Историко-методологические основы проблемы становления и развития среднего профессионального образования

Историко-методологическиеосновы проблемы становления и развития среднего профессионального образования
 
Истоки возникновениясреднего профессионального образования в целом и средних специальных учебныхзаведений в частности, тесным образом связаны с появлением ещё в средние века (XI – XV вв.) системы городских цехов различного профиля, возникшихпрежде всего там, где был высок спрос на производство орудий труда, предметыбыта, поисковые изыскания, отмечает Пурин В.Д. в пособии «Педагогика среднегопрофессионального образования», вышедшая в издательстве «Феникс» г.Ростов-на-Дону,2006. (4)
Однако если мы обратимсяк историческим фактам, то в Древнем Новгороде еще до татаро-монгольскогонашествия существовали цеха обувщиков, ткачей, кузнецов, литейщиков,оружейников, пекарей. Как указывает академик Б.А. Рыбаков в книге «Первые векарусской истории» «здесь были и кузнецы, и гончары, и мастера золотых исеребряных дел, и множество мастеров, специализировавшихся на изготовленииопределенного вида изделий, — щитники, лучники, седельники, гробовщики,гвоздочники и т.п.». (5)
Аналогично развивалосьмелкое кустарное производство и в странах Западной Европы, а также в ряде странАзии и Африки. Надо заметить, что дети и подростки мастеровых людей учились,как правило, в специальных гильдейских школах (от «гильдия»), отделенных сразуже от школ приходских.
С ростом городов мелкиецеха, чтобы выжить в условиях зарождающихся капиталистических отношений впроизводстве, вынуждены были объединяться. К тому же время эпохи Просвещения (XVIII в.) наметило в профессиональномобразовании новую тенденцию: развивать обучение профессиям централизованно и вдоступном виде (в отличие от средних веков, когда обучение строилось попринципу преемственности), с научных и педагогических позиций. Даже в школьныепрограммы стало включаться трудовое обучение (особенно после победы Великойфранцузской революции). В России в числе первых учебных профессиональныхзаведений можно назвать навигационную школу (открытую еще Петром I), артиллерийскую школу(1712), военную фельдшерскую школу (1754), театральное училище (1783),учительскую семинарию (1786).
Важнейшим государственнымактом было учреждение в 1802 году Министерства народного просвещения,координирующего и руководящего органа образования. Министр финансов Е.Ф. Канкринподдерживал специальное образование: его усилиями был создан Технологическийинститут, Земледельческий, Лесной корпус, училища торгового мореплавания,шкиперские учебные курсы. Канкрин – пионер в деле организации промышленныхвыставок, чтения публичных лекций по новинкам промышленности.(2)
К середине XIX в. в целом ряде развитых стран,которых остро задела урбанизация (в т.ч. и России), назрела необходимостьформирования нового отдельного направления в образовании – наряду склассическим общим и высшим. Однако имеется в виду вовсе не среднеепрофессиональное образование, а так называемое реальное образование. Нанеобходимость включения в школьные курсы практически полезных знаний указывалиеще Я.А. Каменский и Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и Д. Дидро (надо заметить, что вдальнейшем эта идея несколько видоизменилась и упростилась благодарядеятельности Г. Спенсера, Дж. Дьюи). Реальные учебные заведения (школы,училища, гимназии) просуществовали вплоть до начала XX века, в дальнейшем гарантий своим выпускникам не давали (припоступлении в вузы, при поступлении на гражданскую службу).
Как отмечает В.Д. Пурин,метаморфоза, которую претерпели реальные учебные заведения, такова: они самистали похожи на классические учебные заведения за счет расширяющихся знаний идисциплин.
В 1871-1872 гг. в Россиибыла проведена образовательная реформа, согласно которой реальные гимназиипревращались в реальные училища. Устав 15 мая 1872 г. о реальных гимназияхзаменял их шестиклассными реальными училищами, приспособленными «к приобретениютехнических познаний» для «занятий различными отраслями промышленности иторговли». Поэтому программа преподавания в них ограничивалась техническимипредметами (значительно увеличился объём преподавания математики и черчения).Как в классических гимназиях, так и в реальных училищах резко уменьшилось числоучебных часов по истории, географии, естествознанию и новым языкам, которыесчитались «второстепенными» предметами. Повышена была плата за обучение, чтоеще более ограничило доступ детям из непривилегированных сословий.
В 1874 г. было издано новое «Положение о начальных народных училищах», которое усиливалоадминистративное наблюдение над деятельностью губернских и уездных училищныхСоветов и ограничивало их чисто хозяйственными вопросами. (3) Начиная с 1888 г. учебные планы многих реальных училищ стали создаваться на основе, как теперь говорят,базового среднего общего образования. В конце XIX в. в России стали появляться и коммерческие училища(в Западной Европе на 40-50 лет ранее). Все это делало престижным реальноеобразование. Например, в начале ХХ в. под давлением общественного мнения«реалистам» было представлено право поступления на физико-математические имедицинские факультеты институтов (при условии сдачи экзамена по латинскомуязыку). Целостная система профессионального образования в России сформироваласьв 80-90-е годы XIX века. Заслугав подготовке реформы принадлежала Министру народного просвещения И.Д. Деляновуи ученому, министру финансов И.А. Вышнеградскому, который разработал «Общийнормальный план промышленного образования в России». Была проведена работа поанализу практического опыта профессиональных школ, поддержка их местнымиобществами. Система технического образования состояла из ремесленных училищ,низших и средних технических училищ. Преобладающее значение отдавалосьграфическим занятиям и практическим занятиям на производстве или в мастерских.
Большой вклад в развитиепрофессионального образования внесли съезды ИРТО (Императорское русскоетехническое общество): 1889-1904 гг. На них были сформированы принципы иположение организации образования, методика образования, улучшение условийтруда, вопросы физической подготовки учащихся. (2) В середине 1917 года вРоссии действовало 276 реальных училищ с числом учащихся около 17.000 человек,содержавшихся как за счет казны, так и за счет земств и обществ (т.н.попечительских советов, избираемых сроком на 3 года).
Окончившие реальныеучилища могли поступать только в технические и сельскохозяйственные высшиеучебные заведения. (3) Были реальные училища и в г. Борисоглебске. Так женскоеремесленное училище было открыто 19 сентября 1916 года; находилось наНижнеплощадной улице (ныне ул. Дубровинская, 81 – Борисоглебский филиалВоронежского института высоких технологий). (6)
Должен заметить, чтоначало народного образования в Борисоглебском крае, как отмечает В.М. Головановнадо считать 1836 г., когда 10 (23) июля состоялось открытие уездного училища.Оно находилось в центре города (ныне пер. Суровикина, 8). (1), Автор замечает,что «рост сети народных училищ в Борисоглебском уезде начинается с середины XIX века. Так, за 1843-1866 гг. былооткрыто 12 училищ (1).
В.М. Голованов вуказанной работе пишет и о выпускниках многих учебных заведений того времени.Так, упоминая историю технического железнодорожного училища, он пишет:«Некоторые выпускники конца XIX-начала ХХ вв. стали видными учеными: Поздняков И.Т. (выпускник 1915 г.) – доктор технических наук, являлся профессором Ленинградского инженерно-техническогоинститута. Косовский П.А. (выпускник 1901 г.) – доктор технических наук, профессор, был крупным специалистом по литейному производству. Покровский С.Н.(выпускник 1915 г.) являлся инженером-строителем транспортного строительства,Заслуженным строителем РСФСР, почетным железнодорожником СССР и ЧССР (1). Это толькоодин из примеров, повествующий о людях, получивших образование в начальнойпрофессиональной школе и достигших в последующем таких высот. Сейчас до болиобидно, что многие профессиональные образовательные учреждения упраздняются, аведь они в свое время были кузницей кадров для многих отраслей экономики.Однако, вернемся к истории профессионального образования.
В 1920-е годы в связи ссозданием в СССР единой трудовой школы, реальные учебные заведения как типучебного заведения были упразднены. Это отчуждение наблюдалось в нашемобразовании вплоть до 1990 г., когда в Российской Федерации наряду сгуманитарными средними учебными заведениями стали создаваться гимназии и лицеитехнического направления с изучением общеобразовательных дисциплин по определенномупрофилю.
Тем не менее, в первыегоды советской власти в стране появилось около 450 новых учебных заведений,которые получили название техникумов. А уже в 1922 году их открылось 936, и вних давалось образование по 20 отраслевым группам специальностей для более 120тыс. студентов.
В 1930-х годах в СССРпоявляются заочная и вечерняя форма обучения в техникумах (около 600техникумов). После Великой отечественной войны в стране уже действовало более4000. В начале 1960-х годов в техникумах обучалось уже 4,5 млн. человек. Если в1970-х годах это число оставалось стабильным, то в 1980-1990-е годы оно заметноснизилось. Так после распада СССР в 1993 году численность студентов техникумовРоссии составляло около 1,5 млн. человек на дневной форме обучения. В середине 1990-хгодов у нас стали появляться первые профессиональные колледжи.
За рубежом реальныеучебные заведения или реальные отделения при средних школах в большинстве странупразднены не были, успешно существуя в современных условиях в Австрии,Финляндии, Японии, Германии, Франции, Италии, Швеции. Но в некоторых странахподготовка специалистов среднего звена осуществляется в среднихпрофессионально-технических и технических колледжах, технических университетах,имеющих часто название послесредних (или двухгодичных) учебных заведений.Например, в США двухгодичные колледжи составляют примерно 40% вузов (около 6млн. учащихся). Уровень и направленность специальной подготовки в них во многомсовпадают с российскими аналогами, но на общеобразовательную подготовку в нихотводится значительно меньше времени (около 10%) (4).
Сначала 1960-х годов вСША широко распространилась сеть младших колледжей, в которых учащиеся(принимаемые после 12-летнего обучения в средней школе) платно занимаются по«младшей» программе вуза и получают гарантию трудоустройства в качестве низшейтехнической должности в одной из фирм выбранного профиля (а их в СШАнасчитывается от 60 до 100!).
В Германии существуетт.н. дуальная система профессионального обучения, согласно которой юноши и девушкив возрасте 15-16 лет после обязательного школьного 10-летнего обучения 1-2 разав неделю посещают профессиональную школу, а 3-4 дня находятся на рабочем(учебном) месте. Таким образом, предприятия и организации несут ответственностьза качество их профессиональной подготовки. Немецкая молодежь может благодаряэтой системе за 1-3 года, обучаясь в различных типах училищ, вечерних школ икурсов, получить среднюю квалификацию по одной из 440 профессий.
Во Франции к учебныманалогичным заведениям среднего профессионального обучения относятсяуниверситетские технологические институты, по окончании которых студентыполучают университетский диплом технической подготовки, дающий право наполучение должности помощника инженера (техника). А в технических лицеях готовятсятехники с дипломом бакалавра, что дает право продолжать образование в вузе либоработать в качестве квалифицированного рабочего или бригадира.
Колледжи достаточнопопулярны в Канаде. В основном данные учебные заведения осуществляют среднююпрофессиональную подготовку специалистов, хотя некоторые из них реализуютпрограммы подготовки бакалавров.
Из 200 канадскихколледжей большинство открылось в 60-70-х гг. прошлого века. Это было вызванозапросами выпускников школ, у которых отсутствовала возможность или желаниесразу после окончания школы учиться в университете. Колледжи предлагаютспециальные программы профессиональной подготовки для развития прикладныхнавыков в бизнесе, искусстве, технологии, социальных службах и медицине. Какправило, отмечает И.В. Балицкая, по окончании программы, после двух или четырехлет учебы, выдается диплом или сертификат (7).
Деятельность современныхколледжей Канады ориентирована на запросы быстро меняющегося рынка труда, асовременное профессиональное обучение в этой стране учитывает интересы ивозможности студентов, помогает им выстраивать собственную траекторию обучения,позволяет получать квалификацию, востребованную на рынке труда.
Особый интереспредставляет институт «наставников» в организации практики студентов канадскихколледжей. Идея о том, что опыт практической деятельности в школе – самаяценная составляющая часть педагогического образования, положена в основуорганизации учебного процесса образовательных колледжей Канады. Обучениепрактическим навыкам, предлагаемое учителями-наставниками, является важным инеобходимым дополнением к процессу преподавания и курирования, обеспеченномупреподавателями колледжа (8).
Как пишет Л.В. Волосович,ставя общие цели, учителя-наставники и преподаватели колледжа стремятся работатьв тесной взаимосвязи (9).
Глобальные процессымодернизации в сфере образования затронули в последние годы и те уголкипланеты, которые совсем недавно считались «заповедниками» традиционализма.Вовлеченные в глобальные процессы государства-«заповедники» пытаются провестисвоеобразную сверку своих национальных систем образования на мировых часах.Процессы, аналогичные Болонскому, сейчас происходят и в Азии.
В центре вниманияправительств стран Южной Азии (Индии, Пакистана, Шри-Ланки, Непала, Бутана и Мальдивскихостровов) находится модернизация профессионального образования, пишет В.Н. Шкунов(10).
Органам государственнойвласти предстоит решить двуединую задачу: с одной стороны, необходимообеспечить переход в профессиональном образовании на мировые стандарты,максимально учитывающие запросы хозяйственного комплекса страны, а с другой –активизировать работу по ликвидации неграмотности.
Так в Индии потребностинациональной экономики побудили правительство республики к пересмотру программначального и среднего профессионального образования. В соответствии с программой«Национальная образовательная программа» во второй половине 90-х гг. XX – начале XXI века модернизирована учебно-лабораторная базаполитехникумов, региональных технических колледжей и иных учреждений среднегопрофессионального образования (10).
Правительству Пакистанадо сих пор не удалось решить проблему ликвидации неграмотности. Согласногосударственной программе «Национальная образовательная политика (1988-2010)»достичь 70-процентной грамотности среди взрослого населения предполагается лишьк 2010 году. К концу XXвека в Пакистане действовали 45 политехникумов, 11 технологических колледжей и404 профессиональных училища (11).
В отличие от Пакистана иБангладеш Шри-Ланка имеет один из самых высоких показателей грамотности в Азии.За годы независимости здесь создана разветвленная сеть профессиональныхобразовательных учреждений. За четверть века нахождения у власти президентуМальдивской Республики М.А. Гаюму удалось практически с нуля создать системупрофессионального образования, расширить сеть учебных заведений, осуществляющихподготовку специалистов со средним профессиональным образованием (10).
Таким образом, вгосударствах Южной Азии в последние годы активно идет процесс модернизации национальныхсистем профессионального образования. И хотя темпы, а также качественные иколичественные изменения в отдельных странах региона значительно различаются,тем не менее, позитивные сдвиги в сфере профессионального образования очевидны.
С недавнего временипостепенно, и российская система образования переходит на двухуровневуюсистему. В стране появились новые типы образовательных учреждений СПО –колледжи, более высокая ступень подготовки специалистов среднего звена. Так, вБорисоглебском индустриальном техникуме, студенты после окончания техникума,получив диплом технолога, принимаются на работу на ОАО «Борхиммаш» на должностьпомощника инженера.
Профессиональноеобразование в России было и остается важным в решении социально-экономическойпроблемы в целом. В настоящее время профессиональное образование переживает нелучшие времена. Современные требования рынка труда вызывают необходимостьмодернизации российского образования и как первоочередная задача – опережающееразвитие начального и среднего профессионального образования; достиженияконкурентоспособности наших выпускников на мировом рынке по всемспециальностям.
Об этом будем говорить впоследующих главах, где коснемся проблем становления и развития среднегоспециального образования в малом городе (на примере г. Борисоглебска), а такжепроблем развития СПО в свете национального проекта «Образование».
Таким образом, явлениесреднего профессионального образования носит общемировой, глобальный характер.Несмотря на характерные национальные и социально-экономические особенностиразных типов образовательных учреждений такого формата, в них – особенно сточки зрения педагогики, ориентации, организации – гораздо больше сходства, чемразличий.

Литература
1.        Голованов В.М.Борисоглебский край в XIX-начале ХХ вв. (до 1918 г.). Борисоглебск, 2006
2.        Из историипрофессионального образования (http://muzprof.narod.ru/profotbor.html)
3.        История СССР. XIX начало ХХ вв. Под ред. проф. И.А. Федорова,М., 1981
4.        Пурин В.Д.Педагогика среднего профессионального образования. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
5.        Рыбаков Б.А.Первые века русской истории. М., «Наука», 1964
6.        Самошкин В.В.Борисоглебский край. Борисоглебск, 2006.
7.        Балицкая И.В.Профессиональная подготовка в колледжах Канады / Среднее профессиональноеобразование № 5, 2008, с.79.
8.        Butt.The role of the higher education tutor, in. A.Williams (Ed) Perspectives onPartnership: Secondary Initial Teacher Training. – London: Falmer, 1994
9.        Волосович Л.В.Роль института «наставников» в организации практики студентов педагогическихколледжей Канады. / Среднее профессиональное образование № 5, 2008, с.81-82.
10.      Шкунов В.Н.Модернизация профессионального образования в государствах Южной Азии. / Среднеепрофессиональное образование № 5,2008, с.75-78.
11.      GillaniS. Zaheer Ahmad. The Development of Technical and Vocational Education in Pakistan: A. Case Study in Quality Improvement. – Melbourne: RMIT, p.64