Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в училище

РЕФЕРАТ
«Профилактикаправонарушений среди несовершеннолетних в училище»
Выполнила
Клюкова Р.Ю
2010 г.

Содержание
1. Введение
2. Профилактическаяработа с учащимися
3. Создание условийдля профилактики правонарушений
4. Заключение
5. Списокиспользованной литературы

1. Введение
Несмотря на намеченныеположительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложныйпереходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится вочень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушеныпрежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации.Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённыхжизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность исформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки,находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивныхстрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможныхнегативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить оттягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизацияподростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные видызлоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя, повышение количестваправонарушений, вследствие безнадзорности детей. Поэтому на педагогов возложенаогромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией,формирование у учащихся понятия «свобода слова», умений правильно вестидискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушатьдругих и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям,умение словом и делом помочь другому.
Особенно мы осознаёмтакую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколенияпотребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования иискать своё место в будущем.

2. Профилактическаяработа с учащимися
Процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.Специфическая задача училища в сфере предупреждения правонарушений заключаетсяв проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не всостоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она саманередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основойранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможностьнормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисныхситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
Я предлагаю вам окунутьсяв суть проблемы и рассмотреть факторы и причины возникновения правонарушенийсреди учащихся.
В системе профилактической деятельности училища выделяют дванаправления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся вжизнь училища, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся,нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними наиндивидуальном уровне.
Вовремя замеченныеотклонения в поведении детей и подростков и правильно организованнаяпедагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформацииличности растущего человека, которая приводит к правонарушениям ипреступлениям.
выделяют следующие стадии откланяющегося поведения:
— неодобряемое поведение – поведение, эпизодическинаблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями озорством,непослушанием, непоседливостью, упрямством;
— порицаемое поведение — поведение, вызывающее более илименее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушениядисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
— девиантное поведение — нравственно отрицательные действия и поступки (лживость,притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т.д.), принявшие характер систематических или привычных;
— предпреступноеповедение — поведение, несущеев себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодическиеумышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношениялюдей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртныхнапитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.);
— противоправное или преступное поведение — поведение, связанное с раз личнымиправонарушениями и преступлениями.
Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения вповедении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой.Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которымиребенок сталкивается в семье, в училище, на улице.
Неблагоприятные условия семейного воспитания
Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образецэто его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, чтокаждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье,где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведенияродителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениямижестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневноеповедение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз большедетей с отклонениями в поведении, чем из других семей.
Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье удетей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей- потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремянакормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким,психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов ипереживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению сосверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует имнехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общениеприобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральномразвитии и поведении детей.
Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, всемьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается местадля нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободувыбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сутидела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека — заботливости, желания добра и блага во спасение, — она все равно остается самойраспространенной ошибкой воспитания. Следствие — инфантильность,несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контролястарших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этомумогут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываютсявовлеченными в противоправные действия.
Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем неотказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей,вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новыхудовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередкотолкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чистопотребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождаету них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.
Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей,чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний,унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинитьребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричностьсуждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включаяфизические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередкотолкая детей на преступления.
Недостатки в учебно-воспитательной работе училища
Недостатки работы училища, отрицательно сказывающиеся наповедении учеников, условно можно разделить на несколько групп.
Стрессогенные технологии проведения уроков и оцениваниязнаний учащихся. Когдаучитель проверяет диктант или контрольную работу, нет ничего предосудительногов том, чтобы исправлять ошибки и указывать, как делать правильно. Однакозачастую эти же принципы переносятся педагогами в сферу человеческих отношений.Поведение контролера с годами становится стилем жизни. Психологи назвали этомышлением «красного карандаша». Педагог начинает чувствовать себя наделеннымособой властью, всегда знающим ответы на поставленные жизнью вопросы. Отсюда — отношение к поступкам детей как к контрольной работе, полученной для проверки.Готовность замечать прежде всего недостатки, скорее ругать, чем хвалить, ведетк формированию у ребенка таких черт личности, как неуверенность инезащищенность, создает у него ощущение тревожности и небезопасности. А это, всвою очередь, может толкнуть его к поиску суррогатных способов обретенияуверенности и снятия тревоги.
Негативные установки в отношении отдельных учащихся. К учащимся, склонным нарушатьобщепринятые правила и нормы, складывается определенное отношение, котороезаключается в отождествлении неуспехов ученика, его поведенческих проявлений иего личности. Часто на таких детей навешиваются ярлыки «лентяя», «двоечника»,«хулигана», «бездельника». Выйти из сложившегося стереотипа отношений к себеребенок самостоятельно не способен. А педагоги не всегда понимают, что дети,растущие в неблагополучной семье, или дети, которых неправильно воспитывают,обычно не в состоянии хорошо учиться без посторонней помощи. У одних это проявляетсяуже в начальных классах, у большинства — в подростковом возрасте. В процессеобучения и воспитания такие дети нуждаются в чуткости, внимании ииндивидуальном подходе. В противном случае — у них складывается отрицательноеотношение к учебной деятельности. Большой вред наносит убежденность некоторыхучителей в умственной неполноценности таких учеников, что деморализует детей,формирует у них неверие в свои силы, настраивает против учителей и училища вцелом. Не правы и те педагоги, которые утверждают, что отдельных учеников«нельзя ничем заинтересовать» или что их «интересует только плохое».Исследования показывают, что очень многих подростков с отклонениями в поведениипривлекает техника, современная музыка, спорт, они положительно относятся к темучебным предметам, где их не унижают, а поддерживают.
Низкий профессиональный уровень учителя. Бывает, что педагоги слабо владеютучебным предметом и методикой его преподавания. Их уроки неинтересны, на нихотсутствует дифференцированный подход к ученикам. Дети перегружены обилиемизучаемого материала на уроках и домашними заданиями. Это формируетотрицательное отношение к учебе, рождает скуку и, как следствие, — нарушениядисциплины, порча школьного имущества, издевательское отношение к самомуучителю.
Недостатки организационного характера в работе с детьмигруппы риска
К недостаткам организационного характера относятся:запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм,поверхностное изучения педагогами индивидуальных особенностей таких учащихся ипричин нравствен ной деформации личности, отсутствие продуманного плана работы.Отрицательно влияют и такие факторы, как недостаточная помощь и контрольадминистрации училища, разобщенность педагогического коллектива, отсутствиеанализа; допускаемых в работе ошибок, недостаточное использование возможностейученического самоуправления, шаблонность форм и методов внеклассной и внеучебнойработы, непривлекательность мероприятий, проводимых в училище, пассивностьработе с неблагополучными семьями.
Отрицательное влияние стихийно-группового общения
Дружеское общение со сверстниками — одна из главныхпсихологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.
Как правило, вне училища дети общаются с близкими по духу,получая то, что не могут получить в семье и в училище: внимание, признание,заботу. В неформальной группе их никто не ругает за неуспеваемость илипроступки. Напротив, там их «понимают», одобряют и поддерживают. Как установилиученые, группе присуща гораздо более отрицательное отношение к моральным иправовым нормам общества, чем каждому из ее представителей в отдельности. Членыподобных компаний играют в азартные игры, пьянствуют, сквернословят, слишкомрано начинают вести беспорядочную половую жизнь.
Все перечисленные вышефакторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, чтопричина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами:у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляетсясильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. Уподростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих порпринимаемого им.
3. Создание условий дляпрофилактики правонарушений
Логика профилактики подсказываетнеобходимость создания в училище условий, которые не провоцируют отклоняющегосяповедения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо иинтересно.
Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений училищас развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разныхвозрастов, прежде всего подростков. Создание в училище структурныхподразделений дополнительного образования, культурно-образовательных центровдля всего района, осуществление досуговых программ, организация любительскойсамодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейногодосуга, объединений — мощный источник привлекательности училища и ресурспрофилактики отклоняющегося поведения.
Такой же эффект имеет и развитие самоуправления. Эторасширяет число строго не регламентируемых пространств, где создателем норм иправил является ребенок. Основное в самоуправлении — поддержание корпоративногодуха: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие длявсех правила. Возможности оказывать влияние на принимаемые решения и разделениеответственности обеспечивают причастность ребенка к формированию уклада жизни,пространство становится «своим» и не отторгает, не провоцирует отклонение поведенияот норм, принятых в сообществе. В последние годы в училище появилась новаяформа работы с подростками – детские социальные проекты, направленные навключение учащихся в социально ориентированное творчество, на развитие ихгражданской ответственности перед окружающим миром.
Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что училищестановится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям иинициативе.
Перед нашей училищемстоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованиемвоспитательного процесса.
В нашем образовательномучреждении разработана и осуществляется работа по подпрограмме «Социальныенормы», целью которой является обучение учащихся культуре правовых отношений впроцессе обучения и воспитания.
Развитие гражданской иправовой культуры является важной составляющей процесса формированиягражданского общества в современной России, что предполагает сознательное иинициативное участие граждан в жизни страны, общества. Следовательно, в училищенеобходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этогоневозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающегопоколения.
В связи с этим, нашпедагогический коллектив поставил перед собой и успешно решает следующиезадачи:
— создать уклад норм училищнойжизни;
— помочь учащимся узнатьсвои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;
— помочь подросткамувидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;
— помочь учащимсянаучиться разрешать споры правовыми способами;
— воспитать навыкиправовой культуры.
 На основании анализанормативного документа — Федерального закона от 24.06.99 №120-ФЗ « Об основахпрофилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в нашем училищебыла выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.
Классные руководителипроводят анализ профилактической работы с несовершеннолетними. На заседанияхСовета профилактики подводятся итоги работы, приглашаются родители учащихся.
Большая работа в училищепроводится по изучению правовых документов. На заседаниях МГ Кл.рук.обсуждаются различные нормативные документы. Ведутся уроки права.
Социальный педагогрегулярно проводит беседы на правовую тематику, принимает участие вобследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучает особенности,склонности, интересы учащихся. Систематически проводит мониторинги истатистические исследования по выявлению детей группы риска.      В училищеведётся наблюдение за детьми, склонными к правонарушениям, обсуждаютсяпроступки учащихся на педсоветах, административных совещаниях, Советепрофилактики.
В училище проводятсязанятия, беседы, лекции для родителей в рамках родительского всеобуча.
На летний период ежегодноразрабатывается дополнительный план по профилактике правонарушений срединесовершеннолетних. Все подростки проходили летнюю трудовую практику в летнемлагере. Учащиеся отдыхали в лагере в две смены.
Определяетуспех в предотвращении правонарушений и преступлений продуманный искоординированный план работы общей профилактики, т.к. в этом году были сняты свнутриучилищного учета двое обучающихся
В координационном планеработы представлено распределение обязанностей между педагогическимиработниками училища и мероприятия со всеми участниками учебно-воспитательногопроцесса: учениками, родителями, педагогами. План для удобства восприятиясоставлен по блокам:
1. Организационныемероприятия
2. Работа с учащимися.
3. Работа с родителями.
4. Работа спедколлективом.
Кроме этого в училищефункционирует Совет профилактики правонарушений.
Бывает, что ресурсы училища по профилактике правонарушений ипреступлений используются только отчасти. Сложившаяся система оценкидеятельности побуждает скрывать реальную картину. Органы управления вбольшинстве интересуются лишь статистикой правонарушений и гораздо меньшепроявляют интерес к тонкостям профилактики девиантного поведения. Училищувыгоднее скрыть своих трудных детей, чем показать работу с ними, ибо наконкретном этапе эта работа может не дать ясно видимых положительныхрезультатов.
Положительным результатомпредупредительной профилактической работы училища является то, что ни одинобучающийся не стоит на учете внутри училища, ни в комиссии по деламнесовершеннолетних, другими словами нашими учащимися не совершенно ни одногопротивоправного поступка.
Конечно же, на каком-токонкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясновидимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, какговорится, осилит идущий, поэтому в заключении я напомню одну притчу:
Темной дождливой ночью молодому человеку необходимо былопереплыть быструю реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на елезаметный огонек на противоположном берегу: «Греби на него, сынок, что естьсилы, греби и не вздумай опускать весла». И молодой человек поплыл. Сильныйветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он все греб и греб, удерживаяориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. Ивдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он вгляделся втемноту и увидел еще одно суденышко, плывшее по течению. И еще, и еще…Казалось, весь мир отдался во власть могучего потока реки. И ему захотелосьвынуть из воды весла, но огонек продолжал мерцать перед его глазами, и он сноваустремился к своей цели. А уже на берегу, он услышал непонятные звуки, которыепри приближении к повороту становились все сильнее и сильнее… это былводопад.

4. Заключение
Наш Педколлектив определенное внимание уделяет формированию личностиподростков. Вопросы воспитания обсуждаются на совещании при директоре.Уделяется внимание физкультурно- спортивной работе, работают спортивные секции поволейболу, баскетболу, теннису. Проводятся спортивные соревнования междугруппами по лыжным гонкам, легкой атлетике, шашкам, конкурс «А ну-ка, парни».Команды училища участвуют в районных соревнованиях, товарищеских встречах сучащимися школ района, принимали участие в летней и зимней областнойспартакиаде. В училище создан молодежный Совет, как орган ученическогосамоуправления. Уделяется внимание патриотическому воспитанию, организуютсясовместные мероприятия с краеведческим музеем, взято шефство над обелискомпавшим землякам в ВОВ.
В группах проводятся тематические классные часы. Училище принимаетучастие в областных конкурсах профессионального мастерства. В целяхпредупреждения правонарушений и преступлений создан совет по профилактике подруководством директора училища, осуществляется контроль за учащимися,склонными к совершению правонарушений. Поддерживается связь с КДН и ОПДН ОВД,организуются совместные рейды в неблагополучные семьи. Ведется индивидуальнаяработа с обучающимися, имеющими отклонения в поведении. В целях формированияздорового образа жизни проводятся беседы юристов, инспекторов ОПДН, ГИБДД,наркологов, акция «Единый классный час»- «Здоровье молодежи –богатство России. Педагогическомуколлективу еще не удается вести более результативную воспитательную работу посохранению контингента, посещаемости учебных занятий.
Социальная эффективностьдеятельности училища определяется уровнем удовлетворенности педагогов,учащихся, социальных партнёров, общественности района качеством образования,а также местном училища в социуме. Училище принимает участие в общерайонныхмероприятиях, Проведенное анкетирование учащихся 3 курса показало ихудовлетворенность условиями и качеством образования, коэффициент комфортностисоставил 0,78 % .61 % учащихся выпускных групп после окончания училищапланируют службу в Российской армии, 7% трудоустройство в соответствии сполученной профессией; другие не определились с дальнейшей карьерой.
В училище созданыминимальные условия для воспитания подростков, организации внеурочнойзанятости обучающихся, оказывает достаточного влияния на укрепление дисциплины, посещаемости занятий, сохранности контингента.

5. Списокиспользованной литературы
1.  Степанов В.Г. Психология трудныхшкольников. Уч. пособие для учителей и родителей. – М.: Изд.центр «Академия»,1998г.
2. С.Я. Батышев«Научная организация учебно-воспитательного процесса.»1975г.
3. Л.Н. Богуш.Воспитание должно быть гармоничным. 1999 г.
4. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология.(Воспитание школьников) — М.,1995.