Содержание
Введение
Глава IКоммуникативная компетентность как социально-психологический феномен
1.1 Определение и содержание понятия «коммуникативнаякомпетентность»
1.2 Показатели развития компетентности вобщении
Глава IIИсследованиекомпетентности в общении выпускников городских и сельских школ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
выпускникгородской сельский коммуникативная компетентность
В настоящеевремя в России в условиях развития новой экономики основным ресурсом становитсямобильный и высококвалифицированный человеческий капитал. Поэтому очень важнымдля выпускников школ является наличие у них способности действовать и бытьуспешными. Это обеспечивается формированием таких качеств, как профессиональныйуниверсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности надостаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности,как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применятьзнания в незнакомых ситуациях.
Особую роль занимаетспособность успешно выстраивать коммуникацию с другими людьми. Человеческоеобщество вообще немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условиембытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не толькоотдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности вцелом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью:чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общение позволяет организовыватьобщественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями междулюдьми.
Человек с моментарождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокимидостижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными вобласти межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правилавзаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества.Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди,взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.
В самом общем планекомпетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека всамом себе — собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, вситуации и задаче.
Таким образом,формирование уровня компетентности в общении человека, отвечающего требованиямобщества, является актуальной проблемой психологии, решение которой имеетважное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества вцелом.
Объектисследования: коммуникативнаякомпетентность личности.
Предметисследования: уровень коммуникативной компетентности выпускников городских и сельскихшкол.
Цель: исследовать уровень развития коммуникативнойкомпетентности выпускников городских и сельских школ.
Задачи:
1) Рассмотретьтеоретико-методологические основы коммуникативной компетентности;
2) Описать методыдиагностики коммуникативной компетентности личности;
3) Изучить различияв степени компетентности в общении выпускников городских и сельских школ;
4) Проанализироватьполученные результаты.
Гипотеза: уровень развития компетентности вобщении у выпускников городских школ выше, чем у выпускников сельских школ.
Методологическойосновой являются: системный, деятельностный подходы.
ГЛАВА IКоммуникативная компетентность как социально-психологический феномен
1.1 Определение исодержание понятия «коммуникативная компетентность»
Если отталкиваться отслов, образующих понятие «коммуникативная компетентность» («компетентность вобщении»), то:
При определении компетентностивнимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужнымиумениями и навыками; второй — к юридическому соответствию; третий — к вопросу,достаточно ли опытным является тот или иной специалист, чтобы заниматьсяпрофессиональной деятельностью. [16]
Понятие «компетентность» весьмарастяжимое, поскольку не определяет точной степени мастерства. Этот терминможет использоваться для обозначения минимального, приемлемого, оптимальногоили высшего уровня квалификации. Однако не это обычно понимается под«компетентностью»: большинство людей, стремящихся пользоваться услугамикомпетентного врача, подразумевают, что это человек, от которого можно ожидатьвысокой компетентности. Таким образом, в традиционном понимании компетентностьприобретает существенное оценочное значение.
Коммуникация (от лат. communico–«делаю общим, связываю, общаюсь») — связь, взаимодействие двух систем, в ходекоторого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию [15,225].
Общение— это «процесс установления и развития контакта между людьми, обменаинформацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия» [11,276];«психический контакт между людьми, возникающий при обмене информацией иприводящий к взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию» [15, 351].Общение — частный и специфичный вид коммуникации.
Вотечественной психологии традиционно в структуре общения выделяются триследующие стороны: коммуникация (передача информации), интеракция(взаимодействие) и перцепция (взаимовосприятие). Обязательными предпосылкамиобщения являются наличие контакта между людьми, общность их языка и тезаурусов— запасов смысловой информации.
Общение— взаимный процесс: общающиеся стороны оказывают влияние друг на друга,передают друг другу информацию, обмениваются эмоциями. Возникающий при этомпсихический контакт может быть непосредственным («лицом к лицу»; например, привстрече) и опосредованным (теми или иными техническими средствами: с помощьюписем, телефонного разговора).
Взависимости от количества общающихся людей различают три вида общения:межличностное — между двумя субъектами; личностно-групповое — между человеком игруппой; межгрупповое. По содержанию и целям выделяют деловое и неделовоеобщение.
Принепосредственном общении между людьми устанавливается (в порядке увеличения)соответствующая дистанция: интимная, личная, социальная и публичная. Первые двесвидетельствуют о том, что общающиеся — близкие знакомые, друзья; социальнойдистанции придерживаются люди, вступающие в официальные (деловые) контакты;публичная возникает между докладчиком и аудиторией, между артистом и зрителями.
Средства общения делятна речевые (вербальные) и неречевые (невербальные).
Общение рассматриваетсякак необходимое условие всякой совместной деятельности или ее сторона, а такжекак самостоятельный вид деятельности, возникшей на базе труда и в процессесоциально-исторического развития.
Антуан де Сент-Эзюпериполагал единственной настоящей роскошью — роскошь человеческого общения. Наданную тему рассуждали философы на протяжении веков, и остаётся она актуальнойи в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегдадан в контексте с другим — партнером реальности, воображаемым, выбранным ит.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентногообщения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.
Коммуникативнаякомпетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых дляпостроения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностноговзаимодействия.
Компетентность вобщении предполагает готовность и умение строить контакт на разнойпсихологической дистанции — и отстранённой и близкой. Трудности порой могутбыть связаны с инерционностью позиции — владением какой-либо одной из них и еёреализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразияситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением некакой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к ихспектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций — один изсущественных показателей компетентного общения.
Компетентность во всехвидах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров —коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить оразличных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена наобретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которыепомогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности — перцептивной,коммуникативной, интерактивной.
Реализация личностьюсвоей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровнякоммуникативной компетентности.
Коммуникативнаякомпетентность складывается из способностей:
1. Даватьсоциально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоитобщаться;
2. Социально-психологическипрограммировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативнойситуации;
3. Осуществлятьсоциально-психологическое управление процессами общения в коммуникативнойситуации.
Традиционнокоммуникативная компетентность включает эмоционально-мотивационный, когнитивныйи поведенческий компоненты. [5]
Эмоционально-мотивационныйкомпонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развитиякомпетентности, смысловые установки «быть успешным» партнером взаимодействия, атакже ценности общения и цели. К когнитивному компоненту относятся социальноевосприятие, воображение и мышление; когнитивный стиль, а также рефлексивные, оценочныеи аналитические способности.
Вкогнитивный компонент входят знания из области взаимоотношений людей испециальные психологические знания, полученные в процессе обучения, а такжесмыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социально-перцептивныеспособности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциалличности.
Наповеденческом уровне это индивидуальная система оптимальных моделеймежличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативногоповедения.
Вструктуру коммуникативной компетенции включаются достаточно разноплановыеэлементы. Вместе с тем, среди этого многообразия четко выделяются следующиекомпоненты: коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативныеспособности. [5]
Коммуникативныезнания —это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерностиразвития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы,какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это такжезнание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей иразных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себятех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно всобственном исполнении, а какие — не эффективны.
Коммуникативнаякомпетентность включает в себя и коммуникативные умения. Термином «умения»обозначается владение сложной системой психических и практических действий,необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъектазнаниями и навыками. Среди коммуникативных умений выделяются: умениеорганизовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умениегармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратнуюсвязь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др. Выделяются группаинтерактивных умений: умение строить общение на гуманной, демократическойоснове, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу,умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество,умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики иэтикета, умения активного слушания, — и группа социально-перцептивных умений:умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении,распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения,составлять адекватный образ другого как личности, умения производитьблагоприятное впечатление.
Коммуникативныеспособности трактуются двояко: как природная одаренностьчеловека в общении и как коммуникативную производительность. Обобщая, можноконстатировать, что под коммуникативными способностями понимаются индивидуально-психологическиесвойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности иобеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление.
В структурекоммуникативной компетентности И.Н. Агафонова выделяет следующие компоненты:когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий. [18]
Когнитивный компонентобразует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах,способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегдасопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения. Человекобучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, чтопроисходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается осамой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Этопозволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствоватьего, разнообразить коммуникативные возможности.
Ценностно-смысловойкомпонент — ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности,проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение,придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим длячеловека.
Личностный компонентобразуют особенности личности вступающего в общение, которые естественнымобразом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность,застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость,тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарностьнегативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетентностьмладшего школьника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме,доброжелательности (дружественность) и уважении к людям, справедливости,альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности,неагрессивности, неконфликтности.
Эмоциональный компоненткоммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержаниемпозитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением нетолько реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его.Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного илинеблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.
Поведенческий компонентобразуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который являетсяобразованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности всепроявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементысоздают коммуникативное поведение.
Обобщив рассмотренныенаучные разработки по проблеме коммуникативной компетентности, можно сделатьвывод, что коммуникативной компетентность — это система психологических знанийо себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальныхситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями иусловиями профессионального и межличностного взаимодействия. В состав компетентностивключаются когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты.
1.2 Показатели развитиякомпетентности в общении
Основываясь напредложенных научных точках зрения на природу компетентностей, мы считаемвозможным в качестве показателей развития коммуникативного компонентакомпетентности предложить следующие:
· готовностьк проявлению компетентности (мотивационный аспект);
· владениезнанием содержания компетентности (когнитивный аспект);
· опытпроявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях(поведенческий аспект);
· отношениек содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловойаспект);
· эмоционально-волеваярегуляция процесса и результата проявления компетентности. [http://festival.1september.ru/articles/214521/]
Причинами плохойкоммуникации могут быть:
· стереотипы— упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации; результат – отсутствиеобъективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
· «предвзятыепредставления» — склонность отвергать все, что противоречит собственнымвзглядам, что ново, необычно («мы верим тому, чему хотим верить»). Мы зачастуюне осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как инаше собственное;
· неприязненныеотношения между людьми — если отношение человека враждебное, то трудно егоубедить в справедливости вашего взгляда;
· отсутствиевнимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознаетзначение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемоеили предупредить нежелательное развитие событий;
· пренебрежениефактами, т.е. привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточногочисла фактов;
· ошибкив построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабаяубедительность, нелогичность и т.п.;
· неверныйвыбор стратегии и тактики общения.
Стратегииобщения: 1) открытое –закрытое общение; 2) монологическое – диалогическое; 3) ролевое (исходя изсоциальной роли) – личностное (общение «по душам»).
Открытоеобщение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учестьпозиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятносвою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытыхкоммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степенипредметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятиекомпетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своихчувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны,если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обменмнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» – полузакрытаякоммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и вто же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» –человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясьтем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».[19]
ГЛАВА IIИсследованиекомпетентности в общении выпускников городских и сельских школ
2.1 Организация иметоды исследования
Исследованиепроводилось в мае 2010 года в средних общеобразовательных школах г.Чита №3 и 32и средней общеобразовательной школе с.Домна. В исследовании принимало участиеподростки 16-17 лет; выпускники 11 классов. Было опрошено 76 учащихся (38 выпускниковгородских школ и 38 выпускников сельских школ). Было проведено тестирование, направленноена изучение уровня компетентности в общении. Были использованы тесты: оценкауровня общительности (тест В.Ф. Ряховского), тест на оценкусамоконтроля в общении (М. Снайдер), тест оценки коммуникативныхумений
Оценкауровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)
Тестсодержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечатьна вопросы следует используя три варианта ответов — «да», «иногда» и «нет».
Инструкция:«Вашемувниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно:«да», «нет», «иногда».
Текстопросника:
1.Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2.Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом,сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобноммероприятии?
3.Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
4.Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали.Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5.Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли Вы,если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу,назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7.Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людямразных поколений трудно понимать друг друга?
8.Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги,которые занял несколько месяцев назад?
9.В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчители Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10.Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу ибудете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11.Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине,библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своегонамерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12.Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13.У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы,искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Этотак?
14.Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошоизвестному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
15.Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебномвопросе или учебной теме?
16.Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме,чем в устной?
Оценкаответов:
«да»—2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0 очков.
Полученные очкисуммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относитсяиспытуемый.
Классификатортеста:
30-31очко.Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так какбольше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Ваструдно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь бытьобщительнее, контролируйте себя.
25-29очков.Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество,поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если ине ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете этуособенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесьтолько таким недовольством — в Вашей власти переломить эти особенностихарактера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Выприобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24очков.Вы в известной степени общительны и в незнакомойобстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И всеже с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуютнеохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на тооснования. Эти недостатки исправимы.
14-18очков.У вас нормальная коммуникабельность. Вылюбознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы вобщении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятныхпереживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумныхкомпаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13очков.Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверхмеры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что,бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми.Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя невсегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вамнедостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезнымипроблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8очков.Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет изВас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всехдискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру.Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностноепредставление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело,хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причинеруководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями.Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее.Вашакоммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны,вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судитьо проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы частобываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы,обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям — ина работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с Вами. Да, Вам надо поработатьнад собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость исдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своемздоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.
Тестна оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер)
Внимательнопрочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждоеиз них Вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Еслипредложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом спорядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным —букву «Н».
1.Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
2.Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3.Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногдакажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5.В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6.В разных ситуациях ив общении с разными людьми я часто веду себя совершеннопо-разному.
7.Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8.Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, какимменя ожидают видеть.
9.Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10.Я не всегда такой, каким кажусь.
Людис высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой,хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе стем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемыхситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низкимкоммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них болееустойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Подсчетрезультатов
Поодному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на всеостальные. Подсчитывайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, тоо Вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0-3балла— у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво,и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны кискреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным»в общении по причине вашей прямолинейности.
4-6баллов— у Вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но несдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающимилюдьми.
7-10 баллов—у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибкореагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состояниипредвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.
Тестоценки коммуникативных умений
Понятие«коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника,определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу,умение понять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств предлагаемследующие тесты.
Инструкция:«Отметьтеситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение прибеседе с любым человеком — будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственныйначальник, руководитель или просто случайный собеседник».
Вариантыситуаций
1.Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нетвозможности вставить слово.
2.Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.
3.Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушаетли он меня.
4.Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.
5.Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем моислова.
6.Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства итревоги.
7.Собеседник отвлекает меня вопросами и комментариями.
8. Что бы я ни сказал,собеседник всегда охлаждает мой пыл.
9.Собеседник всегда старается опровергнуть меня.
10.Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.
11.Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
12.Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
13.Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
14.Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой,протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
15.Собеседник делает выводы за меня.
16.Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
17.Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая.
18.Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это меня беспокоит.
19.Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
20.Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто киваетголовой, ахает и поддакивает.
21.Когда я говорю о серьезном, а собеседник вставляет смешные истории, шуточки,анекдоты.
22.Собеседник часто глядит на часы во время разговора.
23.Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.
24.Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.
25. Собеседник требует,чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вытоже так думаете?» или «Вы с этим не согласны?»
Обработкаи интерпретация результатов
Подсчитайтепроцент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение.
70%-100%—Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.
40%-70%—Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вамеще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешныхвыводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищитескрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
10%-40%—Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании.Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью,приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, чтообщаться с Вами будет еще приятнее.
0%-10% —Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может статьпримером для окружающих.
2.2 Анализ полученныхрезультатов
Выборка 1: выпускникигородских школ (38 человек);
Выборка 2: выпускникисельских школ (38 человек).
Интерпретировавполученные баллы с помощью классификаторов тестов, получаем:
1) Тест«Оценкауровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)» дал средний балл у выпускниковгородских школ 10,61 и 9,74 у выпускников сельских школ, что входит в пределыинтервала в 9-13 очков: Вы весьма общительны (порой, бытьможет, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться поразным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотнознакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому неотказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите,но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отвагипри столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себязаставить не отступать;
2) «Тестна оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер)» далсредний балл у выпускников городских школ 6,11 и 5,66 у выпускников сельскихшкол, что входит в пределы интервала в 4-6 баллов: у Вас среднийкоммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональныхпроявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми;
3) «Тестоценки коммуникативных умений» дал средний балл у выпускников городских школ3,74% и 4,14% у выпускников сельских школ, что входит в пределы интервала в 0%-10%:Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может статьпримером для окружающих;
Анализ результатов,полученный с помощью методики «Оценка уровня общительности (тестВ.Ф. Ряховского)» показал, что уровень коммуникативной компетентностивыпускников городских школ (10,61 балл) несколько выше уровня коммуникативнойкомпетентности выпускников сельских школ (9,74 балла).
/>
1 — уровенькоммуникативной компетентности выпускников городских школ; 2 — уровенькоммуникативной компетентности выпускников сельских школ.
Анализрезультатов, полученный с помощью методики «Тест на оценкусамоконтроля в общении (М. Снайдер)» показал, что уровенькоммуникативной компетентности выпускников городских школ (6,11 баллов) нескольковыше уровня коммуникативной компетентности выпускников сельских школ (5,66баллов).
/>
1 — уровенькоммуникативной компетентности выпускников городских школ;
2 — уровенькоммуникативной компетентности выпускников сельских школ.
Анализрезультатов, полученный с помощью методики «Тест оценкикоммуникативных умений» показал, что уровень коммуникативной компетентностивыпускников городских школ (3,74 %) несколько ниже уровня коммуникативнойкомпетентности выпускников сельских школ (4,14 баллов).
/>
1 — уровенькоммуникативной компетентности выпускников городских школ;
2 — уровенькоммуникативной компетентности выпускников сельских школ.
Гипотезанашего исследования предполагала, что ученики из городских школ обладают болеевысоким уровнем коммуникативной компетентности, чем ученики из сельских школ.
Результатыисследования позволяют предположить, что уровень коммуникативной компетентностивыпускников городских школ выше уровня коммуникативной компетентностивыпускников сельских школ.
Однако,мы полагаем, что данная проблема требует дальнейшего исследования, проверки иподтверждения результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1) Коммуникативнаякомпетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых дляпостроения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностноговзаимодействия.
2) Методыдиагностики коммуникативной компетентности, использованные при исследовании:тест «Оценкауровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)», тест на оценку самоконтроля вобщении(М. Снайдер) и тест оценки коммуникативных умений;
3) Гипотезанашего исследования предполагала, что ученики из городских школ обладают болеевысоким уровнем коммуникативной компетентности, чем ученики из сельских школ. Результатыисследования позволяют предположить, что уровень коммуникативной компетентностивыпускников городских школ выше уровня коммуникативной компетентности выпускниковсельских школ.
4) Однако,мы полагаем, что данная проблема требует дальнейшего исследования, проверки иподтверждения результатов.
Список используемыхисточников
1. АндрееваГ.М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 1996.– 376с.
2. БатаршевА.В. Диагностика способности к общению. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
3. БодалеваА.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»,Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996. – 256 с.
4. ЖуковЮ.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальнуюпсихологию. — М.: Смысл, 1996. – 373 с.
5. ЗотоваИ.Н. Характеристика коммуникативной компетентности// Известия ТРГУ.Тематический выпуск «Психология и педагогика» №13(68), Таганрог: 2006.-С.225-227
6. Общениеи оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М. — М.: 1987.– 297 с.
7. Основысоциально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.:Маждународная педагогическая академия, 1995. -412с.
8. ПетровскаяЛ.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989. — 216с.
9. Психологическиетесты. В 2 т. / под ред. А.А. Карелина. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – Т.2. – 248с.
10. РуденскийЕ.В. Социальная психология: Курс лекций. — М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ,1997. – 224 с.
11. СвенцицкийА.Л. Краткий психологический словарь. – М.: Проспект, 2008. – 512 с.
12. СвенцицкийА.Л. Социальная психология. – М.: Проспект, 2009. –336 с.
13. СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995.-736с.
14. Хрестоматияпо социальной психологии. Учебное пособие для студентов под редакцией КутасовойТ.- М.: Международная педагогическая академия,1994.-222с.
15. Человек:анатомия, физиология, психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь /под ред. А.С. Батуева, Е.П. Ильина, Л.В. Соколовой. – СПб.: Питер, 2007. -672с.
16. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/375/Компетентность
17. http://festival.1september.ru/articles/214521/
18. http://pervoklassnik.resobr.ru/archive/year/articles/2182/
19. http://psylib.org.ua/books/stolsam/txt07.htm