НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАЗОВСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Курсовая работа
На тему: «Образ Я подростков в неблагополучных семьях»
Специальность «Психология»
Выполнила
Порозова Елена Валерьевна
Рег.№__________________
Научный руководитель
Учанева Анна Васильевна
Глазов,2007
Содержание:
Введение
1.Особенности формирования самосознания у подростков в неблагополучных семьях
1.1.Подростковая «Я-концепция»
1.2.Влияниесемейных отношений на развитие личности подростка
1.3.Развитие личности подростков внеполных и смешанных семьях
2.Организация, методы и методики,результаты исследования иих интерпретация
2.1.Организацияисследования
2.2.Методы и методики
2.3.Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.
Многолетнее изучение подростков дало основание утверждать, что есть некоторые общие, закономерно повторяющиеся особенности психического развития в подростковом периоде. Напряжение, противоречие между социальной и биологической зрелостью, между потребностью быть взрослым и возможностью удовлетворить эту потребность, противоречие между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и способом её удовлетворения и т.п. Но было установлено и то, что подросткам, живущим в то или иное время, в определённой среде, присущи особо специфические характеристики развития.
В формировании самосознания подростков значительную роль играет семья, стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку. Особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение подростками основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе.
К сожалению, необходимо отметить, что сегодня одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются психологи, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений. Неблагоприятный тип воспитания и обращение с ребенком имеют серьезные, порой даже драматические последствия для психического развития подростка, формирования его характера и самооценки
Поэтому тема формирования «образа Я» у подростков из неблагополучных семей является актуальной.
Цель исследования – выявление особенностей образа Я подростков из неблагополучных семей.
Объект нашего исследования – Я-концепция подростков из неблагополучных семей.
Предмет исследования – влияние семейного неблагополучия на формирование самосознания подростков.
Гипотеза исследования: семейное неблагополучие отрицательно влияет на становление образа Я подростков.
Задачи исследования:
— анализ психологической литературы по теме исследования;
— определение особенностей образа Я подростков из неблагополучных семей;
— проведение экспериментального исследования самооценки подростков.
В работе были использованы следующие методики:
1) Методика Я (Кун иМак-Портленд).
2) Тест«Q-сортировка (Б. Стефансон, 1958).
3) Опросниксамоотношения (ОСО) (В.В.Столин)
Методологической основой исследования являются работы Р. Бернса о структурных компонентах Я-концепции и факторах, влияющих на ее формирование; концепция психологического развития личности Э. Эриксона, работы отечественных психологов Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, о психологических особенностях развития Я-концепции у подростков.
В работе были использованы следующие методы;
— метод анализа литературы по теме исследования;
— методы психодиагностики (наблюдение, тестирование);
— методы математической обработки данных.
1. Особенностиформирования самосознания у подростков в неблагополучных семьях
1.1. Подростковая «Я-концепция»
Я — концепция — это «теория самогосебя» или установка относительно собственной личности имеет болеединамический изменчивый характер, нежели Я — идентичность. Развитие Я — концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего«наличного» Я, оценки своего тела, внешности, поведения,способностей. Принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Вчастности, отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своимтелом, различными его частями и индивидуальными особенностями, являетсясущественным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияниена самореализацию личности во всех сферах жизни. Отношение к телу играет существенную роль в социальной адаптацииподростка и в последующей его жизни. Различаются две формы Я — концепции:реальная и идеальная. Реальная — представление о себе (необязательнореалистичное), собственная оценка. Идеальная Я — концепция — это самооценка вкоординатах «каким бы я хотел быть» [3, С. 48].
В Я совершаются ментальные репрезентациичеловеку самого себя. Я -это то, как человек воспринимает себя, имеетпредставления и знания о себе. Ментальные репрезентации человеку самого себя, — неважно, истинные или ложные, — это область человеческой субъективности, субъективнойреальности.Для человека Я есть такая же реальность, как окружающие егофизический мир, растения и животные, другие люди, предметы, вещи, человеческаякультура.
Исследования Я — концепции основываютсяна анализе особенностей мышления и представлений человека о самом себе(Нейссер, 1997).
Согласно Нейссер (1997), Я — концепцияесть ментальная репрезентация того, что человек думает о себе, оценивает,защищает, превозносит, презирает, или стремится улучшить. Килстром (1997)определяет Я как ментальную репрезентацию человеком себе собственной личности,ее черт, мотивов, верований, установок, ценностей. Я возникает благодаря опытуи мышлению, кодируется в памяти в виде абстрактной информации атрибутахличности (семантическое знание) и конкретной информации о личном опыте, мыслях,действиях (эпизодическое знание). Кроме того, Я находится под влиянием другихлюдей и существует в интерперсональном «пространстве». На Я влияюттакже социальный, культурный и ситуационный контексты. Фиву и Букнер (1997)определяют Я как социальную конструкцию, результат взаимодействий людей. Возникаяиз межличностных взаимодействий, обусловливается другими людьми, — так же, какхарактером взаимодействий, которые инициирует сам человек.
Примером областей существования Я можетслужить классификация, предложенная Нейссер (1988, 1993, 1997; Нейссер и Фивуш,1994). Были выделены «приватное Я» (Я как внутренние опыт и переживания),«экологическое Я» (Я в физической среде), «интерперсональное Я» (Я в контекстесоциальных взаимодействий и восприятия), «концептуальное Я» (Я в языке икультуре), «обыденное (скоротечное) расширенное Я» (Я как персональная память).
Нейссер (1997) обозначил четырефундаментальные особенности Я.
1) Концептуализация Я совершается различными путями в разныхкультурах.
2) Существует широкая феноменологическая вариативность в том, какразные люди переживают свое Я.
3) Имеется существенно расхождение между Я и Я-концепцией: совсем необязательно, чтобы мысли людей о себе (их Я-концепции) совпадали с их Я — таким, каким оно есть на самом деле.
4) Переживания Я неустранимо сплетаются с языком и самоописаниями,которые неизбежно привносят в Я-концепцию побочные добавки.
Источник внутреннихконфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальнойсамооценкой, проявляющейся особенно ярко в старшем подростковом возрасте [9, С.132].
Большое расхождениемежду Я — реальным и Я — идеальным считается тревожным симптомом, т.к. нередковедет к нарушениям поведения и социально- психологической адаптации ребенка.Многие проблемы, характерные для старшего подросткового возраста, объясняютсяувеличением расхождения между Я — реальным и Я — идеальным, а, кроме того,выпадением одной из составляющих положительной Я — концепции. Положительная Я — концепция определяется 3 факторами: твердой убежденностью в импонированиидругим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности ичувством собственной значимости, причем третья составляющая является скорееследствием первых двух [3, С. 64].
В литературе встречается и такая точказрения, что это расхождение можно рассматривать как признак процессавзросления. На самом деле, у здоровой личности так и есть. Но у подростков сневротическими проявлениями зачастую Я — идеальное начинает поглощать Я — реальное, и личность, пытаясь вести себя в соответствии с Я — идеальным, насамом деле демонстрирует неличностное поведение, вводя в заблуждение окружающихи увеличивая тем самым расхождение между Я — реальным и Я — зеркальным (т.е.тем, как видят подростка окружающие его люди). Так появляются утверждения типа:«Меня не понимают», «Меня отвергают», «Меня нелюбят» и т.д.
Особенности представлений о себеявляются основополагающими в развитии и формировании личности подростка: рисуяобраз «Я», подросток как бы предопределяет собственный путь развития,«пишет сценарий» своей жизни, начинает жить и действовать, стремясьне покидать намеченной линии. В возрасте 13-14 лет у человека меняютсяпредставления о своем теле, происходят значительные физиологические изменения,проявления которых, дают о себе знать в различных сферах его жизни. Именно вэтом возрасте интенсивно формируется и изменяется взгляд подростка на самогосебя, на других людей, переосмысливаются старые и обнаруживаются новые вариантырешений жизненных проблем и конфликтов. Меняется и развивается подростковаяЯ-концепция. Очевидно, что изменение представлений о себе может являтьсяпроцессом болезненным, так как в подростковом возрасте он протекает наиболееинтенсивно и динамично. Кроме того, в данный период становится актуальной темапоиска себя; а те «муки самотворчества», которые испытывает подростокв своем развитии, являются для него не менее стрессогенным фактором, нежеликонфликт или неудача в школе [6, С. 78].
Мак-Кендлес рассматривает Я-концепциюкак совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областямповедения, с которыми эти ожидания связаны. Ожидания подростка и отвечающее имповедение определяются его представлениями о себе. [5, С. 61].
Выделение описательной и оценочнойсоставляющих в Я-концепции позволяет рассматривать ее как совокупность установок,направленных на самого себя. Применительно к Я-концепции элементы установкиможно описать следующим образом:
1) Когнитивный элемент Я-концепциипредставлен образом Я, т.е. представлением индивида о самом себе, о своем теле,о своих характерных чертах, отличающих его от других, о своих социальныхотношениях.
2) Оценочный элемент Я-концепциипредставлен в виде самооценки — аффективной реакции на собственноепредставление, которая может обладать различной интенсивностью, посколькуконкретные черты образа Я могут вызывать более или менее приятные эмоции,связанные с их принятием или отвержением.
3) Поведенческий элемент — этоконкретные действия, которые могут быть обусловлены образом Я и самооценкой.Они направлены на подтверждение своих представлений о самом себе, формируяопределенный стиль поведения и механизм формирования поведенческих реакций.Кроме того, вокруг образа Я формируется определенный вид психологических защит,направленных на сохранение этого образа, поэтому стиль поведения — это совокупностьдействий, направленных на стабилизацию и развитие принятых представлений осебе.
Каждый из элементов Я-концепции можетсуществовать в трех модальностях:
1) Я-реальное: представление индивида отом, каков он есть на самом деле.
2) Я-зеркальное (социальное):представление индивида о том, как его видят другие люди.
3) Я-идеальное: представление индивида отом, каким бы он хотел быть.
В подростковом возрасте содержание этихмодальностей Я становится значимым и определяющим в развитии личности. Очевидно,что вопросы «Кто Я?», «Кто Я для других?», «Каким бы Яхотел быть?» в той или иной форме, прямо или косвенно задает себе любойподросток, и поиск ответов на эти вопросы продолжается на протяжении многихлет, прежде чем сформируется более или менее устойчивое представление особственной личности.
Представления личности о самой себекажутся ей убедительными независимо от того, основываются ли они на объективномзнании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.
Качества, которые человек сам себеприписывает, не всегда являются объективными, и с ними не всегда готовысогласиться другие люди. В попытках охарактеризовать себя присутствует сильныйличностный момент, момент пристрастной, субъективной оценки.
Я-концепция — это не только констатация,описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристики связанных с ними переживаний. Большая часть оценок себя обусловлена соответствующимиреальными стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Подросткусвойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Яна свою личность в целом: Если подросток имеет какие-то недостатки (иногдатолько кажущиеся), то он начинает ощущать (или придумывать) негативные реакцииокружающих, сопровождающие его при любом взаимодействии с окружающей средой. Вэтом случае на пути развития позитивной Я- концепции могут возникать серьезныезатруднения. Иногда, даже эмоционально нейтральные (на первый взгляд)характеристики содержат элемент скрытой оценки.
Самооценка предполагает критическоеотношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемымжизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимыецели, оценивать течение своей деятельности и ее результаты. Самооценка — субъективноеоснование для определения уровня притязаний, т.е. тех задач, которые личностьставит перед собой в жизни и к реализации которых она считает себя способной.
Самооценка не является постоянной, онаизменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значенийразличных представлений человека о себе является его социокультурное окружение.Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складываетсяпостепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение илинеодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своейсамоценности, значимости. Таким образом, самооценка- это личностное суждение особственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду, анизкая самооценка предполагает непринятие себя, самоотрицание, негативноеотношение к своей личности.
Самоотношение подростка изменяется всоответствии с получаемой индивидом обратной связью. Само по себе присутствиедругих людей может влиять на манеру поведения подростка и на оценку им своегоповедения. Подросток может усиливать социально желаемые и исключать социальнонеприемлемые формы поведения, и это оказывает определенное влияние на егосамовосприятие [2, С. 12-14].
Развитие устойчивости самооценки идетпараллельно развитию произвольного поведения, таким образом, уменьшаяподверженность самооценки влияниям извне; и тогда она начинает проявляться какмотив поведения.
Повышение устойчивости самооценкиспособствует повышению устойчивости личности, поскольку Я-концепция действуеткак внутренний «фильтр», который определяет характер восприятиячеловеком любой ситуации. Проходя сквозь этот «фильтр», ситуацияосмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека осебе.
Одним из аспектов, приводящее кискажению образа своего «Я» и снижению самооценки подростка может бытьэмоциональное отвержение со стороны социального окружения (родителей, особенноматери). Подросток чувствует, что родителям не до него, что у них своя,интересная для них, жизнь, что они тяготятся обузой родительского долга.Подростку в семье не хватает эмоционального тепла, искренней любви, понимания,сопереживания. Особенно тяжелым ударом такое отношение со стороны близкихстановится для подростка эмоционально-лабильного типа. Эмоциональное отвержениенарушает социальное взаимодействие всемье.
Таким образом, были рассмотрены основныетеоретические подходы к проблеме Я-концепции, особенности ее проявления вподростковом возрасте. Рассмотрены проблемы расхождения Я-реального и Я-идеальногои Я-зеркального, рассмотрена структура Я. Источник внутренних конфликтов идевиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальнойсамооценкой, проявляющейся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Такжебыли рассмотрены особенности влияния социального окружения на образ «Я» и самооценкуподростка.
1.2. Влияние семейных отношений наразвитие личности подростка
С точки зрения авторов классическихнаправлений психотерапии(Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, А. Адлера,К. Юнга и др.), основополагающим фактором, влияющим на развитие личностичеловека, являются особенности его взаимоотношений в детстве со своимиродителями.
Так, Э. Фромм, исследуяпроблему становления личности в современном обществе, отмечал, что характерребенка является слепком с характера родителей и развивается в ответ на иххарактер [13, С. 44].
К.Хорниполагала, что травмирующие переживания в семье способствуют формированию уребенка особого склада характера, который она называет базальной тревожностью(неразрывно связанной с базальной враждебностью). В данном случае у ребенкаразвивается чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости,подверженности опасности, нахождения в мире, открытом обидам, обману, нападкам,оскорблениям, предательству, зависти. Как считает автор, чем больше ребенокскрывает недовольство своей семьей, например, путем подчинения установкамродителей, тем в большей степени он проецирует свою тревожность на внешний мир,приобретая таким образом убеждение в том, что мир в целом опасен и страшен.Ребенок лишается уверенности в своей нужности, ценности для других, становитсяранимым и обидчивым, неспособным к самозащите. Острые реакции на частыепровоцирующие ситуации кристаллизуются постепенно в данный склад характера [14,С. 144-148].
Э.Эриксон установил зависимость личностных особенностей ребенка от его отношенийс родителями на различных стадиях развития. Э. Эриксон отмечал, что вподростковом возрасте формируется идентификация личности или спутанность ролей,когда перед ребенком встает задача осмыслить его различные социальные роли(сына или дочери, ученика, друга и т.д.) Выработанные на предыдущих стадияхположительные качества значительно повышают шансы на успешную психосоциальнуюидентификацию. У недоверчивого, стыдливого и неуверенного подростка сповышенным чувством вины и собственной неполноценности возникают трудности сидентификацией [16, С. 214].
А. Адлер видел причиныневроза в особенностях детского развития. Понимая невроз как нарушенный стильжизни, Адлер считал одной из основных причин его формирования неправильноевоспитание ребенка. Он указывает на две крайности в воспитании:вседозволенность и отвергание ребенка, лишение его необходимой поддержки, врезультате чего у ребенка формируется нереалистичное представление о своем “Я”,чувство неполноценности и стремление к его компенсации [1, С. 56].
К.Юнг в своей работе указывает на решающую роль семьи и родителей в формированииличности ребенка. Как считает Юнг, “нервные и психические нарушения у детейвплоть до среднего школьного возраста основаны, можно сказать, исключительно нанарушениях психической сферы родителей” [17, С. 57].По мнению Юнга, на развитие у ребенка нервной патологии сильное влияниеоказывают психическое состояние, проблемы и образ жизни его родителей, а такжеатмосфера в семье и методы воспитания. Родители почти всегда являются “либопрямыми инициаторами невроза у ребенка, или по крайней мере его важнейшимикомпонентами” [17, С. 76].
Вомногих современных исследованиях выявлены виды семейных отношений, которые оказываютразличное влияние на развитие личности подростка (В. Сатир, 1992; Ф. Райс,2000; А.С. Спиваковская, 1988; Э.Г.Эйдемиллер, 1994; А.Е. Личко, 1983; Е.Т.Соколова, В.В. Столин, 1989; и др.).
В. Сатир(1992), обобщив опыт своей психотерапевтической работы, выделила два типа семей– «зрелые» и «проблемные». «Зрелые» семьи отличаются от «проблемных» тем, что«родители верят: изменения неизбежны – и в развитии детей, и в жизни взрослых.Они принимают изменения как неотъемлемую часть бытия».
По наблюдениямВ. Сатир, «проблемные» семьи всегда характеризуются низкой самооценкой;ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени нереалистичными инечестными коммуникациями; ригидными, инертными, стереотипными, негуманными,ненаправленными на помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правиламиповедения; социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье, либонаполненными страхом и угрозой.
Для «зрелых»семей характерны следующие особенности: высокая самооценка; непосредственные,прямые, четкие и честные коммуникации; правила в этих семьях подвижны, гуманны,ориентированы на приятие, а члены семей способны к изменениям; социальные связиоткрыты и полны позитивных установок и надежд [10, С. 64].
Ф. Райсприводит выделенные разными авторами особенности семейных отношений,необходимые для нормального развития ребенка в подростковом и юношескомвозрасте:
1) Заинтересованностьи помощь родителей. Родительская поддержка порождает доверительные отношениямежду детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков,способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточнаяродительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка,плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивомуи антиобщественному поведению.
2)Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособностьродителей к эмпатии, отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и пониманиямыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка.Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлениюгармоничных отношений в семье.
3) Любовьродителей и положительные аффекты в семейных отношениях. Положительные аффектысвязаны с эмоциональной близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью;члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Еслиже в семье преобладают отрицательные аффекты, то наблюдается эмоциональнаяхолодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию уребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у негозамкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, втом числе и к детям.
4) Признаниеи одобрение со стороны родителей.
5) Доверие кребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родителипроецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины.Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом)больше других склонны бояться за своих детей.
6) Отношениек ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подросткомсамостоятельности происходит в процессе индивидуации, когда он занимаетсяформированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новыесвязи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями,стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобыпроявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем уродителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, приобретают иныеинтересы и иную точку зрения.
7) Руководствосо стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родителипроявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах иповедении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков,отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы,излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детейнеоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет насамооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов,приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
8)Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания;следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации уподростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своимиродителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире[8, С. 87].
Э.ГЭйдемиллер выделяет две группы причин, вызывающих тот или иной тип семейныхотношений, в зависимости от личностных особенностей родителей.
1)Отклонения личности самих родителей – акцентуации ипсихопатии, которые часто предопределяют различные нарушения в воспитании.
При неустойчивойакцентуации родитель чаще склонен к гипопротекции (когда ребенок предоставленсамому себе, родители не интересуются им и не контролируют его), недостаточномуудовлетворению потребностей ребенка, пониженному уровню требований к нему.
Эпилептоиднаяакцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жестокоеобращение с ребенком. Тревожная мнительность родителей также может приводить кдоминирующему стилю воспитания.
Демонстративно-компенсаторнаяакцентуация личности и истероидная психопатия часто предрасполагает кпротиворечивому типу воспитания – демонстрируемой любви и заботе о ребенке призрителях и эмоциональному отвержению в их отсутствие.
2)Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые засчет ребенка. В данном случае в основе негармоничного воспитания лежитопределенная личностная проблема (или потребность), чаще всего неосознаваемаяродителем, которую он пытается решить за счет воспитания ребенка.
Быловыделено 8 подобных источников нарушений воспитания:
1) Расширениесферы родительских чувств – обусловливает такие нарушениявоспитания как потворствующая и доминирующая гиперпротекция. Данный источникнарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношениямежду родителями оказываются нарушенными по различным причинам: смерть супруга,развод, не удовлетворенность одного из родителей отношениями с супругом.Родитель начинает хотеть, чтобы ребенок стал для него чем-то большим, нежелипросто ребенком. Появляется стремление отдать ребенку (чаще противоположного пола)«все чувства, всю любовь».
2) Предпочтениев подростке детских качеств – обусловливает стиль воспитания«потворствующая гиперпротекция». У родителей наблюдается стремлениеигнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств,как непосредственность, наивность, игривость. Страх или нежелание повзрослениядетей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (например,если он имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместиласьлюбовь родителей, в связи с чем свой старший возраст он воспринимал какнесчастье). Рассматривая подростка как «еще маленького», родители снижаютуровень требований к нему, тем самым стимулируя развитие психическогоинфантилизма.
3) Воспитательнаянеуверенность родителя– обусловливаетпотворствующую гиперпротекцию, либо просто пониженный уровень требований кребенку. Происходит перераспределение власти в семье между родителями иребенком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка. Этопроисходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупалего «слабое место», которое может быть обусловлено психастеническими чертамиличности родителя. В других случаях на формирование этой особенности моглиповлиять отношения родителя с его собственными родителями: дети, воспитанныетребовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детяхту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то жечувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственнымродителям.
4) Фобияутраты ребенка – обусловливает потворствующую или доминирующуюгиперпротекцию. Родители испытывают повышенную неуверенность, боязнь ошибиться,преувеличивают свои представления о «хрупкости», болезненности ребенка. Источникитакого отношения – долгое ожидание рождения ребенка, перенесенные им тяжелыезаболевания.
5) Неразвитостьродительских чувств – может обусловливать такие нарушениявоспитания как гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителяв детстве его родителями, либо личностные особенности родителя, например,шизоидность.
6) Проекцияна ребенка собственных нежелательных качеств – обусловливаетэмоциональное отвержение или жестокое обращение с ребенком. Причиной такогоотношения часто бывает то, что родитель как бы видит в ребенке черты характера,которые не хочет признать в самом себе.
7) Вынесениеконфликта между супругами в сферу воспитания – может обусловливатьпротиворечивый тип воспитания, который представляет собой сочетаниепотворствующей гиперпротекции со стороны одного родителя с отвержением либодоминирующей гиперпротекцией другого. При этом разница во мнениях родителейчаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании сповышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же – склонен жалетьребенка, идти у него на поводу.
8) Сдвигв установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола–обусловливает либо потворствующую гиперпротекцию, либо эмоциональное отвержение[15, С. 162-164].
По мнению Е.Т. Соколовойи В.В. Столина, существует несколько типов неадекватного родительского(материнского) отношения к подростку.
1) Отношениематери к сыну-подростку как к «замещающему»мужа:требование активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находитьсяпостоянно в обществе сына, быть в курсе его интимной жизни, стремлениеограничить его контакты со сверстниками. В менее грубой форме подобноеотношение проявляется в присвоении сыну статуса «главы семьи».
2) Гиперопекаи симбиозхарактеризуются навязчивым желаниемматери удержать, привязать к себе подростка, лишить его самостоятельности из-завозможного несчастья в будущем. В этом случае преуменьшение реальныхспособностей ребенка приводит к максимальному контролю и ограничениям состороны родителей, желанию делать все за него, предохранить от опасностейжизни, «прожить жизнь за ребенка». Результатом подобного воспитания является«зачеркивание реального ребенка, регресс и фиксация на примитивных формахобщения ради обеспечения симбиотических связей с ним».
3) Воспитательныйконтроль посредством нарочитого лишения любви.Неудовлетворяющееродителей поведение ребенка наказывается тем, что ребенку демонстрируется, что«он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражаютсвоего недовольства неправильным поведением ребенка, а просто не разговариваютс ним, игнорируют. У гипертимных подростков подобное отношение вызываетбессильное чувство ярости, вспышки агрессии, за которыми стоит «желаниедоказать свое существование». В таких случаях родитель «идет на мировую» илипутем ответной агрессии (физических наказаний) пытается преодолеть стенуотчуждения между собой и ребенком. У сензитивных подростков подобное поведениеродителей порождает глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Чтобывернуть родительскую любовь, подростку приходится сверхограничить собственнуюиндивидуальность, достоинство, лишаясь собственного «Я». Послушание достигаетсяценой обесценивания «Я» подростка, сохранения примитивной привязанностиродителей к нему.
4) Воспитательныйконтроль посредством вызова чувства винызаключается втом, что ребенок, нарушивший запрет, называется родителями «неблагодарным»,«предавшим родительскую любовь» и т.п. Частным случаем такого отношенияявляется воспитание подростка в условиях повышенной моральной ответственности,описанное выше. В результате родительского воспитания данного типа развитиесамостоятельности подростка сковывается постоянным страхом оказаться виноватымв неблагополучии родителей, отношениями зависимости [11].
1.3. Развитие личности подростков внеполных и смешанных семьях
Поскольку разводстановится все более распространенным явлением, особую важность приобретаетвопрос о его влиянии на подростков. По мнению многих врачей-психиатров ипсихологов, развод родителей является главным негативным событием в жизниподростка, причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Перваяэмоциональная реакция подростка на развод родителей может включать в себяпотрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение,ощущение собственной вины за случившееся, необходимость приспосабливаться котсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду [8].Однако последствия развода сказываются на ребенке довольно долго, проявляясьдаже в первые годы его взрослой жизни.
Факторами, влияющими напоследствия развода родителей для подростка, являются климат в семье, поведениеродителей, наличие или отсутствие заботы по отношению к детям до и послераспада семьи, переживания родителей, обстоятельства и причины развода, то, вкакой форме протекал развод, как сказался распад семьи на отце и матери и ихновых взаимоотношениях, степень вовлеченности ребенка в конфликт между родителями,решение вопроса об опеке.
Дети,пережившие развод или развод и повторный брак родителей, подвергаются большемуриску столкнуться с психологическими проблемами, чем дети из крепких семей [8].Проведенное исследование показало, что подростки, которые не сталкивались сразводом родителей, оценивают климат в семье (теплоту отношений и уровеньконфликтности, а также стиль родительской опеки) более позитивно, чемподростки, пережившие уход одного из родителей. Подростки, живущие с приемнымиотцами, говорили о снисходительном к ним отношении значительно реже, чем те,кто живет с мачехами. Конфликтный семейный климат чаще наблюдается в семьях сприемной матерью, а холодные взаимоотношения — в семьях с приемным отцом. Внеполных семьях (где отсутствует один из родителей) чаще, чем в обычных семьях,присутствуют авторитарные или слишком либеральные отношения [8].
Характерразвода родителей может по-разному влиять на подростка: наиболее травмирующейявляется ситуация, когда родители вовлекают ребенка в конфликт, пытаясьзаставить его принять чью-либо сторону. Buchanan,Maccoby & Dornbush(1991) показали, что у подростков, живущих попеременно то у отца, то у матери,между которыми отсутствует взаимопонимание, часто возникает ощущениевовлеченности в конфликт; когда же родители действуют согласованно, вероятностьтого, что их дети окажутся участниками конфликта, невелика – даже еслиподросток находится в близких отношениях с обоими родителями. Если разводпроходит мирно, то он может оказать положительное воздействие на родителей идетей-подростков, понизив уровень конфликтности в семье.
На адаптациюподростка к разводу родителей решительным образом влияет умение родителейприспособиться к новой ситуации: чем больше беспокойства испытывают отец имать, тем вероятнее, что душевное равновесие у ребенка также будет нарушено.Однако в случаях, когда развод приносит облегчение супругам, он положительнымобразом сказывается и на их детях (Umberson, 1989).
Исследованиевлияния разведенных супругов на адаптацию детей-подростков показало, чтофакторами, наиболее тесно связанными со способностью подростка привыкнуть кновым условиям, являются: а) наличие близких отношений между ребенком и тем изродителей, с которым он живет, который заботится о нем и принимает участие вего повседневных делах; б) отсутствие у подростка ощущения вовлеченности вконфликт между родителями (Maccoby,1993). Степень воздействия развода на подростков в значительной мере зависит оттого, как родителям удается справляться с конфликтами и в какой степениподросток чувствует себя втянутым в эти события.
Многимиавторами было обнаружено, что склонность к разводам передается от поколения кпоколению, т.е. люди, чьи родители развелись, разводятся чаще тех, кто вырос впрочной семье. Одно из объяснений данного факта заключается в том, что детиразведенных родителей, вступая в брак, имеют уже сложившееся представление овозможности развода и пониженное чувство ответственности по отношению ксупружеским обязанностям [8].
По мнениюмногих авторов, утрата ребенком одного из родителей приводит к ростувероятности возникновения у него психических и личностных проблем, повышеннойсклонности к самоубийству, алкогольной или наркотической зависимости,невысокого чувства собственного достоинства и заниженной оценки собственныхспособностей, негативного отношения к родителям и повышенной необходимостиобращения за консультацией к психиатру [8]. Автор отмечает, что отсутствие всемье отца или матери влияет на развитие мужского и женского начала уподростков. Мальчики, воспитанные матерями, в большей степени вероятностиявляются обладателями слабо выраженного мужского начала, неотчетливо осознаютсвою мужскую роль в семье и обществе, склонны к зависимости от других, редкопроявляют агрессивность и неуверенно чувствуют себя в общении со сверстниками.Влияние отсутствия отца на подростка уменьшается по мере его взросления. Надевочек отсутствие отца оказывает прямо противоположное влияние; оно можетсоздавать определенные трудности в сексуальной жизни девушек. Если же девочкавоспитывается одним отцом, она может идентифицировать себя с мужским типомповедения и в той или иной мере утратить женственность.
Ф. Райс приводитданные, согласно которым существует взаимосвязь между конфликтами в семье исклонностью подростков к совершению правонарушений, а также снижением ихшкольной успеваемости, низким уровнем профессиональных устремлений. Разводродителей заставляет подростка по-новому взглянуть на себя и на своихродителей. Его собственное «Я» сильно страдает в такой ситуации – особенно,когда подросток начинает винить себя за то, что случилось в семье, илисталкивается с трудностями, связанными с отношением окружающих к подобнымситуациям. Чтобы восстановить самоуважение, пострадавшее в результате распадасемьи, а также справиться со стрессом, вызванным домашними конфликтами, детиразведенных или живущих порознь родителей чаще, чем дети из крепких семей,совершают поступки, связанные с риском для их здоровья (курение, употреблениеалкоголя и наркотиков и т.п.) [8].
Висследовании Needle, Su & Doherty(1990) обнаружилось, что более всего пристрастию к наркотикам подверженымолодые люди, чьи родители развелись, когда дети находились в подростковомвозрасте. Подростки же из крепких семей и те, чьи родители развелись, когда онинаходились в детском возрасте, меньше подвержены вредным привычкам. По мнениюисследователей, это объясняется попытками подростков, родители которых толькочто развелись, самостоятельно приспособиться к неблагоприятной семейнойобстановке, а также недостатком положительного влияния родителей. Исследованиепоказало также, что на подростков-мальчиков развод оказывает более негативноевоздействие, чем на девочек. Однако если родитель (в особенности мать), скоторым проживает девочка, создает новую семью, то вероятность обращения дочерик наркотикам возрастает. Авторами было сделано заключение, что вступление вповторный брак родителя, проживающего с детьми, более благотворно влияет намальчиков, чем на девочек. Flewelling & Bauman (1990) установили, что вероятностьприобретения подростком опыта употребления алкоголя, курения и вступления всексуальные отношения ниже всего в крепких семьях.
Исследование Starter, Stewart & Linn(1983) показало, что юноши в семьях, из которых ушел отец, меньше конфликтуютдома, чем те, кто остался без матери или проживает в полных семьях, и имеютболее позитивное представление о самом себе. Сыновья, оставшиеся без отцов,активнее принимают на себя роль «главы семьи», дающую им новый статус. Адочери, оказавшиеся в подобной ситуации, начинают чаще ссориться с матерями; ихсамооценка заметно понижается. Однако многие исследователи сходятся во мнении,что девочки приспосабливаются к последствиям развода гораздо лучше, чеммальчики (Moore & Hotch, 1982). Реакция подростка на потерю отца зависит и оттого, чем она вызвана: разводом или смертью (Rozendal, 1983). Подростки, чьи отцы умерли,как правило, воспитываются в теплой, заботливой обстановке. В разведенных жесемьях и мать и подросток часто испытывают вину за случившееся и ощущаютвзаимное отторжение.
Giles-Sims & Crosbie-Burnett (1989) установили, что еслиподросток воспитывается только одним родителем, то, как следствие, в немразвивается сильное стремление к автономии. Другое исследование показало, чтовступление в повторный брак родителя, воспитывающего подростка, частопробуждает в ребенке чрезмерную тягу к независимости, что, в свою очередь,приводит к нарушению взаимоотношений в семье. По наблюдению авторов, во времяразвода ослабевает родительский контроль за ребенком, взаимные чувства и потребностив общении друг с другом, что, в свою очередь, пробуждает в подростке раннеестремление к автономии, убеждает, что в жизни нужно полагаться только на себя (Sessa & Steinberg, 1991). Ф. Райс на основе данныхфактов делает следующие выводы. С одной стороны, подростки из неполных семейболее ответственны, независимы от родителей и решительны, чем те, кто растет вобычных семьях; с другой — подростки из неполных семей могут слишком раноначать активно отдаляться от дома, добиваясь поведенческой и эмоциональнойавтономии [8].
По наблюдению психологов, при повторныхбраках главную проблему представляют дети. Положение в семье отчимов и мачехкуда сложнее, чем родных отцов и матерей, так как дети обычно с трудомвоспринимают их как замену своим родителям. Отношение подростка к отчиму вомногом определяет его отношение к новой семье в целом. Также взаимоотношенияединокровных и сводных братьев и сестер могут стать источником семейных проблем[8].
Одно из проведенных исследований былопосвящено оценке отношений подростков с отчимом, восприятию ими семейныхпроблем и их адаптации к новым условиям, вызванным появлением неродного отца. Врезультате удалось установить, что адаптация подростков проходит успешнее в техсемьях, где их меньше наказывают и чаще поощряют; в семьях, где умеют достигатьвзаимного согласия в вопросах воспитания; в семьях, где в большинстве случаевдемонстрируют традиционное отношение к проблемам брака; а также в семьях, гдеповторное замужество матери не вызывало в подростках резко отрицательнойреакции. Эти выводы подтверждают уже сложившееся представление о том, чтовосприятие подростками многих домашних проблем зависит от их взаимоотношений сотчимом (Fine, Donnely & Voydanoff, 1991). ИсследованиеAmato (1987) показало, что по сравнению с детьми из обычных семей дети,проживающие только с отцом, слабее ощущают родительскую поддержку и замечают,что отец их меньше наказывает и контролирует. Такие дети более самостоятельны иответственны, однако чаще конфликтуют со своими единокровными братьями исестрами и слабее привязаны к дому. Что касается детей из семей с отчимами, топоследние их меньше поддерживают, реже наказывают и слабее контролируют, чемродные отцы. Однако по мере пребывания отчима в семье наблюдается усиление егоположительной роли. В полных семьях родители принимают более активное участие вповседневной жизни своих детей и накладывают больше ограничений, чем отчимы,мачехи или одинокие родители.
Если ребенок во время развода и новогобрака еще очень мал, то обычно он растет, воспринимая отчима или мачеху какадекватную замену отцу или матери. А в подростковом возрасте пасынки ипадчерицы трудно адаптируются к присутствию в доме отчима или мачехи;подросткам труднее наладить новые отношения с мачехами, чем с отчимами [8]. Этопроисходит главным образом потому, что мачехи сразу начинают играть болеезаметную роль в жизни ребенка и проводят с ним больше времени, чем отчимы.
Многое в новой семье зависит и ототношений между детьми от разных родителей (Amato,1987). Если мать или отец оказывают явное предпочтение своему родному ребенку,то это может вызвать обиду и озлобленность у других малолетних членов семьи.Часто между детьми разных супругов возникает острая конкуренция. Иногда онипроявляют ревность, если их родные мать или отец выказывают заботу и внимание ких сводным братьям и сестрам. Нередко разведенная женщина с детьми, особенноесли это девочки, образует своего рода «замкнутую социальную систему», и отчимубывает очень нелегко в нее проникнуть. По данным Wallerstein& Kelly (1980), обычные семьи, как правило, сплоченнее тех,где есть отчим или мачеха. Зачастую первые годы повторного брака проходят встрессовой, хаотичной обстановке. Ф. Райс объясняет это следующими причинами.Отчимы и мачехи часто склонны прощать детям слишком многое, так как чувствуютвину за разрушение их семьи; кроме того, им приходится иметь дело с детьми,воспитанными другими взрослыми людьми; роль и место отчима и мачехи в семьеопределены не очень отчетливо; они ожидают признательности и благодарности за всето, что делают, а в ответ нередко получают отпор и неприятие; отчимы и мачехисталкиваются со сложным комплексом нерешенных психологических проблем,вызванных предыдущим браком и разводом, а также часто с непростымивзаимоотношениями и чувствами неродных братьев и сестер [8].
Такимобразом, анализ литературы, посвященной проблемам развития личности подросткови особенностей взаимоотношений в семьях, переживающих кризис, показалследующее. Развитие автономии и индивидуации – один из основных аспектов личностногоразвития подростка – может нарушаться в условиях кризиса семьи. В частности, уподростков, переживших развод родителей, может формироваться слишком раннее,чрезмерное стремление к автономии, независимости от родителей,самостоятельности, что, в свою очередь, может приводить к дальнейшим конфликтамв семье. Некоторые авторы отмечают, что подросткам с нездоровой,нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход в себя,импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальнаясклонность к суициду. Также установлено, что чем меньше в семье происходитконфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологическойзрелости, т.е. развитию автономии и индивидуации.
2. Организация, методы и методики,результаты исследования иих интерпретация
2.1. Организация исследования
Исследованиепроводилось в МУ «Центр социальной помощи семье и детям Ленинскогорайона» г. Ижевска. В соответствии с целью и задачами исследованияпроводилось экспериментальное исследование образа Я подростков неблагополучныхсемей.
Былообследовано 50 человек. Возрастной диапазон — 15-16 лет. Экспериментальнаягруппа состояла из 50 человек, из них — 25 человек — подростки, живущие внеблагополучных семьях, 25 человек — подростки, живущие в благополучных семьях.
Критерияминеблагополучия семей в нашем исследовании явились:
– конфликтыв семье;
– педагогическаянесостоятельность родителей (ребенок учится плохо, плохое взаимоотношение сосверстниками и педагогами);
– потеряработы одним из родителей;
– низкийкультурный уровень родителей, игнорирование проблем воспитания;
– ребеноквоспитывается родственниками;
– бытовоепьянство, не носящее систематический затяжной характер.
Критериинеблагополучия были взяты из положения «О порядке взаимодействия органовместного самоуправления, социальной защиты, других субъектов системыпрофилактики и общественности по выявлению семей на ранней стадии семейногонеблагополучия и проведения с ними профилактической работы».
2.2.Методы и методики
Психодиагностические методы — тестирование.
Методики:
1) Методика Я (Кун иМак-Портленд).
2) Тест«Q-сортировка (Б. Стефансон, 1958).
3) Опросниксамоотношения (ОСО) (В.В.Столин).
Статистические методы обработки данных:
Критерий U — Манна-Уитни.
1) Методика Я (Кун и Мак-Портленд).
Данную методику разработалиамериканские психологи Кун и Мак-Портленд.
В течение 15 мин необходимо ответить на вопрос: «Кто Я?», используядля этой цели 20 слов или предложений. В инструкции говорится, что не нужностараться отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Нужнописать их так, как они приходят вам в голову, так как правильных и неправильныхответов здесь быть не может.
2) Тест «Q-сортировка (Б. Стефансон, 1958).
Тестоваяметодика предназначена для изучения представлений о себе. Она разработана Б.Стефансоном в 1958г. Тест может использоваться руководством при изучениииндивидуальных особенностей членов группы, при оценке совместимости работников,формировании команд.
Методикаможет быть использована повторно для определения «идеального Я» или«социального Я» (каким меня видят другие), а также «значимых для меня других»(каким я вижу своего партнера) или «идеального партнера» (каким бы я хотелвидеть своего партнера).
Методикапозволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальнойгруппе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие«борьбы» и избегание «борьбы».
Так,тенденция к зависимости проявляется во внутреннем стремлении индивида кпринятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических).
Тенденцияк общительности свидетельствует о контактности, стремлении к эмоциональнымпроявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами.
Тенденцияк «борьбе» — это активное стремление личности участвовать в групповой жизни,добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.
Впротивоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйтиот взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах,склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннююи внешнюю характеристики, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а можетбыть внешней, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека.
Шкалы:
I. Зависимость
II. Независимость
III. Общительность
IV. Необщительность
V. Принятие«борьбы»
VI. Избегание«борьбы»
3)Опросник самоотношения (ОСО) (В.В.Столин)
Опросниксамоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столинымиерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить триуровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
– глобальноесамоотношение;
– самоотношение,дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиямотношения к себе;
– уровеньконкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
Вкачестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания илипредставления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иныхчерт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себезнания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе.Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в нихраскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом егоболее или менее устойчивого самоотношения.
Опросниквключает следующее шкалы.
– ШкалаS – глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против»собственно «Я» испытуемого.
– ШкалаI – самоуважение.
– ШкалаII – аутосимпатия.
– ШкалаIII – ожидаемое отношение от других.
– ШкалаIV – самоинтерес.
Опросниксодержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на теили иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.
– Шкала1 – самоуверенность;
– Шкала2 – отношение других;
– Шкала3 – самопринятие;
– Шкала4 – саморуководство, самопоследовательность;
– Шкала5 – самообвинение;
– Шкала6 – самоинтерес;
– Шкала7 – самопонимание.
2.3. Результаты исследования и ихинтерпретация
Результаты,полученные при проведении исследования, представлены на рис. 1, 2, 3.
/>
Рис.1.Результаты исследования подростков по методике Я (Кун и Мак-Портленд)
Каквидно на рис.1, подростки из неблагополучных семей отличаются низким уровнемсамопрезентации. У подростков из неблагополучных семей содержание ответов чащенесли отрицательный характер. На вопрос «Кто я?» у подростков звучали ответы:«я — неудачник», «я – это просто я», «не знаю кто я», «я — одиночество», «я –уличный пацан» и т.п.
/>
Рис.2.Результаты исследования подростков по методике «Q-сортировка (Б. Стефансон,1958)
Каквидно на рис.2, подростки из неблагополучных семей более зависимы, менееобщительны, более активны в межличностных отношениях. Тенденция к зависимости уданных подростков определена как внутреннее стремление к принятию групповыхстандартов и ценностей: социально и морально-этических. У подростков изнеблагополучных семей не ярко выражена общительность, как правило, онииспытывают симпатию к одному – двум членам группы, но при этом они стремятся кактивному участию групповой жизни, добиваясь более высокого статуса в системе межличностныхотношений.
/>
Рис.3.Результаты исследования подростков по опроснику самоотношения (ОСО) (В.В.Столин)
Каквидно на рис.3, у подростков из неблагополучных семей ниже уровеньсамоотношения, самоуважения по сравнению с подростками из благополучных семей.Подростки из неблагополучных семей более склонны обвинять себя, видеть в себе,как правило, недостатки, в эмоциональных реакциях на себя у них присутствуютраздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и по делом тебе»).
Полученныеэмпирические данные были подвергнуты математической обработке статистическойпрограммы SPSS. Был проведен сравнительныйанализ между показателями 1 группы (подростки из неблагополучных семей) и 2группой (подростки из благополучных семей) с использованием U- критерия Манна-Уитни. Рассмотрим результаты, полученные в результатетестирования подростков по методике Я (Кун и Мак-Портленд).
Таблица 1
Достоверность различий между группами(1 группа — подростки изнеблагополучных семей; 2 группа — подростки изблагополучных семей)по методике Я (Кун и Мак-Портленд).Показатель Среднее U-критерий Уровень значимости p≤0,05 1 группа 2 группа Уровень самопрезентации 9,6 16,8 87 0,002
Математическийметод U — критерий Манна-Уитнипозволил нам обратить внимание на следующие личностные характеристикиподростков из неблагополучных семей.
Подросткииз неблагополучных семей, отличаются более низким уровнем самопрезентации посравнению с подростками из благополучных семей (U=87,p≤0,05). При этом высказыванияо себе подростков из благополучных семей были в большей степени положительные.У подростков из неблагополучных семей преобладали ролевые характеристики (ясын, я школьник) и отрицательные характеристики. (Приложение 1).
Таблица 2
Достоверность различий междугруппами (1 группа — подростки из неблагополучных семей; 2 группа — подросткииз благополучных семей) по методике «Q-сортировка (Б. Стефансон, 1958).Показатель Среднее U-критерий Уровень значимости p≤0,05 1 группа 2 группа Независимость 3,6 5,6 81 0,001
Каквидно в таблице 2, подростки из неблагополучных семей более зависимы, пассивны посравнению со своими сверстниками из благополучных семей (U=81,p≤0,05). (Приложение 2).
Таблица 3
Достоверность различий междугруппами (1 группа — подростки из неблагополучных семей; 2 группа — подросткииз благополучных семей) по опроснику самоотношения (ОСО) (В.В.Столин).Показатель Среднее U-критерий Уровень значимости p≤0,05 1 группа 2 группа Шкала S (глобальное самоотношение) 15,5 21,9 81 0,01 Шкала самоуверенности 4,75 6,2 122 0,035 Шкала отношения других 5,55 4,1 111 0,015 Шкала самообвинения 6,6 4,8 109 0,013
Каквидно в таблице 3, подростки из неблагополучных семей отличаются более низкимуровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучныхсемей (U=81, p≤0,05).
Подросткииз неблагополучных семей отличаются более низким уровнем самоуверенности посравнению со своими сверстниками из благополучных семей (U=122,p≤0,05).
Подросткииз неблагополучных семей в большей степени зависят от мнения других посравнению со своими сверстниками из благополучных семей (U=111,p≤0,05).
Подросткииз неблагополучных семей в большей степени готовы обвинять себя по сравнению сосвоими сверстниками из благополучных семей (U=109,p≤0,05). (Приложения 3,4).
Порезультатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Подросткииз неблагополучных семей, отличаются более низким уровнем самопрезентации посравнению с подростками из благополучных семей. При этом высказывания о себеподростков из благополучных семей были в большей степени положительные. Уподростков из неблагополучных семей преобладали ролевые характеристики (я сын,я школьник) и отрицательные характеристики.
Подросткииз неблагополучных семей более зависимы, пассивны, отличаются более низкимуровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучныхсемей. Подростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнемсамоуверенности, они в большей степени зависят от мнения других и в большейстепени готовы обвинять себя по сравнению со своими сверстниками изблагополучных семей. Таким образом, гипотеза о том, что семейное неблагополучиеотрицательно влияет на становление образа Я подростков получила своеэмпирическое подтверждение.
Заключение
Теоретическийанализ литературы, посвященной проблемам развития личности подростков иособенностей взаимоотношений в семьях, переживающих кризис, показал следующее.Развитие автономии и индивидуации – один из основных аспектов личностногоразвития подростка – может нарушаться в условиях кризиса семьи. В частности, уподростков, переживших развод родителей, может формироваться слишком раннее,чрезмерное стремление к автономии, независимости от родителей,самостоятельности, что, в свою очередь, может приводить к дальнейшим конфликтамв семье. Некоторые авторы отмечают, что подросткам с нездоровой,нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход в себя, импульсивноеповедение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальная склонностьк суициду. Также установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тембольше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости, т.е.развитию автономии и индивидуации. Семья – главный источник всех правильныхпоступков на жизненном пути подростка и искоренение ошибок в воспитанииявляется возможным.
Эмпирическоеисследование показало, что подростки из неблагополучных семей, отличаются болеенизким уровнем самопрезентации по сравнению с подростками из благополучныхсемей. При этом высказывания о себе подростков из благополучных семей были вбольшей степени положительные. У подростков из неблагополучных семейпреобладали ролевые характеристики (я сын, я школьник) и отрицательныехарактеристики такие как «я – неудачник», «я — одиночество», «я – уличныйпацан».
Подросткииз неблагополучных семей более зависимы, пассивны, отличаются более низкимуровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучныхсемей. Подростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнемсамоуверенности, они в большей степени зависят от мнения других, в большейстепени готовы обвинять себя, видеть в себе недостатки, сильно переживать из-занесоответствия своему идеалу. Таким образом, гипотеза о том, что семейноенеблагополучие отрицательно влияет на становление образа Я подростков получилосвое эмпирическое подтверждение.
Список используемой литературы:
1. АдлерА. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1995.
2. БелинскаяЕ.П. Я — концепция и ценностные ориентации старших подростков в условияхбыстрых социальных изменений / Вестник МГУ, серия №14, №4, 1997.
3. БернсР. Развитие Я-концепции и воспитание. Москва, 1986.
4. ЗахаровА.И. Психологические факторы формирования неврозов у детей. Автореф. дис. Л.,1991.
5. Какпостроить свое «Я» / Под ред. Зинченко В.П.- М.: Педагогика, 1991.
6. КондратенкоВ.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991.
7. ЛичкоА.Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина,1983.
8. РайсФ. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.
9. РемшмидтX… Подростковый и юношескийвозраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
10. СатирВ. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
11. Семьяв психологической консультации. // Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. М.:Педагогика, 1989.
12. СпиваковскаяА.С. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 1988.
13. ФроммЭ. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992.
14. ХорниК. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993.
15. ЭйдемиллерЭ.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. М.: Медицина, 1990.
16. ЭриксонЭ. Детство и общество. Обнинск, 1993.
17. ЮнгК. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995.
Приложение1
Mann-WhineyTestVAR00002 N Mean Rank Sum of Ranks
VAR00001 1,00
2,00
Total
20
20
40
14,85
26,15
297,00
523,00
TestStatistics VAR00001
Mann-Whiney U
Wilcoxon W
Z
Asump.Sig (2-tailed)
Exact Sig. [2*(1-tailtd Sig.)]
87,000
297,000
-3,074
0,02
0,02ª
a.Notcorrected for ties.
b.GroupingVariable: VAR00002
Приложение2
Mann-WhineyTestVAR00007 N Mean Rank Sum of Ranks
VAR00001 1,00
2,00
Total
20
20
40
21,67
19,33
433,50
386,50
VAR00002 1,00
2,00
Total
20
20
40
14,55
26,45
291,00
529,00
VAR00003 1,00
2,00
Total
20
20
40
18,05
22,95
361,00
459,00
VAR00004 1,00
2,00
Total
20
20
40
23,38
17,63
467,50
352,50
VAR00005 1,00
2,00
Total
20
20
40
21,02
19,98
420,50
399,50
VAR00006 1,00
2,00
Total
20
20
40
18,45
22,55
369,00
451,00
TestStatistics
VAR
00001
VAR
00002
VAR
00003
VAR
00004
VAR
00005
VAR
00006
Mann-Whiney U
Wilcoxon W
Z
Asump.Sig. (2-tailed)
Exact Sig. [2*(1-tailtd Sig.)]
176,500
386,500
-,641
,522
,529ª
81,000
291,000
-3,253
,001
,001ª
151,000
361,000
-1,336
,181
,192ª
142,500
352,500
-1,573
,116
,121ª
189,500
399,500
-,287
,774
,779ª
159,000
369,000
-1,118
,263
,277ª
a.Notcorrected for ties.
b.GroupingVariable: VAR00007
Приложение3
NParTests
Mann-WhineyTest
RanksVAR00013 N Mean Rank Sum of Ranks
VAR00001 1,00
2,00
Total
20
20
40
14,55
26,45
291,00
529,00
VAR00002 1,00
2,00
Total
20
20
40
17,27
23,73
345,50
474,50
VAR00003 1,00
2,00
Total
20
20
40
19,80
21,20
396,00
424,00
VAR00004 1,00
2,00
Total
20
20
40
18,52
22,48
370,50
449,50
VAR00005 1,00
2,00
Total
20
20
40
21,50
19,50
430,00
390,00
VAR00006 1,00
2,00
Total
20
20
40
16,60
24,40
332,00
488,00
VAR00007 1,00
2,00
Total
20
20
40
24,95
16,05
499,00
321,00
VAR00008 1,00
2,00
Total
20
20
40
19,38
21,63
387,50
432,50
VAR00009 1,00
2,00
Total
20
20
40
22,30
18,70
446,00
374,00
VAR00010 1,00
2,00
Total
20
20
40
25,05
15,95
501,00
319,00
VAR00011 1,00
2,00
Total
20
20
40
21,42
19,58
428,50
391,50
VAR00012 1,00
2,00
Total
20
20
40
17,30
23,70
346,00
474,00
TestStatistics
VAR
00001
VAR
00002
VAR
00003
VAR
00004
VAR
00005
VAR
00006
Mann-Whiney U
Wilcoxon W
Z
Asump.Sig. (2-tailed)
Exact Sig. [2*(1-tailtd Sig.)]
81,000
291,000
-3,225
,001
,001ª
135,500
345,500
-1,751
,080
,081ª
186,000
396,000
-,383
,701
,718ª
160,500
370,500
-1,083
,279
,289ª
180,000
390,000
-,555
,579
,602ª
122,000
332,000
-2,147
,032
,035ª
Приложение4
TestStatistics
VAR
00007
VAR
00008
VAR
00009
VAR
00010
VAR
00011
VAR
00012
Mann-Whiney U
Wilcoxon W
Z
Asump.Sig. (2-tailed)
Exact Sig. [2*(1-tailtd Sig.)]
111,000
321,000
-2,449
,014
,015ª
177,500
387,500
-,628
,530
,547ª
164,000
374,000
-,990
,322
,341ª
109,000
319,000
-2,506
,012
,013ª
181,500
391,000
-,509
,611
,620ª
136,000
346,000
-1,772
,076
,086ª
a.Notcorrected for ties.
b.GroupingVariable: VAR00013