Молодежный экстремизм как угроза современному государству, и проблема формирования гражданского общества

Молодежныйэкстремизм как угроза современному государству, и проблема формированиягражданского общества
экстремизм молодежь безопасностьдвижение
Актуальностьвыбранной темы заключается в том, что в современных условиях реальную угрозунациональной безопасности РФ, а так же конституционных прав и свобод гражданпредставляет усиление экстремизма и других форм его проявления. На сегодняшнийдень отчетливо просматривается тенденция к расширению масштабов акций, митинговэкстремистского характера, борьба с экстремизмом становится глобальноймеждународной проблемой, представляющей серьезную угрозу для безопасностиобщества. Борьба с терроризмом и экстремизмом является одной из главных задачгосударственной власти и общества. Идеологическому и информационномупротиводействию экстремизму принадлежит особое место. При этом основнымносителем их форм и методов является гражданское общество, которое сегодняимеет возможность предлагать новые концептуальные подходы, модели и элементыборьбы с экстремизмом. От того, как обеспечивается безопасность общества,ведется борьба с такими организованными формами преступности, как терроризм,экстремизм, бандитизм, захват заложников и т.п., представляющими реальнуюугрозу общественной безопасности как составной части национальной безопасности,зависит будущее Российского государства. Существенную угрозу безопасностиобщества РФ представляет наиболее опасная форма организованной преступнойдеятельности – экстремизм, включая его крайнюю форму – терроризм. Поэтому внастоящее время противодействие экстремизму как идеологии нетерпимости,возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группылиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения крелигии, принадлежности к какой-либо социальной группе является важнейшимнаправлением обеспечения национальной безопасности РФ.
Существуетряд следующих особенностей характерных современному российскому экстремизму:
1. Активноеучастие молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в организованных массовыхэкстремистских акциях и их объединение в неформальные молодежные организации(группировки) экстремистско-националистической направленности и экстремистскиесообщества.
2. Членаминеформальных молодежных организаций (группировок)экстремистско-националистической направленности нередко становятсянесовершеннолетние лица в возрасте 14 – 18 лет недавно окончившие школу. Именноэтот возраст является наиболее оптимальным для «впитывания» радикальныхнационалистических, ксенофобских и экстремистских идей
3. Заметимтакже, что подростки все чаще выступают не только в качестве исполнителей, но иорганизаторов (главарей) молодежных экстремистских организаций (группировок).
В настоящеевремя на учете в МВД России состоит 400 неформальных молодежных объединения спризнаками экстремистских убеждений. Жертвами современного российскогоэкстремизма нередко становятся женщины и дети, представители почти всехсоциальных групп, молодежных субкультур, люди различного социального статуса, втом числе и высокого – министры, консулы, послы. Особенно следует отметитьнападения экстремистов на сотрудников посольств и консульств зарубежныхгосударств, а также представителей международных организаций, что наноситнепоправимый урон межгосударственным отношениям и международной репутации РФ.
Кэкстремистской деятельности (экстремизму) относятся:
– насильственноеизменение основ конституционного строя и нарушение целостности РоссийскойФедерации;
– публичноеоправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
– возбуждениесоциальной, расовой, национальной или религиозной розни;
– нарушениеправ, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от егосоциальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности илиотношения к религии;
– пропагандаи публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либоатрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой достепени смешения;
– финансированиеуказанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке иосуществлении, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Несмотря нато что в последние годы властями РФ был предпринят ряд правовых иорганизационных мер, направленных на противодействие экстремизму (например,Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействииэкстремистской деятельности» (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.) количество преступлений против жизнии здоровья, совершаемых из экстремистско-националистических побуждений, несокращается.
На мойвзгляд, проблема в том, что эти меры недостаточны и малоэффективны; нередко «остаютсяна бумаге» (возможно, вследствие сознательно-умышленных действий (илипреступного бездействия) должностных лиц, содействующих экстремистам); недолжным образом реализуются (или вообще не реализуются) правоприменителями.
Противодействиеэкстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:
– принятиепрофилактических мер, направленных на предупреждение экстремистскойдеятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин иусловий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
– выявление,предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных ирелигиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
ВРоссийской Федерации запрещаются:
– распространениечерез средства массовой информации экстремистских материалов и осуществлениеими экстремистской деятельности;
– запрещаетсяиспользование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистскойдеятельности;
– запрещаютсяиздание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов,содержащих материалы экстремизкого характера;
– запрещаетсядеятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческихорганизаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельностькоторых признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актамии федеральным законодательством.
Требуютсяжесткие меры по пресечению экстремистских действий антигосударственнойнаправленности и привлечению лиц, причастных к их совершению, к уголовнойответственности по всей строгости закона.
Необходимыемеры по борьбе с экстримизмом.
1. Борьба сгрупповым молодежным экстремизмом предполагает целенаправленноесовершенствование законодательной базы, постоянное внимание к проблемекриминологической криминализации и декриминализации соответствующих проявленийи составов данного негативного социального явления.
2. Составыпреступлений экстремистской направленности надлежит перемести в категориютяжких преступлений, что существенно облегчит работу оперативных служб ввыявлении вышеуказанных преступлений, так как проведение полного комплексаоперативно-розыскных мероприятий возможно лишь в отношении лиц, подозреваемыхили обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений.
3. Весьмаэффективным методом противодействия распространению ксенофобских иэкстремистских идей в обществе является запрет на свободную продажу литературы,содержащей теории расового, национального или социального превосходства, а также содержащие призывы к геноциду и этническим чисткам. Такого рода меры должнырегдентироваться соответствующим законом и, содержать четкое определениетаковой литературы.
4.Отслеживание проэкстремистских настроений в средствах массовой информации и наоткрытых интернет-ресурсах.
5.Социальное сопровождение несовершеннолетних и молодежи проводится серияиндивидуальных профилактических, мотивационных, контрпропагандистских иинформационных бесед с несовершеннолетними, их родителями и по необходимости спредставителями образовательных учреждений.
6. Участвовавшемув осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может бытьограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе поконтракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе вобразовательных учреждениях и занятию частной детективной и охраннойдеятельностью.
7.Необходимо ужесточить штрафы за участие в несанкционированных митингах и ввестиуголовную ответственность за преступления по мотивам идеологической,политической, расовой, национальной и религиозной вражды. За осуществлениеэкстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные гражданеи лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско – правовуюответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
8.Организация и проведение совместно с правоохранительными органами профилактическихмероприятий по предупреждению массовых хулиганских проявлений со сторонынеформальных молодежных объединений экстремистской направленности во времямассовых молодежных мероприятий.