Выразительное чтение

План 1.Сущность выразительного чтения 2.Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой 3.Конспект урока по обучению выразительному чтению 1. Выразительное чтение пронизывает всю деятельность и учите¬ля, и ученика в процессе изучения литературы По мнению Рыбниковой М.А выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подыто¬живает
анализ, практически реализует понимание и толкование произведения. И если ученики чи¬тают бесстрастно, думая только о формальной стороне чтения, не представляя себе картин, о которых рассказывают», т. е. просто «проговаривают слова», то что тут говорить о воздействии ху¬дожественного слова на их чувства, о понимании и толкова¬нии ими поэтического текста? Исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного
замысла, считает М.А.Рыбникова. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы. Это исполнение должно соответствовать правилам грамотного произношения, того, что называется орфоэпией; оно должно быть, само собой разумеется, громким, ясным, доносящим до слушателя с полной четкостью звучащее слово. Обычные недостатки детской речи — отсутствие громкой и чет¬кой речи,
основные ошибки в произношении—преодолеваются начальной школой. Лучшие учителя младших классов учат выде¬лять логические ударения, делать паузы, учат читать стихи, разу¬чивать по ролям басни—все это воспринимается детьми с боль¬шой чуткостью и способствует лучшей постановке литературного чтения на первых его ступенях в III—IV классах. Работа над выразительным словом оформляется в ряде спе¬циальных уроков, посвященных чтению или рассказыванию текста, но, кроме того, учитель наблюдает за произношением, фра¬зировкой и интонациями учащихся на каждом уроке. Исправля¬ются ошибки в произношении: не молодежь, а молодёжь, не про¬цент, а проц[э]нт, не ётоТ, а этот, не поезия, а поэзия и т. д. В школах, где наблюдается какое-либо местное произношение, ему уделяется особое внимание. Эта работа по орфоэпии—длительная, постоянная и упорная.
Для справок учитель может использовать словарь под ред; Д. Н. Ушакова, где каждое слово дано с ударением. Каждый ответ, цитата из стихотворения, пример по грамма¬тике должен приводиться в соответственной голосовой подаче. «Не спеши, говори громко, ясно. Повтори еще раз, произнеси так, что¬бы все тебя слышали и поняли». Все, что можно сказать на па¬мять, следует произносить без книги, наизусть, так как устная речь естественнее,
живее, проще, а потому выразительнее. Приво¬дя цитату, ученик повторит ее без книги, наизусть. Загадки, по¬словицы, над которыми работают в классе,— все это материал для шлифовки дикции и для культуры живых интонаций. Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов — все это постоянный пример для уча¬щихся. И потому педагог должен говорить громко (но не крикли¬во), ясно и четко (но живо), эмоционально (но без нервных на¬жимов и с минимальным количеством жестов).
Как только явля¬ется возможность, словесник должен произносить стихи наизусть; давая учащимся заучивать на память, учитель не должен освобож¬дать себя от этого задания. На класс производит исключитель¬ное впечатление, когда новое стихотворение доходит до слуха из уст учителя, а не из книги. Это удесятеренное внимание, это ощутимое переживание происходящего в рассказе! Итак, прежде всего повседневное внимание к произношению, к четкости и ясности слова, к живости и простоте речи. И во вторую очередь—система уроков, посвященных выразительному чтению стихов и прозы, хоровым выступлениям класса, рассказыванию художественной прозы. Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор про¬изведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подыто¬живает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения. Учащиеся должны прийти к мысли и к выводу, что вырази¬тельно
прочитать—это значит подать голосом идею и тему про¬изведения. Причем далеко не каждый ученик способен схватить сразу тональность произведения и выразить ее в го¬лосе. Над этим приходится работать. По мнению Рыбниковой, первая и основная задача препо¬давателя литературы—истолкование внутреннего содержания произведения, выявление темы, предмета изображения, и глав¬ное—выявление авторского отношения к предмету изобра¬жения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, на¬смешка,
восхищение). По методике М.А.Рыбниковой: Теоретические сведения 1. По технике речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии. 2. По логике чтения. Логические паузы. Их длительность и характер (качество). Логические ударения и приемы их практи¬ческого осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длитель¬ности в ударении.
Темп. Ритм. Соотношение логических и ритми¬ческие пауз. Виды ритмических пауз (межстиховые, цезуры, леймы). 3. П о эмоционально-образной выразительности. Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное дей¬ствие. Паузы: психологические, начальные, финальные. Практические навыки 1.
По технике речи. Дышать незаметно. Часто, но не уча¬щенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гну¬савить). Соблюдать нормы орфоэпии. 2. По логике чтения. Овладеть «шестью рычагами»: гром¬че — тише, выше — ниже, быстрее — медленнее. Овладеть умением «читать знаки препинания». Выполнять различные задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, а также по определению качества логических ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения. 2.Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой Для того, чтобы научиться выразительному чтению разработаны упражне¬ния, через которые учитель должен провести учащихся, воспиты¬вая внимание к звуку, к слову, к предложению, к абзацу, воспи¬тывая
четкость и ясность произношения, звучность и гибкость го¬лоса, чуткость и требовательность слуха. Кроме уроков всесторон¬него литературного анализа и произношения произведения, цели¬ком, необходимо уделять время, хотя бы часов 5—6 в год, на спе¬циальные занятия техникой произношения. Например. Неразвитая, нечеткая речь отличается смазанностью звуков, неясной дикцией, недостаточной выявленностью согласных и гласных. Работа над речью должна ставить своей задачей развитие фонетической
четкости. Внимание курса грамматики к изучению звуков русской речи должно быть использовано учителем не только для целей орфографии, но и для нужд выразительной речи, для орфоэпии и дикции. Для этой цели хороши произведения устной народной поэзии: загадки, пословицы, скороговорки. Загадка зачастую звукоподра¬жательна, эту ее звукоподражательность мы вскрываем в произно¬шении: Бились попы, колотились попы, пришли в клеть, перевешались. (Цепы)
Произносить нужно, подчеркивая губные звуки б, п, а также отчеканивая звукоподражательный’ритм загадки (ритм молотьбы). Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа. Выделяется свистящее щ, передающее звук косьбы. — Черныш-загарыш, куда поехал? — Молчи, кручено-верчено, сам там будешь. Этот разговор горшка с ухватом основан на воспроизведении шаркающих звуков: чугун задевает под печки, вода шипит на раскаленных краях чугуна, ухват шаркает по стенкам чугуна. Про¬изношение выделяет шипящие звуки. Вот несколько пословиц, построенных на звукописи (уже не на звукоподражании); Сшутил шут шутку: украл шушун да шубку. Дали голодной Меланье оладьи; она говорит испечены неладно (ла-ло-ала). С такими же звукосочетаниями загадка о капусте: Латка на латке, а игла не была.
Малые формы художественной речи, показывающие высо¬кое звуковое мастерство, произносятся в классе по нескольку раз; дети учатся четкому и звонкому произношению, вслушиваются в звуки и в слоги, проходят школу художественной фонетики. Это работа V класса, причем преимущественно в начале года. Желательно, чтобы дети знали еще в начальной школе о том, что в языке имеются глаголы, междометия, существительные зву¬коподражательного характера: бах, трах, жужжать, мяукать, под¬дакивать, кукушка,
таратайка, балалайка, барабан, топот, грохот грома и т. д. Но и в V классе желательно еще раз остановиться на этом явлении речи, ибо поэтический язык всегда и везде использует этот языковой материал для своих целей. Веселым треском Трещит затопленная печь. Колокольчик ‘динь-динь-динь И т. д. Эта работа над звучащим словом дает резонанс на всех сле¬дующих ступенях общения с художественным
словом. Читая «Бесов», учащиеся передают кружение метели, навяз¬чивую повторность звуков, они сознательно работают над дик¬цией: Мчатся тучи, вьются тучи Еду, еду в чистом поле Невидимкою луна Колокольчик динь-динь-динь Освещает снег летучий, Страшно, страшно поневоле Мутно небо, ночь мутна. Средь неведомых равнин! А созвучие эпитета с определяемым словом, хотя бы в стихот¬ворении «Косарь»:
кровь отцовская, косу новую, село родное, к морю Черному. Или такой пример: Их смуглые ручки порой подымали, И черные очи оттуда сверкали. Не шепчутся листья с гремучим ключом1. Наблюдение над звучащим словом ставит перед учащимися острый вопрос о наличии губных, шипящих, мягких и твердых зву¬ков, о различии в начертании и произношении (море Черное, чер- Умелый учитель на уроках выразительного чтения по¬высит интерес учащихся к языку, к фонетике, морфологии и син¬таксису; этот новый для учащихся подход к речи даст свои ре¬зультаты и на уроках грамматики. Рядом с наблюдениями над звучностью эпитета необходимо улавливать звучность строки или фразы: И шел колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок. И конь на дыбы подымался порой И прыгал, как барс, пораженный стрелой. (В последней строке затрудненное
для произношения сочета¬ние пр, бр, стр.) Ведь ее нужно не видеть, а слышать. Тем более что поэт часто ставит под акцент рифмы особо значительные слова: Наш воевода В родню был толст, Да не в родню был прост. Не ты ль нам к зиме на тулупы Позволил лёгонький оброк собрать с овец? А что они кричат, так овцы глупы. Или еще пример:
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Рифма далеко не всегда принимает на себя логическое уда¬рение, но если она его принимает, то звуковой эффект нужно суметь использовать. _ Итак, первый вид упражнений—восприятие и произнесение звука. При этом целью работы ставится четкое воспроизведе¬ние слова как звукосочетания и четкое воспроизведение
речевого звена в его художественной звуковой функции. Это может быть подражание звукам действительности: «Трах! тах! тах!»—поне¬слось над его головой, упало под воз и разорвалось —«Ррра!» (Че¬хов. «Степь»). Это может быть просто звукопись, сочетание со¬гласных (аллитерация) или гласных (ассонанс), сочетание чисто ‘музыкального порядка, лишь косвенно характеризующее картину: И прыгал, как барс, пораженный стрелой. Следующим разделом работы является выделение логического ударения в предложении. Начинаем в V классе с известных простейших упражнений. Учитель пишет на доске предложение: «Ибрагим возвратился из Парижа в Петербург». И ставит один за другим вопросы: Кто возвратился из Парижа в Петербург? Возвратился ли Ибрагим из Парижа в Петербург? Откуда возвратился Ибрагим в
Петербург? Куда возвратился Ибрагим из Парижа? Каждое из четырех полных предложений, совершенно одина¬ковых по тексту, должно ответить на вопрос путем акцентировки нужного слова. Подобные упражнения нужно повторять (им место и в начала ной школе) и приучить учащихся слышать логические ударе¬ния, а также давать их голосом. Уяснив с учащимися наличие логических ударений на приме¬рах отдельных предложений путем вопросов и голосовых упраж¬нений, учитель переходит к выделению логических ударений
в ка¬ком-либо нетрудном тексте. Потренировав учащихся на простейшие примерах, мож¬но показать случаи более сложных расстановок ударения. Сюда должен быть отнесен распространенный случай акцентировки од¬нородных членов предложения: Отмечая логические ударения, выделяя их голосом, подчерки¬вая в тетрадях по списанному из книги тексту, учащиеся приуча¬ются проводить подготовительный разбор текста на языке син¬таксиса; школьник приучается говорить о выделении голосом подлежащего, сказуемого, дополнения, определения—в
зависимости от общей темы стихотворения и от конструкции фразы. Работа над логической акцентировкой стоит в теснейшей свя¬зи с работой над паузой. V класс мы выдерживаем преимущест¬венно на простом предложении и используем для этой це¬ли с т и х и, в которых пауза подчеркивается преимущественно кон¬цом строки: У лукоморья дуб зеленый;. Златая цепь на дубе том. * И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево—сказку говорит. Там чудеса! там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей
Идут, ритмически перекликаясь, более простые предложения, равные одной строке, или менее простые, двухдольные, равные двум строкам. Обучая читать стихи и мерно останавливаться, чувствовать объ¬ем строки (предложения), мы воспитываем в детях чувство ритма. Это одна из задач выразительного чтения. При работе над выразительностью речи, отмечает Рыбникова, необходимо отмечать эти остановки среди строки, указывать учащимся на их художественное значение.
Эти точки акцентиру¬ют диалог; нужно умело их использовать для передачи живой ре¬чи. И эта живая манера речи ярко выступает на мерном ритме сказки (четырехстопный хорей), перебивая его паузами среди строчек. Другая форма остановки среди строки—это цезура, ритми¬ческий перелом строки в середине, прием, проходящий в неко¬торых стихотворениях из строки в строку: Тучки небесные,||вечные странники; Степью лазурною,]! цепью жемчужною
Мчитесь вы,||будто как я же изгнанники, С милого севера|]в сторону южную. Стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, приучающие детей к мерным хореям, ямбам и дактилям, перебиваются свободными строками басен Крылова. Разностопное строение басни прекрасно выражает стремление баснописца уловить гибкость и живость бы¬тового, разговорного языка. Кричит; «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье
Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву!» Чтение басен приучает к более живым и бытовым фразировкам, к более свободной расстановке пауз, к беглой перекличке голосов в диалоге, к введению многочисленных вопросных и воскли¬цательных интонаций. Перед нами просторечие, и чтение басен должно передавать это стилистическое свойство данного текста. В VI—VII классах мы усложняем нашу работу, соединяя чте¬ние стихов с чтением прозы (в порядке постановки выразительного чтения), и ставим очень трудную для учащихся задачу—выра¬зительное произнесение сложного предложения. Почему выразительное чтение прозы труднее выразительного чтения стихов? Потому что стихи—это строго организованный синтаксис; стихи—чередование ритмически, мерно идущих пред¬ложений, идущих строками и строфами. В прозе есть свой ритм, но его труднее уловить, труднее передать прозу достаточно музы¬кально и четко. Поэтому, говоря о системе обучения вырази¬тельному чтению, мы и выдвигаем
на первое место стихи и предлагаем обучать выразительному произнесению прозы во вторую очередь, обучать этому школьника, уже владеющего навыками чтения стихов. Обучая выразительному чтению прозы, можно исходить из зна¬ков препинания, но, в сущности, точек и запятых совершенно не¬достаточно; читающий вынужден делать целый ряд остановок, по¬мимо запятых, и, обратно, на запятых-то именно зачастую мы и не останавливаемся. ‘Выразим графически данное положение:
Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин кто только был налицо; и когда пришли двое из них и есаул Дмитро Товкач, старый его товарищ, он им тот же час их представил, говоря: «Вот смотрите, какие молодцы! На Сечь их скоро пошлю». Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело делают и что нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь. Прочитать десять строчек из сказки
Пушкина неизмеримо лег¬че, нежели этот абзац прозы Гоголя. Находить логическое ударе¬ние, и выдерживать паузы на точках при чередовании простых предложений—дело сравнительно легкое. Вот пример прозаиче¬ский: «Послышался ровный, спокойный шум. Большая, холодная кап¬ля упала на колено Егорушки, другая поползла по руке». Стихов, выдержанных в сравнительно несложном синтаксисе, достаточное количество (и в программе V и VI классов), но про¬за Тургенева, Горького, Гоголя, Толстого строится преимуществен¬но на предложении сложном. Дать выразительное чтение текстов из «Тараса Бульбы», из «Бежина луга», из «Грозы» Толстого смо¬гут очень немногие из шестиклассников. Итак, VI и VII классам надлежит заняться работой над про¬изнесением распространенного и сложного предложения,
передан¬ного в прозе, а также, конечно, и в стихах. Рыбникова считает, что необходимость учить выразитель¬ному чтению, не только попутно знакомясь с текстом во время разбора, но и на специальных уроках—пусть их будет ничтожное количество. Эти уроки, обучающие толковому и выразительному произнесению распространенного и сложного пред¬ложения, в VI и VII классах должны быть отнесены (в смысле учета времени и по сути дела) к урокам русского языка.
Следующая сторона чтения, над которой необходимо рабо¬тать,—это понятие части, абзаца и в связи с этим внимание к пе¬реходам: от громкого чтения—к более тихому, от медленного— к более быстрому, от поднятого голоса — к голосу спущенному. Здесь же мы неизбежно используем более сознательно и смену окрасок: от гнева—к печали, от тоски—к радости и т. д. Эта задача выполняется и V классом, но более бессознательно, скажем, в форме многоголосого чтения.
Так, пушкинское «У лу¬коморья» начинается (первые шесть строк) и кончается (послед¬ние четыре строки) одним голосом,— хор произносит акцентируе¬мые строки: — Там чудеса. —• Там Русью пахнет! А все остальные дачи подаются отдельными голосами. Там леший бродит (один голос); Русалка на ветвях сидит (второй голос)} Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей (третий голос)
И т. д. Эта система чтения создает большее музыкальное богатство, подчеркивает части целого и позволяет подать каждую часть но¬выми голосовыми средствами Заставьте отдельного ученика прочитать это стихотворение до многоголосого чтения и после такого чтения. Второе исполнение под влиянием симфонического звучания текста в классе станет и у отдельного ученика более выразительным. То же даст и чтение по ролям. Оно выделяет речь героя (ска¬жем, в басне) и заставляет подчеркнуть специфику этой речи: гру¬бость Волка, робость и заискивающий тон Ягненка, льстивые нот¬ки в монологе Лисы и т. д. Для V—VI классов эта форма работы необходима. Она именно служит целям выделения частей и учит давать каждой части свою окраску. Для V—VI классов подобное чтение (увлекательное для детей)— это прежде всего полезное речевое упражнение. Поскольку говорится о выделении частей при чтении текста, то работа связана с планированием.
И здесь имеется в виду тщательное планирование небольшого отрывка, над которым соби¬раемся работать. – Возьмем отрывок из «Тараса Бульбы». Читаем и составляем план. Бульба скоро захрапел. Одна бедная мать не спала. Она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Все обратилось в ней в одно материнское чувство. Где границы этих частей, т. е. места больших пауз?
В чем со¬держание каждой части, какова окраска каждого из этих абзацев? Спокойное начало (сон Бульбы); взволнованное чтение, начиная со слов «одна бедная мать не спала». Эти повторения: «Она при- никла к изголовью, она расчесывала гребнем их кудри, она гляде¬ла на них». И высшая точка в выражении ее чувства: «Сыны мои, сыны мои милые!» Затем Гоголь переходит к спокойному рассуж¬дению о положении женщины в
Запорожье. Эта часть читается чуть быстрее, более низким голосом, тоном исторического коммен¬тария. И потом снова, после этого перехода, возвращение к живописи чувств. «Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее»— это читается снова медленнее, с большим количеством логических ак¬центировок, с выделением деталей, с лирическим подъемом. Этот краткий анализ показывает, что. искусство чтения обуслов¬лено вниманием к теме и к подтеме, вниманием к тем абзацам» из которых слагается целое. Соседство этих подтем-абзацев долж¬но быть использовано чтецом для противопоставлений (спокойный сон отца и бессонная ночь матери), должно быть подчеркнуто пау¬зами, переходами голоса. «Чуден Днепр при тихой погоде»—чтение торжественное и мед¬ленное, с четкой подачей обстоятельств («когда вольно и плавно|| |!мчит сквозь леса и горы»), с выделением каждого речевого зве¬на («полные воды свои»). Чтение этого трудного текста основы¬вается на предварительном
Чтении сложных предложений, входя¬щих в его состав. И первые два абзаца (день и ночь при тихой погоде) идут на величавом и плавном ритме темы. Последний аб¬зац—«Когда же пойдут горами по небу синие тучи»—эта заклю¬чительная часть читается быстрее, с более подчеркнутыми пере¬ходами голоса и с более резкими логическими ударениями: «стра¬шен тогда Днепр!» Чтение такого отрывка, как «Чуден Днепр», требует и членения всего текста на три части (плана),
требует членения сложного предложения на логические его доли, на речевые звенья, требует понимания пауз и логических ударений в каждом звене, требует повышения голоса перед запятыми и понижения его к точке. Это чтение потребует умения дать чувство восторга, охватывающего Гоголя при воспоминании о волшебной красоте его родной приро¬ды. Такое чтение учитывает изобилие гипербол в тексте «Днепра», восклицательные знаки в обращениях, самую
эту форму обраще¬ния. Одним словом, задача чрезвычайно трудная. И решит ее удов¬летворительно только тот учитель, который вел своих учеников постепенно к пониманию всех этих сторон чтения на более про¬стых примерах, и в V и в начале VI класса. В VII классе необходимо повторять и закреплять приобретен¬ные, но не окрепшие еще навыки в области выразительного чтения. В сущности говоря, если класс уже владеет азбукой художествен¬ного чтения, то можно провести урок по стихам или прозе, разби¬рая его тематику, выясняя отношение писателя к изобра¬жаемому, уточняя план произведения и закрепляя все это голо¬сом, т. е. работая над анализом и выразительным чтением одно¬временно. Литература 1. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. М 1963, с. 146. 2. Качурин М. Г. Выразительное чтение в
VIII—Х классах. Л 1960, с. 76. 3. Соловьева А. М Завадская Т. Ф. Выразительное чтение в 4—8 клас¬сах. М 1983, с. 30.