Коррупционная преступность и её предупреждение

Северо — Западная академия государственной службыРеферат
по курсукриминологии России
натему: Коррупционная преступность и её предупреждение
Выполнила
студентка 4-го курса
юридического факультета
группы 402 юд
Бренёва Я. И.
Зачетная книжка № -юд
Тел.
Преподаватель: 
Пишикина Н. И.Санкт-Петербург2006

Оглавление:
Введение
Основная часть
1. Понятие икриминологическая характеристика коррупционной преступности
2. Понятие икриминологическая характеристика коррупционной преступности
Заключение
Список используемойлитературы

Введение
Темакоррупции среди российских чиновников, к сожалению, постоянно находится вцентре внимания. Приходится констатировать, что до настоящего временигосударству не удалось добиться сколько-нибудь значимых побед на этом фронтеборьбы с преступностью. Между тем любое промедление власти в пресечении этогоявления приносит невосполнимый вред как государству, так и обществу. Однако побольшому счету дальше разговоров дело не идет. В России до сих пор не принятФедеральный закон «О борьбе с коррупцией». И перспективы его принятия весьматуманны. Не добавили оптимизма и выступления докладчиков на парламентскихслушаниях, посвященных совершенствованию законодательства, направленного напротиводействие коррупции.
Коррупция в России запоследние пять лет качественно изменилась. Такой вывод содержится вопубликованном в середине ноября 2005 года докладе Европейского банкареконструкции и развития и Всемирного банка «Transition report 200. Business intransition». Авторы доклада утверждают, что российские бизнесмены стали меньшетратить на обычные взятки, зато больше – на откаты за получение государственныхконтрактов. К тому же в стране выросла средняя частота взяток. Общий уровенькоррупции в России оценивается по четырехбалльной шкале.
Цель данногореферата:
1. датьпонятие и криминологическую характеристику коррупционной преступности;
2.рассмотреть основные принципы, на которых должна строиться антикоррупционная политика России.

Основнаячасть
 
1.        Понятиеи криминологическая характеристика коррупционной преступности
Коррупция является социальнымявлением, характеризующимся подкупом, т.е. продажностью государственных и иныхслужащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ задеяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статусаданных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей.
Одним изосновных признаков коррупции как противоправного деяния служит наличие еесвоеобразного механизма, представляющего собой осуществление одного из следующихдействий:
·          двустороннейсделки, в ходе которой одна сторона – лицо, находящееся на государственнойили иной службе (коррупционер), нелегально «продает» свои служебные полномочияили услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ней возможностях исвязях, физическим или юридическим лицам, а другая сторона, выступая«покупателем», получает возможность использовать государственную или инуюструктуру власти в своих целях (для обогащения, получения и закреплениякаких-либо привилегий, ухода от социального контроля, от предусмотреннойзаконом ответственности и т. п.);
·          вымогательстваслужащим от физических или юридических лиц взятки, дополнительноговознаграждения за выполнение (или невыполнение) правомерных или неправомерныхдействий;
·          инициативного,активного подкупа физическими или юридическими лицами служащих, нередкоосуществляемого с сильным психологическим воздействием на них, шантажом ипоследующей своеобразной «посадкой на взятку»[1].
Важнаяособенность коррупции – это своеобразие субъектов коррупционных деяний,которыми являются, с одной стороны, должностные лица и иные государственные инегосударственные служащие, а с другой – любые физические и юридическиелица.
Указанныесубъекты в своей совокупности образуют своеобразную коррупционную сеть,включающую три составляющие:
1.        коммерческие,финансовые структуры, их представители, реализующие полученные в результатекоррупционных деяний выгоды и льготы и превращающие их в дополнительный доход;
2.        группугосударственных и негосударственных чиновников, предоставляющих за платууказанные выгоды и льготы и обеспечивающие прикрытие корруптеров при принятииразличных решений;
3.        группузащиты коррупции, включающую должностных лиц правоохранительных и контрольныхорганов.
При этомнеобходимо иметь в виду, что коррупция преимущественно развивается на основесуществующих государственных и муниципальных структур. Анализ распределениякоррупционных потоков по разным уровням власти свидетельствует о лидерстве вэтом отношении муниципального уровня, держащего три четверти рынкакоррупционных услуг. 20% этого рынка приходится на региональный и 5% — нафедеральный уровни власти.
О большойпораженности коррупцией российского чиновничества говорит и структурапривлекаемых к ответственности коррумпированных лиц: 40% – государственныечиновники разного уровня; около 25% – сотрудники правоохранительныхорганов; 12% – работники кредитно-финансовой системы; 9% – служащиеконтрольных органов; 3-4% – сотрудники таможенной службы; 0,8% -депутаты; 7-8% – прочие лица.
Результатыопроса граждан показали, что корруптерами становятся около 38% частных лиц,решающих свои бытовые проблемы, и 82% – бизнесменов. Только 13%бизнесменов имеют активную антикоррупционную установку.
Постоянныйрост в стране численности госаппарата неизбежно приводит к увеличению числафактов проявления коррупции. Не случайно абсолютное большинство опрошенныхруководителей коммерческих структур (98%) сталкивались с вымогательствомчиновников, а 96% были вынуждены идти на дачу взяток.
Своеобразнойчертой коррупции является разнообразие предметов купли-продажи в коррупционныхдеяниях и их различие для коррупционера и корруптера при их общей корыстноймотивации либо иной личной заинтересованности.
Около 70%принимаемого коррумпированными служащими вознаграждения составляют деньги;22% – иные материальные блага (подарки, ценные бумаги, оплата развлечений,отдыха, лечения, транспортных расходов, зарубежных туристических поездок,выплата гонораров, издание художественного произведения от имени коррупционераи т. п.); около 8% – нематериальные блага (различного рода льготы иуслуги, связанные, например, с поступлением членов семьи в вузы, их лечением,предоставлением высокооплачиваемой работы в коммерческих структурах, а такжепреимуществ в получении кредита, ссуд, в приобретении ценных бумаг, недвижимогои иного имущества и т. п.).
В своюочередь, корруптеры в результате обоюдной сделки также получают возможностьприобретать материальные и нематериальные блага. Таким путем, в частности, онивыводят физических и юридических лиц, действующих в нарушение установленныхправил, совершающих правонарушения, из-под социального контроля; приобретаютвозможность поддержки и активного лоббирования подкупленным лицом своихинтересов; получают необходимую информацию; устраняют препятствия в своейзачастую противоправной деятельности и т.п. Нередки случаи предоставлениякоррупционерами и таких услуг, как облегчение лицензирования, регистрациипредприятий; непринятие мер по фактам совершения преступлений, смягчениенаказания; создание возможности для неуплаты налогов, таможенных сборов идругих платежей государству.
В качественематериальных благ корруптеры нередко обеспечивают и свою правомернуюдеятельность, защиту охраняемых законом жизни, здоровья, чести, доброго имени,деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны,права свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, права наимя, право авторства и т.п.
Особенностьюсовременной коррупции являются ее широкое распространение в стране,значительные масштабы, особая общественная опасность. Не случайно болееполовины российских граждан считают коррупцию одной из главных проблем страны,а свыше 80% полагают, что победить ее в ближайшие годы невозможно[2].
По вполнеобоснованному мнению социологов, исследовавших современную коррупцию в России,главная закономерность экономической жизни страны такова: на взятки в Россииежегодно тратится 37 млрд. долларов, т. е. сумма, примерно равная доходнойчасти годового бюджета страны.
При этомосновная сумма ежегодно выплачиваемых коррупционерам средств приходится наструктуры российского бизнеса (33,8 млрд. долларов). На многослойную бытовуюкоррупцию приходится 2,8 млрд. долларов, в том числе: на поступление ввузы – 449 млн. долларов; на «бесплатное» – медицинскоеобслуживание – почти 600 млн. долларов; на подкуп сотрудниковавтоинспекции – 368 млн. долларов; на подкуп судей – 274 млн.долларов.
Коррупционнойсетью охвачены такие важные сферы жизни, как экономика и политика. Особенношироко пронизаны коррупцией приватизация государственной собственности,финансирование, кредитование, банковские операции, лицензирование иквотирование, внешнеэкономическая деятельность, распределение фондов,осуществление земельной реформы и т.п. Одновременно коррупционнаядеятельность проникает и в такие политические процессы, как выборы в органызаконодательной власти, деятельность этих органов, осуществление кадровыхперестановок в органах государственной и муниципальной власти, принятие иреализация государственных решений.
В массовомсознании коррупция, к сожалению, получает все большее оправдание и дажеодобрение как путь, позволяющий эффективно решать возникающие у населенияпроблемы. На уровне бытовой коррупции взятка выступает почти стопроцентнойгарантией успеха, а сама коррупция все больше становится органической,естественной частью жизни общества. Поэтому самым опасным последствиемраспространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата,дискредитация власти, противоправное нарушение защищаемых законом интересовгосударства, отдельных граждан, но и развращение населения, общества в целом,которое фактически сдалось перед данным социально-политическим феноменом и не всостоянии ему противостоять.
При анализекоррупции следует иметь в виду, что она не всегда является уголовно-правовымявлением. В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционногохарактера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая,административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных.
Дисциплинарныекоррупционные проступки обычно проявляются в таком использовании служащимсвоего статуса для получения преимуществ, за совершение которого предусмотренодисциплинарное взыскание.
Кадминистративным коррупционным проступкам, ответственность за совершениекоторых предусмотрена соответствующим законодательством, могут быть отнесенытакие деяния должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и иныхлиц, как подкуп избирателей, участников референдума; использование незаконнойматериальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательнымобъединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведениюреферендума; многие административные правонарушения в области охранысобственности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, окружающейприродной среды и природопользования, предпринимательской деятельностии т.п.
Преступлениямикоррупционного характера являются предусмотренные уголовным законодательствомобщественно опасные деяния, которые непосредственно посягают на авторитет изаконные интересы службы и выражаются в противоправном получениигосударственным, муниципальным служащим либо служащим коммерческой или инойорганизации каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг илильгот) либо в предоставлении им таких преимуществ.
Кпреступлениям коррупционного характера относятся в первую очередьпредусмотренные уголовным законодательством деяния, непосредственно связанные сподкупом коррупционеров:
·          воспрепятствованиеосуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенноес подкупом;
·          незаконноеполучение и разглашение сведений, состав­ляющих коммерческую или банковскуютайну, совершенное путем подкупа;
·          подкупучастников или организаторов профессиональных спортивных соревнований изрелищных коммерческих конкурсов;
·          коммерческийподкуп;
·          получениевзятки;
·          дачавзятки;
·          провокациявзятки либо коммерческого подкупа;
·          подкупсвидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта в целяхдачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с цельюосуществления им неправильного перевода.
Кроме того, кэтим преступлениям относятся и иные предусмотренные уголовным законодательствомследующие деяния коррупционного характера:
·          невыплатазаработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат;
·          регистрациянезаконных сделок с землей;
·          контрабанда,совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения;
·          злоупотреблениедолжностными полномочиями;
·          злоупотреблениеполномочиями частными нотариусом и аудитором, совершенное в целях извлечениявыгод и преимуществ для себя или других лиц;
·          превышениедолжностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личнойзаинтересованности;
·          незаконноеучастие в предпринимательской деятельности;
·          служебныйподлог.
Особенностямикоррупционной преступности являются:
·          несводимостькоррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;
·          использованиевиновным своего служебного положения вопреки интересам службы;
·          наличиеу него корыстной или иной личной заинтересованно­сти и умысла на совершениепротивоправного деяния;
·          непосредственноепричинение ущерба авторитету государственной службы, службы в органах местногосамоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;
·          специфичностьсубъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают нетолько должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие,служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве жеподкупающих выступают любые физические и юридические лица;
·          относительнаястабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности,достигающей 90%;
·          теснаясвязь с организованной преступностью, представители которых выделяют на подкупчиновников от 30 до 50% преступно нажитых средств;
·          повышеннаяобщественная опасность.
Одним изсущественных условий, способствующих совершению коррупционных преступлений,являются недостатки организационно-распорядительного характера и социальногоконтроля. К ним относятся: недостатки планирования, нарушение договорнойдисциплины; недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей,передача полномочий, чрезмерная загрузка и т.п.); недостатки в подборе ирасстановке кадров (прием на работу дилетантов, лиц с сомнительной репутацией,по признаку семейственности и т.п.); недостатки учета и контроля;бесхозяйственность (расточительство при использовании энергоресурсов,материальных и людских ресурсов); недостатки в воспитательной работе;недостатки в работе контролирующих и правоохранительных органов, отсутствиеконтроля за доходами и расходами должностных лиц, служащих, а также завыполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции.
Существованиенедостатков социального контроля – результат крупных просчетов вуправлении делами государства и общества, в формировании экономических иорганизационно-правовых основ функционирования государственной и иной службы, враспространении психологии вседозволенности и допустимости использования любыхсредств обеспечения личного благополучия как служащих, так и лиц, ихподкупающих. В результате ослаблена и работа правоохранительных органов, ихборьба с должностной и коррупционной преступностью.
Не случайноежегодно вскрывается крайне незначительное число соответствующих преступлений(около 4000-4500 получения взятки, до 2500 – дачи взятки, 2500 –коммерческого подкупа и т.п.). Еще меньше лиц, виновных в совершении этихпреступлений (около 4000), фактически привлекаются к уголовной ответственности.При этом к лишению свободы приговариваются лишь около трети осужденныхвзяточников. Конечно, во многом такое положение объясняется привлечением кответственности случайных, невысокого ранга взяточников, а не лиц, занимающих вгосударственном и ином аппарате высокие должности или имеющихвысокопоставленных покровителей.
Большоезначение в системе детерминант коррупционной преступности имеют и негативныеличностные характеристики самих государственных и иных служащих, особенноучитывая колоссальный рост в стране их количества (только в государственномсекторе в настоящее время насчитывается около 1,5 млн. чиновников).
К числу этиххарактеристик относятся, к примеру, такие черты, как антиобщественнаяустановка, корысть, зависть, карьеризм, готовность принести в жертвуматериальной выгоде закон, нормы морали, профессиональную честь.
Наформирование и проявление этих черт личности служащих существенное влияниеоказывают:
·          изначальнаянастроенность служащих на использование своей работы в личных корыстныхинтересах;
·          наличиев их среде лиц с высоким уровнем материального благосостояния, достигнутого засчет криминальной деятельности;
·          наличиедорогостоящих привычек и интересов;
·          ориентированностьна высокие стандарты жизни, достигнутые сослуживцами;
·          некотороеснижение уже достигнутого ранее уровня материальной обеспеченности личности ижелание поднять его с помощью совершения преступлений;
·          желаниевозместить понесенные ранее расходы на получение образования, устройство наработу, а также включиться в общий процесс коррупции.
Структурапреступлений, которые можно отнести к коррупции, выглядит следующим образом:хищения путем присвоения или растраты чужого имущества — 60%; злоупотреблениеслужебными полномочиями, их превышение — 13%; служебный подлог — 10%; получениевзяток — 5%; дача взяток — 3,5%; иные преступления — 8,5% (коммерческий подкуп,воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрациянезаконных сделок с землей, незаконное участие в предпринимательскойдеятельности, халатность).
Динамикакоррупционной преступности характеризуется неуклонным повышением абсолютногочисла зарегистрированных преступлений: с 72,8 тыс. в 1999 году до 82 тыс. в2003 году. В 2003 году было выявлено 25570 преступных посягательств противгосударственной власти, интересов государственной службы и службы в органахместного самоуправления, в том числе 7346 фактов взяточничества, к уголовнойответственности за взяточничество привлечено 2913 лиц, рост коррупции составил16,8%.
В первомполугодии 2004 года зарегистрировано свыше 19 тысяч преступлений противгосударственной власти, интересов государственной службы и органов местного самоуправления,в том числе 6240 фактов, связанных с получением и дачей взяток. К уголовнойответственности за взяточничество за этот период было привлечено 1931 лицо,рост составил 28%. При этом наблюдается тенденция увеличения числа обращенийдолжностных лиц с заявлениями о том, что им предлагают взятку.
Что касаетсясферы образования, то только в Москве и Московской области в системеобразовательных учреждений в 2003 году было зарегистрировано 8456 преступлений,к уголовной ответственности привлечено 858 должностных лиц. Всего в первомполугодии 2003 г. в Москве было возбуждено 183 уголовных дела за дачу взятки,за получение взяток — 25. В Московской области возбуждено 67 уголовных дел запервые 6 месяцев в этой сфере.
За шесть месяцев2003 года было выявлено 9235 преступлений экономической направленности, в томчисле 6353 налоговых преступления, из них тяжких и особо тяжких 2970. Размерпричиненного государству ущерба по возбужденным уголовным делам составил более26 миллиардов рублей, в суд направлено более 2085 уголовных дел по налоговымпреступлениям. При этом было возбуждено 88 уголовных дел, по каждому из которыхсумма причиненного государству ущерба превышает 20 миллионов рублей, в томчисле 23 уголовных дела с суммой ущерба свыше 100 миллионов рублей.
Всегоправоохранительными органами за указанный период выявлено 237,2 тысячипреступлений экономической направленности, 83,1 тысяча — тяжких и особо тяжких,25 тысяч — причинивших крупный ущерб потерпевшим, 7,3 тысячи — совершенныхпреступными группами либо преступными сообществами. Кроме того, за первоеполугодие 2004 года возбуждено 36 уголовных дел по фактам коррупции срединалоговых инспекторов.
По даннымВерховного суда РФ, за коррупционные преступления ежегодно осуждается около 15тысяч лиц.
Согласнодокладу международной организации Transparency International (TI), в 2003 годуРоссия по индексу восприятия коррупции заняла 86-е место из 133 возможных,разделив это малопочетное место с Республикой Мозамбик. По данным исследованияTI, проведенного совместно с фондом ИНДЕМ, в список наиболее коррумпированныхведомств России входят госконторы, ведающие выдачей лицензий и квот на экспорт,бюджетными трансфертами, налоговыми зачетами, обслуживанием бюджетных счетов,зачетом долгов в регионах, а также приватизацией. Уровень «отката» тому илииному чиновнику тоже не тайна: от 10 до 30% от суммы сделки, с постояннойтенденцией к повышению.
Изпроведённого в 2000 году исследования были выявлены категории государственных служащих, требовавших илиполучивших взятки в 1999 году (три наиболее часто встречающихся ответа):
Москва (251):работник милиции 55%; врачи / медсестры 9%; учителя / преподаватели ВУЗов7%.
Взятки должностным лицам (три наиболее часто встречающихсяответа):
Москва: другие муниципальные служащие / представителиместной власти 54%; сотрудники милиции 45%; работники таможни  45%.
Где наблюдается самый высокий уровень коррупции (пятьнаиболее часто встречающихся ответов):
Москва: получение талона техосмотра машины 75%;  таможенная очистка грузов65%; получение правительственных заказов на предоставление товаров и услуг 54%;получение разрешений от муниципалитетов и районной администрации 53%; контрольза соблюдение санитарных норм 50%[3].
Полученныерезультаты свидетельствуют, что бесспорным лидером с точки зрениякоррумпированности является таможенная очистка грузов. Чрезвычайнораспространена коррупция при прохождении техосмотра автомашины. Зонойповышенной «коррупциогенности» являются органы местного самоуправления ирайонной администрации. По-видимому, все эти сферы должны привлечь усиленноевнимание законодательных, исполнительных, контролирующих и правоохранительныхорганов государств.

2. Антикоррупционнаяполитика
Актуальностьборьбы с коррупцией обусловлена рядом обстоятельств, которые носятполитический, экономический, социальный и правовой характер.
Во-первых,коррумпированность российских чиновников привела к тому, что в общественноесознание активно внедрилась мысль о неэффективности работы органовгосударственной власти, снижении их компетенции.
Во-вторых, коррупция каксоциально опасное явление, обладающее чрезвычайно высокой степенью латентностии адаптивности к внешним факторам, с каждым годом порождает целый рядэкономических преступлений, наносит огромный экономический ущерб: по мнениюспециалистов, теневая экономика ежегодно направляет около 7 млрд. долларов накоррумпирование чиновников, до половины преступных доходов на эти же целирасходует организованная преступность.
Можно ли победитькоррупцию? По мнению президента общественной организации малого и среднегопредпринимательства «Опора России» Сергея Борисова, нужно шаг за шагом отвоевыватьу неё место под солнцем. Нужно вводить персональную ответственность чиновниказа создание избыточных барьеров и вырабатывать способы, как это можно оценить.Соответственно требуются административные регламенты, создание механизмадосудебной апелляции, позволяющего в досудебном порядке отменить неправомерныедействия чиновников. Важно, чтобы предприниматели уходили от псевдолоббированияи занимались цивилизованным лоббированием через общественные объединения, чтобыони отказались от традиции давать взятку. Согласно опросам, категорическиотвергают взятки только 2% бизнесменов, а остальные так или иначе участвуют впроцессе мздоимства.
Есть и другой путь.Необходимо создавать такие условия, при которых коррупция становитсяневозможной. В качестве иллюстрации можно привести уже ставший почтиклассическим пример: ситуация в бывшем министерстве топлива и энергетики. Этоведомство имело славу одного из самых коррумпированных. Когда у него забрали функции проведения сертификации и регулирования доступа кмагистральным нефтепроводам, уровень коррупционности там резко пошел на спад. Впоследние годы его существования на это ведомство в данном аспекте никто нежаловался[4].
Планируяпрограмму борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок:
·          абсолютнаяпобеда над коррупцией невозможна. Более того, в нормальном состоянии власти иобщества случаи коррупции являются технологически полезными сигналами онеполадках в методах работы власти;
·          несуществует стран, априори обреченных на масштабную и хроническую коррупцию.Россия не является исключением из этого правила;
·          ограничениекоррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегдаможет последовать новый, более страшный виток коррупции;
·          коррупциюнельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями.Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забраласьна весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающихкоррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления;
·          борьбас коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведетсяпостоянно, на это направлены все силы и властей, и общества;
·          антикоррупционнаяпрограмма должна реализовываться на высшем уровне политического руководствастраны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.
Потери,которые несут от коррупции государство и общество в России,
настольковелики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программыобеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.
Изприведенного выше анализа следует, что антикоррупционная политика должнавключать в себя меры, направленные на решение следующих задач:
·          организацияборьбы с коррупцией на всех ее уровнях;
·          сужениеполя условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции;
·          уменьшениевыгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключенияпоследней;
·          увеличениевероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный имивред;
·          влияниена мотивы коррупционного поведения;
·          созданиеатмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.
Естественноожидать, что реализация антикоррупционной политики может
встретитьсопротивление на разных уровнях административной иерархии.
Нельзя утешать себя тем, что повышение уровня коррупции всегда сопровождаетглобальные переходные процессы. Есть страны, которые на стадии модернизациипережили всплеск коррупции, но смогли его побороть целенаправленными усилиями.Но существуют и другие примеры – страны, в которых реформы вызвали увеличениекоррупции, а отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с ней привело кее укоренению.

Заключение
Таким образом, коррупционнаяпреступность – это целостная, относительно массовая совокупность преступлений(и лиц, их совершивших), посягающих на авторитет государственной службы илислужбы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иныхнегосударственных организациях, выражающихся в незаконном получении (ипредоставлении) материальных или иных благ и преимуществ лицами,уполномоченными на выполнение государственных, муниципальных функций илислужебных функций в коммерческих и иных негосударственных структурах.
Хотя коррупция – общемировоеявление, в каждой стране она имеет свои особенности, свой размах, своитрадиции. России в этом смысле «повезло»: отечественная коррупция щедронаделена специфическими чертами. Многое из того, что есть у нас, в другихстранах либо совсем не развито, либо не приобрело такого истинно российскогоразмаха.
Особенносильно страдает от коррупционного пресса малый бизнес. По мнению президентаобщественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»Сергея Борисова, малое предпринимательство на сегодняшний день развиваетсявопреки выстроенным для него преградам. 70% усилий предприниматели тратят нахождение по мукам, на преодоление административных барьеров и на выплатустатусной ренты.
Также следуетотметить, что антикоррупционная политика обязана стать постоянной частьюгосударственной политики. Практически это означает, что необходимобезотлагательно разработать и запустить антикоррупционную программу, котораядолжна перерасти в постоянно действующую систему ограничения коррупции. Разработкаи реализация такой программы должны базироваться на точном понимании природыкоррупции, на анализе причин неудач борьбы с ней, осознании существующихпредпосылок и ограничений, на ясных и продуктивных принципах.

Список используемойлитературы:
 
1.        ГурвичВ. В паутине взяточничества. М., 2004.
2.        Коррупция вРоссии: статистика, сравнительный анализ, зарубежный опыт /Информационно-аналитическое агентство МиК. М., 2004.
3.        Кирпичников А.Взятка и коррупция в России. СПб., 1997.
4.        Козлов Ю. Г.Коррупция: криминологические и социально-политические аспекты// Право, 1998, № 1.
5.        Коррупцияи борьба с ней / Под ред. А. И. Долговой. М., 2002.
6.        Криминология:Учебник длявузов / Под ред. А. И. Долговой. М., 2005.
7.        Криминология:Учебник для вузов / Под ред. В. Д. Малкова. М., 2005.
8.        Максимов С.Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, мерыборьбы // Уголовное право, 1999, № 2. 
9.        ПонаморевП. Г. Уголовно-правовые проблемы противостояния коррупции. М., 1998.
10.     Темнов Е. И.Коррупция. Происхождение современного понятия. М., 1999.