Подготовка государственных служащих России

Содержание
Введение. 3
Глава 1. Понятие подготовкигосударственных служащих: особенности, характеристика, опыт зарубежных стран. 5
1.1. Нормативное регулированиеподготовки государственных служащих. 5
1.2. Влияние нормативногорегулирования на подготовку государственных служащих  7
1.3. Подготовкапрофессиональных государственных служащих. 9
1.4. Иностранный опыт вподготовке госслужащих в РФ на примере Японии  11
Глава 2. Особенности подготовкигосслужащих в РФ… 13
2.1. Общая характеристикапрофессиональной подготовки госслужащих в РФ   13
2.2. Психологическиеособенности подготовки госслужащих в РФ… 15
2.3. Профессиональныеособенности подготовки госслужащих в РФ… 18
Заключение. 21
Литература. 22
Введение
Состояние экономики в современнойРоссии сегодня находится на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуютстатистические данные, ежегодно выводимые серьезными научными учреждениями.Так, на сегодняшний день Россия входит в десятку стран с развитой экономикой,страна пополнила почетный список только в 2007 году. Состояние рубляотносительно других валют существенно укрепилось, о чем явственно говоритвыросший уровень жизни и падение курса доллара. Зарплата россиянина со средними малым уровнем дохода выросла в два раза, что способствует образованию самойстабильной прослойки общества, образованию среднего класса. Многие экспертысвязывают такое радикальное изменение в экономической жизни России сизменившимся подходом к подготовке государственных служащих, так как именно отних зависит стабильное и успешное процветание страны. С аналитиками трудно несогласиться, потому что государственный служащий – это именно та профессия, откоторой напрямую зависит уровень коррупции и бюрократизма в стране. Отгосударственного служащего напрямую зависит стабильное функционированиепредприятий, учреждений, организаций, следовательно, от него зависит достойныйуровень жизни современного человека. Таким образом, одна из центральных и приоритетныхзадач института государственной службы связана с более эффективной реализациейего экономических и социальных функций — государственным регулированиемэкономики. На государственного служащего ложится ответственность за правовоеобеспечение экономической деятельности, организацию денежного обращения,поддержку оптимального уровня занятости и всего того, без чего невозможнофункционирование государства и человека в нем.
От государственного служащегонапрямую зависит развитие малого и среднего предпринимательства в стране,которое на протяжении всей истории считается самым действенным факторомобразования прослойки среднего класса. В связи с этим к профессиональнойподготовке государственных служащих в Российской Федерации стали относиться сбольшей ответственностью. Однако, все равно возникает ряд естественныхвопросов, почему в стране, обладающей колоссальными природными, техническими идругими богатствами, уровень жизни меняется так медленно, практическинезаметно. Ответ на это вопрос находится в подготовке государственных служащих.Если во времена Советского Союза выбор человека на пост государственногослужащего строго координировался вышестоящими инстанциями, проходил вадминистративном порядке, то во времена перестройки, в 1991 году, подход кподготовке госслужащего разительно изменился. На первое место стали выдвигатьсяличностные предпочтения руководящих структур. В системе подготовке госслужащихнаступил кризисный период, когда большинство кадров ввиду близкого родства илидругих связей стали пренебрегать возложенными на них обязательствами. В итоге, недостаточность профессионализма икомпетентности служащих современного государственного аппарата, о чемсвидетельствует, в частности практика государственного управления, былапризнана официально. По словам бывшего Президента РФ Владимира Путина,«значительной части наших чиновников еще не достает ни опыта службы, нисоответствующих знаний и умений. Зачастую они не обладают правовой,социально-экономической, управленческой подготовкой, необходимой для служебнойдеятельности». Откуда возникла проблема несовершенство работы государственногоаппарата, и как с ним бороться? Явственно видно, что возникла остраянеобходимость пересмотра требований и ценностей в подготовке государственныхслужащих в Российской Федерации. Почему именно подготовка госслужащих имеетстоль важную роль в экономическом и политическом функционировании России? Потомучто именно с этой стадии начинается закладка нравственных и профессиональныхориентиров, необходимых для работы в государственной сфере. Так в чем жезаключается особенность подготовки госслужащих в РФ?
Глава1. Понятие подготовки государственных служащих: особенности, характеристика,опыт зарубежных стран 1.1. Нормативное регулированиеподготовки государственных служащих
 
Государственный служащий – этопрофессия, которая требует от специалиста постоянного творческого подхода квыполняемым функциям, поэтому от профессионала, собирающегося служитьгосударству, требует постоянного повышения теоретического уровня знаний на протяжениивсей служебной деятельности, независимо от занимаемой государственнойдолжности. Таким образом, профессиональная подготовка государственных служащихпредполагает целую систему знаний. Во многом эффективность государственного регулированияэкономики, политики и т.д. объясняется высочайшим профессионализмом, гибкостьюи ответственностью государственных служащих, которые обеспечиваются, преждевсего, отработанным механизмом их подготовки. Именно по этим причинам подготовка, переподготовка иповышение квалификации занимают в системе государственной службы такоесущественное положение. По этой причине Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ на государственных служащих возложена обязанность, поддерживать уровень квалификации,достаточный для исполнения своих должностных полномочий, а также имгарантируются переподготовка и повышение квалификации с сохранением денежногосодержания на период обучения[[1]].
Федеральным законом № 79-ФЗ от 27июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»закреплен принцип профессионализма и компетентности в качестве единогофундаментального принципа организации и функционирования государственнойслужбы. Под профессионализмом имеются в виду глубокие и всесторонние знания ивладение практическими навыками в соответствующей областигосударственно-служебной деятельности[[2]].
Под компетентностью понимаютсяпоказатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность испособности государственного служащего к эффективной их реализации в своейслужебной деятельности[[3]]. Таким образом,государственный служащий должен был разносторонне развитым, компетентным вомногих отраслях знаний и жизнедеятельности человека. Этот профессионализм икомпетентность должны закладываться госслужащему во время подготовкиспециалиста, представляющей целую систему организацией и учреждений, а такжезакладки профессиональных и этических ценностей. 
В настоящее время организационно-правовыеформы профессиональной подготовкиспециалистов госслужбы регулируются указами Президента РФ и постановлениямиПравительства Р. Главными из этих норм можно выделить следующие.
— Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации» (ст. 61—63);
— УказПрезидента РФ от 7 февраля 1995 г. № 103 «О государственном заказе напереподготовку и повышение квалификации государственных служащих»;
— УказПрезидента РФ «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих»от 3 сентября 1997 г. № 983;
— Положение о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственныхслужащих, увольняемых из аппарата органов государственной власти РоссийскойФедерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращениемштата, утвержденное Указом Президента РФ от 23 августа 1994 г. № 1722;
— Постановление Правительства РФ «Об организации переподготовки и повышенияквалификации государственных служащих федеральных органов исполнительнойвласти» от 13 сентября 1994 г. № 1047;
Положениео государственном заказе на переподготовку и повышение квалификациигосударственных служащих федеральных органов исполнительной власти,утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1994 г. № 1462.
Также естьдругие нормативные акты, регулирующие подготовку профессиональную госслужащих.  1.2. Влияние нормативногорегулирования на подготовку государственных служащих
Согласнонормативному регулированию характер и тип профессионального развитиягосударственных служащих определяются принципами, заложенными в понятиеподготовки госслужащих, которые делятся на три основных группы. Эти группывключают в себя общегражданские, профессиональные и внутрикорпоративныепринципы, рассмотрев которые можно понять, что закладывается в нормативнуюрегулировку подготовки госслужащих.
Перваягруппа, включающая общегражданские принципы, основана на развитии повышенногочувства ответственности и гражданского сознания, в том числе ряда специфическихэтических качеств. Среди этических качеств можно выделить гражданский долг,верность интересам государственной службы. В перестроечное время можно былонаблюдать отход государственных служащих от следования главным этическимсоставляющим, что привело Россию к разгулу коррупции и бюрократии. Стоитотметить, что по итогам исследований в 2000 году Россия заняла лишь 146 местопо количеству выявленных коррумпированных чиновников. Страна оказалась на однойступени с африканскими государствами и несколькими другими странами третьегомира. На настоящий момент Россия улучшила показатель, сократив количествонекомпетентных государственных служащих и заняв уже 88 строку в рейтинге. Это,кстати, частично обусловило вхождение России в десятку стран с высоким уровнемжизни.
Согласноперечисленным составляющим общегражданских принципов госслужащие должны уметьсовмещать профессиональную деятельность с умением руководствоваться этическиминормами. При подготовке госслужащих, ввиду прописанных этой группой норм, вповедение госслужащих внедряются навыки мотивирующего воздействия наокружающих, а также прививается честность и неподверженность коррупционнымвоздействиям. Хотя в отношении личностных качеств предугадать честностьбудущего госслужащего и его верность этическим нормам, сложно, практическиневозможно. В европейских странах для достижения результата стали принимать вкадровые службы государственных предприятий психологов, чтобы они могли сточностью до 90% предугадать поведение государственного служащего вдвойственной ситуации. В нашей стране пока такая практика не распространена, икадровые службы руководствуются собственным чутьем и интуицией.
Обратимсяко второй группе, которая включает в себя профессиональные принципы. Согласноследованию прописанных в этой группе норм, каждый чиновник должен не толькообладать специальными знаниями в области права, политологии, социологии,экономики, социальной психологии, истории и теории мирового и отечественногогосударственного управления, но и должен уметь пользоваться этими знаниями. Длятого, чтобы полученные госслужащими знания не устаревали и постояннообновлялись, специалисты должны непрерывно и постоянно получать дополнительноепрофессиональное образование. Для этого разрабатываются системные исистематические программы, обеспечивающие непрерывное пополнение знаний инавыков работников государственной службы.
Третья группа, включающая внутрикорпоративныепринципы, основана на привитие навыков управленческой работы, в том числелидерских качеств. Для достижения этих целей с государственными служащими частозанимаются психологи, способствующие быстрому получению и усвоению лидерскогоотношения. Также внутрикорпоративная группа включает солидарность,взаимодействие и взаимную поддержку на государственной службе, повышениесоциального статуса и имиджа государственной службы, чести и достоинствагосударственного служащего. Как видно, внутрикорпоративные принципы теснопереплетаются с принципами, заложенными в общегражданской группе. Следованиевсем принципам, прописанным в нормативных актах, способствует тому, чтоисходным результатом подготовки госслужащих должен стать идеальнофункционирующий государственный аппарат. Кроме того, подготовка госслужащих, всоответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ, должна содержать следующиеэлементы: профессиональную подготовку кадров для государственной службы;профессиональную переподготовка государственных служащих; повышениеквалификации государственных служащих; стажировку государственных служащих[[4]]. 1.3. Подготовка профессиональныхгосударственных служащих
Под профессиональной подготовкой кадровдля гражданской службы имеется в виду процесс обучения гражданинапрофессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для надлежащегоисполнения им должностных функций и полномочий по замещаемой должностигосударственной службы[[5]].
Под профессиональными знаниями нагосударственной службе понимается целостная и систематизированная совокупностьзнаний в области государства и права, науки управления, политологии, экономики,социологии, психологии о теории и практике реализации полномочий органовгосударственной власти[[6]].
По мнению экспертов, для того, чтобыгосударственные служащие четко осознавали, поставленные перед ними задачи,необходимо, чтобы наряду с теоретическими знаниями, они получали исчерпывающуюинформацию о задачах, функциях, правах и обязанностях, способах и средствах достижениявысоких результатов, которых ждут от государственных служащих. Именно такаясовокупность теоретических знаний и четкое осознание поставленных задач сделаютгосударственного служащего высокопрофессиональным специалистом, владеющимпрофессиональными знаниями, всегда готовым к решению служебных задач.Профессиональные задачи государственных служащих включают в себя следующиенаправления. Во-первых, включают реализацию основных направленийгосударственной административной политики и решение задач социальной политики.Во-вторых, включают правовое регулирование социальных и экономических процессовв отраслях и сферах государственной деятельности на основе законодательства обуправлении, разграничении компетенции и функций государственных органов.В-третьих, включают анализ реальных ситуаций, складывающихся в государственныхорганах, поиск путей согласования различных интересов, определение причин иупреждение социальных конфликтов. В-четвертых, включают организацию выполнениярешений федеральных государственных органов, налаживание учета и проверкиисполнения этих решений, обеспечение контроля над ходом их выполнения. В-пятых,включают выработку стратегической программы по исполнению должностныхобязанностей согласно должностному регламенту[[7]].
Реализация задач, поставленных передгосударственными чиновниками, предполагает четкое следование теоретическимзнаниям с конечным результатом, воплощенным в решении служебных задач. Под умениямина государственной службе понимаются профессиональные знания государственногослужащего, воплощенные в решение конкретных служебных задач в соответствии сзамещаемой должностью. Так, государственный служащий обязан уметь быстро ипродуктивно вникать в ситуацию, которая требует немедленного разрешенияпроблемы.
Под навыками на государственнойслужбе понимаются умения государственного служащего, осуществляемые имавтоматически в режиме реального служебного времени[[8]].Навыки, естественно, появляются только в том случае, если государственныйслужащий трудится по приобретенной им специальности. Навыки – это знания,которые позволяют экономить служебное время, сводить до минимума ошибки ипросчеты. Из этого можно сделать вывод: профессиональные знания, умения инавыки — показатели профессионализма государственного служащего, определяющиепрофессиональную пригодность и компетентность государственного служащего.
В соответствии с установленными указамиПрезидента Российской Федерации, постановлением Правительства РоссийскойФедерации и законодательными актами субъектов Российской Федерации Профессиональная,качественная, подготовка для государственной службы осуществляется на основаниидоговора на обучение. Заключение договора на обучение между государственныморганом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданскойслужбы после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется наконкурсной основе. Порядок, предусмотренный в договоре, также прописан внормативных актах. В рамках указанного договора, а также по согласованиюобразовательного учреждения профессионального образования с государственныморганом в этом государственном органе осуществляются практика и стажировкаобучающихся[[9]].
Ответственностьза организацию и проведение профессиональной подготовки гражданских государственныхслужащих, обновление их теоретических и практических знаний, умений и навыков всоответствии с постоянно повышающимися требованиями государственныхобразовательных стандартов возлагается на руководителей государственных органови кадровые службы. 1.4. Иностранный опыт в подготовкегосслужащих в РФ на примере ЯпонииНа настоящий моментинститут государственной службы в России находится в стадии становления, поискаэффективных форм и методов реализации возложенных на него функций. Эти процессыидут нелегко, поэтому зарубежный опыт, в частности Японии, часто применяетсядля решения проблемы и достижения высоких результатов. Япония – это одна их технемногих стран, где количество государственных служащих существенно ниже, чем вдругих развитых странах. Они составляют лишь 8,1% общего числа работающегонаселения. Для сравнения: в Германии — 15,1%, в США — 15,5, во Франции — 22,6%[[10]]. Государственные служащие в Японии для достижениясовершенствования технической политики, принципов социального партнерства,регулирования взаимоотношений работодателей и наемных работников, социальногострахования и т.д. прибегают к методу пяти систем. Метод пяти систем сталосновой стремительного развития Японского государства и его быстрого поднятиядо стран с высочайшим уровнем жизни. Он включает в себя особенную системуподготовки государственных служащих, зиждущуюся на системе пожизненного найма,системе кадровой ротации, системе репутаций, система подготовки на рабочемместе, системе оплаты труда. В сумме системы составляют отлично действующийединый механизм, формирующий мощную мотивационную среду, обеспечивающуюподготовку высокопрофессиональных чиновников и полную реализацию их творческихи интеллектуальных способностей. В такой обстановке мотивационная среданаправляет усилия и потенциал госслужащего на решение проблем, стоящих передрегионом и страной в целом. По словам экспертов, это то, чего не хватаетроссийскому институту государственной службы. У госслужащих в России нетзаинтересованности в целенаправленном и результативном труде[[11]]. По этой причине в России частично пытаются внедритьсистему профессиональной подготовки японских госслужащих, но в нашей странеметоды, применяемые в Японии плохо приживаются. Видимо, сказывается особенностьменталитета и индивидуальный путь развития России.
Глава2. Особенности подготовки госслужащих в РФ 2.1. Общая характеристикапрофессиональной подготовки госслужащих в РФ
Вопрос качественной подготовкиспециалистов, занятых в системе государственной службы, сегодня становится всеболее актуальным, поэтому резко возрастают требования к профессиональнымучреждениям, готовящих госслужащих, ужесточаются методы подготовки. Опыт развития мировой экономикидоказывает, что вложение средств в подготовку компетентных, профессиональныхгосударственных служащих является одним из самых выгодных, так как именно отних напрямую зависит благополучие и процветание государства. Одна изколоссальных проблем, которая периодически ставит Россию в тупик — остраянехватка профессионально подготовленных государственных служащих на всехуровнях иерархии. Удручающая ситуация сегодня сложилась во всех государственныхструктурах, от органов местного самоуправления до федеральных органовуправления. По словам экспертов, «это не удивительно, если низокпрофессиональный управленческий уровень всего современного общества, то и кадрыаппарата госслужбы, набираемые из этого же общества, не могут быть существенновыше этого уровня»[[12]].
Если обратиться к статистическимданным, то становится явственно видно, что профессионально подготовленными вобласти государственного управления считают себя только 3,5% опрошенныхруководителей, подготовку в вопросах права и психологии управления имеют менее4%, а полностью владеют методами работы в условиях рынка только 0,7%.[[13]]Имидж государственной службы за последние годы существенно упал, что не моглоне привести к ухудшению качества ее кадрового состава. Согласно данным, в 2002году число государственных служащих, не имеющих профессионального образования,составляло 27%. При этом, количество госслужащих, уровень которых несоответствует предъявляемым стандартам, продолжает увеличиваться.
Эксперты связывают критическоеположение в области государственной службы с недостатками в области подготовкикадров для государственной службы и профессионального развития государственныхслужащих. Действительно, образовательные учреждения в целом не могут обеспечитьнеобходимый уровень профессиональной подготовки государственных служащих. Плохов нашей стране работает и система стимулирования[[14]].Отсутствие контроля в системе стимулирования, искаженной представление опрофессиональном долге и отсутствие мотивации со стороны государства приводит ктому, что государственные служащие перестают руководствоваться этическимипринципами выбранной профессии, а начинают руководствоваться корыстнымиидеалами, что приводит к ухудшению профессионального состава государственныхслужащих. При этом, наблюдается строгая половая иерархия на государственнойслужбе. Если в европейских странах женщина, имеющая специальное образование,получит предпочтение и государственную должность, то в нашей стране сохраняетсятенденция принятия на работу государственных служащих с непрофильнымобразованием. Мужчине непрофессиональным образованием будет отдано предпочтениепри определении на руководящую должность, в то время, как женщина получитдолжность специалиста.
По словам Президент РФ, «системапереподготовки и повышения квалификации кадров, занятых госслужащихнесовершенна. По его мнению, не устранены недостатки в области подготовки кадровдля государственной службы, недостатки в области их профессионального развития.При этом недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития. Недостаточнаяэффективность кадровой политики в сфере государственной службы, консервативнаясистема подготовки и профессионального развития государственных служащих,слабое использование современных технологий государственного управленияпорождает многие негативные тенденции»[[15]].
Таким образом, назначение институтагосударственной службы для любого государства, особенно таких размеров, какРоссия жизненно необходимо, но его функционирование должно проходить четко, безсбоев, для населения. Государственные служащие должны иметь высокий уровеньобразованности и профессиональных навыков, чего не скажешь о современномгосударственном аппарате и его кадрах в настоящий момент. Четко видно, что назреланеобходимость коренного улучшения профессиональной подготовки государственныхслужащих, формирования такой образовательной системы, которая была бы способнавести профессиональную подготовку и переподготовку государственных служащих наболее высоком качественном уровне. 2.2. Психологические особенностиподготовки госслужащих в РФ
Многие эксперты полагают, что задачи,которые выдвигаются перед государственными служащими, они должны осознавать ещедо уровня профессиональной подготовки, так как именно в это время закладываетсявосприятие этических ценностей, занимающих в госслужбе первостепенное значениеи относящиеся к группе общегражданских принципов. В последнее время в российскойсистеме образования проводится эксперимент, связанный с профессиональнойподготовкой школьников, отдающих предпочтение государственной службе. Цельэтого эксперимента выявить, насколько школьник пригоден для деятельности всистеме государственной службы с этической и общеобразовательной точки зрения. Длядостижения положительных результатов созданы учебные планы, разработаныпрограммы подготовки. Как показывают результаты данного исследования,проведенные, в частности, кафедрой акмеологии и психологии профессиональнойдеятельности РАГС при Президенте РФ, в становлении государственного служащегокак субъекта профессиональной деятельности первостепенное значение имеютпсихические образования, входящие в базис личности, обеспечивающие целостностьи устойчивость ее структуры, придающие социальную значимость профессиональнымустановкам. К числу таких образований относится Я-концепция госслужащего.Поэтому на этапе допрофессиональной подготовки важно опираться на особенностиразвития Я-концепции той личности, которая предполагает в будущемпрофессиональную деятельность в системе государственной службы[[16]].Подобные исследования дают четко проследить и главное, сформировать отношениепотенциального госслужащего к профессиональной деятельности. Ученые пришли квыводу, что юношеское сознание значительно восприимчивее к новой информации,поэтому закладка базисных знаний, предусмотренных подготовкой госслужащих,должна осуществляться именно на этом этапе развития человека.
Кстати, частично опыт такойподготовки госслужащих Россия переняла у Японии, где занятие государственныхдолжностей является пожизненным, а потому знания о профессиональнойдеятельности могут начинать закладываться еще в юношеском, подростковомвозрасте. Успешные результаты таких исследований явственно указывают на то, чтов ближайшем в будущем в России подобная система подготовки госслужащих будетвнедрена повсеместно. Пока психологическая система подготовки госслужащих толькопроходит стадию апробации и подтверждает право на существование.
Не менее важна в системепсихологической подготовки госслужащих и кадровая служба, на которую ложитсяответственность за выявление профессиональной пригодности или непригодности специалиста,претендующего на государственную должность. Здесь очень важно учитыватьчеловеческий фактор, насколько специалист верен идеалам профессии и компетентенс точки зрения профессиональных знаний. Часто служащим кадровых отделов вгосударственных учреждениях приходится получать дополнительное психологическоеобразование, чтобы иметь возможность четко оценить направленность индивида иего способности к должности.
Психологические особенности подготовкигосслужащих в РФ тесно взаимосвязаны с карьерными вопросами. В советское времявопрос карьеры в государственном аппарате специалиста не волновал, так как всеназначения о повышениях и снятиях с должности приходили от вышестоящихинстанций и не имели никакого отношения к самостоятельному карьерному росту. Внастоящий момент в РФ отмечается тенденция, явно свидетельствующая о том, чтоспециалист имеет возможность сделать карьеру на государственной службе,приложив определенные усилия, постоянно развиваясь и совершенствуясь и следуяпрофессиональным и этическим принципам госслужбы. Но заложенные еще в советскоевремя понятия о продвижении по государственной лестнице, многим изпрофессионалов не дают возможности нормально и успешно работать. Над ними довлеютпсихологические аспекты возможности карьерного роста на государственной службе.По этой причине сегодня уделяется большой внимание в психологической подготовкегосслужащих карьерным вопросам, которые, кстати, являются отличнымимотивирующими факторами. Так, по данным ученых Российской академиигосударственной службы при Президенте Российской Федерации одним из наиболееважных и существенных факторов продуктивной деятельности государственныхслужащих является их успешная карьера. Удовлетворенность госслужащих своимсоциальным и служебным положением эксперты определяют в пределах 10-13%.
Большинство респондентов считают, чтов настоящее время в настроении служащих преобладает неуверенность в возможностисвоего служебного продвижения за счет трудолюбия и развития профессиональныхкачеств. Готовность человека к деятельности в сверхсложных, труднопрогнозируемых условиях, часто достигается развитием у него способности ксистемному видению карьерного процесса во всей сложности формирования егосоставляющих, их внутренних и внешних связей, а также обретения средств иумения опережающего воздействия на механизмы карьерных деструкций. Оптимальнымобразом спланированная и выстроенная траектория профессионального развития идолжностного роста позволяет сотруднику более четко определить свое место ворганизации, стимулирует его максимально полно и всесторонне раскрытьсобственный профессиональный, деловой и личностный потенциал. В этом случаедостигается оптимальное соответствие целей и удовлетворение потребностей, как организации,так и самого работника. Если в организации действует отлаженная системапланирования и развития карьеры, то она не только обеспечивает достижениекорпоративных целей, но и одновременно поддерживает устойчивость сотрудников,способствуют формированию деловой оптимальной атмосферы[[17]].
Таким образом, явственно видно, чтопсихологические особенности подготовки госслужащих в РФ, обусловлены сложнымхарактером и особенностями государственного устройства страны, в которомгосслужащие не имеют уверенности и специально созданных условий для достиженияими благополучия. Внутреннее (личностное) и внешнее (достойное материальноеположение) благополучие способно сформировать у госслужащего положительныйобраз выбранной профессии и этические принципы, являющиеся основойобщегражданской группы принципов работы госслужащего.
2.3.Профессиональные особенности подготовки госслужащих в РФ
Современное развитие России указываетна то, что в системе профессиональной подготовки госслужащих в РФ многопробелов, которые можно с легкостью закрыть, обходя нормативные документы и неучитывая интересы государств и населения. Если рассматривать недостатки профессиональногоразвития и образования работников государственной отрасли в соответствии скомпетентными исследованиями, то можно выделить общие пункты.
1. Отсутствие конкуренциигосударственных и негосударственных образовательных учреждений за правополучения государственного заказа на профессиональную переподготовку иповышение квалификации госслужащих.
2. Полнаяподчиненность образовательных учреждений своим заказчикам, их ведомственнаязависимость от них: это обеспечивает быструю реакцию на ведомственныетребования, но сковывает инициативу образовательных учреждений.
3. Широкоеи не всегда оправданное привлечение чиновников, имеющих практический опытработы, для участия в образовательных программах в качестве преподавателей.
4. Оторванностьсистемы дополнительного профессионального образования чиновников от федеральнойсистемы общего и профессионального образования, курируемой Министерствомобразования и науки РФ. Итогом этого становится мало координируемое с общимиобразовательными стандартами преподавание общеобразовательных гуманитарных дисциплин,что снижает ценность повышения квалификации государственных служащих.
5. Проблемы с качеством разработкиправовой базы профессиональной подготовки, переподготовки, повышенияквалификации государственных служащих. К проблемным областям можно отнестифрагментарность регулирования, отсутствие стандартов и юридическуюнеопределенность многих понятий профессионального развития госслужащих. Например,часто возникают сложности с определением образования, какое следует считатьвысшим образованием по специализации государственных должностей, какоеобразование считается равноценным, и какое требуется дополнительноепрофессиональное образование. Эти и многие другие вопросы сильно затрудняютпрофессиональную подготовку госслужащих. Это со всей очевидностью выдвигаютзадачу подготовки и принятия федерального закона « О профессиональнойподготовке, переподготовке и повышении квалификации государственных служащих»основное назначение которого — сделать профессиональное обучениегосударственных служащих обязательным, непрерывным и систематическим для всехкатегорий государственных служащих, создать единую организационную и правовуюсистему подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственныхслужащих.
6. Формирование образовательнойсистемы, призванной прово­дить профессиональную подготовку и переподготовкукадров государственной службы, затруднено по причинам слишком долгого поискарешений по созданию стройной системы учебных заведений, которым специальнопоручается заниматься обучением и переподготовкой кадров государственногоуправления[[18]].
Таким образом, становится понятно,что особенности подготовки госслужащих в РФ продиктованы несовершенствомсистемы подготовки государственных служащих. До тех пор, пока в нашей стране небудет принят ряд мер, в корне меняющий уровень и качество профессиональнойподготовки государственных служащих, можно быть уверенными, что нормальногофункционирования государственного аппарата не будет. От качества подготовкигосслужащих напрямую зависит то, каким будет дальнейшее будущее нашей страны:будет ли оно коррумпированным, или оно будет стабильным, дающим уверенность взавтрашнем дне.
Заключение
Особенности подготовкигосударственных служащих в Российской Федерации продиктованы несовершенствомсистемы профессиональных учреждений и отсутствием четкой, отлаженной системы,представлений о том, какое должно быть профессиональное подготовка госслужащих.Современная Россия нуждается в высококвалифицированных государственныхслужащих, задача которых привести экономику, политическое устройство,благосостояние населения к стабильному, процветающему положению. В настоящеевремя в России предпринимаются попытки изменить существующее отношение к имиджугосударственной службы и поднять ее на соответствующий высокий уровень. Однако,проблемы, связанные с подготовкой государственных служащих слишкомразносторонне и нуждаются не в частичном, а в полном изменении. Для того, чтобыв России было возможно создание отлично функционирующего аппарата, в которомзадействованы государственные служащие, должны быть созданы условия дляразвития работников этой сферы, карьерные и обеспечивающие достойный уровеньсуществования. Для профессиональной подготовки госслужащих необходимо созданиепринципиально новых учреждений, где госслужащие будут получать комплексныезнания, охватывающие все принципиальные положения работы госслужащего, начинаяот общегражданских принципов и заканчивая внутрикорпоративными принципами.Изменение положения госслужащих, переоценка их профессиональной деятельности иизменение структуры подготовки профессионалов этой сферы будет способствоватьразвитию всех остальных, жизненно важных отраслей государства.
Литература
1.        Закон и право,2007.Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации». //Консультант плюс.
2.        Указ ПрезидентаРФ от 7 февраля 1995 г. № 103 «О государственном заказе на переподготовку иповышение квалификации государственных служащих»//Консультант плюс.
3.        Указ ПрезидентаРФ «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3сентября 1997 г. № 983//Консультант плюс.
4.        ПостановлениеПравительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1047 «Об организации переподготовкии повышения квалификации государственных служащих федеральных органовисполнительной власти»//Консультант плюс.
5.        ПостановлениеПравительства РФ «Об организации переподготовки и повышения квалификациигосударственных служащих федеральных органов исполнительной власти» от 13сентября 1994 г. № 1047//Консультант плюс
6.        ПостановлениеПравительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 «Об утверждении Типового положения обобразовательном учреждении дополнительного профессионального образования(повышения квалификации) специалистов» (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23декабря 2002 г., 31 марта 2003 г.).
7.        Указ ПрезидентаРФ от 3 сентября 1997 г. N 983 «О дополнительных мерах по подготовкегосударственных служащих» (с изм. и доп. от 16 апреля, 8 августа 2001 г.).
8.        ПриказМинобразования РФ от 6 сентября 2000 г. N 2571 «Об утверждении Положения опорядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».
9.        Акимов Л.,Юферова Е. Профессиональное развитие  персонала // Журнал «Кадровик» № 2, 2003.
10.     Волгин Н.А.Оплата труда. Производство, социальная сфера, государственная  служба. Экзамен2003.
11.     Гапоненко А.Теория управления. Учебник. 2004.
12.     Государственнаяслужба Российской Федерации: основы управления персоналом, Иванов В.П. под общред., Известия, 2003.
13.     Демин А.А.Государственная служба. Учебное пособие. Зерцало, 2004.
14.     Игнатов В.Г.Государственная служба, ред., Март, 2004.
15.     Киселёв С. Г.,Государственная гражданская служба: учебное пособие.  — М.:  Проспект – 2006.
16.     Кнорринг В.И.Основы государственного и муниципального управления, М.: Экзамен, 2004.
17.     Липатов Э.Г.,Чаннов С.Е., Велиева Д.С. и др. Комментарий к ФЗ «О государственной гражданскойслужбе в Российской Федерации», — СПС «Гарант», 2005.
18.     Липатов Э.Г.,Чаннов С.Е., Велиева Д.С. и др. Комментарий к ФЗ N 79 от 27 июля 2004 г. «О государственнойгражданской службе в Российской Федерации» — Система ГАРАНТ, 2005.
19.     Матирко В.И.Государственная служба. Сборник нормативн. документов, Дело, 2000.
20.     Ноздрачев А.Ф.Преобразования в системе государственной службы в контексте административнойреформы // «Законодательство и экономика», № 1, 2, январь, февраль, 2006.
21.     Теорияуправления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.:РАГС, 2003.
22.     Управлениеперсоналом организации. Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова, — М.: ИНФРА-М, 2004.
23.     Цыпкин Ю.А.Управление персоналом: Уч.пос. -М.: Юнити-Д.,2001.
24.     Щербаков Ю.Н.Государственная и муниципальная служба. М.: Феникс, 2007. Конституция Российской  Федерации 1993. //Консультант плюс.