–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–• Оперативный (сервисный) лизинг — service, operating leases- представляет собой арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта. Заключается он, как правило, на 2 — 5 лет. При оперативном лизинге риск порчи или утери объекта лежит в основном на лизингодателе. Ставка лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге, из-за отсутствия гарантии окупаемости затрат. По окончании оперативного лизингового договора лизингополучатель имеет право: продлить срок договора на более выгодных условиях; вернуть оборудование лизингодателю; купить оборудование у лизингодателя при наличии соглашения (опциона) на покупку по рыночной стоимости.
В зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, различают:
• Внутренний лизинг, когда все участники сделки представляют одну страну.
• Внешний (международный) лизинг — к нему относятся сделки, в которых хотя бы одна из сторон принадлежит разным странам. К этому же виду лизинга относят и сделки, проводимые лизингодателем и лизингополучателем одной страны, если хотя бы одна из сторон ведет свою деятельность и имеет капитал совместно с зарубежной фирмой.
Внешний лизинг, в свою очередь, подразделяется на импортный, когда зарубежной стороной является лизингодатель, и экспортный, когда зарубежной стороной является лизингополучатель.
При постоянном и тесном сотрудничестве корпораций с лизинговыми компаниями возможно заключение соглашений по предоставлению «лизинговый линии» (lease-line). Эти соглашения аналогичны банковским кредитным линиям и позволяют арендатору брать дополнительное оборудование в лизинг без заключения каждый раз нового контракта.
Причиной широкого распространения лизинга в развитых странах мира является ряд его преимуществ перед обычной ссудой:
а) Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно было бы около 15% стоимости покупки оплачивать за счет собственных средств. При лизинге контракт заключается на полную стоимость имущества. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арендатору, либо позже.
б) Гораздо проще получить контракт по лизингу, чем ссуду. Особенно это относится к мелким и средним корпорациям. Некоторые лизинговые компании даже не требуют от арендатора никаких дополнительных гарантий. Предполагается, что обеспечением сделки служит само оборудование. При невыполнении арендатором своих обязательств лизинговая компания сразу же забирает свое имущество.
в) Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда. Ссуда всегда предлагает ограниченные сроки и размеры погашения. При лизинге арендатор может рассчитывать поступление своих доходов и выработать с арендодателем соответствующую, удобную для него схему финансирования. Платежи могут быть ежемесячными, ежеквартальными и т. д., суммы платежей могут отличаться друг от друга. Иногда погашение может осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на оборудовании, взятом в лизинг. Ставка может быть фиксированной и плавающей.
г) Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя.
Арендатор имеет возможность постоянного обновления своего парка
оборудования.
д) В случае лизинга арендатор может использовать сразу гораздо больше производственных мощностей, чем при покупке. Временно высвобожденные благодаря лизингу деньги, он может пустить на какие- либо другие цели.
е) Так как лизинг долгое время служил средством реализации продукции и развития производства, то государственная политика, как правило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций.
ж) Преимущества учета арендуемого имущества. Основными принципами Евролиза (Leaseurope — ассоциация европейских лизинговых компаний) по учету лизинговых операций является опубликование арендатором своих финансовых обязательств, вытекающих из лизинговых соглашений.
з) Международный валютный фонд не учитывает сумму лизинговых сделок в подсчете национальной задолженности, т. е. существует возможность превысить лимиты кредитной задолженности, устанавливаемые Фондом по отдельным странам.
Несколько слов можно сказать и о недостатках лизинга:
1) Если оборудование взято в финансовый лизинг и оно с течением времени устарело до окончания действия лизингового договора, то лизингополучатель продолжает платить арендные платежи до конца контракта.
2) При оперативном лизинге риск устаревшего оборудования ложится на арендодателя, который вынужден брать за это большую плату с лизингополучателя.
3) Еще одним недостатком финансового лизинга является то, что в случае выхода оборудования из строя, платежи производятся в установленные сроки, независимо от состояния оборудования.
4) Если объектом лизингового договора является крупный и уникальный объект, то в связи с большим разнообразием условий арендных сделок подготовка договоров об их лизинге требует значительного времени и средств.
«По данным ассоциации европейских лизинговых компаний Leaseurope общий объем лизинговых операций в 25 странах — членах ассоциации в 2004 году составил 85,3 млрд. евро (эти цифры пока еще не подтверждены официальной статистикой). Этот год стал первым после трехлетнего периода беспрерывного падения годом оживления на рынке лизинговых услуг. С 95, 2 млрд. евро в 1998 году к 1999 году объемы операций сократились почти на 16 %.
В 2004 году промышленное производство в 12 странах ЕС выросло на 5,2 %. Поэтому повышение экономической активности тотчас же вызвало и 7-процентный рост объема лизинговых операций.
Подавляющая часть лизинговых операций в странах — членах Leaseurope составляют сделки с движимым имуществом. Однако статистика за последние 9 лет показывает, что имеет место слабая, но вполне отчетливая тенденция к увеличению доли лизинга недвижимого имущества. Интересно, что эта тенденция сохраняется и в период экономического подъема, и в период спада: в 1999 году доля движимого имущества в общем объеме лизинговых операций составляла 87 %, а в 2000 году — 83,1 %, в 2004 году — 81,3 %. Несмотря на внушительный объем лизинговых операций в целом по странам Европы, показатели отдельных стран могут отличаться буквально на порядок. Примечательно, что какой-либо связи между наличием специального законодательства о лизинге и объемом операций не существует. Например, в Германии, где лизинговая деятельность регулируется специальным законодательством, удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций находился на среднем уровне — 15,8 % в 2004 году. Правда, в абсолютном выражении Германия является общеевропейским лидером по объему лизинговых операций: в прошлом году объем лизинга движимого имущества составил 19,2 млрд. евро, а недвижимого 5,7 млрд. евро. Франция и Португалия, имеющие посвященные лизингу законы, демонстрируют относительно скромные показатели объемов лизинговых сделок — 8,9 млрд. евро и 1,1 млрд. евро соответственно. В то же время шведское правительство, столкнувшись с трехлетним падением объемов лизинга (с 2,7 млрд. ЕВРО в 1999 году до 1,8 млрд. ЕВРО в 2004 году), принялось активно разрабатывать лизинговое законодательство.
Лидером по удельному весу лизинга в общенациональных инвестициях являются два основных государства — Ирландия (46 %) и Англия (35,8 %). При этом номинальная сумма лизинговых операций в Англии почти не уступает немецкой — 18,8,53 млрд. евро. В Ирландии этот показатель несоизмеримо меньше -1,05 млрд. евро. К третьей группе можно отнести страны Восточной Европы, где по очевидным причинам лизинговые операции только-только начали развиваться. Их абсолютные объемы и удельные доли крайне низки, но налицо очевидная тенденция к росту.
Таблица 2. Сравнительные данные по доле лизингу в общем объеме инвестиций в разрезе стран за 2004г.*
Страна
Объем инвестиций через лизинг,
всего, млн. Евро
Доля лизинга в общем объеме инвестиций, %
Развитые страны
США
206,000
32
Австрия
5,059
13
Швейцария
4,952
11
Франция
26,037
20
Германия
44,000
18
Страны с переходной экономикой
Чехия
3,412
20
Венгрия
2,771
22
Румыния
706
18
Словакия
992
17
Польша
2,542
22
Казахстан
85
1
Россия
3,000
5
по данным ассоциации европейских лизинговых компаний Leaseurope
Для развития лизинга на первоначальном этапе обязательна, нужна государственная поддержка. Именно благодаря лояльному подходу Государства, а именно через предоставление налоговых льгот, отсутствие регулирования, освобождения от таможенных пошлин развивался лизинг, а вместе с ним и конкурентоспособное производство в таких странах как Южная Корея и Турция. К примеру, лизинговый рынок Южной Кореи начал создаваться в 1975 году, созданные государством условия для лизинга позволили лизинговому рынку этой страны стать пятым в мире к 1994 году. В том, что Южная Корея является чудом экономики сейчас, никому не приходиться сомневаться.
1.3. Юридические аспекты функционирования лизинга в Казахстане
1994 год стал стартовым для широкого развития лизинговой инфраструктуры. Лизинговые компании начали интенсивно создаваться в стране. Это явилось следствием продекларированной Правительством Республики Казахстан политики благоприятствования развитию лизинга. Это выразилось во множестве нормативных актов, предоставляющих всевозможные льготы субъектам лизинговых отношений. Одним из таких документов был принятый Правительством Республики Казахстан Закон К 266 от декабря 1994 г. «Об иностранных инвестициях» в котором предусмотрено оказание серьезной государственной поддержки, создание благоприятной экономической среды для широкого развития лизинга на отечественном рынке.
В РК принят Закон Республики Казахстан от 5 июля 2000 год «О финансовом лизинге», по которому лизингодатель — участник лизинговой сделки, который за счет привлеченных и (или) собственных денег приобретает в собственность предмет лизинга и передает его лизингополучателю на условиях договора лизинга. В рамках одной лизинговой сделки лизингодатель не вправе одновременно выступать в качестве другого ее участника. Продавец это участник лизинговой сделки, у которого лизингодатель приобретает предмет лизинга на основании договора купли—продажи или договора лизинга. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя предмета лизинга (возвратный лизинг). Участники лизинговой сделки — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, и юридические лица, выступающие в качестве лизингодателя и лизингополучателя, а также физические и юридические лица, выступающие в качестве продавца предмета лизинга. В данный нормативный акт были внесены изменения и дополнения от 10 марта 2004 года.
Потенциал роста казахстанского рынка лизинга, однако, не выглядит столь уж бесспорным, поскольку очевидно, что лизинг будет выдерживать серьезную конкуренцию со стороны ”классического” кредитования, для последнего у банков есть даже избыточные ресурсы, а малый и средний бизнес становится все более интересным клиентом. Обычно же развитие лизинга «подталкивается» неразвитостью других возможностей финансирования.
Комментируя развитие лизинговых отношений в РК, согласно Письму департамента налоговой политики и прогнозов министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан к постановлению Правительства Республики Казахстан от 28.04.04 г. К 475 «Об утверждении перечня основных средств, ввезенных лизингодателем в целях передачи в финансовый лизинг по договорам финансового лизинга, импорт которых освобождается от налога на добавленную стоимость».
В рамках этого хотелось бы сказать, что одной из главных задач Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003—2015 гг. является создание и развитие наукоемких и высокотехнологических производств, для достижения которой в определенной степени необходимо стимулировать развитие лизинга оборудования и технологий как одного из эффективных инструментов инвестиций в основные средства.
На сегодняшний день в Казахстане существует ряд проблем, негативно влияющих как на развитие отечественного лизинга, так и на реализацию важнейших государственных программ в области развития малого предпринимательства. К примеру, в казахстанском налоговом законодательстве отсутствуют льготы по амортизации имущества, сданного в лизинг, что снижает экономическую эффективность лизинга по сравнению с другими формами приобретения имущества. Вопрос ускоренной амортизации в целях налогообложения является очень важным для становления рынка лизинговых услуг. Примером тому являются страны Европы и США, где лизинг стал рассматриваться высокоэффективным финансовым механизмом в 50-х годах из-за введения ускоренной амортизации в целях налогообложения. В России также лизинговый сектор стал стремительно развиваться после применения ускоренной амортизации лизингового имущества с коэффициентом 3. другой проблемой при осуществлении ряда лизинговых сделок (например, международного или возвратного лизинга) является двойное налогообложение предмета лизинга в части оплаты НДС. Оно ложится тяжким бременем на лизингополучателя, увеличивая стоимость предмета лизинга на 32%, что, естественно, не стимулирует в стране развитие малого и среднего предпринимательства.
Современное развитие лизинга в Казахстане во многом похоже на становление лизинга в России. Так, первые лизинговые компании в Казахстане, как и в России, были созданы при банках, у которых имелись средства для финансирования проектов. На стадии развития основными клиентами этих лизинговых компаний являлись корпоративные клиенты банков. Сегодня в Казахстане действуют около двадцати и одна государственная лизинговые компании, а также компании, которые были созданы при банках: «Альянс лизинг», «АТФ лизинг», «БТА лизинг», «Темир лизинг», «Халык лизинг», «Центр лизинг» и другие. Основными потребителями лизинговых услуг этих компаний являются топливно-энергетическая отрасль, металлургия, транспорт, торговля, сельское хозяйство. Поставщиками оборудования являются как казахстанские предприятия, так и зарубежные, в том числе и российские. Большой интерес казахстанские лизинговые компании проявляют к поставке российского оборудования по схеме сублизинга. В этом случае лизингополучателем оборудования выступает казахстанская лизинговая компания, которая будет сдавать оборудование в сублизинг конечному пользователю. Такая схема выгодна и российской лизинговой компании, так как у нее возникает намного меньше рисков, чем, если бы она работала напрямую с конечным казахстанским пользователем. В настоящее время в Казахстане наблюдается растущий интерес к созданию новых лизинговых компаний, что будет не только способствовать демонополизации казахстанского рынка лизинговых услуг, но и сделает лизинг более востребованным финансовым инструментом.
Характеризуя рынок лизинга, можно отметить, что хотя, согласно статистике, внем преобладает лизинг сельхозтехники, такое впечатление создается из-за присутствия государственной корпорации, кредитующей сельхозпроизводителей. Что же касается частных лизинговых компаний, то их клиентами остаются малый и средний бизнес, приобретающий с «помощью лизинговых схем, например, транспорт или оборудование для небольших предприятий пищевой и обрабатывающей промышленности. Стандартный кредит составляет обычно примерно $100 тыс.
Предполагается, что в течение 2005 года казахстанские предприниматели смогут получить от «БТА Лизинг» кредиты на сумму $40 млн., что вдовое больше объема лизинговых операций, проведенных компанией в 2004 году. Для Казахстана, который в течение последних трех лет демонстрирует высокие темпы экономического роста, одним из основных механизмов стимулирования предпринимательства и привлечения инвестиций должен стать лизинг, у которого для этого есть все перспективы. Очевидно, что меры по созданию оптимальных условий для развития лизинга позволят как Казахстану, так и другим странам Центральноазиатского региона, возродить местную промышленность и довести объем инвестиций через лизинг до общемировых пропорций.
продолжение
–PAGE_BREAK–1.4 Международнаяпрактикаприменениялизинга
Роль лизинговых операций в экономике стран Европы По данным ассоциации европейских лизинговых компаний Leaseurope общий объем лизинговых операций в 25 странах — членах ассоциации в 2004 году составил 85,3 млрд. евро (эти цифры пока еще не подтверждены официальной статистикой). Этот год стал первым после трехлетнего периода беспрерывного падения годом оживления на рынке лизинговых услуг. С 95, 2 млрд. евро в 2000 году к 2003 году объемы операций сократились почти на 16 %. В 2004 году промышленное производство в 12 странах ЕС выросло на 5,2 %. Поэтому повышение экономической активности тотчас же вызвало и 7-процентный рост объема лизинговых операций. Подавляющая часть лизинговых операций в странах – членах Leaseurope составляют сделки с движимым имуществом. Однако статистика за последние 9 лет показывает, что имеет место слабая, но вполне отчетливая тенденция к увеличению доли лизинга недвижимого имущества. Интересно, что эта тенденция сохраняется и в период экономического подъема, и в период спада: в 2006 году доля движимого имущества в общем объеме лизинговых операций составляла 87 %, а в 2000 году — 83,1 %, в 2004 году — 81,3 %. Несмотря на внушительный объем лизинговых операций в целом по странам Leaseurope, показатели отдельных стран могут отличаться буквально на порядок. Примечательно, что какой-либо связи между наличием специального законодательства о лизинге и объемом операций не существует. Например, в Германии, где лизинговая деятельность регулируется специальным законодательством, удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций находился на среднем уровне — 15,8 % в 2004 году. Правда, в абсолютном выражении Германия является общеевропейским лидером по объему лизинговых операций: в прошлом году объем лизинга движимого имущества составил 19,2 млрд. евро, а недвижимого 5,7 млрд. евро. Франция и Португалия, имеющие посвященные лизингу законы, демонстрируют относительно скромные показатели объемов лизинговых сделок — 8,9 млрд. евро и 1,1 млрд. евро соответственно. В то же время шведское правительство, столкнувшись с трехлетним падением объемов лизинга (с 2,7 млрд. евро в 2002 году до 1,8 млрд. евро в 2004 году), принялось активно разрабатывать лизинговое законодательство. Лидером по удельному весу лизинга в общенациональных инвестициях являются два основных государства — Ирландия (46 %) и Англия (35,8 %). При этом номинальная сумма лизинговых операций в Англии почти не уступает немецкой — 18,853 млрд. евро. В Ирландии этот показатель несоизмеримо меньше – 1,05 млрд. евро, К третьей группе можно отнести страны Восточной Европы, где по очевидным причинам лизинговые операции только-только начали развиваться. Их абсолютные объемы и удельные доли крайне низки, но налицо очевидная тенденция к росту. Единственным исключением является Чехия, в которой в прошлом году объем лизинговых операций достиг 817 млн. евро, что больше чем, скажем, в Норвегии или Греции. А по показателям удельного веса Чехия вышла на четвертое место среди всех стран Leaseurope. Очевидно, столь широкое по сравнению с остальными бывшими соцстранами распространение лизинга в Чехии связано с тем, что в ее экономике доминирующее положение занимает частный сектор
Особенности лизинга в отдельных странах
а) США
В США лизинг появился еще в 50-х годах. На долю США приходится половина мирового оборота товаров, поставляемых по лизингу. В 2006 году в США было поставлено в лизинг оборудования на 85 млрд. долл. (28 % всех инвестиций в оборудование в стране). Одной их причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10% стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога). Например, расходы по покупке оборудования
100 000 долл., инвестиционная льгота — 10 %, 10 000 долл. вычтут из суммы налога. Но право на налоговые льготы возникало только тогда, когда договор соответствовал правилам, устанавливаемым для аренды Управлением внутренних доходов министерства финансов США: продолжительность лизинга должна быть меньше 30 лет; лизинг не должен предусматривать возможность покупки имущества по цене ниже разумной рыночной — например, за 1 долл.; лизинг не должен предусматривать график платежей, где они вначале будут больше, а затем меньше. Это было бы свидетельством того, что лизинг используется как средство уйти от налога; лизинг должен обеспечить арендодателя нормальным рыночным уровнем прибыли; возможность продления лизинга должна учитывать нормальную рыночную стоимость оборудования. До 1977 года фирмы могли брать оборудование в аренду, не отражая его стоимость в своих балансах, то есть имел место за балансовый учет. Поэтому, фирмы, уже имеющие солидный долг, могли дополнительно брать оборудование, не показывая возросшую сумму задолженности. Таким образом, подлинный долг был скрыт от инвесторов, и экспертов. В 1976 году Управление стандартизации финансового ~ учета издало постановление № 13, которое заставило учитывать некоторые финансовые сделки как приобретение имущества и принятие на себя финансовых обязательств. Целью этого постановления было разграничить «подлинный лизинг» и покупку с помощью лизинга. В постановлении были перечислены следующие пункты: право собственности в конце сделки переходит к арендатору; лизинговая сделка позволяет купить оборудование в конце сделки по цене рыночной; срок сделки больше или равен 75 % полезного срока службы; текущая стоимость лизинговых платежей (без платы за страхование, управление, налоги) больше или равна 90 % нормальной рыночной цены оборудования. Если сделка удовлетворяет хотя бы одному из этих условий, то имущество учитывается на балансе арендатора как актив с корреспондирующим долговым обязательством в пассив («Обязательства по финансовому лизингу») Если сделка не удовлетворяет ни одному из вышеупомянутых условий, то имущество учитывается в приложении к балансу арендатора. С 1986 года климат для лизинга на налоговой основе изменился, так как правительство увидело в нем «субсидию на благо другого государства» («Экспорт налоговых льгот»). Налоговые льготы, введенные в 60-х и 70-х годах в период высокой инфляции, больше не рассматривались как эффективный инструмент стимулирования капиталовложений в более стабильной экономической обстановке 80-х годов. Реформа налоговой системы в США сократила доступность налоговых льгот через отмену налоговой инвестиционной льготы и изменение профиля амортизации. Налоговая реформа значительно снизила экономическую выгоду лизинга, но тем не менее его развитие не остановилось. Дело в том, что погашение лизинговых сделок все-таки обладает большей гибкостью, чем, например, погашение обычных ссуд. В США многие лизинговые компании лучше знают оборудование, чем другие кредиторы. Так как кредитоспособность лизинговой компании зависит от возможности реализовать оборудование после истечения срока сделки, то компании очень заинтересованы в лизинге наиболее ценного и эффективного оборудования. В этом случае они охотно берут на себя все подобные риски. Некоторые налоговые льготы все-таки сохраняются. В последнее время растет значение соглашений возвратного лизинга (нефтяные танкеры, железнодорожные контейнеры, компьютеры, самолеты), оперативного лизинга (транспорт, печатное оборудование). Особенно наглядно просматривается рост оперативного лизинга без наличия особых налоговых льгот в авиации. Международная лизинговая финансовая корпорация (ILFC) с местом нахождения в США была основана в 1973 году и стала государственной компанией в марте 1983 года. Вместе с ирландской Gyness Peat Aviation Group (GPA) она определяет положение на рынке. В ее портфеле более 150 самолетов. Доходы за первое полугодие 2002 года составили 94,8 млн. долл., активы — 1,65 млрд. долл. на 31 мая 2002 года. Она предлагает клиентам самолеты на 3-15 лет без необходимости брать на себя огромные начальные расходы. Мировой рынок оперативного лизинга самолетов вырос практически от нулевой отметки в 1982 году до 10 % всего лизингового рынка сегодня. Наиболее крупными американскими лизинговыми компаниями являются: Bank Amerilase Group, Golodefz Trading Corp., Security Pacific Consider Corp
б) Великобритания.
B Великобритании лизинг получил значительное развитие только после 1970 года, то есть после введения налоговых льгот. Компании могли вычитать 100 % инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились. Эти льготы были существенны только для предприятий с большой доходностью, но косвенно они были доступны и арендаторам. Компания могла воспользоваться налоговыми льготами только в конце отчетного года. поэтому, если она производила инвестиции в начале года, то ей приходилось ждать некоторое время до получения выгод от этих льгот. Но если она продавала оборудование лизинговой компании и затем брала его в аренду (при условии, что у лизинговой компании конец финансового года наступал раньше), то косвенные выгоды были получены быстрее. Поэтому лизинговые компании открывают филиалы с разными концами финансового года. Налоговая инвестиционная льгота безвозмездна, она возвращается обратно через налоги на арендные платежи, но тем не менее она предоставляет беспроцентную ссуду, равную 52 % стоимости имущества, что отражалось и на стоимости лизинга для арендатора. Так как корпорационный налог сокращался постепенно, то изменения, не сразу сказывались на развитии лизинга. Часть налоговых льгот сохранилась. Это очень выгодно для лизинга в области электронной промышленности. Так, в течение 1 года арендные платежи не облагаются налогом. В будущем объем лизинга будет зависеть от того, каким будет объем инвестиций, сколько будет компаний с низким уровнем доходов, и как много компаний решат продолжать использовать лизинг для финансирования своих инвестиций,
в) Франция
Лизинг здесь получил большое распространение, особенно его вид под названием «креди-бай». В апреле 1967 года была создана первая французская компания «Локафранс». В настоящее время во Франции развивается лизинг самолетов и вертолетов, судов и барж, подъемно-транспортного оборудования, контейнеров, вычислительной техники, медицинского оборудования, полиграфического, крупного промышленного борудования. Рассмотрим лизинг во Франции на примере группы «BNP/Bail». В нее входят компании «Natio Equipment, „Natio Location“, „Natio Energie“, „Locafmance“, „Natiofail“, „Natiocredifail“ Лизинг движимого имущества во Франции начался в 1960 году, а Закон о лизинге был принят в 1966 году. Закон ввел налог на уступку прав на оборудование при перепродаже арендатору (он исчисляется из стоимости оборудования в момент уступки), налог на уступки прав третьему лицу, налог на добавленную стоимость (на разницу между стоимостью по балансу и ценой уступки). „Natio Equipment“ редоставляет арендатору право на выбор.Остаточная стоимость составляет от 1% до 7% первоначальной стоимости. Арендные платежи вносятся 1 раз в месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год. Они могут быть линейными, регрессивными, с наибольшим первым взносом. Лизинг недвижимости также определяется законом 1966 года. В 1967 году во Франции были созданы Общества по операциям с недвижимостью в сфере промышленности и торговли (СИКОМИ). СИКОМИ имеют форму акционерных компаний с капиталом не менее 10 млн. франков, который должен быть полностью внесен к моменту создания общества. Лизинговым компаниям СИКОМИ предоставляются существенные налоговые льготы: на 85% прибыли освобождение» от налога, скоренная амортизация ит.д. Таблица показывает разделение лизинговых операций между СИКОМИ и наг членами этой системы. Обычно соглашение по лизингу недвижимости длится 15-20 лет. Объектами могут быть: земля, строения, отделочные работы, система путей сообщения, оборудование, рассматриваемое как недвижимость по своему назначению (лифты и т. д.). Оплата обычно производится прямым регрессивным или смешанным способом. Помимо «BNP» другие банки также создали компании: «Креди Лионэ» — «Смебай», «Сосьете Женераль» -«Софинбай».
г) ФРГ
В ФРГ в настоящий момент существует множество лизинговых компаний, 57 из них входят в немецкую лизинговую ассоциацию. Порядок налогообложения лизинговых сделок излагается в письмах федерального министра финансов от 19.04.1971 года и от 22.12.1975 года. Заключаемые в соответствии с установленными нормами лизинговые контракты позволяют воспользоваться рядом налоговых льгот. Две компании, которые можно отнести к разряду ведущих в области лизинга — это «Митфинанц Гмбх» и Тефа — лизинг Гмбх”. «Митфинанц Гмбх» была основана в 1962 году. Уставной капитал этой первой в ФРГ лизинговой компании составлял 1 млн. марок ФРГ. В настоящее время она имеет 6 дочерних компаний. ‘Тефа — лизинг Гмбх” была основана группой Тефа” в 1968 году. За время своего существования фирма сдала своим клиентам в аренду оборудование общей стоимостью свыше 3млрд. марок ФРГ.
д) Австрия
В Австрии средний срок аренды составляет от 2 до 15 лет в оответствии с экономически целесообразным сроком службы редмета лизинга. Опцион на покупку или продление не допускается, по истечении срока действия контракта арендатор может заключить овый контракт на аренду предмета лизинга в течение оставшегося ериода эксплуатации или вступить в переговоры о покупке. Как и в ФРГ, в Австрии основой для развития лизинга стал закон найме. Лизинг в Австрии развивается уже 25 лет. В лизинг сдаются даже детские сады и школы. Для использования налоговых льгот по закону 1984 года необходимо, чтобы срок договора по лизингу не превышал 40% — 90% общего периода использования оборудования, и чтобы объект лизинга был самостоятельной единицей. Одной из ведущих лизинговых фирм является «Райфайзен лизинг» с участием в ее капитале «Донау банка».е Италия Первая лизинговая компания в Италии появилась в 1963 году. В настоящее время Итальянская лизинговая ассоциация насчитывает 50 компаний.
Крупнейшая итальянская (компания) лизинговая группа «Локафит» отдает в лизинг рабочий инструмент, землеройные машины, сельскохозяйственные машины, оборудование для офисов, компьютеры, недвижимость, транспорт (автомобили, самолеты, суда и т. д.). Одним из учредителей является «Банк Насиональ де Лаворо». Группа создала совместные фирмы в ФРГ, Франции. США, Испании, Китае, осуществляет операции с Венгрией и Югославией.
ж) Япония В Японии крупнейшей лизинговой компанией является «Gentury Leasing System», созданная в 1969 году. Ее оплаченный капитал 1,6 млн. долларов. Она имеет филиалы в Гонконге, Сингапуре, Великобритании. Акционеры: один коммерческий банк, одна торговая и две страховые компании.
з) Швеция
В Швеции лизинг начал развиваться в начале 60-х годов. Обычно им пользовались маленькие и средние компании. Дело в том, что каждый банк требовал обеспечение по многим своим ссудам. Лизинг облегчил положение, так как кредитор является владельцем оборудования. Поначалу заключались соглашения о повторной покупке, согласно которым поставщик брал на себя обязательство купить обратно оборудование, если клиент не выполнит свои обязательства по лизингу. По мере роста конкуренции между лизинговыми компаниями эти обязательства (по обратной покупке) стали встречаться все реже и реже. Основной срок аренды составляет обычно 3-5 лет, в исключительных случаях до 9 лет. Обобщая страны Западной Европы, США и Японии можно сделать следующие выводы: в основном лизинговыми операциями занимаются не коммерческие банки, а специализированные компании; развитой рынок лизинговых услуг укрепляет производственный сектор экономики, создавая условия для ускоренного развития стратегически важных отраслей, стимулирует приток капиталов в производственную сферу; наличие определенных налоговых льгот, направленных на развитие лизинговых отношений.
Для использования налоговых льгот по закону 1984 года необходимо, чтобы срок договора по лизингу не превышал 40% — 90% общего периода использования оборудования, и чтобы объект лизинга был самостоятельной единицей.
Обобщая опыт стран Западной Европы и США, можно сделать следующие выводы:
— в основном лизинговыми операциями занимаются не коммерческие банки, а специализированные компании;
продолжение
–PAGE_BREAK– — развитой рынок лизинговых услуг укрепляет производственный сектор экономики, создавая условия для ускоренного развития стратегически важных отраслей, стимулирует приток капиталов в производственную сферу;
— имеет место наличие определенных налоговых льгот, направленных на развитие лизинговых отношений, стимулирующих рост производства. Анализ зарубежного опыта развития лизинга позволяет выделить базовые условия, необходимые для того, чтобы лизинг реально оказывал воздействие на активизацию инвестиционных процессов в экономики, к которым можно отнести следующие элементы:
— правовая база;
— нормативная база;
— режим налогообложения лизинговых сделок;
— бухучет лизинговых операций.
Анализ международного опыта показывает, что рынок лизинговых услуг не может развиваться эффективно без правовой базы, определяющей основные принципы осуществления лизинговой деятельности. В лизинговом законодательстве должна быть определена структура лизинговой сделки, предполагающая участие трех субъектов, а также должны быть прописаны права и обязанности каждого из них. В случае банкротства лизингополучателя закон должен защищать права собственности лизингодателя на лизинговое имущество от претензий на него других кредиторов компании-лизингополучателя. Поскольку лизинговое имущество, по сути, является обеспечением сделки, законодательство о лизинге должно гарантировать право лизингодателя на изъятие предмета лизинга в случае невыполнения лизингополучателем своих платежных обязательств. Международный опыт, однако, показывает, что законодательного закрепления права лизингодателя на изъятие лизингового имущества не достаточно, это право должно быть подкреплено исполнительной системой. Например, законодательство некоторых стран признает право лизингодателя на бесспорное изъятие предмета лизинга в случае невыполнения платежных обязательств лизингополучателем, но на практике возврат лизингового имущества оказывается чрезвычайно сложным, либо попросту невыполнимым. Поэтому законодательно закрепленное право собственности лизингодателя на предмет лизинга до окончания договора лизинга должно четко исполняться.
ГЛАВА 2 ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1. Лизинговые операцииАО «Альянс лизинг»
АО «Альянс Банк» из ведущих банков республики, принимая во внимание возросшую необходимость в развитии финансового лизинга в Казахстане, в 2000 году создал дочернюю лизинговую компанию Акционерное Общество «Альянс Лизинг», которая успешно работает на финансовом рынке, и уже зарекомендовала себя как надежный и профессиональный партнер.
31 марта 2005 года подписано соглашение о приобретении и подписке на акции АО «Альянс Лизинг» японской корпорацией «ORIX», Международной финансовой корпорацией (IFC), корпорацией «ORIX Лизинг Пакистан», 8 апреля 2005 г. Сумма уставного капитала компании «Альянс Лизинг» увеличилось до 1.3 млрд. тенге. 1 сентября 2005 г. Общим Собранием Акционеров АО «Альянс Лизинг» было принято решение о перемене имени компании. К имени присоединилась группа ORIX, и теперь название компании звучит как Акционерное общество «Альянс Лизинг». 28 октября 2005 года наименование компании было оформлено официально.
На сегодняшний день компания является одной из самых крупных лизинговых компаний по размеру собственного капитала, имеющей кредитную линию от ЕБРР и долгосрочный заем, осуществляемый без привлечения банковской гарантии, что свидетельствует о высоком уровне доверия к компании АО «Альянс Лизинг».
АО «Альянс Лизинг» активно работает и намерена дальше наращивать свое присутствие в следующих отраслях экономики:
■ транспорт,
■ строительство,
■ сельское хозяйство,
■ медицина,
■ пищевая промышленность
■ машиностроение,
■ химическая промышленность,
■ обрабатывающая промышленность,
Деятельность компании направлена на установление долгосрочных деловых взаимоотношений.
Распределение долей:
АО «Альянс Банк» — 45%, Корпорация «ORIX» (Япония) — 35%, «ORIX Лизинг Пакистан»- 10%, IFC-10%.
Организация деятельности АО «Альянс Лизинг»
Стратегическое управление компанией введется общем собранием акционеров.
Тактическое управление компанией введется президентом компанией, два Вице президента руководят две ветви организации бизнеса. Основной бизнес процесс лизинга сосредоточено в Департаменте лизинга и в Управлении Бизнес контроля.
Департамент лизинга. Данным департаментом руководит управляющий Директор.
Управление Малого и среднего бизнеса и сельхоз техники (УМСБ и СТ) Данное управление является самым крупным в департаменте лизинга состоит из 10 человек. Начальник управления главный менеджер, двое ведуших менеджеров, двое старших менеджеров, пять менеджеров. Данное управление занимается проектами, где предметом лизинга выступает спецтехника, сельскохозяйственная техника (трактор, комбайн) специфическая техника, (различное оборудование, например: оборудование для производства мороженого).
Управление Автолизинга — состоит из 6 человек начальнику управления и менеджеры. Данное управление занимается проектами связанными автотранспортом. В данном управлении было создано специальные программы «АВТОЛИЗИНГ», «КАМАЗ Лизинг»
Управление корпоративного бизнеса состоит из 5 человек. Управление занимается клиентами статусом VIP — клиенты как правило это клиенты повторные проекты, клиенты с хорошей репутацией
Управление регионального развития — работа данного управление сосредоточено в региональном развит. Начальнику управления подчиняется штат головного офиса в составе 3 человек, и 12 региональных представительств.
Управление маркетинге — управляет маркетинговой деятельностью компании.
1. Этап привлечение
Данная стадия — процесс привлечения включает первый контакт с клиентом (встреча). В компании имеет сеть представительств по всей республике (в 12 крупных городах Казахстана). Региональные представительства имеет свой офисы, штат сотрудников, и основная цель их деятельности является привлечь клиента, в г. Алматы компания имеет штат отдела продаж, также работа по привлечению ведутся менеджерами Департамента лизинга.
2. Пакет документов
На данном этапе менеджер вместе с клиентом формирует ПТТД (пакет первичных документов) состоит в основном информации носящие бухгалтерские, финансовые и — маркетинговую деятельность компании, после формирования пакета документов — начальник ДЛ (департамента лизинга) проводит предварительную экспертизу и описывает менеджеру для проведения экспертного заключения.
3. Экспертное заключение.
После получения ППД – менеджер готовит экспертное
заключение, которая включает в себя:
• Финансово экономическое состояние лизингополучателя, где менеджер анализирует финансовое состояние, финансовую устойчивость, лизингополучателя.
• Окупаемость проекта.
• Обзор рынка лизингополучателя, менеджер анализирует рынок, его перспективы как на уровне внутреннего, так и на международном аспекте.
• Анализ Предмета лизинга (его роль и значение для лизингополучателя, повышение эффективность деятельности лизингополучателя).
• Обзор поставщиков (данная стадия включает как поиск наиболее удобного поставщика для лизингополучателя, сравнительный анализ цен, условии поставок, сроков поставок, гарантийное, сервисное облуживание и условия bay -back.).
4. Защита проекта.
Процесс защиты проекта перед Кредитным комитетом. Где менеджер доказывает окупаемость проекта, необходимость финансирование проекта — менеджер предоставляет информации о лизингополучателе — вид деятельности, необходимости предмета лизинга для лизингополучателя.
Кредитный комитет — на защите проекта решает о возможности предоставления лизинга, необходимости в доработке проекта или отказ. В случае одобрения проекта на кредитном комитете решается ставка вознаграждения, ставка аванса, срок лизинга, льготный период.
5. Заключение договоров.
После защиты проекта менеджер работает над заключением:
Договора финансового лизинга
Договора купли продажи Процесс заключения договоров, согласование основных моментов с лизингополучателем графика погашения, с поставщиком — сроков условии поставок, в случае международных контрактов, оговаривается процесс перечисления, оплата может производиться следующим методами: БТА лизинг в процентном соотношение 80% всех сделок заключают на международном уровне, чаше всего с прямыми производителями, такими как СНГ: Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, ОАО КАМАЗ (г. Набережной челны), Челябинский механический завод, ЧТЗ. Китай HUYNDAI, Zooming group, PUYAN, Чанг-линг. Европа IPC Handel’s, Spiro, RAS, MAN, и многие другие.
6. Финансирование.
Финансирование — процесс непосредственного получения предоплаты (аванса от лизингополучателя) и перечисление поставщику.
· прямое перечисление из расчетного счета лизинговой компании на счет Поставщика против банковской гарантии возврата предоплаты или/и оплаты
· выпуск Покупателем в пользу Поставщика (бенефициара) аккредитива (аккредитив может, имеет любую форму по согласованию сторон).
7. Контроль поставки
Контроль поставки предмета лизинга — менеджер контролирует поставку предмета лизинга, в случае международных поставок, обеспечивает въезд предмета лизинга на территорию РК, проводит таможенную очистку Предмета лизинга.
8. Акт приема передачи.
Процесс Акта приема передачи является 3-х сторонний, в данном, процессе
производится осмотр предмета лизинга, его соответствие. Подписывается с 3-х сторон и заверяется печатью.
Лизингодатель предоставляет доверенность, выписанная на сотрудника (представителя от лизинговой компанией) на право получение предмета лизинга, в процессе акта приема передачи осматривается предмет лизинга, на соответствие его согласно Договора купли продажи. Также вывалятся в случае наличие внешние явные дефекты, в случае соответствие предмета лизинга, всем его техника — эксплутационным характеристикам. Предмет лизинга принимается от поставщика и передается лизингополучателю.
Поставщик предоставляет счет — фактуру (инвойс) на предмет лизинга которая последующем сдается в бухгалтерию. Также вместе со счет — фактуру (инвойс) поставщиком с случае если это оговорено в контракте предоставляет:
■ инструкция по эксплуатации
■ сервисная книжка
■ сертификат соответствие
■ сертификат происхождения
9. Передача в УБК
После получения предмета лизинга Менеджер Департамента лизинга передает в УБК (управление бизнес контроль). Данный этап — является заключительным. Где менеджер завершает цикл.
2. УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС КОНТРОЛЯ
Управление Бизнес Контроля (УБК) состоит из 6 человек гл. менеджера вед.
менеджера, ст. менеджер и три менеджера
Работа управления бизнес контроля, заключатся в ежедневном мониторинге платежей, сроков оплаты, ежеквартальном мониторинге предмета лизинга, ежегодном страховании предмета лизинга. Цикл работы
1. после получения после досье менеджер УБК –
контролирует, ежемесячные платежи от
лизингополучателя.
2. производит ежегодное страхование — предмета лизинга.
3. мониторинг предмет лизинга — выезжает к
лизингополучателем, для осмотра технического состояния и правильности эксплуатации предмета лизинга.
4. В случае если проект является проблемным по срокам
оплаты и/или несоответствие эксплуатации. Досье передается в Юридический департамент, в отдел проблемных клиентов.
5. После закрытия проекта менеджер УБК вместе с лизингополучателем, оформляют предмет лизинга на лизингополучателя (передача прав собственности).
6. После закрытия проекта досье передается в Архив АО «БанкТуранАлем».
2.2. Организация деятельности ТОО «Интерстройсервис и К»
Компания ТОО «Интерстройсервис и К» обратилась в АО «Альняс Лизинг», с целью получения в финансовый лизинг: Седельный тягача МАЗ 544069 и Полуприцеп 975 800 012-2 ед. Экспертиза проекта
1.Цель Проекта
ТОО «Интерстройсервис и К» имеет 17 магазинов в 7 городах РК. Основной вид деятельности реализация строительных материалов. Компания несет, большие издержки по транспортировке груза доставке от поставщиков, транспортировке между магазинами как внутри одного города, так и между городами, также расходы по доставке товара от поставщиков. Связи с этим компания решает обратиться в БТА ORIX Лизинг с целью получения в лизинг 2 единицы седельного тягача МАЗ 544069 с полуприцепами-975 800 012, для снижения расходов по аренде автотранспорта.
2. Лизингополучатель
Фирма ТОО «Интерстройсервис и К» официально создана в 2001 году. В 2002 году была произведена перерегистрация учредительных документов в связи со сменой участника — 100%-ая доля, принадлежащая ранее Ким Александру Геннадиевичу, подарена Досжанову Бейбиту Сабыровичу. Фактически, руководство фирмы осуществляет коммерческую деятельность по одному направлению (реализации строительных материалов) с 1997 года. Деятельность по реализации строительных материалов в 1997-2000 гг. осуществлялась через ЧП Досжанова Б. И«Эи ЧП Ли М.М.
Первый строительный магазин компании был открыт в 1997 году по ул. Ерубаева 24, однако по мере расширения бизнеса и роста объемов реализации имеющаяся площадь перестала соответствовать экономическим требованиям. Появилась необходимость открытия нового, более крупного магазина. С этой целью в центре города, по ул. Ленина 17, было выкуплено помещение магазина и 2 квартиры, которые были объединены и реконструированы в современный магазин по реализации строительных материалов «Строймаркет». На втором этаже здания находится офис фирмы, где расположены кабинет директора, бухгалтерия, отдел продаж.
продолжение
–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–Конкуренция на данный момент по реализации строительных материалов — существует. Аналогичную продукцию реализуют такие фирмы в городе, как ТОО фирма «Антал & клуб Фауна», ТОО «Центрстрой-7», ТОО «Мастер», а также мелкие и средиие-строительные магазины.
По ценам надо отметить, что от поставщиков фирма получает товар со скидкой, в связи с чем, розничные цены ниже примерно на 5%, чем у ТОО фирма «Антал & клуб Фауна».
Кроме того, запасы, имеющиеся на складах фирмы-ТОО «Интерстройсервис и К» позволяют удовлетворить любой спрос, в связи с чем, нет проблем с реализацией. Фирма же «Антал & клуб Фауна», к примеру, проводит акции и распродажи перед новогодними праздниками с целью увеличения товарооборота. Этот факт уже свидетельствует о существующих проблемах с реализацией товаров.
По г. Астане — главный конкурент — фирма ТОО «Мастер», владеющий крупным супермаркетом, реализующим строительные материалы на площадях в несколько больше площадей Компании.
Политика ценообразования– В политике ценообразования фирма
придерживается следующей политики: цены рассчитаны на все слои населения: в магазине есть товары, доступные населению со средним достатком и материалы, рассчитанные на высокий уровень достатка. Огромное внимание в связи с этим. уделяется ассортименту товаров. Важным фактором при ценообразовании является тот факт, что товар от своих поставщиков ТОО получает с большими скидками, что позволяет ему удерживать цены на 5-10% ниже, чем у других фирм.
Анализ конкурентов (наименование, объем продаж, краткая характеристика реализуемой продукции и пр.); наличие монополистов на рынке производства/реализации.
Основными конкурентами являются: ТОО фирма „Антал & клуб Фауна“, ТОО «Мастер», ТОО „Центрстрой — 7“, ТОО «Kazameta»
Анализ конкурентной среды в г. Караганда
Наименование фирмы
Объем реализации и месяц, тыс. тенге
Доля на
рынке
—
ТОО «Мастер»
100 000,0
10,2%
ТОО фирма «Антал & клуб Фауна»
200 000,0
18,3%
ТОО «Kazameta»
60 000,0
5,5%
ТД «Слат»
80 000.0
7,3%
ТОО «Центрстрой-7»
70 000,0
6,4%
ТОО „Интерстройсервис и К“
380 000,0
34,0%
Прочие ( в т.ч. рынок)
200 000,0
18,3%
ИТОГО
\ 090 000,0
100%
ТОО „Интерстройсервис и К“ занимает первые позиции среди конкурентов по розничной реализации (как по объемам реализации, так и по наличию торговых хпощадей). Кроме этого, главным отличием Компании является наличие эбш ирной сети строительных магазинов, тогда как у других конкурентов бизнес дислоцируется в основном в одном городе. Наиболее реальные конкуренты -ГОО фирма «Антал & клуб Фауна», у них так же имеется несколько магазинов в других городах (Атырау, Ал маты ) и ТОО «Мастер» (два строительных магазина -в Караганде и Астане), однако и они значительно уступают ТОО «Интерстройсервис и К» по объемам реализации и охвату рынка. ТОО «Центрстрой-7» и ТД «Слат» работают несколько в ином сегменте рынка (занимаются только оптовой реализацией стройматериалов), поэтому фактически не являются конкурентами для Заёмщика. Раньше конкуренцию составлял ТОО «Промимпекс», однако в 2004 г. ТОО выкупил долю этого конкурента (магазины «Комфорт» и «Классик», теперь переименованы в «Стройвик» и «Стройюг»), за счет этого Заёмщик значительно упрочил положение фирмы на рынке.
В других регионах по конкуренции можно отметить следующие магазины:
• Павлодар. Конкуренцию магазину «Стройдар» составляет магазин «Все для
новоселов» по ул. Лермонтова (ассортимент товаров широкий, товар различного производства), однако цены на порядок выше, поэтому магазин «Стройдар» является наиболее популярным среди населения города. Доля в Павлодаре -30%,«Все для Новоселов» -35%, прочие реализаторы (рынок, мелкооптовые фирмы) -35%,
• В г. Петропавловске и г. Кокшетау магазины «Строймир» и «Стройсевер» являются самыми крупными строительными магазинами, кроме них существуют мелкооптовые реализаторы на рынках города и небольшие розничные магазинчики, практически не составляющие конкуренцию. Доля ТОО в этих городах г. Кокчетав — 60%, прочие поставщики стройматериалов -40%, г. Петропавловск -52%, прочие поставщики -48%.
• В городах Джезказган, Экибастуз, Талдыкорган, реализация стройматериалов только осваивается, пока магазины занимают долю около 10-15%, однако, после раскручивания магазинов планируется захватить около 60% рынка строительных материалов.
Доля, занимаемая ТОО «Интерстройсервис», к которой он принадлежит, на данном рынке.
В целом на рынке строительных материалов среди известных в г. Караганде фирм ТОО „Интерстройсервис и К“ занимает примерно около 35% от общего объема реализации, на втором месте по объемам — ТОО фирма „Антал & клуб Фауна“ (около 20%).
В других городах доля Компании составляет: Павлодар (30%), Петропавловск (52%), Кокшетау (60%), Астана (20%), Джезказган, Экибастуз, Талдыкорган (10-15%). В г. Алматы долю Компании определить трудно, т.к. магазин только открылся, после раскручивания магазина доля Компании составит около 3 %. Основные потребители (наименование и краткая характеристика, каналы сбыта, наличие догов&ров поставок и протоколов о намерениях и пр.). — Фирмы, предприятия и население следующих городов: Астана, Караганда, Кокшетау, Петропавловск, Павлодар, Джезказган, Экибастуз, Талдыкорган, Алматы. Реализация идет через собственные магазины и со складов в этих городах (в г. Экибастуз и Алматы магазины арендуются).
Фирма работает с такими крупными клиентами, как: ОАО „Испат-Кармет“, УД Боолы. ГУВД. Автопарки №3 и №5, Казахтелеком, Карагандинская ОДТ, КарГУ, КарГТУ, аппарты Акима Абайского и Иуринского районов, ГЦВП, компания Валют — Транзит и другие. К таким клиентам фирма применяет гибкую систему скидок. Наличие собственного автотранспорта позволяет оказывать фирме услуги населению по доставке товара.
Компании «Валют-Транзит» в городе при ремонте и строительстве своих помещений сотрудничает только с ТОО «Интерстройсервис иК»: Валют-транзит Строй, Валют-Транзит Парк, Валют-Транзит Золото, Валют-Транзит Ломбард, Валют-Транзит Банк.
Поставки по всем перечисленным потребителям — юридическим лицам -производится в основном без заключения договоров, по счетам-фактурам. Компанией ежегодно планируются объемы реализации с учетом действующей ситуации на рынке строительных материалов, В таблице приведены данные по планируемым и фактическим продажам за 2002-2005 гг.
Период
План
Факт
% выполнения
Факт, рост к п редыдущему году.
2002
850 000,00
1 056 424,80
124%
57%
2003
1 600 000,00
1775 471,00
111%
68%
2004
2 300 000,00
2 906 083,00
126%
64%
2005
4 368 100,00
4 229 947,00
97%
46%
2006
6 345 000,00
Как видно из таблицы, ежегодный прирост объемов реализации составляет около 50- 60%. С учетом этого на 2006 год планируется объем реализации около 6 345 000,0 тыс. тенге. Увеличение объемов планируется достичь за счет увеличения торговых площадей (летом планируется запустить еще 8 магазинов в гг. Талдыкорган, Тёмиртау, Экибастуз, Балхаш и Петропавловск), кроме этого планируется увеличение товарных остатков и приобретение складских помещений в г. Караганда, с которых будет производиться оптовая реализация.
10. Резюме
Окупаемость данного проекта по погашению лизинговых платежей, ставится упор за счет экономии расходов периода на аренду автотранспорта, компания является основным лидером-продавцом строительных материалов в центральном и северном Казахстане. Ежегодный рост рынка строительства в данном регионе составляет 40-50%, соответственно повышение спроса на строительные материалы Положительные факторы:
устойчивое финансовое положение Клиента,
интенсивное расширение бизнеса
хорошая деловая репутация клиента.
реализуемый фирмой товар пользуется широким спросом,
стабильность и значительность денежных поступлений
расширение торговых площадей, фирма имеет филиалы, в столице Астане, а также в остальных крупных городах Республики.
имеет положительную кредитную историю
предмет лизинга является высоко ликвидным.
Недостаток:
часть имущества ТОО находится в залоге, связи с получением кредитов (30% имущества)
– компания скрывает основную долю основных средств оформляя их на частные лица.
– основной учет является неофициальным (скрывают доходы)
На основании вышеизложенного проект можно рассматривать как инвестиционной — привлекательным, считаю возможным предоставить финансирование на условиях изложенным в паспорте проекта.
График лизинговых платежей
Наименовние предприятия:
Курс SUSD
1
Счетная единица
SUSD
Стайка процентов на период
1.50%
Ставка процентом (содовых)
18.00%
Количество выплат (за гол)
12
Срок лизинга (месяцев)
36
Всего платежей по лизингу
36
Период платежей
[ месяц
Стоимость лизинга
29 705 974,16
Стоимость оборудования
24 388 000,00
из них процентов по лизингу
5 317 974,16
Ставка аванса
20,0%
Аннуитет
772 164,99
Авансовый платеж
4 877 600,00
Отсрочка платежа (периодов)
3
Страховая ставка годовая
1,90%
Средняя факт, ставка в год
9,09%
погашение
платежи
страховые
погашение
основного
полный
непогашенна
(период)
дата платежа
платежи
процентов
долга
платеж
я часть
1
2
3
4
5
6
7
15 Февраль, 2006
463 372
4 877 600
4 877 600
19 510 400
1
15 Март, 2006
0
0
0
19 510 400
2
15 Апрель, 2006
0
0
0
19 510 400
3
15 Май, 2006
0
0
0
19 510 400
4
15 Июнь, 2006
302 411
469 754
772 165
19 040 646
5
15 Июль, 2006
285 610
486 555
772 165
18 554 091
6
15 Август, 2006
287 588
484 577
772 165
18 069 514
7
15 Сентябрь, 2006
280 077
492 088
772 165
17 577 427
8
15 Октябрь, 2006
263 661
508 504
772 165
17 068 923
9
15 Ноябрь, 2006
264 568
507 597
772 165
16 561 327
10
15 Декабрь, 2006
248 420
523 745
772 165
•16 037 581
11
15 Январь, 2007
248 583
523 582
772 165
I55I3999
12
15 Февраль, 2007
294 766
240 467
531 698
772 165
14 982 301
13
15 Март, 2007
209 752
562 413
772 165
14419888
14
15 Апрель, 2007
223 508
548 657
772 165
13 871231
15
15 Май, 2007
208 068
564 097
772 165
13 307 135
16
15 Июнь, 2007
206 261
565 904
772 165
12 741231
17
15 Июль, 2007
191 118
581 047
772 165
12 160 184
18
15 Август, 2007
188 483
583 682
772 165
11 576 502
19
15 Сентябрь, 2007
179 436
592 729
772 165
10 983 773
20
15 Октябрь, 2007
164 757
607 408
772 165
10 376 364
21
15 Ноябрь, 2007
160 834
611 331
772 165
9 765 033
22
15 Декабрь, 2007
146 475
625 689
772 165
9 139 343
23
15 Январь, 2008
141 660
630 505
772 165
8 508 838
24
15 Февраль, 2008
161 668
131887
640 278
772 165
7 868 560
25
15 Март, 2008
144 094
658 071
772 165
7 210 489
26
15 Апрель, 2008
1И 763
660 402
772 165
* 6 550 087
27
15 Май, 2008
98 251
673 914
772 165
5 876 173
28
15 Июнь, 2008
91 081
681 084
772 165
5 195 089
29
15 Июль, 2008
77 926
694 239
772 165
4 500 850
30
15 Август, 2008
69 763
702 402
772 165
3 798 448
31
15 Сентябрь, 2008
58 876
713 289
772 165
3 085 159
32
15 Октябрь, 2008
46 277
725 888
772 165
2 359 272
33
15 Ноябрь, 2008
36 569
735 596
772 165
1 623 676
34
15 Декабрь, 2008
24 355
747 810
772 165
875 866
35
15 Январь, 2009
13 576
758 589
772 165
117 277
36
15 Февраль, 2009
1 818
117 277
119 094
0
Всего
919 806
5 317 974
24 388 000
29 705 974
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1. Факторы, влияющие на снижение развития лизинговых операций
Развитие собственного производства в Казахстане является ключевым моментом в решении проблемы зависимости экономики Казахстана от сырьевого сектора. По разным источникам информации приводятся данные об уровне изношенности основных фондов в Казахстане от 60 до 80%, требующие замены в ближайшие несколько лет. Огромную роль в этом играет развитие лизинга, как инструмента финансирования инвестиций в основные средства.
Лизинг является важным источником среднесрочного и долгосрочного финансирования предприятий как в странах с переходной экономикой, так и в развитых странах. Особую роль он играет в качестве эффективного средства увеличения активов лизингополучателей, как действующих так и вновь созданных предприятий, играющих ключевую роль в вопросах обеспечения занятости, внедрения инноваций и развития конкуренции в этих странах.
В структуре инвестиций в основной капитал доля лизинга в развитых странах составляет порядка 20-3 0%, в странах с переходной экономикой около 10-20%. В Казахстане данный показатель по итогам 2003 года составил всего 1%, за 9 месяцев 2005 г. — 2%. В России данный показатель составляет 5%.
Отрасль лизинга в Казахстане вполне молодая. Точкой отсчета ее истории как реальной индустрии можно считать принятие Закона РК „О финансовом лизинге“ в июле 2000 года. Именно после этого многие банки стали рассматривать лизинг в качестве нового финансового инструмента и для его эффективного использования приступили к созданию дочерних лизинговых компаний. Специфика их создания при материнских банках, располагающих финансами для осуществления проектов, характерна для всех начинающих лизинговых рынков. Казахстан в этом смысле не является исключением. Сегодня в стране около двух десятков лизинговых компаний. Большая их часть принадлежит банкам, имеется всего несколько исключений, таких как государственная компания „Казагрофинане“, созданная для развития сельскохозяйственной отрасли, или „Астана-финанс“, образовавшая в прошлом году собственный лизинговый департамент.
продолжение
–PAGE_BREAK–