ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 3
1. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. 5
2. ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНТА КАК СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 14
ВВЕДЕНИЕ
В современных условияхподготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности иразносторонним личностным развитием, способных к непрерывномусамосовершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знанийи умений, т.е. способных учиться всю жизнь, является одной из центральных задачсовременного высшего образования.
Студенческий возраст –это возраст расцвета физического и умственного развития человека. В этомвозрасте происходит непрерывное нарастание работоспособности, динамики активнойдеятельности и продуктивности [10, с. 86]. В студенческом возрасте наблюдаютсяразвитие вербального интеллекта, динамичность возбуждения, повышаются уровеньнаблюдательности и общая культура наблюдения. Для студенческого возрастахарактерны проявление максимализма, стремление к скорейшему проявлению себя всложных жизненных ситуациях, иногда без достаточно глубокой оценки вероятныхпоследствий совершённых поступков. Зачастую психологи отмечают безразличноеотношение к опыту других людей, а советы, замечания и указания старших могутвосприниматься как необоснованное вторжение в личную жизнь [2]. В этом возрастехарактерно стремление к независимости, самостоятельности, увлечение новым,однако наряду с самоуверенностью нередко возникает неуверенность в своихвозможностях, что может проявиться в развязности, небрежности, негативизме идаже в агрессивности.
Процесс обучения являетсяне только работой педагога, но и предполагает ответную деятельность студента. Вэтом заключается двусторонний его характер. Одной из актуальных проблем вобласти подготовки специалистов в рамках высших учебных заведений являетсяформирование личности студента как субъекта учебной деятельности.
В вязи с актуальностьюданной проблемы мы выбрали тему реферата «Студент как субъект учебнойдеятельности». В процессе работы мы поставили перед собой следующие задачи:
– проанализироватьпроцесс обучения и его особенности в высшей школе;
– рассмотретьособенности учебной деятельности студента, обозначить её основные формы;
– показать основныестадии формирования студента как субъекта учебной деятельности.
Реферат состоит извведения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1.ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Процесс приобретенияжизненного опыта человеком, заключённом в знаниях, умениях и навыках,определяется несколькими понятиями. Это учебная деятельность, обучение, учениеи научение. Учебная деятельность представляет собой процесс, врезультате которого человек приобретает или изменяет существующие у негознания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности [5, с.285]. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру,ориентироваться в нём, успешнее и полнее удовлетворять свои основныепотребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персональногоразвития. Понятие обучение – понятие достаточно сложное имногоаспектное. Оно предполагает совместную учебную деятельность учащегося(ученика, студента и др.) и учителя, характеризует процесс передачи знанийучений и навыков.
По определению Н.В.Клюевой, обучение представляет собой форму организации процесса передачизнаний, социальную систему, направленную на передачу новому поколению опытапредшествующих [7, с. 323]. Обучение является активным процессом, в которомвзаимодействуют учитель и учащийся.
Е.В. Рапацевич определяетобучение, как целенаправленный педагогический процесс организации истимулирования активной учебно-познавательной деятельности личности поовладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческихспособностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений [11,с. 509]. В современном понимании для процесса обучения характерны двустороннийхарактер, совместная деятельность педагогов и учащихся при руководящей ролипедагога, специальная планомерная организация и управление, целостность и единство,соответствие закономерностям возрастного развития учащихся, управлениеразвитием и воспитанием учащихся [9].
Известный российскийспециалист в области педагогики Г.М. Коджаспирова добавляет к этим определениямпонимание обучения, как пробуждения и удовлетворения познавательной активностичеловека путём его приобщения к общим профессиональным знаниям, способам ихполучения, сохранения и применения в собственной практике [4, с. 95].
Понятие учения такжеотносится к учебной деятельности, но при его использовании в науке обращаетсявнимание в основном на то, подчёркивает Р.С. Немов, что в составе учебнойдеятельности приходится на ученика [5, с. 285]. Здесь речь идёт опредпринимаемых личностью учебных действиях, направленных на развитиеспособностей, на приобретение необходимых учебных знаний. Наиболее полноеопределение учения дал И.И. Ильясов: учение – это процесс усвоения конкретныхвидов знаний, умений и навыков в отличие от приобретения индивидом логических итворческих приёмов познавательной деятельности, а также в отличие от другихизменений психических процессов и деятельности – перехода отнепосредственности, непроизвольности к опосредованности и произвольности, отвнешнего плана протекания процессов к внутреннему [3].
Учебная деятельностьимеет определённую структуру [12, с. 268]: мотивы учебной деятельности; постановкаучебных задач; учебные действия; контроль; оценка.
Исходя из этой структуры,сущность учебной деятельности заключается в решении учебных задач, основноеотличие которых в том, что их цель и результат состоят в изменении самогодействующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способамидействия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Решениеотдельной учебной задачи определяет целостный акт учебной деятельности,т. е. ту ее простейшую «единицу», внутри которой проявляется строениеэтого вида деятельности в целом. Осуществление такого акта предполагаетактуализацию специфического мотива учебной деятельности; определение конечной учебнойцели; предварительное определение системы промежуточных целей и способов ихдостижения; выполнение системы собственно учебных действий; выполнение действийконтроля; оценку результатов учебной деятельности.
Современные исследователиотмечают, что обучение как педагогический процесс является процессомдвусторонним, и процесс обучения в вузе не является исключением. С однойстороны, в нём выступает педагог, который излагает (преподаёт) материал иуправляет этим процессом. С другой стороны этого процесса выступают студенты,для которых дидактический процесс принимает характер учения, т.е. активногоовладения материалом.
Таким образом, главнымисоставляющими процесса обучения выступают преподавание и учение. В их единствезаключается основная сущностная дидактическая характеристика обучения. Вэлементарной форме отношение «преподавание – учение» проявляется в конкретномвзаимодействии педагога и студента, однако только к такому взаимодействию несводится. Студент в системе дидактических отношений выступает как объект преподаванияи как субъект учения, как субъект учебной деятельности. В этой двойственностифункций проявляется активность студента как действующего субъекта.2.ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНТА КАК СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В педагогике подсубъектом учебной деятельности понимается носитель предметно-практическойактивности и познания, осуществляющий изменение в других людях и в самом себе [4,с. 144]. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении,самосознании.
Формирование студента каксубъекта учебной деятельности предполагает обучение его умению планировать,организовывать свою деятельность, определять учебные действия, необходимые для успешнойучёбы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и чёткуюорганизацию упражнений по их формированию.
Существенным показателемстудента, как субъекта учебной деятельности, является его умение выполнять всёеё формы и виды. Однако по данным В.Т. Лисовского большинство студентов неумеет слушать и записывать лекции, конспектировать литературу (в большинствеслучаев записывается только 18-20 % лекционного материала). Студенты не умеютвыступать перед аудиторией, вести спор, давать аналитическую оценку проблем [11,с. 753]. На материале исследования этого учёного было показано, что 37,5 %студентов стремятся хорошо учиться, а 53,6 % не всегда стараются, а 8 % не стремятсяк хорошей учёбе.
Остановимся подробно на техформах учебно-познавательной деятельности вуза, в которых и формируется студенткак субъект учебной деятельности.
Слушание, осознание,усвоение(персонификация учебной информации на лекциях, семинарских, практических идругих занятиях). Студентам, особенно на первом курсе, трудно восприниматьречевую информацию (так, например, одни не умеют выделить главное, другие неуспевают записывать). Для преподавателя важно в таких случаях чувствоватьаудиторию и реагировать на затруднения студентов, изменять темп лекции, тембр игромкость речи, повторять и уточнять сказанное.
Чтение, восприятие,переработка, усвоение письменной информации. Студенту важно обучиться рациональному чтению,которое представляется научно обоснованной технологией, обеспечивающей чтение иперсонификацию максимального объёма информации за кратчайшее время с минимальнымизатратами труда. Производительность чтения зависит от его скорости, а скоростьдолжна сочетаться со сложностью, типом чтения и его новизной.
Конспектирование. Эта форма работы осуществляетсястудентами при прослушивании лекции и при чтении литературы. Приёмы работы притакой форме работы могут быть разными: студенты могут записывать без осмысления,записывать главное и одновременно осмысливать записанное, вести опорныйконспект с более глубоким осмыслением текста. Существует несколько способовконспектирования.
Выполнение упражнений,решение задач.Основная цель такой формы работы – формирование умений при изучении конкретныхдисциплин. До ещё недавнего времени в высших учебных заведениях существовало мнение,что задачи и упражнения следует практиковать в сфере изучения естественно-научных,технических и точных дисциплин. Однако образовательная практика убедительнодоказала ошибочность такого мнения. Задачи и упражнения уместны по всемвузовским дисциплинам. Несмотря на их различных характер, они необходимы дляразвития аналитического мышления студентов, для развития их самостоятельности.
Проведение опытов. Изучение естественно-научныхдисциплин предусматривает проведение студентами опытов в лабораторных условиях.Это обязательная форма учебной работы, предусмотренная учебным планом вуза.Проведение опытов требует, чтобы студенты были подготовлены теоретически,хорошо знали лабораторное оборудование, материалы и технологию организацииопытной работы. Ценность такой формы работы состоит в том, что студентыприобретают умения и навыки проведения научного исследования, углубляют своитеоретические знания, у них развивается пытливость, ответственность,самостоятельность, что является непременным условием формирования студента каксубъекта учебной деятельности.
Учебные исследования являются важнейшей формой работы,формирующей студента как субъекта учебной деятельности. Такая форма работыстала обязательной в вузе со второй половины XX века. К этим учебным исследованиям относятся курсовые идипломные работы, рефераты, различные проекты и др. Выполнение учебныхисследований требует от студентов высокой степени самостоятельности ипознавательной активности, способствует развитию умений ведения научного поискаи формированию аналитического мышления, а также пробуждает и углубляет интереск той или иной науке.
Педагогическоемоделирование. Такаяформа работы применяется во время практики в школе или другом учебномзаведении. Её специфика состоит в том, что студенты, разрабатывая планы,готовя и проводя уроки, внеклассные мероприятия, встречи с родителями и другиемероприятия, приближаются к реальному педагогическому процессу, учатсямоделировать его различные варианты. Студенты «примеряют» на себя роль учителя,а формирование профессиональной компетентности специалиста является одним изнепременных условий развития студента как субъекта учебной деятельности. Педагогическоемоделирование предполагает достаточную подготовленность к профессиональнойдеятельности.
Выполнение творческихучебных заданий.Развитие творческих способностей, умение мыслить и действовать самостоятельноявляется залогом успешности формирования студента как субъекта учебнойдеятельности. Творческие способности проявляются в способности студента мыслитьнетрадиционно, искать новые подходы к решению учебных и научных проблем.
Формирование студента каксубъекта учебной деятельности – это процесс не одномоментный, а представляетсобой длительную целенаправленную совместную деятельность преподавателя и студента.А.В. Белошицкий и И.Ф. Бережная выделяют несколько последовательных стадийэтого процесса [1, с. 63]. Первая стадия – стадия адаптации к условиям вуза. Наэтой стадии доминирует активное приспособление студентов к новым условиям, происходитосвоение требований вуза, осознание своих прав и обязанностей.
Вторая стадия – идентификацияс требованиями учебной и учебно-профессиональной деятельности. Эта стадиянаправлена на активное усвоение и квалифицированное выполнение студентом своейсоциальной роли; она предполагает подготовку студента к предстоящейспециализации, сознательное руководство собственной деятельностью и поведениемна основе осознанных мотивов и целей.
Третья стадия –самореализация в образовательном процессе – заключается в целенаправленномформировании личностных качеств и профессиональных умений. При этомобеспечивается во всех видах деятельности взаимосвязь и соединение мотивов ицелей, внутренних интенций с внешним педагогическим влиянием. На этой стадиивозрастает самодетерминация и осознанная самореализация в различных видахдеятельности.
Сущность четвёртой стадии– стадии самопроектирования профессионального становления – состоит впроявлении субъектности студента, который осуществляет самостоятельное,целеустремлённое преобразование исходных способностей и личностных свойств всоциально и профессионально значимые качества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении подведёмосновные выводы нашей работы. Учебная деятельность студента в высшем учебномзаведении – это лишь одна из сторон целостного профессионального и личностногоформирования человека. Учебная деятельность студента понимается, какцеленаправленный, регламентированный планами и программами, управляемый процессусвоения знаний, умений и навыков, развития и становления личности студента. Впроцессе учебной деятельности студент выступает в качестве её субъекта, т.е.носителя предметно-практической активности и познания.
Формирование студента каксубъекта учебной деятельности предполагает овладение им основными формами этойдеятельности, умением планировать и организовывать эту деятельность, определятьучебные действия необходимые для учёбы и программу их выполнения. Особо важнодля студента, как субъекта учебной деятельности, овладеть её основными формами:слушание, осознание, усвоение учебной информации, конспектирование, выполнениеупражнений, решение задач, проведение опытов, проведение учебных исследований идр.
Современные исследователивыделяют несколько стадий формирования студента, как субъекта учебной деятельности.Это стадия адаптации к условиям вуза, стадия идентификация с требованиямиучебной и учебно-профессиональной деятельности, стадия самореализации студентав образовательном процессе и стадия самопроектирования профессионального становления.
Становление студента каксубъекта учебной деятельности может рассматриваться как детерминированный,управляемый и саморазвивающийся процесс. При этом, по мнению А.В. Белошицкого,он может быть более или менее управляемым в зависимости от решаемых задач,содержания, методов и средств, а также потребностей и возможностей субъектовэтого процесса.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Белошицкий А.В.,Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессевуза // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 60-66.
2. Дьяченко М.И.,Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Мн.: Тесей, 2003. – 351 с.
3. Ильясов И.И.Структура процесса учения. – М.: Издательство МГУ, 1986.
4. КоджаспироваГ.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 176 с.
5. Немов Р.С.Психология. – М.: ВЛАДОС, 1998. – Кн. 2. Психология Образования. – 608 с.
6. Психологияразвития. Словарь / Под.ред. А.Л. Венгера. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
7. Педагогическаяпсихология / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
8. Пионова Р.С.Педагогика высшей школы. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 303 с.
9. Подласый И.П.Педагогика. Новый курс: учедник для студентов педагогических вузов. В 2 кн.Кн.1. – М.: ВЛАДОС, 1999.
10. Ростопшин П.Психология и педагогика. – М.: ПРИОР, 2000. – 96 с.
11. Современныйсловарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001.– 928 с.
12. Столяренко Л.Д.Педагогическая психология. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 542 с.