраины впервые вместо фрагментарного набора прав и свобод «определила системуправ и свобод во всех основных сферах, предусмотрев, в частности, гражданские,политические, экономические, социальные и культурные права и свободы человека игражданина»[7].
НовыйОсновной Закон Украины значительно расширил круг конституционных прав и свобод,предусмотрев ряд новых прав и свобод, и существенным образом обогатил их посмыслу. В нем впервые предусмотрены такие важные права и свободы, как право нажизнь (ст. 27), на информацию (ст. 34), право частной собственности (ст. 41), напредпринимательскую деятельность (ст. 42), на забастовку (ст. 44), надостаточный жизненный уровень (ст. 48), на свободу передвижения, на свободныйвыбор места жительства, право свободно оставлять территорию Украины ивозвращаться в Украину (ст. 33) и т.п.
Какпоказало время, прошедшее после принятия Конституции Украины, прежде всегоправа и гражданские и политические свободы обретают реальное наполнение. Так,благодаря их реализации упразднена смертная казнь, образовались более 120политических партий, формируется гражданское общество.
Конституциявсесторонне гарантирует права и свободы, предусматривает механизм ихобеспечения и защиты. Об этом свидетельствует прежде всего системаконституционных нормативно-правовых гарантий прав и свобод, в частности,юридической ответственности за нарушение прав и свобод, неотъемлемости инезыблемости прав и свобод, их неисчерпаемости, недопустимости отмены, сужениясодержания и объема существующих прав и свобод.
Одним изнаибольших достижений в гарантировании прав и свобод является предусмотреннаяКонституцией система организационно-правовых гарантий, из которых особо важнаяроль отведена Президенту Украины, Верховной Раде Украины, органамисполнительной власти и органам местного самоуправления, судам, прокуратуре иУполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека.
Введениеспециального института Уполномоченного Верховной Рады Украины по правамчеловека является новацией в государственно-правовой системе защиты прав исвобод человека в нашей стране. В Конституции Украины закреплено правообращаться за защитой своих прав к Уполномоченному (ст. 55) и определено, чточерез него осуществляется парламентский контроль за соблюдением конституционныхправ и свобод человека и гражданина (ст. 101). Статус, функции и компетенцияУполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека закреплены вконституционном Законе Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины поправам человека», принятом Верховной Радой Украины 23 декабря 1997 г. Приразработке этого закона был учтен положительный опыт института омбудсмана(Уполномоченного по правам человека) европейских стран. Отныне этот институтпредставляет собой «универсальный инструмент выявления и содействия устранениюнарушений прав и свобод человека и гражданина в Украине»[8].Осознать природу, функции и мандат нового для Украины демократическогоинститута внесудебной защиты прав и свобод человека невозможно без анализаподобных правозащитных институций в демократических странах мира.
1.2 Утверждениеинститута омбудсмана в мире
Допоследнего времени институт омбудсмана, как и сам термин «омбудсман», в Украинебыл известен лишь сравнительно узкому кругу специалистов-юристов. Этот институтвозник и развивался на основе западноевропейских демократических ценностей,которые основываются на принципах разделения власти и верховенства права, ипоэтому до конца 80-х годов не вызвал особой заинтересованности официальнойсоветской правовой доктрины. С усилением процессов демократизации в странахВосточной Европы в начале 90-х годов возрастает интерес к новым демократическиммеханизмам защиты прав человека, в частности к институту омбудсмана, егоистокам и истории.
Характернойособенностью института омбудсмана стало то, что его утверждение в большинствестран мира происходило в уже существующей системе органов государственнойвласти, вследствие чего необходимо было учитывать национальные, правовые,культурные и иные особенности. Поэтому, несмотря на общие принципыконцептуального построения этого института, в мире трудно найти два такихинститута, которые были бы полностью тождественны. Но можно выделить отдельныеобщие черты, которые объединяют все эти институции под одним родовым названием— омбудсман, хотя в Украине это Уполномоченный Верховной Рады по правамчеловека, в Испании, ЮАР — защитник народа, в Польше — речник гражданских прав,во Франции — посредник Французской Республики, в Литве — контроллер сейма, вГреции — защитник граждан, в Молдове — парламентский адвокат, в Швеции,Финляндии, Дании — омбудсман.
Одной изглавных функций омбудсмана в мире «является контроль за деятельностьюисполнительных и других органов государственной власти путем рассмотрения жалобграждан на действия тех или иных органов или должностных лиц, которые привели кнарушению прав и свобод человека и гражданина»[9]. В этом смысле важным неотъемлемымправом омбудсмана является право проводить расследования, в том числе и пособственной инициативе, и на их основании вносить рекомендации относительнопутей восстановления нарушенных прав в конкретном случае, а также предложения овнесении изменений в законодательство или пересмотре неправомернойадминистративной практики органов государственной власти. Процедура обращения комбудсману максимально неформальная и гибкая, а доступ к нему являетсябесплатным и открытым для всех граждан государства.
Характернаяособенность института омбудсмана — его независимость, «что проявляется прежде всего в высоком статусе должностиомбудсмана, которая в большинстве стран закреплена конституцией, а также визбрании омбудсмана парламентом государства, что обеспечивает его независимостьот всех ветвей власти, включая законодательную»[10]. Независимость омбудсманапредусматривает недопустимость и прямой запрет вмешательства в его деятельностьорганов государственной власти, политических партий, общественных организаций,средств массовой информации. В обществе омбудсман выступает своеобразным арбитроммежду человеком и властью, поэтому может действовать независимо ибеспристрастно.
Внутреннийаспект независимости омбудсмана предусматривает наличие у него достаточныхфинансовых ресурсов для выполнения своих полномочий, а также, принимая вовнимание персонифицированностьинститута, независимостьв осуществлении кадровой и организационной политики.
В связис отсутствием у омбудсмана императивно-властных полномочий одним из главныхсредств его влияния на принятие необходимого решения являются гласность ираспространение информации о нарушении прав и свобод человека в государстве,прежде всего путем обнародования ежегодного и специальных докладов.
Приведенныехарактеристики в своей совокупности отражают лишь важнейшие черты институтаомбудсмана. В зависимости от объема полномочий, сферы компетенции и другихфакторов условно можно выделить несколько моделей омбудсмана в мире. Наиболее распространенной из них является так называемая классическая,или сильная, модель омбудсмана, впервые внедренная в Швеции в начале XIX в.
Характернымипризнаками шведской модели стали чрезвычайно широкие полномочия и сферакомпетенции. Так, омбудсман Швеции осуществляет контроль не только зацентральными органами власти и управления, но и за судами и местными органамиадминистрации, а также вооруженными силами и даже должностными лицамигосударственных предприятий в том объеме, в каком они выполняютгосударственно-властные функции. Для этого в арсенале омбудсмана есть немалосредств воздействия: право на неограниченный доступ к протоколам и документам,в том числе секретным; право законодательной инициативы; право инициироватьдисциплинарное производство в отношении лиц, которые не выполняют еготребований, и даже накладывать штрафы; на правах чрезвычайного прокурораначинать судебное преследование должностных лиц за ненадлежащее исполнениесвоих обязанностей и т.п
Следующейстраной, которая ввела институт омбудсмана в 1919 г., стала Финляндия, оченьблизкая Швеции по правовой системе. Поэтому и модель, введенная в Финляндии, вомногом похожа на шведскую.
В том же 1967 г. институт омбудсманабыл создан в ряде провинций Канады. В 1979 г. его ввели на территории Австралии.
В этотже период наблюдается возрастание интереса к институту омбудсмана и в США.Основой стал шведский аналог. Конечно, интерес американцев к этому институтуникогда не достигал такого же уровня, как, скажем, в Европе, что объясняетсябольшой ролью судебной власти в стране.
В 1988г. первой из странВосточной Европы институт омбуд-смана ввела Польша. Это был первый экспериментвведения данного института в социалистической системе управления. Экспериментоказался удачным. Институт речника гражданских прав в Польше не только вписалсяв действующую систему государственных органов, но и активно содействовал многимпреобразованиям, происходившим в стране в конце 80-х годов. Этому взначительной мере способствовали идейно-политический нейтралитет омбудсмана,пропаганда принципов правового государства и иерархии ценностей,ориентированных на права человека. Польская модель также построена по «сильному»образцу. Так, омбудсман Польши имеет право требовать инициированиядисциплинарного или административного производства, а его полномочия вуголовном и гражданском судопроизводстве приравнены к таковым у прокурора.
ОпытПольши использовали многие другие страны Восточной Европы. В 1989 г. институтомбудсмана был введен в Венг/>рии, а в 90-х годах — в Грузии, Литве, Латвии, Молдове, РоссийскойФедерации, Румынии и Узбекистане.
15января 1998 г. вступил в силу Закон Украины «Об Уполномоченном Верховной РадыУкраины по правам человека». 14 апреля того же года Верховная Рада Украиныизбрала первого в истории государства Уполномоченного по правам человека.
На современном этапе идея омбудсманствапереросла национальные границы и все чаще используется на региональном и международномуровнях.
Распространениеслужб омбудсмана в мире послужило толчком к созданию в 1976 г. Международногоинститута омбудсмана, который объединяет национальные институты более чем 50стран, содействует развитию концепции омбудсмана в мире с помощью исследований,образовательных программ, публикаций и обмена информацией, а также организациирегиональных и международных конференций.
В 1982г. преподаватели университета г. Инсбрук (Австрия) выступили инициаторамисоздания научного общества, главной задачей которого стало исследованиефеномена омбудсмана в Европе. С 1988 г. общество получило статус международнойобщественной организации и сейчас известно как Европейский институт омбудсмана.«Основными направлениями деятельностиэтого института являются распространение и содействие развитию идеи омбудсманствав Европе, поддержка научных исследований в этой сфере, содействие обмену опытомна национальном, европейском и международном уровнях»[11]. Членами института являютсябольшинство европейских учреждений омбудсмана. В октябре 1998г. в Европейскийинститут омбудсмана был принят украинский Уполномоченный по правам человека.
В 1993г. в соответствии сположениями Маахстрихтского договора о создании Европейского Союза была введенадолжность омбудсмена в ЕС. Ему было предоставлено право принимать крассмотрению жалобы любого юридического или физического лица страны — члена ЕСи проводить расследования деятельности институтов и органов Европейского Союза,за исключением Суда Европейских сообществ и суда первой инстанции ЕС. Нынепроводится активная работа по подготовке единого кодекса поведения служащих ЕС,который позволил бы установить четкие критерии оценки их деятельности состороны европейского омбудсмена.
В 1999г. после продолжительныхпрений была введена должность Уполномоченного по правам человека в СоветеЕвропы. Следует отметить, что это должностное лицо не полностью вписывается вконцепцию омбудсмена, поскольку лишено такого важного права, как правопроводить конкретное расследование на основании жалоб граждан или пособственной инициативе. Уполномоченный по правам человека Совета Европы призванскорее осуществлять образовательные функции и координирующую деятельность вобласти прав человека в рамках деятельности этой европейской институции.Процесс определения конкретной сферы его компетенции и полномочий еще незавершен. Первым омбудсменом Совета Европы стал Альваро Хиль-Роблес — в прошломзащитник народа Испании.
Насегодня институт омбудсмена на национальном, региональном и местном уровняхсуществует более чем в 100 странах, и эта идея продолжает распространяться.
Безпреувеличения можно сказать, что институт омбудсмена является не толькожелательным, «но и необходимым элементомнациональной системы защиты прав человека, ключевым звеном в процессепреобразований в странах, которые стали на путь демократии и верховенства права»[12].

2. Уполномоченный верховной рады Украины по правамчеловека – украинская модель омбудсмена
Историческийопыт государств был в значительной мере учтен при введении института омбудсменав Украине. В Конституции Украины (ст. 101) предусмотрено создание новогоконституционного органа — Уполномоченного Верховной Рады Украины по правамчеловека для осуществления парламентского контроля за соблюдениемконституционных прав и свобод человека и гражданина. Ст. 55 Конституции нашейстраны провозглашает право любого обращаться к Уполномоченному по правамчеловека за защитой своих прав. Включение этой нормы в статью Конституции,которая предусматривает основные правовые механизмы защиты прав и свободчеловека, свидетельствует о конституционном значении деятельностиУполномоченного по контролю за соблюдением прав и свобод человека в Украине. Уполномоченныйпо правам человека является неотъемлемым элементом конституционной системызашиты прав и свобод человека и гражданина, которая включает в себя в первуюочередь систему судов Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правамчеловека, международные суды и иные органы, членом или участницей которыхявляется Украина.
Приразработке украинской модели Уполномоченного по правам человека учитывалисьнациональные правовые и культурные традиции, особенности системыгосударственной власти в Украине, а также опыт функционирования института омбудсменав других странах, в частности скандинавских, а также в тех, которые стали напуть реформ: в Польше, Венгрии, России.
—КонституцияУкраины, принятый на ее основе 23 декабря 1997 г. Закон Украины «ОбУполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» предусматриваютсоздание «сильной» модели омбудсмана, которая характеризуется такимиособенностями[13]: высоким конституционнымстатусом Уполномоченного по правам человека, который закреплен в ст. 55, 85,101 Конституции Украины; независимостью Уполномоченного от любого органагосударственной власти или органа местного самоуправления, их должностных лиц; введениемединой модели омбудсмена на национальном уровне; широкой юрисдикциейУполномоченного, которая распространяется как на органы государственной власти,включая суды, так и на органы местного самоуправления и их должностных лиц; значительнымиполномочиями относительно проведения производств и проверок, в том числе пособственной инициативе, для выявления случаев нарушений прав человека иосуществления постоянного мониторинга за состоянием соблюдения прав и свобод человека;правом инициировать обязательные для рассмотрения представления с изложениемрекомендаций относительно устранения выявленных нарушений прав и свободчеловека органами государственной власти, органами местного самоуправления,объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организаций независимо отформ собственности, их должностными и служебными лицами; возможностьюнепосредственного обращения к Уполномоченному широких слоев населения; гибкостьюи ненормальностью процедуры, свободой действий в возбуждении производства потому или иному делу и др.
УполномоченныйВерховной Рады Украины по правам человека является классическим образцомпарламентского омбудсмена, поскольку избирается на должность Верховной РадойУкраины (ст. 5 закона) путем тайного голосования, что обеспечивает ему высокийстатус, легитимность, а также служит гарантией независимости от всех ветвейгосударственной власти, включая законодательную. В связи с этим важно, что срокпребывания на должности Уполномоченного по правам человека не совпадает сосроком полномочий парламента Украины (ст. 5 закона).
Конституциейи законом предусмотрено введение единой модели Уполномоченного по правамчеловека в границах государства, что в условиях переходного периода страны, каксвидетельствует опыт, является оптимальной дополнительной гарантией еговысокого статуса. «В то же время законом предусмотрено право Уполномоченного навведение института своих представителей по территориальному или функциональномупризнаку в пределах средств, выделенных Верховной Радой Украины»[14].
Крометого, Уполномоченный наделен дополнительными гарантиями независимости, средикоторых — запрет вмешательства в деятельность Уполномоченного со стороныорганов государственной власти, органов местного самоуправления, объединенийграждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности,их должностных лиц, в том числе запрет требовать от Уполномоченного объясненийпо сути дел, которые находились или находятся в его производстве (ст. 20закона).
ПолномочияУполномоченного не могут быть прекращены, ограничены в случае окончания срока полномочийВерховной Рады Украины или ее роспуска (самороспуска), введения военного иличрезвычайного положения в Украине или отдельных местностях (ст. 4 закона).
В ЗаконеУкраины об Уполномоченном также четко определен ограниченный переченьоснований, по которым могут быть прекращены его полномочия или он может бытьснят с должности (ст. 9).
Во времяосуществления своих должностных обязанностей Уполномоченный не может безсогласия Верховной Рады привлекаться к уголовной ответственности, подвергатьсямерам административного взыскания, которые накладываются в судебном порядке,задерживаться, арестовываться, подвергаться обыску, а также личному осмотру.Уголовное дело против Уполномоченного можетбыть возбуждено только Генеральным прокурором Украины (ст. 20 закона).
Важнойгарантией независимости при осуществлении Уполномоченным по правам человекасвоих функций является его финансовая самостоятельность. Финансированиедеятельности Уполномоченного по правам человека осуществляется изГосударственного бюджета Украины и ежегодно предусматривается в нем отдельнойстрокой. Уполномоченный по правам человека разрабатывает, представляет наутверждение Верховной Рады Украины и исполняет смету своих затрат (ст. 12закона).
Сферакомпетенции украинского омбудсмана является довольно широкой. Поскольку в законе нет ни единогоисключения относительно распространения юрисдикции Уполномоченного наконкретных должностных лиц, «предметом его контроля является деятельность всехдолжностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местногосамоуправления»[15]. Подпадает подюрисдикцию Уполномоченного и деятельность судей. Безусловно, суды в своейдеятельности являются независимыми и во время осуществления своих функций немогут подвергаться никакому влиянию. В своей деятельности они подчиняются лишьзакону. Поэтому контрольные функции Уполномоченного относительно деятельностисудей касаются не сути судебных решений, а связаны, в частности, с нарушениемсроков рассмотрения дел в судах, несоблюдением процессуальных норм. Сферакомпетенции Уполномоченного распространяется также на других лиц, которые в томили ином объеме выполняют государственно-властные функции.
Уполномоченныйпроводит производство на основании: обращений граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданстваили их представителей; обращений народных депутатов Украины или по собственнойинициативе. При этом законом установлено, что такие обращения должны подаватьсяУполномоченному на протяжении года с момента выявления нарушения прав и свободчеловека и гражданина.
Длявыполнения предусмотренных законом функций Уполномоченный наделен широкимкомплексом прав, а именно:
—безотлагательного приема Президентом Украины, Председателем Верховной Рады,Премьер-министром, председателями Конституционного, Верховного и высшихспециализированных судов Украины, Генеральным прокурором Украины, руководителями других государственных органов,органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений,организаций независимо от форм собственности, их должностными и служебнымилицами;
—беспрепятственнопосещать любые органы государственной власти, органы местного самоуправления,предприятия, учреждения, организации, в том числе места содержания задержанных,учреждения пенитенциарной системы, психиатрические больницы, опрашивать лиц, которые там находятся, и получать информацию об условиях их содержания;
—приглашатьдолжностных и служебных лиц, граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданствадля получения от них устных или письменных объяснений относительнообстоятельств, которые проверяются по делу;
—знакомиться сдокументами, в том числе секретными, в органах государственной власти, органахместного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, в учреждениях, организациях,органах прокуратуры, включая дела, которые находятся в судах;
—присутствовать назаседаниях судов всех инстанций, в том числе на закрытых судебных заседаниях,при условии согласия субъекта права, в интересах которого судебноеразбирательство объявляется закрытым, лично или через своего представителя приниматьучастие в судебном процессе в случаях и порядке, установленных законом, а такжеобращаться в суд с заявлениями о защите прав и свобод человека и гражданина,которые по состоянию здоровья или по иной причине не могут этого сделать самостоятельно(ст. 13 закона).
Осуществивпроизводство, Уполномоченный имеет право направлять в соответствующие органыакты реагирования Уполномоченного в случае выявления нарушений прав и свободчеловека для принятия этими органами мер в месячный срок. К таким актамреагирования относятся:
—      представлениеУполномоченного согласно ст. 15 Закона Украины «Об Уполномоченном ВерховнойРады Украины» органам государственной власти, органам местного самоуправления,объединениям граждан, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности, их должностным и служебнымлицам относительно устранения выявленных нарушений прав и свобод человека и гражданина;
— конституционные представления Уполномоченного — акты реагирования в Конституционный Суд Украины относительно решения вопроса о соответствии Конституции Украины(конституционности) закона Украины или другого правового акта Верховной Рады Украины, акта Президента Украины или КабинетаМинистров Украины, правового акта Автономной Республики Крым; официальноготолкования Конституции Украины и законов Украины согласно ст. 13, 15 ЗаконаУкраины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» и ст. 40,41 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины»;
—особым видомпредставления согласно ст. 30, 38 Закона Украины «О Высшем совете юстиции» являетсяпредставление Уполномоченного Высшему совету юстиции о снятии судьи с должностиили возбуждении дисциплинарного производства в отношении судей Верховного СудаУкраины и высших специализированных судов.
Особенностьстатуса Уполномоченного по правам человека заключается в том, «что он не принадлежит ни к одной изветвей государственной власти, а является органом sui generis, особого рода, с уникальным статусом@[16]. Реализация его мандата в условияхсовременной Украины усложняется тем, что он не вписывается в традиционносуществующую систему власти. Поэтому неизбежным на этапе его становленияявляется поиск оптимальных механизмов взаимодействия с властными структурами,одновременно с сохранением своего независимого статуса.
Основныепринципы взаимодействия Уполномоченного по правам человека с другими органамизаключаются в том, что его деятельность не требует пересмотра компетенциигосударственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прави свобод человека. Уполномоченный действует присущими лишь ему средствами и методами,«а рекомендательный характер его обращений не преуменьшаетвозможности его влияния на восстановление нарушенных прав и свобод, чтовозможно при условии высокого уровня правовой культуры соответствующихдолжностных лиц»[17].
Кромефункции непосредственного рассмотрения обращений о нарушении прав человека,которые поступают к Уполномоченному, модель украинского омбудсманапредусматривает также проведение мониторингов за соблюдением и защитой прав исвобод человека и гражданина в Украине органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениямиграждан, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формсобственности и их должностными и служебными лицами, которые своими действиями(бездействием) нарушали права и свободы человека и гражданина. Результаты такихмониторингов и комплексная оценка состояния соблюдения и защиты прав и свободчеловека и гражданина в Украине представляются Верховной Раде Украины в виде ежегодныхдокладов о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина вУкраине согласно п. 17 ст. 85 Конституции Украины и ст. 18 Закона «ОбУполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека». В докладе должныбыть представлены также выявленные Уполномоченным недостатки в законодательствеотносительно защиты прав и свобод человека и гражданина, то есть фактически наУполномоченного возлагается обязанность осуществлять экспертизузаконодательства в этой сфере.
Действующеезаконодательство устанавливает определенные обязательные требования ксодержанию ежегодных докладов Уполномоченного по правам человека. Так, согласночасти второй ст. 18 Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины поправам человека» ежегодный доклад должен содержать ссылки на случаи нарушенийправ и свобод человека и гражданина, по которым Уполномоченным были принятысоответствующие меры, на результаты проверок, которые осуществлялись напротяжении года, выводы и рекомендации, направленные на улучшение состоянияобеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Кромеежегодного доклада, в случае необходимости, Уполномоченный может представитьВерховной Раде Украины специальный доклад по отдельным вопросам соблюдения вУкраине прав и свобод человека и гражданина.
Поежегодному и специальному (специальным) докладам Уполномоченного Верховная Радапринимает постановление. Ежегодные и специальные доклады вместе спостановлением Верховной Рады Украины публикуются в официальных изданияхВерховной Рады Украины.
Следуеттакже указать, что вся деятельность Уполномоченного по правам человеканаправлена на реализацию еще одной важной задачи, возложенной наУполномоченного в рамках осуществления им парламентского контроля, — это содействиеповышению уровня правовой осведомленности населения Украины (п.7 ст. 3 закона). «Ведь лишь изменяя правовое сознание икультуру общества в целом и отдельных его членов, можно обеспечить реальноеутверждение новой системы ценностей, которая базировалась бы на принципахдемократии, верховенства права и уважения к правам человека»[18].
Реализуяэту функцию, Уполномоченный применяет разные средства, в частности,осуществляет постоянное информирование о результатах своей деятельности черезпечатные СМИ, радио, телевидение, распространяет разнообразную информациюпознавательно-правового характера, а также предоставляет разъяснение заявителямпо конкретным вопросам.
Значительныеусилия в этом направлении Уполномоченный по правам человека направляет нараспространение знаний о международных стандартах в области прав человека,которые являются неотъемлемой частью украинского законодательства. Всестороннесодействуя их распространению, Уполномоченный тем самим закладывает устоинового правосознания не только рядовых граждан, но и представителей органовгосударственной власти Украины, создает предпосылки для широкого применения международно-правовых норм в национальной правовой системе.

3.Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Вомногих зарубежных странах аналогичный институт народного защитника (омбудсмена)в различных модификациях существует уже и течение длительного времени. В Россииже его создание находится на начальном этапе. Необходимость учрежденияпарламентского уполномоченного по правам человека закреплялась в Декларацииправ и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Соответствующие нормыоб этом институте были включены вКонституцию 1978 года, а затем в Конституцию 1993 года. Однако Федеральный конституционныйзакон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»,определяющий порядок назначения и освобождения Уполномоченного, егокомпетенцию, организационные формы и условия его деятельности, был принятГосударственной Думой только 25 декабря 1996 г., одобрен Советом Федерации 12февраля 1997 г. и подписан Президентом 26 февраля 1997 г[19].Как Конституция, так и названный Закон не воспроизвели наименование«парламентский уполномоченный» и положение о подотчетности его законодательномуоргану.
Всоответствии с п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции назначение на должность иосвобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится кведению Государственной Думы[20].
Высокийстатус Уполномоченного предопределяет достаточно сложный порядок осуществленияэтих действий. В выдвижении кандидатур могут участвовать Президент, СоветФедерации, депутаты Государственной Думы и депутатские объединения в Думе. Приэтом каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третямиот общего числа депутатов Государственной Думы. Этим обеспечивается учет мненийразличных властных и общественно-политических структур, отбор достаточнорепрезентативной кандидатуры, по которой достигнут высокий уровень согласиядепутатов, представляющих те или иные фракции.
Уполномоченныйназначается на должность Государственной Думой большинством голосов от общегочисла ее депутатов. Данную должность может занять лицо, отвечающее определеннымтребованиям: иметь гражданство Российской Федерации; возраст не моложе 35 лет;познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
Привступлении в должность Уполномоченный приносит присягуна заседанииГосударственной Думы. Одно и то же лицо не может быть назначено более чем надва срока подряд.
ИнститутУполномоченного «учрежден в целях обеспечения гарантий государственной защитыправ и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами,органами местного самоуправления и должностными лицами. Направлениядеятельности Уполномоченного разносторонни»[21].
УстановленнымиФедеральным конституционным законом средствами он способствует: восстановлениюнарушенных прав; совершенствованию законодательства о правах человека игражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами инормами международного права; развитию международного сотрудничества в областиправ человека; правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм иметодов их защиты.
Правовойстатус Уполномоченного характеризуется следующими чертами[22].
1. Приосуществлении своих функций Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либогосударственным органам и должностным лицам. Вмешательство в деятельностьУполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицамиобязанностей по отношению к Уполномоченному, воспрепятствование его деятельностив иной форме влечет установленную законодательством ответственность.
2. ДолжностьУполномоченного несовместима с обладанием депутатским мандатом, нахождением нагосударственной службе, занятием какой-либо другой оплачиваемой илинеоплачиваемой деятельностью за исключением преподавательской, научной либоиной творческой деятельности.
3. Уполномоченныйне вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политическойпартии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
4. В течение всегопятилетнего срока его полномочий. Уполномоченный обладает неприкосновенностью, содержаниекоторой конкретизировано в Федеральном конституционном законе и не отличаетсяот содержания депутатской неприкосновенности. Для применения к Уполномоченномупредусмотренных в названном Законе мер принудительного воздействия требуетсясогласие Государственной Думы.
5. Уполномоченныйне наделен властными полномочиями, директивными мерами воздействия нагосударственные и иные органы и должностных лиц, не принимает правовые акты.Однако рассматриваемый Закон устанавливает широкий круг обязанностей названныхсубъектов в отношении действий и обращений Уполномоченного (оказание содействия,проведение по поручению Уполномоченного определенных действии, предоставлениеинформации, необходимых материалов и т.п.). Деятельность Уполномоченногодополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и невлечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту ивосстановление нарушенных прав и свобод.
6.       Уполномоченныйи создаваемый для обеспечения его деятельности рабочий аппарат являютсягосударственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иныесчета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственногогерба Российской Федерации. Чтобы обеспечить независимость Уполномоченного откаких-либо органов, финансирование его деятельности осуществляется из федеральногобюджета, в котором выделяемые ему средства предусматриваются отдельной строкой.
7.       Законустанавливает основания, которые влекут или могут повлечь досрочноеосвобождение от должности Уполномоченного Государственной Думой. Основнымсодержанием компетенции Уполномоченного является рассмотрение жалоб нанарушение прав и свобод человека и гражданина.
СогласноФедеральному конституционному закону, заявителями жалобы могут быть не толькограждане Российской Федерации, но и находящиеся на ее территории иностранныеграждане и лица без гражданства.
Кругорганов и лиц, действия (бездействие) которых могут быть обжалованыУполномоченному, не всеобъемлющ. В соответствии с основными целями учреждениядолжности Уполномоченного — обеспечение соблюдения и уважения прав и свободгосударственными органами, органами местного самоуправления и должностнымилицами — именно решения, действия (бездействие) этих субъектов (а такжегосударственных служащих) могут быть предметом жалобы Уполномоченному. Законоговаривает, что жалобы на решения палат Федерального Собрания изаконодательных (представительных) органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации Уполномоченный не рассматривает.
Уполномоченныйрассматривает только те жалобы, которые были ранее обжалованы в судебном либоадминистративном порядке, но заявитель не согласен с принятым решением. Крометого, установлен срок подачи жалобы: не позднее года со дня нарушения прав исвобод заявителя или с того дня, когда последнему стало известно об ихнарушении.
Закон (вст. 19) обеспечивает льготные условия при подаче жалобы Уполномоченному. Так,она не облагается государственной пошлиной; жалобы лиц, находящихся в местахпринудительного содержания, не подлежат просмотру администрацией и в течение 24часов направляются Уполномоченному.
Уполномоченныйимеет право в различных формах реагировать на полученные жалобы: 1) принятьжалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправеиспользовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственномуоргану, органу местного самоуправления илидолжностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы посуществу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению. При этом отказобжалованию не подлежит, но должен быть мотивирован.
«Конкретнуюформу реагирования на жалобу Уполномоченный определяет самостоятельно с учетомсамых многообразных обстоятельств, сопутствующих жалобе по каждому делу»[23].
Уполномоченныйнаделен широким кругом прав, необходимых для надлежащей проверки «жалобы.В частности, он правомочен:
обращатьсяк компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием впроведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;
беспрепятственнопосещать все органы государственной власти и органы местного самоуправления,предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовыхформ и форм собственности и т.д.;
запрашиватьи получать необходимые ему сведения и документы;
получатьобъяснения должностных лиц и государственных служащих (исключая судей).
Порезультатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
обратитьсяв суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, участвовать в судебномпроцессе;
обращатьсяв компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного илиадминистративного производства либо уголовного дела в отношениисоответствующего должностного лица;
обращатьсяв суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силурешения, приговора, определения или постановления суда;
изложитьсвои доводы должностному лицу, имеющему право вносить протест;
обращатьсяв Конституционный Суд с жалобой на нарушения конституционных прав и свободграждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Впределах своей компетенции Уполномоченный может в соответствующих случаяхпринимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе, без жалобы. Законв ст. 21 допускает такую возможность при наличии информации о массовых илигрубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особоеобщественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
Уполномоченныйвправе опубликовать принятое им заключение.
Поокончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своейдеятельности всем федеральным органам государственной власти. По отдельнымвопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации он можетнаправлять в Государственную Думу специальные доклады, вправе предложить Думесоздать парламентскую комиссию по расследованию фактов нарушения прав и свободили провести парламентские слушания, выступить с докладом на очередномзаседании Думы в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан.
Всоответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерацииможет учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъектеФедерации. Причем подача жалобы последнему не является основанием для отказа впринятии аналогичной жалобы к рассмотрению федеральным Уполномоченным.

4. Сравнительная характеристикаинститута омбудсмена в РФ и в Украине
Любаямодель омбудсмена базируется на высоком авторитете личности самого омбудсмана. Особенностьукраинской модели, кроме того, заключается в том, что на Уполномоченноговозлагается обязанность в своей независимой и непредубежденной деятельности винтересах человека и гражданина руководствоваться Конституцией Украины,законами Украины, а также законами справедливости и собственной совестью (ст. 7 закона). На этом акцентировалось в присяге,которую приняла первый Уполномоченный по правам человека 14 апреля 1998 г. Напрактике это означает, что Уполномоченный в своей деятельности «постоянно можетруководствоваться как принципом верховенства права, так и принципомверховенства прав человека, а также может предлагать модели правового иморального поведения, которые бы опережали действующее в странезаконодательство»[24].
Украинскийомбудсмен наделен полномочиями и компетенцией подобно большинству омбудсменовмира. Тем не менее некоторые омбудсманы имеют значительно более широкиеполномочия. Уже упоминалось, что речник гражданских прав Республики Польшаможет выступать в административном и гражданском процессе на правах прокурора,а омбудсмен Швеции — начинать уголовное дело против любого должностного лица впределах своей юрисдикции, если, по его мнению, для этого есть вескиеоснования. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека такимиполномочиями не наделен. Однако, как свидетельствует первый опыт работы,необходимость в этом назрела. Особенно ощутимыми являются неурегулированностьстатуса Уполномоченного в криминальном и гражданском процессах и отсутствиеправа внесения кассационного протеста на решение суда в тех случаях, если, помнению Уполномоченного, имели место нарушения законодательства при рассмотрениитого или иного дела.
Все этодает основания утверждать, что «сильная» модель украинского омбудсмена,заложенная в законе об Уполномоченном, может быть подкреплена рядомпроцессуальных норм в соответствующих кодексах и законах.
Изложенноев третьем разделе позволяет утверждать, что полномочия Уполномоченного поправам человека, закрепленные Закон РФ, практически идентичны украинским. Основнойпроблемой. Общей для российского и украинского омбудсмена является слабоепрактическое воплощение указанных в Законе полномочий. Для решения этого вопроса навыполнение заключительных положений Закона «Об Уполномоченном Верховной РадыУкраины по правам человека» Кабинет Министров Украины должен был представить нарассмотрение Верховной Рады Украины до 1 февраля 1998 г. предложения относительноприведения законодательных актов Украины в соответствие с Законом Украины «ОбУполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» и привести решениеправительства Украины в соответствие с этим законом, а также обеспечитьпересмотр и отмену министерствами и другими органами исполнительной властиУкраины нормативных актов, которые противоречат этому закону. Тем не менеетолько после инициирования данного вопроса Уполномоченным по правам человекаправительство поручило Министерству юстиции Украины разработать проект ЗаконаУкраины «О внесении изменении и дополнений в некоторые законодательные актыУкраины в связи с принятием Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной РадыУкраины по правам человека». В совместно подготовленном проекте законапредлагается внести изменения и дополнения к ряду законов Украиныпреимущественно относительно процессуальных норм действующего законодательства,которые предоставляли бы право Уполномоченному защищать права человека вгражданском, административном, криминальном процессах, в пенитенциарныхучреждениях и т.п. Уполномоченный надеется на понимание и поддержку со сторонынародных депутатов Украины во время рассмотрения проекта закона, нормы которогонаправлены прежде всего на более эффективную защиту прав и свобод человека вУкраине.

Вывод
Правачеловека — одна из основополагающих проблемсовременной цивилизации. Это особая область философского и научного знания, вкоторой юриспруденции принадлежит основополагающая роль. Понятия «право» и«права человека» между собой тесно взаимосвязаны. Право как инструмент регулированиячеловеческих взаимоотношений для того и существует, чтобы обеспечить права исвободы личности, закрепить оптимальные модели взаимодействия между людьми какв интересах отдельного индивидуума, так и социума. Сущностными признаками праваявляется государственно-волевой характер, нормативность и властно-регулятивнаяприрода. Соответственно, праву в системе нормативной регламентации иобеспечения прав и свобод человека и гражданина принадлежит особая роль.Государственно-волевой характер в отношении прав личности состоит в том, чтоправо выражает государственную волю общества в этой сфере, обусловленнуюэкономическими, духовными, национальными, религиозными, природными и инымиусловиями жизни общества. Через волю государства аккумулируются экономические,политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различныхклассов, слоев и групп населения.
Эта воляобъективируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательныхустановлениях, правилах поведения, именуемых правовыми нормами игосударственными органами. Конституцией независимой Украины впервые в нашейстране внедряется должность Уполномоченного Верховной Рады Украины по правамчеловека, на которого возлагается осуществление контроля за соблюдением конституционныхправ и свобод человека и гражданина. Аналогичная должность существует во многихстранах мира, где она называется несколько иначе – омбудсмен, народныйзащитник, посредник.
Уполномоченныйпо правам человека должен быть достойным доверия, независимым лицом, котороеуполномочено парламентом на защиту прав и свобод граждан. Эти институтысуществуют в России и в Украине. Между ними много общих черт, сходныхполномочий.

Списокиспользованной литературы
1.  Конституція України. – К., 1996.
2.  Конституция РФ. – М., 1993.
3.  Об Уполномоченном Верховной радыУкраины по правам человека: Закон Украины от 23.12.97 //ВВР. – 1998. — №8.
4.  Об уполномоченном по правам человекав РФ: Закон РФ от 26.02.97г.//Собрание законодательства РФ. -1997. — №9.
5.  Декларация о государственномсуверенитете // ВВР. – 1990. — №38.
6.  Баглай М. Конституционное право РФ. –М., 1998.
7.  Буроменський М. Міжнародно – правовістандарти внутрішньо державної демократії //Вісник АПИ. – 1999. — №2.
8.  Вступ до європейського права / Заред… В.Ільїна. – К., 2003.
9.  Глухов В. Защита прав и свободчеловека. – М., 2004.
10.  Государствоведение / Под ред. В.Чиркина.– М., 2002.
11.  Карпачева Н. Захистити права скриважених – головнамета українського омбудсмана // Адвокат. – 2006. — №12.
12.  Карпачева Н.И. Состояние соблюдения изащиты прав и свобод человека в Украине. – Х., 2002.
13.  Ковешников Е. Конституционное правоРФ. – М., 2001.
14.  Козлова Е.И. Конституционное правоРоссии. – М., 2001.
15.  Козюбра М. Здійснення прав людини //Право України. – 2002. — №4. – С. 38 – 40.
16.  Конституційне право України / За ред.В. Журавського, О. Тодики. – К.: Ін. Юре, 2004. – 588 с.
17.  Копейчиков В. Інститут омбудсмана в світі //ВісникАПН. – 1998. — №4.- с. 34-38.
18.  Кравченко Ю. Забезпечення основних прав і свобод людиниі громадянина // Держава і право. – К., 2004. – вип… 25. – С. 62 – 64.
19.  Мартиненко П. Актуальне дослідження вгалузі прав людини. – К.: Істина, 2005. – 124 с.
20.  Мишин М. Конституционное право зарубежныхстран. – М., 2005.
21.  Мучник А. Комментарий к КонституцииУкраины. – К., 2002.
22.  Мюллерсон Р. Права человека. – М.: Междунар. отношения, 1989. – 121
23.  Основи демократії: права людини та їхзабезпечення в умовах суспільних змін / За заг. ред. О. Білонова. – К.: Юрліт., 2006. – 208 с
24.  Права человека /Под ред. И.Лукашевой.– М., 2000.
25.  Права человека и процессыглобализации современного мира / Под ред. Е.Лукашевой. – М.: Спарк, 2005. – 811 с.
26.  Рабинович П. Межі прав людини //Український часопис прав людини. – 1997. — №3. – С. 61 – 63.
27.  Рабинович П. Права і свободи людини вУкраїні. – К., 2004.
28. Саидов А. Общепризнанные правачеловека. – М.: Междунар.отношения, 2004. – 184 с.
29. Селиванов В. Правоваянаправленность государственности в Украине // Правоведение. – 1999. — №1. – С.35 – 38.
30. Тодыка Д. Конституционно –правовой статус человека и гражданина в Украине. – Х., 2003.
31. Шаповал В. Конституційне правозарубіжних країн. – К., 2002.