ПЛАН
1. Формыорганизации внешнеэкономической службы на уровне предприятия
2. Работапредприятия по выходу на внешний рынок
3. Эффективностьвнешнеторговой деятельности предприятия
4. Задача
Список использованной литературы
1. Формы организации внешнеэкономическойслужбы на уровне предприятия
Внешнеэкономическая деятельность предприятий — это сферахозяйственной деятельности, связанная с международной производственной инаучно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходомпредприятия на внешний рынок.
В современныхусловиях демонополизации внешнеэкономической деятельности предприятие –основное звено внешнеэкономического комплекса страны.
В соответствии с принятыми законами «Об основахгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Оспециальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импортетоваров», «О мерах по защите экономических интересов РоссийскойФедерации при осуществлении внешней торговли товарами» предприятиясамостоятельно осуществляют свою деятельность, в том числе внешнеэкономическую,формируют производственную программу, выбирают поставщиков и потребителей своейпродукции, устанавливают на нее цены в пределах, определенных законодательствоми договорами.
Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлятьобъединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства,перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи,строительства, учебные учреждения, туристическо-экскурсионные организации,коммерческие структуры, торгово-посреднические организации и т.д.
Наибольший опыт управления внешнеэкономическойдеятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).
Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, работакоторой специализируется на торговле определенными товарами либо с группойстран. Возглавляет фирму директор, который в зависимости от объема работы имеетнесколько его заместителей.
Функциональные отделы и службы, содействующие работеспециализированных фирм и ВТО, можно условно разделить на три группы:
1) Группа отделов и служб, осуществляющихпланирование:
— планово-экономический отдел – планирование внешнеторговойдеятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельностиВТО;
— валютно-финансовый отдел;
— транспортный отдел;
— бухгалтерия ВТО.
2) Группа отделов, занимающихсянепосредственно маркетингом:
— отдел конъюнктуры и цен;
— отдел рекламы и выставок;
— инженерно-технический отдел;
— отдел совместных предприятий – координация, планированиеи контроль деятельности совместных предприятий, созданных с участиеминостранного капитала на территории России, и смешанных обществ, созданных сучастием объединения за рубежом;
— отдел технического обслуживания и запчастей.
3) Группа отделов, обеспечивающих принятиеи исполнение управленческих решений:
— отдел развития – совершенствование организационнойструктуры объединения;
— отдел АСУ (ВЦ);
— отдел кадров;
отдел загранкомандировок;
— административно-хозяйственный отдел – снабжениенеобходимыми для работы объединения материалами и оборудованием,ответственность за эксплуатацию здания, другая хозяйственная работа;
— юридический отдел;
— протокольный отдел – выполнение поручений руководства ВТОи фирм по встречам, приему и проводам представителей иностранных фирм,прибывших с деловыми целями.
Иногда юридический и протокольный отделы, а такжебухгалтерия и отдел кадров подчиняются непосредственно генеральному директоруВТО, выполняя те же функции.
Создание такой разветвленной структуры управления ВЭДхарактерно для предприятий независимо от их организационно-правовой формы,когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках.
На предприятиях за последние десять лет накоплензначительный опыт осуществления внешнеэкономической деятельности. В качествепримера проанализируем организацию внешнеэкономической деятельности напредприятии.
ОАО Первоуральский новотрубный завод (ПНТЗ) является крупнейшимв Европе и России производителем бесшовных труб и баллонов. Он производит свыше25000 типоразмеров труб и трубных профилей из более чем 240 марок углеродистых,легированных и нержавеющих сталей по 34 государственным и 25 иностраннымстандартам, а также по 400 техническим условиям. На его долю приходится около16% общего объема труб, выпускаемых российскими предприятиями. Имеютсямногочисленные европейские и американские сертификаты, подтверждающиесоответствие качества мировым требованиям.
Продукция предприятия поставляется примерно в 25 зарубежныхстран. Внешнеэкономическая деятельность ПНТЗ, особенно та ее часть, котораясвязана с экспортом, представляет собой одно из важнейших направлений развитияи, самое главное, выживания завода в современных условиях, поскольку являетсяна сегодняшний день единственным источником получения «живых» денег для выплатыналогов и заработной платы.
Отдел по внешним экономическим связям (ОВЭС) был создан всентябре 1991 г. с целью осуществления внешнеэкономической деятельности,включая создание совместных производств с зарубежными фирмами. В настоящеевремя основными задачами отдела являются: поиски рынков сбыта для продукции ОАОза свободно конвертируемую валюту; организация загрузки производстваэкспортными заказами; поиски предложений иностранных инвесторов; подготовка,оформление и организация выполнения контрактов на поставки экспортнойпродукции.
В соответствии с возложенными на него задачами отделвыполняет следующие функции:
— проведение маркетинговых исследований рынков сбытапродукции ОАО;
— организация договорных отношений с экспортирующимиорганизациями;
— работа с организациями-посредниками;
— участие в переговорах, разработка и оформление контрактовна поставку продукции за валюту в дальнее зарубежье;
— организация обеспечения производства экспортными заказамисовместно с другими службами ОАО;
— осуществление лицензирования и декларирования грузов;
— совместно со службами ОАО осуществление контроля за ходомвыполнения экспортных заказов, соблюдением сроков отгрузки согласно заключеннымконтрактам;
— контроль за своевременной оплатой счетов и поступлениемвалюты на счета
— участие в планировании ВЭД;
— организация рекламы.
В состав ОВЭС входят следующие специалисты: начальникотдела; заместитель начальника отдела; ведущий экономист по внешнеэкономическимсвязям; переводчики; экономисты по внешнеэкономическим связям; экономисты посбыту; специалисты по таможенному оформлению.
Отдел по ВЭС является самостоятельным структурнымподразделением и подчиняется помощнику генерального директора по внешнимэкономическим связям, который назначается на должность и освобождается от неегенеральным директором. Цель деятельности помощника генерального директора поВЭС – обеспечение экспертизы экономической эффективности заключениявнешнеторговых сделок ОАО и принятие решений о целесообразности подписанияконтрактов с иностранными фирмами.
Как было отмечено, одной из задач отдела ВЭС являетсяоформление и организация выполнения внешнеэкономических контрактов.
Импорт занимает незначительную долю во внешнеторговомобороте ПНТЗ и представляет собой покупку запасных частей к установленному назаводе импортному оборудованию. На рисунке 1.2 представлена схема заключения иреализации импортного контракта.
/>
Служебная записка
Виза
резолюция
Запрос/> /> /> /> /> /> /> /> />
Контракт
Поставка
Оплата Таможенное
таможенных платежей ОформлениеГТД оформление (до 10 дней) Рис. 1.2. Схема заключения и реализации импортного контракта
2. Работапредприятия по выходу на внешний рынок
Важной чертой современного мирового хозяйства являетсядеятельность его субъектов в условиях жёсткой конкуренции, обусловленной, впервую очередь, непрекращающейся борьбой за рынки сбыта. Поэтому для любойфирмы, желающей включиться в международные экономические отношения,первостепенной задачей становится обеспечение успешного выхода на внешнийрынок, как правило, уже заполнений предлагаемыми товарами и услугами. В этойсвязи для фирмы становится необходимым обращение к методам международногомаркетинга. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, всяработа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена наподчинение производства интересам потребителя.
Исследованиерынка служит основой маркетинга и предполагает анализ всех условий, имеющихзначение для успешной реализации товара. Программа комплексного исследованиязависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштабовпроизводства экспортных товаров и других факторов.
Существует несколько основных стратегий выхода на рынок.Особенно широкое их применение характерно для рынков товаров массового спроса,однако основные положения той или иной стратегии могут быть использованы и приработе на рынке товаров производственного назначения.
1) Стратегияконтрольной точки – заключается в достижении целевой прибыли при заданныхобъемах сбыта или заданной цене товара. Объем, позволяющий достичь целевойприбыли при установленной цене, называется контрольной точкой. Метод основан наанализе безубыточности производства.
2) Стратегия«снятия сливок» — заключается в последовательном привлечении разных сегментоврынка. Стратегия позволяет фирме максимизировать прибыль, избежать ошибок приустановлении цен, т.к. можно рассчитывать в будущем на благосклонное отношениепотребителей к снижению цены товара.
3) Стратегиявнедрения товара на рынок – заключается в установлении фирмой предельно низкойцены на товар при выходе на рынок с целью завоевать значительную долю и снизитьсебестоимость товара за счет реализации эффекта масштаба производства.
4) Стратегия,основанная на воспринимаемой ценности товара – опирается на знание и пониманиеконечного использования товара и восприятия его потребителем. Главная идеястратегии заключается в том, что покупатель сравнивает затраты на товар не сэкономической, а с субъективной ценностью данного товара и цена при этом должнаобеспечивать наилучшее соотношение достоинств товара и затрат данногопотребителя на него.
5) Стратегииреализации группы товаров
Формированиестратегии интернационализации предприятия предусматривает выбор способа выходана внешние рынки. Существует несколько способов проникновения на иностранныерынки, из которых компания, проанализировав все внешние и внутренние факторы,выбирает наиболее подходящий для себя. Предприятие может остановиться наэкспорте, совместной предпринимательской деятельности или прямом инвестированииза границей (рис. 2.1).
Каждыйпоследующий стратегический подход требует принятия на себя большего объемаобязательств, риска и контроля, но и обещает более высокие прибыли, оченьполезной в данном случае является матрица выбора способа выхода на внешниерынки, представленная в трудах Г. Багиева (рис. 2.2).
/>
Рис. 2.1Стратегии выхода на внешние рынки
/>
Рис. 2.2 Матрицавыбора способа выхода на международные рынки
Описанные выше общие принципы стратегий реализации товаровимеют широкое применение. Тем не менее, оперируя на конкретном рынке, важноучитывать отличительные характеристики данного рынка. Один из самых важных –рынок товаров производственного назначения. При реализации товара на этом рынкенеобходимо учитывать его особенности:
— спрос на этом рынке носит производственный характер(зависит от спроса на потребительские товары);
— основныетовары здесь используются длительное время, поэтому для покупателей важныэксплуатационные затраты;
— полезность товара легко определяется по исчисляемымпараметрам, которые обязательно исследуются специалистами по закупкам;
— чувствительность к цене возрастает по мере увеличения частоты закупок товара,т.е. чувствительность к цене сырья и комплектующих выше, чем к цене сложногооборудования длительного пользования;
— закупки взначительной степени зависят от конкретных людей, принимающих решения позакупкам от имени предприятия;
— в процессереализации товара необходимо учитывать меру влиятельности покупателя на рынке,которая зависит от его размера, объема закупок, кредитного рейтинга и другихфакторов;
— отмечаетсявысокая профессиональная информированность покупателей о товаре.
При выходе навнешний рынок компании необходимо учитывать факторы зарубежной окружающейсреды. Основные факторы можно сгруппировать следующим образом:
1) Глобальныефакторы: международные политические конфликты; политические конфликты внутристраны; социальные конфликты; перестройка международных политических союзов.
2) Локальныефакторы: изменение условий рынка; нестабильность экономики; инфляция; трения сполитическими группировками; трения с местными деловыми кругами.
3) Инвестиционныефакторы: возможность национализации; возможный ущерб имуществу из-за высокогоуровня преступности; ускоренный износ оборудования из-за климатических условийи небрежного отношения местного персонала и др.
4) Факторыуправленческого характера: сложности управления местным персоналом; конфликты спрофсоюзами и др.
Для успешной работы компании на внешнем рынке необходимознать законы, регулирующие права застройщика, заказчика и подрядчика, правовыеположения иностранных компаний, законы об охране промышленной собственности,патентовании изобретений, страховании, труде. Необходимо изучить существующуюпрактику по этим делам, а также общепринятые нормы разрешения споров на данномрынке.
К этойобласти изучения рынка можно отнести установление контактов с местнымиадвокатами, консультационными фирмами, которые ведут соответствующие дела.
Исследованиепотенциальных возможностей предприятия при работе на внешнем рынке проводится сцелью его конкурентоспособность при работе на конкретном рынке.
В качестве примера изучим конкурентоспособность строительногорынка.
Для начала проводится подробный анализконкурентоспособности по экономическим параметрам. Величина экономическихпараметров определяется по следующим элементам:
– строительные работы;
– монтажные работы;
– затраты на приобретение (изготовление)основного и вспомогательного технологического оборудования;
– прочие затраты (проектно-изыскательные,научно-исследовательские работы, подготовка кадров и др.)
Сметная стоимость строительно-монтажных работ определяетсяпо формуле:
Ссмр = ПЗ+НР+ПН
ПЗ — прямые затраты
НР — накладные расходы
ПН — плановые накопления (сметная прибыль)
Сметная стоимость является важнейшей составляющей ценыконтракта.
В общем виде цена контракта определяется:
Цк = Ссмр+Сн
Сн – сумма надбавки по капиталу
Определив предполагаемую цену контракта, необходимопровести сравнения с ценами других фирм, используя один из методов сравненияцен. Кроме экономических показателей, при определении конкурентоспособностинеобходимо учитывать следующие факторы:
– уровень технологии производства,использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средствмеханизации и автоматизации производства; эффективность экспорта строительныхконструкций, изделий и комплектующих;
– возможность использования собственных изаемных средств генподрядной организацией для финансирования строительства;
– эффективность проведения рекламныхмероприятий, взаимодействие со СМИ; известность строительной компании на рынке;
– возможность получения поддержки исодействия со стороны госорганов и общественных организаций; гарантии кредитов,страхование и т.д.
Оценка конкурентоспособности необходима для определенияпотенциальных возможностей компании на рынке и разработки соответствующих мердля ее повышения.
Управление конкурентоспособностью является важной задачейвнешнеэкономической деятельности на уровне предприятия.
3. Эффективностьвнешнеторговой деятельности предприятия
Сущностьэкономической эффективности ВЭД заключается в возможности экономии общественнонеобходимых затрат на производство товаров или услуг, реализуемой в сферемеждународной торговли через участие субъекта ВЭД в международном разделениитруда.
Количественнымпоказателем экономической эффективности внешнеэкономической операции служитотношение полученного результата в виде определённой денежной суммы к общейсумме осуществлённых затрат на достижение этого результата.
Экономическуюэффективность экспорта характеризуют несколько показателей:
1)Показатель экономического эффекта экспорта – прибыли от экспорта:
Пэкс= РПруб – НРин.вал х Круб/долл – НРруб – С,
гдеНРин.вал и Нрруб – величина накладных расходов в национальной (руб.) ииностранной валютах;
С– себестоимость реализованных товаров;
РП– сумма реализованных товаров в иностранной валюте;
Пэкс– прибыль от экспорта.
Прибыльот экспорта также может быть определена следующим образом:
Пэкс= (Вруб.экв + Вруб) – (С + НРруб.экв + НРруб),
где Вруб –рублевая выручка от обязательной продажи валюты;
Вруб.экв –рублевый эквивалент оставшейся после продажи части валютной выручки;
НРруб.экв –рублевый эквивалент накладных расходов в иностранной валюте, определяется путемумножения на курс рубля к иностранной валюте на день пересчета.
Прибыль отэкспорта в отчетном году сравнивается с аналогичными показателями базисногогода и планового периода. Выявляется динамика данного показателя. Желательнособлюдение соотношения Пф > Пб.
Главная цельанализа эффективности экспорта выявить объективные возможности наиболеерационального участия в международном разделении труда, определить наперспективный период оптимальную структуру экспортного производства. Поэтому врасчетах обычно используют прогнозные данные о внешнеторговых ценах инароднохозяйственных издержках. Однако содержательную экономическую информациюдают показатели, опирающиеся на фактические значения валютных цен и затрат. Ониособенно важны при построении и анализе отчетных таблиц (шкал) относительной(валютной) эффективности экспорта.
Следуетотметить, что использование показателей валютной эффективности внешней торговлинаталкивает на ряд ограничений.
Во-первых,они пригодны лишь для анализа вариантов экспорта по отдельному рынку и не даютвозможности сопоставлять валютную эффективность товаров на различных рынках,так как инвалютные цены и конкретные условия, в которых реализуются товары наразличных рынках, различны. В этой связи, для обеспечения сопоставимостивалютной эффективности необходим учет реальной ценности различных валют.
Во-вторых,показатели валютной эффективности не дают ответа на вопрос: действительно лиэкономятся затраты труда в результате внешней торговли и какова абсолютнаявеличина этой экономии?
2) Показателиэкономической эффективности.
Показательэкономической эффективности экспорта может быть определен как отношение выручкиот экспорта к связанным с ним затратам:
ЭЭ1 =(Вруб.экв + Вруб) / (С + НРруб.экв + НРруб),
где ЭЭ1 –показатель абсолютной эффективности экспорта.
Этотпоказатель сравнивается с показателем ЭЭ2, характеризующим эффективностьреализации продукции данного вида на внутреннем рынке:
ЭЭ2 = РП / С,
где ЭЭ2 –показатель относительной эффективности экспорта;
РП – объемэкспортной продукции, пересчитанный во внутренних среднегодовых ценах;
С – полнаясебестоимость продукции в рублях.
Если ЭЭ1 > 1 и при этом ЭЭ1 > ЭЭ2 (т.е. эффективностьреализации продукции на внешнем рынке выше, чем на внутреннем), то экспортследует признать экономически выгодным и необходимо искать пути возможногорасширения поставок продукции на экспорт с учетом наиболее выгодных направленийэкспорта.
ПоказателиЭЭ1 и ЭЭ2 целесообразно рассчитывать при заключении каждого экспортногоконтракта для выбора наиболее оптимального по критерию максимума ЭЭ1 и приусловии ЭЭ1 > ЭЭ2, а также при анализе ВЭД за отчетный период и припланировании ВЭД на предстоящий.
Экономическаяэффективность внешнеторговых экспортных и импортных операций определяетсясопоставлением всех материальных, финансовых и трудовых затрат на производствопродукции и осуществление самой операции с конечными финансовыми или инымирезультатами этой операции.
О динамикеэффективности экспорта можно судить по соотношению темпов прироста долиэкспортной продукции в общем объеме производства с темпами прироста долиприбыли от экспорта в общем объеме прибыли от реализации.
Например,если доля экспортной продукции выросла по сравнению с предыдущим периодом на30%, а удельный вес прибыли от экспорта в общем объеме прибыли от реализациивырос на 20%, то можно сказать, что эффективность экспорта снизилась.
Эффективностьэкспорта увеличивается в сравнении с предыдущим периодом, если темп приростадоли экспортной продукции меньше темпа прироста доли прибыли от экспорта.
Необходимоучитывать, что на изменение величины прибыли, получаемой от экспортныхопераций, оказывают существенное влияние курсовые разницы, возникающие в связис изменением курса рубля к иностранным валютам при несовпадении во времени,например, принятия счета к оплате с моментом его оплаты. Положительные курсовыеразницы увеличивают величину прибыли, отрицательные – уменьшают.
При ростекурса иностранных валют к рублю положительные курсовые разницы возникают поактивным счетам бухгалтерского учета, отрицательные курсовые разницы – попассивным счетам (по кредиторской задолженности).
При снижениикурса иностранных валют к рублю положительные курсовые разницы образуются попассивным счетам, отрицательные – по активным.
Прирассмотрении вопросов повышения экономической эффективности внешнеэкономическихопераций следует исходить из анализа основных факторов, определяющих структуруи уровень затрат как на производство продукции, так и затрат, сопутствующихосуществлению экспортных и импортных операций: транспортные расходы, расходы захранение и перевалку грузов, страхование и т.д.
Основнымнаправлением повышения экономической эффективности экспортной операцииявляется, конечно, снижение уровня трудо – и материалозатрат при производствеэкспортной продукции, т.е. снижение себестоимости продукции. Эта цель можетбыть достигнута только путём внедрения современных высокопроизводительныхэнерго — и материалосберегающих технологий, обеспечивающих не только высокуюпроизводительность труда, но и качество продукции. Предложение на внешние рынкиконкурентоспособной экспортной продукции высокого технического уровня икачества позволяет экспортёру получить более значительную валютную выручку, чтов сочетании с низкой себестоимостью продукции обеспечивает высокуюэкономическую эффективность операции.
В условиях нашей обширной страны значимым направлениемповышения эффективности внешнеторговых операций является сокращение расходов натранспортировку, перевалку и страхование внешнеторговых грузов. Выбор наиболеерациональных транспортных направлений и средств транспорта, внедрениеинтермодальных способов транспортировки, сокращение расходов за хранение иперевалку грузов, т.е. широкое использование всех возможностей и методовлогистики – все это также приведёт к существенному повышению экономическойэффективности внешнеторговых операций и внешней торговли в целом.
Эффективность внешнеторговых операций в большой степенизависит также и от профессиональной подготовки руководящих и оперативныхработников внешнеторговых организаций – субъектов ВЭД. Разработка и реализацияэкономически обоснованной маркетинговой политики, основанной на глубоком знанииконъюнктуры мирового рынка конкретного товара, применение оптимальной стратегиии тактики проведения переговоров с торговыми партнёрами и т.д. – эти факторы вомногом определяют эффективность внешнеторговой операции.4.Задача
Имеются следующие данные по внешнеторговой организации (тыс.руб.):
Показатели Период базисный текущий Стоимость реализации экспортных товаров
Внутренняя стоимость реализованных экспортных товаров
Средние остатки средств по экспорту
118 800
108 000
10 000
133 056
118 800
12 000
Определите:
– коэффициент отдачи средств, вложенных вэкспорт;
– эффективность реализации экспорта(бюджетную эффективность).Решение
1) Коэффициент отдачи средств = Внутренняя стоимостьреализованных экспортных товаров / Стоимость реализации экспортных товаров
Коэф. отдачи средств базисный = 108000/118800 = 0,91(тыс.руб.)
Коэф. отдачи средств текущий = 118800/133056 = 0,89(тыс.руб.)
2) Эффективность реализации экспорта = Средние остаткисредств по экспорту / Стоимость реализации экспортных товаров
Эффективность реализации базисный = 10000/118800 = 0,084(тыс.руб.)
Эффективность реализации текущий = 12000/133056 = 0,090(тыс.руб.)
Списокиспользованной литературы:
1. Экономикаорганизаций (предприятий): программа дисциплины и методические указания повыполнению контрольных работ для студентов 2, 3, 4–го курсов всехспециальностей заочной формы обучения / сост.: Т.Н. Бондаренко, О.П.Савватеева, Г.Б. Шпак. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2006. – 24 с.
2. Внешнеэкономическаядеятельность предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся поэкономическим специальностям / Под ред. Л.Е. Стровского. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007 г. – 799 с.
3. СберегаевН.А. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие. – 2- изд. – М.: Дело,2000 г.
4. Внешнеэкономическаядеятельность: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования / Под ред. Б.М.Смитиенко, В.К. Поспелова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия»,2004 г
5. АбрютинаМ.С. Экономика предприятий: учебник. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2004 г.