Воспитание в контексте социализации
А.В. Мудрик
1.
В трактовке социализации исторически сложились два подхода: субъектобъектный –
субъект социализации общество, объект – человек (восходящий к Э.Дюркгейму и
Т.Парсенсу) и субъект-субъектный – и общество, и человек – субъекты
социализации (истоки которого можно найти в работах Ч.Кули и Дж.Г.Мида). С
точки зрения субъект-объектного подхода социализация – это развитие и
самоизменение человека в процессе усвоения культуры, что происходит во
взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и
целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
2.
Воспитание (относительно социально-контролируемая социализация) автомизируется
от исторически первичной стихийной социализации тогда, когда на определенном
этапе социально-экономического развития того или иного общества подготовка к
жизни его членов выделяется в относительно самостоятельную сферу. Постепенно
воспитание становится специальной функцией общества и государства, т.е.
оформляется в специфический социальный институт.
3.
Сущность социализации – сочетание адаптации и обособления человека в обществе,
баланс которых определяет становление индивида социальным существом и развитие
человеческой индивидуальности.
Воспитание
как относительно осмысленное, целенаправленное взращивание человека,
осуществляемое в семье, в религиозных воспитательных организациях, более или
менее последовательно способствует адаптации человека в обществе и создает
условия для его обособления в соответствии со спецификой целей, содержания и
средств семейного религиозного социального и коррекционного видов воспитания.
4.
Воспитание отличается от стихийной социализации в первую очередь, тем, что в
его основе лежит социальное действие. Это понятие ввел Макс Вебер, который
относил к социальным действия человека, направленные на разрешение проблем и
сознательно ориентированные на ответное поведение партнеров. Социальное
действие предполагает субъективное осмысление возможных вариантов поведения
людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.
Таким
образом, основанием отделения процесса воспитания от процесса стихийной
социализации является его осмысленность и наличие в нем определенной осознанной
цели.
Стихийная
социализация – процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с
социумом. Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи относительно
осмысленным и целенаправленным, осуществляется в определенном месте, в
определенное время и в определенной организации. Кроме того, его дискретность
определяется тем, что поскольку отдельные виды воспитания и типы воспитательных
организаций не имеют единых целевых установок и отлаженной и непротиворечивой
взаимосвязи, постольку взращивание человека не становится непрерывным
процессом.
5.
Соотношение воспитания и стихийной социализации, “объем” воспитания в
процессе социализации существенно различаются как в различных обществах, так и,
в меньшей степени, в различных стратах одного и того же общества. Чем более
модернизировано общество, т.е. чем более сложна его социальная структура, чем
далее оно продвинулось в социально-экономическом развитии, тем в большей мере
им осознана потребность в “человеческом капитале” определенного качества
и тем большие ресурсы оно затрачивает на его подготовку и доподготовку. А
следовательно тем больший “объем” занимает в процессе социализации ее
социально-контролируемая часть, тем большую роль играет в общественной жизни
воспитание как социальный институт. Кроме того, чем элитарнее та или иная
страта общества, тем большее значение придается воспитанию ее представителей,
соответствующему ее положению, притязаниям и потребностям.
6.
“Объем” воспитания в процессе социализации, во многом определяет и
его место в иерархии ценностей общества и его отдельных страт.
Ценность
воспитания в социальной жизни имеет два аспекта – объективный и субъективный.
Объективная ценность воспитания проявляется в том, какие ресурсы затрачивает
общество на воспитание своих членов, как уровень воспитания влияет на их
социальное положение и жизненный успех. Субъективная ценность воспитания
определяется, в частности, тем, какие ожидания связывают представители тех или
иных слоев общества с воспитанием, насколько оно, с их точки зрения, связано с
их повседневной жизнедеятельностью и успешностью достижения групповых и
индивидуальных целей и т.д.
В
более модернизированных обществах воспитание выступает серьезным фактором
горизонтальной и вертикальной социальной мобильности, ибо от него зависит возможность
перехода человека от одних ролей к другим, из одно страты в другую, более
элитарную. В более традиционных обществах воспитание может в той или иной пере
(в зависимости от степени традиционности общества) “консервировать”
социальную структуру. Это связано, в основном, с двумя обстоятельствами: чем
традиционнее общества, тем более обособленны и закрыты в нем все страты, а тем
более элитарные; чем модернизированнее общество, тем меньше различий в
содержании и качестве воспитания в низших и элитарных стратах.
Место
воспитания в иерархии общественных ценностей, с одной стороны, зависит, а с
другой определяет готовность общества уделять ему большее или меньшее внимание,
выделять большие или меньшие ресурсы на развитие воспитания. С этим же связана
и мера подготовленности обществ к выдвижению и формулированию задач воспитания,
к поискам и реализации эффективности путей их решения.
7.
Воспитание, рассматриваемое в контексте социализации, имеет определенные
возможности влиять на позитивный характер социализации конкретного человека, а
именно:
–
воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации
человек более или менее успешно осваивает просоциальные нормы и ценности, не
асоциальные или антисоциальные нормативноценностные установки и поведенческие
сценарии;
–
воспитание имеет определенные возможности создать условия для просоциальной
самореализации себя человеком как субъекта социализации, для проявления и
развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте;
–
воспитание может создать такие условия развития человека, которые помогут ему
достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, т.е. в
той или иной мере минимизировать степень становления его жертвой социализации;
–
воспитание имеет некоторые возможности предотвратить столкновение человека с
теми или иными опасностями стихийной социализации, а также минимизировать и
отчасти корректировать последствия случившихся столкновений, т.е. уменьшить
риск превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://library.by/