ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙИНСТИТУТ
Кафедраэкономики
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
помакроэкономике
2006 г.
1.Какиеиз перечисленных агрегатных величин не используются при определении объеманационального дохода?
Дляпонимания сути национального дохода (НД) напомним, что этот доход выплачиваетсяпроизводителями поставщикам факторов производства или ресурсов. Среди нихглавную роль играют трудовые ресурсы, за которые население получает доход ввиде заработной платы. Другими составляющими НД являются доходы, получаемые ввиде процентов за капитал, ренту и прибыль. Таким образом, с точки зрениянаселения, НД представляет собой совокупный доход, получаемый поставщикамиресурсов от участия в текущем производстве. Поскольку косвенные налоги набизнес не вовлекаются в сферу производства, их сумму следует вычесть из ВНП.
Такимобразом, национальный доход является важным показателем активностиэкономической деятельности нации, и поэтому в настоящее время статистическаяотчетность о нем по рекомендации ООН стала вводиться во всех странах.
Национальныйдоход является основой личного дохода. Личный доход (полученный доход) и НД(заработанный доход) отличаются друг от друга по той причине, что частьзаработанного трудом дохода – взносы на социальное страхование (налоги насоциальное страхование), налоги на прибыль корпораций и нераспределенныеприбыли корпораций – фактически не попадают в домохозяйства. Напротив, частьдохода, которая попадает в домохозяйства, например, трансфертные платежи – неявляется результатом труда. Нелишне напомнить, что трансфертные платежи состоятиз таких видов платежей, как1. выплаты по страхованию по старости и от несчастных случаев,а также пособия по безработице, основанные на социальных программах;2. выплаты по вспомоществованию;3. разнообразные выплаты ветеранам, например, субсидии наобразование и пособия по нетрудоспособности;4. процентные платежи, выплачиваемые правительствам ипотребителями;5. частные выплаты по вспомоществованию.
Переходяот национального дохода как измерителя заработанного дохода к личному доходукак показателю дохода, фактически полученного, мы должны вычесть из НД такиетри вида доходов, которые заработаны, но не получены, а также прибавить доходы,полученные, но не являющиеся результатом текущей трудовой деятельности. Этоделается следующим образом:
Национальныйдоход (заработанный доход)o взносы на социальное страхованиеo налоги на прибыль корпорацийo нераспределенные прибыли корпораций
+трансфертные платежи, получаем
Личныйдоход (полученный доход)
Следовательно,государственные трансферты не входят в понятие объема национального дохода.
/>2. Верны ли утверждения. Естественный уровень безработицывключает в себя фрикционную, структурную и циклическую безработицу
Безработицуразделяют на 3 основных типа: фрикционная, структурная и циклическая.
Фрикционнаябезработицасвязана с поисками или ожиданием работы в ближайшем будущем. При наличиисвободы выбора профессии, рода и вида деятельности некоторые работникиоказываются в положении «между работами». Одни добровольно меняют место работы,других увольняют, и они ищут новую работу, третьи теряют сезонную работу. Этоттип безработицы является неизбежным, и даже желательным, т. к. многиеработники меняют вид деятельности на более квалифицированный ивысокооплачиваемый, и, таким образом, происходит более рациональное распределениетрудовых ресурсов.
Структурнаябезработицавозникает в связи с падением спроса на рабочую силу в какой-либо отрасли – например,когда с развитием технологий или изменением потребительского спроса отпадаетпотребность в производстве какого-либо товара. При этом тот опыт, которымобладают работники данной отрасли, оказывается невостребованным, поэтомунеобходимо время для того, чтобы они освоили новую профессию или переместилисьв другой регион, где существует спрос на их услуги.
Разницамежду структурной и фрикционной видами безработицы довольно расплывчата:фрикционная безработица более долговременна, т. к. требуется время дляприобретения новых знаний или перемены места жительства, поэтому она считаетсяболее серьезной. Фрикционная и структурная виды безработицы являютсянеизбежными. В связи с этим 100% занятость населения является недостижимой.Отсюда возникает термин естественный уровень безработицы, равный сумме уровнейфрикционной и структурной безработиц. Такой уровень устанавливается, когда рынкирабочей силы пребывают в равновесии, т.е. количество ищущих работу равно числурабочих мест.
Помимоэтого существует циклическая безработица, которая возникает в период спада вэкономике, когда спрос на товары и услуги снижается, занятость сокращается, и,как следствие, растет безработица. Поэтому циклическую безработицу иногданазывают безработицей, связанной с дефицитом спроса. Например, в разгар Великойдепрессии в США размер циклической безработицы достигал 25%.
Циклическая– самая опасная форма безработицы. Через депрессию, потерю квалификации,самоуважения она может привести к упадку моральных устоев общества, и врезультате к общественным и политическим беспорядкам. История убедительнопоказывает, что массовая безработица приводит к быстрым социальным иполитическим переменам. Например, Гитлер пришел к власти в Германии в периодвысокой безработицы, а в США во времена депрессии произошло резкое полевениеполитики. Кроме того, высокий уровень безработицы обычно сопровождаетсявсплеском самоубийств, насилия, психических болезней.
Каквидно, естественный уровень безработицы равен сумме уровней фрикционной иструктурной безработицы.
/>
3.Рост национального дохода российских граждан, при прочих равных условиях,увеличит совокупный спрос в экономике Украины
Утверждениеверно, так как растут доходы граждан России, которые они могут потратить вУкраине. Например, отдых в Крыму. Соответственно, совокупный спрос увеличиваетсяв экономике Украины.
4.Высота пересечения кривой совокупного спроса и краткосрочной кривой совокупногопредложения характеризует:
А)ожидаемый уровень цен на ресурсы;
Б)равенство совокупного спроса совокупному предложению для данного уровня цен натовары и ресурсы;
В)равенство совокупного спроса совокупному предложению при максимально возможномв экономической системе объеме производства
Прежде чемперейти к рассмотрению модели макроэкономического равновесия AD‑АSсформулируем понятия совокупного спроса и совокупного предложения с учетомфакторов, их определяющих.
Совокупныйспрос показываетреальный объем национального производства, который потребители, предприятия иправительство готовы купить при любом возможном уровне цен. Кривая совокупногоспроса указывает на обратную, или отрицательную, зависимость между уровнем цени реальным объемом национального производства.
Следуетотличать изменения совокупного спроса, вызванные изменением в уровне цен, оттех, которые вызваны изменениями в неценовых факторах совокупного спроса. Кпоследним относятся изменения в потребительских, инвестиционных,государственных расходах, чистых объемов экспорта.
Совокупноепредложение отражает размеры создаваемого национального продукта ипорождаемое данными масштабами воспроизводства изменение цен. Форма кривойсовокупного предложения (AS) при этом фиксирует изменение уровняудельных издержек при производстве той или иной величины ВНП, зависит отприоритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства,ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы. Кривая АSпоказывает реальный объем национального производства, который будет произведенпри различных уровнях цен. Она состоит из трех отрезков: 1) горизонтального(или кейнсианского), когда национальный продукт изменяется, а уровень ценостается постоянным; 2) вертикального (или классического), когданациональный продукт остается постоянным на уровне «полной занятости», ауровень цен может изменяться; 3) промежуточного, когда изменяются иреальный объем национального производства, и уровень цен.
Криваясовокупного предложения может претерпевать сдвиги в сторону увеличения илисокращения под воздействием изменений неценовых факторов (цен на внутренние иимпортные ресурсы, производительности труда, правовых норм, методовгосударственного регулирования).
Объемреального национального продукта (стоимость продукта в неизменных ценах) и темпинфляции, обеспечивающие равенство между совокупным спросом и предложением,обычно называют «состоянием общего макроэкономического равновесия»экономики. Пересечение кривых АD и АS определяетмакроэкономическое равновесие: устанавливается равновесный уровень цен иравновесный объем национального производства.
Последствияувеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривойсовокупного предложения оно происходит. Увеличение совокупного спроса накейнсианском отрезке приводит к увеличению реального объема национальногопродукта, но не затрагивает уровня цен, так как экономика, выходя из кризиса,задействует имеющиеся мощности. Увеличение совокупного спроса напромежуточном отрезке приводит к увеличению, как реального объема ВНП, таки уровня цен, т. к. экономика приближается к состоянию полной занятости. Наклассическом отрезке увеличение совокупного спроса приводит к повышениюуровня цен, а реальный объем ВНП не может выйти за пределы своего уровня «приполной занятости» – ресурсы исчерпаны.
/>a б в
Рисунок 1. – Виды макроэкономического равновесия:
а – напромежуточном отрезке AS; б – на кейнсианском отрезке AS; в-на классическомотрезке AS.
Итак, вкраткосрочном периоде превышение спроса над предложением приведет к росту ценна продукцию и, следовательно, высота пересечения кривой совокупного спроса икраткосрочной кривой совокупного предложения характеризует ожидаемый уровеньцен на ресурсы.
Задачи
Предположим,что национальное производство включает два товара Х (потребительский товар) и Y(средство производства).В текущем году было произведено 500 единиц товара Х (цена за единицу – 2 дол.)и 20 единиц товара Y(цена за единицу – 10 дол.). К концу текущегогода 5 используемых машин (товар Y) должны быть замененыновыми.
Рассчитатьобъем ВНП, ЧНП, потребления, валовых инвестиций, чистых инвестиций. Пояснитьэкономический смысл каждого из этих показателей
ВНП = 500∙2 = 1000 дол.– продукция, произведенная в экономике страны.
ЧНП = 1000 – 5∙10 =950 дол. – рыночная стоимость годового объема производства страны минусотчисления на потребление капитала
Потребление = 20∙10 = 200 дол.
Потребление – использование,употребление, применение продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целяхудовлетворения потребностей. Различают производственное потребление – расходование,использование ресурсов в процессе производства и непроизводственное, конечноепотребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей.Потребление представляет конечную стадию воспроизводственного цикла.
Функцияпотребления – зависимость, характеризующая отношение реальных потребительскихрасходов к реальному наличному доходу. В самом общем виде это взаимосвязь междупотребительскими расходами и доходами за вычетом налогов.
Валовыеинвестиции= 20∙10 = 200 дол.
Валовые инвестиции– общие капиталовложения в экономику в течение определенного периода, напримергода, включают инвестиции на реновацию и чистые капиталовложения.
Чистыеинвестиции– валовые инвестиции минус амортизация.
Чистыеинвестиции = 200 – 5∙10 = 150 дол.
Допустим, чтоиндекс потребительских цен составляет 150% в 1996 г. И 190% в 1997 г.1992 год является базовым. В этом случае можно сделать заключение, что:
А) в 1994 г.И инфляция и цены оказались ниже, чем приемлемый 4%-й уровень инфляции 1990 г.
Б) в 1994 г.инфляция оказалась выше приемлемого 4%-го уровня, а цены на 90% выше, чем вбазовом году.
В) в 1994 г.инфляция оказалась выше приемлемого 4%-го уровня, а цены на 190% выше, чем вбазовом году
Г) всепредыдущие ответы неверны.
Заключенияникакого назвать нельзя, так не хватает данных. Соответственно, все ответыневерны.
Линейныеуравнения для графиков потребления и сбережений имеют следующий вид:
С= а+ b∙DI; S= – a+ (1‑b)∙DI.
Где аопределяет смещение кривой по вертикали;
b– наклон графикапотребления.
А) каковэкономический смысл b, (1‑b)?
Б) пустьлинейное уравнение потребления в гипотетической экономике имеет вид:
С = 80 + 0,76∙DI; DI= 800 млрд. дол.
Определитьвеличину потребления, сбережений, а также среднюю и предельную склонности кпотреблению и к сбережениям. Пояснить их экономический смысл.
На рис. 2 и 3 приведены графики потребления (СС) и сбережений(SS), которые отражают соответственно взаимосвязь между доходом и потреблением,доходом и сбережениями. Как видно из рисунка, потребление увеличивается сростом доходов. Так как часть доходов идет на сбережения, то увеличениепотребления происходит медленнее, чем растут доходы, т.е. прямая СС отклоняетсяот биссектрисы А, показывающей равномерный рост. Рост по биссектрисе означалбы, что все доходы потребляются. В той области графика на рис. 2, гдепотребление превышает доходы, процесс потребления протекает «в счет будущихдоходов», т.е. в долг.
График сбережений на рис. 3 получается путем вычитания иззначений биссектрисы А соответствующих значений СС.
Возможности роста национального дохода определяются соотношениеминвестиций и сбережений.
/>
Рисунок 2, 3 – График потребления и сбережения
С = 80 + 0,76∙800 =688 млрд. дол.
S = 800 – 688 = 112 млрд.дол.
/>
/>
/>/>
Средняясклонность к потреблению – доля доходов индивидов и семей после уплаты налогов,которая идет на потребление.
Средняясклонность к сбережению – доля доходов индивидов и семей после уплаты налогов,которая идет на сбережение.
Предельнаясклонность к потреблению – доля роста потребления при любом изменении доходовиндивидов и семей после уплаты налогов.
Предельнаясклонность к сбережению – доля прироста сбережений при изменении доходовиндивидов и семей после уплаты налогов.
/>
MPS = 1 – MPC = 0.24.
Экономикаописана следующими данными:
Y= C + I
C= 100 + 0,75∙Y
I= 50
Найтиравновесный объем производства и мультипликатор.
С = 100 +0,75∙(С+50)
C = 100 + 0,75∙C + 37,5
0,25∙C = 137,5
C = 550
/>
Взаимодополняющиетовары, взаимозаменяемые товары, рыночное равновесие
Продуктыназываются взаимодополняющими, если один невозможно использовать при отсутствиидругого, как, например, зубную пасту и зубную щетку. Если щетки хватает на то,чтобы почистить зубы, скажем, 900 раз, а тюбика пасты хватает на то, чтобы 30раз почистить зубы, то в среднем потребители всегда будут покупать тюбики ищетки в пропорции 30:1, а полезность набора из n тюбиков и m щеток будетнезависимо от потребления других товаров определяться дефицитной компонентойнабора, т.е. минимальной из величин m, n/30. Это и означает, что тюбики и щеткиобразуют интегрируемую группу с индексом продукта
F (m, n) =Min (m, n/30)
Взаимодополняющими являются следующиетовары: видеомагнитофоны и видеокассеты; автомобили, запчасти игорюче-смазочные материалы; принтеры, картриджи и бумага; фотоаппараты,фотопленка и фотобумага; швейные машинки, ткани, нитки, пуговицы;стройматериалы и рабочая сила. Чем дешевле товар, тем в большем объеме будетпотреблен и он сам (разливное пиво, например), и его дополняющие компоненты(вобла, плавленый сыр). Влияние цен и объемов потребления других товаров на этипропорции менее существенно. Это условие выбора номенклатуры продуктов называютусловием отделимости.
Взаимозаменяемыми называются товары,выполняющие одну и ту же функцию, возможно, с разной эффективностью. «Чистый» примерздесь придумать трудно, но можно рассмотреть, скажем, пару «натуральный кофе» –«кофейный напиток». Можно представить себе, что потребители предпочитают кофе,но когда цена на него слишком сильно, скажем, более, чем в 100 раз, превосходитцену напитка, они начинают покупать вместо кофе его эрзац. В этом случае можносчитать, что кофе в 100 раз лучше напитка, и комплект из n кг кофе и m кгнапитка имеет полезность F (m, n) = m + 100n (4) Для групп взаимозаменяемыхтоваров пропорции потребления зависят лишь от пропорций цен на эти товары.Более дешевые сорта взаимозаменяемых товаров (шариковых ручек, мороженого,сигарет, моющих средств, посуды, обуви, рыбы, колбасы, сыра, телевизоров,газовых плит, автомобилей, услуг парикмахерских, прачечных, платныхавтостоянок) покупаются в большем количестве.
Рыночноеравновесие– состояние рынка при равенстве спроса и предложения. Рыночное равновесие:устанавливается в результате взаимодействия решений домохозяйств о покупкепродукта и решений производителей о его продаже; и выражается в равновеснойцене продукта и в его количестве, реально продаваемом на рынке.
Различаюттри вида рыночного равновесия: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное, черезкоторые последовательно проходит предложение в процессе увеличения егоэластичности в ответ на возрастание спроса.
Механизмфункционирования рынка полной конкуренции
Когда говорято совершенной конкуренции, то при этом противопоставляют ее несовершеннойконкуренции, которая в значительной мере создается участием на рынке монополийи олигополии. Свободной, или совершенной, конкуренции не существует, и никогдане существовало в мире, и, тем не менее, в интересах теоретического анализа, мыиспользуем это понятие, причем чаще всего экономисты применяют термин «совершеннаяконкуренция».
Совершенной называюттакую конкуренцию, участники которой, во-первых, заняты производством ипродажей однотипного, тождественного товара, который по своим качествам неотличается один от другого. Во-вторых, каждый производитель может продать любоеколичество товара и не вызвать этим никакого изменения цен на конкурентном рынке,поскольку предполагается, что число производителей так велико и объем продукциикаждого настолько мал, что это не повлияет на установившуюся равновесную цену.Конечно, это определение дает идеальное представление о рынке совершеннойконкуренции, однако это помогает нам лучше понять рыночные процессы, еслипринять во внимание, что в народном хозяйстве существуют такие отрасли, которыеболее или менее приближаются к такому определению. Например, в сельскомхозяйстве на западе существуют сотни тысяч фермеров, ведущих самостоятельноепроизводство на собственной или арендованной земле. Вклад каждого из них вобщее производство зерна, картофеля, овощей и других культур сравнительноневелик, и поэтому они не могут сколько-нибудь существенно повлиять на рыночныецены, на продукты. Это, конечно, не исключает наличия крупных агрофирм,использующих в производстве новейшие технологии и значительное количествосельскохозяйственных рабочих (постоянных или сезонных). Они, конечно, могутустанавливать монопольные цены. Но все же монополии не так характерны длясельскохозяйственного производства, особенно в Европе.
Совершеннаяконкуренция на практике довольно редка, но это модель рынка, которая имеетвесомое аналитическое значение. Так чистая конкуренция представляет собойпростейшую ситуацию, в которой следует использовать понятия «доход» и «издержки».Совершенная конкуренция является ясным и значительным отправным пунктом длялюбой дискуссии об определении цены и объема производства.
Характерныечерты
1. Оченьбольшое число фирм. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличиебольшого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих своюпродукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынкисельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
2.Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят однороднуюпродукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавцапокупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основаниедля неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качествепродукции, рекламе или стимулировании сбыта.
3.Практически отсутствует контроль над ценой продукции. На чисто конкурентномрынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции.Это свойство вытекает из двух предыдущих. В условиях чистой конкуренции каждаяфирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, чтоувеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния наобщее предложение, или, следовательно, цену продукта.
4. Свободноевступление в отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы –свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существуетникаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых идругих, – которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту ихпродукции на конкурентных рынках. Ограничителями здесь выступает получаемаяприбыль. Каждый предприниматель будет производить товары до той точки, вкоторой цена и предельные издержки не уравняются.
5. Равныйдоступ к информации. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ кинформации, т.е. все продавцы имеют представление о ценах, технологиипроизводства, возможной прибыли. В сою очередь покупатели осведомлены о ценах иоб их изменении.
Спрос напродукт конкурентного продавца
В условияхсвободной конкуренции спрос товара полностью зависит от цены. Дело в том, что,как уже говорилось, на рынке фигурирует множество фирм и ни одна из них неконтролирует достаточно заметной доли рынка. Поэтому при расширении объемапроизводства фирма, как правило, цену не меняет.
Кривая спроса,с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Носледует сделать уточнение: речь не идет о том, что кривая рыночного спросасовершенно эластична на конкурентном рынке. В самом деле, это не так, и онаскорее является типичной нисходящей кривой. Дело в том, что кривые спроса длябольшинства сельскохозяйственных продуктов совершенно неэластичны, даже,несмотря на то, что сельское хозяйство является наиболее конкурентной отрасльюнашей экономики. Различие отдельной фирмы и отрасли проявляется следующимобразом: для отрасли, то есть для всех фирм, производящих определённый продукт,объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены натовар. Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять – идействительно влияют – на общий объем предложения и, следовательно, на рыночнуюцену. Но не отдельная фирма. Если один-единственный производитель увеличиваетили уменьшает выпуск при неизменных объемах производства у всех другихконкурирующих фирм, это не оказывает существенного влияния на общий объемпредложения и рыночную цену. Следовательно, графики спроса и продаж отдельнойфирмы совершенно эластичны, как показано на рисунке.
Очевидно, чтокривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. Цена заединицу продукции пропорциональна доходу от этой единицы продукции (среднемудоходу продавца).
Валовой доходпри любом уровне продаж может быть легко определен путем умножения цены насоответствующее количество продукции, которое фирма может продать. И так какцена остается неизменной, то валовой доход будет всегда увеличиваться напостоянную величину с каждой дополнительной единицей продаж. Отсюда предельныйдоход (т.е. добавочный доход, получаемый с каждой дополнительной единицыпродукции) будет постоянным.
В условияхсвободной конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразованиисколько-нибудь заметной роли, а цены складываются под воздействием толькоспроса и предложения. Фирмам приходиться ориентироваться на сложившийся уровеньцен. Однако известны случаи кратковременного воздействия на конъюнктуру рынка.Для этих целей используют стратегию «случайного» снижения цен, котораязаключается в установлении цен сначала на максимально высоком уровне, затем онимедленно снижаются до уровня рыночных цен. За тот небольшой период, когда ценыбыли высокими, фирме все же удается продать какое-то количество товаров и темсамым увеличить свой доход.
Достоинствасовершенной конкуренции
В условияхсовершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR = МС =АС = Р.
Конечно, втечение короткого отрезка времени в условиях совершенной конкуренции фирмаможет получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периодатакая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода изотрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, аубыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.
Совершеннаяконкуренция помогает распределить ограничения ресурсы таким образом, чтобыдостичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается приусловии, когда Р = МС. Данное положение означает, что фирмы будут производитьмаксимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержкиресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этомдостигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но имаксимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляетфирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ееза цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что криваясредних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки напроизводство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукциябыла бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть даннуюотрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены(АС
Возникаетсвоеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентнойотрасли издержки должны быть одинаковы. Такая предпосылка кажется нереальной,ведь мы знаем, что одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют болеесовременное и эффективное оборудование, третьи – более квалифицированныхработников, четвертые – наилучших менеджеров. Да и вообще, не может быть двух одинаковыхфирм. Совершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержкибудут более низкими. Как же согласовать этот очевидный факт с положением о том,что средние издержки для всех фирм в условиях совершенно-конкурентной отраслиодинаковы?
Вэкономической теории существует следующее объяснение этого парадокса:предполагается, что владельцы более совершенных ресурсов получают большеевознаграждение. Например, более квалифицированные рабочие – большую заработнуюплату, за более совершенные машины приходится платить более высокую цену и т.д.
Такимобразом, вся экономия, полученная за счет более эффективных ресурсов,расходуется на их оплату. Это объясняет тенденцию к равенству издержек,существующих в конкурентной отрасли.
Недостаткисовершенной конкуренции
Совершеннаяконкуренция, как и рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков.Говоря о том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективноераспределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей,не следует забывать, что она исходит из платежеспособных потребностей, израспределения денежных доходов, которые сложились ранее. Это создает равенствовозможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов. Совершеннаяконкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Однако в условияхнедостаточной спецификации прав собственности существуют такие выгоды(издержки), которые не учитываются фирмами: их осуществляет общество.
В этом случаеговорят о побочных внешних выгодах или издержках. Совершенная конкуренция непредусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносятудовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены ипроданы каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к такимобщёственным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона ит.д.
Совершеннаяконкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечитьконцентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса.Это, прежде всего, касается фундаментальных исследований (которые, как правило,бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.
Совершеннаяконкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она неучитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем всовременном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваютсяразнообразные вкусы. Потребители все больше не только учитывают утилитарноеназначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособитьее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь вусловиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышениемиздержек их производства.
Чистаяконкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако,что анализ конкурентного рынка – неактуальное логическое упражнение.
1) Существуетнесколько отраслей, более близких к чистой конкурентной модели, чем любойдругой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельскогохозяйства (пшеница, рис), рынка иностранных валют (песо, иены) и морской рыбнойловли (лосось, омары) легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.
2) Чистаяконкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия«доход» и «издержки», введенные в предыдущих главах. Чистая конкуренция служитясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросовценообразования и определения объема производства.
3)Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт,с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальнойэкономики.
Корочеговоря, чистая конкуренция – это модель рынка, которая помогает понять иоценить значение явлений реальной жизни.
В условияхмонополии с ростом выпуска продукции цена на нее падает. Найти объем выпускапродукции, при котором прибыль будет максимальной
/>Объем производства, шт.
Цена, у. е.
Общие затраты, у. е.
Прибыль 1 4000 1500 2500 2 3000 2500 3500 3 2500 3000 4500 4 2000 5000 3000 5 1500 8500 -1000
Из расчетов втаблице видно, что максимальная прибыль будет при объеме производства 3 шт.