Особенности гражданской правосубъектности воинской части
Каквсякий участник гражданского оборота, воинская часть обладает правоспособностью,дееспособностью и деликтоспособностью. Однако эти ее качества имеютсущественные особенности по сравнению с аналогичными качествами, признаваемымизаконом за другими субъектами гражданского права.
Правоспособностьвсегда заключает в себе в качестве своего основного компонента способность кправообладанию, что и позволяет определять ее как способность иметь права исвязанные с ними обязанности.
Исходяиз сущности общественных отношений, регулируемых гражданским правом, ведущимэлементом правоспособности любого субъекта гражданского права являетсявозможность обладания имущественным правом, которое обеспечиваетимущественно-распорядительную самостоятельность субъекта и служит основой егоучастия в гражданском обороте. Таким правом для общественного образованияявляется, в первую очередь, право собственности, а также производные от негоправа хозяйственного ведения и оперативного управления. Лицо, не наделенноетакой правовой возможностью, субъектом гражданского права быть не может. Иначеоно не сможет вступить в имущественный оборот, поскольку ему нечего будетпредложить к обмену.
Вюридической теории не возникает разногласий по поводу того, что для признанияюридическим лицом необходима имущественная обособленность организации(«закрепление за данной организацией определенного комплекса имущества (включаяденежные средства), предназначенного для хозяйственного использования»60.)Обособление имущества одной организации от имущества другой имеет огромноезначение в рамках гражданского оборота. Этим определяется, насколькосамостоятельна данная организация в своей деятельности и какое удовлетворениеона может дать кредиторам в случае невыполнениясвоих обязательств. Этот признак, по общепринятому мнению, является главным,ведущим признаком юридического лица.61
Военные организации,бесспорно, наделены имуществом, хотя обособление имущества военных организацийимеет совершенно иной характер, чем обособление имущества коммерческихюридических лиц, и, в первую очередь, хозяйственных обществ и товариществ.
Помнению автора не совсем удачно содержащееся в Федеральном законе «Об обороне» положение о том, что имущество Вооруженных Силнаходится у них на праве хозяйственного веденияили оперативного управления (п. 12 ст.1 Закона).В соответствии со ст.294 ГК РФ на праве хозяйственного ведения имуществом могут обладать лишь государственные или муниципальные унитарные предприятия, то есть организации, осуществляющие производственную или хозяйственную деятельность, и являющиеся организациями коммерческими. А значит, основной целью деятельности предприятия является извлечение прибыли, что несовместимо с задачами Вооруженных Сил, установленными законом. Поэтому не слишкомоправданно существование в Вооруженных Силахорганизаций, цель существования и деятельностикоторых прямо противоположна цели, установленной для Вооруженных Сил в целом. Возможно ли, исходя из норм Закона«Об обороне» существование в Вооруженных Силах организаций,целью деятельности.которых является не отражение агрессии,направленной против РФ, не вооруженная защитацелостности и неприкосновенности территории РФ, а извлечение прибыли? В этой связи следует согласиться с мнением ЯА. Гейвандова, считающего, что «если возникает потребностьосуществления коммерческой деятельности в интересахВооруженных Сил, других войск, воинских формированийи органов, то государство вправе создать государственныеунитарные предприятия или иные хозяйственные общества и возложить на них соответствующие задачи и функции, наделивправом деятельности в интересах упомянутых войск, формирований и органов вцелях извлечения прибыли»62. Ктаким юридическим лицам относятся военторги, Государственная компания«Росвооружение» и т.п.
Поэтомуте организации, которые созданы для обеспечения деятельности Вооруженных Сил,обладающие государственным имуществом на праве хозяйственного ведения,являющиеся коммерческими юридическими лицами, и осуществляющими своюдеятельность в целях извлечения прибыли, не могут быть включены в составВооруженных Сил. И в этой связи вполне закономерным выглядит вывод из составаВС РФ военторгов, военно-строительных и иных коммерческих организаций.
Всеимущество, передаваемое военным организациям собственником -РоссийскойФедерацией, должно поэтому закрепляться за ними только на праве оперативногоуправления, а право хозяйственного ведения может принадлежать военныморганизациям только на имущество, полученное ими от разрешенных им видовприносящей доход деятельности, о чем более подробно будет сказано ниже.
Крометого, само то имущество, которое передано Вооруженным Силам, в силу своегоспециального предназначения, зачастую не может участвовать в гражданскомобороте, поскольку значительную часть имущества Вооруженных Сил составляетимущество специальное (военное), изъятое из гражданского оборота (УказПрезидента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) иотходов производства, свободная реализация которых запрещена»), а потому неслужащее целям имущественного оборота. К этому имуществу относятся вооружения,боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия иприборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все видыракетного топлива, а также специальныематериалы и специальное оборудование для их производства, ракетно-космическиекомплексы, системы связи и управления военного назначения,нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию, а такжеи другие виды имущества, указанные в Перечне. Такое (военное) имущество можетсоставлять исключительно собственность государства. Оно ни при каких условияхне может стать объектом права собственности других лиц (п.2 ст. 129 ГК РФ), азначит не способно служить целямудовлетворения возможных претензии кредиторов 63 .
Но в тоже время воинская часть обладает и другим имуществом, к которому относятся продовольствие, вещевое имущество и иныевиды военного имущества, здания, сооружения, деньгии ценные бумаги, другие материальные средства,являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью64. Практически все это имущество,будучи закрепленным за военной организацией на праве оперативногоуправления, может использоваться последней только в соответствиис прямыми указаниями собственника. Кроме того, воинские частиполучают различную технику, продовольствие, идругие материальные средства, необходимые им для выполнения поставленных перед ними задач, в порядке централизованного снабжения, и довольствующие органы зачастую сохраняют права на переданное ими воинским частям имущество. Так, согласноПриказу Министра обороны РФ 1995 г. № 180 генеральнымзаказчиком и фондодержателем всей выделяемойМинистерству обороны автомобильной техники и другого автомобильного имущества является Главное автобронетанковоеуправление Министерства обороны РФ. Такоеположение характерно и для других видов имуществавоинских частей.
Однакоденежные средства, находящиеся на счетах, не имеют какой-то организационно-правовой формы). специфической направленности и в этойсвязи в обороте не ограничены. Поэтому участие в товарно-денежных отношенияхпосредством денежных средств для военных организаций возможно.
Но такимспособом (то есть только за счет находящихся на счетах денежных средств)участвуют в обороте именно те юридические лица, которые обладают имуществом направе оперативного управления. А это еще раз подтверждает, что первоначальнопередаваемое военным организациям собственником имущество должно закреплятьсяза ними только на праве оперативного управления, но не на праве хозяйственноговедения.
Исходяиз анализа статей 120 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации,имущество может находиться на праве оперативного управления лишь у казенногопредприятия либо учреждения, созданного собственником. Как уже отмечалось выше,в качестве предприятия (коммерческой организации) военные организациирассматриваться не могут. Что же касается учреждения, то с точки зрения отраслиуправления Министерство обороны может рассматриваться в качестве учреждения,созданного для осуществления управленческих функций, и поэтому быть юридическимлицом. Это подтверждают и п.п. 2 и 5 Положения о Министерстве обороныРоссийской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от11 ноября 1998 года № 1357 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации иГенерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации»65. Такие жепризнаки наличия управленческих функций в административно-правовом их пониманииимеются и у военных организаций, составляющих в своей совокупности ВооруженныеСилы.
Всоответствии с действующим законодательством (п.1 ст. 120 ГК РФ, п.1 ст.9Федерального закона «О некоммерческих организациях»66) учреждениемпризнается некоммерческая, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функцийнекоммерческого характера и финансируемая полностью или частично собственником.
Как видно,перечень функций некоммерческого характера, в целях осуществления которыхсоздаются учреждения, не является исчерпывающим. В соответствии со ст. 11 и п.2ст. 10 Федерального закона «Об обороне» воинские части предназначены дляотражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженнойзащиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, атакже для выполнения задач в соответствии с международными договорамиРоссийской Федерации, то есть создаются для выполнения оборонных функций, несвязанных с извлечением прибыли.
То естьвоенные организации являются по сути государственными военными учреждениями, иподпадают под признаки, предусмотренные ст.ст.120, 296, 298 ГК РФ и ст.2Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Каждаявоенная организация, каждая воинская часть, обладает определенным количествомимущества. При этом имущество каждой воинской части обособлено от имуществавсех других подразделений. Это же непосредственно подтвердил и законодатель,который ввел в Федеральном законе «О материальной ответственностивоеннослужащих» ранее отсутствовавшее легальное определение имущества воинскойчасти. В соответствии с этим определением имущество воинской части — это всевиды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы,топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества,здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства,являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью (ст.2Закона).
Длягосударственных учреждений «мерой» их имущественной обособленности, являющейсяосновой их юридической личности, считают наличиеу них самостоятельной сметы и права самостоятельного распоряжения кредитами67. Это «сметно-бюджетное» обособлениеимущества государственного учреждения заключается в том, что учреждениеполучает в свое «распоряжение» выделенные из бюджета денежные средства, причемвыделенные со строго целевым назначением, указанным в смете, и, как правило, наопределенный срок.
Но самопо себе наличие сметы не дает возможность однозначно определить, является лиорганизация «самостоятельной». Наличие сметы еще не свидетельствует о тойстепени обособления имущества, которая необходима для юридического лица (озакреплении имущества за этой организацией именно на праве оперативногоуправления). Как справедливо отмечает В.А.Дозорцев, «всякое сметное юридическоелицо имеет смету, но не наоборот, то есть наличие сметы еще не свидетельствуето наличии права оперативного управления,гражданской правосубъектности»68. Для того, чтобы имущество сталодействительно обособленным, необходимо не просто выделить это имущество дляиспользования в интересах организации, но обеспечить осуществление такогоиспользования ее (организации) собственными волевыми актами. Право распоряженияимуществом предполагает такую степень имущественной и организационнойобособленности общественного образования, «которая создает возможностьсамостоятельного отчуждения… продукта — товара, а также самостоятельногорешения вопросов, связанных с расходованием средств…»69
Поэтомунеобходимо выяснить, обладают ли командиры воинских частей правамираспорядителей кредитов?
Распорядителикредитов подразделяются на главных и нижестоящих (п. 144 ИнструкцииГосударственного Банка СССР от 26.11.84г. № 27 «По кассовому исполнениюгосударственного бюджета СССР»). В соответствии с п. 145 этой же Инструкцииглавными распорядителями кредитов являются министры, а значит, и Министробороны РФ также является главным распорядителем кредитов. К главнымраспорядителям кредитов могут быть отнесены также начальники управленийминистерств, если им такие права предоставлены соответствующим Министром.
Всеостальные распорядители кредитов, не отнесенные к категории главных, являютсянижестоящими распорядителями кредитов, которым открываются отдельные счета вбанках, но исключительно на расходы учреждения (организации), для переводаподведомственным предприятиям, учреждениям и организациям, на централизованныемероприятия, а также на содержание подведомственных учреждений и организаций,бухгалтерский учет которых централизован (п. 148 Инструкции Госбанка СССР №27).
Еслиисходить из положений вышеназванных Инструкций Государственного Банка СССР, токомандиров воинских частей вряд ли можно определить как распорядителейкредитов. Это связано с тем, что воинским частям, учреждениям и организациямМинистерства обороны могут открываться исключительно текущие счета (п.210Инструкции Госбанка СССР № 27), куда переводятся только средства на выплатузаработной платы (денежного довольствия военнослужащих), оплату хозяйственных,операционных и других расходов (п.207 Инструкции Госбанка СССР № 27).
Приэтом, в соответствии с п. 1.6. Инструкции Государственного Банка СССР от30.10.86 г. № 28 «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых вучреждениях Госбанка СССР» и п.207 Инструкции Госбанка СССР № 27, текущие счетаоткрываются только тем бюджетным учреждениям, которые не являютсясамостоятельными распорядителями кредитов, организациям и учреждениям, не обладающимпризнаками юридического лица, а также филиалам, представительствам, отделениями другим обособленным подразделениям юридических лиц.
Возможностьже открытия бюджетных счетов, которыми распоряжаются распорядители кредитов,предусматривается лишь для бюджетных учреждений определенного уровня, причемспециально оговаривается, что в условиях Вооруженных Сил бюджетные счетаоткрываются довольствующим финансовым органам Министерства обороны (п. 197, 210Инструкции Госбанка СССР № 27).
Различиемежду счетом бюджетным и счетом текущим заключается в том, что на бюджетныйсчет денежная наличность не перечисляется, и на нем лишь ведется учет расходовв пределах отрытых по бюджету кредитов, в то время как текущий счет может бытьоткрыт только при условии предварительного перечисления на этот счет денежныхсредств с других счетов, поскольку выдача средств с текущего счета производитсятолько в размере их остатков на этом счете70.
Пункт217 Инструкции Госбанка СССР № 27 предоставил довольствующим финансовым органамМинистерства обороны право отзывать средства с текущих счетов финансируемых имивоинских частей на свой бюджетный счет. Причем такие распоряжения об отзывесредств выполняются учреждениями банка без предупреждения и согласия владельцасчета (то есть без предупреждения и согласия воинской части) (п.218 ИнструкцииГосбанка СССР № 27). Да и при закрытии текущих счетов воля их владельцев никоимобразом не учитывается (п.220 Инструкции Госбанка СССР № 27).
Исходяиз указанных положений командир воинской части не наделяется правами«распорядителя кредитов», хотя и распоряжается средствами, поступающими натекущий счет воинской части.
Но в тоже время в силу ст.ст.152, 164 Бюджетного кодекса Российской Федерации71наряду с главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств(которыми являются органы государственной власти, имеющие право распределятьсредства федерального бюджета по подведомственнымраспорядителям и получателям бюджетных средств )72 участникамибюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне,являются также бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарныепредприятия, другие получатели бюджетных средств.
Военнаяорганизация должна признаваться бюджетным учреждением, поскольку, во-первых,создается органом государственной власти Российской Федерации, во-вторых,создаются для осуществления функций некоммерческого характера, в-третьих, еедеятельность финансируется из федерального бюджета на основе сметы доходов ирасходов, и в-четвертых, наделена государственным имуществом на правеоперативного управления, не имея статуса федерального казенного предприятия.Совокупность всех этих определенных в законе (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ)признаков имеется у военной организации, а значит, с точки зрения бюджетныхправоотношений, она является бюджетным учреждением.
А разэто так, и бюджетное учреждение в пределах сметы доходов и расходов имеет правона использование бюджетных средств, а также самостоятельно в расходованиисредств, полученных за счет внебюджетных источников73, то командир(начальник) военной организации является распорядителем кредитов.
Своиполномочия распорядителя кредитов командир (начальник) военной организацииреализует, распоряжаясь средствами военной организации, находящимися на еелицевом счете, открываемом в соответствующем территориальноморгане Федерального казначейства74.
Если жерассматривать права командира (начальника) военной организации по распоряжениюсредствами, полученными от разрешенных видов приносящей доходы деятельности, тоэтими средствами командир (начальник) военной организации распоряжается и вовсесамостоятельно. Поэтому командир (начальник) военной организации является ееорганом, действиями которого и реализуется гражданская правосубъектностьвоинской части.
А значит,военные организации обладают «имущественной и юридической самостоятельностью».По этому критерию военные организации должны рассматриваться каксамостоятельные правоспособные субъекты гражданских правоотношений.
Крометого, используя выделенное и закрепленное за ней собственником имущество,воинская часть имеет право осуществлять приносящую доход деятельность,приобретая право хозяйственного ведения на полученное от такой деятельностиимущество и учитывая его на отдельном балансе, о чем подробнее будет сказано вовторой главе настоящего исследования. Но и этим не ограничиваются,имущественная обособленность воинской части. Как любой субъект гражданскихправоотношений воинская часть вправе иметь имущество и на праве собственности.Право собственности может быть приобретено воинской частью на то имущество,которое получено к ней не от государства, а по другим основаниям. Автор имеетввиду имущество, полученное по безвозмездным сделкам (таким как дарение ипожертвование) или юридическим фактам (наследование по завещанию). Такоеимущество после его принятия будет не федеральной собственностью, а имуществомвоинской части.
Такимобразом, обособленное имущество военной организации, составляющее материальнуюбазу возможности ее участия в гражданских правоотношениях,состоит в безналичных денежных средствах, совокупности имущества не изъятого изоборота, находящегося у военной организации на ограниченном вещном праве,включая имущество, приобретенное воинской частью от приносящей доходдеятельности и имущество, полученное воинской частью в результате безвозмездныхсделок и юридических фактов, находящееся в собственности воинской части.
Всоответствии со ст.26 ГК РСФСР 1964 года правоспособность юридического лицавозникала с момента утверждения его устава или положения, а в тех случаях,когда оно действует на основании общего положения об организациях данного вида,- с момента принятия компетентным органом решения о его создании. Поэтомувоенные организации в соответствии с положениями о них признавалисьюридическими лицами с момента, определенного в директиве соответствующегооргана военного управления об их образовании. Закон не требовал ихгосударственной регистрации.
Ситуацияизменилась после введения в действие на территории России Основ гражданскогозаконодательства Союза ССР и республик 1991 года75, п.З ст. 13которых установил правило об обязательной государственной регистрацииюридических лиц. Это же правило нашло свое закрепление и в ст.51 действующегоГК.
Особенноостро вопрос о признании за военными организациями статуса юридического лицаисходя из наличия или отсутствия его формализованного проявления — государственной регистрации — стоит, как правило, при рассмотрении дел варбитражных судах. Причем, как представляется, приданию остроты данному вопросуспособствовала позиция самих должностных лиц
Поэтому,например, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в марте 1998года дал разъяснение о том, что в каждом конкретном случае необходимопредложить воинским частям подтвердить свое правовое положение. Если же военнаяорганизация не имеет признаков юридического лица, в том числе и из-заотсутствия государственной регистрации, то возможно привлечение к участию вделе вышестоящих организаций вплоть до Министерства обороны РФ как непосредственно,так и путем выдачи соответствующей доверенности командованию конкретнойвоинской части77.
Государственнаярегистрация является формализованным проявлением наличия у социального образования всех необходимых признаков юридическоголица, и, как следствие, достаточным и бесспорным подтверждением наличия статусасубъекта гражданского права у данного образования78. Как отмечается в современной литературе, обязательная государственнаярегистрация юридических лиц была введена законодателем для того, «чтобыоблегчить положение участников гражданского оборота, и прежде всего тех из них,кто решает для себя вопрос о заключении договора с соответствующимобразованием»79.
При этомданные о государственной регистрации должны включаться в единый государственныйреестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Но выполняемыевоенными организациями функции неразрывно связаны с необходимостью сохранениягосударственной и военной тайны, а значит, включение военных организаций воткрытый для всеобщего ознакомления единый государственный реестр может нанестизначительный ущерб безопасности государства. Поэтому было бы логичнопредположить, что в законе о регистрации юридических лиц для военныхорганизаций должен быть предусмотрен особый порядок регистрации в качествеюридических лиц, позволяющий соблюсти публично-правовые интересы охраныгосударственной тайны (нам представляется, что проведение государственнойрегистрации
Хотя,например В.В. Бараненковым высказано мнение о том, что государственнаярегистрация является «статусообразующим» признаком, наравне с организационнымединством и имущественной обособленностью, и от нее производны такие признакиюридического лица как самостоятельная имущественная ответственность по своимобязательствам, гражданская дееспособность и процессуальная правоспособность(см. Бараненков В.В., Указ, соч., с.6, 13, 14, 15). Однако, по мнению автора, сэтим нельзя согласиться, поскольку государственная регистрация организации вкачестве юридического лица лишь подтверждает наличие у нее всех необходимых дляэтого признаков, и, в первую очередь, самостоятельной имущественнойответственности по своим обязательствам. Иное понимание несет в себенеразрешимые внутренние противоречия, поскольку дает возможность признаватьсамостоятельными участниками имущественного оборота любых общественныхобразований, не обладающих не только имущественной самостоятельностью, но дажеи собственным наименованием, но имеющим запись о государственной регистрации вкачестве юридического лица военных организаций должно быть возложено на Министерство обороныРоссийской Федерации с тем, чтобы отсутствие государственной регистрацииМинистерством юстиции не привело к нарушению публичных государственныхинтересов).
Насегодняшний день (пока не принят закон о регистрации юридических лиц)государственная регистрация производится не только органами юстиции, но инекоторыми другими органами. Наибольшее распространение пока имеет регистрацияюридических лиц муниципальными органами. В ряде случаев для этой цели создаютсяспециальные регистрационные палаты, как это сделано, например, в Москве. В этойситуации автор полагает возможным поручить проведение государственнойрегистрации военных организаций Министерству обороны РФ. Это тем болеевозможно, что для некоторых видов юридических лиц такая возможность ужесуществует. Так, коммерческие банки регистрируются в Центральном БанкеРоссийской Федерации (Банке России)80, а средства массовойинформации — в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникации81 .
Также ипри создании военных организаций Министерством обороны, являющемся федеральныморганом исполнительной власти, они регистрируются этим органом, имприсваивается наименование (действительное и условное), вручается боевое знамя.Поэтому регистрация воинской части при ее создании в Министерстве обороныявляется одновременно и государственнойрегистрацией военной организации как юридического лица.
Темболее есть основания признавать прошедшими государственную регистрацию ранеесозданные (до 3 августа 1992 года) военные организации и без проведениядополнительной регистрации их в качестве юридических лиц. Это вытекает из того,что поскольку такие общественные образования обладали в прошлом и обладают внастоящем всеми необходимыми признаками юридического лица, то они могутпродолжать свое участие в имущественном обороте и без формализации наличияприсущих им признаков. Если же не признавать за этими организациями статусюридического лица, то это, во-первых, может нанести вред интересам их кредиторов(если существуют отношения, возникшие еще в период признания за ними статусаюридического лица), а во-вторых, потребует обязательного проведения процедурреорганизации или ликвидации данных организаций как юридических лиц, что такжевряд ли оправдано с точки зрения публично-правовых интересов, поскольку можетпривести к ухудшению обороноспособности государства и потребует значительныхматериальных затрат.
Поэтомуавтор считает, что регистрация, проводимая Министерством обороны при созданиивоинских частей, сопряженная с присвоением им действительного и, принеобходимости, условного наименования, является достаточным подтверждениемналичия их государственной регистрации.
Какуказывалось ранее, для самостоятельного участия в гражданском обороте субъектунеобходимо обладать и гражданской дееспособностью.
Посколькуправовые отношения, участниками которых являются субъекты права, — отношения волевые82, которые, в своюочередь, обусловлены общественными отношениями, то можносказать, что правовые отношения — это субъективная сторона общественныхотношений. Поэтому следует согласиться с Д.Генкиным в том, что обладаниеправосубъектностью — это «обусловленная общественными отношениями способностьсоздавать юридические иливолевые отношения»83.Отсюда можно сделать вывод, что правосубъектность (а в ней и вся сущностьпроблемы юридического лица) неразрывно связана с вопросом о самостоятельномучастии в правоотношениях как отношениях волевых. Поскольку же волевыеотношения проявляются вовне, то и вопрос о субъекте права, о юридическом лице — это вопрос о выступлении данного образования как единства, как носителя воли вего отношениях с другими субъектами права, а субъект права — это носительволевых отношений, выявляемых вовне, в обороте.
Дляпризнания за общественным образованием как субъектом гражданского прававолеспособности, оно должно быть организовано в единое целое.
Посколькув течение длительного периода времени основной функцией юридического лица была централизация собственности, капитала84тона первое место среди признаков юридического лица всегда ставили то, что этоорганизация нескольких лиц. И до сих пор институт юридического лица выступаеткак важнейшая правовая форма централизации и концентрации капитала. «Основнымпризнаком, определяющим возможность различных общественных образованийвыступать в качестве субъектов права – участников правоотношении, является организационное единство»85 — указывает Р.О. Халфина. Следуетоднако отметить, что к настоящему времени, когда обычным явлением стали юридические лица, состоящие из одного участника(физического или юридического лица), такая трактовка юридического лица уже невыглядит однозначной, вызывая серьезные возражения. Но поскольку воинскаячасть, чья гражданская правосубъектность является предметом нашего исследования,в принципе не может состоять из одного участника, то следует признать признак«организации», «организационного единства», действительно имеющимпервостепенное значение.
Организационноеединство характеризует всякую организацию как единое целое. Признак «организационногоединства» рассматривается в качестве признакасущественного и конструктивного, выступающего в качестве механизма, способа реализации правосубъектности юридическоголица.
«Организация»в лексическом толковании понимается как «общественное объединение илигосударственное учреждение; организованность, продуманное устройство»87То есть «организацию» можно понимать как формальное объединение физических и(или) юридических лиц для совместного ведения какой-либо деятельности. Поэтомуможно выделить два главных значения, которыепридаются термину «организация» 88 :
1.организация как деятельность, направленная на упорядочение, налаживание,приведение в систему чего-либо, например организация труда, организацияпроизводства и так далее;
2.организация как определенное социальное образование — «общественный организм»,например, промышленное предприятие, добровольное спортивное общество и такдалее.
Безусловно,что понятие «организации» применительно к рассматриваемомупризнаку юридического лица имеет значение только во втором значении.
Применительнок этому значению можно говорить о том, что «сущность любой организации (как иобщества в целом) заключена не в самих по себе людях, а в тех связях иотношениях, в которых люди (их социальные группы, классы, государства)находятся друг к другу, объединяясь для достижения поставленных целей»89 .
Поэтому«организация» представляет собой определенное социальное образование каксистему существенных социальных взаимосвязей, посредством которых люди (илигруппы людей) объединяются для достижения поставленных целей в единоеструктурно и функционально дифференцированное социальное целое.
Разумеется,не любая организация признается юридическим лицом и, следовательно, не любаяорганизация может участвовать в экономическом обороте. Для того, чтобы заорганизацией был признан статус юридического лица, она должна обладать также ивсеми вышеуказанными признаками.
Основнымкритерием для выделения данного вида организации как самостоятельного видаучастников правоотношений (по признаку наличия организационного единства)служит характер деятельности, функции, выполняемые данным общественнымобразованием. Причем поскольку определенные функции могут выполняться наразличных уровнях, то количественные характеристики не имеют решающегозначения.
Организационноеединство рассматривается как «предоставленные учредителям законом юридическиевозможности, в пределах организационно-правовых форм существования юридическихлиц, формировать систему внутренних организационных связей между элементами,составляющими его конструкцию, с целью обеспечения способности организациивыступать в качестве субъекта гражданскихотношении»90.
Юридическоелицо, таким образом, обязательно предполагает «определенным образоморганизованную связь людей»91, а условием возникновения юридическойличности является волевая деятельность людей, направленная на ее создание.Организация превращает единство прав и обязанностей входящих в нее лиц (людей)в новое качество, которое выражается в правах и обязанностях самой организациикак единого целого.
Но кромевнутреннего организационного единства организация, претендующая на статусюридического лица, должна обладать также и внешней автономией, под которойпонимается «необходимая мера самостоятельности в действиях данного юридическоголица по отношению ко всем «третьим лицам», функционирующим как в рамках однойсистемы (ведомства), так и за ее пределами»92.
Действительно,чтобы социальное образование могло рассматриваться в качестве самостоятельногои на этом основании выступать в обороте от своего, а не чужого имени, такоесоциальное образование не должно зависеть в своих действиях и решениях от волидругих лиц. Если же такое образование не свободно в своих действиях от воликакого бы то ни было другого образования, пусть даже и существующего в рамкахтой же, что и первое образование, системы, то нельзя признать за такойорганизацией (социальным образованием) прав самостоятельного участника техотношений в которых оно участвует. Можно лишь говорить о представительской функцииэтой организации, но реальным участником отношений, в которых формальнофигурирует несамостоятельная организация, будет все-таки то лицо, чья воля какраз и реализуется посредством действий неавтономной организации.
КВооруженным Силам и воинским частям признак «организации», «организационногоединства» применим в силу указания п.1 ст. 10 Закона РФ от 31.05.96 г. № 61-ФЗ«Об обороне», причем закон называет все Вооруженные Силы единой организацией, а все отдельные подразделения — центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинскиечасти, виды и рода войск, Тыл Вооруженных Сил, войска, не входящие в виды ирода войск Вооруженных Сил РФ — названы находящимися в составе этой организации(ст. И Закона РФ «Об обороне»).
Только вЗаконе РФ от 05.08.95 г. № 126-ФЗ «О железнодорожных войсках РоссийскойФедерации» установлено, что воинские части этих войск являются юридическимилицами (п.2 ст. 10 Закона).
В то же времяФедеральный закон от 12.07.1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»93 определил, чтовоинскими частями являются органы военного управления, объединения, соединения,воинские части, корабли, организации, военные образовательные учрежденияпрофессионального образования, в которых в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации военнослужащие проходят военную службу (ст.2 Закона).
Такимобразом, военнослужащие, составляющие «людской субстрат» военной организации(воинской части), несмотря на то, что они проходят военную службу в ВооруженныхСилах и подчиняются единому для всех руководству — руководству Министерстваобороны (независимо от того, проходят ли они службу в Военно-Воздушных Силахили в Военно-Морском Флоте, дислоцируется ли их часть в Мурманской области илив Комсомольске-на-Амуре), в то же время организованы в рамках отдельнойвоинской части, будучи связаны правоотношениями с данной конкретной воинскойчастью, обладают определенными правами, связанными с прохождением службы именнов этой, а не в какой-либо другой части, и несут определенные специфическиеобязанности, возникающие для них в связи со службой в данной части как вотдельной организации.