Правовые аспекты денежно–кредитного регулирования

Астраханский Государственный Технический Институт
Институт экономикиКафедра «Экономика бизнеса и финансы»Реферат
на тему:
«Правовые аспекты денежно – кредитного регулирования»
Выполнила:
Ст – ка гр. ДФФ – 42
Григорьева Н.В.
Проверила:
Тургаева А.А.
Астрахань, 2005 год

СодержаниеВведение
1.               Правовые аспектыденежно – кредитного регулирования. Денежно – кредитная сфера России
2.              Некоторыеположения механизма регулирования денежной и кредитной сферы в статьяхнекоторых авторов
3.        Международно-правовыеаспекты денежно кредитного регулирования
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение/>Кденежной и кредитной сфере относятся виды биржевой, фондовой, инвестиционной,пенсионной, страховой, платежно-расчетной и т.п. деятельности, объектом которойявляются деньги, кредитные или иные отношения по поводу их размещения.Концентрируемые организациями привлеченные денежные средства или ценные бумагисущественным образом влияют на экономическое состояние и финансовуюстабильность в стране. Они могут способствовать росту экономики, служитьматериальной основой, обеспечивающей права и законные интересы граждан,юридических лиц и общества в целом. Но при слабом не скоординированномрегулировании со стороны государственных органов те же субъекты денежно –кредитных отношений могут явиться фактором, провоцирующую экономическую,политическую и социальную нестабильность. Поэтому одним из важнейших направленийгосударственного регулирования денежной и кредитной сферы должно стать созданиенадёжной системы правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и законныхинтересов всех лиц, в той или иной форме вкладывающих собственные денежныесредства в денежную и кредитную систему России.
В процессе совершенствования государственной денежно –кредитной политики также должны быть решены организационные и правовые проблемызолотовалютных резервов Банка России. Они могли бы не просто накапливаться ииспользоваться для обеспечения стабильности рубля, но и в разумных пределахприменяться в целях стимулирования роста занятости населения, повышения уровняего платёжеспособности, активизации отечественного промышленногопроизводства.[9,17]

1. Правовыеаспекты денежно – кредитного регулирования. Денежно – кредитная сфера России
Конституция России и федеральное законодательствоупоминают о «финансовом, валютном, кредитном регулировании», «финансовой икредитной политике», «кредитной и денежной политике», «денежно – кредитнойсистеме», «денежно – кредитной политике», «денежно – кредитном регулировании»,но не раскрывают содержание этих понятий(ст.71, 114 Конституции РФ, Федеральныйзакон «О Центральном банке РФ (Банке России)»). Отсутствует в законодательствеи единый подход к определению сущности государственного регулирования денежной– кредитной сферы. Все годы реформ продолжается полемика по вопросу о ролигосударства в современном обществе, в рыночной экономике, в денежной икредитной сфере.
Денежно – кредитная сфера России часто оценивается лишьв контексте функционирования банковской системы. Государственное регулированиеденежной и кредитной сферы России не может отождествляться лишь срегулированием банковской деятельности. Так, деятельность пенсионных фондов,страховых компаний, инвестиционных фондов, валютных бирж и некоторых иныхтакого рода организаций реализуется именно в денежной и кредитной сфере, всвязи с чем, не может оставаться вне профессионального воздействия со стороныгосударственных органов, основной функцией которых является денежно – кредитноерегулирование.
Не менее важным элементом денежной и кредитной сферыРоссии являются валютные и фондовые биржи. Правовое регулирование ихдеятельности не отличается высоким качеством и согласованностью, наличиемэффективного механизма государственного воздействия. Например, крайнерасплывчато закреплены полномочия государственных органов в отношении валютныхбирж. В законодательстве упоминается лишь Банк России и только в контекстеустановления им порядка осуществления валютными биржами сделок с иностраннойвалютой (ст. 4 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9октября 1992г. ). В качестве государственного органа, регулирующегодеятельность бирж драгоценных металлов и драгоценных камней, федеральноезаконодательство признаёт уже не Банк России, а Правительство РФ (ст. 3Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта1998г.). Причем, в отличие от отношений, связанных с деятельностью фондовых и валютныхбирж, на деятельность бирж драгоценных металлов и драгоценных камней в полноймере распространяется Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20февраля 1992г.
Значительные объёмы денежных и кредитных операцийсовершаются на фондовых биржах. Регулирование деятельности фондовых бирж и иныхпрофессиональных участников рынка ценных бумаг, включая кредитные организации,в соответствии со ст. 39 Федерального закона осуществляется уже не БанкомРоссии и не Правительством РФ, а Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг(ФКЦБ) либо уполномоченными ею органами.
Не менее важным направлением государственнойрегулирующей деятельности в денежно – кредитной сфере является денежнаяэмиссия. По Конституции России исключительным правом на денежную эмиссию вРоссии наделён Банк России. Причём Конституция России не ограничиваетисключительных прав Банка России эмиссией только банкнот или монеты. Однако,вопреки Конституции России, Федеральный закон «О Центральном банке РФ (БанкеРоссии)» такое ограничение устанавливает, сводя эмиссионные полномочия БанкаРоссии лишь к выпуску в обращение банкнот и монеты. В результате созданыпредпосылки для утверждений, будто Банк России вовсе не является единственнымбанком, выпускающим деньги в обращение. Более того делается вывод, что любойкоммерческий банк России может выпускать и выпускает свои деньги. Следуетпризнать, что при нынешнем качестве правового регулирования такие случаивозможны, в особенности в процессе межбанковского кредитования.
Значительное место в денежно – кредитной сфере занимаетинвестиционная деятельность. В особенности та её часть, которая связана сденежными средствами, целевыми банковскими вкладами, паями, акциями и другимиценными бумагами, вкладываемыми в объекты предпринимательской и других видовдеятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительногосоциального эффекта (ст. 1 Закона РСФСР « Об инвестиционной деятельности вРСФСР» от 26 июня 1991г.). Таково же значение части страховой деятельности,связанной с формированием и использованием денежных фондов за счёт страховыхвзносов в интересах последующей (при наступлении страховых случаев) защитыинтересов застрахованных лиц (ст. 2 Закона РФ «Об организации страхового дела вРоссийской Федерации» от 27 ноября 1992г.).[3,323]
2. Некоторыеположения механизма регулирования денежной и кредитной сферы в статьяхнекоторых авторов
Серьёзной причиной, порождающей проблемы в денежно –кредитной сфере России, является отсутствие правовых норм, устанавливающихвзаимосвязанную систему институтов, образующих единый согласованный механизмрегулирования денежно – кредитных отношений, разграничивающих их компетенцию,определяющих порядок взаимодействия и распределения ответственности между ними.В результате возникают серьёзные внутрисистемные противоречия.
О существовании особого рода государственных органовденежно – кредитного регулирования упоминает федеральное бюджетноезаконодательство. По мнению профессора, доктора юридических наук ГейвандоваЯ.А., согласно ст. 151 БК РФ органом денежно – кредитного регулирования всовременной России признаётся только Банк России, который, кроме того,обеспечивает устойчивость национальной валюты (ст. 75 Конституции России).Однако и Правительство России в соответствии с п. «б» ст. 114 КонституцииРоссии тоже «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой,кредитной и денежной политики», которую в реальности невозможно отделить отполитики, направленной на обеспечение устойчивости рубля. Действительно,обеспечить проведение в России единой денежно – кредитной политики и не оказатьпри этом прямого или косвенного влияния на состояние национальной валюты простоневозможно. В то же время из ст. 75 Конституции России следует, что защита иобеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка РФ,которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти,включая Правительство России. Некоторая нестыковка конституционных правовыхнорм, регулирующих компетенцию Правительства России и Банка России в денежной икредитной сфере, очевидна. Неслучайно банковское законодательство болееосторожно формулирует роль Банка России и Правительства России в процессеосуществления государственной денежно – кредитной политики и обеспеченияустойчивости рубля. Так, в федеральном банковском законодательстве установлено,что разработка и проведение государственной денежно – кредитной политики,направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, — функция БанкаРоссии, осуществляемая им во взаимодействии с Правительством РФ (ст. 4, 16Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»). Несмотря нанесогласованность некоторых норм, из Конституции России следуют важные выводы:
1)        государственное регулирование денежной и кредитной сферой отнесено кисключительному велению РФ;
2)        регулирование денежной и кредитной сферы не является исключительнойкомпетенцией только какого – либо одного федерального органа государственнойвласти, только Правительства России или только Банка России.
Более того, из Конституции России следует, чтоПравительство, и Банк России не являются единственными государственнымиинститутами федерального уровня, регулирующими денежную и кредитную сферу.Например, государственные полномочия в денежной и кредитной сфере, выражающиесяв принятии соответствующих законодательных актов, предоставлены ФедеральномуСобранию РФ и Президенту России.
Президент России имеет и иные полномочия в денежно –кредитной сфере, обусловленные его полномочиями гаранта Конституции РФ иреализуемые путём издания нормативных правовых актов в форме указов.Опосредованное регулирующее воздействие Президента России проявляется также припредставлении Государственной Думе кандидатуры для назначения на должностьПредседателя Банка России и при постановке вопроса об освобождения его отдолжности (ст. 83 Конституции России). Аналогичным образом серьёзное влияние нагосударственную денежную и кредитную политику оказывает Государственная Дума, кведению которой отнесено назначение на должность и освобождение от должностиПредседателя и членов Совета Директоров Банка России, также реализация иныхфункций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке РФ (БанкеРоссии)». Существенные полномочия по регулированию денежно – кредитной сферыреализуют и федеральные суды. Косвенное воздействие на субъектовпредпринимательской деятельности в финансово – кредитной сфере оказываютантимонопольные, налоговые, таможенные и иные органы, хотя непосредственноденежно – кредитные правоотношения они, естественно, не регулируют. [2,12].
Итак, государственное регулирование денежно – кредитнойсферы – это сложное многоплановое явление. С одной стороны, это регулированиемакроэкономических процессов, связанных с денежно – кредитными отношениями,когда государство воздействует на все структурные элементы денежно – кредитнойсистемы, включая Центральный банк РФ: принимаются федеральные законы и иныенормативные акты; утверждаются основные направления единой государственнойденежно – кредитной политики; устанавливаются единые государственные стандартыорганизации и функционирования денежно – кредитной системы; осуществляются иныемеры, прямо или косвенно влияющие на устойчивость национальной валюты,состояние рынка денежных и кредитных услуг. С другой стороны, государственноерегулирование проявляется в непосредственном воздействии (регистрация,лицензирование, надзор, контроль) на организации, функционирующие в денежно –кредитной сфере, но без вмешательства в их оперативную деятельность. Речь идёто государственном регулировании предпринимательской и некоммерческойдеятельности конкретных лиц в сфере денег, денежного обращения и кредита.Например, применительно к кредитным организациям такое регулированиеосуществляется Банком России на основе федерального законодательства и в рамкахединой банковской системы, центральным элементом которой он является по закону.
Таким образом, следуя логике Конституции России ифедерального законодательства, наиболее общие полномочия и ответственность засостояние денежно – кредитной сферы возложены на федеральные органыгосударственной власти (Президент России, Федеральное Собрание России, БанкРоссии). Что же касается непосредственного регулирования деятельности субъектовденежно – кредитных отношений, то часть таких полномочий возлагается либо наПравительство РФ, либо на Банк России, а другая часть полномочий должна иметьсовместный для Правительства России и Банка России характер.[6,64]
Как пишет профессор Василишен Э.Н., согласно Закону РФ«О центральном банке РФ (Банке России)» (статьи 1 и 14), ЦБ РФ (ЦБР) определенкак главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится вгосударственной собственности и служит основным субъектом госрегулированияфункционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить ихдеятельность в соответствии с общей экономической стратегией и выступаетключевым агентом государственной денежно – кредитной политики. ЦБР решаетзадачу контроля объема и структуры денежной массы в обращении. Важно иметь ввиду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно впроцессе депозитно – ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие отЦентробанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственносвязанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на этиучреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные операцииЦентробанк оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.
Сегодня можно считать установленным, что одна изключевых задач ЦБР по управлению денежно – кредитными отношениями – этообеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы,позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков, когда рискотдельного клиента превращается в народнохозяйственный риск. Надежность истабильность банковской системы необходимы по следующим причинам. Во – первых,без них вообще невозможно выполнение ЦБР своих задач. Во – вторых, коммерческиебанки играют существеннейшую роль в процессе общественного производства и от ихстабильности зависит развитие экономики. В – третьих, деятельность коммерческихбанков характеризуется повышенной финансовой уязвимостью из – за высокогоудельного веса в их пассивах привлеченных средств, в том числе централизованныхбанковских кредитов. Среди методов регулирования денежно – кредитной сферыЦентробанками особое место принадлежит учетной ставке, которая являетсяоперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов. Вусловиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня учетнойставки придает определенную направленность движению кредита по горизонтали(банк – заемщик) и по вертикали (Центробанк – коммерческий банк). Официальнаяучетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; ее изменениепо предоставляемым Центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложениекредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.
 Непосредственное регулирование денежной и кредитнойсферы осуществляет не только Банк России, как это следует из БК РФ, но иПравительство России. Эти же органы непосредственно отвечают за результатыгосударственной денежной и кредитной политики в стране. Ни о каких иныхгосударственных органах, непосредственно регулирующих деятельность субъектовденежно – кредитных отношений, Конституция России не упоминает. Однако ст. 110Конституции РФ, определяющая состав Правительства России, может дать поводполагать, будто министры вправе самостоятельно осуществлять функцииПравительства России в том числе в сфере государственного денежно – кредитногорегулирования. Но это не совсем так.
Полномочия министров в денежно – кредитной сфере немогут быть реализованы в отрыве от полномочий Правительства России как единогоцелого и от осуществления Правительством России и Банком России единойгосударственной денежно – кредитной политики. Обеспечение проведения в Россииединой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ст. 114 КонституцииРоссии) возложено на Правительство России как на коллегиальный органгосударственного управления и на Банк России как на независимый от других органовгосударственной власти институт.[1,22].
Имеющиеся недостатки в правовом регулированииособенностей государственной денежной и кредитной политики свидетельствует онеобходимости совершенствования законодательства.
Любые изменения в федеральное законодательство должныносить комплексный характер, основываться на согласованном и взаимоувязанномпонимании содержания: государственной денежной и кредитной политики; банковскойдеятельности и ее отличий от других видов деятельности в денежно – кредитнойсфере; банковской и платёжно – расчетной систем, а также соотношения междуними.
Но прежде всего РФ следует установить государственныестандарты организации и функционирования денежно – кредитной системы страны.Приоритетной является работа по созданию надежной системы юридических,экономических и организационных гарантий прав граждан, предпринимателей игосударства – участников денежно – кредитных отношений. Основной цельюгосударственного регулирования должно стать обеспечение прав и законныхинтересов личности независимо от ее статуса или каких – либо иныхобстоятельств. Только на такой основе можно добиться реального и стабильногоповышения эффективности экономических отношений и стимулирования экономическогороста. Поэтому усиление роли государств в обществе не может и не должно бытьнаправлено против личности, в том числе против личности предпринимателя.[4,56]
К сожалению, действующее законодательство в прямойформе не устанавливает защиту прав и иных услуг в денежно – кредитной сфере вкачестве основных целей деятельности государственных органов. Например, в ст. 3Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)», закрепляющей основныецели его деятельности, защита интересов потребителей услуг в денежной,кредитной или банковской сфере даже не упоминается. Лишь ст. 55 Федеральногозакона устанавливает, что главная цель банковского регулирования и надзора –поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков икредиторов. Однако, во – первых, Банк России должен обеспечивать интересы потребителейбанковских услуг в процессе реализации всех своих функций, а не только функцийбанковского регулирования и надзора. Во – вторых, круг потребителей банковскихи иных услуг в денежно – кредитной сфере не может ограничиваться тольковкладчиками и кредиторами кредитных организаций, т.е. лишь банковскимиуслугами. В – третьих, реальные полномочия Банка России по защите интересоввкладчиков и кредиторов кредитных организаций в контексте ст. 3 Федеральногозакона «О Центральном банке РФ (Банке России)» ограничены лишь надзором ссоблюдением кредитными организациями законодательства, нормативных актов иустановленных для них обязательных нормативов. В названии гл. 3 Федеральногозакона «О банках и банковской деятельности» также провозглашена «защита прав,интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций», но и в этом Законеотсутствуют правовые нормы, способствующие реализации этой декларации.Отсутствуют серьезные правовые гарантии, обеспечивающие защиту прав и законныхинтересов потребительских услуг в денежно – кредитной сфере и в Федеральномзаконе «О защите прав потребителей».
От действий лиц, оказывающих услуги в денежно –кредитной сфере, как правило, страдало значительное число физических июридических лиц, т.е. круг пострадавших лиц может быть неопределённым. В такомслучае согласно ст. 46 Федерального закона «О защите прав потребителей» защитанарушенных прав потребителей возлагается на федеральный антимонопольный орган(его территориальные органы), федеральные органы исполнительной власти (ихтерриториальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностьюуслуг, органы местного самоуправления. Насколько эффективны положения ст. 46Федерального закона можно судить по тому, что случаи обращения антимонопольныхорганов или иных федеральных органов исполнительной власти в суды в защитуинтересов клиентов, пострадавших от действий организаций, оказывающих услуги вденежно – кредитной сфере, крайне редки. Помимо этого перечисленные вФедеральном законе «О защите прав потребителей» лица не относятся кгосударственным органам, специализирующимся в регулировании денежно – кредитнойсферы России. Поэтому результаты их деятельности по защите прав и законныхинтересов потребителей банковских и иных услуг в денежно – кредитной сфере врядли могут быть эффективными.[5,145]

3 Международно-правовыеаспекты денежно – кредитного регулирования
 
В процессе совершенствования механизма государственногорегулирования денежной и кредитной сферы России необходимо учитыватьпроисходящие в мире политические и экономические процессы (объединениеразличных государств в союзы, слияние финансовых рынков и т.д.). Например, врядли удастся проигнорировать реальности Договора о создании Союзного государстваРоссии и Беларуси. Общеизвестно, что предполагается введение единой денежнойединицы (валюты) и создание единого эмиссионного центра Союзного государства(ст. 13 Договора «О создании союзного государства» от 8 декабря 1999г.).Введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежнойединицы, не допускается.
К исключительному ведению Союзного государства отнесенаединая денежно – кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика финансовой,кредитной, денежной, валютной политики, координация процесса унификациизаконодательства государств – участников отнесено к компетенции СоветаМинистров Союзного государства (ст. 44, 46 Договора). Что же касаетсяконституционных органов денежно – кредитного регулирования России и Беларуси, втом числе центральных банков, то в Договоре лишь предусматривается возможностьприглашения их руководителей на заседания Совета Министров Союзногогосударства. Очевидно, что упомянутые положения Договора не вполне соотносятсяс Конституцией РФ и федеральным законодательством. Однако Договор вступил всилу и его положения должны учитываться при формировании, реализации исовершенствования государственной денежно – кредитной политики и в России, и вБеларуси. Ясно, что при реализации Договора наряду с уточнением компетенцииСоюзных органов денежно – кредитного регулирования некоторые измененияпретерпит и внутреннее законодательство, устанавливающее функции и полномочияправительств и центральных банков стран – участниц. Тем более, что веськомплекс мероприятий в денежной и кредитной сфере рассчитан на период 2005 –2008гг.
При анализе содержания Договора обращает на себявнимание, что Российская Федерация и Республика Беларусь намерены завершитьунификацию требований к организации надзора за банками и иными кредитнымиучреждениями, исходя из основных принципов эффективного банковского надзора,определённых Базельским Комитетом по банковскому надзору (ст. 25 Договора).Между тем подобного рода норма, прямо указывающая на обязательность для Союзалюбых принципов, определяемых Базельским Комитетом, вряд ли оправдана.
Во — первых, принципы банковского надзора фактическиявляются рекомендуемыми стандартами. Во – вторых, упомянутые принципы могутизменяться в зависимости от складывающейся в мире, в политической иэкономической жизни государств ситуации. В – третьих, экономическое положение иразвитие институциональных основ денежно – кредитной сферы большинстваЕвропейских и иных развитых государств значительно опережает Россию и Беларусь.Поэтому любые принимаемые ими стандарты в денежно – кредитной сфере, вряд лимогут безоговорочно подходить для России и Беларуси. В – четвёртых, соответствующиеБазельские стандарты банковской деятельности могли бы использоваться поусмотрению самих коммерческих организаций не вместо, а наряду сгосударственными стандартами, предусмотренными во внутреннем законодательстве,если это необходимо для их успешного сотрудничества с зарубежнымипартнёрами.[6,235]
Имеется группа международных договоров (соглашений),устанавливающих некоторые общие требования к деятельности в денежно – кредитнойсфере и открытых для присоединения к ним любых государств. Такие международныетребования могут стать обязательными для России при их ратификации вустановленном порядке. Что же касается международных стандартов банковскогонадзора и решений Базельского Комитета, то, во – первых, ни Россия, ни Беларуськак субъекты международного права не могут в необходимом объёме влиять напринимаемые в Базеле решения для того, чтобы безоговорочно признавать ихобязательными для своих государств и для Союзного государства. Во- вторых, дажедля государств Евросоюза, решения Базельского Комитета не имеют безусловнойобщеобязательной юридической силы, а являются лишь рекомендациями, позволяющимисформулировать единые подходы к банковскому регулированию и надзору, которыереализуются и адаптируются членами Комитета в их собственных странахсамостоятельно. Поэтому прежде чем признавать рекомендации Базельского Комитетаобязательными для России, Беларуси или Союзного государства, соответствующиестандарты должны быть приняты во внутреннем законодательстве этих государств. Втакой ситуации Союзному государству заранее принимать на себя обязательства пособлюдению любых, принимаемых Базельским Комитетом решений, как это сделано вСоюзном Договоре, вряд ли оправдано. Следовало бы уточнить, о каких именнопринципах банковского надзора идет речь и перечислить их, либо оговорить, чтоупомянутые принципы становятся обязательными для России и Беларуси только послеих принятия во внутреннем или в союзном законодательстве.
Важной составляющей единой государственной денежно –кредитной политики России является объективное понимание роли зарубежныхбанков, находящихся в ее собственности (Росзагранбанки), и реализацияэффективных мер по укреплению их позиций. Упомянутые банки – это окно вфинансовый рынок индустриальных государств мира. В этой связи любые поспешныерешения о судьбе этих банков и об изменении формы их собственности, вряд лиможно признать обоснованными. Как видно из средств массовой информации,предпринимаются попытки превратить вопрос федерального государственногозначения о будущем Росзагранбанков в проблему, касающуюся исключительно БанкаРоссии. Между тем в реальности вопрос стоит совсем в иной плоскости. БанкРоссии согласно ст 2, 7 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»вовсе не является собственником упомянутых выше банков. Единственным суверенными полноправным собственником Росзагранбанков является Российская Федерация.Банк России в соответствии с упомянутыми выше статьями Закона осуществляетуправление этими банками, очевидно, как наиболее квалифицированный в банковскойсфере государственный институт. В соответствии со ст. 7 Федерального Закона «ОЦентральном банке РФ (Банке России)» Банк России владеет, пользуется, но вполном объеме не распоряжается принадлежащими России акциями, т.е. не имеетправа совершать сделки, изменяющие их собственника – Российскую Федерацию.Исключение составляют акции лишь двух Росзагранбанков (Донау — банк АГ и Ист –Вест Юнайтед банк), поскольку ст. 7 Федерального закона предоставляет БанкуРоссии право распоряжаться, т.е. отчуждать акции этих банков самостоятельно. Нои в этом случае федеральное законодательство ограничивает права Банка России поотчуждению акций Донау — банка АГ и Ист – Вест Юнайтед банка необходимостьюобязательного уведомления Государственной Думы о предстоящей сделке. Поэтомупринятие законных решений по проблеме будущего Росзагранбанков находится висключительном ведении федеральных органов государственной власти, разумеется,при участии Банка России. Всю полноту политической, юридической, и моральнойответственности за отказ от собственности РФ на Росзагранбанки согласнозаконодательству несут федеральные органы государственной власти, и об этом имнеобходимо напомнить.
С учетом реальных интеграционных процессов в сфере международныхфинансов пришло время подумать о создании международно – правового института,способного на межгосударственном уровне выполнять функции координатора денежно– кредитных отношений в мире. Целесообразно, чтобы такой международно – правовойинститут был учрежден не центральными банками нескольких государств, а самимигосударствами; не в качестве коммерческой или политико – коммерческойорганизации (международный банк или фонд), а в форме организации, основанной напринципах международного публичного права. Такая организация могла быкоординировать международные финансово – кредитные отношения, способствоватьпринятию приемлемых для большинства государств международных финансово –банковских стандартов без совмещения этой публично — правовой функции сгражданско — правовой деятельностью (предоставление кредитов).[7,85]

Заключение
Имеющиеся недостатки в правовом регулированииособенностей государственной денежной и кредитной политики свидетельствует онеобходимости совершенствования законодательства.
Любые изменения в федеральное законодательство должныносить комплексный характер, основываться на согласованном и взаимоувязанномпонимании содержания: государственной денежной и кредитной политики; банковскойдеятельности и ее отличий от других видов деятельности в денежно – кредитнойсфере; банковской и платёжно – расчетной систем, а также соотношения междуними.
Но прежде всего РФ следует установить государственныестандарты организации и функционирования денежно – кредитной системы страны.Приоритетной является работа по созданию надежной системы юридических,экономических и организационных гарантий прав граждан, предпринимателей игосударства – участников денежно – кредитных отношений. Основной цельюгосударственного регулирования должно стать обеспечение прав и законныхинтересов личности независимо от ее статуса или каких – либо иныхобстоятельств. Только на такой основе можно добиться реального и стабильногоповышения эффективности экономических отношений и стимулирования экономическогороста. Поэтому усиление роли государств в обществе не может и не должно бытьнаправлено против личности, в том числе против личности предпринимателя.
К сожалению, действующее законодательство в прямойформе не устанавливает защиту прав и иных услуг в денежно – кредитной сфере вкачестве основных целей деятельности государственных органов. Например, в ст. 3Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)», закрепляющей основныецели его деятельности, защита интересов потребителей услуг в денежной,кредитной или банковской сфере даже не упоминается. Лишь ст. 55 Федеральногозакона устанавливает, что главная цель банковского регулирования и надзора –поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков икредиторов. Однако, во – первых, Банк России должен обеспечивать интересыпотребителей банковских услуг в процессе реализации всех своих функций, а нетолько функций банковского регулирования и надзора. Во – вторых, кругпотребителей банковских и иных услуг в денежно – кредитной сфере не можетограничиваться только вкладчиками и кредиторами кредитных организаций, т.е.лишь банковскими услугами. В – третьих, реальные полномочия Банка России позащите интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций в контексте ст.3 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» ограничены лишьнадзором с соблюдением кредитными организациями законодательства, нормативныхактов и установленных для них обязательных нормативов. В названии гл. 3Федерального закона «О банках и банковской деятельности» также провозглашена«защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций», но и вэтом Законе отсутствуют правовые нормы, способствующие реализации этойдекларации. Отсутствуют серьезные правовые гарантии, обеспечивающие защиту прави законных интересов потребительских услуг в денежно – кредитной сфере и вФедеральном законе «О защите прав потребителей».[8,28]

Списокиспользованной литературы
1.        Банки и банковские операции: Учебник для вузов/Е.Ф. Жуков, Л.М.Максимоваи др., под ред. Проф. Е.Ф.Жукова – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997 – 471 с.
2.        Василишев Э.Н. Центробанк и коммерческие банки в новой кредитной системе// Государство и право, 2001, № 6
3.        Гейвандов Я.А. Государственное регулирование денежной и кредитной сферы вРоссии // Государство и право, 2001, №11
4.        Финансовый бизнес-план: Учеб. пособие / Под ред. действ. члена Акад.инвестиций РФ, д-ра эк. наук, проф. В.М. Жукова – М.: Финансы и статистика,2004.
5.        Зайцев Е.В. Банковская деятельность в РФ. – М.: ИНФРА-М, 2002.
6.        Калинкина Р.С. Особенности правовых отношений по поводу бюджетных денег.– М.: ИНФРА-М, 2004.
7.        Государственное регулирование банковской деятельности в условияхфедеративного устройства современной России: Учебник / Под ред. д-ра эк. наук,проф. С.Д. Менковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика,2003.
8.        Огайзов Е.Д. Особенность денежно – кредитной сферы // Законодательство,2002, №1
9.        Ревицкий А.А. Некоторые проблемы и перспективы денежно – кредитногорегулирования //          Государство и право, 2004, № 4
10.       Сысоев П.К. Банковская система. – М.: ИНФРА – М, 2003.