Реферат
Тема: Арттерапия – использование художественноготворчества с терапевтической целью
Содержание
Введение
1 Понятие и сущность арттерапии
2 Педагогическое направление арттерапии
2.1 Арттерапия – лечение искусством
2.2 Технология оздоровления детей посредствомискусства
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Интегративные процессы, происходящие вобществе, искусстве и науке привели к возникновению пограничных отраслейзнаний. По мере их роста в области педагогики и психологии, распространенияпедагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываютсястандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитаниядетей, исследуются особенности образовательного процесса.
Познание мира ребенком происходит на всемпути его развития в процессе обучения и воспитания в культурно-образовательномпространстве. Как отметил Выготский Л.С. особое значение в формированиисубкультуры личности ребенка представляется средствам искусства. Средимногочисленных течений современной педагогики наиболее интересным иплодотворным является воспитание и оздоровление детей художественной культурой.Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов,повышающих резервные возможности организма человека, являются актуальнойпроблемой. Взоры многих современных исследователей все чаще обращаются всторону различных видов искусства в качестве адаптационных, профилактических,лечебных, коррекционных средств.
Арттерапия – использование художественного творчества ииных форм экспрессии с терапевтической целью.
Техники арттерапии показали свою высокуюэффективность при решении широкого спектра проблем: внутри- и межличностныеконфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастныекризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические и психосоматические расстройства,в консультировании и терапии детей и подростков.
Цель данной работы: определить понятие и сущность арттерапии,охарактеризовать направления арттерапии в целях коррекционной педагогики, атакже технологические приемы оздоровления детей посредством искусства.
Структура работы: работа состоит из введения, 2глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 15страниц.
1 Понятие и сущность арттерапии
Целительные способности искусства былиосознаны задолго до того, как «психотерапевты придумали психотерапию», исвязывались они, прежде всего, с катарсисом — очищением. Катарсис можетдостигаться и через выражение, и через восприятие. Выразить что-то одолевающее- значит, освободиться от него или, по крайней мере, уменьшить егоинтенсивность.
Можно вы-говорить, вы-петь, вы-рисовать,вы-играть, вы-танцевать переживания. Что мы сплошь и рядом все делаем. Можноосвободиться, вынеся переживание из себя и перенеся его на что-то вовне — музыку, рисунок, картину, танец, стихотворение… и вынести из себя, перенеся начто-то — разглядеть, расслышать, понять.
Искусство и творчество в психотерапии используется осознанно и направленно в качестве метода, инструмента. Важен не столько вид или род занятий, выбираемый самим человеком и зависящий во многом от его склонностей, сколько творческий характер занятий, то есть помогающий человеку творить самого себя — открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими людьми и миром.
Термин «арттерапия» ввел в употребление Адриан Хилл (1938). Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья в работе с тяжело больными пациентами. В настоящее время терапия искусством используется для оказания психологической помощи более широкому контингенту клиентов. Понятие «арттерапия» имеет несколько значений:
1) рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;
2) как комплекс арттерапевтических методик;
3) как направление психотерапевтической и психокорррекционной практики;
4) как метод арттерапия используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими средствами.
Арттерапия — специализированная форма психотерапии, основанная на занятиях искусством и любой творческой деятельности с введением элементов психодиагностики и психокоррекции, для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением личности возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». В качестве еще одного возможного коррекционного механизма может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.
Арттерапия может использоваться как в виде основногометода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют дваосновных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных дляметода арттерапии.
Первый механизм состоит в том, что искусствопозволяет в особой символической форме реконструировать конфликтнуютравмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этойситуации на основе креативных способностей субъекта.
Второй механизм связан с природой эстетическойреакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящемунаслаждение».
Арттерапия представляет собой совокупностьпсихокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся какжанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностьютехнологий психокоррекционного лечебного применения.
Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения, а также помогает развить художественные способности, повысить самооценку, выявить скрытые таланты пробудить творческие силы, спонтанность, оригинальность мышления.
Различные варианты арттерапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития. Основные функции арттерапии:
— катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);
— регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния);
— коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Преимущества арттерапевтического метода:
– арттерапевтическиетехники дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическомуматериалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечиваядополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.
– черезработу с многогранными и неисчерпаемыми символами искусства развиваются ассоциативно-образноемышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия.
– арттерапиянаходится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт,добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, темполноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.
– арттерапияформирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы»,умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развиваетскрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач,не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.
– интеграцияразличных психических функций задействует весь потенциал человека для целенаправленнойреконструкции личности. Человек открывает общие закономерности творческогопроцесса как в искусстве, так и в жизни, и постепенно два понятия соединяются водно — искусство жить, то есть умение складывать из мозаики событий, явлений,представлений цельную картину окружающего мира, вносить порядок в хаос исделать из него нечто, имеющее смысл.
2 Педагогическое направление арттерапии
2.1 Арттерапия – лечение искусством
Развитие знаний, резкое увеличение объёмаинформации и ускоренный ритм современной жизни всё чаще приводят к психическими физическим перегрузкам. Учащиеся всех уровней образования в процессеполучения знаний постоянно испытывают информационное давление, являющеесяпричиной стрессов. Поэтому вопрос о психических и физических перегрузках нетолько не теряет своей актуальности, но выходит на лидирующие позиции. Важнонайти способы нейтрализации волны негативных эмоций и хронического утомления. Средство,с помощью которого можно уменьшить разрушительное действие стресса – этоарттерапия.
Идею о необходимости взаимодействия педагогики ипсихотерапии выдвинул немецкий психиатр А.Кронфельд. Назначение арттерапиивидится в обращении к сильным сторонам личности, во внутренней поддержке ивосстановлении целостности личности. Педагогическое направление арттерапиисвязано с укреплением психического здоровья учащихся и выполняетпсихогигиенические и коррекционные функции. Благодаря совместной игре в учебномтеатре, хоровому или оркестровому исполнению произведения, танцу, происходитформирование конструктивных межличностных взаимоотношений и связей.
В последние годы интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребёнка неуклонно растет. Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные и нравственные аспекты и воздействуют на нравственные и духовные становления личности.
Большинстводетей, нуждающихся в помощи, обычно имеют одну особенность: выраженное в тойили иной степени нарушение способности к установлению контактов. Дляустановления контактов необходимы: осязание, слух, обоняние, вкус и зрение,мимика, жесты и слова. Дети с болезненными явлениями не могут эффективноосуществлять одну или более функций обеспечивающих возможность их контакта свзрослыми людьми, другими детьми и своим окружением в целом.
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арттерапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.
Несмотря на простоту и доступность метода этоглубокая и серьезная форма психотерапии, имеющая свои показания, к которым, например,относятся: неврозы, повышенная тревожность, страхи, низкая самооценка, трудностивзаимоотношений с окружающими, депрессии, стрессовые ситуации (в т.ч. семейные).
В работе с детьми очень важно использоватьгибкие формы психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенкувозможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию,какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему настольконасколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже неосознает то, что с ним происходит.
Поскольку арттерапия обеспечиваетсявоздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются, преждевсего, на специфике видов искусства.
В настоящее время арттерапия в широком пониманиивключает в себя: собственно арттерапию (визуальные виды искусства), изотерапию(лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой,декоративно-прикладным искусством и др.), библиотерапию (лечебное воздействие чтением),иммаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапию (лечебноевоздействие через восприятие музыки), вокалотерапию (лечение пением),кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебноевоздействие движениями).
Изотерапия — лечебное воздействие,коррекция посредством изобразительной деятельности. Рисуночная терапиявыполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своимипсихологическими проблемами. В современной изотерапии выделяют два направления:
— использование уже существующихпроизведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпритациипациентами;
— побуждение к самостоятельным творческимпроявлениям в изобразительной деятельности.
Иммаготерапия — в театральной студиилечебное воздействие происходит через образ. Она способствует развитию речи,обогащению словарного запаса. Следует использовать драматизацию детских сказоки потешек, которые позволяют учится невербальному выражению эмоциональныхсостояний, развивать психические функции, способность к коллективномувзаимодействию, моторику.
Музыкотерапия — является целымпсихокоррекционным направлением. Музыка воздействует на нервно-психическуюсферу, оптимизирует психовегетативные реакции, постепенно по мере прослушиваниямузыки, даже дети с выраженными интеллектуальными нарушениями становятся всостоянии сосредоточенно слушать ее, концентрировать свое внимание.
Кинезитерапия — этот вид терапии основанна единстве движения. Различные и формы и средства движений изменяют общуюреактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологическиестереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающиенеобходимую адаптацию. Движение под музыку обеспечивает также коррекциюнарушений коммуникативной сферы, помогают установить контакты в групповомтанце.
Особое место можно отвести хореотерапии(использованию танцев). Терапия танцем — это использование физических иэстетических аспектов танца в качестве терапевтического средства. Эта методикачасто используется для профилактической работы с обычными и очень часто сдефектными детьми.
В результате воздействия названных формарттерапии дети становятся более раскрепощенными и общительными, при этом у нихкоррегируются нарушенные психические и физические функции.
2.2 Технология оздоровления детей посредством искусства
В развитых странах мира в профилактике и лечениизаболеваний у детей большое значение придается искусству и игровой деятельности.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста неосознают свои психологические проблемы как что-то мешающее им жить. Вот еслималыш заикается — тогда да, он может это понять, особенно когда его начинаютдразнить. Дошкольник, страдающий энурезом, тоже может осознавать свою проблемуи переживать. Но если ребенок, к примеру, застенчив, то часто он это вроде бы ине хочет преодолевать и даже пользуется этим, отказываясь общаться сосверстниками. Живет как бы сам по себе. Другое дело, когда он преодолевает этузастенчивость и оказывается, что он с удовольствием общается. И вот посредствомарттерапии, когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровойформе тех или иных задач можно добиться куда больших результатов, нежели вразговоре с врачом, психологом. Потому что игра — это основная сферадеятельности ребенка. Стимулировать его к игре не приходится, и он делает это судовольствием.
Показаниями дляпроведения арттерапий являются:
— трудностиэмоционального развития, стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса,лабильность, импульсивность эмоциональных реакций;
— эмоциональнаяденривация детей, переживание ребенком эмоционального отвержения и чувстваодиночества;
— наличие конфликтныхмежличностных отношений, неудов-летворительность внутрисемейной ситуацией,ревность к другим детям в семье;
— повышенная тревожность, страхи, фобическиереакции;
— негативная «Я»концепция, низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степеньсамоприятия;
— некоординированноеподергивание различных мышц (нервный тик);
— асимметричные,некоординированные, резкие движения;
— тремор (дрожание)пальцев рук;
-дисгармоничная,адиалогичная, красноязычная речь, в том числе различные дисартрическиенарушения (заикание и др.)
Сочетание на занятияхметодов арттерапии с игровыми моментами является наиболее оптимальным вариантомв коррекционной работе с детьми.
При этом каждый педагогдолжен учитывать, что в данной работе лежит целая система побуждений ребенка:
— стремление субъектавыразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;
— потребность вступить вкоммуникацию с другими детьми, используя продукты своей деятельности;
— потребность понять иразобраться в том, что происходит в себе;
— стремление к исследованию окружающего мирачерез символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков,сказок, историй, различных поделок и т.п.
При использовании арттерапии необходимо учитыватьвозраст ребенка. Поскольку в возрасте от 3 до 5 лет дети еще только овладеваютспособами изобразительного искусства, а символическая деятельность у нихнаходится в начале своего развития, применение арттерапевтических методовоказывается недостаточно эффективным. Здесь должны преобладать игровые методыкоррекционной работы, а изобразительное и другие виды искусства — органическивключаться в контекст игровых заданий.
В среднем школьном иподростковом возрасте потребность в самовыражении, а затем потребность всамопознании и утверждении своей личности приобретают особую значимость. В этомвозрасте арттерапия представляет благоприятные возможности для реализации этихпотребностей, и которая является оптимальной формой проведения коррекционнойработы.
Используя арттерапевтические методы вхудожественно-прикладной деятельности, нужно иметь в виду, что каждый изобразительныйматериал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним,стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительныйматериал к каждому занятию в соответствии с его задачами ииндивидуально-психологическими особенностями детей, педагог может в какой-томере управлять активностью ребенка.
Например, при организации занятий рисуночнойтерапией, лепкой, вязанием, моделированием одежды и т.д. с гиперактивными ирасторможенными детьми, особенно с детьми с проявлением агрессивности вповедении, не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, лаки,глина, пластилин, вязальные крючки, иглы и др. Эти материалы стимулируютненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазываниеи пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение, а также привести ктравматизму ребенка.
Более уместно предложить таким детям листыбумаги, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные материалы, требующие от нихорганизации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсорной координатыи контроля за выполнением действия. Вместе с тем нужно знать, что карандаши у гиперактивныхдетей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага может рваться и т.д. Поэтомудля таких детей нужно предусмотреть специальные игры и упражнения, позволяющиеосуществить эмоциональное отреагирование и снять излишнюю напряженность.
Детям эмоционально зажатым, фруструированным, с высокойтревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений,включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следуетпредлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенахили на конторках, глину, пластилин, рисование мелом.
Е.Крамер (1975)определяет следующую последовательность в становлении личности ребенка во времяпроведения коррекционных мероприятий:
— деструктивное поведениес потерей ребенком контроля за своими действиями (рвет бумагу, бросаеткарандаши, разбрасывает краски, ломает карандаши и т.д.):
— стереотипноевоспроизведение одних и тех же рисунков, предметов, действий;
— создание графических пиктограмм,рисунков предметов, не отражающих в полной мере создаваемого образа;
— создание художественныхобразов, в полной мере отражающих содержание реальных предметов.
Последовательность этих способовхудожественного творчества отражает последовательность позитивного развитиякоррекционной работы в случае ее успешности. Это позволяет педагогуиспользовать указанные способы как показатель продвижения ребенка ккоррекционным целям и своевременно вносить необходимые изменения вкоррекционную работу.
Успешность арттерапииможно оценить по применению ребенком цветовой гаммы. Цвета в художественно-прикладнойдеятельности необходимо рассматривать как психофизиологический фактор.Различные цвета по разному влияют на психоэмоциональный фон ребенка.
Педагогу необходимознать, что голубой, салатный, зеленый, желтый и розовый цвета благоприятновлияют на психоэмоциональное сознание детей.
В том случае, еслиребенок использует эти цвета в своем художественном творчестве или начинаетотдавать им предпочтение перед темными тонами (коричневым, черным), следуетговорить о восстановлении психосферы и правильно выбранном методе арттерапии.
Наряду с этим занятиеприкладной деятельностью способствует развитию мелкой моторики пальцев рук,координации движений, их точности и целенаправленности, вследствие установлениябаланса в коре головного мозга между процессами возбуждения и торможения.
У детей исчезаетрезкость, угловатость движений. Вместе с тем известно, что развитие мелкоймоторики пальцев рук способствует развитию интеллекта и речевой активности.Поэтому очень опасно переутомление нервных центров мелкой моторики, особенно удетей дошкольного и младшего школьного возраста, которым через 15-20 минутписьма, рисования, бисеронизания, занятия музыкой и т.д. необходимо делатьперерыв и вводить в само занятие элементы здоровьесберегающей педагогики(упражнения для пальцев рук, сохранения осанки, зрения и т.д.).
Заключение
Арттерапия — один из методов психологической работы, использующийвозможности искусства для достижения положительных изменений винтеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Сущность арттерапии проявляется вреконструировании психо-травмирующей ситуации с помощью художественнотворческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнююформу через продукт художественной деятельности, а также создании новыхпозитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов ихудовлетворения.
Творческий характер занятий помогает ребенкуоткрывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения сдругими людьми и миром. Терапия творческим самовыражением не лечебна, ацелебна: она направлена не на ликвидацию тех или иных симптомов и состояний, ана развитие человеком своих отношений с самим собой и миром.
В каждом человеке предполагается существованиевозможностей, которые можно освободить для самореализации личности. Поэтомузадача арттерапии, не сделать всех художниками или танцорами, а пробудить вчеловеке активность, направленную на реализацию его предельных творческихвозможностей.
Согласно взглядам психологов, творчество — одноиз средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом и стрессом,способного сформировать поведение со стремлением к реализации личности.Творческие люди лучше концентрируют свою энергию для преодоления препятствий ирешения внутренних и внешних конфликтов.
Творческий процесс способствует вытеснению,прорыву содержания комплексов в сознании и переживании отрицательных эмоций.Это особенно важно для детей, не имеющих возможности выговориться, выразитьсвои переживания в творчестве им легче, чем о них рассказать.
Поэтому не случайно психологи рекомендуютиспользовать такие занятия с детьми в качестве корректирующего ипрофилактического средства, как своеобразный способ исключения причинэмоционального дискомфорта и психического нездоровья ребенка.
Список использованной литературы
1. Артпедагогикаи арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед.учеб. заведений / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова,Т.А.Добровольская. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
2. КиселёвМ.Ю. Арттерапия: проблемы и перспективы / М.Ю. Киселёв // Комплексная программаэстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. – М., 1990 .
3. ЛебедеваЛ.Д. Педагогические аспекты арттерапии / Л.Д.Лебедева // Дидакт. — М.,2000.
4. ОсиповаА.А. Общая психокоррекция / А.А.Осипова. – М., 2000.
5. ПетрушинВ. И. Музыкальная психотерапия / В.И.Петрушин. – М., 1999.
6. Групповаяпсихотерапия / К.Э.Рудестам. – М., 2003.