«Краеведческий аспект преподавания физической географии»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категориюТЕМА:«Краеведческий аспект преподавания физической географии».Выполнил: учитель географии МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа Сорочинского района Оренбургской области» Галузина Татьяна Ивановна.Руководитель: Бутолин Александр Панфилович доцент кафедры физ.географии ОГПУ, к.г. – м.н.Оренбург, 2008гСодержание:Введение…………………………………………………………………………….. 3 Глава I. Формирование системы краеведческого аспекта преподавания географии: ……………………………………………………………………………7 1.1. Цели и задачи краеведческого аспекта в преподавании географии. ………..7 1.2.История, сущность, функции, формы и педагогическое значение школьного краеведения. ………………………………………………………………………..12 1.3.Содержание географического краеведения. ..………………………………..18 1.4.Методы и приёмы осуществления краеведческого аспекта в преподавании географии. ………………………………………………………………………….22 Глава II. Изучение родного края в системе дополнительного образования. …..33 2.1.Место краеведения в системе дополнительного образования. …………….33 2.2.Организация работы по краеведению в системе дополнительного образования в МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа Сорочинского района Оренбургской области». …………………………………36 Заключение. …………………………………………………………………………40 Литература. …………………………………………………………………………42 Приложения. ………………………………………………………………………..44 Введение Целью любого цивилизованного общества является всестороннее гармоническое развитие личности. Эта же цель стоит и перед современной школой. Сегодня в эпоху стремительного прогресса, век компьютеризации ребенок подчас не замечает окружающий его мир. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее – одна из задач учителя географии. На уроке зарождается стремление к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы, климатических особенностей, родного края. Изучение природы страны и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, что дает возможность опираться на личный опыт детей, их наблюдения, кругозор. Поэтому использование краеведческого материала на уроках географии способствует формированию более глубоких и прочных знаний учащихся, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. В актуальности использования краеведческого материала в процессе преподавания географии сомневаться не приходится. Школьная практика требует от учащихся серьезных краеведческих знаний. Огромную помощь в сборе материала для уроков географии оказывает проведение краеведческих экскурсий, туристических походов и проведение летних экологических экспедиций по нашему краю. Это помогает собрать уникальный краеведческий материал, оживить содержание урока, сделать его более эффективным. При использовании современных компьютерных технологий, цифрового фотоаппарата, сканера и обширных Интернет-ресурсов можно сделать прекрасные электронные презентации для сопровождения урока.^ Целью работы является научное обоснование практической значимости организации исследовательской деятельности школьников, в соответствии с этим: разработать методическую систему изучения особенностей краеведческого аспекта географии в 6 – 8 классах общеобразовательной школы, способствующую становлению и развитию исследовательских навыков учащихся, а также выбрать наиболее оптимальные приёмы формирования их у учащихся. В работе решались следующие задачи: Изучить литературу по проблеме исследования; Проследить развитие основных краеведческих понятий в курсе физической географии; Изучить опыт учителей географии, работающих над формированием краеведческих понятий; Разработать серию уроков по формированию краеведческих понятий.^ Объектом исследования является организация исследовательской деятельности учащихся в процессе краеведческого образования в школе; часть учебно-воспитательного воспитательного процесса; внеклассная работа. ^ Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса, на приобщение к исследовательской деятельности, на организацию социальной деятельности учащихся в пределах своего родного края, на развитие географического мышления. ^ Практическая значимость темы заключается в изучении сформированных в поставленных задачах вопросов в теории и практике методики преподавания географии, краеведения, педагогики и возрастной психологии. Анализ результатов позволили выдвинуть следующие моменты значимости выполненной работы: – приобретение навыков исследовательской работы; – поэтапное формирование в работе навыков, умений; – работа на уроках и внеклассных мероприятиях; – методическая работа; – полноценное выполнение исследовательских заданий.В настоящей работе использованы следующие методы: Теоретический анализ; Анализ действующих программ; Педагогический эксперимент; Наблюдение.Новизна выполненной работы заключается в том, что: – краеведческий аспект востребован в практике отечественного образования для решения комплекса познавательных, воспитательных и коммуникационных задач; – краеведение используется как средство организации содержательного досуга детей; – востребование потенциала краеведения по следующим позициям: 1.Возможности комплексного воздействия на личность и коллектив, так как во время экскурсии задачи обучения, воспитания и оздоровления решаются одновременно; 2.Максимальное приближение педагогического влияния к детскому коллективу; 3.Индивидуальные формы обучения и усвоения знаний.^ Основной предполагаемый результат исследования – обеспечение качества образовательного процесса на основе ресурсов школьного краеведения, что выражается в следующем: 1) сформированной системе управления исследовательской деятельностью, включённой в систему управления образовательного процесса; 2) налаженной системе подготовки и проведения исследовательской краеведческой деятельности; 3) функционировании и развитии системы организационных форм краеведческой деятельности учащихся; 4) эффективности мониторинга результатов; 5) положительной динамике результативности образовательного процесса, а именно: – в формировании патриотизма, гражданственности, экологической культуры и культуры безопасной жизнедеятельности; – в сохранении и улучшении физического и психического здоровья всех участников деятельности, – в развитии социально значимых качеств учащихся, нравственной личности, адаптированной к жизни и деятельности в современном обществе, – в положительной динамике качества знаний учащихся, – в развитии положительной мотивации к учению, – в формировании навыков исследовательской работы учащихся, – в развитии и саморазвитии коллектива образовательного учреждения.^ Глава I. Формирование системы краеведческого аспекта преподавания географии:Цели и задачи краеведческого аспекта в преподавании географии. Краеведение включает следующие основные моменты: – приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия; – самостоятельное добывание знаний («переоткрытие» известных фактов и явлений окружающей жизни); – изучение родного края в процессе исследования. Все эти виды краеведения реализуются в процессе урочной, внеклассной и внешкольной работы. Краеведение – важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с образовательно-воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера. Географическое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, формирования у учащихся научного мировоззрения и воспитания патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе являются его высокая общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер. Школьное географическое краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы по географии в школе будет глубокое знание самим учителем природы своего края, владение методикой его изучения; второе условие – систематическое использование местного материала на уроках физической географии и постоянная перспективная внеклассная и внешкольная работа; третье – глубокая научная основа. Одна из главных задач краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Не следует ограничивать краеведческую работу только изложением на уроках готовых знаний о своём крае, почерпнутых из учебных пособий и другой литературы, важная часть краеведческой работы – непосредственное участие, как учителя, так и учащихся в поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края. В ряде школ вместо глубокой поисково-исследовательской работы по изучению родного края имеет место так называемое описательное краеведение, когда учащиеся лишь фиксируют, «фотографируют» явления, не раскрывают их причинно-следственных связей, закономерностей. Собранный краеведческий материал далеко не всегда подвергается тщательной проверке, в результате могут возникать ошибки. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо повышать научно-методический уровень краеведческих изысканий. Каждый учитель-краевед должен подходить к изучению родного края как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе. Первое, чем должен заняться учитель географии, приступая к организации школьного краеведения, это конечно, самостоятельное изучение ближайшего окружения школы, ближайшем объектом школьной краеведческой работы являются, вполне естественно своё село и окружающая местность. В дальнейшем своём развёртывании работа может охватить и целый административный район и даже выйти за его пределы. Главной задачей работы будет проследить жизнь и развитее данного участка территории во всех изменениях и отношениях. В основу школьного географического краеведения заложена та мысль, что своё, близкое понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое. Образовательное и воспитательное значение школьного краеведения у нас общепризнанно и бесспорно. Развитие школьного краеведения играет, несомненно, ведущую роль в преподавании географии. На краеведческом аспекте строятся занятия по географии в начальном курсе, начиная с 6 класса, классные занятия идут по систематической программе; однако связь с краеведением остаётся, с одной стороны, в виде проводимых учителем примеров из местной природы, а с другой – в виде внеклассных кружковых занятий школьным краеведением. Примеры, взятые учителем из местной природы, очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Даже отдельные единичные примеры такого порядка уже в известной мере переключают преподавание книжных рельсов на реальную жизнь. Ещё лучше, конечно, если учитель не ограничивается упоминанием о местных примерах в классе, а показывает эти примеры в натуре во время экскурсий. Поясняя на местных, хорошо знакомых всем ученикам примерах типичные явления из курса физической географии, учитель в самой простой, доходчивой и экономной форме показывает классу ту истину, что «география – это не учебник, а сама жизнь». Педагогическое значение краеведения передовыми людьми нашей страны было осознано еще в очень давние времена. Известный общественный деятель конца ХУIII в., один из первых наших «просветителей» Н.Н. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать». В своей замечательной статье под заглавием «Мысли о географии для детского возраста» Н.В.Гоголь с исключительной силой и яркостью отстаивал мысль о том, что для такого предмета, как география, сухое, исключительно книжное преподавание совсем не подходит. Один из крупнейших педагогов нашей страны К.Д. Ушинский подчеркивал неоднократно ту мысль, что преподавание географии должно развивать у учащихся инстинкт к своей малой Родине, к своей родной местности. Д.Д.Семёнов, который справедливо считается родоначальником школьно краеведения и пионером географических школьных экскурсий, высказывался так: «Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдаем постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик». Свою задачу вижу в том, чтобы каждый ученик научился видеть красоту природы родного края. На уроках по изучению родного края работаю с учащимися над созданием образа территории, на которой мы живём. Обязательное использование краеведческого материала в обучении физической географии даёт возможность ясного восприятия и осмысленного запоминания нового о своём крае, запоминания раннее изученного. Это обязывает меня как учителя географии чаще, чем учителей других предметов, проводить экскурсии в природу, тем самым непосредственно воздействуя на эмоциональную сферу личности школьника. Школьное краеведение заключается во всестороннем в изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определённой территории – своего края. При этом выполняются две задачи: всестороннее изучение своей области и накопление краеведческого материала; использование этого материала в преподавании географии. Краеведческий аспект даёт возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далёкому». Имея представление о природе и её закономерностях, легче усваивать географию более отдалённых районов России, а также зарубежных стран. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлений о многих предметах, о явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения. Реализация задач, решаемых средствами краеведения, возможна при соблюдении следующих организационных условий: – комплексное использование всех ресурсов школьного краеведения; – реализация ресурсного потенциала в системе разнообразных взаимодополняющих организационных форм краеведческой деятельности, – обеспечение возможности активного участия во всех организационных формах краеведческой деятельности каждого школьника. Среди задач школьного краеведения следует сделать акцент на творческую деятельность учащихся. Её стимулируют сами методы и приёмы сбора краеведческого материала, его новизна. Они способствуют наблюдательности и формируют навыки поисково-исследовательского характера. Среди воспитательных задач краеведения, на первое место нужно выдвинуть развитие эмоционального отношения учащихся к окружающему миру. Именно эмоциональный элемент психики ребёнка позволяет формировать личность и взгляды, стимулировать активность учащихся. Необходимо отметить эстетическую направленность краеведения и воспитание патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед учащимися величия и красоты природы родной природы. Учитель пробуждает восхищение, глубокую гордость и искреннюю любовь к своему родному краю, Родине. Главное значение краеведческого аспекта преподавания географии состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях её отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки. Краеведение создаёт условия для лучшего восприятия природных явлений. Учащиеся на частых и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по образному выражению, могут «увидеть мир в капле воды».^ 1.2. История, сущность, функции, формы и педагогическое значение школьного краеведения.В понятие «краеведение» вносилось различное содержание. О необходимости широкого использования местного материала в процессе обучения и воспитания писали в 17 в. Я. А. Коменский; в 18-19 вв. – Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие педагоги. Первые высказывания о важности связи обучения с жизнью родного края в русской педагогической литературе появились во 2-й пол. 18 в. В 1761 М. В. Ломоносов писал о привлечении «малых, а особливо крестьянских детей» к поискам «неизвестных руд, дорогих металлов и камней». Делались попытки обосновать педагогическую ценность ознакомления учащихся со своей ближней «родиной» – краем. В 20-х годах 20 века оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либо определённой, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории. В 30-х годах краеведение определялось как «общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в развитие своего края на основе всестороннего его изучения». Были также высказывания о нём как об особой науке, предмете преподавания. А.С. Барков говорил, что «краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края…». Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому краеведение может быть различное: историческое, естественно – историческое и т.п. вплоть до археологического. Однако ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии, так как объект и методы изучения географии и краеведения совпадают. Говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в содержание которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края. В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин «краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «родной край». В преподавании географии краеведение – одно из средств осуществления, воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий. Материал о природе родного края используется на уроках, в своём крае имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретённых знаний. Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается сущность краеведческого аспекта в обучении. В школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например на географической площадке или во время учебной экскурсии. Но в них обязательно участие школьников всего класса. Во внепрограммном краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Это туристические походы по своему краю, школьные экспедиции. Организация и отношение у учебной программе этих двух видов школьного краеведения различны, но тем не менее они друг с другом очень связаны, так как при изучении родного края для комплексного его описания в образовательных целях в процессе программной экскурсии и во время туристического похода происходит сбор краеведческого материала, проводятся всевозможные работы по наблюдению местных явлений и объектов. Краеведческий аспект предполагает использование таких знаний, которые непосредственно получены при изучении своей местности. Краеведческая основа обучения даёт возможность выполнить две важные дидактические функции: а) опираясь на изученные географические объекты и явления, характерные для своей местности, конкретизировать и углублять содержание изучаемых тем о природе; б) дать учащимся возможность при изучении почти всех тем из общих обзоров природы получить стройную систему знаний о географии своей местности. Использование краеведческого аспекта помогает школьникам лучше понять особенности окружающей природы и уяснить, что свой край – это органическая и неотъемлемая часть всей России. Существуют различные формы изучения своего края. Это программные учебные занятия, экскурсии, практические работы на местности (съемки территории, метеорологические и гидрологические наблюдения, почвенные исследования ит.д.), туристические походы, краеведческие кружки и др. Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к этой работе учитель. В частности важно обладать умениями пользоваться методами географических исследований: литературными; картографическими; статистическими; методом полевых наблюдений.Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности (использование ведомственных картографических материалов). Этот метод предполагает так же составление картосхем, на которые наносят результаты исследований. Могут быть составлены картодиаграммы и картограммы. Составление картограмм и картодиаграмм способствует не только укреплению графических навыков, но и созданию новых наглядных пособий по географии своего края.^ Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно, при изучении климата. Использование этого метода способствует укреплению умений обобщать и анализировать цифровые показатели и делать необходимые выводы, с последующей их демонстрацией в виде графиков.^ Метод полевых исследований дает возможность развивать творческую изыскательную деятельность непосредственно в природе. При организации полевых исследований необходимо определить границы территории, которая будет изучаться, выделить основные объекты и время на их исследование. Составить план для изучения этих объектов. Целевые установки краеведческой деятельности вызывают необходимость в реализации комплекса форм организации краеведческой деятельности. Можно использовать формы, в которых принимают участие все школьники: – уроки основного самостоятельного курса «краеведение»; – уроки интегрированных краеведческих курсов; – внеурочные и внеклассные мероприятия; – уроки школьных учебных курсов, содержащие краеведческий компонент образования. Используются также формы, в которых учащиеся принимают участие в зависимости от своего выбора: – занятия факультативных краеведческих курсов; – занятия элективных краеведческих курсов; – туристско-краеведческие объединения (проведение краеведческих исследований во время туристских походов); – спортивно-туристские объединения (совершение спортивных туристских походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода); – объединения оздоровительного туризма (совершение походов выходного дня по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода); – экспедиционные объединения (изучение родного края в процессе подготовки и проведения полевых краеведческих исследований); – музейные объединения (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея); – экскурсионные объединения (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных, или участия в плановых экскурсиях); – формы семейного краеведения. Нами разработана следующая совокупность форм краеведческой деятельности учащихся, представленная на схеме (прил.1) Из вышесказанного следует, что краеведческий аспект, если им оперировать умело, является важной частью учебно-воспитательного процесса. Школьное краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности: – приоритет задач воспитания и развития детей над задачами обучения; – возможность эффективной реализации принципов человекоцентристской, адаптивной педагогики; -возможность реализации личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе краеведческой деятельности; -привлекательность для учащихся деятельности, вызывающей непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся; – возможность реализации интегративного характера содержания путем комплексного вовлечения образовательных, природно-рекреационных ресурсов данной территории в образовательный процесс; – полипредметность содержательной стороны изучаемой территории: природа, экология и др.; – возможность формирования системы знаний, усиления практической направленности обучения; – возможность применения общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на конкретную территорию; – практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности в зависимости от интересов и потребностей коллектива и каждого его участника; – преобладание коллективной творческой деятельности на всех этапах подготовки и проведения мероприятий и традиционность самоуправления при проведении самодеятельных краеведческих мероприятий, являющихся сущностными сторонами краеведческой деятельности, способствующих развитию коллектива как средства решения стратегических и оперативных воспитательных задач, решаемых средствами краеведения; – возможность целеполагания, планирования и организации общественно-полезной деятельности и общения, как ведущих видов психической деятельности подростков на корпоративной основе; – возможность применения педагогами широкого спектра методов и средств контроля качества воспитания и обучения в процессе мониторинга. Жизнь школьника является частью жизни нашего народа. Постепенно дети учатся принимать участие в жизни общества. Учитель призван помочь ребёнку осознать себя членом семьи, членом школьного коллектива, гражданином своей Родины. В последнее время во всех регионах России большое внимание уделяется изучению краеведческого материала, поэтому педагогическое значение краеведения очень велико: 1.Школьное краеведение позволяет построить педагогический процесс при непосредственном восприятии изучаемых объектов; 2.Школьное краеведение активизирует педагогический процесс, повышает самодеятельность учащихся. Удовлетворяя присущую детям потребность исследования, познания, школьное краеведение укрепляет их интерес к науке, что является важным условием успеваемости в обучении; 3.Школьнео краеведение содействует образованию у детей географических навыков и умений. Во время занятий школьным краеведением ученики применяют на практике приобретённые знания, закрепляют их и переводят в навыки; 4.Непосредственное изучение реальной действительности формирует у детей научное, диалектико-материалистическое мировоззрение; 5.Познание своего края укрепляет любовь к нему. Изучение географии своей местности в отношении к природным объектам порождает у детей интерес; 6.Школьное краеведение является не какой – то дополнительной нагрузкой на учителя, а его надёжным помощником. Оно представляет собою одно из средств для поднятия качества учебно-воспитательной работы;^ 1.3. Содержание географического краеведения.Существующая программа предусматривает изучение рельефа и геологического строения, вод, климата, органического мира. Цели, задачи, содержание, как и время, отводимое на изучение своей местности, четко отражены в программе школьного курса. Однако, место и дидактические цели изучения географии своего края; степень интеграции его содержания с содержанием основного курса и число часов на изучение разделов ещё недостаточно определены. Опыт показывает, что обучение географии родного края должно быть глубоко увязано с содержанием основного курса географии России. Поэтому при планировании учебного процесса, я определяю и степень интеграции содержания, и необходимый объем часов. Программа указывает на то, что при изучении каждого основного компонента природы страны необходимо использовать краеведческий аспект. Первые краеведческие наблюдения начинаются в начальной школе; например, в 1 – 4 классах школьники учатся составлять календари погоды. Из года в год краеведческие работы должны усложняться, приобретаться все новые и новые навыки наблюдений и расширяться знания о своем крае. Распределение краеведческих работ в учебной программе школы, последовательное изучение своего края, особенно в начальном курсе физической географии (6 класс), физической географии России (8 класс), подводят к теме “Своя область…”. При этом накопленный материал за все предшествующее время и приобретенные учащимися навыки будут незаменимыми источниками для географической характеристики своей области и базой для прохождения учебной программы на краеведческой основе. Конкретный местный материал, собранный учащимися, является дополнением к учебнику о своей области. Школьная география традиционно уделяла большое внимание изучению особенностей региона в рамках курса географии России в разделе «Свой край», а также в других курсах географии в качестве иллюстрации общих природных явлений и процессов. Так, например, при изучении курса географии в 6 классе мы знакомимся с родным краем при изучении каждой темы, например в разделе «Литосфера», мы знакомимся с рельефом нашей местности; в разделе «Гидросфера» – с водами нашей местности; в разделе «Атмосфера», знакомимся с климатом нашей местности, при изучении природных комплексов, знакомимся с природными комплексами нашей местности. Также ведётся изучение нашего края и в 7-ом классе, при изучении материка «Евразия» – как часть этого материка. Более подробное и детальное изучение природы родного края осуществляется в 8 классе, тем более сейчас, когда появилась возможность использовать в школьном компоненте курса «Краеведение». Комплексное изучение территории должно основываться на интегративной возможности школьной географии. Привлечение сведений из разнообразных областей знаний позволяет более полно понять многие явления и процессы на территории. При изучении родного края можно выделить следующие аспекты: 1.конкретизация общего курса; 2.формирование системы знаний о родном крае. Приём конкретизации на региональном материале рассматривается как раскрытие общего через частное, на конкретных фактах типичных явлений, процессов, закономерностей. Изучение регионального содержания имеет самостоятельное значение. При изучении регионального курса, следует опираться на интеллектуальные возможности ученика, его потребности, межпредметные соотнесённости содержания, с учётом психолого-возрастных особенностей учащихся. Всё это позволяет выделить следующую последовательность в организации восприятия материала о географии своего региона: 1 этап: обзорный материал описательного характера, когда всё, что окружает, вызывает интерес и положительную эмоциональную окраску. Изучение территории на уровне фактологического описания; 2 этап: изучение отдельных компонентов природных и природно-территориальных комплексов, познание новой информации, способность углублять и конкретизировать знакомую информацию. Этот этап характеризуется поисками и объяснением различных связей и отношений между объектами и явлениями; 3 этап: комплексная характеристика с использованием имеющихся данных. Характерно обобщение и конкретизация материала. Этапность познания материала соответствует эталонам познания и предполагает различную степень исследовательской деятельности учащихся. Каждому этапу изучения должны соответствовать уровни отбора и усвоения учебного материала, методические приёмы: – первый уровень – уровень знакомства, опирается на красочные иллюстрации типичных ландшафтов, сопровождается ярким но кратким описанием. В самостоятельных работах. Классных и домашних заданиях преобладают наблюдения ( например, наблюдения за погодой, за животным миром и др.); – второй уровень – создание проблемных ситуаций в процессе становления знаний об окружающей природе с изученными закономерностями в сферах Земли; – третий уровень – создание проблемных ситуаций с элементами исследования; привлечение краевых статистических данных для иллюстраций изучаемого материала, подготовка докладов – сообщений на заданную тему; – четвёртый уровень – включает групповую исследовательскую работу учащихся по интересам с использованием дополнительной литературы. Этот уровень чаще всего используется во внеклассной работе. Система изучения краеведческого материала характеризуется определённой структурой с чётко выраженными внутренними (внутрипредметными) и внешними (межпредметными) связями. Внутренние связи наиболее хорошо прослеживаются в модуле «Природа». Здесь наблюдается постепенное усложнение сведений о природных особенностях территории, которое осуществляется на основе формирования основных понятий. Ме Второй этап – познавательный. Овладение терминологией по теме проекта, изучение литературы, касающейся поставленной проблемы. Немаловажную роль играет поиск и ознакомление с ранее составленными программами и опубликованными материалами по интересующему вопросу. Изучение и обобщение литературных данных по вопросу проекта. Третий этап поисково-исследовательский. Разработка программы исследования, овладение методами исследования. Непосредственные исследования проводятся на основе применения многих методов: наблюдения, эксперимента, опроса, описания анализа, синтеза и других исследовательских операций, выполнение которых обеспечивает достижение искомого результата. При этом полученная информация должна отвечать требованиям новизны, достоверности и объективности, доказательства, полноты. Четвёртый этап – отчётно-оформительский. Название проекта должно определять основной результат. При изложении содержания выполненного проекта необходимо чётко сформулировать проблему исследования, описать условия её постановки, указать цель, общий метод исследования. В выводах, необходимо от