–PAGE_BREAK–
Глава 4. Технология общения
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать
правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое
воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может
привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно
использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов(
психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и
и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и
особенностям педагогической ситуации. Не даром Макаренко писал: « Я
сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди
сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке
лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет
или не почувствует того, что нужно».
Начинающий педагог должен формировать у себя навыки моментального
включения системы коммуникативных приспособлений в каждой новой
педагогической ситуации
Одним из средств, подкрепляющих воздействие общения, можно назвать
инициативность, которая требует определенного поведения и звучания речи. В
системе педагогического общения инициативность выступает как важнейшая
коммуникативная задача педагога. Естественно, что формы выражения
инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов:
1) Педагог открыто выступает как инициатор общения.
2) Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом
случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой
деятельности являются они сами.
Следующей важной задачей является, с одной стороны, удержание
инициативы в общении, придании ей необходимых ситуативных форм и т.п.
Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика,
пантомимика и т.д. Рассмотрим их более подробно.
Мускульная мобилизированность — обязательное условие начала всякого
общения. Выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в
направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры
тела, в частности – в подтянутости спины. Это рабочее состояние тела,
готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот
возникнут. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает
речевое воздействие, как бы внутренне мобилизуя и самих детей на
предстоящее общение, укрепляя этим самым вербальную его основу.
Пантомимика — это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить
главное, рисует образ.
Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее
достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности
педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова,
вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его
неуверенности в себе
Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на
уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и
простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед,
переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы,
почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо.
Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких
взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая
жестикуляция.
Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты
изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются чаще.
Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря:
«Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху,
чуть подавая ее от себя.
Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего
предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.
Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не
скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что
создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а
не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает
сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает
отдохнуть слушателям.
Позы и жесты
Позы отражают состояние человека и его отношение к происходящему.
Существуют лишь самые общие правила, распространяющиеся на большинство
людей.
1) Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу, как
правило “открытую”. “Открытая” поза определяется:
— поворотом корпуса и головы к собеседнику;
— раскрытостью ладоней;
— не скрещенным положением ног;
— расслабленностью мышц;
— прямым взглядом в лицо
2) Скрещенные руки или ноги обычно отражают защитную реакцию и нежелание
общаться.
— Руки заведенные за голову, выражают превосходство над другими.
— Быстрый, резкий наклон или поворот головы, жестикуляция часто указывает
на то, что слушающий хочет высказаться. Под движениями понимают перемещения
в пространстве всего тела, а под жестами — движения различных частей тела.
Доказано, что основное значение имеют движения головы, плеч и рук.
В таблице переведены значения некоторых жестов и поз отражающие
эмоциональные состояния. Значения некоторых жестов и поз.
№
Жесты, позы
Состояние собеседника
1.
Раскрытие руки ладонями вверх
Искренность, открытость
2.
Расстегнут пиджак (или снимается)
Открытость дружеское расположение
3.
Руки спрятаны (за спину, в карманы)
Чувство собственной вини или напряженное восприятие ситуации
4.
Руки скрещены на груди
Защита, оборона
5.
Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, побелели суставы)
Защита” оборона
6.
Кисти рук расслаблены
Спокойствие
7.
Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку.
Заинтересованность
8.
Голова слегка наклонена на бок
Внимательное слушание
9.
Человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта
Критическая оценка
10.
Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаза)
Обдумывание решения
11.
Ладонь захватывает подбородок
Обдумывание решения
12.
Человек медленно снимает очки, тщательно протирает стекла
Желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению
13
Человек расхаживает по комнате
Обдумывание трудного решения
14.
Пощипывание переносицы
Напряженное сопротивление
15.
Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания
Обман
16.
Человек прикрывает рот рукой во время слушания
Сомнение, недоверие к говорящему.
17.
Человек старается на вас не смотреть
Скрытность, утаивание своей позиции
18.
Взгляд в сторону от вас
Подозрение, сомнение
19.
Говорящий слегка касается носа или века (обычно указательным пальцем)
Обман
20.
Слушающие слегка касаются века, носа или уха
Недоверие к говорящему
21.
При рукопожатии человек держит свою руку сверху
Превосходство, уверенность
22.
При рукопожатии человек держит свою руку снизу
Подчинение
23.
Хозяин кабинета начинает собирать бумаги на столе
|Разговор окончен
24.
Ноги или все тело человека обращены к выходу
желание уйти
25.
Рука человека находится в кармане, большой палец снаружи
Превосходство, уверенность
Мимика – искусство выражать свои мысли, чувства, настроения,
состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд
оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика,
повышая эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.
Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение,
поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует
нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в
жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-
воспитательных задач.
Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи,
отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно соответствовать характеру
речи, отношений, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение,
недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность,
возмущение в десятках вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка,
свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека.
Выразительные детали мимики – брови, глаза. Поднятые брови выражают
удивление, сдвинутые – сосредоточенность, неподвижные – спокойствие,
равнодушие, находящиеся в движении – восторг.
Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует
внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться
выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых
мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также безжизненной статичности
(«каменное лицо»). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая
визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку.
Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно
развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.
Техника речи
Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со
сложным процессом учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс правильного
восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи
учителя.
Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное
произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь
вызывает скуку.
Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая
представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и
дикции, который позволяет учителю донести до учеников все богатство своего
слова. Рассмотрим, что надо учитывать педагогу при общении.
Дыхание.
В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична,
дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю
приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе
знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.
Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы
принимают участие в дыхательном процессе.
Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и
верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, активно
работает лишь верхушки легких
Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется
поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, поэтому вдох
недостаточно энергичен.
Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения объема грудной
клетки, вследствие сокращения диафрагмы
Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет изменения объема
в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы,
межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Именно это
дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого
дыхания.
В чем же отличие речевого (фонационного) дыхания от обычного? Вдох и
выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и равны по
времени. Последовательность обычного дыхания — вдох, выдох, пауза. Для речи
его не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха,
экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом
дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После
короткого вдоха — пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный
звуковой выдох. Его организация имеет большое значение для постановки
речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования. Существуют
специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и
межреберные мышцы
Что бы речь учителя была более выразительной он должен умело владеть
голосом, дикцией, ритмикой
Голос.
Каковы же особенности голоса педагога? Прежде всего это сила звука.
Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше
давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.
Важное условие слышимости голоса – полетность. Этим термином
специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и
регулировать громкость.
Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение
легко его изменять. Подвижность голоса, прежде всего, касается его
изменений по высоте. Высота — тональный уровень голоса. Человеческий голос
может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной
жизни мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон – объем голоса. Границы его
определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведет к
появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие,
усыпляет.
Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной
окраски. Тембр — окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота,
индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд
обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне,
частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая
палитра человеческого голоса.
Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями.
Воспитание голоса — процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго
индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.
Дикция.
Для учителя четкость произношения – профессиональная необходимость,
способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция –
ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит от
слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает
губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки.
Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не
учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.
Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой
артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная гимнастика,
которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для
правильной отработки каждого звука. Естественно, быстро исчезнуть
неправильные навыки не смогу. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка.
Ритмика.
Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, а так же
пауз в сочетании с ритмической организованностью, размерностью речи
составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как интонация и
паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия
на слушателя.
Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания
его речи и ситуации общения. Трудную часть материала учитель излагает
замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется
речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод – определение, правило,
принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения: чем более
возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.
Для достижения выразительности звучания следует мастерски
пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз
речь безграмотна, без психологических — безжизненна. Паузы, темп и мелодика
речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку,
понижение внимания и интереса. продолжение
–PAGE_BREAK–