Валютные операции на примере коммерческого банка

–PAGE_BREAK–

    продолжение
–PAGE_BREAK–    продолжение
–PAGE_BREAK– — международные организации, их филиалы и представительства;
— филиалы и представительства нерезидентов, находящие в Республики Беларусь и за ее пределами;
— иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых законодательством Республики Беларусь согласно законодательству Республики Беларусь. [2].
Нерезиденты:
–  физические лица — иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства;
— юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;
— организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;
— дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
— международные организации, их филиалы и представительства;
— филиалы и представительства нерезидентов, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
— иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.
Очень важной характеристикой валюты является ее конвертируемость, то есть уровень законодательных валютных ограничений при обмене на другие валюты. По степени конвертируемости валюта делится на:
— свободно конвертируемую;
— ограниченно конвертируемую;
— замкнутую;
— клиринговую.
Свободно конвертируемая валюта – валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на валюты других стран и применяемая во всех видах международного платежного оборота. В настоящее время только некоторые государства имеют свободно конвертируемую национальную валюту – Соединенные Штаты Америки, Англия, Австрия, Канада, Япония и др.
Ограниченно конвертируемая валюта – валюта, обмениваемая на ограниченное число иностранных валют и применяемая с ограничениями в международных расчетах. Наличие ограничений обусловлено нестабильностью экономического положения страны и несбалансированностью платежного баланса. Большинство стран мира имеют ограниченно конвертируемую национальную валюту.
Замкнутая (неконвертируемая) валюта – валюта, не обмениваемая на другие иностранные валюты и применяемая только внутри страны. Замкнутыми являются те валюты, на которые налагаются ограничения по ввозу, вывозу, покупке, продаже и к которым применяются различные методы валютного регулирования.
Клиринговая валюта – расчетные валютные единицы, которые существуют только как счетные деньги в виде бухгалтерских записей банковских операций по взаимным поставкам товаров и оказанию  услуг между странами – участниками клиринговых расчетов. [24, с. 49.].
Официальную котировку курса белорусского рубля к доллару США и к российскому рублю устанавливает Национальный банк Республики Беларусь по результатам торгов ОАО «Белорусская валютная фондовая биржа».
Отношение белорусского рубля к другим иностранным валютам, за исключение национальных валют стран-участниц Экономического и валютного союза (ЭВС), определяется на основании кросс-курса доллара США к этим валютам.
Кросс-курс – котировка иностранных валют, ни одна из которых не является национальной валютой участника сделки, установившего курс. Кросс-курсы доллара США к иностранным валютам рассчитываются с использованием сведений, представляемых Центральными банками государств в Национальный банк Республики Беларусь, или информации Агентства «Рейтер». Официальные котировки курсов национальных валют стран-участниц Экономического и валютного союза к белорусскому рублю устанавливаются на основе официального курса евро к белорусскому рублю путем пересчета по курсам конверсии каждой из национальных валют в евро. При осуществлении официальной котировки курса белорусского рубля Национальный банк Республики Беларусь осуществляет группировку иностранных валют и деление:
— на первую группу или свободно конвертируемые валюты;
— вторую группу или ограниченно конвертируемые валюты.
Каждая валюта имеет буквенное и цифровое обозначение. Официальная котировка белорусского рубля к иностранным валютам осуществляется Национальным банком Республики Беларусь ежедневно в день проведения торгов. По отдельным видам валют она проводится только раз в месяц – на первое число каждого месяца по результатам последних торгов. Перечень иностранных валют, которые могут быть использованы при расчетах субъектами хозяйствования и сферы услуг Республики Беларусь, их классификация по группам, буквенное и цифровое обозначения, периодичность установления официальной котировки приведен в Приложении А.
Курсы устанавливаются без обязательств Национального банка Республики Беларусь покупать или продавать указанные валюты по установленным официальным курсам.
Большинство же коммерческих банков проводит операции с ограниченным кругом иностранных валют. Из 37 иностранных валют, ежедневно котируемых Национальным банком Республики Беларусь, осуществить валютно-обменные операции реально можно только не более чем с 20-ю валютами, да и то в крупных коммерческих банках. Средние и мелкие банки проводят операции преимущественно с долларами США, евро и с российскими рублями. [26, с. 24].
Оплата за иностранную валюту может проводиться:
— в наличных рублях;
— в безналичных рублях.
Все валютно-обменные операции, предусматривающие перечисление денежных средств в безналичном порядке, производятся только в кассах банка, за исключением покупки наличной иностранной валюты за безналичные белорусские рубли, которая может  совершаться как в кассах, так и в обменных пунктах.
Валютно-обменные операции покупки, продажи, конверсии, обмена, размена, проводимые в обменных пунктах либо кассах банка и связанные с получением от физических лиц или выплатой физическим лицам наличных рублей либо наличной иностранной валюты, а также с выдачей платежных документов в иностранной валюте, оформляются документами с использованием кассовых аппаратов или компьютерных систем. [22, с. 3].
Таким образом, ознакомившись с основными терминами, касающимися данной темы обратимся к Закону «О валютном регулировании и контроле», дающим наиболее полное определение валютных операций. Итак, валютными операциями считаются:
— сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;
— сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях;
— сделки между нерезидентами, предусматривающие  использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, совершаемые на территории Республики Беларусь;
— ввоз и пересылка в Республику Беларусь, а также вывоз и пересылка из Республики Беларусь валютных ценностей;
— международные банковские переводы;
— операции нерезидентов с белорусскими рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли;
— операции  с иностранной валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за  пределами Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эту иностранную валюту. [2].
Все валютные операции в Республике Беларусь проводятся через уполномоченные банки и уполномоченные предприятия Республики Беларусь Уполномоченными банками считаются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций. Уполномоченные предприятия – это субъекты хозяйствования (кроме уполномоченных банков), получившие разрешение (лицензию) Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций и действующие в пределах прав, предоставленных данными разрешениями (лицензиями).
Лицензирование валютных операций банков происходит на основании «Правила выдачи банкам лицензий на право совершения операций в иностранной валюте» №33 от 10.03.1993 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными письмами Национального банка Республики Беларусь).
Лицензии на осуществление банками, включая иностранные банки, филиалы иностранных банков с правом юридического лица и банки с участием иностранного капитала, операций с иностранной валютой на территории Республики Беларусь и за ее пределами выдаются национальным банком Республики Беларусь. [6].
Лицензии разделяются на генеральные лицензии, внутренние и разовые. Генеральная лицензия предоставляет банкам право на совершение полного или ограниченного круга банковских операций в иностранной валюте как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Внутренняя лицензия дает право на осуществление банками полного или ограниченного круга банковских операций в иностранной валюте только на территории Республики Беларусь. Разовая лицензия – право на проведение конкретной операции в иностранной валюте в разовом порядке. Банки вправе ходатайствовать о получении дополнительных прав на совершение операций в иностранной валюте. [6].
Генеральная лицензия на совершение операций в иностранной валюте включает следующее:
1. открытие и ведение счетов в иностранной валюте белорусских, иностранных и международных организаций, совместных предприятий, белорусских и иностранных граждан;
2. осуществление неторговых операций;
3. проведение расчетов, связанных с экспортно-импортными операциями клиентов банка в иностранной валюте;
4. осуществление за свой счет или по поручению клиентов банка юридических лиц-резидентов операций по купле-продаже иностранной валюты в форме двухсторонних сделок, а также на валютных биржах;
5. осуществление операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическим лицам;
6. открытие и ведение корреспондентских счетов коммерческого банка в иностранных банках (счета «Ностро»), а также счетов иностранных банков-корреспондентов в коммерческом банке (счета «Лоро»);
7. привлечение и размещение на территории Республики Беларусь и за ее пределами средств в иностранной валюте в форме кредитов, депозитов, вкладов и в других формах, принятых в международной банковской практике, выдача поручительств, гарантий и других денежных обязательств в пользу третьих лиц;
8. другие операции, принятые в международной практике и не запрещенные действующим законодательством по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь [6].
Внутренняя лицензия на совершение операций в иностранной валюте включает следующее:
1. открытие и ведение счетов в иностранной валюте белорусских, иностранных и международных организаций, совместных предприятий, белорусских и иностранных граждан;
2. осуществление операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическим лицам;
3. открытие и ведение корреспондентского счета банка в уполномоченном банке-резиденте, имеющем генеральную лицензию Национального банка Республики Беларусь, для осуществления следующего:
3.1. поддержания валютной позиции банка;
3.2. неторговых операций;
3.3. проведение расчетов, связанных с экспортно-импортными операциями клиентов банка в иностранной валюте;
3.4. осуществление за свой счет или по поручению клиентов банка юридических лиц-резидентов операций по купле-продаже иностранной валюты в форме двухсторонних сделок на Межбанковской валютной бирже [6].
Банк, получивший генеральную или внутреннюю лицензию на осуществление операций в иностранной валюте, является уполномоченным Национального банка и выполняет функции агента валютного контроля за операциями своих клиентов.
Лицензии, выдаваемые Национальным банком Республики Беларусь, не являются основанием для проведения внешнеторговых операций любого вида, не относящихся непосредственно к банковской деятельности.
Банки обязаны предоставлять Национальному банку Республики Беларусь статистическую отчетность о своих операциях в иностранной валюте по формам и в срокам, установленные Национальным банком Республики Беларусь, а также сведения об открытии корреспондентских счетов в иностранных банках. При проведении операций с иностранной валютой банки руководствуются национальным законодательством и нормативными актами Национального банка.
Национальный банк Республики Беларусь осуществляет надзор за соответствием выполняемых банком операций, разрешенных лицензией, и проводит ревизии и тематические проверки валютных операций.
Юридические лица-резиденты хранят принадлежащую им иностранную валюту на счетах в уполномоченных банках Республики Беларусь и в своих валютных кассах. В разрешенных Национальным банком Республики Беларусь случаях средства юридических лиц-резидентов Республики Беларусь могут находиться на их счетах в иностранных банках за пределами Республики Беларусь.
Для осуществления банковских операций в белорусских рублях и иностранной валюте банк должен располагать следующими техническими возможностями:
— кассовыми узлами, соответствующими нормативным правовым актам Национального банка, регламентирующим вопросы организации  кассовой работы в банках, и действующим строительным нормам и правилам, а также государственным стандартам Республики Беларусь;
— информацией для клиентов (табло курсов покупки и продажи иностранной валюты, объявления, правила и т.п.);
— оборудованием счетной, компьютерной и организационной техникой;
— необходимыми бланками строгой отчетности, штампами, печатями и пломбирами;
— техническими средствами по определению подлинности наличной валюты;
— средствами защиты информации;
–  системой по контролю за прохождением документов [7].
Единый порядок осуществления валютных операций юридическими лицами, а также валютных операций с участием физических лиц определен Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 30.04.2004 №72 и вступившими в силу с 01.07.2004 г.
Правилами №72 определен перечень случаев, в которых возможно использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между субъектами валютных операций — резидентами, как:
— расчеты с транспортными и (или) экспедиторскими организациями за перевозку и (или) экспедирование грузов за пределы и из-за пределов Республики Беларусь, за пределами Республики Беларусь, при транзите через территорию Республики Беларусь;
— проведение организациями валютных операций с банками;
— внесение налогов, сборов (пошлин) и обязательных платежей в бюджет (республиканский, местный), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды в случае, если возможность их уплаты в иностранной валюте предусмотрена законодательными актами, и т.д.
Отдельно определен перечень случаев, в которых возможно использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте в отношениях между субъектом валютных операций и физическим лицом на территории Республики Беларусь. В числе таких случаев:
— осуществление розничной торговли в магазинах беспошлинной торговли, открываемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
— осуществление розничной торговли и (или) оказание услуг на  автомобильных дорогах с нумерацией «М» и на пограничных переходах (с указанием конкретного перечня реализуемых  товаров и (или) оказываемых услуг;
–  реализация страховых услуг;
— реализация туристических услуг;
— получение оплаты по договорам перевозки физических лиц и их багажа авиационным, железнодорожным транспортом за пределы и из-за пределов Республики Беларусь;
— оказание услуг физическим лицам – нерезидентам по обучению, стажировке и повышению квалификации. [8].
Для проведения расчетов в иностранной валюте с физическим лицом в вышеуказанных случаях юридическое лицо – резидент должно иметь разрешение Нацбанка на право осуществления таких операций за иностранную валюту. Законодательство предусматривает также возможность  использования иностранной валюты с участием физических лиц без получения разрешения Нацбанка при:
— осуществлении розничной торговли на борту воздушных судов белорусских авиакомпаний, осуществляющих рейсы за пределы и из-за пределов Республики Беларусь;
— взимании платы за постельные принадлежности, просмотр видеофильмов, пользование мобильной связью, излишнюю ручную кладь, штрафа за безбилетный проезд, взимании тарифа за проезд и доплаты за перевод пассажиров в вагоны высшей категории, за торговое обслуживание в вагонах-ресторанах, осуществление проводниками розничной торговли товарами в поездах Белорусской железной дороги, следующих за пределы и из-за пределов Республики Беларусь;
    продолжение
–PAGE_BREAK– — осуществлении между нерезидентом и физическим лицом – резидентом, между резидентом и физическим лицом – нерезидентом валютных операций по предоставлению займов, возврату займов и процентов за пользование ими;
— проведении физическими лицами валютных операций  с банками;
— проведении валютных операций между субъектом валютных операций – нерезидентом и физическим лицом – нерезидентом;
— расчетах за оказываемую за пределами Республики Беларусь коллегиями адвокатов юридическую помощь физическим лицам, а также при возмещении расходов, связанных с ее оказанием, и выплате денежных сумм в иностранной валюте, причитающихся соответствующим физическим лицам и поступающих на счета указанных коллегий адвокатов;
— дарении, пожертвовании, в случае отмены дарения;
— продаже физическим лицам – нерезидентам акций юридических лиц – резидентов;
— внесении физическим лицом вкладов в уставные фонды юридических лиц – резидентов (включая акционерные общества), а также в случае возврата данных средств при выходе или исключении этого физического лица из состава участников;
— возврате иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте в случаях изменения или расторжения договоров, ошибочно и (или) излишне перечисленных (переданных), по сделкам, являющимся недействительными в соответствии с законодательством;
— внесении налогов, сборов (пошлин) и обязательных платежей в бюджет (республиканский, местный), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды в случае, если возможность их уплаты в иностранной валюте предусмотрена законодательными актами;
— взимании органами МИД РБ (включая пункты пропуска на государственной границе) консульских и иных сборов;
— приеме субъектом валютных операций от физических лиц иностранной валюты для оплаты дипломатическим и иным официальным представительствам иностранных государств консульских и иных сборов по оформлению документов данных физических лиц;
— приеме иностранной валюты дипломатическими и иными официальными представительствами иностранных государств;
— внесении  физическим лицом-должником причитающимся с него по договору иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте в депозит нотариуса или депозит суда в случаях, установленным законодательством, если использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте  в отношениях между физическим лицом – должником и кредитором предусмотрено законодательством, а также выплата с депозита нотариуса или депозита суда лицу, в адрес которого ранее поступили вышеназванные средства;
— передаче оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества ликвидируемого юридического лица учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица;
— выплате физическим лицам причитающихся им и иным лицам денежных средств, поступившим на счета субъекта валютных операций – резидента от нерезидента по операциям неторгового характера;
— выплате субъектам валютных операций физическим лицам денежных средств для оплаты командировочных расходов работникам за рубежом, а также иных расходов, произведенных ими в иностранной валюте, если возможность выплаты в иностранной валюте предусмотрена законодательством Республики Беларусь;
— совершении неторговых валютных операций между субъектами валютных операций – нерезидентами и физическими лицами –  резидентами, между субъектами валютных операций – резидентами и физическими лицами – нерезидентами;
— в иных случаях на основании разрешения Нацбанка и случаях, установленных актами валютного законодательства. [8].
Подводя итог всему вышеизложенному, можно отметить, что порядок  и эффективность проведения всех валютных операций напрямую связан с развитием национальной экономики. К примеру, возьмем валютный курс. Он представляет собой достаточно эффективный инструмент воздействия на инфляционные процессы в экономике, что в первую очередь объясняется устойчивой связью между его динамикой и формированием инфляционных ожиданий населения и предприятий. В связи с этим основная задача валютной политики – обеспечение стабильности обменного курса.
1.2 Классификация валютных операций Классификация банковских валютных операций может осуществляться как по критериям, общим для всех банковских операций (пассивные, активные операции), так и по особым классификационным признакам, свойственным только валютным операциям. Основополагающий вариант классификации валютных операций вытекает из Закона РБ № 226-3 от 22 июля 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно данного Закона валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие:
— осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой  поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления)товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности не превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, не превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
— предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней;
— перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям;
— операции неторгового характера. [2].
Основные принципы проведения текущих валютных операций:
— текущие валютные операции проводятся только через счета уполномоченных банков Республики Беларусь и уполномоченных предприятий;
— субъекты хозяйствования Республики Беларусь, в том числе и предприниматели без права образования юридического лица обязаны хранить иностранную валюту в уполномоченных банках Республики Беларусь или на своих текущих, специальных, контокоррентных, депозитных, других счетах в уполномоченных банках Республики Беларусь;
— расчеты в иностранной валюте осуществляются субъектами хозяйствования — резидентами в пределах кредитового остатка на текущем валютном счете или же в пределах средств находящихся в их распоряжении, например,  в пределах лимита открытой кредитной линии;
— в случае, если условия внешнеэкономических контрактов между резидентом и нерезидентом не противоречат правилам проведения валютных операций, иностранная валюта переводится в пользу нерезидента в соответствии с условиями раздела контракта «Платеж» при наличии таких коммерческих документов, как коносаменты, инвойсы, счета-фактуры;
— уплата денежных средств в национальной валюте, оказание услуг и реализация товарно-материальных ценностей в Республике Беларусь с последующим получением СКВ или ОКВ за границей Республики Беларусь не допускается;
— уполномоченные банки и уполномоченные предприятия выполняют функцию агента государства по валютному контролю и вправе отказать субъекту валютной операции в ее проведении, если она противоречит, нормам валютного регулирования;
— все расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются в свободно конвертируемой валюте и других иностранных валютах, если это предусмотрено межправительственными соглашениями и соглашениями между Центральными банками государств;
— в отношениях между резидентами валюта Республики Беларусь принимается без ограничений в оплату любых требований и обязательств в ней выраженных, а также может приниматься в оплату требований и обязательств, выраженных в иностранной валюте.
Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются следующие валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами:
— приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов;
— приобретение ценных бумаг, выпущенных резидентами или  нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;
— переводы для осуществления расчетов по обязательствам, предусматривающим передачу имущества, относимого законодательством Республики Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него;
— расчеты по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
— предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, превышающий 180 дней;
— иные валютные операции, не относимые к текущим валютным операциям. [2].
Основополагающий принцип организации валютных операций, связанных с движением капитала, можно определить следующим образом: запрещено все, что не разрешено.
Неторговые операции являются разновидностью валютных операций банка. К ним относятся операции по обслуживанию клиентов, не связанные с проведением расчетов по экспортно-импортным операциям и движением капитала. При наличии лицензии на проведение валютных операций банки могут проводить следующие виды неторговых операций:
— покупку и продажу иностранной валюты;
— прием иностранной валюты на инкассо;
— прием чеков иностранных банков на инкассо;
— инкассацию выручки в наличной иностранной валюте;
— покупку и продажу дорожных чеков;
— продажу коммерческих чеков;
— операции по выпуску и продаже пластиковых карточек в иностранной валюте;
— другие операции с наличной иностранной валютой.
Валютно-обменные операции с участием физических лиц являются основными из всех операций неторгового характера. Они совершаются  коммерческими банками в кассовых узлах банка (валютной кассе), так и в обменных пунктах.
Согласно статье 14 Банковского Кодекса Республики Беларусь валютно-обменные операции представляют один из видов банковских операций, которые вправе осуществлять банки и небанковские кредитно-финансовые организации. По своей правовой природе валютно-обменные операции в большей мере относятся к валютному законодательству нежели к банковскому, представляя собой банковскую операцию, связанную с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности. Предметом валютно-обменных операций наряду с официальной денежной единицей Республики Беларусь выступает иностранная валюта, которая охватывается понятием «валютные ценности». [1].
Согласно статье 284 Кодекса к валютно-обменным операциям относятся:
— операции по обмену иностранной валюты на официальную денежную единицу Республики Беларусь и (или) обмену официальной денежной единицы Республики Беларусь на иностранную валюту по установленным обменным курсам (купля-продажа иностранной валюты);
— операции по обмену одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам (конверсия иностранной валюты):
— иные операции, определенные Национальным банком.
Согласно статье 14 Кодекса право осуществления валютно-обменных операций принадлежит исключительно банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям (далее – уполномоченные банки). К используемому в контексте статьи термину «уполномоченный банк» относятся также центральный аппарат Национального банка, Главные управления и отделения Национального банка.
Покупка и продажа иностранной валюты осуществляется по устанавливаемым банками курсам, которые постоянно контролируются ими и приводятся в соответствие с развитием рынка. Курс покупки иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте с выплатой в белорусских рублях, курс продажи иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте с оплатой в белорусский рублях, курс конверсии иностранной валюты устанавливаются и оформляются приказом (распоряжением) по банку до начала рабочего дня обменного пункта или кассы. В течение рабочего дня банки могут, изменять установленные обменные курсы. Установление или изменение обменных курсов фиксируется в специальном журнале установления обменных курсов. Этот журнал должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью и заверен уполномоченным лицом коммерческого банка. Кассир записывает информацию о полученных обменных курсах в журнале установления обменных курсов.
Цены на наличную валюту могут указываться как за единицу валюты (доллар США, евро), так и за каждые 10 единиц иностранной валюты (японские иены), за каждые 100 единиц иностранной валюты (румынский лей, иранский реал, монгольский тугрик, ливанский фунт), а также за 10000 единиц иностранной валюты (турецкие лиры).
В мировой практике существуют два вида котировок: прямая и косвенная.
В большинстве стран курсы иностранной валюты выражаются в национальной  валюте, т. е. указывается сколько будет стоить единица иностранной валюты в национальной. Эту форму указания  цен называют прямой котировкой.
Пример прямой котировки (данные условные):
— в Республике Беларусь 1 американский доллар стоит 2145 рублей;
— в Литве 1 американский доллар стоит 4 лита.
Противоположным является понятие косвенной котировки. При этом указывается не цена за единицу иностранной валюты, а иностранный эквивалент за единицу национальной валюты. Подобная система применяется в небольшом количестве стран, в частности, в Англии.     
Пример косвенной котировки: в Лондоне 1,6 американских доллара будут котироваться к одному фунту стерлингов.
При покупке клиентами иностранной наличной валюты через банки за основу принимается более низкая цена покупки (курс покупателя),  при продаже – более высокая цена (курс продавца). Для покрытия расходов по обслуживанию операций и получения прибыли между этими курсами существует разница, называемая маржой. Как правило, разница между ценами покупки и продажи наличной валюты выше, чем разница между курсами покупки и продажи безналичной валюты. Поскольку затраты, связанные с операциями с наличной иностранной валютой, также значительно выше (транспортировка денег, приобретение приспособлений для проверки банкнот на подлинность – каталоги отличительных признаков, детектор наличия магнитных добавок в красителях, ультрафиолетовая лампа, лупа и др.).[10].
При покупке и продаже платежных документов в иностранной валюте (это выраженные в иностранной валюте дорожные, банковские чеки или иные чеки, эмитированные банками и иными кредитными организациями, а также чеки Tax-free) банки могут взимать комиссионное вознаграждение в белорусских рублях. В последнее время комиссионные за покупку и продажу иностранной валюты банками Республики Беларусь не предусматриваются.
Операции покупки и продажи иностранной валюты банками производятся только с теми валютами, на которые установлены обменные курсы.
В настоящее время более широкое значение приобрели текущие валютные операции. При этом отсрочка платежа предоставляется на минимальный срок. Ограниченный круг валютных операций, связанных с движением капитала, обосновывается большими рисками при их осуществлении, а также более сложным оформлением (получение разрешения Национального банка на данные операции). [11, с.19].
Таким образом, спектр услуг, предоставляемых банками по операциям с иностранной валютой, широк и каждым годом расширяется. Банки оперативно реагируют на изменение спроса на отдельные виды услуг, что особенно важно в конкурентной борьбе коммерческих банков за привлечение клиентуры. Без таких операций, как покупка-продажа наличной иностранной валюты с участием физических лиц, осуществления переводов за границу, покупки-продажи дорожных чеков, выдачи наличной иностранной валюты на командировочные расходы корпоративным клиентам, практически невозможна повседневная работа любого банка с клиентами.
    продолжение
–PAGE_BREAK–
    продолжение
–PAGE_BREAK–
    продолжение
–PAGE_BREAK–

    продолжение
–PAGE_BREAK–
    продолжение
–PAGE_BREAK–Одной из важнейших проблем организации валютных операций на наличном валютном рынке является выявление поддельных банкнот. На протяжении 2005 года в ходе проведения валютно-обменных операций кассовыми работниками Республики Беларусь продолжали выявляться поддельные банкноты иностранных государств и Национального банка Республики Беларусь.
Анализ представляемых в Главное управление эмиссионно-кассовых операций Национального банка Республики Беларусь сведений о выявленных поддельных банкнотах свидетельствует о непрекращающемся их изготовлении и сбыте. За 2005 год было выявлено, изъято из платежного оборота, а передано в органы внутренних дел республики 1567 поддельные банкноты. В 2004 году было изъято 1754 поддельные банкноты.
Наибольшее количество поддельных банкнот было выявлено в г.Минске и Минской области – 846 штук, что составляет 54% от общего количества выявленных поддельных банкнот.
Основными способами изготовления поддельных банкнот являются цветная электрофотография и струйная печать – 1308 штук. Банкноты, изготовленные данными способами, не отличаются высоким качеством и легко распознаются кассовыми работниками.
Как и в предыдущие годы, основную массу поддельных банкнот составляют доллары США (2004 год – 1461 штука, 2005 год — 1210 штук). Среди них наибольшее количество – это банкноты достоинством 100 долларов США – 968 штук (80% от общего количества). Следует отметить снижение количества наиболее тяжело выявляемых поддельных банкнот США класса «супер» — трудно выявляемые поддельные банкноты достоинством 50 и 100 долларов США, выполненные по технологии изготовления подлинных денежных знаков и отличающиеся от последних лишь мелкими деталями графического оформления.
Несколько снизилось число  выявленных поддельных банкнот евро (2004 год – 85 штук, 2005 год – 78 штук), среди которых наибольшее количество составляют банкноты достоинством 50 и 100 евро. Среди выявленных поддельных банкнот евро встречаются банкноты высокого качества изготовления.
Несколько увеличилось число выявленных поддельных банкнот Банка России (2004 год – 31 штука, 2005 год – 48 штук).
Увеличились изготовление и сбыт поддельных билетов Национального банка Республики Беларусь (2004 год – 159 штук, 2005 год – 231 штука). Наиболее часто выявляются поддельные банкноты достоинством 10000 рублей и 20000 рублей.
Значительная часть поддельных банкнот Национального банка Республики Беларусь (95,5% от общего числа) была принята кассирами предприятий торговли, акционерных обществ и других форм собственности, осуществляющих реализацию товаров и услуг за наличный расчет, а выявлена при пересчете инкассированной выручки в структурных подразделениях Национального банка Республики Беларусь [23, с.2].
Учитывая вышеизложенное, необходимо обеспечить обучение кассовых работников способам определения подлинности банкнот, обязав их при проведении валютно-обменных операций осуществлять тщательный визуальный контроль и использовать технические средства при приеме и пересчете денежной наличности, а также рекомендовать руководителям предприятий, обслуживающихся в структурных подразделениях банков, организовать работу по обучению кассиров указанных предприятий. (Постановление НБ РБ от 28.01.2006).
Существенной проблемой организации работы обменных пунктов является загруженность кассового работника операциями, которые могут быть эффективно автоматизированы. Автоматизация таких операций позволит снизить операционные издержки обменного пункта, увеличить количество обслуживаемых клиентов и даст возможность получения дополнительного дохода.
Обменные пункта каждого современного банка оснащены компьютерными системами, которые автоматизируют достаточно трудоемкие операции банковского учета. Однако таким системам присущ ряд недостатков, среди которых:
— недостаточная производительность и невозможность поддержания больших объемов данных;
— необходимость работы напрямую с базами данных (описание конфигурации, список кассиров, список допустимых валют);
— отсутствие согласованности с работой принтера;
— возможность осуществления ограниченного перечня наличных операций с иностранной валютой (размен, прием таможенных платежей, покупка-продажа, дорожных чеков и др. не поддерживаются).
Помимо отмеченных важными недостатками являются невозможность  текущего контроля за работой обменного пункта, снижение качества выполнения кассиром своих функций под воздействием психологических факторов, отсутствие централизованной системы, которая позволила бы осуществлять мониторинг текущего состояния наличного валютного рынка и оперативно реагировать на изменение спроса и предложения на валюту.
Все это приводит к недостаточной эффективности деятельности банков на наличном валютном рынке.
Предлагаемый выход из данной ситуации включает следующие этапы:
1)               модернизацию программного обеспечения;
2)               замену технически и морально износившихся технических средств и оборудования в обменных пунктах;
3)               построение локальной вычислительной сети закрытого типа.
Реализация первого этапа даст банку возможность сократить затраты времени на проведение валютно — обменных операций и  оформление документов, расширить перечень  проводимых операций (добавить размен, обмен, конверсию, возможность проведения других расчетов обменным пунктом при наличии внешней связи и доступа к ресурсным базам), сократить объемы работ, не требующих высокой квалификации, повысить качество  обслуживания клиентов.
Выбор банком информационной системы усложняете при необходимости поддерживать высокоскоростной обмен данными между обменными пунктами, между обменным пунктом и банком, между банками. В связи с этим банкам приходится не только осуществлять техническое оснащение, но и перепроектировать всю системную инфраструктуру банка.
Сбалансированное программное обеспечение, грамотно разработанное при содействии не только программистов и руководителей подразделений, но и самих кассиров, которые помогут наиболее рационально организовать технологический цикл работы обменного пункта и выявить «узкие» места, позволит уменьшить нагрузки в пиковые часы работы пункта обмена валют.
Проведение мероприятий по реализации второго этапа даст возможность подключить устройства мониторинга за работой обменных пунктов. Кассиры при выполнении своих обязанностей не всегда могут оперативно выявлять утерянные, нелегально полученные, фальшивые документы, по которым разрешена продажа иностранной валюты. Создание системы автоматизированного контроля положительно скажется на всех агентах валютного контроля. Установив камеру слежения с фиксацией данных на сервере, в расположенном в отделении, банк получит возможность  наблюдения за работой обменного пункта, а значит, выявления и устранения конфликтных ситуаций и нарушений в работекассира иоперативного реагирования в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств.  Построениелокальнойсети и наличие связи между обменным пунктом и банком дает возможность проведения не только валютно-обменных операций,  но и различных платежей и зачислений [17, c. 25].
К особенностям работы обменного пункта, которые должны учитываться при его техническом оснащении, относятся следующие факторы:
— работа в режиме реального времени;
— ежедневная настройка системы по ряду параметров;
— работа с документами строгой отчетности, в том числе распечатка в соответствующих местах необходимых данных;
— работа с наличными де­нежными средствами:
— сравнительно небольшой  объем обрабатываемой информации.
В связи с этим можно предложить систему, автоматизирующую наиболее трудоемкие операции, выполняемые валютным кассиром в обменном пункте:   
— настройка системы на текущий операционный день, включающая установку текущей даты, определение обменного пункта и валютного кассира, регистрация выданного аванса в валюте и в рублях, установка курсов валют;
— текущий контроль наличных денежных средств в рублях и валюте;
— подготовкаи вывод на печать отчетных форм по результатам работы за операционный день;
— проведение операций по покупке-продаже и обмену  иностранной валюты;
— редактирование текущего курса валют в течение рабочего дня;
— оформление и вывод на печать справки строгой отчетности на операцию купли-продажи наличной валюты,
— ведение ежедневных реестров купли-продажи наличной валюты.
Важной особенностью проектируемого АРМ является создание дружественного интерфейса системы с пользователем, учитывающей уровень его подготовки и возможность обучения (самообучения).
Эффективность внедрения автоматизированной системы обусловлена действием ряда факторов — организационного, информационного и экономического характера.
Организационный эффект проявляется в освобождении работников от рутинных операций по систематизации и группировке учетных данных, многочисленных расчетов и записей в реестры и другой документации, сверки показателей и увеличении тем самым времени для проведения анализа и оценки эффективности принимаемых управленческих решений.
Информационный фактор эффективности выражается в повышении уровня информированности персонала.
Экономический фактор проявляется в том, что учетная информация, имеющая целью полное и своевременное отражение изменения состояния объекта и причин, влияющих на его развитие, в конечном счете направлена на улучшение использования производственных ресурсов.
Опыт эксплуатации комплексов задач показал, что в процессе автоматизации учетно-вычислительных работ достигаются снижение трудоемкости  отдельных операций, рост производительности и улучшения условий труда отдельных работников, повышение оперативности, достоверности, включая подготовку отчетности при постоянно растущем объеме первичной документации без увеличения численности персонала.
Итак, экономическая эффективность складывается из двух основных компонентов:
— совершенствования производственной, хозяйственной и финансовой деятельности обменного пункта;
— сокращение затрат на проведение вычислительных операций.
Базой для оценки экономической эффективности автоматизированной системы может служить время, затрачиваемое на одного клиента в обменном пункте. К основным обобщающим показателям экономической эффективности проекта оптимизации деятельности обменного пункта относятся:
— годовой экономический эффект от разработки и внедрения  автоматизированной системы;
— срок окупаемости автоматизированной системы;
— расчетный коэффициент эффективности капитальных затрат.
Таким образом, годовой экономический эффект от внедрения предлагаемого проекта модернизации деятельности обменного пункта равен 1413,9 USD срок окупаемости системы составляет 7 месяцев.
Исходя из специфики деятельности банков на наличном валютном рынке, разрабатываемая система должна удовлетворять следующим требованиям:
1. Функциональные возможности АРМ должны предоставить возможность выполнения в автоматизированном режиме основных операций, производимых валютным кассиром.   
2. Системное программное обеспечение должно поддерживать работу в режиме реального  времени и допускать проведение в больших количествах операций ввода-вывода, чтения, записи, вывода на печать.
3. Базовые программные средства должны обеспечивать перенос пакета прикладных программ на новые аппаратные платформы, без каких-либо изменений в них.
4. Прикладное программное обеспечение, кроме требуемого функционального диапазона, должно производить настройку системы на текущий операционный день в соответствии с существующей технологией работы обменного пункта.
5. Прикладные программные средства должны организовывать взаимодействие с существующей базой данных.
6. Управление АРМ должно быть простым и наглядным, а работа с использованием  АРМ должна снижать количество допускаемых валютным кассиром ошибок.  [17, с.18].
Реализация перечисленных требований позволит создать  экономически эффективную автоматизированную систему, которая существенно повысит производительность труда валютных кассиров, увеличит пропускную способность обменного пункта, улучшит качество обслуживания клиентов.
При дальнейшей реорганизации обменного пункта банку следует ставить вопрос о создании модульного программного обеспечения всего банка. Как правило, при заказе одной крупной АБС обеспечивается более низкая ее стоимость, чем  при заказе программного обеспечения для каждого отдела или вида деятельности банка. Создав модульную систему, банк обеспечит также высокую скорость обработки информации, совместимость данных, простоту восстановления данных с резервных копий в случае сбоя и т.д. Для того чтобы такой проект имел успех, модульное программное обеспечение должно иметь функцию настройки пользовательского интерфейса, а также предоставлять возможность выбора только необходимых для работы операций и документов.
С экономической точки зрения реализация проекта комплексной автоматизации банковской деятельности на базе модульного программного обеспечения позволит банку увеличить производительность труда работников, сократить время совершения и оформления банковской операции, повысить прибыльность работы, а следовательно, и повысить свой рейтинг и имидж.
3.2 Пути повышения экономической эффективности применения программного средства для учета валютно-обменных операций Программа разработана для нужд Браславского отделения ОАО «Белагропромбанк». Назначение программы — автоматизация работы валютного отдела. Программа предназначена для квалифицированных пользователей, не требует знаний в области компьютерной техники, легка и понятна в эксплуатации.
Применение программы позволит максимально уменьшить ручной труд работников валютного отдела. Программа участвует в предоставление справочной информации, взаимодействие с другими отделами, составление и печать сводной (отчетной)  статистической отчетности.
В настоящее время неизвестны какие-либо аналоги разработанной программы, учитывающие особенности структуры отрасли. Коммерческий успех программе обеспечивает невысокая цена, а также обширный круг проблем, решаемых программой.
Программные средства вычислительной техники являются материальными объектами специфической интеллектуальной деятельности специалистов, состоящими из программных документально оформленных проектов, реализующих свои потребительские свойства и качества в составе функционирующих вычислительных систем или систем обработки данных.
Программные средства вычислительной техники как товарная продукция может быть двух видов:
1) научно-техническая продукция;
2) продукция производственно-технического назначения.
В современных рыночных экономических условиях Республики Беларусь программные средства как товарная продукция соответствующих научно-технических организаций выступает преимущественно в виде научно-технической продукции, представляющей собой функционально завершенные и имеющие товарный вид программные средства вычислительной техники, реализуемые покупателям по рыночным отпускным ценам.
В результате разработки и применения программных средств вычислительной техники экономический эффект достигается за счет экономии трудовых, материальных и финансовых ресурсов на основе:
1) снижения трудоемкости алгоритмизации программирования и отладки программ (задач) за счет использования программного средства в процессе разработки автоматизированных систем и систем обработки данных;
2) сокращения расходов на оплату машинного времени и других ресурсов на отладку и сдачу задач в эксплуатацию;
3) снижения расходов на материалы (магнитные ленты, магнитные диски и прочие материалы);
4) ускорения ввода в эксплуатацию новых систем;
5) улучшение показателей основной деятельности предприятий в результате использования программных средств.
Расчет экономической эффективности программных средств вычислительной техники основан на принципах комплексной оценки эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса.
Расчет экономического эффекта от программных средств осуществляется у разработчика и у потребителя. У разработчика экономический эффект выступает в виде прибыли, остающейся в распоряжении предприятия от реализации программного средства:
                                                                                   (3.4)
где
Р — доход (выручка) от реализации программного средства за минусом налога на добавленную стоимость;
    продолжение
–PAGE_BREAK–С — себестоимость программного средства;
Н — общая сумма налогов и других платежей, определяемая в соответствии с действующим законодательством [35, c. 69].
У пользователя затраты на программное средство складываются из единовременных и эксплуатационных (текущих) затрат. Единовременные затраты представляют собой расходы на приобретение программного средства по рыночным ценам (себестоимость НИОКР, включая затраты на испытания, отладку, доработку, приобретение специального оборудования и прибыль организации-разработчика), транспортировку, монтаж (старого оборудования демонтаж) и наладку нового оборудования, связанного с использованием нового программного средства.
Эксплуатационные (текущие) затраты организации-пользователя состоят из затрат на заработную плату по подготовке данных и анализу их обработки, затраты на оплату времени работы вычислительных ресурсов, устройств ввода-вывода, средств массовой памяти (магнитные диски и ленты), коммуникационных средств, необходимых для выполнения функций программы, затрат материалов и прочих затрат.
На основе технико-экономического анализа функциональных и конструктивных особенностей создаваемого программного средства и источников экономической эффективности определяются показатели, по которым рассчитывается экономия всех видов ресурсов, оказывающих влияние на величину экономического эффекта.
Таблица 3. SEQ Таблица \* ARABIC \r 1 1 — Исходные данные по разработанному программному средству
Наименование показателей
Буквенные обозначения
Единицы измерения
Количе-ство
Коэффициент новизны
Кн
Единиц
1
Группа сложности
Единиц
3
Дополнительный коэффициент сложности
Ксл
Единиц
0,18
Поправочный коэффициент, учитывающий использование типовых программ
Кт
Единиц
1
Наименование показателей
Буквенные обозначения
Единицы измерения
Количе-ство
Установленная плановая продолжительность разработки
Трт
Лет
0.5
Годовой эффективный фонд времени
Фэф
Дней
230
Продолжительность рабочего дня
Тч
Час
8
Оклад, месячный
Тм
 руб.
450000
Коэффициент премирования
Кп
Единиц
1,4
Норматив дополнительной заработной платы
Нзд
%
10
Норматив заработной платы прочих категорий
Нзп
%
50
Ставка отчислений в фонд социальной защиты населения
Нсзс
%
35
Норматив командировочных расходов
Нрнк
%
30
Норматив прочих затрат
Нпз
%
20
Норматив накладных расходов
Нрн
%
500
Норматив на сопровождение и адаптацию программного средства
Нрса
%
10
Ставка налога на добавленную стоимость
Ндс
%
18
Норма амортизации вычислительной техники
На
%
10
Норма расходов на сопровождение и адаптацию программного средства
Рса
10
Примечание: Источник: [48, c. 500], [31]
В разработке программного средства участвуют исполнители, перечисленные в табл. 3.2.

Таблица 3. SEQ Таблица \* ARABIC 2 — Исполнители программного средства
Исполнитель
Тарифный разряд
Тарифный коэффициент, Тк
Продолжительность участия в разработке (дня)
Начальник отдела
23
8,073
120
Ведущий программист
15
3,48
120
Инженер-программист  категории
14
3,25
120
Инженер-программист без категории
12
2,84
120
Примечание: Источник: Собственная разработка
Смета затрат на разработку программного средства включает следующие статьи:
1)    заработная плата исполнителей основная (Зо) и дополнительная (Зд), руб.;
2)    отчисления в фонд социальной защиты (ЗСз), руб.;
3)    материалы (М), руб.;
4)    спецоборудование (Рс), руб.;
5)    машинное время (Рм), руб.;
6)    расходы на научные командировки (Рнк), руб.;  
7)    прочие затраты (Рз), руб.;
8)    накладные расходы (Рн), руб.
На основании сметы затрат рассчитывается себестоимость и отпускная цена программного средства.
Сумма основной заработной платы рассчитывается на основе численности специалистов, соответствующих тарифных ставок и фонда рабочего времени. Причем численность специалистов, календарные сроки разработки программы и фонд рабочего времени определяются экспертным путем или с использованием укрупненных норм времени на разработку, создание и сопровождение программного средства. Расчет трудоемкости программного средства с использованием укрупненных норм времени осуществляется в основном в крупных научно-технических организациях для решения сложных задач программного обеспечения вычислительной техники. В мелких и средних научно-технических организациях трудоемкость, численность исполнителей и сроки разработки программного средства определяются экспертным путем с использованием данных по базовым моделям. При определении трудоемкости программного средства учитываются объем программного средства (в условных машинных или исходных команд), объем документации (строк), новизна и сложность программного средства, язык программирования, степень использования типовых (стандартных) программ.
Объем программного средства определяется методом структурной аналогии по соответствующим каталогам аналогов программ, которые постоянно обновляются и утверждаются в установленном порядке. На основании имеющейся информации о функциях разрабатываемого программного средства определяется объем каждой функции для соответствующего типа ЭВМ. Затем определяется тип разрабатываемого программного средства (по принятой классификации в каталоге аналогов), уточняются объемы функций для данного программного средства и определяется общий объем программного средства. На основании общего объема (Vо) и нормативных данных определяется нормативная трудоемкость с учетом группы сложности программного средства (Тн). Рассчитывается общая уточненная трудоемкость (ТОу) с учетом дополнительных коэффициентов сложности (КСл) в зависимости от характеристик программного средства:
                                                                          (3.5)
где
 – общий объем программного средства;
 – объем функций i-го программного средства;
n — общее число функций [54, c. 140].

Таблица 3.3 — Характеристика функций и их объем
Номер функции
Содержание   функций
Объем (условных маш. команд для ПЭВМ)
101
Организация ввода информации
200
102
Контроль, предварительная обработка и ввод информации
500
111
Управление вводом информации
1456
204
Обработка наборов и записей базы данных
1654
205
Обслуживание базы данных в пакетном режиме
1000
208
Организация поиска и поиск в базе данных
1727
210
Загрузка базы данных
1498
Примечание: Источник: Собственная разработка
Объем функций ПС с учетом коэффициентов:         
 =  8035
На основании общего объема программного средства и его группы сложности (3 группа) определяется нормативная трудоемкость (Тн =306 человеко-дней) по таблицам.
С учетом дополнительного коэффициента сложности (КСл=0,2) рассчитывается общая трудоемкость программного средства:
                                                                              (3.6)
где
То — общая трудоемкость ПС;
Тн — нормативная трудоемкость ПС;
КСл — дополнительный коэффициент сложности ПС [54, c. 140].
То = 454,3
Трудоемкость программного средства по стадиям определяется с учетом новизны и степени использования в разработке типовых программ и программного средства (=1,    =1)
                                                                           (3.7)
где
— поправочный коэффициент, учитывающий степень  использования в разработке типовых (стандартных) программ;
 – коэффициент, учитывающий степень новизны программного средства;
 – удельный вес трудоемкости i-ой стадии разработки ПС в общей трудоемкости разработки ПС.
ТТз = 45,43 (чел.-дней)
ТТп = 40,887 (чел.-дней)
ТЭп = 36,344 (чел.-дней)
ТРп = 263,49 (чел.-дней)
ТВн = 68,145 (чел.-дней)
При решении сложных задач с длительным периодом разработки ПС общая трудоемкость разбивается и корректируется по стадиям разработки (техническое задание — ТЗ, эскизный проект — ЭП, технический  проект — ТП, рабочий проект — РП и внедрение — ВН) с учетом новизны, степени использования типовых программ и удельного веса трудоемкости стадий разработки программного средства в общей трудоемкости разработки программного средства. На основании общей трудоемкости рассчитывается уточненная трудоемкость с учетом распределения по стадиям (Ту):
                                                                           (3.8)
Ту = 454,3 (чел.-дней)
На основании уточненной трудоемкости разработки программного средства и установленного периода разработки (0,5 года) рассчитывается общая плановая численность исполнителей Чр по формуле:
                                                                                  (3.9)
где
ТРд — установленная продолжительность разработки программного средства (лет);
ФЭф — годовой эффективный фонд времени работы одного исполнителя;
Чр = 3,950434783 руб.
Расчет основной заработной платы исполнителей программного средства (Зо) производится на основе исходных данных (табл. 3.1).
Определяем месячную и часовую тарифную ставку  исполнителей: начальника отдела (Тм1, Тч1), ведущего инженера (Тм2, Тч2), инженера-программиста 1-й категории (Тм3, Тч3), инженера-программиста без категории (Тм4, Тч4) по формулам (3.10), (3.11):
                                                                                    (3.10)
где
Тм1 — месячная тарифная ставка 1-го разряда,
Тк — тарифный коэффициент, соответствующий установленному тарифному разряду [54, c. 159].
                                                                                       (3.11)
где
197,8 -фонд рабочего времени при восьмичасовом рабочем дне.
Тм1 = 36328,5 руб.
Тч1 = 183,66 руб.
Тм2 = 15660,0 руб.
Тч2 = 79,17 руб.
Тм3 = 14625,0 руб.
Тч3 = 73,94 руб.
Тм4 = 12780,00 руб.
Тч4 = 64,61 руб.
Сумма основной заработной платы исполнителей (Зо) рассчитывается по формуле (3.12):
                                                                (3.12)
i=1
где
n — количество исполнителей;
Тчi — часовая тарифная ставка i-го исполнителя;
Фэi — эффективный фонд рабочего времени i-го специалиста;
Тч — количество часов работы в день (часов);
Кп — коэффициент премирования [54, c. 163].
Зо = 1033961,86 руб.
Сумма дополнительной заработной платы (Зд) определяется в процентах к основной (норматив дополнительной заработной платы Нд = 10%) по формуле:
                                                                                        (3.13)
Зд = 103396,19 руб.
Отчисления в фонд социальной защиты населения (ЗСз) определяется в соответствии с действующими законодательными актами по нормативу в процентном отношении к фонду основной и дополнительной зарплаты исполнителей.
Сумма отчислений в фонд социальной защиты населения (ЗСз) определяется по формуле:
                                                                        (3.14)
где
Нзсз — норматив отчислений в фонд социальной защиты (НЗсз=35%).
Зсз = 409448,90 руб.
Расходы по статье «Материалы» (М) определяются на основании сметы затрат, разрабатываемой на программное средство, с учетом действующих нормативов. По статье «Материалы» отражаются расходы на магнитные носители, перфокарты, бумагу, красящие ленты и другие материалы, необходимые для разработки программного средства. Нормы расхода материалов в суммарном выражении (Нм) определяются в расчете на 100 машинных команд. Сумма затрат материалов рассчитывается по формуле:
                                                                                   (3.15)
где
Нм — норма расхода материалов в расчете на 100 команд программного средства (руб.);
Vо — общий объем программного средства (условных машинных команд) [23, c. 165].
М = 80350,00 руб.
Расходы по статье «Спецоборудование» (Рс) включают затраты средств на приобретение типовых и изготовление вспомогательных специального назначения технических и программных средств, необходимых для разработки конкретного программного средства, включая расходы на их проектирование, изготовление, отладку, установку и эксплуатацию. Сумма затрат по статье «Спецоборудование» (Рс) определяется в соответствии со сметой расходов, которая составляется перед разработкой программного средства. Так как для разработки конкретного программного средства специальное оборудование или специальные программы не приобретались, то расходы по этой статье не определяются.
Расходы по статье «Машинное время» (Рм) включают оплату машинного времени, необходимого для разработки и отладки программного средства, которое определяется по нормативам (в машино-часах) на 100 команд (Нм в) машинного времени в зависимости от характера решаемых задач и типа ПЭВМ, определяются по формуле:
                                                                       (3.16)
где
Цм — цена одного машино-часа (руб);
Vо — общий объем программного средства (машинных команд);
Нм в — норматив расхода машинного времени на отладку 100 машинных команд (машино-часов).
Рм = 142219,50 руб.
Расходы по статье «Научные командировки» (Рнк) определяются по смете затрат на программное средство и включают расходы,  связанные с командировками для решения проблем разработки программного средства. Определяются по формуле:
                                                                                        (3.17)
где
Нрнк — норматив расходов на командировки (Нрнк=30%).
Рнк = 310 185 руб.
Расходы по статье «Прочие затраты» (Пз) включают затраты на приобретение и подготовку специальной научно-технической информации и специальной литературы. Определяются по смете расходов на программное средство по формуле:
                                                                            (3.18)
где
Нпз — норматив прочих затрат (Нпз=20%).
Пз = 206 566,69  руб.
Затраты по статье «Накладные расходы» (Рн), связанные с необходимостью содержания аппарата управления, вспомогательных хозяйств и опытных (экспериментальных) производств, а так же с расходами на общехозяйственные нужды, относятся на программное средство по нормативу (НРн) в процентном отношении к основной заработной плате исполнителей.
                                                                                 (3.19)
где
НРн — норматив накладных расходов (НРн=500%).
Рн = 1033167,24 руб.
Общая сумма расходов рассчитывается по формуле:
     (3.20)
Ср= 3319295,4 руб.
Расходы на сопровождение и адаптацию программного средства (РСа) определяются по формуле:
                                                                                (3.21)
где
НрСа — норматив расходов на сопровождение и адаптацию (НрСа=10%).
РСа = 331929,5 руб.
Общая сумма расходов на разработку (с затратами на сопровождение и адаптацию) как полная себестоимость программного средства (Сп) определяется по формуле:
 (3.22)
Сп = 3651224,9 руб.
Рентабельность и прибыль (П) по создаваемому программному средству определяется исходя из результата анализа рыночных условий, переговоров с заказчиком (потребителем), согласования с ним отпускной цены, включающей дополнительно налог на добавленную стоимость и отчисления в специальные фонды. Прибыль рассчитывается по формуле (3.23) [23, c. 100]: